Акробатика разряды требования

Оглавление:

Нормативы и разряды по спортивной гимнастике

Нормативы для мужчин и мальчиков:

Нормативы для женщин и девочек:

Условия выполнения нормативов:

1. МС присваивается за выполнение нормы при выполнении программы МС (в квалификации и/или финале):

1.1 На чемпионате России или Кубке России.

1.2 На первенстве России среди юниоров (14-17 лет), юниорок (13-15 лет).

1.3 На Всероссийской Спартакиаде между субъектами Российской Федерации среди юниоров (16-19 лет), юниорок (14-17 лет).

1.4 Дважды в течение года: на всероссийских спортивных соревнованиях, включенных в ЕКП, среди мужчин, женщин, юниоров (14-17 лет), юниорок (13-15 лет), чемпионате федерального округа, двух и более федеральных округов, чемпионатах г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Всероссийской универсиаде среди юниоров (до 25 лет), юниорок (до 25 лет).

1.5 При участии в судействе спортивных соревнований: для спортсменов мужского пола – не менее 6 судей всероссийской категории; для спортсменов женского пола – не менее 4 судей всероссийской категории.

2. КМС присваивается за выполнение нормы:

2.1 При выполнении программы КМС (в квалификации и/или финале) на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации в возрастных группах: мужчины, женщины и юниоры (14-17 лет), юниорки (13-15 лет).

2.2 При выполнении программы КМС (в квалификации и/или финале) на Всероссийской Спартакиаде между субъектами Российской Федерации среди юниоров (14-15 лет), юниорок (13 лет).

2.3 При выступлении по программе МС (в квалификации и/или финале) на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации в возрастных группах: юниоры (14-17 лет), юниорки (13-15 лет).

3. I спортивный разряд присваивается за выполнение нормы при выполнении обязательной и произвольной программ по сумме баллов за указанные программы на официальных спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже межмуниципальных соревнований.

4. II спортивный разряд присваивается за выполнение нормы при выполнении обязательной и произвольной программ по сумме баллов за указанные программы на официальных спортивных соревнованиях любого статуса.

5. III спортивный разряд, юношеские спортивные разряды присваиваются за выполнение нормы при выполнении обязательной программы на официальных спортивных соревнованиях любого статуса.

6. Спортивные разряды присваиваются за выполнение нормы по программе соответствующего спортивного разряда, за исключением подпункта 2.3 настоящих условий выполнения.

7. Первенства России проводятся в возрастных группах: юниоры (14-17 лет), юниорки (13-15 лет), юноши (11-13 лет), девушки (9-12 лет).

8. Всероссийская Спартакиада между субъектами Российской Федерации проводится среди юниоров (16-19 лет), юниорок (14-17 лет), юниоров (14-15 лет), юниорок (13 лет), юношей (12-13 лет), девушек (11-12 лет).

9. Всероссийская универсиада среди юниоров проводится в возрастной группе до 25 лет

10. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований.

«ВоВиС» т. 294-48-83

Официальный сайт ГБУ СШОР водных и других видов спорта Выборгского района г. Санкт-Петербург.

Классификационная программа по спортивной акробатике

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ

  1. Каждое упражнение представляет собой набор обязательных и произвольных элементов парно-группового и индивидуального характера, выбранных из соответствующей Таблицы Трудности для каждой дисциплины.
    При составлении упражнений разрешается использование любых акробатических элементов, как включенных в Таблицы Трудности, так и не включенных в них.
    Элементы выполняются в любой последовательности в виде композиции под музыкальное сопровождение. В юношеских разрядах разрешается выполнение упражнения без музыки.
    Для разрядов с 3-го юношеского по 2-ой спортивный разряд включительно допускается максимальная продолжительность упражнения 2 минуты. Максимальная продолжительность композиций для 1-го спортивного разряда, КМС и МС составляет 2 минуты 30 секунд (согласно утвержденным правилам).
  2. В обязательных упражнениях (балансовое и динамическое) количество парно-групповых и индивидуальных элементов должно отвечать требованиям согласно Таблицы 1., а в произвольном комбинированном упражнении согласно правилам соревнований. При нарушении данного требования последует сбавка 1.0 балл.
  3. В произвольном комбинированном упражнении все партнеры должны выполнить 4 (четыре) индивидуальных элемента, два из категории 1 и два из категории 2. Один из элементов категории 2 должен быть сальто. За каждый невыполненный элемент или Специальное требование – сбавка 1.0 балл. Оценивается не более 6 (шести) индивидуальных элементов.
  4. Максимальная трудность отдельных элементов, как и общая трудность всего упражнения не ограничены.
  5. При пропуске или замене (одним или более партнёрами) парно-группового или индивидуального обязательных элементов снимается 1.0 балл за невыполнение специального требования.
  6. При составлении упражнений должны учитываться ограничения, специфические для каждой акробатической дисциплины в соответствии с утвержденными правилами.
  7. Один элемент может удовлетворять только одному требованию обязательного элемента. При выполнении специальных требований в упражнениях могут использоваться элементы, не расцененные в Таблицах Трудности или имеющие трудность 0 единиц.
  8. За каждую 1ед., недостающую до минимальной трудности упражнения, производятся сбавки из оценки за трудность:
    — 0.3 балла для Юношеских разрядов
    — 0.2 балла для 3 и 2 Спортивного разрядов
    — 0.1 балла для 1 Спортивного разряда и «КМС»

ТРЕБОВАНИЯ К СУДЕЙСТВУ

Судейство соответствуют утвержденному Своду правил и дополнениям Технического Комитета ФИЖ и Исполкома ФСАР.

  1. При выполнении упражнений по программе юношеских разрядов выставляется только оценка за технику исполнения и за трудность. Оценка артистизма не выставляется.
    При выполнении упражнений по программам, начиная с 3-го спортивного разряда, выставляются оценки за технику исполнения, артистизм и оценка за трудность.
  2. При выведении технической оценки учитываются сбавки за следующие нарушения:
    — Специальных требований,
    – лимита времени продолжительности упражнения,
    — при фиксации статических элементов,
    — при заполнении и подаче Тарифных листов (описаний),
    — при заступе за ограничительную линию ковра.
  3. Сбавка за разницу ростовых показателей партнёров пар/групп, выступающих по программе 1-го спортивного разряда, КМС (0.1 / 0.3) и МС(согласно правилам) производятся из общей оценки. В юношеских разрядах, а также во 2-ом и 3-ем спортивных разрядах сбавка за разницу в росте между партнерами не производится.

Данная программа разработана и составлена председателем Технического Комитета Винниковым Д.А.

Члены Технического Комитета ФСАР 2010-2013 годов внесли вклад в разработку данного документа.

Технический Комитет благодарит Исполком Федерации и всех тренеров, кто содействовал в его работе.

Акробатика разряды требования

Разрядные требования по акробатике

Игорь: Кто то помню искал.Вот на сайте http://akrobatika.narod.ru/prog27apr06.htm есть. На акробатической дорожке Группа базовой подготовки Упражнение №1 1 Кувырок вперёд прыжком 2 Прыжок ноги врозь, согнувшись. 3 Кувырок вперед прыжком 4 Подскок, переворот боком (колесо) Упражнение №2 1 Подскок, рондат, прыжок с поворотом кругом 2 Переворот боком (колесо) 3 Кувырок вперед прыжком 4 Прыжок с поворотом на 540° 5 Кувырок назад 3-й юношеский разряд 1. Переворот вперед 2. С подскока — рондат — прыжок вверх 2-й юношеский разряд 1. Рондат — фляк — фляк — прыжок вверх 2. Сальто вперед — переворот вперед 1-й юношеский разряд 1. Сальто вперед — рондат — фляк — фляк — прыжок вверх 2. Рондат — фляк — фляк — темповое 3-й взрослый разряд 1. Сальто вперед — Рондат — фляк — темповое 2. Рондат — темповое — фляк — сальто назад «Г» 2-й взрослый разряд 1. Сальто вперед — рондат — фляк — темповое — фляк — сальто назад Г» 2. Рондат — фляк — фляк — фляк — сальто с поворотом на 180° 1-й взрослый разряд 2 упражнения по международной программе для юношеских соревновании. Трудность каждого упражнения не ниже 2,5 балла За каждую недостающую 0 1 балла трудности, от окончательной оценки отнимается 0.2 балла.

Игорь: Полная версия требований на разряды смотрите здесь: http://akrobatika.narod.ru/Upr.htm

Димка: На МС и КМС напиши плиз.

NRG: 2-й взрослый разряд 1. рондат — фляк — сальто назад 2. Рондат — бланж это когда я сдавал было так. разумеется не в парной, а на дорожке

светланка: КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКЕ НА 2006-2010 ГОДЫ http://slil.ru/27486292

olgatol74: какая продолжительность музыкальной композиции по спортивной акробатике?

OlesyaANN: Света, Здравствуйте, вы дали ссылку на правила соревнования, но она не открывается, горит нет файла, помогите пожалуйста!!

Анастасия: olgatol74 пишет: какая продолжительность музыкальной композиции по спортивной акробатике? 2,5 минуты

Никитёнок: Уважаемые, акробаты! Прошу помощи, как чайник. Я не акробат, но ребёнок ходит на акробатику, выступает на соревнованиях и вот мне интересно, как в идеале должны выглядеть упражнения из 3 юношеского разряда. Какие ошибки грубые ,какие мелкие бывают? А то на разряд ребёнок сдал, но баллы какие-то невысокие, хотя всё сделал по-моему хорошо, другие выглядели более коряво, а баллы выше. Вот я и озадачен. Хочу разобраться, чтоб исправить ошибки, но их же знать надо, чтоб исправлять. Упражнения были такие: 1. 2 колеса 2.Рондат 3. Переворот Вольная программа (точно не помню,но там вроде бы-кувырок, мостик из положения лёжа, ласточка, «берёзка» (или как по-науке,не знаю ), колесо Может где есть видео с соревнований с хорошим выполнением этих упражнений? Спасибо за внимание.

Требования и условия их выполнения по виду спорта «акробатический рок-н-ролл»

Положение о специальных условиях/ требованиях предъявляемых к спортсменам, их выступлениям на соревнованиях, количеству туров и участников вида программы при проведении соревнований по акробатическому рок-н-роллу для присвоения соответствующих разрядов и званий.

«Для присвоения спортивного звания «Мастер спорта России» (МС):

  • возраст спортсмена на момент присвоения звания «Мастер спорта России» (МС) должен не менее 14 лет по году рождения;
  • на момент выполнения требований для присвоения звания «Мастер спорта России» (МС), спортсмен должен выполнить требования для присвоения разряда «Кандидат в мастера спорта» на соревнованиях по акробатическому рок-н-роллу;
  • в составе судейской коллегии соревновании должно быть не менее 3х судей, имеющих категорию не ниже «российской»;
  • звание «Мастер спорта России» (МС) может быть присвоено после присвоения разряда «Кандидат в мастера спорта» (КМС) по акробатическому рок-н-роллу;
  • при выступлении на соревнованиях в категории «М класс-микст» спортсмены обязаны продемонстрировать исполнение программы «обязательная» в соответствии с требованиями Всемирной Конфедерации Рок-н-Ролла (WRRC);
  • в категории «В класс-микст» (мужчины,женщины) спортсмены обязаны продемонстрировать исполнение не менее 3х акробатических элементов второй категории сложности «Акробатики»;
  • в категории «В класс-микст» (мужчины,женщины) спортсмены должны занимать 1-5е место (включительно) в российском рейтинге спортсменов акробатического рок-н-ролла в данной категории на начало соревнований, по результатам которых им присваивается звание «Мастер спорта России» (МС);
  • в категории «юниоры-международная» общее количество участвующих в соревнованиях пар должно быть не менее 40;
  • в категории «юниоры-международная» спортсмены должны занимать 1-10е место (включительно) в российском рейтинге спортсменов акробатического рок-н-ролла в данной категории на начало соревнований, по результатам которых им присваивается звание «Мастер спорта России» (МС);

Для присвоения спортивных разрядов: «Кандидат в мастера спорта России» (КМС),

I-взр. разряд, II-взр. разряд, III-взр. разряд.

  • в соревнованиях должны принять участие представители не менее трех субъектов Российской Федерации или общее количество участвующих в соревнованиях пар должно быть не менее 60;
  • в составе судейской коллегии соревновании должно быть не менее 3х судей, имеющих категорию не ниже «первой»;
  • на момент выполнения требований для присвоения какого-либо из разрядов (КМС, I-взр.,II-взр.,III-взр.), спортсмен должен выполнить требования для присвоения предшествующего разряда. Очередной спортивный разряд присваивается только после присвоения предшествующего (при отсутствии какого-либо разряда по акробатическому рок-н-роллу спортсмену присваивается наименьший разряд по соответствующей категории);
  • в категории «Формейшн-микст» (мужчины, женщины) во всех соревнованиях, кроме Чемпионата России, Кубка России, Всероссийских соревнований, включенных в ЕКП Росспорта должны принять участие не менее 3х команд-участников».

Классификационная программа по спортивной акробатике с 3 юношеского разряда по 2 взрослый разряд.. 44 Женские парные упражнения.. 46 Смешанные парные

2 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Пояснительная записка. 6 Спортивный отбор в акробатике 11 Факторы 11 Методика определения спортивной пригодности детей 5-7 лет при комплектовании в группы начальной подготовки 12 Отбор перспективных акробатов в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования 12 Методическое обеспечение программы Оптимальные возрастные границы становления спортивного мастерства юных акробатов. 13 Сенситивные периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств у юных спортсменов 14 Особенности структуры учебно-тренировочного занятия 15 Условия зачисления и отчисления в группы 15 Специфика вида спорта при комплектовании детей в спортшколу. 16 Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы 18 Учебно-тематический план 20 Характеристика этапов многолетней подготовки и их задачи 22 Группы начальной подготовки 26 Учебно-тренировочные группы 27 Группы спортивного совершенствования 30 Группы высшего спортивного мастерства 32 Содержание программы 33 Теоретические сведения 33 Физическая подготовка 34 Хореографическая подготовка 35 Техническая подготовка. 35 Психологическая подготовка. 39 Воспитательная подготовка.. 40 Инструкторская и судейская практика. 41 Педагогический контроль 42 Врачебный контроль и медицинское обеспечение 42 Восстановительные средства и мероприятия 43 Соревновательная деятельность

3 Классификационная программа по спортивной акробатике с 3 юношеского разряда по 2 взрослый разряд.. 44 Женские парные упражнения.. 46 Смешанные парные упражнения Мужские парные упражнения 55 Женские групповые упражнения Мужские групповые упражнения. 63 Программа для 1 взрослого разряда 66 Программа для Кандидатов в Мастера Спорта, Мастеров спорта России 67 Контрольно-переводные нормативы по спортивной акробатике ОФП 69 СФП 72 Литература 76 3

4 ВВЕДЕНИЕ За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и др. факторами. Недостаточная двигательная активность детей в общеобразовательных школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках, ДЮСШ, СДЮСШОР просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно- нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе неформального общения важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни. Спортивная акробатика один из популярных и зрелищных видов спорта. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения способствуют развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта. Спортивная акробатика сложно-координационный вид спорта, который даёт нагрузку на все мышечные группы. Мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры вот основа акробатических упражнений. Элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта. Акробатические упражнения составляют сложную и наиболее важную часть современных вольных упражнений спортивной гимнастики. Потребность ребенка в активных движениях полностью удовлетворяются занятиями спортивной акробатикой и помогают сформировать из него физически полноценного человека. Даже если в результате занятий спортивной акробатикой ваш ребенок не станет чемпионом, то результатом упражнений будет ни с чем несравнимое ощущение владения собственным телом. Для ребенка рекомендуется начинать занятия как можно раньше (оптимальный возраст для начала тренировок в группе начальной подготовки составляет 5-6 лет). Если начинать занятия акробатикой позже, то достичь отличной гибкости и растяжки юному акробату будет сложнее, и его спортивная карьера начнется значительно позже сверстников. Современные требования для десятилетних спортсменов заставляют браться за освоение программы для кандидатов в мастера спорта. 4

5 Спортивная акробатика молодой вид спорта согласно Единой Всероссийской Спортивной Классификации спортивное звание «Мастер Спорта России» присваивается с 14 лет, спортивный разряд «Кандидат в Мастера Спорта» с 10 лет, 1 спортивный разряд с 9 лет. Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера. Разница в возрасте между партнерами не должна превышать 6 лет. Специфика вида спорта состоит в том, что в составе пары, группы занимаются разные по возрасту спортсмены Допустимая разница в возрасте между партнерами 6 лет. И тренеру необходимо подбирать партнеров не только согласно возрасту, а так же учитывать росто — весовые показатели, антропометрические данные. Все это очень актуально при оценивании артистизма. Проблема вида спорта, что девочки (верхние) быстро растут, «оформляются», набирают вес, и у тренера стоит задача, как можно дольше сохранить подобранный состав, ведь меняя одну из партнерш приходиться порой начинать всю работу с нуля. И нижние девочки бывает за свою спортивную карьеру меняют 2-4 верхних, на что тратится время, за которое необходимо сработаться и подобрать необходимую программу, сменить композиции. 5

6 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из условий эффективной и качественной работы спортивной школы во многом зависит от реализуемых в учреждении дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование детей реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства (статья 26 Закона РФ «Об образовании»). Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности призвано реализовать индивидуально-личностные потенциалы детей и подростков, предоставляет возможность подрастающему поколению развивать средствами физической культуры и спорта не только физические способности, но и осуществлять планомерный процесс становления гармонично развитой личности. Среди большого многообразия средств решения этой задачи важное место занимает акробатика. Это объясняется не только доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных физических (быстрота, координация движений, выносливость и др.), психологических (мышление, внимание, усердие, воля к победе) качеств. Но и социальных свойств личности (коммуникабельность, дисциплинированность, чувство ответственности, умение брать ответственность на себя, умение вести других за собой или быть ведомым, ощущать себя частью целого коллектива и др.), что имеет важное значение в школьном возрасте. Образовательная программа составлена в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г , приказом Минобрнауки Российской федерации от г. 504 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», приложением к письму Росспорта от г. СК-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от г «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 27 «О введении в действие санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН », приказ Минспорттуризма и молодежной политики РФ от г. 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов и правил соревнований по спортивной акробатике. Данная программа разработана на основе типовой учебной программы «Акробатика» (М.: Советский спорт, 1991 год) авторы ЗТ РСФСР Анцупов Е.А. и Филиппова Г.С. А также в основу программы взят обобщенный многолетний передовой 6

7 опыт работы тренеров с юными акробатами, классификационные программы и научные исследования. Типовая государственная программа по спортивной акробатике издавалась в 1991г., она давно устарела и не соответствует современным требованиям, инновационным подходам, современным образовательным технологиям. А программы по спортивной акробатике (парно-групповой) в России вообще не существует, поэтому и сложилась потребность в разработке и принятии к действию такой программы, в помощь тренерскопреподавательскому составу. Учебная программа предназначена для всех типов спортивных школ ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ независимо от их ведомственной принадлежности, что позволяет дать всем тренерам-преподавателям единое направление в учебно-тренировочном процессе соответствующее принципам обучения и воспитания. Программа охватывает комплекс основных параметров подготовки спортсменов в процессе многолетней тренировки — от новичков до мастеров спорта международного класса. Предусматривается последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства занимающихся, преемственность в решении задач обучения базовым упражнениям и укрепления здоровья юных спортсменов, гармоничного развития личности, интереса к занятиям спортом и профилактики основных социальных недугов, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов и подготовки к активной трудовой деятельности. В программе раскрываются основные аспекты содержания учебнотренировочной и воспитательной работы, приводятся примерные планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый учебный материал, система контрольно-перевордных нормативов и требования для перевода занимающихся в группы более высокой спортивной квалификации. В программу включены следующие разделы: введение, пояснительная записка, учебно-тематический план. Содержание программы раскрыто через различные стороны подготовки: теоретическую, физическую (общую и специальную), техническо- тактическую (хореографическую), психологическую. А так же в разделах: воспитательная работа, инструкторская и судейская практика, педагогический контроль, врачебный контроль и медицинское обеспечение, восстановительные средства и мероприятия, методическое обеспечение, библиографический список. Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социальное развитие ребенка, укрепление его физического и психического здоровья, адаптацию к условиям современной жизни. Актуальность программы в том, что она направлена на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. 7

8 Новизна и педагогическая целесообразность. Отличительная особенность данной программы заключается в изменении способов и позиции работы педагогов в детском коллективе, когда содержание образования это нормальное становление ровеснических отношений в детском обществе, а знания и умения являются формой и материалом, способствующим становлению образовательных и общечеловеческих возможностей подрастающего поколения. Цель данной программы — сформировать первоначальное представление и углубленное обучение детей спортивной акробатике в доступной для них форме, используя современные образовательные технологии. Программа направлена на решение следующих задач: — сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств обучающихся и необходимых спортсмену двигательных навыков: ловкости, гибкости, силы, координации движения, сохранение равновесия; — создание стойкого интереса к занятиям, определение избранного вида акробатики, воспитание спортивного характера; — формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания; — расширение двигательного опыта посредством использования и освоения физических упражнений; — развитие творческих способностей спортсменов, духовного, нравственного совершенствования; — всестороннее развитие физических качеств обучающихся, повышение уровня культуры движений, овладение техникой элементов, упражнений, комбинаций, приобретение соревновательного опыта; — повышение уровня функциональной подготовленности, освоение допустимых тренировочных нагрузок, приобретение судейских и инструкторских навыков; — формирование межличностных отношений в группе детей; — формирование чувства партнерства, требующей наличия межличностного доверия в группе, способов договоренности и форм согласия действовать вместе, в результате чего появляется согласованное общее действие и общий темп выполнения работы. Минимальный возраст зачисления в спортивную школу составляет -7 лет. Сроки реализации данной программы 14 лет. Обучение по данной программе включает занятия парно-групповой акробатикой наряду с освоением основ хореографии, танца, прыжков на батуте, акробатической дорожке. Многолетняя спортивная подготовка реализуется на этапах: начальной подготовки (НП- до 2-х лет), в учебно-тренировочных группах (УТГ- до 5-ти лет), группах спортивного совершенствования (ГСС- до 3-х лет) и высшего спортивного мастерства (ВСМ- весь период). 8

9 Основной формой проведения учебной работы в группах является учебно-тренировочное занятие, проводимое в соответствии с утвержденным расписанием под руководством тренера преподавателя. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико- восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебнотренировочных сборах инструкторская и судейская практика. Учебный материал изложен в методической последовательности, начиная с групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства, с учетом анализа опыта работы по подготовке спортсменов. Прохождение учебного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей и степени физической и технической подготовленности занимающихся. Учебный материал программы состоит из теоретического и практических разделов. Занятия спортивной акробатикой, как и занятия, любым видом спорта и физической культурой, должны проводиться систематически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. Урок — тренировка эта общепринятая и наилучшая форма проведения занятий должен строиться и проводиться по определенному плану, соблюдая структуру. Основная задача тренера воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств. Количество занимающихся в группе спортсменов различно. Оно зависит от этапа подготовки. Акробатические элементы приходится неоднократно повторять с каждым учеником, что занимает много времени. В чрезмерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и ученики теряют интерес к занятиям. Поэтому чем выше уровень спортсменов, тем меньше их количество в группе, поскольку они требуют повышенного внимания со стороны тренера. Учебно-тренировочные занятия проводятся в специализированном спортивном зале, соответствующем размерам по высоте 9-10 метров, ширине не менее 20 метров, длине не менее 40 метров, освещенности и др. показателям. Спортивный зал для занятий спортивной акробатикой должен быть оборудован специальным гимнастическим пружинным ковром размером 14х14м, гимнастическими матами, кубами, страховочной подвесной лонжей, стоялками, хореографическим станком, тренажерами, гимнастической стенкой, скамейками, батутом, акробатической дорожкой. Основными формами контроля являются: педагогический контроль и учет, медицинский контроль, ежедневный самоконтроль спортсмена, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. С целью контроля за освоением учебного материала, полнотой реализации данной образовательной программы, в конце учебного года обучающиеся 9

10 допускаются к сдаче промежуточной и итоговой аттестации в форме проведения контрольно-переводных нормативов по ОФП, СФП и теоретической подготовке, участия в соревнованиях, начиная с этапов начальной подготовки и показательных выступлениях. Не малую роль для реализации программы имеют педагоги тренерыпреподаватели. Перечень работников занятых в реализации программы: тренерыпреподаватели, включая старшего, тренеры -преподаватели отвечающие за хореографию, тренеры-преподаватели по ОФП, инструкторы по физической культуре и спорту, спортсмены-инструкторы, психологи, массажисты, медицинские работники. По окончанию освоения программы акробаты должны: Знать: 1) Историю развития спортивной акробатики в городе, крае, России; 2) Основы гигиенических требований при занятиях спортивной акробатикой; 3) Технику безопасности при занятиях спортивной акробатикой. 4) Правила соревнований и судейства, нормы и условия выполнения спортивных званий и разрядов; Уметь: 1) Составлять и проводить тренировку; 2) Судить школьные соревнования; 3) Вести дневники самоконтроля и самоанализа; 4) Оказывать помощь в страховке; 5) Заполнять оценочный лист программы (описание). СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В АКРОБАТИКЕ Спортивный отбор (СО) — предмет теории и методики спорта, в том числе и акробатики, направленный на изучение способностей и предпосылок к занятиям избранным видом спорта с целью достижения возможно более высоких результатов. В системе многолетней подготовки акробатов СО носит комплексный характер. Выделяют три основных вида: Первый — начальный отбор, который связан с определением склонности к занятиям спортивной акробатикой и зачислением в группы начальной подготовки. Второй, с целью отбора наиболее перспективных спортсменов для проведения с ними углубленной специализированной подготовки. Третий, осуществляемый систематически на протяжении всего периода занятий спортом отбор акробатов в сборные команды города, края, России 10

11 для участия в соревнованиях. В связи с этим основным предметом отбора являются три взаимосвязанные группы факторов. Факторы «спортсмен» «тренер» «среда» Спортивная одаренность, здоровье, физическое развитие, особенности телосложения, общая и специальная физическая подготовка, психофизиологические особенности, техническая подготовленность, психика, характер. Уровень квалификации, тренера, его профессионализм, специализация, личностные особенности. Условия деятельности и жизни, семья, в которой живут, трудятся, участвуют в соревнованиях тренер и акробаты. Методика определения спортивной пригодности детей 7 лет при комплектовании групп начальной подготовки Под спортивной пригодностью имеется в виду уровень индивидуальных способностей человека, позволяющий ему с пользой для здоровья и общего развития выполнять в процессе занятий и соревнований разрядные требования. Степень пригодности начинается с освидетельствования ребенка врачом, который должен дать медицинское заключение о показаниях (противопоказаниях) занятиям спортивной акробатикой. Объектом внимания тренеров при определении степени пригодности становятся, прежде всего, показатели «внешних данных» и их оценка с позиций сложившихся представлений о предпочтительных для данного вида спорта росто -весовых показателях, телосложении, уровне развития физических качеств, координационных способностях, и особенно важны показатели «внешних данных» родителей ребенка и др. признаках. Отбор перспективных акробатов в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования Занятия в группах УТ и СС связаны с прогрессирующим увеличением сложности программы обучения и, соответственно, объемов и интенсивности учебно-тренировочной работы. В связи с этим возникает необходимость определения перспективности занимающихся по ряду критериев, а именно: 1. Состояние здоровья. 2. Степень соответствия внешних данных. 11

12 3. Способность без особых ограничений в питании поддерживать оптимальный вес и работоспособность. 4. Техническая подготовленность, артистизм выполнения упражнений. 5. Специальная физическая подготовка. 6. Динамика спортивных результатов за последний год. 7. Личностные особенности (целеустремленность, волевые качества, трудолюбие, терпение, смелость, чувство коллективизма). МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно-тренировочные занятия в отделениях спортивной акробатики строят- на основании данной программы. Учебный материал изложен в методической последовательности — с групп начальной подготовки до групп высшего спортивного мастерства с учётом многолетнего передового опыта работы по подготовке юных спортсменов и результатов научных исследований. Учебный материал состоит из теоретического и практического разделов. Теоретические занятия во всех группах рекомендуется проводить в форме бесед продолжительностью мин, по возможности с демонстрацией наглядных пособий. По отдельным темам материал можно излагать в виде лекций и докладов. Темы: гигиена, закаливание, оказание первой медицинской помощи; спортивный массаж — рекомендуется проводить совместно с врачом. На практических занятиях следует дополнительно разъяснять спортсменам отдельные вопросы техники акробатических элементов, методики обучения и тренировки, правил соревнований, используя при этом наглядные пособия, видеоматериалы и компьютерные программы. Учитывая, что наиболее способные спортсмены через 3-4 года тренировки достигают уровня 1 спортивного разряда, через 4-5 лет КМС, через 5-7 лет- МС, а через 8-10 лет МСМК, учебный материал изложен с учетом возраста и стажа занимающихся. Приведенные данные могут варьироваться, так как зависят от состояния имеющейся тренировочной базы, наличия современного оборудования, квалификации тренерского состава, подбора спортсменов и др. Таблица 1 Оптимальные возрастные границы становления спортивного мастерства юных акробатов Оптимальные границы возраста(лет) Стаж занятий (лет) I разряд X X X X КМС МС МСМК 12

13 X X 17 и более 10 X Прохождение учебного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей занимающихся. На этапе предварительной подготовки, в группах начальной подготовки (7-8 лет) необходимо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. В этом возрасте функции и системы организма немного отстают в развитии, а опорно-двигательный аппарат еще слаб, наступает быстрая утомляемость при выполнении одних и тех же упражнений. Невелика и прочность опорного аппарата. Рекомендуется широко использовать подвижные игры с применением усвоенных акробатических элементов, упражнения по общей и специальной физической подготовке, развивающие гибкость, быстроту и ловкость. На этапах начальной спортивной специализации (1-2-й год обучения в учебно- тренировочных группах) и углублённую специализацию в избранном виде (3-4-5-й год обучения в учебно-тренировочных группах) (9-13 лет). При подборе средств и методов подготовки, дозировке и определении объёма, интенсивности тренировочных нагрузок по технической, общей и специальной физической подготовке следует учитывать, что у детей этого возраста сердечно-сосудистая система обладает большей устойчивостью и приспосабливаемостью, емкость легких становится больше. Увеличивается мышечная масса, но силовые параметры юного спортсмена еще недостаточно подготовлены к длительным силовым напряжениям. Идет развитие нервной системы. Также надо иметь в виду, что дети этого возраста переоценивают свои силы и возможности, а к 13 годам у девочек в связи с наступлением полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций, физических и особенно координационных способностей. Этот возраст является наилучшим для развития быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации движений. При построении тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования, планируя тренировочные и соревновательные нагрузки, тренер-преподаватель должен понимать, что в этот период у детей лет происходит ускоренный рост тела, быстро растут кости рук и ног, сердечнососудистая система хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Увеличивается объём мышц и силовые показатели. Продолжается окостенение хрящевой ткани, но разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек имеется. В это время быстро и прочно формируются двигательные навыки и повышается устойчивость к общей работоспособности. У девочек заканчивается половое созревание, а у мальчиков начинается. В связи с этим у мальчиков в этот период частично нарушаются координационные способности. На этапе спортивного совершенствования с группами высшего спортивного мастерства открываются более широкие возможности при подготовке спортсменов высокого класса. В этот период (17-18 лет) у 13

14 занимающихся продолжается усиленный рост мышечной массы и костной системы. Процесс окостенения еще не заканчивается. У девушек слабее развивается мускулатура плечевого пояса. Завершается формирование суставов, в связи с чем затрудняется освоение упражнений на гибкость. Таблица 2 Сенситивные (чувствительные) периоды развития росто-весовых показателей и физических качеств у юных спортсменов Морфолого-функциональные показатели и физические качества Возраст (лет) Рост X X X X Вес X X X X Сила X X X X Быстрота X X X X X X Скоростно-силовые X X X X X X X качества Выносливость (аэробные возможности) X X X X X Скоростная выносливость Анаэробные возможности X X X Гибкость X X X X X X Координационные X X X X способности Равновесие X X X X X X X X X X X X X Особенности структуры учебно — тренировочного занятия После проведения общей разминки необходимо выделить время (до 10 мин) на индивидуальную разминку, где применяют специальные упражнения, задача которых — подготовка к выполнению упражнений в основной части урока. В основной части занятия изучают и совершенствуют технику парногрупповых элементов (пирамид и бросков). Изучение и совершенствование должно производиться с соблюдением дидактических принципов: последовательности (от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному), повторности, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, что повысит эффективность педагогической управляемости тренировочным процессом. Количество повторений каждого упражнения или соединения элементов должно быть таким, чтобы было обеспечено формирование устойчивого двигательного навыка. 14

15 УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ И ОТЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ Для зачисления и перевода обучающихся в группу следующего года обучения в ДЮСШ и СДЮШОР (СДЮСШОР) создаются аттестационные комиссии, состоящие из председателя (директор школы, заместитель директора) и членов комиссии (инструктор — методист, старший тренерпреподаватель и тренеров-преподавателей экзаменуемых групп). Учебные группы комплектуются с учётом физической и спортивнотехнической подготовленности, возраста, выполнения разрядных требований, результатов промежуточной и итоговой аттестации, участия в соревнованиях. Испытания по теоретической подготовке проводятся в учебнотренировочных группах — 5 года обучения, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства путем тестирования на определенные вопросы. На обучение в ДЮСШ или СДЮШОР (СДЮСШОР) могут приниматься переводом обучающиеся из других образовательных учреждений спортивной направленности. Начало учебного года устанавливается с 1 января. Для перевода из одной учебной группы в другую, как правило, более высокой подготовленности, обучающиеся должны успешно выполнить переводные нормативы и требования по видам подготовленности. Занимающиеся, не выполнившие установленные данной программой требования, по окончанию учебного года в последующую группу не переводятся и, в исключительных случаях, могут быть отчислены. Прием на обучение в ДЮСШ или СДЮШОР (СДЮСШОР) осуществляется по заявлению кандидата на обучение или его родителей (для несовершеннолетних), ксерокопии свидетельства о рождении, либо паспорта. А также при наличии медицинской справки соответствующей формы об отсутствии противопоказаний для занятий избранным видом спорта, а в течение всего периода обучения необходим медицинский контроль, который осуществляется по договору со спортивно — физкультурным диспансером. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача- педиатра и согласие родителей. На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и прошедших необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее 1 года и выполнивших разрядные требования. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения 15

16 обучающимися контрольно-переводных нормативов по ОФП и разрядных требований. На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие или подтвердившие спортивный разряд КМС. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. СПЕЦИФИКА ВИДА СПОРТА ПРИ КОМПЛЕКТОВАНИИ ДЕТЕЙ В СПОРТШКОЛУ В УТГ по спортивной акробатике могут быть зачислены дети, имеющие допуск врача и соответствующий возраст, согласно учебному режиму школы. При этом, тренируясь в одном составе, например женской группе, спортсмены будут числиться в разных УТГ. И главное в этом разделении возраст учащихся. Например: Женская группа верхняя- 10 лет, средняя -15лет, нижняя- 16 лет, все спортсменки числятся в разных УТГ, согласно их возрасту. Еще один из основных моментов в групповых упражнениях это смена партнера. Например, тренируясь в женской паре верхняя выросла, выполнила разряд МС и уже стала большая для работы верхней. Она автоматически переходит вниз, т.е. становится в роли нижней. И тренер подбирает ей маленькую девочку (верхнюю) и, несмотря на то, что она уже МС, в новом составе она может тренироваться по программе КМС, или даже по юношеским разрядам, так как ее верхняя еще «новичок» и «неопытная». Таким образом, нижняя автоматически переходит в другую УТГ, теряя при этом разрядную квалификацию. Тем более, самое важное при подборе партнеров в групповых упражнениях это разница в возрасте между партнерами, которая должна составлять не более 6 лет. Это прописано в правилах соревнований по спортивной акробатике. Хочется так же отметить, что смена партнеров в спортивной акробатике это частый процесс, так как акробатика молодой вид спорта. Уже в летнем возрасте девочки заканчивают свою спортивную карьеру. Юноши занимаются дольше лет. Занимаясь акробатикой, нужно постоянно следить за своим весом это основное правило для занятий этим замечательным видом спорта. В спортивной акробатике при наборе нужны как 5-7 летние дети, так и 9-13 лет. Вновь пришедшие дети зачисляются в группу по итогам контрольных нормативов. А также по решению тренерского совета. Учащиеся, которые выполнили все условия учебного режима, согласно их возрасту и разряду переводятся в другие группы. Спортсмены групп СС и ВСМ, в случае смены состава, вида дисциплины, а также изменившие программу с КМС и МС на юношеские разряды, по решению педагогического совета могут продолжать обучение 2 года в этой же группе, при условии за установленный срок подтянуться до 16

17 программы 1, КМС. И, наоборот, учащиеся, выполнившие более высокий разряд, могут быть зачислены в старшую группу. Учащиеся, выполнившие более высокий разряд, могут быть зачислены в группу старшего возраста при допуске врача. Разрядные требования выполняются на специальных соревнованиях (первенстве ДЮСШ, СДЮШОР (СДЮСШОР) или ее отделений, на официальных классификационных соревнованиях). Результаты соревнований фиксируются в классификационной книжке и личной карточке спортсмена лицом, ответственным за проведение соревнований, и являются основанием для учета спортивных результатов при комплектовании групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Учащиеся, не выполнившие те или иные требования, на следующий год обучения не переводятся, но по решению педагогического совета школы могут продолжать обучение на том же этапе подготовки, но не более одного года (кроме учащихся групп высшего спортивного мастерства). Учащиеся, не выполняющие требования учебно-тренировочного режима или индивидуального плана (для групп СС, ВСМ), за грубое поведение и пропуски занятий по неуважительным причинам, не прошедшие медицинский осмотр в течение учебного года могут быть переведены в группу резерва или отчислены из спортивной школы, приказом директора по школе. НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ Учебный план для ДЮСШ и СДЮШОР (СДЮСШОР) предусматривает динамику роста спортивных результатов при переходе от одного этапа подготовки к следующему и основывается на следующих показателях: возраст занимающихся, год занятий в школе, спортивный разряд, количество учащихся в одной группе, количество учебных часов в неделю. Данные показатели для каждого этапа и групп подготовки отражены в режиме учебно-тренировочной работы в таблице 3. 17

18 Таблица 3 Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы, в ДЮСШ и СДЮШОР (СДЮСШОР) по спортивной акробатике Наименование этапа обучения Год обучения Минимальный возраст для зачисления, лет Верхний — нижний Макс.разница между партнерами 6 лет Минимальное кол-во учащихся в группе Максимальное кол-во учащихся в группе Максимал ьное колво учебных часов в неделю Требования по физической и спортивной подготовке на конец учебного года НП выполнение КПН по ОФП и СФП выполнение КПН по ОФП и СФП УТГ выполнение КПН по ОФП и СФП на всех этапах обучения 3юн.- 2юн юн.-1 юн юн.-3 взр взр.-2взр взр.,1 взр., КМС СС КМС КМС МС ВСМ Весь период МС-МСМК 18

19 Примечания. 1. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида, периода и задач подготовки. 2. Общегодовой объём учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. 3. При объединении в одну группу занимающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности разность в уровнях их спортивного мастерства не превышает двух разрядов, а их количественный состав на этапах высшего спортивного мастерства, спортивного совершенствования, учебнотренировочном этапе, человек с учётом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. 4. По всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планируется в зависимости от календаря спортивно-массовых мероприятий и в соответствии с учебным планом. Учебный план рассчитан на 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель активного отдыха (спортивно-оздоровительный лагерь) и индивидуальной работы. Структура учебного плана таб.4 для ДЮСШ и СДЮШОР (СДЮСШОР) разработана в соответствии с основными положениями дополнительной образовательной программы: этапы подготовки (обучения), года обучения, разделы тренировки, объёмы недельной нагрузки и общей нагрузки на учебный год для учебной группы. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, — четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день — трех академических часов. Продолжительность одного академического часа — 45 минут. 19

20 Таблица 4 Примерный учебно- тематический план для отделений спортивной акробатики ДЮСШ и СДЮШОР (СДЮСШОР) Группа Теорети ческая подготов ка ОФП СФП хореография (СДП) Избранный вид Тактичес-кая и психологическая подготовка Инструкторская и судейская практика Контрольные нормативы Соревнования Восстановительные мероприятия НП НП УТГ УТГ УТГ УТГ УТГ ССМ ССМ ССМ ВСМ кол-во часов за год 20

21 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ ЗАДАЧИ Современная концепция многолетней подготовки акробата высокой квалификации предполагает длительность тренировочного процесса лет от новичка до мастера спорта и мастера спорта международного класса. В последние десятилетия наблюдается постоянное снижение возраста достижения высокого спортивного мастерства. Молодежные составы сборных команд стали достигать уровня международного класса в лет программа AGE (1 спортивный разряд). По программе мастеров спорта могут выступать начиная с 12 лет, а присваивается данное спортивное звание по достижению возраста 14 лет. С распространением передовых методов подготовки спортсменов, особенно в видах спорта, связанных с искусством выполняемых движений, может наблюдаться некоторое смещение возрастных границ периодов тренировки. При этом, если наиболее талантливые спортсмены опровергают устоявшиеся каноны, то основная группа мастеров спорта сохраняет общие тенденции и закономерности многолетней подготовки акробатов. Основными принципами многолетней подготовки, наиболее полно отражающими специфику данного вида спорта, являются принципы этапности, индивидуализации и системности. Следование данным принципам обеспечивает преемственность целей и задач, методов и средств подготовки, содержания учебных, классификационных и соревновательных программ, развития функций и систем организма, положительный перенос двигательных навыков. Многолетний процесс подготовки спортсменов охватывает 6 этапов: 1) предварительной подготовки (группы начальной подготовки 1и 2 года обучения); 2) начальной спортивной специализации (учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения); 3) углубленной тренировки в избранном виде (учебно-тренировочные группы 3,4 и 5 года обучения); 4) спортивного совершенствования (1,2 и 3 года обучения); 5) высшего спортивного мастерства (весь период), Основные задачи и направленность этапов многолетней подготовки акробата — этап ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (группы начальной подготовки 1-2-го годов обучения) Решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья и физическое развитие учащихся, развитие необходимых спортсмену двигательных навыков: ловкости, гибкости, силы, умения координировать движения, сохранять равновесие, 21

22 — знакомство с основами гимнастической школы движений, создание стойкого интереса к занятиям спортивной акробатикой, воспитание спортивного характера, подготовка и выполнение нормативных требований по ОФП соответствующей возрастной группы; — этап НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (учебнотренировочные группы 1-2-го годов обучения) Решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья и дальнейшее всестороннее развитие физических качеств занимающихся, — повышение уровня культуры движений, овладение техникой акробатических элементов, упражнений, специфических терминов, комбинаций, приобретение разносторонней физической подготовленности и соревновательного опыта, определение вида спортивной акробатики, выполнение нормативных требований по ОФП и СФП соответствующей возрастной группы, выполнение массового спортивного разряда на соревнованиях школьного, городского уровня; — этап УГЛУБЛЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ИЗБРАННО ВИДЕ СПОРТИВНОЙ АКРОБАТИКИ (учебно-тренировочные группы 3-5-го годов обучения) Решаются следующие основные задачи: — всестороннее развитие, совершенствование общих и специальных физических и волевых качеств. Совершенствование техники выполнения упражнений в избранном виде, повышение уровня функциональной подготовленности, освоение допустимых тренировочных нагрузок. — приобретение соревновательного опыта и судейских навыков, выполнение нормативов переводных испытаний по ОФП и СФП соответствующей возрастной группы. — выполнение и подтверждение I спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта России (в конце этапа) классификационной программы на соревнованиях городского, краевого, федерального и Всероссийского уровня; — этап СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (группы спортивного совершенствования 1 3-го годов обучения) Решаются следующие основные задачи: — поддержание высокого уровня общих и специальных физических качеств, достижение технико-тактического совершенства, освоение повышенных тренировочных нагрузок, накопление соревновательного опыта, приобретение инструкторских навыков, получение звания «Юный судья», подтверждение программы кандидата в мастера спорта и выполнение классификационной программы мастеров спорта России на соревнованиях краевого, федерального, Всероссийского и международного уровня; — этап ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА (весь период) Решаются следующие основные задачи: — дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, достижение высоких спортивных результатов на Федеральных, Российских и международных соревнованиях, совершенствование инструкторских и 22

23 судейских навыков, подтверждение норматива мастера спорта России, выполнение норматива мастера спорта России международного класса. Тренировочный процесс каждого года обучения состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Каждый период имеет свои цели и задачи, в соответствии с которыми применяют те или иные наиболее эффективные средства и методы тренировки. Продолжительность периодов зависит от состояния (оперативного, текущего и этапного) занимающихся и календаря соревнований. В группах начальной подготовки и 1-2- го годов обучения в учебно — тренировочном этапе учебный процесс строится без деления на периоды. В этих группах учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних соревнований по контрольным нормативам различных разделов ОФП и СФП, особенно в период проведения спортивно-оздоровительных лагерей. В учебно-тренировочных группах 3-5-го годов обучения учебный процесс целесообразно разделить на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный. В группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства учебный процесс может состоять, например, из 5 периодов: 2 подготовительных, 2 соревновательных и переходного. Переходный период совпадает, как правило, с летним сезоном. Основные задачи подготовительного периода: всесторонняя физическая подготовка, разучивание и становление техники отдельных элементов и «связок», упражнений, изучение программы соответствующего разряда, специальная техническая, хореографическая и прыжковая подготовка, теоретическая и психологическая подготовка, становление спортивной формы акробата. Составление композиций, воспитание спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости. Длительность периода может составлять от двух до пяти месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Основные задачи соревновательного периода: стабилизация и совершенствование техники элементов, исполнительского мастерства целостных соревновательных программ (композиций), достижение высокого уровня спортивной формы, психологическая подготовка и успешное выступление на главных соревнованиях года. Общая продолжительность этапа составляет примерно 5-7 месяцев. Основные задачи переходного периода: постепенное снижение тренировочной нагрузки, переключение на активный отдых с применением средств оздоровления и общей физической подготовки. Спортсмены переключаются на другие виды спорта: легкую атлетику, плавание, прыжки в воду, спортивные и подвижные игры, поддержание достигнутого уровня ОФП и СФП и технической подготовленности. Учебно-тренировочный процесс может проводиться в спортивно-оздоровительном (загородном или городском) лагере, где организуются туристские походы, создаются все 23

24 необходимые условия для проведения восстановительных мероприятий со спортсменами. А также в конце переходного периода проведение учебно тренировочных сборов, для перехода в подготовительный период. Общая продолжительность этапа составляет примерно 1-2 месяца. Таблица 5 Ориентировочные показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле Количество соревнований, стартов 1. Первенство ДЮСШ, СДЮСШОР Начальной подготовки Этапы подготовки Учебно-тренировочный Спортивного совершенствования 1-2-й год 1-2-й год 3-5-й год 1-3-й год Первенство города Первенство региона, области, края Первенства России Всероссийские соревнования 6. Чемпионаты, региона, области, края Кубок России, чемпионат России

25 ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Начальная подготовка 1 года обучения (7 лет) Режим занятий: 2ч по 3 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Изучение задатков и способностей детей для занятий спортивной акробатикой; 2. Воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям данного вида спорта; 3. Всесторонняя физическая подготовка. Развивать гибкость, координацию движений, ловкость. Специальная физическая подготовка; 4. Участие в школьных соревнованиях (Первенство школы). Всего часов 312 ОФП 137 СФП 61 Хореография 42 Акробатические упражнения 52 Контрольные нормативы 13 Соревнования 7 Начальная подготовка 2 года обучения (8 лет) Режим занятий: 3ч по 3 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Укрепление здоровья; 2. Развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости; 3. Воспитание волевых качеств; 4. Создание стойкого интереса к занятиям данного вида спорта. 4. Овладение основами техники выполнения базовых акробатических элементов; 5. Познание основ хореографии; 6. Участие в школьных соревнованиях (Первенство школы). Всего часов 468 ОФП 150 СФП 108 Хореография 92 Акробатические упражнения 98 Контрольные нормативы 13 Соревнования 7 Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапе начальной подготовки: — сохранение стабильности состава занимающихся; — расширение двигательных возможностей; — динамика роста индивидуальных показателей физического развития и подготовленности занимающихся; 25

26 — уровень освоения основ техники занимающимися в избранном виде акробатики. Учебно-тренировочные группы 1 года обучения (9 лет) Режим занятий: 3ч по 4 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Дальнейшее всестороннее развитие физических качеств; 2. Повышение уровня культуры движений; 3. Освоение разрядных нормативов по спортивной акробатике 3, 2 юношеского разрядов классификационной программы; 4. Изучение задатков и способностей детей и определение для них дисциплины спортивной акробатики; 4. Участие в школьных (Первенство школы), городских (Первенство города), краевых (первенство и кубок края) соревнованиях. Всего часов 624 Теория 6 ОФП 160 СФП 125 Хореография 120 Акробатические упражнения 175 Тактическая и психологическая подготовка 10 Контрольные нормативы 18 Соревнования 10 Учебно-тренировочные группы 2 года обучения (10 лет) Режим занятий: 3ч по 4 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Развитие координационных способностей; 2. Овладение техникой выполнения акробатических упражнений, поддержек, пирамид, ловлей, соскоков; 3. Приобретение соревновательного опыта; 4. Выполнение норматива 2, 1 юношеского разрядов классификационной программы; 5. Совершенствование хореографической подготовки, артистизма; 6. Участие в школьных (Первенство школы), городских (Первенство города), краевых (первенство и кубок края), федеральных (первенство Сибирского Федерального округа) соревнованиях. Всего часов 728 Теория 8 ОФП 170 СФП 130 Хореография 123 Акробатические упражнения 257 Тактическая и психологическая подготовка 10 Контрольные нормативы 18 26

27 Соревнования 12 Учебно-тренировочные группы 3 года обучения( 11 лет) Режим занятий: 3ч по 6 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Повышение уровня функциональной подготовленности; 2. Углубленная тренировка в избранной дисциплине; 3. Получение инструкторских и судейских навыков; 4. Выполнение норматива 1 юношеского и 3 взрослого разрядов классификационной программы; 5. Участие в школьных (Первенство школы), городских (Первенство города), краевых (первенство и кубок края), федеральных (первенство Сибирского Федерального округа). Всего часов 832 Теория 8 ОФП 147 СФП 139 Хореография 130 Акробатические упражнения 294 Тактическая и психологическая подготовка 12 Инструкторская и судейская практика 14 Контрольные нормативы 22 Соревнования 14 Восстановительные мероприятия 52 Учебно-тренировочные группы 4 года обучения( 12 лет) Режим занятий: 3ч по 6 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Совершенствование техники избранного вида акробатики, соревновательной программы; 2. Изучение новых элементов; 3. Достижение запланированных результатов, выполнение нормативов 3 и 2 спортивного разрядов; 4. Формирование навыков самосовершенствования, самопознания, самостраховки; 5. Воспитание у детей умения взаимодействовать в микроколлективе; 6. Совершенствование волевых качеств; 7. Участие в школьных (Первенство школы), городских (Первенство города), краевых (первенство и кубок края), федеральных (первенство Сибирского Федерального округа), всероссийских (всероссийские турниры, первенства России) и международных соревнованиях. Всего часов 936 Теория 11 27

28 ОФП 139 СФП 139 Хореография 130 Акробатические упражнения 387 Тактическая и психологическая подготовка 20 Инструкторская и судейская практика 16 Контрольные нормативы 26 Соревнования 16 Восстановительные мероприятия 52 Учебно-тренировочные группы 5 года обучения (13 лет) Режим занятий: 3ч по 6 раза в неделю. Основные задачи этапа: 1. Совершенствование соревновательных программ; 2. Изучение новых элементов и соединений; 3. Участие в соревнованиях; 4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок; 5. Выполнение норматива 2, 1 спортивного разрядов, КМС классификационной программы; 6. Привлекать детей к самостоятельному проведению занятий, в том числе с младшими воспитанниками; 7. Участие в городских (Первенство города), краевых (первенство и кубок края), федеральных (первенство Сибирского Федерального округа), всероссийских (всероссийские турниры, первенства России) и международных соревнованиях (международные турниры, первенства мира, Европы). Всего часов 1040 Теория 14 ОФП 139 СФП 145 Хореография 140 Акробатические упражнения 472 Тактическая и психологическая подготовка 20 Инструкторская и судейская практика 16 Контрольные нормативы 26 Соревнования 16 Восстановительные мероприятия 52 Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на учебнотренировочных этапах: — динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в соответствии с индивидуальными особенностями; 28