Военная летная пенсия решения суда

Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 2007 г. № 443-О-П «По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 563-О по жалобам граждан Барсукова Бориса Юрьевича, Богдана Сергея Леонидовича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение ходатайства Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О, установил:

1. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О, вынесенном по жалобам ряда граждан на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оспариваемые заявителями законоположения, сохраняющие условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384, в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, не допускают возможность исключения из специального стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсию за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава, а также не позволяют вводить различия в оценке приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приводящие к неравенству в установлении и выплате им трудовых пенсий.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации принял во внимание, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств, рассчитываемых исходя из получаемого в период военной службы денежного содержания (довольствия) и установленных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При таких условиях включение в специальный стаж, дающий работникам летно-испытательного состава право на льготное пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава приводило бы к назначению данной категории граждан пенсий в системе обязательного пенсионного страхования с учетом периодов, не обеспеченных страховыми платежами, и в размерах, не соотносящихся с суммами страховых взносов, учтенных на их индивидуальных пенсионных лицевых счетах, что не согласуется с требованиями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым должна обеспечиваться реализация предписаний Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75, статьями 79 и 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», установил особый порядок исполнения данного Определения, предписав федеральному законодателю определить порядок возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации соответствующих затрат — при том что он вправе установить и новые условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава (в том числе в рамках профессиональной пенсионной системы), — и обеспечить введение необходимого правого регулирования в срок не позднее 1 июля 2007 года.

В своем ходатайстве в Конституционный Суд Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации, выражая сомнение в том, что правовое регулирование порядка возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета соответствующих затрат будет осуществлено федеральным законодателем своевременно и, следовательно, может затруднить реализацию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года N 563-О, просит Конституционный Суд Российской Федерации ответить на следующие вопросы:

с какой даты следует включать в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, периоды военной службы в должностях летного состава, — с даты принятия указанного Определения (2 ноября 2006 года), с даты введения федеральным законодателем правового регулирования возмещения из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации затрат, связанных с включением в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава времени военной службы в должностях летного состава (1 июля 2007 года), либо с момента возникновения у данной категории граждан права на пенсию за выслугу лет, но не ранее вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1 января 2002 года);

с какой даты производить подобный зачет в случае, если федеральный законодатель не обеспечит своевременное установление надлежащего правового регулирования, вытекающего из указанного Определения;

с какой даты следует выплачивать пенсии, назначенные работникам летно-испытательного состава, в том числе при продолжении летно-испытательной работы, с учетом которой она устанавливалась, — с даты принятия Определения (2 ноября 2006 года) либо с момента установления пенсии, но не ранее вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (1 января 2002 года)?

2. Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, когда в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.

По общему правилу, акты, признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации, утрачивают силу с момента провозглашения решения Конституционного Суда Российской Федерации или с наступлением иного срока, указанного в решении. Это в полной мере относится и к порядку вступления в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд Российской Федерации, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции Российской Федерации, выявляет их конституционно-правовой смысл. Если же Конституционный Суд Российской Федерации в самом решении определяет особый порядок его вступления в силу, сроки и особенности исполнения, то действуют специальные правила, предусмотренные таким решением.

Выявив в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-O конституционно-правовой смысл положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации указал на необходимость установления особенностей его исполнения и обязал федерального законодателя осуществить соответствующее правовое регулирование и ввести его в действие к указанному Конституционным Судом Российской Федерации сроку, а именно не позднее 1 июля 2007 года.

Таким образом, именно с этой даты должно быть обеспечено применение положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в их конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 563-О. До введения такого правового регулирования сохраняются без каких-либо изменений, согласно пункту 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшие до вступления названного Федерального закона в силу условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» — в части, касающейся пенсионного обеспечения за выслугу лет работников летно-испытательного состава, и Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384), из которых следует, что реализация права на назначение данной пенсии не предполагает возможность ее выплаты в период работы (службы), с учетом которой она установлена.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Из Определения от 2 ноября 2006 года N 563-О следует, что пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, предусматривающее включение в специальный стаж периодов военной службы в должностях летного состава, должно производиться на основе правового регулирования, которое надлежит установить федеральному законодателю с учетом выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла положений пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и которое подлежит введению в действие с 1 июля 2007 года. До введения такого правового регулирования сохраняются без каких-либо изменений условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, действовавшие до вступления названного Федерального закона в силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Перерасчет пенсии

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Я пенсионер МО РФ. Военный штурман первого класса (приказ Главкома ВВС № 00185 от 11 октября 1957 года). Непрерывный летный стаж — 25 календарных лет. В 1968 г. должность была сокращена, и я был назначен на должность преподавателя тактики ВВС и общей ЦКПУАК. Уволен 28.02.76 г. Пенсия назначена из оклада преподавателя. Имею ли я право на перерасчет пенсии с учетом классности?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. № 941 (с последующими изменениями и дополнениями) в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Это общее правило.

Имеются и исключения из данного правила, в том числе и для летного состава: офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

По похожему вопросу рассматривалось дело в суде (Решение от 02. ноября 2011 года № 2-2409/11), в котором судом указано следующее:

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года 3 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ пенсии назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года № 396 утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено увеличение должностных окладов военнослужащим, проходившим военную службу и работникам (сотрудникам), проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории » летчик (штурман)» » летчик (штурман) -инструктор второго, первого классов», «летчик (штурман) -снайпер», » бортовой специалист второго, первого класса», » бортовой специалист-мастер», при этом квалификационные категории » Бортовой специалист третьего, второго и первого классов» и «бортовой специалист-мастер» введены этим положением впервые. Классификация членов экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) ранее производилась в соответствии с Инструкцией о порядке проведения классификации офицеров инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил СССР, занимающих должности инженера и техника и входящих в экипажи самолетов и вертолетов, утвержденной приказом Министра обороны СССР 1987 года № 0112. Этой Инструкцией введен порядок проведения классификации, приближенный к порядку применяемому для летчиков и штурманов.

В 1990 году приказом министра обороны СССр № 0190 введена в действие Инструкция, которая установила единый порядок, нормы и требования для определения квалификации летчиков, штурманов, инженеров и техников, выполняющих свои обязанности в полете.

Приказом министра обороны СССР от 15 марта 1991 года № 063 в приказ Минобороны СССР № 0190 внесены изменения и в дальнейшем порядок присвоения (подтверждения) членам экипажей воздушных судов (кроме летчиков и штурманов) квалификационных категорий изменился и стал максимально приближен к порядку, установленному для определения классности наземных специалистов, которая проводилась в соответствии с приказом Министра обороны 1990 года № 080. Для присвоения впервые введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года №396 квалификационных категорий бортовых специалистов этим нормативным актом введены новый порядок и более высокие требования, чем те, которые по-прежнему используются при квалификации военнослужащих нелетных специальностей. Учитывая, что с 1987 года по 1991 года другие члены экипажей воздушных судов (бортовые инженеры и техники офицерского состава) квалифицировались в соответствии с порядком, сходным для определения квалификации летчиков и штурманов, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 года №611 в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 396 внесены изменения, предусматривающие, что Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации распространяется на летный состав, которому были присвоены квалификационные категории в порядке, установленном для летчиков и штурманов, до вступления в силу настоящего Положения.

Подпунктом «д» пункта 1 приказа Министра обороны РФ № 288 и руководителей других силовых ведомств от 12 июля 2007 года «О мерах по совершенствованию работы по определение квалификации летного состава государственной авиации» предусмотрено производить перерасчет ранее назначенных пенсий гражданам, уволенным с военной службы и занимавшим ранее:

— воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность);

— должности офицеров, относящиеся к должностям бортовых инженеров и бортовых техников, и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетомувеличения окладов по этим должностям за соответствующую классность,присвоенную в порядке, установленном для летчиков и штурманов.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что право на повышение в должности увеличением за квалификацию категорию и право на перерасчет пенсии с учетом этого обстоятельства имеют не все члены экипажей воздушных судов, а лишь те, кому классная квалификация присвоена в порядке, установленном для летчиков и штурманов, который существовал в период с мая 1987 года по март 1991 года. Квалификационная категория бортовых специалистов присваивалась в период с мая 1987 года по март 1991 года приказами Главнокомандующих ВВС, войсками ПВО и ВМФ, а военного инженера (техника) — мастера» — приказами Министра обороны СССР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 396 с изменениями утверждено Положение об определении квалификации летного состава государственной авиации, которым предусмотрено присвоение квалификационных категорий летному составу и увеличение им окладов по воинской должности, в том числе и бортовому специалисту 1 класса в период с 1 января 2000 года на 20 %, с 1 января 2006 года на 35 %, бортовому специалисту 2 класса в период с 1 января 2000 года на 10 %, с 1 января 2006 года на 25 %,бортовому специалисту мастеру в период с 1 января 2000 года на 30 %, с 1 января 2006 года на 45 %.

В Вашем случае следует внимательно изучить содержание приказа соответствующего должностного лица по личному составу о Вашем переводе на нелетную должность, уяснить причину перевода. Она должна полностью соответствовать условиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941:

– перевод офицера производиться по состоянию здоровья или возрасту;

– перевод осуществляется с летной работы на должность с меньшим должностным окладом;

– на день перевода офицер имеет выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.

В тексте приказа о переводе должна быть запись о том, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 офицер имеет право на исчисление пенсии из оклада по летной должности при последующем увольнении с военной службы.

Для сохранения указанного права при переводе офицера на должности с меньшим должностным окладом приказ по личному составу о переводе оформляется с «льготным боковиком».

Если при Вашем переводе указанные условия были соблюдены, то при последующем увольнении с военной службы Вы будете получать пенсию из расчета оклада по летной должности с учетом надбавки к должностному окладу за классность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» от 23 мая 2000 года № 396 (с последующими изменениями и дополнениями). Мои рекомендации подать мотивированное заявление в ВК и просить произвести перерасчет.

Кто имеет право на военную пенсию?

Правом на получение военной пенсии обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, а также лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в указанных выше органах (ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).

Обратите внимание!

Военная пенсия с учетом общего трудового стажа назначается при одновременном соблюдении всех условий:

— на момент увольнения с военной службы военнослужащий достиг 45-летнего возраста;

— на момент увольнения с военной службы военнослужащий имеет общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба.

Последние новости об увеличении минимальной выслуги лет, необходимой для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет можно читать здесь.

Как считается выслуга лет для назначения военной пенсии?

Порядок исчисления выслуги лет для назначения военных пенсий установлен постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации»

Онлайн калькулятор военной пенсии поможет Вам рассчитать военную пенсию бывшим военнослужащим, имеющих только военную выслугу,

Онлайн калькулятор смешанной военной пенсии считает военную пенсию, для лиц, которым назначена военная пенсия с учетом наличия у них гражданского стажа, который учитывается при назначении военной пенсии.

Примечание:

Оба калькулятора учитывают понижающий коэффициент в военной пенсии, установленный 43 настоящего Закона и увеличение военной пенсии с 1 февраля 2017 года, а также на любую дату, начиная с 2013 года. Калькуляторы расчета военной пенсии учитывают также надбавку за классность (классную квалификацию) в военной пенсии для летного состава и районный коэффициент.

Обратите внимание!

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитываются периоды службы как в календарном исчислении (один год службы за один год), так и на льготных условиях (один месяц службы за шесть месяцев, один месяц службы за три месяца, один месяц службы за два месяца, один месяц службы за полтора месяца, один месяц службы за один и одну треть месяца, один день службы за три дня, один день службы за полтора дня).

Как определяется размер пенсии?

Размер военной пенсии устанавливается:

— лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

— лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (т.н. «смешанная пенсия»): за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия (ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Примечание:

Согласно части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,… указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.

Размер

понижающего коэффициента в военной пенсии

Год выплаты пенсии

Плановый размер коэффициента в военной пенсии (%)

Фактический размер коэффициента в военной пенсии (%)

Примечание

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ

с 1 октября 2015 года — 66,78

с 1 февраля 2016 года — 69,45

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 367-ФЗ

с 1 февраля 2017 года — 72,23

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ

С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

*Действие указанной части второй статьи 43 Закона приостановлено:

— с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. (Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 397-ФЗ) с 1 января 2015 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года — 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия.

— с 1 января 2016 г. до 1 января 2017 г. (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 367-ФЗ) с 1 февраля 2016 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 69,45 процента от размера указанного денежного довольствия.

— с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. – (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ) с 1 февраля 2017 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

— с 1 января 2018 г. до 1 января 2019 г. – (Федеральный закон от 05 декабря 2017 г. № 365-ФЗ) с 1 февраля 2018 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона, составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Из таблицы видно, что военные пенсионеры станут получать военную пенсию в полном размере только начиная с 2035 года, если только законодателем не будет и дальше указанный коэффициент повышаться опережающими темпами. При этом Правительство РФ своим распоряжением от 29 сентября 2017 г. N 2088-р внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Указанный законопроект предусматривает, что понижающий коэффициент в военной пенсии не будет отменен, а останется на прежнем уровне — 72,23% от соответствующих сумм денежного довольствия (оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет) военнослужащих, учитываемых при назначении военной пенсии. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «Вместе с тем, законопроектом не предусматривается отказ от увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона.» , что оставляет надежду на то, что военные пенсии могут быть увеличены при увеличении денежного довольствия военнослужащих в 2018-2020 годах.

Следует особо отметить, что положения части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении лиц (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, это значит, что указанные категории граждан уже сейчас получают свои немаленькие пенсии в полном размере.

Между тем, Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях обращал внимание на то, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня 2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О). Полагаем, что установленные законодателем различия в пенсионном обеспечении указанных категорий военнослужащих не имеют объективного и разумного оправдания, а потому противоречат Конституции РФ. Однако у Конституционного Суда РФ на этот счет другая позиция. Конституционный Суд РФ в своем определении от 24.03.2015 года № 592-О так обосновал свой отказ, признать указанное законоположение не соответствующим Конституции РФ: «Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если такие различия являются оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (постановления от 15 марта 2005 года № 3-П и от 9 февраля 2012 года № 2-П). Что касается особенностей учета денежного довольствия при исчислении пенсий судьям Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорским работникам (в том числе военнослужащим органов военной прокуратуры) и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионерам из числа указанных лиц и членам их семей (часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ), выражающихся в том, что положения оспариваемой нормы в отношении указанных лиц не применяются, то установление такого регулирования, обусловленного спецификой их правового статуса, является прерогативой законодателя и не затрагивает права граждан, не относящихся к названным категориям.» К сожалению, Конституционный суд РФ в указанном определении не разъяснил в чем заключается специфика правового статуса указанных лиц, которая позволяет законодателю проводить такую дифференциацию в правовом положении.

Согласно подпункт «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» ежегодно военные пенсийи должны увеличиваться не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, однако, как отмечает в своем докладе Уполномоченный по правам человека в РФ на практике это требование не исполняется.

Какие суммы учитываются при назначении военной пенсии?

Пенсии, назначаемые указанным лицам и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад, как правило, по последней (крайней) занимаемой воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Обратите внимание!

Как правило, военная пенсия назначается от оклада по последней перед увольнением с военной службы воинской должности (должностного оклада). В отдельных случаях, когда это предусмотрено действующими правовыми актами или когда это было предусмотрено ранее действующими документами, военная пенсия может (могла) быть исчислена от более высокого оклада по ранее занимаемой должности, если при издании приказа о переназначении военнослужщего на другую воинскую должность оформлялось пояснение к такому приказу, так называемый «боковик», в котором указывалось на возможность исчисления военной пенсии от оклада по воинской должности, которую военнослужащий занимал до перевода (переназначения).

Пример: Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет (п. 9 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941).

Примечание:

В тех случаях, когда указанные пояснения к приказу, позволяющие назначать военные пенсии от более высоких окладов по воинским должностям, которые военнослужащие занимали до переназначения не оформлялись, могут быть оформлены позже, путем внесения соответствующих изменений в приказ о переводе (переназначении) военнослужащего на низшую воинскую должность.

Если Вам нужна помощь военных юристов для инициирования процесса внесения изменения в приказ о переназначении на другую воинскую должность для получения права на назначения военной пенсии от более высокого оклада по ранее занимаемой воинской должности, Вы можете обратиться к нам.

Каков порядок назначения военной пенсии?

Заявления с необходимыми документами о назначении пенсий подаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации

(ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Заявления и поступившие вместе с ними документы рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (ст. 52 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…)..

Военные пенсии назначаются военнослужащим со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении (ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Обратите внимание!

Сумма пенсии, начисленная пенсионеру, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Какие удержания могут производиться из военной пенсии?

Удержания из военной пенсии производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии (ст. 62 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…).

Как выплачивается военная пенсия при выезде за границу?

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами (ст. 64 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…)..

Как происходит назначение пенсии бывшим гражданам Украины, ставшим гражданами России после присоединения Крыма?

Согласно разъяснению Департамента социальных гарантий Минобороны РФ в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям, при этом руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, было поручено установить исходя из окладов по типовым воинским должностям военнослужащих размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих. При установлении указанных окладов необходимо руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов.

Указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 180/3/390 был определен порядок установления тарифных разрядов по воинским должностям с 01 июля 2002 г. исходя из тарифных разрядов, существовавших до этой даты.

В соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2002 г. № 180/13/1-1065 данный порядок установления тарифных разрядов был распространен и на категорию военных пенсионеров.

В последующем, Министром обороны Российской Федерации 28 декабря 2002 г. был утвержден Уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Перечень) и указаниями Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. № 180/21/424 дано распоряжение начальнику Главного финансово-экономического управления — заместителю Министра обороны Российской Федерации при тарификации нетиповых воинских должностей офицеров, уволенных с военной службы, для установления размеров пенсий руководствоваться указанным Перечнем (в дальнейшем приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2003 г. № 0033) с признанием утратившими силу указаний Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 180/3/390.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. № 0049 с 01 октября 2003 г. введен в действие новый штатно-тарифный перечень воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в соответствии с которым оклады по не поименованным в нем воинским должностям военнослужащих, уволенных с военной службы до 01 июля 2002 г., устанавливаются Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Российской Федерации (правопреемник Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации) применительно к окладам по аналогичным должностям, указанным в перечне, а приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2003 г. № 0033 признан утратившим силу.
В дальнейшем, 03 декабря 2012 г., указанное соответствие воинских должностей было согласовано Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кто имеет право на увеличение военной пенсии?

Ветеранам боевых действий в соответствии с ст. 45 «г» и ст. 46 ч. 1 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия за выслугу лет дополнительно повышается на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 указанного Закона. Согласно части первой статьи 46 Закона расчетный размер пенсии устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. На сегодняшний день размер социальной пенсии равен 3 626 рублей 71 коп., таким образом, военная пенсия ветеранам боевых действий выплачивается с увеличением (увеличивается) на 1160 руб. 55 коп.

Положено ли увеличение (индексация) военной пенсии работающим военным пенсионерам?

Пенсии, назначаемые в соответствии Законом О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу. выплачиваются полностью независимо от наличия у военных пенсионеров заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, не выплачиваются только надбавки к пенсии, предусмотренные для неработающих пенсионеров пунктом «б» статьи 17 и статьей 24 указанного Закона (ст. 57 Закона).

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»

Кто имеет право на вторую «гражданскую пенсию»

Военные пенсионеры, достигшие общеустановленного пенсионного возраста по старости (в настоящее время мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), имеющие трудовой (страховой) стаж (в 2015 году он составляет 6 лет, а начиная с 1 января 2016 года будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024), который не был учтен при назначении военной пенсии, имеют право на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Об увеличении с 1 января 2018 года пенисонного возраста читать здесь=>

Продолжительность

страхового стажа, необходимого бывшему военному (военному пенсионеру) для назначения второй пенсии — страховой

пенсии по старости*

Год назначения страховой пенсии по старости

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона (лет)

Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, необходимая для назначения страховой пенсии по старости