Оглавление:
Деятельность детских социальных приютов на современном этапе
Детский приют как социальная служба
Приют – социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».
Цель приюта – оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте – 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, — социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.
В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы – 4 – 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) [14, стр. 150-151].
Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.
Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют – сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 – 5 лет), так и над девочками 13 – 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети – круглые сироты (14%), родители – инвалиды (19%) или психически больные.
Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.
Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.
Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.
При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.
Первый этап в работе с детьми – изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.
Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.
· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;
· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;
· наблюдение за ребенком в адаптационный период.
Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.
Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.
После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.
Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:
1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;
2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;
3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;
4. формирование навыков ответственного поведения;
5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.
Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.
После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.
Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) [19, стр. 37-39].
Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 – сектора опеки горисполкома, 4 – территориального центра обслуживания населения (всего – 62,5 штатной единицы).
Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.
Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.
Организация работы социального приюта в составе СПЦ
Преимущество работы приюта в составе социально-педагогических центров очевидно. Основное назначение приютов, как известно, — это реабилитация детей и работа с семьей по возвращению ребенка домой или же поиск и подбор альтернативной семьи. Поэтому работа приюта тесно переплетается с работой сектора по охране детства и социально-педагогических учреждений.
Дети попадают в поле зрения социальных служб задолго до того, как их размещают в приют. И, естественно, органы охраны детства и СПЦ уже работают с этой семьей, связываются с различными организациями, учреждениями образования, сельскими советами и т.д. В этом случае помещение ребенка в приют является продолжением систематической работы с семьей, когда пребывание ребенка в семье становится небезопасным для ребенка или же ситуация в семье (материальные условия, временная недееспособность родителей) требует оказания немедленной помощи семье и детям. Можно выделить следующие преимущества приюта работающего в составе СПЦ:
1. в то время, когда ребенок попадает в приют, семья и ее социальные проблемы уже исследованы социальными педагогами и психологами СПЦ;
2. изучены возможности и ресурсы семьи;
3. известен круг контактных лиц, тех, кто наиболее важен для ребенка (родственники, друзья, учителя), и это способствует более успешной реабилитации;
4. обследованы дети, изучены их индивидуальные особенности, проблемы (в том числе психологические, учебные, проблемы со здоровьем);
5. дети продолжают общаться с уже знакомыми лицами (психологами, социальными педагогами), сохраняются их привязанности, и они более полно получают эмоциональную поддержку;
6. есть возможность для работников приюта в полной мере использовать опыт специалистов СПЦ для работы с семьей, а также изученные ресурсы биологического окружения;
7. есть возможность на более глубоком уровне, совместно со специалистами СПЦ работать с биологической семьей;
8. работа по подбору, обучению замещающей семьи организована специалистами СПЦ, и появляется возможность выбирать обученных кандидатов для приемного ребенка и вместе со специалистами СПЦ грамотно подготовить ребенка для передачи его в приемную семью.
Кроме того, специалисты СПЦ и приюта совместно работают по реабилитации биологической семьи, по восстановлению детско-родительских отношений, по проблемам возвращения ребенка в родную семью, что дает возможность более успешно осуществлять этот процесс.
Таким образом, при организации работы приюта в условиях СПЦ наблюдается системность и преемственность в работе, возможность использовать профессиональный опыт специалистов СПЦ, пользоваться ранее полученными сведениями, источниками рекламы банком данных, опираться на кадровый потенциал СПЦ.
Совместная работа специалистов, совместные методические объединения, возможность профессионального совершенствования и взаимозаменяемость, а также доступ к материальной базе СПЦ и сеть контактов социальных педагогов и психологов делают процесс реабилитации и возвращение детей в семью более организованным и реальным.
В ситуации, когда штатное расписание зависит от условий и финансовых возможностей регионов, в которых они открываются, не всегда имеется возможность вводить достаточное количество специалистов (психологов, социальных педагогов, медиков) для работы с детьми и семьями. Поэтому использование ресурсов СПЦ снимает проблему нехватки штатных единиц в приютах.
Приют является временным учреждением пребывания ребенка. Изъятие из семьи – это всегда болезненный процесс, и очень важно пребывание ребенка в приюте сделать как можно менее стрессовым. В этой ситуации все имеет значение: помещение и оборудование, обстановка и уют. Важно условия пребывания детей приблизить к домашним. Поэтому значение имеет расселение детей в приюте. Наиболее приемлемыми для психологического комфорта являются двухместные и трехместные комнаты. В условиях небольших приютов (10-15 человек) это сделать несложно. Даже небольшой опыт работы социального приюта в составе СПЦ показывает, что лучшим способом размещения является семейный принцип, т.е. дети, изъятые из одной семьи, размещаются в одной комнате. При этом сохраняются эмоциональные привязанности детей, поддерживаются родственные связи, частично сохраняется первичный мир для детей и ситуация взаимоотношений, менее болезненно ощущается разрыв с домом, дети могут сохранить и поддержать семейный микроклимат (семейный альбом, домашние общие вещи, общие темы для обсуждения).
Наблюдение показывает, что с детьми из одной семьи, живущими вместе легче установить эмоциональный контакт и педагогам приюта. Дети быстрее привыкают к новым условиям жизни, эмоционально-положительно реагируют на окружающих взрослых, чувствуют себя более защищенными и принятыми. Кроме того, находясь рядом, дети поддерживают друг друга в социально-бытовых умениях и навыках, в поведении и в сложных жизненных ситуациях. Важно и то, что педагоги и психологи через взаимоотношения детей могут наблюдать ситуацию в семье, появляется возможность одновременно общаться с детьми, проще организовать встречи и общение с биологическими родственниками. Однако необходимо четко изучить ситуацию взаимоотношений между детьми перед размещением их в приют. В том случае, если между детьми наблюдаются резко отрицательные отношения, негативизм, агрессивность, следует разделить их при расселении.
Большое значение имеет создание собственного личного пространства для каждого ребенка. Поэтому очень важно продумать уголок для каждого ребенка: кровать, тумбочку, личную полочку для одежды, место, где он может повесить фотографии, положить любимые предметы и игрушки, побыть наедине.
Ребенок, изъятый из семьи, как правило, испытывает шок, беспокойство неуверенность в себе, недостаток доверия. Очень часто разделение с родителями вызывает у детей злость, зависть, обиду, возмущение. Такие дети требуют к себе гораздо больше внимания. Их по-новому надо учить верить в свои силы, мыслить, общаться, справляться со стрессом и разочарованием, бороться со страхами и переживаниями, учить строить будущие отношения [18, стр. 82-85].
Таким образом, успешность реабилитации в приюте будет зависеть от многих факторов, в том числе от правильно организованной обстановки, условий проживания, отношения к детям и их семьям, профессионализма сотрудников и системности всей работы.
Как организовать свой детский дом
Детские дома семейного типа являются хорошей альтернативой государственным учреждениям для детей-сирот. В таких домах детей воспитывает супружеская пара, за которой закрепляется опекунское право. А малыши воспринимают семейную пару как маму и папу.
Какими бывают семейные детские дома?
Среди детских домов семейного типа выделяют следующие виды.
Семейный городок может состоять примерно из 8-10 домов, которые заняты одно-двумя семьями. Возле этого городка строится целый поселок, в котором находятся досуговый центр, школа, садик, пункт оказания медицинской помощи, спортивные площадки. Родители в каждой семье, помимо наличия собственных детей, имеют и несколько приемных, опекунами которых и являются.
Семейный детский дом, в отличии от городка, располагается всего лишь в одном частном доме, к которому прилегает земельный участок. Организация такого дома происходит на территории обычного жилого поселка. Семейным детским домом принято считать ту семью, которая взяла на воспитание более 6 детей из приюта. Для этих семей государством предусмотрено получение частного дома или квартиры.
Что нужно для оформления детского дома?
Если супруги хотят получить статус семейного детского дома, им нужно оформить опеку над детьми в количестве от 6 до 10 человек. Но общее количество детей вместе с их родными должно быть не более 12. Возраст приемных детей может быть от 0 до 18 лет. Но после десятилетнего возраста ребенка эта процедура возможна лишь с его согласия. Кроме того, нужно получить разрешение от представителей социальной защиты и руководства того сиротского учреждения, где до этого находился ребенок.
Обратитесь с заявлением в местные органы опеки, предоставив необходимые документы:
- оригинал и копии паспортов супругов;
- копия свидетельства о браке;
- выписки из трудовой книжки;
- медицинское заключение установленного образца;
- копии свидетельств об образовании.
Если вы получите положительный ответ на ваш запрос, будьте готовы к тому, что органами опеки ведется постоянный мониторинг жизни детей. Сотрудники опекунского совета с целью контроля периодически посещают детей, интересуются условиями жизни в доме семейного типа, проверяют, на сколько добросовестно опекуны выполняют свои обязанности. Такой контроль связан с тем, что помимо сиротского пособия, которое получает каждый ребенок, опекуну выплачивается зарплата от государства.
- Как правильно организовать благотворительный концерт
Зачастую, не каждый правильно понимает, какой истинный смысл несет в себе благотворительный концерт. Ведь это мероприятие призывает общественность помочь людям, которые нуждаются .
Как живут дети в приемных семьях?
Все мы прекрасно знаем о том, что не те родителями нам считаются, что родили нас, а те люди, которые смогли нас воспитать. Сколько людей воспитывают приемных детей? Задавались ли .
Как организовать волонтерское движение
Слово «волонтер» в переводе с французского обозначает доброволец, т.е. тот, кто может помочь другому. Если же одному волонтеру оказать помощь не удается, то такую .
В Политехническом институте теперь есть свой компьютеризированный класс для студентов-инвалидов
Международный день инвалидов стал таким днем, который отмечает благотворительными акциями цивилизованный мир, Украина не стала исключением. В КПИ появился целый компьютерный .
Как организовать благотворительную акцию
Организация акции благотворительности дело благое, но требующее разработки всех многосторонних особенностей мероприятия. Определить неординарность события, заручившись .
Как оформить приют для детей
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.
В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.
Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.
Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.
Социальные приюты — это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции — обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным,
например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют — сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5-5 лет), так и над девочками 13-15 лет 1 . 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.
Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.
Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети — круглые сироты (14%), родители — инвалиды (19%) или психически больные 2 .
Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.
Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательно убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть определенными психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении
реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родителях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельствование о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации.
Ниже представлены образцы документации, которая поможет педагогу собрать о ребенке необходимую информацию.
Осмотр ребенка при поступлении в приют
(памятка для педагогов-воспитателей и медицинских работников)
Целью первичного осмотра является выявление у ребенка, поступающего в приют, инфекционных или паразитарных заболеваний, неинфекционных заболеваний или повреждений, представляющих опасность для жизни и здоровья ребенка, угрозу для заражения других детей, а также выявление признаков жестокого обращения с ним.
Схема осмотра ребенка
- Опрос ребенка и выявление имеющихся жалоб.
- Оценка санитарно-гигиенического состояния одежды ребенка.
- Измерение температуры тела.
- Осмотр волосистой части головы:
- выявления вшей и гнид (у старших детей с этой же целью осматривается лобковая область);
- выявление стригущего лишая (трихофитии), при этом на волосистой части головы имеются ограниченные участки кожи с отрубевидным беловато-серым шелушением и с черными точками обломанных волос;
- наличие участков облысения от вырванных волос вследствие дурного обращения, дефекты костей черепа, шрамы.
- Осмотр носа, зева, слизистой рта и зубов: наличие выделений из носа;
- наличие гиперемии (покраснения), налетов на зеве, высыпаний на слизистой щек, зева;
- обратить внимание на состояние зубов (кариес, наличие выбитых зубов);
- наличие порезов, разрывов во рту и на губах.
- Осмотр глаз:
- наличие желтушной окраски склер; наличие гнойных выделений из глаз; наличие кровоизлияний в глазные яблоки.
- Осмотр ушей для выявления гнойных или кровянистых выделений.
- Осмотр кожных покровов для выявления:
- изменения окраски — желтушности, бледности, цианоза (синюшности);
- высыпаний, обращая внимание на их характер, расчесов;
- чесоточных ходов;
- различных повреждений — синяков, кровоподтеков, ссадин, рубцов, язв, следов ожогов. Необходимо обратить внимание на давность повреждений, стадии развития синяков и заживления ран, их локализацию.
- Осмотр лимфоузлов — шейных, подмышечных, паховых: их увеличение и болезненность.
- Осмотр рук и ног: наличие заболевания ногтей; болезненность и ограниченность объема движений в конечностях и суставах, наличие «щадящих» поз; наличие отеков, припухлостей, покраснений суставов, изменения длины конечностей.
- Признаки заболеваний внутренних органов: кашель, затрудненное, учащенное или свистящее дыхание; наличие подозрительных выделений из половых органов; изменение цвета мочи и характера стула.
- Оценка психического состояния ребенка.
Во время осмотра следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка на окружающее: активность, вялость, заторможенность или безучастность. В процессе беседы следует оценить фон настроения ребенка: наличие у него депрессии или суицидальных высказываний.
Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте
- Точный адрес, телефон.
- Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ребенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.
- Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.
- Данные о родителях:
- ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
- МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не работает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
- Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение дошкольных или школьных учреждений.
- Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.
- Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдельной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища.
- Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей.
- Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.
- Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пренебрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физическое и сексуальное насилие.
- Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.
- Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.
Социальная карта ребенка, находящегося в приюте
Воспитатели челябинского приюта сами водили детей на свидания с педофилом Серёгой
Следователи в Челябинске разбираются в вопиющем случае халатности воспитателей детского дома. Выяснилось, что в одном из интернатов насиловали сирот. Тревогу забили приемные родители, которые взяли оттуда на усыновление ребят. Дети рассказали, что к ним часто наведывался в гости посторонний мужчина, который склонял их к интимным отношениям.
О похождениях странного гостя в детском доме знали многие сотрудники. Но педофила словно пытались не замечать. Бывшая сотрудница интерната говорит, что мужчина приходил часто и покупал детям конфеты и семечки.
Задержанному подозреваемому 51 год. В социальных сетях он не скрывал своей дружбы с детьми. На его странице десятки фотографий с воспитанниками интерната на природе. На снимках, на первый взгляд, ничего странного: вместе они рыбачат, жарят на костре картошку. Если не учитывать тот факт, что для сирот-подростков взрослый мужчина не воспитатель, не учитель и не опекун. В списках волонтеров, которые помогают детскому дому, его имя тоже не значится. Как он появился в жизни ребят сейчас выясняют следователи.
Директор интерната уже уволена. Официально это она сообщила правоохранителям о насилии над воспитанниками. Хотя вопиющие факты вскрыли приемные родители, которые приняли подростков в свою семью. После того, как между усыновителями и детьми сложились доверительные отношения, мальчики рассказали, чем заканчивались встречи со взрослым мужчиной в камышах на озере.
Сейчас приемные родители понимают, почему усыновить подростков из этого интерната было так не просто. Сотрудники учреждения будто специально затягивали все процедуры оформления опекунства и не хотели отдавать детей. Дело сдвинулось с мертвой точки только после вмешательства уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области.
Пострадавшими от действий насильника значатся семеро детей и подростков. С ними сейчас работают психологи. Мальчики рассказали, что на свидания с педофилом иногда их водили и сами воспитатели. Родители не исключают, что это был настоящий бизнес, и за сексуальные встречи с детьми сотрудники интерната получали деньги: пострадавшие подростки видели, как Серёга так они называли обидчика передавал купюры воспитателям. Эту информацию проверят правоохранители. Четверо педагогов на время следствия отстранены от работы.
Интернат, в котором по предварительной версии, на протяжение двух лет насиловали детей, считается коррекционным. У некоторых воспитанников есть проблемы с психикой. Возможно, это и развязало воспитателям руки. Ведь когда ребенок инвалид, нет ничего проще все ужасы, о которых он рассказывает, списать на его умственные расстройства. К делу уже подключилась детский омбудсмен Анна Кузнецова. Она предложила привлечь к работе независимых психологов из Москвы, чтобы объективно разобраться в том, что происходило с сиротами.
Порядок оформления детей и подростков в социальный приют
Основаниями приема являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
В Учреждение не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в учреждение имеет право покинуть его на основании личного заявления.
© 2010 — 2018 Министерство информатизации и связи Республики Татарстан. Условия использования информации. Справочно-информационный портал государственных услуг работает в тестовом режиме. Информация на портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.
Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию. Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на портале.
Социальный приют — как одна из форм оказания помощи детям
Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.
В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы защиты прав несовершеннолетних были созданы новые социально-профилактические службы для дезадапционных детей и подростков. [Т.В. Ничипурук, 1992] Одним из таких служб помощи беспризорным детям являются временные приюты.
Приют — временное убежище для детей, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае.
Можно выделить несколько категорий детей, поступающих в приюты, в зависимости от их семейного анамнеза:
1) дети-сироты, у которых умерли родители;
2) дети, родители, которых лишены родительских прав;
3) дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, в заключении);
4) дети, из семей, где они подвергаются физическому или сексуальному насилию; или из семей, где родители не выполняют, пренебрегают своими основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;
5) дети, убежавшие из дома по разным причинам, например, конфликт с родителями;
6) дети-беспризорники, дети эмигрантов или беженцев. Перечисление этих групп показывает, что прежде, чем принять важное для ребенка решение, определить круг мероприятий по его социальной реабилитации, необходимо изучить обстоятельства семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения, включающий взрослых и детей), его привязанности, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. То есть, прежде всего, необходимо провести диагностическое исследование.
Для детей, поступающих в приют, независимо от их возраста, характерна общая черта — нарушенная социализация, имеющая широкий спектр проявлений — от незнания, несоблюдения правил личной гигиены и неспособности адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам до ряда проявлений девиантного поведения — воровства, гиперсексуальности, нарушенной половой ориентации. Одна из причин этого явления — отсутствие или неправильное воспитание в семье, отсутствие положительного примера и опыта родителей, нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми, а также неблагоприятное влияние уличного окружения.
В приют в основном поступают депривированные дети, которые к тому же являются жертвами жестокого обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей с психической депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и речи [Л.В. Маликов, 2000].
Подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети подвергались жестокому обращению в семье, то есть были жертвами домашнего насилия, однако часть детей школьного, особенно подросткового возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Часто в приют поступают дети, которые в течение длительного времени подвергались жестокому обращению, у которых произошли серьезные изменения в психике личности, в том числе и мотивационно-потребностной сфере. Часть детей, поступают в приют вскоре после: совершения насилия, например, после изнасилования, имеют тяжелые психические последствия, которые проявляются в острой, кризисной форме. У ребенка происходят нарушения нормального функционирования, особенно в первое время после события [З.В. Буркова, 1997].
Изучение состояния физического здоровья, психологической сферы, основных психологических характеристик поступивших в приют детей позволяет выявить близкие, сходные проблемы и провести отбор особых детей для формирования групп реабилитации. Оптимальным является создание групп одного возраста — 15 детей, а разновозрастная — 5-7 детей; для каждой группы определенный набор помещений: спальня, столовая, комната для занятий и игр, туалетная комната и так далее. Это было бы целесообразно и с точки зрения, что в приюты часто поступает сразу несколько детей из одной и той же семьи.
Формирование группы детей приходится делать по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационных мероприятий, проводимых с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала приюта при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыка и знаний, которые они недополучили у родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое и физическое воспитание, организация которых требует специальных помещений.
Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для приютских детей характерны быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушение сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режим дня для детей в приюте:
– проведение занятий индивидуально или в малых группах (яркая эмоциональная окраска занятий);
– непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом (физкультминутками, динамическими паузами);
– разнообразие форм занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня (переключение с одного вида деятельности на другой);
– перенос большей части активности на первую половину дня (возбужденных игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т.д.). Вторая половина более спокойная. После проведения физкультурных занятий — релаксация, в конце дня спокойные игры, чтение.
Большая часть детей, поступающих в реабилитационный центр, не обучаются по возрасту. Важной задачей для сотрудников приюта является обучение таких детей. Группу из 5 человека одного возраста и степени подготовленности к школе, обучает учитель начальной школы, который работает по системе домашнего обучения.
При увеличении числа, таких детей и ввиду большой разницы в возрасте выбирается базовая близлежащая школа, в которой дети продолжают обучение в классах компенсирующего обучения, обычных классах и гимназических классах. Часть детей ввиду особенностей (таких, как глухота и т.д.) обучается в школах-интернатах.
Организация обучения ребенка, независимо от времени поступления и развития ребенка, позволяет решить проблему с помощью ускоренного курса обучения.
Каждый специалист приюта в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Однако, чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.
Первый важнейший принцип социально-реабилитационной работы в приюте, на который ориентируется все сотрудники — принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми. Он предполагает соблюдение определенных требований во взаимоотношениях с ребенком, которые должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует-ребенок подчиняется» требованию, а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника [Г.М. Иващенко, 1997].
Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, заключается в том, что все сотрудники приюта осознают необходимость достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.
Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми — постоянная забота сотрудников приюта о возвышении ребенка, как личности.
Второй принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым руководствуются все сотрудники — индивидуальный подход к ребенку.
Значимость этого принципа — при наличии общих тенденций, судьба каждого ребенка, и система его социальных связей, и уровень развития, и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер.
Полноценная реабилитация принципа индивидуального подхода возможна, если сотрудники знают ребенка во всех отношениях [В.А. Торхова, 1997].
Специалисты разного профиля получают информацию о детях с помощью принятых методик. Но взаимодействие складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные требования, что в свою очередь повышает качество информации и расширяет возможность ее сопоставления при совместном анализе.
К таким требованиям относятся:
– соблюдение последовательности в накоплении информации, характеризующей воспитанника;
– изучение информации о ребенке должно быть конкретным, с четко определенной целью;
– изучение детей преимущественно в процессе различной деятельности;
– своевременная фиксация результатов изучения информации.
Собранная информация обобщается и фиксируется специалистами в статусных характеристиках воспитанника:
1) социальный статус (социальная ситуация ребенка в момент поступлений; сведения о родителях; о других родственниках или опекунах; как принят в приют);
2) состояние физического и психического здоровья ребенка;
3) психологический статус ребенка;
4) социальное и индивидуальное развитие (овладение навыками общения, взаимодействия с людьми, сотрудничества, нормами приемлемого поведения, бытовыми и гигиеническими навыками; позитивные и негативные индивидуальные качества, особенности характера) [Г.Н. Гейделина, 1997].
Собранная и систематизированная информация дает возможность определить задачи психолого-педагогической и социальной реабилитации данного ребенка, в решении которых участвуют все специалисты, и осуществить их на практике.
Третий принцип реабилитационной работы с детьми, на который должны быть сориентированы все сотрудники приюта, — комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.
Осуществление комплексного подхода означает, что процесс возрождения каждого ребенка носит разносторонний характер.
Говоря о беспризорных детях, конечно, первая задача — «накормить, одеть, подлечить, приласкать», но важно затем сломать «лед недоверия» к людям, помочь вернуться к школе, развивать социальные навыки, найти интересное дело, приучить к труду, то есть речь идет о разностороннем влиянии на беспризорного ребенка, что требует наличия в приюте специалистов разного профиля.
Под комплексным подходом понимается не просто чисто параллельные действия специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем, процессе возрождения ребенка.
Успех достигается за счет того, что происходит установление определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированной на одного и того же ребенка. Эти связи различны:
– взаимная информация (о состоянии здоровья ребенка, его поведении, общении с взрослыми и детьми, отношениях, привлекательных и негативных чертах его характера и т.д.);
– согласование (методов влияния, содержания и организации деятельности, в которую включается ребенок, характера общения с ним и т.д.);
– совместная деятельность (каждый специалист своими методами, со своих позиций участвует вместе с другими в решении той или иной задачи социальной реабилитации ребенка);
– взаимопомощь (к примеру, воспитатель вместе с психологом определяет ориентиры для наблюдения за детьми с учетом их возраста);
– использование информации о ребенке, добытой одним специалистом, в деятельности другого (инструктор по труду, например, учитывает информацию о состоянии нервно-психического здоровья ребенка, определяя содержание трудового задания, режим его работы, стимулы);
– запрос одного специалиста к другому (специалист по социальной работе, например, побуждает психолога выявить характер отношений ребенка к биологическим родителям);
– взаимное обучение специалистов.
Спектр форм взаимодействия сотрудников в приюте как реабилитационном учреждении достаточно широк и разнообразен. Использование всех форм взаимодействия ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста и обеспечивает большую эффективность и целеустремленность реабилитационного процесса [Г.Н. Гейделина, 1997].
При таком подходе к организации социально-реабилитационного процесса каждому коллективу сотрудников необходимо выявить ключевые направления реабилитационной деятельности всего коллектива и определить роль каждого специалиста в их осуществлении относительно, каждого из воспитанников.
В качестве основных можно выделить следующие направления:
– разработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;
– снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших на него пагубное влияние;
– обеспечение его адаптации в новых жизненных условиях;
– поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.
Для разработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеют взаимная информация специалистов о ребенке, совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком. Диагностическая работа не дает эффекта, если получаемая разными специалистами информация будет использоваться только ими. Информация о ребенке, которой владеют специалисты, должна быть объединена, осмыслена коллективно [А.И. Шевцов, 1997].
Второе ключевое направление реабилитационной работы — снятие последствий различных психотравмирующих факторов. Приоритетная роль здесь принадлежит подготовленному психологу, психотерапевту. Они направляют усилие на то, чтобы снять у ребенка психическое напряжение, уменьшить тревожность, страх перед взрослыми. Стремятся ослабить чувство самопорицания, которое свойственно детям, пережившим насилие; помогают «вынести во вне» переживания, которые являются источником болезненного состояния и та далее. В этих целях специалист использует возможности арттерапии, коррекционные и развивающие игры.
Обеспечить адаптацию детей в новых жизненных условиях, также возможно усилиями всех специалистов реабилитационного учреждения. Общей задачей всех сотрудников является создание среды обитания, соответствующей потребностям ребенка определенного возраста, которые чаще всего не были удовлетворены в его прошлой жизни. Это разносторонние потребности в домашнем тепле и уюте; в общении и в уединении; в праве обустраивать собственное, пусть небольшое жизненное пространство по своему вкусу и так далее [Н.А. Карандина, 1997].
Совместными усилиями формируют специалисты и установку относительно способов регулирования поведения детей. Она исключает жесткое давление, провоцирующее агрессию подростка, негативные оценки его личности, предполагает гибкое соотношение запрещаемого и разрешаемого.
Анализ опыта работы социально-реабилитационных учреждений показывает, что взаимодействие специалистов — процесс управляемый. Будучи сознательно организованным, он является результатом целенаправленных усилий руководителя учреждения и всего коллектива сотрудников. По мере углубления взаимопонимания среди сотрудников, способствующего формированию коллектива единомышленников, связи в деятельности специалистов становятся все более многогранными, разносторонними и тонкими. Поиск наиболее эффективных форм этих связей, их организационного оформления и использования в практике социальной реабилитации — важнейшая задача коллектива и его руководителя [Г.М. Иващенко, 1997].
Еще одна важная проблема — необходимость психологической подготовки воспитателей, так как для работы с детьми-беспризорниками необходимо ограничить затраты эмоциональных и физических сил. И здесь необходим кабинет психологической разгрузки для сотрудников, для снятия у них психологического напряжения и улучшения психического здоровья [Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбая, Н.Д. Ярославцева, Л.Я. Олиференко, 1995].
В целом, как показал проведенный анализ, в настоящее время социальный приют является одной из наиболее эффективных форм, позволяющих комплексно осуществлять реабилитационный процесс.
Список литературы:
1. Буркова З.В. Из опыта психокоррекционной работы психолога в социальном приюте для детей и подростков // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М., 1997.
2. Иващенко Г.М. Проблема взаимодействия специалистов разного профиля в специализированном учреждении для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М., 1997.
3. Карандина Н.А. Опыт организации отношений детей в совместной деятельности // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М., 1997.
4. Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Монография. — Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000.
5. Ничипурук Т.В. Социально-правовая защита детей, помещенных в приют // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М., 1997.
6. Сафонова Т.Я., Цымбая Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. — М., 1995.
7. Торхова В. А. Комплексная диагностика детей в реабилитационном учреждении // Семья в России. — 1997. — №1.
8. Шевцов А.И. Социальная реабилитация: своевременность и результативность // Первые итоги из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. — М., 1997.