Налог разные авторы

Основные функции налогов

Функции налогообложения — это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов.

К числу основных функций налогов относятся:

• фискальная;
• распределительная (социальная);
• регулирующая;
• контрольная;
• поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фиск (от латинского fiscus — корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная (или как её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики.

Оно осуществляется в двух основных направлениях:

— регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов — обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видео показом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х — начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц де-лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, рас-ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Основные виды налогов в России

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.

Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:

федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся). И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
  • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
  • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

  • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
  • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
  • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).

Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
  • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
  • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

МЕТОДЫ РАСЧЕТА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

В наше время предприятия и организации имеют право использовать законодательно утвержденные инструменты для оптимизации (в частности уменьшения) налоговой нагрузки (налогового бремени) на предприятие. Тем не менее, налоговая нагрузка осуществляется на двух уровнях: макро — и микроуровне.

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налогового бремени на экономику, также оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, внутри отрасли и т.п. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки конкретных хозяйствующих субъектов, а так же исчисление налоговой нагрузки на работника.

С экономической точки зрения налоговая нагрузка представляет собой часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания; по мнению западных экономистов – меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога [2, c.72].

Существуют также разные точки зрения на соотношение терминов «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка»: либо они имеют одно и то же значение, либо различаются. Так, термин «налоговая нагрузка» употребляется на микроуровне, а термин «налоговое бремя» на макроуровне. По мнению д.э.н. А.В. Боброва: «налоговая нагрузка» – это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» – относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия.

Первая не характеризует тяжесть налогообложения, так как для ее оценки необходимо располагать всей совокупностью параметров деятельности предприятия. Налоговое бремя свободно от детального факторного анализа и может быть установлено как оптимальная величина для категории плательщиков и каждого из них. В целях настоящей статьи будем считать понятия «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» идентичными.

На микроуровне не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие, можно выделить следующие спорные моменты:

— использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Большинство авторов не рекомендуют принимать этот налог при расчете налоговой нагрузки, так как предприятие уплачивает его из средств работника, а не из собственных денежных средств (налоговый агент);

— учитывать ли в расчете косвенные налоги.

Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства [4, c.335]. Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.

1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор – Е.В. Балацкий). По данной методике налоговая нагрузка — отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации:

где НБ – налоговое бремя;

Т — сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.

Плюсом этой методики является то, то она характеризует долю уплаченных налогов в выручке (с НДС), минусом — не позволяет оценить влияние каждого налога и методов его оптимизации на финансовое состояние предприятие в зависимости от источника уплаты налога; выручка включает в себя прямые и косвенные затраты, в том числе амортизационные отчисления, которые формируют себестоимость продукции. Если предприятие будет оплачивать налоги за счет себестоимости продукции, оно рано или поздно обанкротится [1, c.212].

2. Методика М.Н. Крейниной. Сопоставляет размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:

НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100% (2)

где НБ – налоговое бремя;

В — выручка от реализации;

Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;

ПЧ — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.

Плюсами данной методики является то, что можно оценить долю уплаченного налога в источнике уплаты, а так же позволяет рассматривать эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу в динамике.

А отрицательным моментом то, что не применяется для косвенных налогов; нужно параллельно рассматривать налоговое бремя косвенных налогов. Так же минусом является неиспользование при убыточной деятельности предприятия и не учитывает НДФЛ.

3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой. Предлагает оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ, (3)

где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды;

АО — амортизационные отчисления;

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР — балансовая прибыль;

В — выручка с НДС;

МЗ — материальные затраты.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):

Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:

Минусом такой методики является удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства — КВ):

Недочетом является: доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):

К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС; (6)

Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО) – данный показатель является недостатком методики:

Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС;

Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог [3, c.169].

4. Методика М.И. Литвина

Налоговая нагрузка рассчитывается следующим образом:

НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100%, (8)

где ∑ НП — сумма начисленных налоговых платежей;

∑ ВП — сумма платежей во внебюджетные фонды;

∑ ИС — сумма источника средств для уплаты — добавленная стоимость.

Добавленная стоимость рассчитывается следующим образом:

ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР, (9)

где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);

ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

НП — сумма всех уплаченных налогов;

ПР — прибыль до уплаты налогов.

Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС, используется показатель прибыли из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

А так же позволяет сравнивать налоговую нагрузку на разные отраслевые предприятия (за счет ФОТ). Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог, однако не определен источник их уплаты.

5. Методика Е.А. Кировой. Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).

Абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.

Относительная налоговая нагрузка — это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):

ВСС = В – МЗ – АО + ВД – ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (10)

где В — выручка от реализации (с учетом НДС);

МЗ — материальные затраты;

АО — амортизационные отчисления;

ВД — внереализационные доходы;

ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);

ФОТ — фонд оплаты труда(без НДФЛ);

ВП — платежи во внебюджетные фонды;

НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР — прибыль организации до налогообложения.

Тогда относительная налоговая нагрузка (ОНН):

ОНН = АНН/ВСС *100%. (11)

Методика позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты. А так же рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов. Но не рассматривает амортизационные отчисления, как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий (в зависимости от величины их фондов) и не учитывает влияние НДФЛ [5, c.321].

6. Методика В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина. Методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и выступает в качестве оценки налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.

НН УСНО = (НР + УВ)/Д * 100%, (12)

где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;

НР — ожидаемые налоговые расходы (без НДФЛ);

УВ — ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина недополученной выручки от снижения цен на величину НДС);

Д — сумма ожидаемого годового дохода.

Плюсом методики является то, что она применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения; минусом — она не может использоваться для УСНО «доходы-расходы», а так же не используется при расчете налоговой нагрузки для УСНО.

7. Методика О.С. Салькова. Методика также применяется для сравнения налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.

НН УСНО = НР/ПРр *100%, (13)

где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;

НР — налоговые расходы (без учета НДФЛ);

ПРр — расчетная прибыль.

Методики применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, но не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО и не используется для предприятий с убыточной деятельностью [7, c.138].

8. Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСНО, ЕСХН). При расчете налоговой нагрузки для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в качестве интегрального показателя желательно применять добавленную стоимость, скорректированную с учетом особенностей режима.

ДС СНР = Р ОСН +(ФОТ +ВП) + НП + ПР, (14)

где ДС СНР — добавленная стоимость, смодифицированная на условия применения специальных режимов;

Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО (с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;

ФОТ — начисленный фонд оплаты труда;

ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;

НП — налоговые платежи, включая единый налог, исчисляемый при применении УСНО или ЕСХН;

ПР — прибыль организации до налогообложения.

Налоговая нагрузка исчисляется следующим образом:

НН СНР = НС/ДС * 100%, (15)

где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения;

НС — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.

Методика позволяет рассчитывать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения;

Методика Е.Б. Кожевникова, О.П. Осадчая. Методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку в интегрированных бизнес структурах, где параллельно работают предприятия, применяющие и ОСНО, и специальные налоговые режимы.

В качестве интегрального показателя применятся интегрированная добавленная стоимость, рассчитанная с учетом особенностей ОСНО и специального налогового режима.

ДС ИБС = (АО + Р ОСН) + (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (16)

где АО — амортизационные расходы;

Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО ( с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;

ФО — начисленный фонд оплаты труда;

ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;

НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;

ПР — прибыль организации до налогообложения.

Показатель налоговой нагрузки на интегрированную бизнес структуру на интегрированную бизнес структуру (НН ИБС) рассчитывается следующим образом:

НН ИБС = АНН ИБС/ДС ИБС * 100%, (17)

где АНН ИБС – абсолютная налоговая нагрузка — общей величина обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей, которые должно уплачивать интегрированное образование, вне зависимости от того, является ли оно налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, включая недоимки, пени и штрафы по данным платежам.

Минусом этой методики является то, что она позволяет рассчитать налоговую на интегрированную бизнес структуру вообще, а минусом — сложность практического расчета ДС (разграничения показателей для ОСНО и УСН) [6, c.102].

Ниже приведена таблица, характеризующая вышеприведенные методики расчета налоговой нагрузки по определенным характеристикам.

История развития современной налоговой системы Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.01.2015 2015-01-04

Статья просмотрена: 4536 раз

Библиографическое описание:

Баташева Ф. А. История развития современной налоговой системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 180-181. — URL https://moluch.ru/archive/81/14772/ (дата обращения: 27.11.2018).

Возникновение государства с его разветвленными органами и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Налоговая система сформировалась с появлением множества разнообразных налогов.

Налоговая система — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Значение и структура этой системы определяются социально — экономическим состоянием общества и государства [1. C.65].

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основный методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. [2. C.21].

В период царствования Николая II (1868 -1918), последнего русского царя, обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. Так, в 1895 -1897 гг. была проведена денежная реформа, установившая золотой стандарт. Усилен состав податной инспекции, реформирована система акцизного надзора в связи с установлением винной монополии. П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как самую радикальную в мире программу по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она предусматривала все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран: поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества; прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума; использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение.

В первые годы Советской власти происходит практическая ликвидация налоговой системы.

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР создается государственная налоговая служба, а 21 ноября 1991 г. Указом Президента Российской Федерации № 2229 образована Государственная налоговая служба РСФСР — самостоятельный орган исполнительной власти федерального уровня. Созданы областные государственные налоговые инспекции и подчиненные им государственные налоговые инспекции по городам и районам. Принят закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В 1998 г. Государственная налоговая служба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Принятый в этом же году Налоговый кодекс позволил систематизировать, упорядочить и привести в единую систему действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 2314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу [3].

В современных условиях налоговая система выполняет фискальные задачи, т. е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, а также служит важным инструментом экономической политики государства. Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на разных этапах [1. C.65].

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Регулирующая функция обеспечивает перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила:

1. правило равномерности гласит, что граждане каждого государства должны принимать материальное участие в поддержании правительства соразмерно доходам, которые они получают под его покровительством. Это правило называют также принципом справедливости, поскольку оно утверждает всеобщность обложения и равномерность его распределения между гражданами;

2. правило определенности требует, чтобы налог, который гражданин обязан платить, был точно определен: время, способ и сумма платежа должны быть известны налогоплательщику;

3. правило удобства гласит, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщиков;

4. правило экономности устанавливает, что всякий налог должен взиматься таким образом, чтобы из рук народа извлекалось как можно меньше сверх того, что поступает в государственную казну [1. с. 26].

Необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Ж. Прудон, в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер.

В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме. По образному выражению К. Маркса, «налоги — это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией» [4. C. 83].

1. Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 463 с.

2. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013–996 с.

3. История возникновения налоговой системы РФ/nalog.ru/rn01/about fts/fts/history-fts/93383744/

4. Марскс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955–1973. Т. 7. — 83 с.