Договор фрахтования морских судов

Договор фрахтования морских судов

1.3 Морское судно как объект договора фрахтования. Регистрация перехода прав на морское судно / Договор аренды морского транспорта (автор: Юлия Скорнякова)

Действующее законодательство определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, кроме судов рыбопромыслового флота (п.1 Правил регистрации судов и прав на них, п.1 ст.7 КТМ РФ). Суда рыбопромыслового флота — суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, а также приемотранспортные, вспомогательные и суда специального назначения (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…», п.2 ст.7 КТМ РФ). Под р ыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических ресурсов (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…»).

В отличие от обычной аренды индивидуально-определенного имущества, регулируемой только нормами общегражданского законодательства, судно по договору фрахтования предоставляется как плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Такое судно должно быть мореходно. При сдаче судна под склад, отель или ресторан не предполагается эксплуатировать его как плавучее сооружение и, следовательно, оно может и не обладать мореходностью, то есть является объектом договора обычного имущественного найма.

Как мы уже подчеркивали, в виду того, что морские суда отнесены законодателем к недвижимому имуществу, они подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Регистрация судов и прав на них производится в РФ по установленной КТМ РФ и Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре; судовой книге; бербоут-чартерном реестре.

Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли. В случае их использования в коммерческих целях соответствующие корабли и суда могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре.

Регистрация осуществляется в одном из торговых портов Российской Федерации по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру. Регистрация права собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации торговом порту. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Отдельно отметим, что в бербоут-чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:

а) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п.1 ст.15 КТМ РФ;

б) Министерство транспорта Российской Федерации приняло решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Итак, для того, чтобы быть объектом договора аренды морского судна, последнее должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре. Незарегистрированное судно не может быть объектом данных правоотношений.

При исследовании договора аренды транспортного средства возникает логичный вопрос: требуется ли регистрация договора (сделки) аренды морского судна? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и соответствующим положениями КТМ РФ (Глава III ).

Закон «О государственной регистрации…» положений о регистрации морского судна и прав не него не содержит, КТМ РФ в п.2 ст.33 закрепляет: право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Из приведенного выше положения не понятно, необходима ли регистрация договора аренды (фрахтования) морского судна, специальные же главы КТМ о фрахтовании (Гл.10 и 11) положений о государственной регистрации рассматриваемого договора не содержат.

Итак, КТМ РФ не содержит положений о внесении записей о сделках в отношении судна и проведение государственной регистрации договоров и иных сделок в отношении судна. Однако такое положение есть в Правилах регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные приказом Госкомрыболовства РФ от 31 января 2001 г. №30.

В п.49 вышеназванных Правил закреплено, что «договор фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) подлежит регистрации в Государственном судовом реестре (судовой книге) порта регистрации данного судна.

С заявлением о регистрации договора фрахтования судна может обратиться одна из сторон договора.

Регистрация права фрахтования судна осуществляется совершением регистрационной записи о фрахтовании в Государственном судовом реестре (судовой книге).

Регистрация договора фрахтования судна удостоверяется путем надписи на договоре фрахтования, содержащей полное наименование порта регистрации, дату регистрации и номер, под которым она зарегистрирована. Эти данные заверяются подписью и скрепляются печатью капитана порта.

Регистрационная запись о фрахтовании судна погашается по истечении срока действия договора фрахтования. До истечения этого срока регистрационная запись о фрахтовании судна погашается на основании совместного заявления собственника судна (судовладельца) и фрахтователя с приложением документов об исполнении договора фрахтования либо на основании вступившего в силу судебного решения».

Отметим, что в Правилах регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000 г. N 145, аналогичных норм нет, а этом значит, что договор фрахтования подлежит регистрации, только если объектом договора является судно рыбопромыслового флота.

На наш взгляд, позиция законодателя не совсем логична. КТМ РФ не предусматривает регистрацию сделок с морскими судами, в Правилах регистрации морских судов такие нормы тоже отсутствуют, тогда, как Правила утвержденные Госкомрыболовством такое требование содержат. Было бы логичным издание Минтрансом соответствующих разъяснений и дополнений к Правилам.

Фрахтование морских судов

Морские перевозки являются одним из самых выгодных и популярных способов доставки грузов. Для организации такой перевозки грузовладельцы прибегают к услугам брокерских компаний, которые в силу своего опыта и налаженных деловых связей быстро подберут подходящее судно.

Фрахтование судов — это процесс поиска и заключения соглашения о частичной или полной аренде морского судна. Все условия сделки регулируются договором (чартером), который заключается между грузоотправителем и судовладельцем.

Фрахтование бывает нескольких видов:

  • Фрахтование на 1 морской рейс
    В данном случае, после совершения перевозки, обе стороны освобождаются от договорных отношений. Для дальнейшей работы с фрахтовщиком необходимо заключить новый чартер.
  • Фрахтование на несколько последовательных рейсов
    Оговоренное количество перевозок должны совершиться беспрерывно, то есть, владелец судна не может предоставлять его в аренду другому клиенту, до того момента, пока не истекут ранее заключенные договорные отношения и весь груз не будет перевезен.
  • Фрахтовый или генеральный контракт
    Предусматривается осуществление перевозок в течение определенного периода. В чартере четко прописываются все требования к морскому судну, условия доставки и отгрузки, а также порядок оплаты услуг.

По условиям фрахтования, фрахтовщик берет на себя обязательства доставить необходимый груз получателю, а грузовладелец, в свою очередь, выплатить за это определенную плату (фрахт).

Важно определиться и с тем, на кого возлагаются понесенные в процессе фрахтования расходы.

Распределяться они могут одним из следующих способов:

  • ФИОСТ (грузовладелец полностью свободен от всех расходов, их несет отправитель).
  • ФИО (грузовладелец освобождается от расходов на погрузку и отгрузку).
  • ФРИ АУТ (грузовладелец освобождается от расходов по выгрузке).
  • ФРИ ИН (владелец освобождается от расходов по погрузке и укладке груза в трюме).

Большая часть грузов перевозится при помощи линейного судоходства. В этом случае тарифные ставки заранее известны, а суда ходят строго по утвержденному маршруту. Грузовладелец может быть четко уверен, что груз будет доставлен до получателя точно в оговоренный срок, пусть и продолжительный. Альтернативным вариантом перевозки является фрахтование трампового судна. Тариф фрахта в таком случае значительно выше. Зато грузоотправителю получает значительную экономию времени на транспортировку благодаря индивидуальному маршруту движения судна.

Следует отметить, что организация морских перевозок требует от брокеров глубоких знаний фрахтового рынка и всех нюансов морского права. Однако найти подходящий тоннаж для перевозки в сжатые сроки помогают именно личные связи брокеров. Судовладельцы, имеющие свободный тоннаж, достаточно часто сами обращаются к фрахтовым брокерам, что, несомненно, выгодно всем сторонам морской перевозки.

Договор фрахтования

Обратившись к истории можно увидеть, что договор фрахтования появился в эпоху Средневековья, и был предшественником договора о страховании груза. В дальнейшем появилось две разновидности договора фрахтования: одна по-прежнему была связана с арендой, а вторая стала неотъемлемой частью перевозки груза.

Что собой представляет договор фрахтования?

Договор фрахтования (чартер) является разновидностью договора перевозки. Данный договор обязывает обе стороны, являясь консенсуальным и возмездным. Фрахтоваться могут как принятые на борт грузы, так и пассажиры с их багажом. У этого договора есть ряд особенностей и одна из них – это то, что фрахтователь может возложить на перевозчика обязанность предоставления конкретного транспортного средства для перевозки или какой-то части его вместимости. В том случае, когда договором регламентируется конкретное транспортное средство, замена его без согласия фрахтователя будет невозможна. Также безусловным преимуществом является то, что в отличие от линейных перевозок, где график устанавливается непосредственно перевозчиком, при договоре фрахтования появляется возможность договориться и утвердить маршрут, сроки перевозки и/или места для погрузки груза, учитывая нужды и требования фрахтователя.

В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.

Как уже упоминалось выше, договора фрахтования позволяет арендовать транспорт частично или целиком под перевозку грузов или пассажиров с багажом. Следовательно, согласно договору, перевозчик не может в одностороннем порядке принимать решения по перевозке прочих пассажиров или товаров. В случае несогласия фрахтователь может потребовать снять с перевозки не заявленные грузы или пассажиров. Если перевозчик нарушает договоренности по этим пунктам договора и отказывается устранить их, заказчик вправе обратиться с требованием по расторжению договора (ст. 450 ГК). Если владелец морского транспортного средства отказывается освободить судно (его часть) от не заявленного перовозимого груза, фрахтователь может требовать соответствующего снижение по оплате фрахта и компенсации убытков (ст. 137 КТМ).

Договор фрахтования в части предоставления заказчику места под перевозку напоминает аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Но в случае с договором фрахтования – это не предусматривает возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом. Такой вид договора оставляет за владельцем права, связанные с эксплуатацией во время перевозки.

Сторонами договора фрахтования являются перевозчик и фрахтователь. Заключая такой вид договора права и обязанности фрахтователя схожи с теми, которые получает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Предусматривается возможность заключения договора фрахтования, в котором выгодоприобретателем будет третье лицо – грузополучатель.

При заключении договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь берет на себя ответственность за организацию перевозки группы пассажиров (как правило такие договоры заключаются туристическими операторами). Пассажиры, не являясь участниками данного договора, защищены гарантиями, предоставляемыми согласно ГК и транспортным законодательством. При возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу вся ответственность лежит на перевозчике. Кроме того, в случае ненадлежащего осуществления перевозки, пассажиры могу предъявлять требования к перевозчику с отсылкой на закон о защите прав потребителей.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Отличительная черта договоров фрахтования на морском транспорте – это то, что к заключенному в письменной форме договору прилагается коносамент (ст. 117 КТМ). Все условия, регулирующие отношения двух сторон (фрахтовщика и фрахтователя) регулируются заключенным договором фрахтования. Если по условиям имеется отсылка в коносаменте, то они становятся обязательными. При отсутствии подобной отсылки взаимоотношения двух сторон договора регулируются коносаментом. Существует еще одна особенность: оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ). На данный момент существует порядка 200 подобных форм. Все они разработаны для перевозки различных товаров.

Российское законодательство не предъявляет требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования является одной из разновидностей условий перевозки, все существенные условия договора определены принятыми положениями о договоре перевозки, с поправкой на соглашение о предоставлении вместимости транспортного средства (всей или части). Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи судна для погрузки.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения перевозки или направления судна. По договоренности в чартер можно включить и другие условия.

Виды договора фрахтования

Существуют следующие виды морского фрахтования:

договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

договор фрахтования судна на время (тайм-чартер).

По договору фрахтования судна без экипажа владелец обязан за обговоренную стоимость (фрахт) обеспечить фрахтователю судно без экипажа, для перевозки грузов, пассажиров или для других задач (ст.211 Кодекса Торгового мореплавания).

По договору фрахтования судна на время владелец должен за обговоренную оплату (фрахт) обеспечить фрахтователю судно, укомплектованное экипажем, на обговоренный период, для осуществления перевозки груза, пассажиров или прочего. (ст.198 Кодекса Торгового Мореплавания)

Разница этих двух вариантов абсолютно ясна. Оба вида договора заключаются для осуществления перевозки, только в первом обеспечивается только судно, во втором – судно с персоналом.

В случаях, когда по договоренностям сторон не предусмотрены другие условия, применяются статьи 199 и 212 кодекса торгового мореплавания, установленные в главах 10 и 11.

Существенными условиями тайм-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта.

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ)

Существенными условиями бербоут-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ).

Договор фрахтования и договор аренды: в чем разница

Основной правовой вопрос договора фрахтования – очень спорный. Главная проблема заключается в несовершенстве действующей законодательной базы. В ГК РФ договору фрахтования уделяется очень мало внимания. В сущности, ему посвящена всего лишь одна статья. В тоже время, у различных транспортных уставов и кодексов нет единой базы для оптимизации правовых норм в этой сфере правового регулирования, чем и провоцируют поводы для дискуссий.

Долгие годы, особенно в последнее время, регулярно обсуждается вопрос что такое чартер – договор оказания услуг по перевозке либо аренда имущества. Если формулировать вопрос точнее, то его смысл будет заключаться в том, что же такое договор фрахтования – услуги по перевозке или это один из вариантов аренды транспортных средств(тайм-чартер)? В действующем гражданском кодексе договор фрахтования включен в главу 40 «Перевозка», что в свою очередь относит его к категории оказания услуг. Кроме того, суть и того, и другого договора заключается в экономической выгоде от перевозки товаров из пункта А в пункт Б.

Однако, чартерные перевозки имеют отличия и от договора перевозки, и от договора перевозки пассажиров. В условия договора фрахтования, может входить не только лишь перевозка грузов, но и перевозка пассажиров. Помимо этого, из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования. В определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 мы можем прочесть, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным. Именно это определение не дает права истцу требовать в судебном порядке заключение договора, в том виде, который предусматривает статья 445 ГК РФ.

Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Мы не будем давать оценку этой позиции договора. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.

В современном транспортном законодательстве эти взгляды получили развитие. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Подробно рассмотрев очень важные аспекты и нюансы такого вида договорных отношений главным остается ответ на вопрос: услуга фрахтования – что это? Договор фрахтоварния и его предметом считаются обязанности фрахтовщика (грузоперевозчика) перед фрахтователем (заказчиком) за оплату всей или части вместимости одного или более транспортных средств для перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. (ст. 787 ГКРФ). Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом, то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.

Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве. Есть четкое определение, что российское законодательство не принимает договор фрахтования на рейс, а только два вида морской перевозки. Так же регламентируется, что договор морской перевозки грузов имеет право быть заключен при соблюдении следующих условий: предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер). Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст. 787 ГК РФ стоит обратить внимание на тот факт, что и в других видах транспорта, фрахтование и перевозка будут как минимум не разделенными понятиями.

Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.

Договор фрахтования: заключение и особенности

Важные нюансы, которые требуют внимания при заключении договора фрахтования:

1. Фрахтователь: правоспособность, адрес, средства, полномочия представителя

При составлении договора фрахтования с клиентом необходимо уточнить, есть ли у него право на заключение таких договорных отношений. Проверить это можно запросив копии учредительных документов (Устава и свидетельство регистрации), которые необходимо прикрепить к Вашему договору до момента выполнения всех обязательств по нему. При отсутствии такой возможности (дистанционное заключение договора), фрахтователь должен указать все необходимые сведения из учредительных документов.

Чтобы избежать возможных сложностей коммуникации с фрахтователем в период перевозки и исполнения обязательств по договору фрахтования, обязательно должно быть зафиксировано максимально возможное количество средств коммуникации между сторонами (фактический, юридический, почтовый адреса, и прочие средства связи). Так же рекомендуется добавить в договор фрахтования пункт обязывающий фрахтователя сообщать об изменении адреса, при нарушении которого, уведомления перевозчика будут считаться полученными при доставке их по указанным адресам указанным в договоре фрахтования.

Серьезным пунктом является определение платежеспособности фрахтователя. В наше время регулярно суда оформляют в аренду для осуществления перевозки или добычи при условии оплаты фрахта из прибыли, полученной от использования судна. Во-первых, даже честный фрахтователь в Российских реалиях при учете всех факторов работы в море не может быть уверен, получит ли прибыль и в каком размере. Наилучший способ гарантировать исполнение выгод судовладельца – предоплата фрахта. В случаях, когда нет такой возможности, стоит обратить внимание на другие способы обеспечения обязательств. Перечень таких способов можно изучить в ст. 329 ГК РФ, один из вариантов, исполнение обязательств может быть гарантированно неустойкой, залогом, обеспечением имуществом должника, поручительством, банковской гарантией или любим другим способом предусмотренном законом или договором.

Так же требуют тщательного изучения полномочия лица, который подписывает договор фрахтования. Зачастую уставные документы дают право представлять интересы организации без доверительных документов от имени генерального директора организации, такое лицо как правило, одно. Другие же представители могут действовать только на основании доверенности, выданной и оформленной с соблюдением всех требований. Должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, сроки доверенности, возможность передоверия прав на основании доверенности, при наличии возможности передоверия. Доверенность, выданная в вышеупомянутом порядке должна быть нотариально удостоверена. Согласно ст. 183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Для предупреждения неприятных ситуаций, судовладельцу нужно обязательно хранить оригиналы всех документов, заверенные копии доверенностей представителя фрахтователя на период действия договора фрахтования и вплоть до полного выполнения всех обязательств по нему.

2. Законность заключения договора

Статьей 168 ГК РФ, предусматривается возможность оспорить законность сделки, которая была заключенна с несоответствием закону. Следовательно, при составлении договора фрахтования, впрочем как и любого другого договора, необходимо удостовериться в отсутствие ограничений прав сторон нормативными актами. Перед заключением договора фрахтования необходимо получить согласие компетентных органов. Департамент Морского Транспорта, Роскомрыболовство и прочие выдают свое одобрение на заключение договора аренды судна на условиях бербоут-чартера. Ограничения также могу быть связанны с отсутствием у судовладельца необходимых лицензий и разрешений. В спорных ситуациях заинтересованное лицо может сослаться на незаконность сделки и требовать в судебном порядке признать ее недействительной. Нарушение действующего законодательства и валютном регулировании, охране природы и прочее, при включении таких пунктов в договор, так же влечет за собой недействительность договора. Признание судом сделки незаконной или недействительной пагубно отражается на выгодах судовладельца, когда тот уже в свою очередь выполнил свою часть обязательств. Учитывая все эти риски судовладельцам необходимо очень тщательно проверят условия сделки на предмет ее законности и соответствию всем правовым документам, особенно когда речь идет о крупных заказах на долгий период. Нарушение согласно законодательству, в договоре фрахтования судна на условиях бербоут-чартера несет за собой отказ в регистрации судна в Морской администрации.

3. Арендная ставка, порядок и сроки уплаты, штрафные санкции, зачет, возможность применения права залога на груз

Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе. Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректные понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах. Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.

Бывают случаи, когда фрахтователь в одностороннем порядке производит удержание из суммы фрахта, причитающаяся судовладельцу. Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты. То же касается и возможности залога груза: судовладелец имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Этот способ имеет много сложностей, согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается судовладельцу. Предположим если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно. Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.

Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.

Особенности фрахтования морских судов

Понятие фрахтования

Фрахтование – коммерческая операция, состоящая в заключении договора фрахтования (чартера) о найме судна для перевозки.

Оплата услуг по предоставлению в пользование судна называется фрахтом.

Сторонами процедуры фрахтования выступают фрахтовщик, который предоставляет судно и фрахтователь – наниматель транспортного средства.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, по договору фрахтования (чартеру) фрахтовщик обязан предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости судна для выполнения одного или нескольких рейсов при перевозке пассажиров, грузов или багажа.

Договор фрахтования на морском транспорте называют чартером. Чартеры в основном оформляются не для нерегулярных перевозок массовых грузов (т.е. для трамповых перевозок). Формы морских чартеров определяются различными транспортными кодексами. Стандартная форма чартера называется проформа. Применение проформ в значительной степени упрощает процедуру фрахтования судов. Кроме того, проформы вырабатывались в результате длительных переговоров между сторонами, поэтому они максимально учитывают интересы грузовладельцев (фрахтователей) и перевозчика (судовладельца).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме того, на практике применяются краткие формы договора фрахтования, в которых согласовываются только базовые характеристики перевозки, а относительно прочих условий дается ссылка на проформу чартера.

Среди таких кратких форм:

  • букинг-нот − предварительная заявка фрахтователя с целью забронировать место на судне для определенной партии груза;
  • берс-нот − договор на перевозку попутных массовых грузов.

Условия фрахтования

При заключении договора фрахтования оговариваются следующие условия:

  • характеристики судна;
  • количество груза;
  • порты погрузки/выгрузки;
  • нормы погрузки/выгрузки;
  • оплата грузовых работ;
  • оплата морской перевозки (фрахт);
  • прочие условия.

Помимо этого, в процессе фрахтования оговаривается круг условий касательно времени предоставления судна под грузовые операции. Относительно этого в договоре обозначаются два ключевых термина:

  • сталийное время – промежуток времени, в течение которого фрахтовщик (судовладелец) предоставляет судно фрахтователю для выполнения грузовых операций без дополнительных к фрахту платежей (обычно это 5-10 суток);
  • контрсталийное время – время, превышающее сталийное. В случае если фрахтователь (грузовладелец) держит судно в простое под грузовыми операциями дольше установленного в договоре срока, на него ложится обязанность возместить фрахтовщику (судовладельцу) расходы на содержание судна, а также убытки, которые могут возникнуть из-за задержек.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Для учета сталийного времени агентом судна и портом совместно ведется специальный документ – таймшит.

Для стимулирования сокращения времени простоя судна в договоре фрахтования утверждается система штрафов и поощрений:

  • демередж – штраф за простой судна сверх сталийного времени, который включает частичное возмещение затрат фрахтовщика (судовладельца) на содержание судна во время стоянки;
  • детеншен – штраф за простой судна после контрсталийного времени, в этом случае убытки за простой судна компенсируются не частично, а в полном объеме;
  • диспач – компенсация усилий фрахтователя за окончание грузовых операций до истечения сталийного времени.

В случае, когда простой (демередж или детеншен) и диспач при погрузке или вы¬грузке взаимно засчитываются применяется термин реверсибл.

В некоторых случаях в договоре фрахтования (чартере) не фиксируется твердая норма времени на выполнение грузовых работ, а указывается, что эти операции должны осуществляться «по обычаям порта», «как обычно» или «с обычной скоростью».

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Договор Фрахтования Судна

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Договор Фрахтования Судна» в других словарях:

договор фрахтования судна — — [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN loading contract [Trade Facilitation Terms: An English Russian Glossary (revised second edition) NEW YORK … Справочник технического переводчика

Договор фрахтования судна — 3. По договору фрахтования судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или нескольких рейсов определенные помещения судна. Источник: Кодекс внутреннего… … Официальная терминология

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ СУДНА — заключаемое между судовладельцем и фрахтователем соглашение о найме судна для выполнения одного или нескольких конкретных рейсов или его найме (аренде) на время. В зависимости от условий фрахтования судов, договор обычно оформляется рейсовым… … Большой экономический словарь

Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) — По договору фрахтования судна на время (тайм чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для… … Официальная терминология

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для… … Официальная терминология

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ — в соответствии со ст. 741 ГК по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для… … Юридический словарь современного гражданского права

Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) — По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть… … Официальная терминология

Договор морского посредничества — (англ. contract of marine mediation) по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счёт доверителя оказывать посреднические услуги при … Энциклопедия права

ДОГОВОР О МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА — догов.ор, по которому перевозчик или фрахтовщик обязуется перевезти вверенный ему отправителем груз в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за… … Энциклопедия юриста

Договор перевозки — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Договор перевозки договор, предметом которого являе … Википедия

Договор фрахтования морских судов

Замена судна, предусмотренного договором, иным суд­ном — субститутом может иметь место только с согласия фрахтователя или в том случае если это предусмотрено дого­вором. Однако проформы договоров, как правило такого ус­ловия не содержат.

В случае внесения в договор фрахтования судна на время условия о возможности замены предусмотренного договором судна на судно-субститут на практике иногда могут возни­кать споры о возможном количестве таких замен. Так, из­вестен случай когда в тайм-чартере было закреплено право судовладельца на замену оговоренного «судна другим судном такого же размера в любое время перед началом рейса», при этом судовладелец обязался в разумное время послать фрах­тователю извещение о подобной замене. Уже перед началом первого рейса судовладелец известил фрахтователя о заме­не обусловленного договором судна другим, аналогичного размера. Фрахтователь принял новое судно и эксплуатиро­вал его на протяжении определенного времени. Когда судо­владелец решил направить это судно в док для ремонта, из­вестив фрахтователя, что он заменит это судно другим тако­го же размера, фрахтователь отказался от субститута на том основании, что судовладелец уже использовал свое право замены судна. Однако английский суд, рассматривавший этот спор, вынес решение в пользу судовладельца, указав, что «если в тайм-чартере предусмотрено право судовладель­ца произвести замену судна с целью выполнения договора, то совершенно очевидно, что можно производить ряд после­довательных замен».

Район плавания подразумевает предполагаемый район плавания зафрахтованного судна, т.е. того района, где судно может использоваться в соответствии с условиями договора. Этот реквизит может определяться в договоре фрахтования судна на время путем указания: определенного направления, на котором судно может совершать рейсы; либо определенно­го географического региона, бассейна или его части; либо ука­зания, что судно может использоваться без ограничения рай­она плавания, однако в соответствии с его возможностями.

Возможность плавания судна зависит от его класса и ав­тономности, географического положения того или иного района, политической обстановки, сложившейся в том или ином регионе, и иных факторов. Так, например, при заклю­чении договора фрахтования судна на время по проформе «BALTIME» район плавания обычно указывается следую­щим образом: «. только между хорошими и безопасными портами или местами, где судно всегда может находиться на плаву в полной безопасности». Это условие о безопасном порте может также дополняться условием, в соответствии с которым судно не может заходить в такие порты, где распро­странена эпидемия или где из-за ледовых условий сняты навигационные знаки и т.п.

Понятие термина «безопасный порт» раскрыто в опреде­лениях, используемых в чартерах терминов, относящихся к стадии 1980 г. Так, в соответствии с правилами этого между­народного документа «безопасный порт» означает порт, ко­торого в течение соответствующего периода времени судно может достичь, в который в течение этого периода оно может войти, в котором в течение этого периода оно может оставаться и из которого в течение этого периода оно может уйти, не под­вергаясь, если не случится какое-либо необычное происше­ствие, опасности, которой нельзя избежать с помощью хоро­шего судовождения и морской практики.

Цель фрахтования, что вытекает из самого определения договора фрахтования судна на время, может быть самой разнообразной, лишь бы это судно использовалось в целях торгового мореплавания. А под торговым мореплаванием в соответствии с ч. 2 ст. 1 КТМ Украины, «понимается дея­тельность, связанная с использованием судов для перевоз­ки грузов и пассажиров, багажа и почты, рыбных и иных морских промыслов, разведки и добычи полезных ископае­мых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля, а также для иных хозяйствен­ных, научных и культурных целей».

Размер фрахта является также необходимым реквизи­том, т.к. договор фрахтования судна на время является воз­мездным, и за пользование судном фрахтователь обязан уп­латить судовладельцу обусловленную плату (фрахт).

При фрахтовании судов на время размер вознаграждения определяется соглашением сторон с учетом ставок, склады­вающихся на мировом фрахтовом рынке. В этих случаях размер фрахта может быть определен в виде месячной став­ки за полный дедвейт судна 1 либо в виде ставки за все судно в день, либо в виде месячной ставки за все судно.

Вознаграждение причитается судовладельцу с момента приема судна фрахтователем и до момента возврата его фрах­товщику. Вознаграждение обычно выплачивается авансом за определенную часть срока договора (месяц, полмесяца и т.п.). При наличии в договоре условия об уплате вознаграж­дения за месяц понятие «месяц» означает срок, исчисляемый с определенного числа одного месяца до такого же числа сле­дующего месяца (например, со 2 октября по 2 ноября). Ког­да же в договоре указано, что вознаграждение подлежит уп­лате за часть месяца, под термином «месяц» понимается период в 30 дней, независимо от количества дней в этом ме­сяце. Поэтому для предупреждения споров и разногласий по этому вопросу при подписании договора фрахтования судна на время целесообразно оговаривать, что плата устанавли­вается «за месяц в 30 дней».

В типовых проформах договора фрахтования судна на время может содержаться условие о том, что несвоевремен­ное внесение фрахта платы дает право судовладельцу изъять судно у фрахтователей 2 . При толковании этого условия суды обычно исходят из того, что судно должно быть отозвано в самое кратчайшее время после истечения срока уплаты вознаграждения. Однако, если на момент изъятия судна плата, хотя и с опозданием, но все же будет внесена, счита­ется, что судно не может быть отозвано судовладельцем.

Срок действия договора как обязательный реквизит до­говора фрахтования судов вытекает из смысла ст. 203 КТМ Украины, т.к. судно может быть передано лишь на опреде­ленный срок.

В соответствии с практикой и типовыми проформами до­говоров суда сдаются под фрахт обычно на определенное чис­ло календарных месяцев или лет. Эти сроки могут быть са­мыми разнообразными, от нескольких месяцев до несколь­ких лет.

Основная проблема, возникающая на практике с этим рек­визитом, заключается в том, что время окончания последне­го рейса судна, как правило, не совпадает с истечением срока договора. В связи с этим возникает вопрос о праве судовла­дельца отозвать судно после истечения срока договора в том случае, если рейс не закончен. В таких случаях обычно исхо­дят из того, что срок действия договора не может составлять ровно то количество месяцев, которое указано в договоре, и в разумных пределах допустимо его увеличение. Именно на таком предположении обычно базируется и судебная практи­ка большинства государств, признавая за фрахтователем пра­во задержать возвращение судна фрахтовщику в пределах срока, необходимого для завершения последнего рейса. При рассмотрении таких споров суды обычно учитывают район плавания судна, продолжительность отдельных рейсов, дли­тельность срока договора и только с учетом этих конкретных обстоятельств признают возможным продлить в пределах разумного срока действие договора.

Если же срок возврата судна определен в договоре в виде интервала между двумя датами (например, «между 1 и 10 ноября»), то обычно считается, что фрахтователь нарушает договор, если возвращает судно позднее указанной в нем конечной даты.

Ответственность фрахтователя за задержку сдачи судна, как правило, оговаривается в условиях договора. Если же в договоре таких условий нет, придерживаются общих прин­ципов гражданского законодательства, касающихся до­говора имущественного наймай ответственности, вытекаю­щей из нарушение обязательств.

Место приема и сдачи судна фрахтователем устанавли­вается соглашением сторон и указывается в договоре.

При заключении договоров фрахтования судов на время место приема судна может определяться путем указания конкретного порта без каких-либо уточнений и дополнений. Однако в типовых проформах договоров фрахтования судна на время могут использоваться и всевозможные оговорки. Например, в проформе «ВАІЛТМЕ», употребляется следую­щая формулировка: «.. .в порту. у соответствующего при­чала, по указанию фрахтователей, где судно может безопас­но находиться, будучи всегда на плаву».

Местом сдачи судна фрахтователем судовладельцу может устанавливаться как путем указания конкретного порта, так и путем установления географический район, в пределах ко­торого должен находиться порт обратной сдачи Ьудна. Конк­ретный же порт сдачи уточняется фрахтователем за несколь­ко дней до сдачи. Так, в проформе «ВАІЛТМЕ», содержится правило, согласно которому «фрахтователи не менее чем за 10 дней обязаны подать судовладельцу нотис с указанием порта и приблизительного дня обратной сдачи судна».

Права и обязанности сторон по договору фрахтования судна на время определяются как самим договором, так и национальными нормативными актами.

Так, в соответствии со ст. 207 КТМ Украины, «судовла­делец обязан передать судно фрахтователю в состоянии, год­ном для использования его с целью, предусмотренной дого­вором фрахтования судна на определенное время». А при фрахтовании судна по тайм-чартеру «судовладелец обязан, кроме того, снарядить и укомплектовать судно экипажем, а также поддерживать судно в течение срока тайм-чартера в мореходном состоянии, оплачивать его страхование и содер­жание судового экипажа».

Исходя из этой нормы и во исполнение своих обязаннос­тей передать фрахтователю судно, находящееся в мореход­ном состоянии, судовладелец обязан: привести судно в со­стояние, пригодное для того вида деятельности, который указан в договоре (перевозка грузов и пассажиров, багажа и почты, ведение рыбных и иных морских промыслов, развед­ка и добыча полезных ископаемых, выполнение буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладка кабеля и т.п.); а при фрахтовании по тайм-чартеру надлежащим образом снарядить судно (техническими средствами, необ­ходимыми для обеспечения безопасности плавания, схема­ми, картами, приборами и т.п.) и укомплектовать экипажем (не только в количественном, но и в качественном понима­нии этого термина, чтобы капитан и другие члены экипажа были компетентны для выполнения той работы, которая предусматривается занимаемой ими должностью).

Таким образом, принципиальное различие понятия море­ходного состояния судна в договоре фрахтования судна на время от мореходного состояния судна в договоре морской перевозки груза заключается в том, что закон не возлагает на судовладельца обязанность привести трюмы и все другие по­мещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обес­печивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза, т.е. не требуется, чтобы судно было пригодно для пере­возки конкретного груза в каждом определенном рейсе.

В типовых проформах чартеров, используемых при фрах­товании судна на время и используемых в международном торговом мореплавании, также содержатся условия, обязы­вающие судовладельца предоставить судно в мореходном состоянии. В связи с этим на практике иногда возникают разногласия в понимании права фрахтователя расторгнуть договор, если к обусловленному сроку судно не будет предо­ставлено в мореходном состоянии. Большинство судебных решений в этих случаях исходит из того, что если зафрахто­ванное судно не будет мореходным к моменту сдачи его фрах­тователю, последний вправе отказаться от его принятия и расторгнуть договор. Однако известны и другие судебные решения, в основу которых положен принцип, согласно ко­торому фрахтователь вправе расторгнуть договор только в том случае, если в связи с предоставлением немореходного судна и последующей его задержкой в ремонте судно не мо­жет быть использовано для тех целей, ради которых оно было зафрахтовано. Если же такое использование возмож­но, то фрахтователь вправе взыскать лишь убытки, связан­ные с задержкой в предоставлении судна.

Что касается наличия скрытых недостатков судна, то как и в договоре морской перевозки груза, при фрахтовании суд­на на время судовладелец не несет за них ответственности, ее ли они не могли быть обнаружены при проявлении им дол­жной заботливости.

Обязанность судовладельца надлежащим образом снаря­дить судно (обеспечить его всем необходимым снаряжением), аакреплена практически во всех типовых проформах тайм- чартеров.

Как уже отмечалось, при фрахтовании в тайм-чартер на судовладельца возлагается обязанность по укомплекто­ванию судна экипажем. Поэтому при задержке передачи суд­на фрахтователю из-за ненадлежащего укомплектования его экипажем фрахтователь вправе потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 КТМ Украины, а также п.З ст. 203 КТМ Российской Федерации, судовладелец обязан содержать судно в исправном состоянии в течение всего сро­ка тайм-чартера. Из этого вытекает обязанность судовла­дельца обеспечить судно всеми материалами, необходимы­ми для поддержания судна в должном состоянии. К таким материалам относятся сменно-запасные части различных судовых механизмов и устройств, инструменты, смазочные и покрасочные материалы и т.п.

Заработная плата, как составная часть себестоимости со­держания судна в договоре фрахтования по тайм-чартеру вхо­дит в условие договора. При этом стоимость фрахта может меняться в зависимости от того, какая сторона принимает на себя обязанность выплачивать заработную плату экипажу. Обычно заработную плату выплачивает судовладелец, т.к. именно он производит прием на работу членов экипажа. В то же время все расходы по оплате сверхурочных, связанных с погрузкой и выгрузкой груза, а также с бункеровкой судна, как правило, возмещает фрахтователь. Снабжение экипажа продовольствием и всеми другими необходимыми припасами так же обычно возлагается на фрахтователя.

Вопрос о том, кто комплектует экипаж, является предоп­ределяющим во взаимоотношениях судового экипажа с су­довладельцем, именно он обусловливает их взаимные права и обязанности. Поэтому вполне естественным является то, что бербоут-чартерному судовладельцу экипаж подчиняет­ся по всем вопросам, т. к. комплектация этого экипажа осу­ществляется непосредственно фрахтователем. В тоже время при фрахтовании по тайм-чартеру в соответствии со ст. 210 КТМ Украины « капитан судна и другие члены экипажа под­чиняются распоряжениям фрахтователя, касающимся экс­плуатации, за исключением распоряжений по судовожде­нию, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа». Таким образом, судовой экипаж фактически подчиняется распоряжениям тайм-чартерного фрахтователя лишь по вопросам коммерческой эксплуатации, и в том случае, если распоряжения фрахтователя не противоречат условиям тайм-чартера.

В типовых проформах тайм-чартеров обычно специаль но оговариваются права и обязанности капитана во взаимо­отношениях с фрахтователем. Так, например, в проформе «BALTIME», закреплено правило, согласно которому капи­тан обязан осуществлять все рейсы с наибольшей скоростью, выполнять распоряжения фрахтователя во всем, что каса­ется перевозки груза или использования судна, но не в во­просах судовождения.

Исходя из того, что в обязанность судовладельца вменя­ется надлежащая комплектация экипажа, то и за любые не­правильные действия капитана или иного члена экипажа, относящиеся к судовождению, несет ответственность судо­владелец, а не фрахтователь. Именно такой подход всегда находит отражение в судебной практике. В качестве приме­ра можно привести случай, произошедший с одним из судов сданных в тайм-чартер. Капитан этого судна получил рас­поряжение фрахтователя следовать к плавбазе, однако из- за скопления дрейфующих льдов не смог к ней пробиться и при выходе изо льдов на чистую воду обнаружил, что судно получило повреждение. Судовладелец считал, что убытки, связанные с повреждением судна, должен нести фрахтова­тель т.к. именно он отдал распоряжение следовать к плав­базе. Однако в судебном решении было сказано, что винов­ным в повреждений судна является капитан, который, зная об угрожающей судну опасности при плавании во льдах, тем не менее не отказался от выполнения полученного распоря­жения фрахтователя и направил судно во льды. «За эти дей­ствия капитана ответственность должен нести судовладелец, а не фрахтователь, т. к., несмотря на то, что судно было пе­редано фрахтователю, во всем, что касается судовождения и принятия всех необходимых мер к безопасному плаванию, капитан» остается служащим судов л ад ельца. В данном слу­чае , очевидно уместно вспомнить и аварию т/х « Сальвадор Альенде», когда капитан судна, выполняя распоряжение оператора, направил судно в район с неблагоприятными по­годными условиями. Результатом таких действий явилась гибель судна и почти всего судового экипажа.

В период использования судна фрахтователь становит­ся тайм-чартерным или бербоут-чартерным судовладельцем в том смысле, что он экс плуатирует судно от своего имени. Поэтому как тайм-чартерный, так и бербоут-чартерный фрахтователи несут ответственность перед третьими лица­ми по обязательствам, вытекающим из договоров морской перевозки груза, и из договоров морской перевозки пасса­жиров (если договор на перевозку пассажиров заключался от его имени). Поэтому при оформлении документов в гра­фе «наименование перевозчика» должно указываться наи­менование тайм-чартерного или бербоут-чартерного судо­владельца (фрахтователя).

В этом смысле интересное правовое положение имеет ка­питана судна, зафрахтованного по тайм-чартеру. Так как он по всем вопросам коммерческой эксплуатации выступает в роли представителя фрахтователя, то независимо от того, с кем фактически он состоит в трудовых отношениях (судо­владельцем), в его обязанность входит подписывать коно­саменты. Однако ответственность по обязательствам, выте­кающим из таких коносаментов, несет фрахтователь.

Тайм-чартерный и бербоут-чартерный фрахтователи как временные судовладельцы также несут расходы, связанные с эксплуатацией судна (портовые сборы, оцлата буксиров и т. п.).

В период действия договора вознаграждение (фрахт) за пользование судном уплачивается судовладельцу независи­мо от того, используется ли судно фактически или нет. Од­нако в соответствии со ст. 212 КТМ Украины фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расх одов по судну за вре- мя, в течение которого судно было непригодно для эксплуа­тации вследствие немореходного состояния, за исключени­ем тех случаев, когда непригодность судна наступила по его вине. Таким образом, если судно стало непригодным к эксп­луатации (немореходным) по вине фрахтователя, то судо­владельцу причитается вознаграждение (фрахт), которое обусловлено в договоре независимо от возмещения убытков, причиненных фрахтователем.

Обычно стороны договора оговаривают в договоре, что фрахтователь освобождается от уплаты фрахта не сразу пос­ле того, как судно стало немореходным, а по истечении оп­ределенного срока. Так, например, в проформе «BALTIME» этот срок установлен в 24 часа, в некоторых случаях по со­глашению сторон он может быть увеличен до 48 часов.

Фрахтователь может быть освобожден от уплаты фрахта лишь только за время, в течение которого судно фактически было непригодным к эксплуатации. Однако фрахт вновь под­лежит уплате с того момента, когда, судно вновь станет при­годным к эксплуатации. В связи с этим на практике нередко возникают споры о том, с какого момента судно следует счи­тать вновь пригодным к эксплуатации. В таких случаях суды обычно исходят из того, что фрахтователь может быть осво­божден от обязанности вносить плату судовладельцу с мо­мента повреждения судна и до момента его готовности к эк­сплуатации. При этом место нахождения судна не является определяющим, важен лишь сам факт мореходного состоя­ния судна. Такая судебная практика породила возникнове­ние оговорки, направленной на то, чтобы не оплачивать вре­мя, необходимое судну для преодоления пути от места ремон­та до места, где произошла авария, т.е. возвращения судна на исходную позицию, на которой оно находилось на момент аварии, или аварийного происшествия, вызвавшего неморе­ходное состояние судна. В соответствии с этой оговоркой, которая включается в тайм-чартер, фрахт подлежит исчис­лению с того момента « когда судно будет в той же позиции и возобновит рейс ».

Естественным является и то, что фрахтователь освобож­денный от уплаты фрахта за немореходное состояние судна должен быть освобожденным и от других расходов по судну. При этом, под «расходами но судну» следует понимать все расходы: связанные с оплатой бункера; по оплате портовых, лоцманских, канальных и иных сборов; по оплате буксиров­ки, погрузки и т.д., т.е. все те расходы, которые вызваны потребностями судна, а не рейса, осуществляемого в интере­сах фрахтователя.

Однако фрахтователь не может быть освобожден от упла­ты фрахта если судно стало немореходным по его вине. В этом случае фрахтователь обязан не только внести плату за вре­мя ремонта, но и возместить судовладельцу все связанные с этим убытки.

В случае гибели судна в соответствии со ст. 213 КТМ Украины фрахт подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно, — по день получе­ния последнего известия о нем. Аналогичная норма содер­жится в ст. 209 КТМ Российской Федерации. Однако в не­которых проформах чартеров эта проблема решается по дру­гому. Например, в проформе тайм-чартера «BALTIME» закреплено правило, согласно которому, если день гибели судна установить невозможно, вознаграждение уплачива­ется в половинном размере со дня последнего известия о судне до дня предполагавшегося прибытия его в место на­значения.

Во всех случаях под гибелью судна следует понимать как его фактическую утрату в результате пожара, затопления или иных аналогичных причин, так и его полную конструк­тивную гибель, когда судно фактически не утрачено, одна­ко расходы по его ремонту превысили бы стоимость этого судна после его ремонта.

Как уже отмечалось, тайм-чартерный фрахтователь не отвечает за убытки, вызванные спасанием, повреждением или гибелью зафрахтованного судна, которые возникли по вине судового экипажа, т. к. этот экипаж был укомплекто­ван судовладельцем. Однако он так же, как и бербоут-чар­терный фрахтователь отвечает за убытки, вызванные спаса­нием, повреждением или гибелью судна, если убытки про­изошли по его вине.

Если в период действия договора фрахтования судна по тайм-чартеру судно окажет помощь другому судну, то пола­гающееся при этом вознаграждение за спасение распределя­ется в равных долях между судовладельцем и фрахтовате­лем, за вычетом сумм, надлежащих для возмещения поне­сенных судном убытков, и доли, причитающейся судовому экипажу. Вознаграждение за спасение на море, причитаю­щееся судну, зафрахтованному на время без экипажа (бер­боут-чартер), в соответствии со ст. 214 КТМ Украины, при­надлежит фрахтователю.

Аналогичный подход к решению этой проблемы заложен также в ряде проформ договоров фрахтования судна на вре­мя, в частности в тайм-чартере «BALTIME».

В соответствии со ст. 206 КТМ Украины фрахтователь « может в пределах прав, предоставленных ему по договору фрахтования судна на определенное время, заключить от своего имени самостоятельный договор фрахтования судна с третьим лицом ». Однако заключение такого договора « не освобождает фрахтователя от выполнения договора, заклю­ченного с судовладельцем». Это правило предоставляет фрах тователю право сдать зафрахтованное по договору судно в поднаем (субаренду) третьим лицам без согласия на то судо­владельца по основному договору, однако только в том слу­чае, если нет прямого указания о неприменении этого пра­вила. Не смотря на то, что такой подход является явно про­тивоположным заложенному в правиле, касающемуся сдачи имущества в поднаем и закрепленному в ст. 774 Граждан­ского кодекса Украины, в соответствии с которым сдача на­нятого имущества в поднаем допускается лишь с согласия наймодателя, тем не менее он не противоречит этой статье т.к. она применяется лишь втом случае, « если иное не пре­дусмотрено договором или законом».

Аналогичный подход, однако в более корректной форме, изложен соответственно в ст. 202 и ст. 215 КТМ Российской Федерации. Так, согласно этим статьям, если договором фрахтования судно на время «не предусмотрено иное, фрах­тователь в пределах предоставленных » ему прав « может зак­лючить от своего имени договоры фрахтования судна на вре­мя с третьими лицами » как на весь срок действия основного договора, так и на его часть.

Таким образом, для того, чтобы лишить фрахтователя права передать судно в субаренду в чартере, следует сделать об этом оговорку.

Судно, взятое во фрахт на время, может быть сдано в суб­аренду фрахтователем лишь при условии, если договор суб­аренды заключен в пределах прав, предоставленных фрах­тователю по договору фрахтования на время. Таким образом фрахтователь не может предоставить субарендатору прав больше, чем он сам получил по договору с судовладельцем.

Заключая договор субаренды, фрахтователь действует от своего имени, т.е. выступает как самостоятельный судовла­делец (тайм-чартерный или бербоут-чартерный). Он от сво­его имени подписывает договор, выступая таким образом в роли судовладельца, приобретает права и несет обязанности по заключенному договору. Основной судовладелец не при­обретает никаких прав и не несет никаких обязанностей по договору субаренды. Все отношения, связанные с фрахтова­нием судна на время, основной судовладелец имеет лишь с тем фрахтователем, с которым он заключил договор. Имен­но фрахтователь несет ответственность перед основным су­довладельцем за сохранность судна и за уплату фрахта.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 к договору фрахтования суд- па на время, «заключенному фрахтователем с третьим ли­цом» должны также применяться правила, установленные для основного договора фрахтования на время.

Таблица 4.3.2.1. Основные характеристики договора фрахтования судна на время