Развод для детей дошкольного возраста

Центр психолого-педагогической помощи населению
Забайкальского края

Влияние развода родителей на детей.

Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему современного общества. Ежегодно вследствие разводов добавляется большое количество неполных семей, где ребенок будет воспитываться одним из родителей.

Сам по себе бракоразводный процесс – это болезненное, травматическое переживание, которое связано с разрушением привычного мира у детей. Развод родителей – это удар из внешнего мира по неокрепшей нервной системе ребенка, даже подросткового возраста, и влияние этого удара, безусловно, оказывает пагубное воздействие не только на психику ребенка, но и на его дальнейшее развитие.

Уровень воздействия и последствия развода во многом зависят от возраста ребенка, взаимоотношений родителей до и после развода и других факторов. Воздействие может быть весьма разнообразным. Нет точного утверждения того, что развод родителей повлечет в том или ином возрасте необратимые последствия для ребенка. Как правило, некоторые дети обладают значительной психологической устойчивостью, но даже несмотря на это, развод оказывает скрытое негативное воздействие на детей. Для того, чтобы понять, как не травмировать ребенка при разводе, важно понимать особенности каждого возрастного этапа развития ребенка и его потребности.

Как влияет развод родителей на психическое состояние детей дошкольного возраста?

Малыши дают родителям понять о своем неблагополучии только одним способом – болеют (неврозы, заикание, энурез и пр.). Это «звонок» организма, который заставляет задуматься об изменении семейной обстановки не в лучшую сторону, который влечет за собой внутреннее напряжение малыша.

Дети 2-3 лет в кризисный период распада семьи реагируют плачем, который может выглядеть беспричинным, может наблюдаться нарушение сна, пугливость (вздрагивание при громких звуках), нежелание делиться собственными игрушками. В сюжетно-ролевой игре характерно использование агрессивных и голодных животных. С попаданием в детский сад дети, чьи родители развелись, очень тяжело и эмоционально расстаются с матерью. У таких детей может замедляться психическое развитие, появляются «вредные» привычки, например, сосание пальца, грызение ногтей как результат пережитого стресса.

Пример из практики: Полина (3 года) после развода родителей начала включать в свои игры злых животных (тигров, львов, динозавров и др.), которые кусали и обижали других персонажей, при этом девочка сама злилась на них и проявляла физическую агрессию (била зверей, бросала, кусала).

Как помочь ребенку в этом возрасте пережить развод?

Для малыша в этом возрасте важна стабильность и близость с родными. Необходимо сохранять прежний режим (питание, сон). Важно брать ребенка на руки, обеспечив телесный контакт, обеспечить контакт с любимой игрушкой.

Дети 3 – 5 лет часто испытывают гнев на маму за чувство утраты, агрессивны к сверстникам, тревожны, проявляют свои чувства через неконтролируемое поведение. Дети-«непоседы» становятся замкнутыми и молчаливыми. У некоторых детей наблюдается проявление чувство ложной вины за распад семьи. Особенно это ярко проявляется, когда родители пытаются «поделить» ребенка, что приводит к новым ссорам и скандалам, при этом сам ребенок начинает полагать, что именно он стал причиной ссор. Ребенок запускает программу «самоуничтожения»: возникает чувство покинутости и малыш считает внимание оставшегося родителя недостаточным. У ребенка закрадывается страх, что если один из родителей ушел из семьи, другой вскоре последуют за ним, и он останется один в опасности. Это может проявляться в ночном недержании мочи, навязчивостью, когда родитель все время должен быть рядом, проблемами с питанием, постоянном «нытье», трудности с засыпанием.

Пример из практики: Семен (4 года) в период бракоразводного процесса стал проявлять замкнутость в детском саду (сторонился совместной деятельности с детьми, не стремился к общению), очень тяжело прощался с мамой и долго не мог успокоиться после ее ухода.

Как помочь ребенку 3-5 лет пережить развод?

Ребенок все понимает и замечает перемены в семье. Необходимо на доступном для ребенка языке составить разговор и объяснить, что произошло на самом деле, что независимо от обстоятельств, родители его любят. Родителям необходимо договориться друг с другом, чтобы обеспечить ребенку режим дня, правильное питание, организовать совместную деятельность (читать книжки, играть в игры, прогулка), чтобы ребенок не чувствовал себя брошенным и забытым.

Дети 5-6 лет при разводе родителей могут проявлять вербальную агрессию и тревожность (раздражительность, неугомонность, гневливость). Дети в этом возрасте ясно представляют, что произойдет с семьей после развода родителей. Они могут делиться своими переживаниями и просить маму вернуть отца обратно в семью. Некоторые дети после развода родителей считают, что разлука с одним из них окончательная, и родитель больше никогда не вернется домой и не будет с ними видеться.

Именно в старшем дошкольном возрасте развод родителей может оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, потому что именно в этом возрасте у ребенка появляется желание общаться с родителем противоположного пола, а недостаток этого общения вызывает ощущение предательства и одиночества. Если же из семьи уходит родитель одного с ребенком пола, у ребенка возникает чувство возмущения и затаенная злоба.

Пример из практики: Ангелина (6 лет) после развода родителей затаила внутреннюю злобу на маму, при ссоре проявляла физическую агрессию на маму (била маму кулаками, пинала, кидала предметы в лицо) и говорила, что это она виновата, что папа ушел из дома.

Как помочь ребенку 5-6 лет пережить развод?

Ни в коем случае нельзя перекладывать на ребенка свой груз переживаний. Ребенок в этом возрасте не может дать совета родителю, и поэтому будет чувствовать себя виноватым. Детская психика не предназначена для таких взрослых переживаний и решений. С ребенком можно обсудить его чувства. В присутствии ребенка нельзя оскорблять второго супруга.

Как влияет развод родителей на психическое состояние детей младшего школьного возраста?

В этом возрасте дети воспринимают родителей как единое целое. И если развод становится неизбежным, то у ребенка наблюдается тревожность, чувство обманутости, беспомощности. Иногда дети в этой ситуации проявляют признаки аутизма (нарушение социального взаимодействия, нарушение коммуникации, стереотипное поведение).

Негативное влияние развода на ребенка в этот период усугубляется так называемым «кризисом семи лет», который проходит любой ребенок, идущий в школу. К семи годам у ребенка есть четкое понимание ситуации, что родители больше никогда не будут жить вместе, так как не любят друг друга. Школьники верят в то, что только они смогут помирить родителей, но когда это не получается, у них закладывается страх жить дальше, они беспокоятся за будущее.

Иногда младший школьник начинает делить родителей на «хорошего» и «плохого». Как следствие, поведение ребенка резко меняется, появляется агрессия к тому родителю, с кем ребенок остался. Пропадает мотивация к обучению, возникает нежелание посещать школу, общаться со сверстниками. Часто наблюдаются проблемы со сном, потеря аппетита, энурез.

Пример из практики: Влад (7 лет) после развода родителей отказывался ходить в школу, так как именно там он ощущал у себя комплекс неполноценности («у всех в классе полная семья, а у меня нет»). После школы не стремился идти домой, а бродяжничал по улицам. Мотивация к обучению снизилась до минимума, что привело к потере интереса к школе в целом.

Как помочь младшему школьнику пережить развод?

Каждый из родителей должен проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросит, и что он не виноват в сложившейся ситуации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку чувство безопасности и поднятия самооценки. До ребенка нужно донести, что развод это – совместное решение родителей, стараться в присутствии ребенка не упрекать друг друга. Поддержание четкого графика визитов того родителя, который больше не живет с ребенком, является обязательным правилом. Ребенку в этот тяжелый период времени необходима поддержка друзей, сверстников, участие в кружках, секциях, так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

Как влияет развод родителей на психическое состояние детей подросткового возраста?

Дети в подростковом возрасте принимают все близко к сердцу и страдают от этого состояния. Они могут долго накапливать обиду, гнев и прочие чувства и «взорваться бомбой» в любой момент. Подросток может обидеться на обоих родителей и не общаться ни с одним из них.

Реакции на развод могут быть различными: ребенок может начать употреблять алкоголь, связаться с нехорошей компанией, выдумать себе ряд заболеваний, или наоборот, стать «идеальным» для родителей (выполнять домашнюю работу, не перечить, приходить раньше с уличных прогулок), таким образом, подросток пытается манипулировать родителями. Своим изменившимся поведением, ребенок надеется сблизить маму и папу. В любом случае, реакция у ребенка на развод всегда служит сигналом о том, что ему очень тяжело, и взрослые должны помочь ему преодолеть этот сложный период.

Пример из практики: Антон (14 лет) после развода родителей связался с плохой компанией, стал употреблять ПАВ. Старался избегать встреч со вторым родителем и не шел на контакт с первым. Появились проблемы со здоровьем.

Как помочь подростку пережить развод?

Подростка нельзя оставлять один на один со своими мыслями и чувствами. Необходимо все время выводить ребенка на разговор, говорить о любви к ребенку с обеих сторон и про то, что причина расставания родителей не в нем. Желательно постоянно переключать внимание ребенка с семейных проблем на общение с друзьями. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал нужность себя самого. Из-за переоценки своей личности в этом возрасте, подросток может находится в сильном стрессе, что может вызвать депрессивное состояние. Если невозможно «перешагнуть» данный этап и идет «застревание» на этом этапе, то помощь психолога просто неизбежна.

Самым тяжелым для ребенка является первый год после расставания родителей. Здесь необходимо терпение и поддержка родителей. Постепенно подросток привыкает к новому положению вещей. Но это возможно только при положительном, адекватном поведении со стороны обоих родителей.

Общие рекомендации родителям,

воспитывающим детей в неполной семье:

— проговаривайте с ребенком сложившуюся ситуацию в семье, спрашивайте его мнение;

— поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, оставайтесь ним в контакте (спрашивайте, как прошел день в школе, в детском саду);

— исключайте наказание, чаще хвалите. Сохраняйте доброжелательную обстановку в семье, чтобы укрепить чувство безопасности, сохранить у ребенка доверие;

— не запрещайте ребенку вспоминать прошлое;

— не перекладывайте функции родителя, который покинул семью, на плечи своего ребенка;

— помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

1.Маме, которая вынуждена воспитывать ребенка одна, важно перестать винить себя в случившемся, нельзя “полностью посвятить себя ребенку”. В результате от этого будет страдать ребенок, поскольку невольно станет вечным должником матери. В дальнейшем это помешает его отделению от матери при создании собственной семьи. А сама мама будет чувствовать себя обманутой и обделенной благодарностью выросшего ребенка, на которого она потратила лучшие годы жизни.

2. Особенности протекания стресса у девочки: девочки в период развода родителей носят переживания в себе (грусть и обида). Во взрослой жизни испытывают трудности в выборе партнера, испытывают страх измен и предательств в интимных отношениях.

3. Стресс у мальчика: у мальчиков в период развода родителей наблюдается провокационные поведение (воровство, уходы из дома, вербальная агрессия). Во взрослой жизни могут и не выработать в себе чувство независимости, уверенности, целеустремленности.

4. Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок, потому что вместе с родными братьями и сестрами легче делиться переживаниями, что снижает эмоциональное напряжение.

В.С. Ерке, педагог-психолог

ГУ ЦПППН «Доверие» Забайкальского края

Список использованной литературы

  1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования // Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  2. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2000.
  4. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ. – 2000.
  5. Терехин В.А., Криченко Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // РЭГ.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети, и прежде всего мальчики. Девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7 % детей снижается успеваемость, у 19,6 % страдает дисциплина дома, 17,4 % требуют особого внимания, 8,7 % убегают из дома, 6,5 % конфликтуют с друзьями [5] . Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И как отмечает А. Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.

Существуют научные данные, подтверждающие предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, в раннем детстве которых родители разошлись, особенно выражена тенденция заводить внебрачных детей. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Вместе с тем некоторые психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не столько сам развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Ученые полагают, что это происходит потому, «что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца» [6] .

Когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания: от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова «не спускает его с рук», так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста . Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Дж. Мак Дермот и Дж. Валлерштейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношения к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых ими конфликтов.

Дети 2,5–3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Дети 3,5–4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала и из-за этого ушел папа. У других развивалось устойчивое самообвинение. Эмоционально чувствительные дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями.

По наблюдениям Дж. Мак Дермота, мальчики этого возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. Подобное он объясняет тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

У детей 5–6 лет так же, как и в средней группе, наблюдались увеличение агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки.

По данным Дж. Валлерштейн, девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5–6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослого и физического контакта с ним.

Согласно исследованиям Дж. Валлерштейн, наиболее уязвимым при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте . Подростки особенно тяжело переживают переход к жизни в неполной семье. Когда в душе подростка зарождается острая тоска по романтической любви, он неожиданно сталкивается с ее непостоянством. Юношеская любовь трепетна и пуглива, ее легко разрушить, отвергнув или оскорбив. Развод родителей, пришедшийся на такой период, рождает тревожность. Если родители разлюбили друг друга, значит, любовь вообще не вечна? Почему проходит любовь? Что убивает ее? Если терять любовь так больно, может быть, лучше совсем не пускать ее в свою душу и тем самым избежать травмы? Разрушенный брак родителей приносит подростку сильное разочарование в жизни.

Иногда подростки совсем отрицают любовь только из-за развода родителей. Боясь хрупкости этого чувства, они могут избегать близких отношений и обязательств, их связи с людьми очень поверхностны, они опасаются рисковать, предпочитая большие компании интимному общению. Некоторые подростки вступают только в стабильные и безопасные в эмоциональном плане отношения.

Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что, лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки.

По данным психологов, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом.

Семейная жизнь определяется не только индивидуальными характеристиками тех или иных членов семьи, но также и социальными обстоятельствами, и той средой, в которой живет семья. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности.

Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой – он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

И хотя прежний мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, перед ним встает трудная задача – нужно выживать, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Не всегда это приспособление дается ребенку легко. Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов, которые выявили снижение адаптивности детей из разведенных семей по сравнению с детьми из полных благополучных семей. Важным фактором снижения адаптивности, согласно полученным данным, являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Некоторые из них поселяются в квартире, перестраивают на свой лад их семейный быт, требуют от ребенка определенного отношения к себе, а потом уходят. Их место занимают другие, и все начинается сначала. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей. Исследования свидетельствуют о том, что чувства, которые испытывал ребенок в детстве, впоследствии нередко сопровождают человека в течение всей жизни, придавая его отношениям с другими людьми особый стиль и эмоциональную тональность.

По данным медиков, ситуация развода родителей даже спустя 1–2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. «Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, то есть тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки (и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое чувство беспокойства при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи (фобии).

К концу подросткового – началу юношеского возраста начинает отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения, чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви и признании. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения» [7] .

Если для родителей развод зачастую является закономерным следствием нарушения семейных отношений, то для детей он чаще всего – неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Развод для взрослых – это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое из лучших побуждений они идут по собственной воле. Для ребенка расставание родителей – это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания. И даже если они осознают, что папа и мама недовольны друг другом, им трудно это понять и принять, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением (решением).

При этом есть некоторые различия в эмоциональных и поведенческих реакциях девочек и мальчиков, связанных с их переживаниями ситуации развода родителей. Так, девочки чаще держат переживания в себе, и внешнее поведение их почти не меняется. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда подобные реакции направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что ее они не разлюбили.

Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей – грусть и обида, то у мальчиков – это гнев и агрессивность. Переживания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Как дети переживают развод родителей

Любые отношения между людьми неизбежно приходят к концу. Исходом семейных отношений являются их разрыв (развод) или смерть. Развод родителей для ребенка соизмерим с крушением мира, хотя в разном возрасте дети по-разному реагируют на ситуацию развода.

От 0 до 6 месяцев

Ребенок в возрасте до полугода практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя через несколько дней при условии внимания со стороны других членов семьи, особенно матери.

От 6 месяцев до 1,5 лет

В этом возрасте ребенок интуитивно чувствует, что его бросили, но понять ситуацию не в силах. Из-за этого у него может возникнуть психологический дискомфорт, резкие смены настроения, они начинают чаще болеть. Самое частое явление — возникновение аллергии, нейродермита, диатеза, может быть и ложный круп. Однако если отец больше не появляется в доме, малыш его забывает. Если ссоры между родителями носят постоянный характер, ребенок становится раздражительным и нервным, у него часто случаются приступы плохого настроения, особенно в присутствии незнакомых людей. Такие дети в дальнейшем могут отставать в развитии.

Как сгладить негативные последствия развода. Дети нуждаются в близости с родными людьми и стабильности. Необходимо постараться сохранить режим, который был в жизни ребенка до развода родителей, особенно если это качается сна и питания; позаботиться о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводить с ним больше времени, чем обычно, чаще брать его на руки, обеспечивая тем самым физический контакт. Необходимо принимать помощь друзей и родственников, чтобы иногда отдыхать, сохраняя силы для общения с ребенком.

В этом возрасте эмоциональная связь ребенка с родителями наиболее сильна. Поскольку весь мир ребенка сосредоточен на папе и маме, он переживает развод родителей очень тяжело. Ребенку в раннем возрасте трудно принять сам факт расставания близких людей. Малыши зачастую думаю, что папа и мама расстались из-за них. Некоторые дети стараются привлечь к себе внимание, начинают плакать и капризничать. Другие, держа тревогу в себе, выражают ее через навязчивые движения и плохие привычки (сосет палец, раскачивается туловищем и т.п.). Часто возникают проблемы со сном, ребенок боится остаться один и т.д.

Как сгладить негативные последствия развода. По возможности родители должны сотрудничать друг с другом, чтобы обеспечить ребенку стабильный режим дня. Необходимо уделять ребенку больше внимания и времени (делать что-то с ним вместе, играть, читать книжки, рисовать). Если ребенок уже достаточно большой (старше 2-х лет) можно пробовать обсуждать с ним чувства.

В дошкольном возрасте ребенок интенсивно растет и развивается, он уже многое понимает, впитывает новое, стремится быть похожим на родителей. В этом возрасте развод родителей вызывает у него сильное душевное потрясение. Малыш склонен считать себя виноватым, и делает все, чтобы исправить ситуацию. Дошкольники еще не понимают всей сути слова «развод», но не хотят, чтобы родители расставались, даже если они сильно ссорятся. Разрушение семьи и потеря привычного ощущения дома могут привести к возникновению новых страхов или обострить уже имеющиеся; может быть бессонница, повышение общего уровня тревожности и неуверенности в себе. Взрослым необходимо помнить, что в этом возрасте повеление родителей воспринимается ребенком как образец для подражания, поэтому следует вести себя как можно более достойно.

Как сгладить негативные последствия развода. Здорово если родителям удается развестись без ссор, взаимных упреков, сохранив нормальные человеческие отношения. Такой вариант событий менее всего травмирует ребенка, поскольку в этом возрасте он подсознательно ощущает эмоции родителей, даже если они пытаются их скрывать. В любом случае дошкольнику нужен кто-то, с кем он может обсудить свои чувства. Это может быть бабушка или дедушка, дядя или тетя — любой человек, которому он доверяет и который может смотреть на происходящее более-менее объективно, не настраивая ребенка против одного из родителей. Если ребенку сложно говорить о своих чувствах прямо, можно читать и обсуждать с ним книги, герои которых переживают аналогичные ситуации. Ребенку также необходимо знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит.

Утрата одного из родителей может вызвать продолжительную депрессию. Ребенок растерян, чувствует себя беззащитным, испытывает постоянную тревогу, ведет себя нервозно. В результате стресса у детей часто возникают проблемы со здоровьем, их мучают желудочные и головные боли. В школе начинаются проблемы с успеваемостью и дисциплиной, дома ребенок становится агрессивным и непослушным, грубит, обманывает, может настраивать родителей друг против друга, требовать от них подарков. К родителю, ушедшему из семьи, дети нередко испытывают ненависть, а с родителем, с которым они живут, привязанность. Но иногда агрессия может распространяться и на обоих родителей.

В возрасте 9 — 10 лет дети, чьи семьи распались, часто перестают доверять взрослым и начинают искать поддержку у сверстников. Мальчиков этого возраста покидает их обычная самоуверенность. Обычно они стремятся к близости с отцом, но их отношение к «воскресному папе» нередко становится корыстным.

Как сгладить негативные последствия развода. Прежде всего, необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать и словами и действиями, что ни один из родителей его не бросил, любит его по-прежнему. Очень важно, чтобы ребенок понял, что он не виноват в сложившейся ситуации. В то же время родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло, и должны доносить до него мысль о том, что развод был их общим решением. Очень полезно разработать четкий график посещений и придерживаться его, т.к. больше всего пользы в стрессовый период дает ощущение стабильности, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать. В этот сложный период ребенку необходимо больше общаться с друзьями, родственниками, сверстниками, участвовать в различных спортивных мероприятиях, посещать различные спортивные секции и кружки, т.к. активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

От 11 до 16 лет

В этом возрасте мальчики в большинстве случаев испытывают негативные чувства к отцу и сильно привязываются к матери. Но если у нее появится партнер, ревнивый сын ей этого не простит. В свою очередь, у девочек появляется критика по отношению к матери, ее внешности, негативных черт характера. Например: «растолстела, за собой не следит, понятно, почему отец ушел к молодой и красивой». Иногда они склонны восхищаться его новой подругой.

Как сгладить негативные последствия развода. Необходимо говорить с ребенком о своих и его чувствах и переживаниях, советоваться с ним по разным семейным вопросам. Пройдет время, и он сам оценит все происходящее. Не следует навязывать подростку свое видение происходящего.

Дети старше 16 лет и взрослые также не хотят развода родителей, хотя им легче пережить этот факт, так как они способны увидеть и понять причины происходящего, но чувства все равно бьют тревогу — родители разводятся, значит, что-то важное сломалось в этом мире, что-то не так в их жизни. Развод родителей всегда ставит ребенка под удар, так как показывает его беззащитность, особенно если взрослые начинают его использовать как оружие в своей вражде.

Расставание с одним из родителей тяжело переживаются детьми обоего пола, но на их психике это отражается по-разному.

Выросшая без отца девочка рискует построить свою семейную жизнь по образцу мамы. Одной из причин этого является отсутствие в ее жизни примера гармоничных отношений между женщиной и мужчиной. Кроме того, если мама не скрывает от дочери своей обиды на отца и подробно рассказывает ей о своих претензиях к нему, то велика вероятность того, что в представлении девочки все мужчины будут «мерзавцами». От этого появляется страх и недоверие к мужскому полу. Но в то же время детский опыт переживания развода родителей может помочь девочке стать сильнее, осмотрительнее, самостоятельнее. Это возможно лишь в том случае, если мать не критикует отца, а учит дочку воспринимать мужчин такими, какими они есть, с их силой и слабостью, не идеализируя и не умоляя мужских достоинств. Тогда девочка вырастает сильной женщиной, способной создать нормальную семью.

Мальчики тяжелее переживают уход отца, хотя психологически они крепче привязаны к матери. Их проблема состоит в том, что они чувствуют себя ущербными и обделенными любовью, что сказывается на их характере. Ребенок может стать упрямым, неуступчивым, подозрительным: в каждом человеке он видит потенциального предателя. Чтобы этого не случилось, матери не следует говорить об отце плохо. Ей нужно окружить ребенка заботой и любовью, чтобы он был счастлив, несмотря ни на что. Мальчик должен быть уверен, что его любят. если мать научится сдерживать свои отрицательные эмоции и будет говорить о бывшем муже уважительно, ее сын вырастет сильным и ответственным человеком. Ситуация развода пойдет ему на пользу лишь в том случае, когда, поняв, что он единственный мужчина в доме, мальчик будет стараться помогать матери и возьмет на себя часть мужских обязанностей по дому.

Безусловно, развод — это крайний, а иногда и единственный выход из сложившихся тупиковых отношений. Но если супруги уже развелись, то из этой ситуации необходимо извлечь максимум пользу: для ребенка лучше воображаемый образ сильного и благородного отца при уверенной и спокойной маме, чем реальный пьяный или безвольный отец и вечно расстроенная нервная мать.

1. Антонова С.В. Как сохранить ребенка при разводе. Между двух огней — М.: АСТ; Спб.: Сова, 2008

2. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Это горькое слово «развод» — М.: Генезис, 2010

3. Снегирева Т.В. Развод родителей: где я? — М.: Академический проект, 2010

Статья на тему:
Развод родителей глазами ребенка

Развод родителей глазами ребенка

Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям. Решению родителей развестись часто предшествует растянувшийся на несколько лет сложный период жизни, который может привести к значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка и к тягостным переменам в отношениях родителей и детей. Вместе с тем такие изменения в жизни семьи могут способствовать развитию ребенка, формированию большей самостоятельности и независимости и достижению зрелости. Они также дают возможность установить более конструктивные отношения между членами семьи, прошедшей через развод.

Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Дети дошкольного возраста реагируют на случившееся волнением и горем, которые часто парализуют и дезорганизуют их поведение. Дети младшего школьного возраста проявляют большее самообладание, уравновешенность и активность в стремлении справиться с навалившимися на них противоречивыми чувствами и опасениями, стремятся внести ясность тот беспорядок, который царит в их жизни.

Одна группа детей одновременно участвуют в двух процессах: с одной стороны, они усиленно пытаются овладеть ситуацией, а с другой — предаются мукам душевной боли. Такая стратегия помогает заглушить и уменьшить душевную боль, сделать ее терпимой и иметь возможность, не останавливаясь в развитии, более или менее успешно адаптироваться к кризисной ситуации развода.

Другая группа детей поддаются горю более полно и постепенно. Страдания этих детей обусловлены не только сиюминутной болью из-за распада семьи — в них обычно выражаются и горе от того, что утеряна привычная до сих пор структура семьи, и страх перед неопределенным будущим, которое ожидает их семью, недавно уменьшившуюся на одного человека.

Наконец, стремление справиться с душевной мукой иногда может сочетаться у детей с попытками скрыть ее от стороннего наблюдателя из-за острого чувства стыда. Эти дети стыдятся развода родителей и разрыва отношений в своей семье. Часто зная, насколько обыденное явление — развод, они, тем не менее, стыдятся родителей и их поведения и могут лгать из преданности им, чтобы скрыть случившееся.

Как бы ни переживали дети ситуацию развода в семье, реагируют они на нее по-разному. Рассмотрим несколько наиболее распространенных реакций.

Активизация своей деятельности и игры . Часть детей в ситуации распада семьи лишается своей былой подвижности. Однако для большинства детей боль, которую они испытывают, часто заставляет их заняться целенаправленной деятельностью.

Гнев. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей, — осознанный, сильный гнев. Решающим моментом для его проявления является стремление временно сгладить или хотя бы затушевать страдание как более болезненную реакцию на развод родителей. Если у детей дошкольного возраста после развода родителей наблюдается возрастание агрессивности и раздражительности, то у детей младшего школьного возраста гнев начинает отличаться большей определенностью, четкой направленностью и проявлением способности ясно выразить словами свое раздражение.

Опасения и фобии . В зависимости от возраста дети чего-то боятся в связи с разводом родителей, например голода или голодной смерти.

Чувство ответственности за развод . Некоторые дети, особенно дошкольного возраста, бывают озабочены тем, что это они послужили причиной развода родителей.

Нарушенная идентификация . Для многих детей развод сопровождается чувством, что их мир пошатнулся. Детям трудно теперь понять, кто они есть и кем станут в будущем. Опасный момент этого нового ощущения стресса состоит в том, что нормальное представление ребенка о собственном «Я» тесно связано с внешней структурой семьи и зависит от физического присутствия фигур родителей не только в связи с проблемами питания, защиты и контроля, но и в смысле укрепления соответствующих возрасту идентификаций.

Одиночество и противоречивая преданность детей. Дети, переживающие развод родителей, часто испытывают чувство одиночества, ощущение, что их оставили в стороне от всего, печально признаются в своей беспомощности и второстепенной роли в принятии важнейших семейных решений.

Дети часто чувствуют себя более обиженными, униженными и отброшенными в сторону из-за свалившихся им на голову событий, над которыми они были фактически не властны.

Дети, пытающиеся побороть чувство одиночества, очень трезво воспринимают реальное падение интереса родителей к ним, которое столь часто имеет место во время развода. Кроме ухода из семьи одного из родителей маму и папу занимают свои собственные проблемы в этот период. Их эмоциональная открытость, доля внимания к детям и время, проведенное с детьми, значительно сокращаются.

Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изолированности, связан с детским восприятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивается ребенком, а иногда и одним из родителей как предательство другого. Это может вызвать настоящий гнев и еще больший отказ от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психического разлада.

Если развод произошел не по обоюдному согласию, если один из супругов травмирован разводом – его бросили, — то дети травмируются еще сильнее. Они видят страдание, которое один дорогой им человек доставил другому, равно дорогому им человеку. А любят-то они обоих родителей. Они не могут быть ни на чьей стороне, а родители часто ждут, что дети встанут с каждым из них по одну сторону баррикад. Поэтому сотрудничество родителей по поводу ребенка не должно прекращаться.

Если решение родителей окончательное, то каждому из них нужно поговорить с ребенком, объяснить причины разрыва с учетом его возраста, заверить его в своей любви, рассказать, как отношения будут поддерживаться в дальнейшем.

Не бойтесь открыто обсуждать с ребенком его чувства к ушедшему родителю. Какими бы они ни были – отрицательными или положительными.

Обсудите ситуацию со своими близкими и с родственниками бывшего супруга. Убедите их, что для ребенка очень важна их поддержка и продолжение отношений.

По возможности не меняйте резко место жительства, детский сад. Для большинства детей в этот период особенно важны привычные эмоциональный связи.

Договоритесь с ребенком, что ему лучше отвечать, если кто-то из окружающих задаст вопрос о произошедшем разводе. Объясните, что это бывает в жизни многих людей, и ему нечего стыдиться.

В какой-то мере вы будете делиться с ребенком своими переживаниями. Но не перекладывайте груз своих забот, обид и горестей на сына или дочь, ожидая от них сочувствия и поддержки. Нередко у ребенка и так развивается чувство острой вины, хотя он и не виноват в расставании родителей. Не усугубляйте это чувство.

Возьмите себе за правило никогда не злословить при ребенке об его отце или матери. Ведь он воспринимает себя частью вас обоих. Значит, если вы плохо говорите о бывшем супруге, это наносит удар и по нему самому.

Наполните свою жизнь и жизнь ребенка новыми занятиями, общением, поездками… Через какое-то время после развода родителей эмоциональное состояние ребенка постепенно возвращается в норму.

Предварительный просмотр:

Развод родителей глазами ребенка.

Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям. Решению родителей развестись часто предшествует растянувшийся на несколько лет сложный период жизни, который может привести к значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка и к тягостным переменам в отношениях родителей и детей. Вместе с тем такие изменения в жизни семьи могут способствовать развитию ребенка, формированию большей самостоятельности и независимости и достижению зрелости. Они также дают возможность установить более конструктивные отношения между членами семьи, прошедшей через развод.

Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Дети дошкольного возраста реагируют на случившееся волнением и горем, которые часто парализуют и дезорганизуют их поведение. Дети младшего школьного возраста проявляют большее самообладание, уравновешенность и активность в стремлении справиться с навалившимися на них противоречивыми чувствами и опасениями, стремятся внести ясность тот беспорядок, который царит в их жизни.

Одна группа детей одновременно участвуют в двух процессах: с одной стороны, они усиленно пытаются овладеть ситуацией, а с другой — предаются мукам душевной боли. Такая стратегия помогает заглушить и уменьшить душевную боль, сделать ее терпимой и иметь возможность, не останавливаясь в развитии, более или менее успешно адаптироваться к кризисной ситуации развода.

Другая группа детей поддаются горю более полно и постепенно. Страдания этих детей обусловлены не только сиюминутной болью из-за распада семьи — в них обычно выражаются и горе от того, что утеряна привычная до сих пор структура семьи, и страх перед неопределенным будущим, которое ожидает их семью, недавно уменьшившуюся на одного человека.

Наконец, стремление справиться с душевной мукой иногда может сочетаться у детей с попытками скрыть ее от стороннего наблюдателя из-за острого чувства стыда. Эти дети стыдятся развода родителей и разрыва отношений в своей семье. Часто зная, насколько обыденное явление — развод, они, тем не менее, стыдятся родителей и их поведения и могут лгать из преданности им, чтобы скрыть случившееся.

Как бы ни переживали дети ситуацию развода в семье, реагируют они на нее по-разному. Рассмотрим несколько наиболее распространенных реакций.

Активизация своей деятельности и игры . Часть детей в ситуации распада семьи лишается своей былой подвижности. Однако для большинства детей боль, которую они испытывают, часто заставляет их заняться целенаправленной деятельностью.

Гнев. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей, — осознанный, сильный гнев. Решающим моментом для его проявления является стремление временно сгладить или хотя бы затушевать страдание как более болезненную реакцию на развод родителей. Если у детей дошкольного возраста после развода родителей наблюдается возрастание агрессивности и раздражительности, то у детей младшего школьного возраста гнев начинает отличаться большей определенностью, четкой направленностью и проявлением способности ясно выразить словами свое раздражение.

Опасения и фобии . В зависимости от возраста дети чего-то боятся в связи с разводом родителей, например голода или голодной смерти.

Чувство ответственности за развод . Некоторые дети, особенно дошкольного возраста, бывают озабочены тем, что это они послужили причиной развода родителей.

Нарушенная идентификация . Для многих детей развод сопровождается чувством, что их мир пошатнулся. Детям трудно теперь понять, кто они есть и кем станут в будущем. Опасный момент этого нового ощущения стресса состоит в том, что нормальное представление ребенка о собственном «Я» тесно связано с внешней структурой семьи и зависит от физического присутствия фигур родителей — не только в связи с проблемами питания, защиты и контроля, но и в смысле укрепления соответствующих возрасту идентификаций.

Одиночество и противоречивая преданность детей. Дети, переживающие развод родителей, часто испытывают чувство одиночества, ощущение, что их оставили в стороне от всего, печально признаются в своей беспомощности и второстепенной роли в принятии важнейших семейных решений.

Дети часто чувствуют себя более обиженными, униженными и отброшенными в сторону из-за свалившихся им на голову событий, над которыми они были фактически не властны.

Дети, пытающиеся побороть чувство одиночества, очень трезво воспринимают реальное падение интереса родителей к ним, которое столь часто имеет место во время развода. Кроме ухода из семьи одного из родителей маму и папу занимают свои собственные проблемы в этот период. Их эмоциональная открытость, доля внимания к детям и время, проведенное с детьми, значительно сокращаются.

Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изолированности, связан с детским восприятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивается ребенком, а иногда и одним из родителей как предательство другого. Это может вызвать настоящий гнев и еще больший отказ от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психического разлада.

  • Если развод произошел не по обоюдному согласию, если один из супругов травмирован разводом – его бросили, — то дети травмируются еще сильнее. Они видят страдание, которое один дорогой им человек доставил другому, равно дорогому им человеку. А любят-то они обоих родителей. Они не могут быть ни на чьей стороне, а родители часто ждут, что дети встанут с каждым из них по одну сторону баррикад. Поэтому сотрудничество родителей по поводу ребенка не должно прекращаться.
  • Если решение родителей окончательное, то каждому из них нужно поговорить с ребенком, объяснить причины разрыва с учетом его возраста, заверить его в своей любви, рассказать, как отношения будут поддерживаться в дальнейшем.
  • Не бойтесь открыто обсуждать с ребенком его чувства к ушедшему родителю. Какими бы они ни были – отрицательными или положительными.
  • Обсудите ситуацию со своими близкими и с родственниками бывшего супруга. Убедите их, что для ребенка очень важна их поддержка и продолжение отношений.
  • По возможности не меняйте резко место жительства, детский сад. Для большинства детей в этот период особенно важны привычные эмоциональный связи.
  • Договоритесь с ребенком, что ему лучше отвечать, если кто-то из окружающих задаст вопрос о произошедшем разводе. Объясните, что это бывает в жизни многих людей, и ему нечего стыдиться.
  • В какой-то мере вы будете делиться с ребенком своими переживаниями. Но не перекладывайте груз своих забот, обид и горестей на сына или дочь, ожидая от них сочувствия и поддержки. Нередко у ребенка и так развивается чувство острой вины, хотя он и не виноват в расставании родителей. Не усугубляйте это чувство.
  • Возьмите себе за правило никогда не злословить при ребенке об его отце или матери. Ведь он воспринимает себя частью вас обоих. Значит, если вы плохо говорите о бывшем супруге, это наносит удар и по нему самому.
  • Наполните свою жизнь и жизнь ребенка новыми занятиями, общением, поездками… Через какое-то время после развода родителей эмоциональное состояние ребенка постепенно возвращается в норму.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как показывает практика — развод родителей эмоционально травмирует ребенка практически в любом возрасте. Иногда при принятии решения развестись, взрослые не учитывают то.