Бюджетное правонарушение состав

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения.

«Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Контрольные вопросы

1. Понятие бюджетного правонарушения.

2. Виды бюджетных правонарушений.

3. Признаки бюджетного правонарушения.

4. Состав бюджетного правонарушения.

5. Субъект бюджетного правонарушения.

6. Объект бюджетного правонарушения.

7. Субъективная сторона бюджетного правонарушения.

8. Объективная сторона бюджетного правонарушения.

[1] Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1985. С. 135.

10.2. Бюджетное правонарушение

Фактическим основанием для финансовой ответственности является бюджетное правонарушение — виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.

Понятия «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства» соотносятся как общее и частное. Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Признаками бюджетного правонарушения являются:

б) противоправность, проявляющаяся в двух аспектах.

Во-первых, бюджетная противоправность состоит в том, что деяние нарушает установленный Бюджетным кодексом РФ порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Во-вторых, противоправность бюджетных правонарушений состоит в их запрещенности Бюджетным кодексом РФ. В Бюджетном кодексе РФ перечислены те деяния, которые являются нарушениями бюджетного законодательства. Особенность же административной и уголовной противоправности составляет то, что нарушения бюджетного законодательства должны быть запрещены соответственно Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Указание в Бюджетном кодексе РФ на то, что конкретное деяние является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой меры административной или уголовной ответственности, не означает, что этим деяниям присуща административная или уголовная противоправность. Так, в ст. 289, 293, 296-303 БК РФ предусмотрена возможность применения мер уголовной ответственности, если перечисленные в этих статьях нарушения содержат признаки состава преступления. Между тем в Уголовном кодексе РФ специальный запрет установлен только в отношении нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

в) виновность. Бюджетный кодекс РФ не называет вину в качестве обязательного признака нарушений бюджетного законодательства. Вместе с тем в публичном праве, в отличие от гражданско-правовых отношений, безвиновная ответственность недопустима. Конституционный Суд Российской Федерации сформировал правовую позицию, в соответствии с которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам*(183);

г) совершение дееспособным лицом. Специфика бюджетных правонарушений такова, что субъектами правонарушения могут быть только участниками бюджетного процесса, обладающими финансово-правовой правосубъектностью с момента своего создания;

д) наказуемость. Бюджетные правонарушения запрещены под угрозой применения санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

бюджетная система Российской Федерации;

перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;

бюджетный процесс в Российской Федерации.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъекты нарушений бюджетного законодательства — это непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. состав бюджетного правонарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная сторона, субъект. Несмотря на то что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, как и, например, их несвоевременный возврат, могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

Составы бюджетных правонарушений: виды и характеристика.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав.

Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетного правонарушения являются:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения;

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения — лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности. Применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений объектом может выступать: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя. Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно, бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения — признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый из вышеперечисленных элементов бюджетного правонарушения является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения[11].

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

В более конкретном виде (то есть применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может.

Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.[10]

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 38 ; Нарушение авторских прав

Бюджетные правонарушения как предпосылки защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права

Правонарушением называется виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом.

Всякое правонарушение — это деяние, т.е. действие или бездействие. Действие — акт активного поведения (кража, драка, взятка, бандитизм, пиратство и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным, антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.п.). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, но сделано не было (прогул, халатность должностного лица, уклонение от уплаты налогов, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном для жизни или здоровья состоянии без помощи и т.п.).

Любое правонарушение противоправно, представляет собой нарушение запрета, указанного в законе или в подзаконных актах, либо невыполнение обязанности, вытекающей из нормативного правового акта или заключенного на его основе трудового или иного договора.

Законом определены отдельные ситуации, когда деяние формально подпадает под признаки противоправного, но по существу не опасно и не вредно для общества и потому считается правомерным. В уголовном и в административном праве указаны такие обстоятельства, исключающие противоправность, как «необходимая оборона» (соразмерная защита от противоправных посягательств) и «крайняя необходимость» (действия для устранения опасности, которая не могла быть устранена другими средствами, если причиненный при этом вред является менее значительным, чем предотвращенный). Обстоятельствами, исключающими противоправность некоторых деяний, является их малозначительность, обоснованный риск, исполнение служебных или профессиональных обязанностей (обязанностей пожарника, врача, работника органов охраны общественного порядка и т.п.).

Правонарушение является виновным деянием. Вина — это психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, интересам общества и государства, правам и свободам других лиц. Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело, поступить правомерно или неправомерно, и был избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно, не являются правонарушениями хотя бы и противоречащие праву деяния малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни или иного болезненного состояния психики). Не является правонарушением и так называемый несчастный случай — причинившее вред происшествие, ставшее результатом стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину.

Наконец, правонарушением является деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособны все вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за совершение некоторых преступлений — с 14 лет, за остальные преступления и за административные проступки — с 16 лет).

Юридической наукой разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

1. Объект правонарушения — это область общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в которой произошло деяние и (или) которой этим деянием причинен вред. Любое правонарушение, даже если оно и не возымело осязательных вредных последствий, приносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, внося беспорядок в урегулированные правом отношения. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными.

2. Объективная сторона — характеристика деяния, способа его совершения (группой, систематически, повторно, с применением оружия, специальных технических средств), обстоятельств (во время эпидемии, в военное время, во время стихийных бедствий). Для ряда составов правонарушений достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (превышение водителем установленной скорости движения, нарушение правил охраны труда, произнесение оскорбительных слов, заведомо ложная реклама, уклонение от уплаты таможенных платежей и т.п.). Если такое деяние повлекло вредные последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность.

Другие составы правонарушений включают определение последствий деяния и, соответственно, предполагают установление причинной связи деяния и наступивших последствий (причинение телесных повреждений, доведение до самоубийства, нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее повреждение транспортных средств, нарушение правил пожарной безопасности, ставшее причиной человеческих жертв или иных тяжких последствий, и т.п.).

3. Субъект правонарушения — тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя.

При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания — смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и др.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние опьянения и др.). Рядом составов правонарушений предусмотрены специальные субъекты: должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медицинский работник. Особенностью составов бюджетных правонарушений является особый субъектный состав, отличающийся от составов административных правонарушений и уголовных преступлений, — это Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения и др.

4. Субъективная сторона — определяется формой вины.

В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный или эвентуальный умысел). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). Учитывая специфику составов бюджетных правонарушений вина коллективных субъектов определяется по вине ее руководителей (губернатора, директора и др.)

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения.

В законодательстве составы правонарушений излагаются по-разному. В уголовном праве детально описаны условия применения уголовной ответственности и наказания, признаки каждого преступления, вид и размеры наказания, которому подлежат те, кто совершит это преступление. Аналогичным образом проступки и взыскания определены в КоАП РФ. Бюджетный кодекс РФ содержит понятие «нарушение бюджетного законодательства», под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля, за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Статья 283 БК РФ дает подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения.

Бюджетная ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля, за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетной ответственности является нарушение бюджетного законодательства (бюджетное правонарушение).

Особо следует отметить, что БК РФ не содержит понятия «бюджетное правонарушение». Оно подменено понятием «нарушение бюджетного законодательства», что не является одним и тем же и не позволяет контрольным и правоохранительным органам устанавливать в выявленном противоправном деянии состав правонарушения и, следовательно, привлекать к ответственности на законных основаниях. В связи с этим необходимо внести изменения в БК РФ, закрепив в нем, что бюджетным правонарушением признается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка формирования, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением, порядка составления, рассмотрения, утверждения отчета об исполнении бюджета, субъектов бюджетного правоотношения, за которое БК РФ установлена ответственность.

По аналогии с налоговым правом и учитывая степень разработанности НК РФ, где законодатель более подробно и четко определяет состав налогового правонарушения (гл. 15), бюджетное правонарушение имеет место, когда присутствуют все признаки его состава: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

Субъектный состав бюджетного правонарушения является достаточно специфичным, что объясняется публичным характером бюджетных правоотношений. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями (их руководителями) к ним относятся органы государственной власти (федеральные и региональные) и органы местного самоуправления, которые в соответствии со своей компетенцией ответственны за исполнение соответствующего бюджета, а также лица, их возглавляющие. В соответствии с БК РФ субъектами бюджетных правонарушений являются: главный распорядитель бюджетных средств (ст. 160); распорядитель бюджетных средств (ст. 160); получатели бюджетных средств (ст. 163); Минфин России (ст. 167); министр финансов РФ (ст. 167); Федеральное казначейство (ст. 167); кредитные организации (ст. 304); руководители кредитных организаций (ст. 305).

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психологическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. Хотя законодатель прямо не определяет такой признак правонарушения, как виновность субъекта, но, на наш взгляд, его вина предполагается. Например, нецелевое использование бюджетных средств предполагает вину должностных лиц, совершивших данное деяние.

Объектом бюджетного правонарушения являются общественные отношения по образованию, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, их исполнению и контролю за исполнением бюджетов, составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

Объективную сторону бюджетного правонарушения составляет совершение противоправных действий (бездействие). В качестве противоправных действий законодатель указывает основания применения мер принуждения за совершение бюджетного правонарушения (ст. 283 БК РФ). Однако этот перечень оснований не является исчерпывающим и, соответственно, не ограничивает возможность привлечения виновных лиц за противоправные деяния, предусмотренные БК РФ. Следует отметить, что законодатель предусматривает ответственность только за действия (бездействие) субъектов правонарушения, связанные с исполнением бюджета. В то же время, на наш взгляд, ненадлежащее исполнение уполномоченными лицами обязанностей по составлению проекта бюджета может привести к существенным нарушениям всего бюджетного процесса, что повлечет негативные последствия в осуществлении бюджетной деятельности всей Российской Федерации.

Наиболее часто встречается такое нарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, что влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ (ст. 15.14), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств (ст. 289), используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ (ст. 285.1). На сегодняшний день, к сожалению, данная проблема российского бюджетного законодательства еще не утратила своей актуальности.

Согласно ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Однако вопрос о том, какие конкретно ситуации являются нецелевым использованием средств федерального бюджета, решает суд на основе полного и всестороннего исследования представленных документов.

Проанализировав ст. 289 БК РФ, можно прийти к выводу о том, что наказуемым является недостижение цели, для решения которой выделяются средства федерального бюджета. Иными словами, если такая цель достигнута, но процесс ее реализации сопровождался неправомерными действиями (например, организация оформила оправдательные документы после совершения бухгалтерской проводки по соответствующей хозяйственной операции или отразила хозяйственную операцию на не предусмотренных для этих целей балансовых счетах), то подобные случаи не могут свидетельствовать о нецелевом характере использования денежных средств. В этих ситуациях должностные лица организаций могут быть привлечены к ответственности только за нарушение Федерального закона от 21.11.1996 № 128-ФЗ «О бухгалтерском учете». Самым распространенным видом нецелевого использования денежных средств бюджетными организациями является их перераспределение с одного кода бюджетной классификации на другой в пределах утвержденной сметы, произведенное без разрешения собственника (распорядителя) таких средств.

Наряду с нарушениями бюджетного законодательства надо отметить и несоблюдение фундаментального принципа законности, который означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст.ст. 2, 15, 57 и др.).

Также необходимо отметить, что в БК РФ не используется понятие «бюджетное правонарушение», а применяется термин «нарушение бюджетного законодательства». И, хотя в специальной юридической литературе термины «бюджетное правонарушение» и «нарушение бюджетного законодательства» иногда рассматриваются как синонимы, заметим, что, например, в КоАП РФ — как в самом названии, так и в ряде статей — используется термин «административное правонарушение», но не «нарушение административного законодательства».

Анализируя статьи БК РФ, в которых устанавливаются нарушения бюджетного законодательства и ответственность за их совершение (ст.ст. 289-306), можно сделать вывод, что санкции всех этих статей содержат отсылку к КоАП РФ, а при наличии состава преступления — к УК РФ. Следовательно, можно решить, что в законодательстве умышленно не выделяется понятие «бюджетное правонарушение» и его признаки, тем самым данный термин сводится в зависимости от степени общественной опасности к административным проступкам или преступлениям.

Исходя из общетеоретических положений, под правонарушением подразумевается виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Соответственно, признаками правонарушения являются противоправность, антиобщественность, виновность; правонарушение совершается в форме действия или бездействия; правонарушение совершается деликтоспособным лицом.

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить то, что, несмотря на все выявленные признаки, «правонарушение» — это родовое понятие, означающее любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права. Все правонарушения подразделяются на гражданские (причинение вреда личности, имуществу гражданина или организации), административные (нарушение правил дорожного движения), дисциплинарные проступки (прогул). Наиболее опасным видом правонарушения является преступление.

Определяя «бюджетное правонарушение», надо учитывать специфическую отраслевую среду, в которой образуется такого рода правонарушение.

Проанализировав общетеоретические положения, следует отметить, что бюджетное правонарушение — это частный случай, т.е. один из примеров разного рода правонарушений, реализующийся в определенной специфической (бюджетной) сфере. Это означает, что бюджетное правонарушение будет обладать, хотя и с некоторой спецификой, всеми перечисленными признаками правонарушения. Так, противоправность будет выражаться в непосредственном нарушении бюджетного законодательства. Однако помимо противоправности, бюджетное правонарушение должно отвечать и другим вышеперечисленным признакам. Что касается остальных четырех общих признаков, то они в бюджетном законодательстве и в БК РФ, в частности, не называются и не раскрываются, что, по мнению многих авторов, порождает неопределенность и различные точки зрения. Одним из наиболее дискуссионных является вопрос о виновности как признаке бюджетного (финансового) правонарушения.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что отсутствие законодательного определения бюджетного правонарушения и его признаков приводит к различным сложностям в понимании сущности бюджетного правонарушения, поэтому в целях наиболее ясного представления о том, что же такое бюджетное правонарушение, следует ввести в БК РФ определение соответствующего понятия с четкой характеристикой всех его признаков.

Данное определение можно вывести из общего понимания правонарушения, имеющегося в теории права, основываясь на специфике бюджетного законодательства, а также на уже существующих соответствующих положениях, закрепленных в БК РФ, касающихся установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Таким образом, под бюджетным правонарушением следует понимать виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), выраженное в неисполнении или ненадлежащем исполнении установленного действующим бюджетным законодательством порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за которое применяются меры государственного принуждения в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения:
• противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

• виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;
• наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются участники бюджетного процесса. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена также в КоАП и УК, на что имеются соответствующие ссылки в БК.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения. В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает. В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:
• к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;
• на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Б К;
• на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются, например, неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям;
• на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:
• нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);
• нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (не пере числение, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);
• нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений Б бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);
• нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);
• нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);
• нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).

Бюджетные правонарушения как основания бюджетно-правовой ответственности

Для применения бюджетно-правовой ответственности необходимы основания. Бюджетно-правовая ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетное правонарушение.

Бюджетное правонарушение — это общественно опасное противоправно совершенное деяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения к правонарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит следующие наиболее важные признаки бюджетного правонарушения:

o противоправность, которая выражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасность бюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу;

o виновность, означающая, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегда является обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БК не указывает на необходимость установления вины правонарушителя при применении в отношении него мер принуждения. Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации вводит бюджетную ответственность субъекта, напрямую не виновного в совершении бюджетного правонарушения. Так, если нарушителем бюджетного законодательства является бюджетное учреждение, субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из установленных фактов нарушений бюджетного законодательства, несет главный распорядитель средств федерального бюджета, к которому применяется мера принуждения в виде изменения (уменьшения) утвержденных на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на сумму средств, израсходованную не по целевому назначению. Таким образом, мы можем говорить в определенных случаях об объективном вменении при применении финансовых санкций в рамках бюджетного права;

o наказуемость деяния, предполагающая, что совершение бюджетного правонарушения влечет для правонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовых санкций.

Для привлечения субъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличие состава бюджетного правонарушения как частного случая финансового правонарушения.

Бюджетное правонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновение охранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушение представляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правовая категория и раскрывает эту сложную структуру. Напомним, что полный состав финансового правонарушения конструируется по схеме «объект — объективная сторона — субъективная сторона — субъект». К элементам же состава бюджетного правонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя к ответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.

Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.

К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК, а также в иных его нормах и федеральных законах. Как правило, отдельные указания на противоправные деяния в бюджетной сфере содержатся в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете.

Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП и УК, на что имеются соответствующие ссылки в БК.

Субъективная сторона бюджетных правонарушений характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям (бездействию) и их последствиям. В бюджетном праве имеет место как виновная, так и «безвиновная» (на основании объективного вменения) ответственность.

Как выше отмечалось, бюджетное законодательство не содержит прямых указаний на виновность правонарушителя. Бюджетно-правовая ответственность может иметь место при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного правонарушения. В этих случаях перед нами, условно выражаясь, «ограниченный состав», который иногда оказывается достаточным основанием бюджетно-правовой ответственности. В этом случае нет «полноценного» состава правонарушения, однако бюджетно-правовая ответственность все же наступает. В подобных ситуациях правильнее говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред.

В БК содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений. Статья 283 «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» БК содержит 22 абзаца, в которых перечислены следующие виды бюджетных правонарушений: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК; 30) открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (данное основание применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства уточнено согласно Постановлению № 12-П); несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Минфин России информации о рассмотрении дела в судах, установленного п. 2 ст. 242.2 БК; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы РФ. В этой же статье указано на возможность иных оснований в соответствии с БК и федеральными законами.

Кроме названных в БК содержится еще ряд составов бюджетных правонарушений: нарушение принципа адресности (ст. 39); отсутствие по истечении двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете оформленных договоров о выделении бюджетных инвестиций, предусматривающих одновременное участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (п. 3 ст. 80); несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии (п. 2 ст. 115); заключение соглашений между Российской Федерацией и ее субъектами, нарушающих принцип равенства субъектов РФ, т.е. содержащих нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ (ч. 2 ст. 132); блокировка или отмена блокировки расходов без разрешительной подписи министра финансов (ст. 166); несоответствие проекта закона о федеральном бюджете требованиям ст. 192 БК (п. 3 ст. 194); необеспечение возврата средств, размещенных на банковских депозитах, в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (п. 3 ст. 236); блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано определенными условиями (при отсутствии фактов нецелевого использования бюджетных средств) (п. 4 ст. 231 БК).

Классификация бюджетных правонарушений осуществляется по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:

o к бюджетным правонарушениям, совершенным на стадии составления проектов бюджетов, относится несвоевременное представление проектов бюджетов;

o на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов совершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных БК;

o на стадии исполнения бюджета, более всех остальных подверженной бюджетным посягательствам, совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств их получателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета их получателей; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств; несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;

o на стадии подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременное представление отчетов об исполнении бюджетов.

Во-вторых, в зависимости от объекта посягательств бюджетные правонарушения можно классифицировать на следующие шесть групп:

o нарушение порядка функционирования бюджетной системы (неисполнение закона (решения) о бюджете);

o нарушение законных прав и интересов получателей бюджетных средств (неперечисление, неполное, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей, несвоевременное доведение до получателей уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств);

o нарушение доходной части бюджетов (несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов);

o нарушение расходной части бюджетов (финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга; нецелевое использование бюджетных средств);

o нарушение гарантий выполнения бюджетных обязательств (отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам);

o нарушение порядка составления проектов бюджетов, бюджетных росписей, ведения бюджетной отчетности и счетов (несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете, уведомлений о бюджетных ассигнованиях, о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России).