Страховка при работе на опоре

Страховка при работе на опоре

Заказать обратный звонок

Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту, рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день, электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда, работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях воздушных линий, работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований техники безопасности и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.

Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по электробезопасности. Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на воздушных линиях и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.

Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:

  • на отключенной воздушных линиях;
  • на воздушных линиях находящейся под напряжением;
  • на отключенной воздушных линиях, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;
  • на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;
  • на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий: на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это, работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по электробезопасности не ниже III, до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением, оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе, надзор во время работы, оформление окончания работы.

Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на воздушной линии только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная воздушная линия.

Наряд-допуск — это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если воздушная линия, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.

Ответственными за безопасность работ на воздушной линии являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации, оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится воздушная линия, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении воздушной линии и разрешающий приступить к работе, производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.

Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР, имеющий группу по электробезопасности не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.

Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по электробезопасности не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими правил техники безопасности и всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.

Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.

К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с воздушной линии выключателями и линейными разъединителями, заземление воздушной линии с обоих концов, вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать — работа на линии», ограждение опасной зоны, вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.

Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам воздушной линии. Проверка отсутствия напряжения в проводах воздушной линии методом наброса стальной проволоки категорически запрещается!

Заземление фаз воздушной линии осуществляется путем наложения и закрепления на проводах воздушной линии переносных заземлений. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах воздушной линии. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 — 1 м.

Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов воздушной линии каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.

При отсутствии видимого заземления проводов воздушной линии на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.

Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях

Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п.

Все работы на опорах воздушных линий относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять правила техники безопасности.

При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре воздушной линии.

В настоящее время используются легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.

Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на опорах высотой более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.

Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы.

Для подъема на деревянные и железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается.

Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.

Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.

Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.

Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией.

При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте.

Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.

При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке.

Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно.

Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов.

При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом.

Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры.

Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору — с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.

На воздушной линии допускается перемещение электромонтеров-линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мм2. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается.

Работу на опорах воздушной линии, проходящей параллельно действующей воздушной линии, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой воздушной линии с проводами действующей воздушной линии.

Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается.

При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика.

Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза.

Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.

Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте.

Для подъема рабочего на высоту опоры воздушной линии или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.

Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах воздушной линии применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам воздушных линий и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.

Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода воздушной линии. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.

Безопасность при работе на опорах воздушных линий

Работы на опорах воздушных линий являются особо сложными по организации безопасных условий труда по следующим причинам: работа связана с подъемом на опоры на большую высоту, рабочие места меняются ежедневно, а иногда и несколько раз в день, электромонтажники-линейщики рассредоточиваются по рабочим местам вдоль воздушной линии, находясь друг от друга на расстоянии пролета между опорами, что затрудняет контроль за безопасностью их труда, работа требует постоянного контроля за состоянием заземляющих устройств, а также постоянной проверки отсутствия напряжения в отключенных цепях воздушных линий, работа связана с погодными условиями, состоянием подъездных путей и конструкцией опор.

В связи с этим от каждого члена бригады требуются внимание, строгое выполнение всех требований техники безопасности и неустанный контроль за своими действиями и окружающей обстановкой.

Все электромонтажники-линейщики обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на выполнение верхолазных работ и подтверждать присвоенную группу по электробезопасности. Вновь поступающие рабочие после медицинского освидетельствования обязаны пройти курс обучения работам на воздушных линиях и проверку знаний с последующим присвоением группы по электробезопасности.

Работы на воздушных линиях, с точки зрения мер безопасности, разбиваются на следующие пять категорий:

на отключенной воздушных линиях;

на воздушных линиях находящейся под напряжением;

на отключенной воздушных линиях, но находящейся вблизи действующих линий электропередачи выше 1 кВ;

на отключенной цепи двухцепной линии, когда вторая цепь находится под напряжением;

на отключенной фазе линии, когда две другие фазы находятся под напряжением.

К работам под напряжением допускаются специально обученные и допущенные комиссией электромонтеры-линейщики, имеющие высокую квалификацию. Персоналу электромонтажных организаций категорически запрещается производить работы на воздушных линиях, находящихся под напряжением.

Любая работа на действующей воздушной линии производится при обязательном соблюдении следующих условий : на производство работы должно выдаваться распоряжение (письменно или устно) лица, уполномоченного на это, работа на воздушных линиях должна производиться не менее чем двумя лицами, при этом одно лицо должно иметь группу по электробезопасности не ниже III, до начала электромонтажных работ на воздушной линии должны быть выполнены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

К организационным мероприятиям относятся: оформление работ нарядом или распоряжением, оформление допуска к работе или разрешения о возможности приступить к работе, надзор во время работы, оформление окончания работы.

Электромонтажники-линейщики имеют право приступить к работе на воздушной линии только по наряду-допуску, выданному организацией, в ведении которой находится данная воздушная линия.

Наряд-допуск — это письменное распоряжение, определяющее состав бригады, содержание работ, подлежащих выполнению, место, время и условия производства работ, а также лиц, ответственных за безопасность работ. Если воздушная линия, на которую выдан наряд-допуск, проходит по территории действующего предприятия, то бригада электромонтажников-линейщиков обязана дополнительно получить от этого предприятия акт-допуск на право работы на его территории.

Ответственными за безопасность работ на воздушной линии являются следующие лица: ответственный руководитель работ, организующий работы от электромонтажной организации, оперативный персонал предприятия, в чьем ведении находится воздушная линия, выдающий наряд-допуск, отдающий распоряжение об отключении воздушной линии и разрешающий приступить к работе, производитель работ, на чье имя выдается наряд-допуск, руководящий работой на месте от электромонтажной организации.

Ответственным руководителем может быть лицо из числа ИТР, имеющий группу по электробезопасности не ниже V. Он отвечает за возможность безопасного производства работ, выполнение всего перечня работ, достаточность квалификации лиц, назначаемых для производства работ.

Производителем работ может быть лицо из числа бригадиров или мастеров (прорабов), имеющее группу по электробезопасности не ниже IV. Он отвечает за соблюдение работающими правил техники безопасности и всех предписаний в наряде-допуске, правильную расстановку людей на рабочем месте, исправность защитных средств, имеющихся в бригаде, за приспособления и инструмент и обеспечивает непрерывный надзор за работающими.

Оперативный персонал предприятия отвечает за правильность выданного наряда-допуска, четкое выполнение всех технических мероприятий, указанных в наряде-допуске, за качество инструктажа лиц, допускаемых к работе на месте производства работ, за допуск бригады в подготовленную рабочую зону.

К техническим мероприятиям относятся: снятие напряжения с воздушной линии выключателями и линейными разъединителями, заземление воздушной линии с обоих концов, вывешивание плакатов на ключах выключателей и приводах линейных разъединителей «Не включать — работа на линии», ограждение опасной зоны, вывешивание плакатов «Работать здесь», «Влезать здесь», «Заземлено» в местах, оговоренных в наряде-допуске, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады в присутствии всех членов бригады, производителя и ответственного руководителя работ.

Проверка отсутствия напряжения производится приближением изолирующей штанги с укрепленным на ней указателем напряжения к проводам воздушной линии. Проверка отсутствия напряжения в проводах воздушной линии методом наброса стальной проволоки категорически запрещается!

Заземление фаз воздушной линии осуществляется путем наложения и закрепления на проводах воздушной линии переносных заземлений. При наложении заземления сначала присоединяется заземляющий проводник к заземлителю (деревянной или железобетонной опоры) или заземленным частям металлической опоры и только после этого разрешается накладывать и закреплять зажимы переносного заземления на проводах воздушной линии. Искусственные заземлители устраиваются путем забивки в землю металлического стержня (лома) или ввертывания специального бура на глубину 0,5 — 1 м.

Запрещается применять для заземления и закорачивания проводов воздушной линии каких-либо проводников, не предназначенных специально для этих целей.

При отсутствии видимого заземления проводов воздушной линии на месте производства работ категорически запрещается влезать на опору, работать на проводах и на гирляндах изоляторов.

Способы подъема рабочих для выполнения работ на воздушных линиях

Наиболее производительным и более безопасным способом подъема рабочих для выполнения работ на высоте является подъем с помощью специальных подъемных устройств, автовышки, автогидроподъемника и т.п.

Все работы на опорах воздушных линий относятся к верхолазным, поэтому при обеспечении безопасности работающих на опорах, гирляндах, проводах и грозозащитных тросах необходимо строго выполнять правила техники безопасности.

При наличии факторов, запрещающих или ограничивающих применение механизированных подъемных средств (автовышки, автогидроподъемники), или при отсутствии этих машин и механизмов следует использовать простейшие средства для подъема на высоту по опоре воздушной линии.

В настоящее время используются легкие переносные приспособления, обеспечивающие возможность безопасного подъема рабочих на опоры и производство работ как на самих опорах, так и на оттяжках опор, на проводах и грозозащитных тросах. К таким приспособлениям относят лестницы, люльки различной конструкции, а также монтерские когти, когти-лазы и т. п.

Для подъема на металлическую опору разрешается использовать конструкцию опоры, вследствие этого заводы изготовляют на опорах ЛЭП высотой более 20 м специальные лестницы или ступеньки, а на опорах высотой до 20 м ступеньки выполняют только в том случае, если наклон уголков решетки свыше 30° и при расстоянии между точками крепления решетки к поясам более 0,6 м.

Для подъема на железобетонную центрифугированную опору круглого сечения следует применять специальные тросовые лазы и навесные лестницы.

Для подъема на деревянные и железобетонные вибрированные опоры применяют когти-лазы различных конструкций.

Правила техники безопасности при подъеме на опору и работе на воздушной линии

Перед подъемом на опору при помощи когтей необходимо предварительно убедиться в прочности закрепления опоры в грунте или железобетонном стакане. На вновь установленную опору без разрешения производителя работ подъем категорически запрещается.

Производить работы на железобетонных и деревянных опорах разрешается, только стоя на двух когтях и застропившись к опоре стропом (цепью) предохранительного пояса.

Перед подъемом на деревянную опору обязательно нужно проверить, что загнивание комлевой части не превышает допустимой нормы, а если опора стоит на пасынках, следует проверить надежность ее соединения с железобетонным пасынком.

Перед подъемом на опору производитель работ обязан проверить исправность применяемых лестниц, предохранительных поясов, когтей, ремней и убедиться, что срок периодического испытания их (по клейму) не истек и они пригодны к применению в работе.

Лестницы необходимо закреплять на опоре во всех опорных точках, предусмотренных конструкцией.

При подъеме на опору запрещается брать с собой арматуру, оборудование и материалы. Любые грузы, в том числе и инструменты, приспособления и мелкие детали разрешается поднимать только при помощи специального (пенькового, капронового или хлопчатобумажного) каната через блок, установленный на опоре (траверсе). Поднимают груз рабочие, стоящие на земле и наблюдающие за работой на высоте.

Поднявшись на опору, электромонтер-линейщик может приступить к работе только после принятия устойчивого положения на когтях и надежного закрепления цепью (стропом) предохранительного пояса за стойку опоры поверх траверсы. При работе на высоте с люльки телескопической вышки или автогидроподъемника цепь предохранительного пояса обязательно пристегивают к ограждению люльки. Пояс должен быть застегнут на все ремни.

При перемещении автовышки или гидроподъемника от одной опоры к другой электромонтеру-линейщику запрещается находиться в люльке.

Нельзя находиться под опорой, на которой производится работа. Личный инструмент электромонтера-линейщика при работе на опоре, проводах или гирляндах должен находиться в специальной сумке для того, чтобы не допустить его падения вниз. Запрещается хранить инструмент в карманах спецодежды даже временно.

Запрещается влезать на анкерную опору и находиться на ней во время монтажа проводов со стороны натянутого провода, а также влезать на угловые опоры и работать на них со стороны внутреннего угла проводов.

При демонтаже проводов запрещается снимать сразу все провода с опоры: их следует демонтировать по одному, последовательно друг за другом.

Для предупреждения падения рабочего вместе с опорой при снятии двух последних проводов опору следует укрепить с трех-четырех сторон временными оттяжками или упорами, одновременно необходимо также укрепить две соседние опоры.

Демонтаж проводов при замене опор следует начинать с нижнего провода, а монтаж на вновь установленную опору — с верхнего. При перекладке проводов рабочий должен стоять обоими когтями на новой опоре. Стоять одним когтем на старой опоре, а другим на новой запрещается.

На воздушной линии допускается перемещение электромонтеров-линейщиков по проводам сечением не менее 240 мм2 и по тросам сечением не менее 70 мм2. При перемещении по расщепленным проводам и тросам строп предохранительного пояса должен быть закреплен за этот провод, а в случае пользования специальной тележкой — за тележку. В темное время суток перемещение по проводам строго запрещается.

Работу на опорах воздушной линии, проходящей параллельно действующей воздушной линии, производить запрещается, так как во время монтажных работ возможно опасное сближение проводов или опор монтируемой воздушной линии с проводами действующей воздушной линии.

Влезать на опору без предохранительного пояса и работать на траверсе без его закрепления запрещается.

При подъеме на опору прикреплять к предохранительному поясу конец такелажного троса или веревки не разрешается, для этой цели следует пользоваться капроновым шнуром, который всегда должен находиться в сумке у электромонтера-линейщика.

Чтобы поднять груз (конец троса или веревки, инструмент и т.п.), необходимо один конец капронового шнура прикрепить к элементам опоры, а второй конец опустить вниз (лучше через блок, закрепленный на траверсе) для привязывания груза.

Демонтированные такелажные тросы и приспособления сбрасывать с опоры запрещается. Их спуск осуществляется с помощью веревки и блочка, при этом рабочие, находящиеся внизу, должны предупреждаться о необходимости удаления в безопасную зону. В опасной зоне запрещается размещать временные сооружения, передвижные вагончики, площадки складов и людей.

Запрещается влезать на опору по стреле грузоподъемного крана для снятия такелажных приспособлений или выполнения каких-либо других операций на высоте.

Для подъема рабочего на высоту опоры воздушной линии или контактной сети служат стационарные, закрепленные на опорах лестницы или специальные монтажные лестницы, устанавливаемые на опорах на период монтажных работ.

Для безопасной установки дистанционных распорок на проводах воздушной линии применяются монтажные тележки. К работе с такой тележки допускаются электромонтеры-линейщики, обученные практической езде на тележках по проводам воздушных линий и сдавшие экзамен по правилам пользования тележкой.

Посадка рабочего в монтажную тележку разрешается только после окончательной ее установки на провода воздушной линии. После посадки в тележку рабочий обязан страховаться за два провода. При передвижении тележки по проводам электромонтер обязан одеть рукавицы. Вылезать из монтажной тележки в пролете запрещается.

Страховка при работе на опоре

8.4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ ВЛ

Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 м с каждой стороны.

Охранные зоны электрических сетей напряжением свыше 1000 В устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении.

Расстояние от крайних проводов в зависимости от напряжения линии:

Предприятия, организации и учреждения, получившие письменное согласие на ведение указанных работ в охранных зонах электрических сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Строительно-монтажные работы в охранной зоне воздушной линии электропередачи производятся под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения организации – владельца линий и наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ и выдаваемого в соответствии с требованиями СНиП 12–03—2001 и Правилами безопасности при строительстве линий электропередачи и производстве электромонтажных работ.

Создание безопасных условий для производства строительно-монтажных работ в условиях влияния действующих ВЛ сводится к обеспечению допустимых уровней напряженности электрического поля и наведенного напряжения на рабочих местах, ограничению времени пребывания в зоне повышенной напряженности, соблюдению нормируемых расстояний до элементов, которые могут оказаться под опасным потенциалом, устройству защитного заземления, применению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Работа в действующих электроустановках допускается в случае, если исключено приближение людей, машин и грузоподъемных кранов к находящимся под напряжением токоведущим частям на расстояние менее указанного в табл. 8.4. Работы в действующих электроустановках персонал строительно-монтажной организации должен выполнять по наряду-допуску по форме Прил. 6. При невозможности соблюдения указанных расстояний работа в действующих электроустановках без их отключения и заземления запрещается.

В действующих электроустановках работы с применением грузоподъемных машин и механизмов производятся в соответствии с требованиями «Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (ПОТ Р М-007—98) и «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта» (ПОТ Р М-008—99).

В действующих электроустановках работы с применением грузоподъемных машин и механизмов производятся по наряду-допуску (Прил. 7).

При всех работах в ОРУ и в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в действующих электроустановках (отключение, проверка отсутствия напряжения, наложение переносных заземлений и др.), должны выполняться персоналом эксплуатационного предприятия.

Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током

Не допускается использовать не принятые в эксплуатацию электрические сети (распределительные устройства, щиты, панели, отдельные ответвления, линии электропередачи) в качестве временных для энергоснабжения электромонтажных работ, а также производить электромонтажные работы на смонтированной и переданной под наладку электроустановке без разрешения наладочной организации.

При необходимости подачи оперативного тока для опробования электрических цепей и аппаратов на них следует установить предупреждающие плакаты или знаки, а работы, не связанные с опробованием, должны быть прекращены, и люди выведены. Подача напряжения для опробования электрооборудования проводится по письменной заявке ответственного лица электромонтажной организации.

На ВЛ под наведенным напряжением работы с земли, связанные с прикосновением к проводу, опущенному с опоры вплоть до земли, должны проводиться с использованием электрозащитных средств (перчатки, штанги) или с металлической площадки, соединенной для выравнивания потенциалов проводником с этим проводом. Работы с земли без применения электрозащитных средств и металлической площадки допускаются при условии заземления провода в непосредственной близости к каждому месту прикосновения.

На ВЛ под наведенным напряжением перекладку проводов из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы следует проводить в направлении, обратном направлению раскатки. Во время перекладки проводов в зажим смежный анкерный пролет, в котором перекладка уже закончена, следует рассматривать как находящийся

под наведенным напряжением. Выполнять на нем работы, связанные с прикосновением к проводам, разрешается только после заземления их на рабочем месте.

Работы под напряжением разрешается производить при следующих атмосферных условиях:

температура воздуха – от —20 до +40 °C;

относительная влажность воздуха – не более 90 % (измеренная гигрометром на месте производства работ); скорость ветра не более 10 м/с.

Запрещается производить работы при осадках в виде дождя и снега при тумане и инее, гололеде на опорах и проводах, приближении грозы. При возникновении указанных погодных условий либо при появлении разрядов на изолирующих приспособлениях начатые работы должны быть прекращены, электромонтеры удалены от токоведущих частей; устройства, приспособления и средства защиты сняты с линии и уложены в места хранения.

Работы под напряжением должны производиться с предварительным уведомлением дежурного диспетчера, осуществляющего управление данной ВЛ. На время работ под напряжением на ключах управления выключателей ремонтируемой ВЛ следует вывесить предупредительные плакаты «Работа под напряжением – повторно не включать».

В качестве основных изолирующих устройств для работ под напряжением могут применяться специальные полимерные изоляторы (либо линейные полимерные изоляторы), изолирующие лестницы, полипропиленовые канаты.

Длина изолирующего полипропиленового каната, один конец которого находится под потенциалом провода, а другой – под потенциалом земли, в зависимости от напряжения линии должна быть не менее:

При подъеме и спуске с опоры гирлянды, отдельных изоляторов, устройств и приспособлений с помощью изолирующего полипропиленового каната последний не должен касаться токоведущих частей. В случае применения для указанной цели неизолирующего каната, выполненного из капрона или с примесью натурального волокна, расстояние от каната до токоведущих частей должно быть не менее длины каната, указанной выше.

При приближении к токоведущим частям ВЛ изолирующих приспособлений, используемых для доставки электромонтера к проводам фазы, электромонтеры во избежание попадания под шаговое напряжение должны находиться на расстоянии не менее 8 м от стоек и оттяжек опоры или использовать диэлектрические боты и т. п. для изоляции от земли. Работающие на земле не должны находиться под элементами ВЛ, на которых производится работа. Запрещается приближаться к изолированному от опоры грозозащитному тросу на расстояние менее 1 м.

Доставка электромонтера к проводу производится с земли в подвесном монтерском сиденье с помощью полимерного изолятора, изолирующих полипропиленовых канатов, системы блоков, установленных на опоре и механической лебедки. Для страховки при подъеме (спуске) электромонтера применяется дополнительный полипропиленовый канат, соединенный со страхующим устройством или приспособлением.

Изолирующие полипропиленовые канаты, предназначенные для подъема и перемещения подвесного монтерского сиденья или тележки с электромонтером, должны иметь запас механической прочности (отношение разрывной нагрузки к номинальной) не менее 12, другие полипропиленовые канаты – не менее 6.

Доставка электромонтера к проводу может производиться двумя способами, с помощью:

подвесного монтерского сиденья, подвешенного к полимерному изолятору, шарнирно закрепленному к траверсе опоры, и изолирующих полипропиленовых канатов;

жесткой подвесной изолирующей лестницы, закрепленной шарнирно на траверсе опоры, и изолирующих полипропиленовых канатов.

Выполнение работ под напряжением при подъеме к проводам ВЛ в подвесном монтерском сиденье с земли допускается при условии обеспечения в процессе работы промежутка между крайним проводом расщепленной фазы и стойкой опоры (при отклоненном положении изолирующей подвески под действие ветра) не менее:

Перед подъемом электромонтера на опору (к проводу) руководитель работ должен проверить правильность соединения всех элементов экранирующего комплекта.

Демонстрация приемов обеспечения безопасности при работе и эвакуации пострадавшего с опоры

В Учебном комплексе ПАО «Ленэнерго», Ленинградской области прошел учебно-методический семинар «Риск-ориентированный подход к безопасности работ на высоте в электроэнергетике».

В рамках семинара были рассмотрены вопросы производства работ на высоте, обеспечения работников СИЗ, их инспекция. Большое внимание уделялось практической части. На учебном полигоне сотрудники АльпИндустрии-ПРО совместно с Центром промышленной безопасности «Аландр» провели демонстрацию следующих приемов обеспечения безопасности:

  • Использование телескопической штанги для установки анкерных линий.
  • Применение гибких анкерных линий.
  • Эвакуация пострадавшего по наклонной анкерной линии.
  • Подъем материалов и инструментов в зону работ.

Для подъема на опору часто применяется самостраховка работника с применением двуплечевого стропа с амортизатором рывка.


Подъем с использованием двуплечевого стропа с амортизатором Petzl ABSORBICA-Y

Иногда для обеспечения безопасности применяется страховка вторым работником. Данные техники популярны, но имеют ряд ограничений.

  • Необходимо учитывать потенциальную глубину падения и возможность удара рабочего об элементы конструкции.
  • Точка анкерного крепления обычно расположена на уровне работника, а при использовании «нижней страховки», она расположена ниже работника, а, следовательно, достаточно большая потенциальная глубина падения.
  • Данные техники требуют постоянной практики.


Обеспечение безопасности вторым работником с применением динамического каната. Первый работник поднимается свободным лазанием.

С точки зрения минимизации рисков, необходимо устанавливать анкерную точку максимально высоко над работником и делать это дистанционно. Для этого удобно применять телескопическую штангу. Она работает по принципу удочки и раздвигается на высоту до 12 метров. Применяя штангу, можно установить специализированный анкерный карабин с большим раскрытием за элементы конструкции. К карабину присоединена анкерная линия. Работник поднимается вдоль анкерной линии, применяя СИЗ ползункового типа. Такая техника гораздо безопаснее и не требует высокой квалификации сотрудников. Последовательная установка нескольких анкерных линий позволяет достичь любой рабочей зоны на опоре. Для демонтажа анкерной линии также применяется телескопическая штанга.


Примеры применения телескопической штанги Венто «Мачта 10» с карабином для дистанционного присоединения и с инсталляционным карабином Венто

Мы рекомендуем комплект снаряжения, специально подобранный для дистанционной установки анкерной точки с гибкой анкерной линией. В комплекте уже собраны все необходимые элементы снаряжения:

  • Штанга телескопическая инсталляционная Венто «Мачта 10» — 1 шт.
  • Наконечник для штанги Венто «Шип» — 1 шт.
  • Карабин инсталляционный Венто — 1 шт.
  • Гибкая анкерная линия Венто «Высота V2 11» — 30 м.
  • Мобильное страховочное устройство Petzl ASAP — 1 шт.

При несчастном случае члены бригады должны спустить пострадавшего на землю и оказать первую помощь. Для этого они должны проходить регулярное обучение и практиковаться.
Самый простой способ — это спуск пострадавшего вниз. Однако, часто этот вариант не применим в связи с наличием элементов конструкций под пострадавшим. В данном случае опора пирамидальной конструкции затрудняет эвакуацию вниз. Для спуска работника применяется дополнительная наклонная анкерная линия, к которой пострадавший присоединен с помощью блока с подшипником. Такая линия позволяет спустить пострадавшего в заданную точку в стороне от опоры.

Для освобождения пострадавшего от его соединительно-амортизирующей подсистемы, рекомендуется использовать готовый полиспаст с кратностью 4 к 1. Спасатель приподнимает пострадавшего, отсоединяет все элементы соединительно-амортизирующей подсистемы пострадавшего от конструкции, а затем, распуская полиспаст, переносит вес пострадавшего на анкерные линии.

Эвакуация пострадавшего вниз при помощи полиспаста Petzl JAG SYSTEM

Наша экспертная группа по по использованию и обслуживанию СИЗ всегда готова ответить на любые ваши вопросы, связанные с:

  • подбором и использованием СИЗ от падения с высоты для решения конкретной задачи;
  • периодическим осмотром СИЗ;
  • оценкой рисков на производстве, подбором решений;
  • разработкой нормативной документации по охране труда: ППР, ПСЭР;
  • установкой анкерных линий.

Звоните +7(495)232-97-79, доб. 156 или пишите нам!