Оглавление:
Перечень документов, подтверждающих правоспособность юрлица
Документы, подтверждающие правоспособность юридического лица и полномочия его органов (представителей)
1. Документ, подтверждающий факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (подлинник и копия).
2. Документ о постановке на учет в качестве налогоплательщика с указанием индивидуального номера налогоплательщика (подлинник и копия).
3. Учредительные документы или нотариально удостоверенные копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями:
– устав (для АО, ООО, ОДО, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов (артелей), потребительских кооперативов (союзов, обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов);
– учредительный договор и устав (для объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов));
– учредительный договор (для хозяйственных товариществ);
– решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником (для учреждений);
– общее положение и документ (акт), на основании которого создана данная организация, например, приказ (распоряжение) вышестоящей организации (органа), в котором содержатся сведения о создании, наименовании и месте нахождения организации, действующей на основании указанного общего положения (для некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законом).
Если в регистрирующем органе имеются копии перечисленных документов, то возможно представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов.
4. Один из документов, подтверждающих полномочия руководителя:
— протокол (выписка из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) АО (или о назначении ликвидационной комиссии (в процессе ликвидации))
либо протокол (выписка из протокола) совета директоров (наблюдательного совета) об избрании директора (генерального директора) АО и протокол (выписка из протокола) об образовании совета директоров (наблюдательного совета);
— протокол (выписка из протокола) общего собрания участников ООО об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и т.д.);
— приказ (распоряжение) учредителя о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (учреждения);
— протокол (выписка из протокола) съезда (конференции) или общего собрания учредителей (членов) общественного (религиозного) объединения об избрании руководителя общественного (религиозного) объединения
либо протокол (выписка из протокола) коллегиального органа общественного (религиозного) объединения об избрании руководителя общественного (религиозного) объединения и протокол (выписка из протокола) об образовании коллегиального органа общественного (религиозного) объединения. Уставом общественного или религиозного объединения может быть предусмотрен отдельный порядок назначения руководителя.
Подлинники (либо нотариально удостоверенные копии) документов, указанных в пунктах 1-3, возвращаются заявителю непосредственно после их предъявления.
Внешний управляющий (конкурсный управляющий) представляет определение арбитражного суда о введении внешнего управления (конкурсного производства) и назначении внешнего управляющего (конкурсного управляющего). Если процедура конкурсного производства была введена до 02 декабря 2002 года, конкурсные управляющие действуют от собственного имени, а не от имени юридического лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, граждане в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или по их специальному поручению.
От имени юридических лиц заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут подавать:
– лица, действующие в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности (п.1 ст.53 Гражданского кодекса РФ);
– представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре (ст.ст. 182, 184 Гражданского кодекса РФ);
– участники юридического лица в предусмотренных законом случаях (п.2 ст.53 Гражданского кодекса РФ).
Полномочия генерального директора.
Рассмотрим ряд оснований приостановления регистрации, касающихся полномочий руководителей юридических лиц.
1.Не предоставлены документы, подтверждающие полномочия Генерального директора юридического лица на дату выдачи доверенности.
При подаче документов от представителя юридического лица по доверенности (согласно абз.1 п.1 ст.16 Закона о регистрации доверенность должна быть нотариально удостоверена), достаточно распространенной практикой является предоставление документов, подтверждающих полномочия Генерального директора (иного исполнительного органа), только на дату подачи документов на государственную регистрацию.
Однако необходимо учесть следующее.
Регистрирующий орган может потребовать подтверждение полномочий Генерального директора на момент выдачи доверенности.
При этом подтверждение полномочий Генерального директора также необходимо и на дату подписания документа-основания регистрации (договора ипотеки, аренды, купли-продажи и др.).
Позиция регистрирующего органа в отношении проверки полномочий Генерального директора на дату выдачи им нотариально удостоверенной доверенности представляется спорной, т.к. проверка полномочий лица, подписавшего доверенность от имени юридического лица, входит в компетенцию нотариуса, удостоверяющего доверенность (ст.43 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I.).
2. На государственную регистрацию не представлен протокол Общего собрания акционеров об избрании Совета директоров, избравшего Генерального директора.
При подаче документов на государственную регистрацию от имени юридического лица, в случае избрания Генерального директора Советом директоров общества, необходимо подтверждать полномочия Генерального директора не только протоколом Совета директоров о его избрании (назначении), но и подавать протокол общего собрания, избравшего Совет директоров, в целях подтверждения легитимности органа, назначившего Генерального директора.
3. Не представлено согласование Центрального банка о назначении Председателя правления Банка в целях подтверждения полномочий руководителя Банка.
В соответствии Инструкцией Банка России от 02.04.2010 N 135-И кандидатура руководителя Банка подлежит согласованию Банком России. Поэтому при предоставлении документов, подтверждающих полномочия Председателя правления банка, необходимо предоставить письмо ЦБ о согласовании кандидатуры руководителя Банка.
Рассмотрим несколько иных оснований приостановления.
1. Данные объекта недвижимости, указанные в договоре аренды, купли-продажи и др. (в частности, описание площадей, номеров комнат, помещений и др.), не соответствуют данным ЕГРП.
Такая ситуация может в частности возникнуть в случае, если в договоре аренды данные указаны, согласно данных БТИ, которые не учтены в записях ЕГРП.
Необходимо привести данные в договоре в соответствие с данными в ЕГРП либо перед государственной регистрацией договора договора внести изменения в ЕГРП.
2. Не предоставлено в регистрирующий орган одобрение сделки соответствующим органом юридического лица.
На государственную регистрацию сделки купли-продажи, ипотеки и др. нужно предоставить одобрение или справку о том, что сделка не является крупной.
К примеру, отсутствие необходимости предоставлять одобрение в справке можно описать так: «Настоящим подтверждаем, что стоимость передаваемого ООО «Пример» в ипотеку недвижимого имущества, а именно: здания площадью 500 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 123456, расположенного по адресу: г.Калуга, ул. Ленина д.1, стр. 1, составляет 1 000 000 руб., без учета НДС.
Балансовая стоимость активов ООО «Пример», определенная по данным бухгалтерской отчетности на 30 июня 2011 г., составляет 100 000 000 руб.
Указанная стоимость недвижимого имущества — здания составляет менее 25% относительно балансовой стоимости активов Общества.
Следовательно, передача в ипотеку указанного недвижимого имущества не является крупной сделкой для ООО «Пример».
Начало статьи: здесь и здесь.
Приостановление регистрации в связи с сомнением регистратора в действительности предоставленных из БТИ документов и непредоставлением на регистрацию протокола Общего собрания акционеров об избрании Совета директоров избравшего Генерального директора.
п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
— Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
— Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.»
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?
Еще до 12.03.2009 документом, подтверждающим полномочия руководителя коммерческой организации, являлось удостоверение руководителя, выдаваемое органом, осуществляющим государственную регистрацию организации.
В связи с принятием Постановления Совета Министров №275 от 04.03.2009 такой документ, как удостоверение руководителя коммерческой организации, отменен.
Руководители юридических лиц, имеющие удостоверения руководителя, обязаны до 01.05.2009 сдать в органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, такие удостоверения.
Учитывая изложенное, документами, подтверждающими полномочия руководителя, являются: приказ о назначении на должность руководителя организации, протокол Общего собрания участников (акционеров) общества об избрании директора (решение иного органа управления общества в соответствии с учредительными документами организации), решение собственника имущества унитарного предприятия о назначении директора, трудовой договор (контракт) либо гражданско-правовой договор с руководителем организации.
Документы подтверждающие полномочия директора юридического лица
Арбитражный процесс
Информация для посетителей
Кадровое обеспечение
Противодействие коррупции
Судебная практика
Отслеживание почтовых извещений
Органы судейского сообщества
Документы, подтверждающие полномочия руководителей юридических лиц и представителей
1. Примерный перечень документов, подтверждающие полномочия руководителя организации[1]:
- выписка из Единого реестра юридических лиц;
- протокол (решение) общего собрания участников (акционеров, пайщиков и т.п.);
- договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации или управляющему;
- приказ (постановление) о назначении на должность;
- определение (решение) суда;
- устав (положение);
- выписка из Единого реестра индивидуальных предпринимателей и Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя).
2. Примерный перечень документов, подтверждающие полномочия представителя лица, участвующего в деле[2]:
- доверенность (полномочия на ведение дела о банкротстве; право представителя на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества, должны быть специально предусмотрены доверенностью (ст.36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст.62 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя (документ, удостоверяющий личность родителя, с указанием фамилии, имени, отчества представляемого (при отсутствии таких данных в документе, удостоверяющем личность родителя, дополнительно требуется свидетельство о рождении несовершеннолетнего); Удостоверение о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, выданное органами опеки и попечительства; Свидетельство об усыновлении; Удостоверение опекуна/попечителя (для опекунов и попечителей — физических лиц); Решение уполномоченного органа о помещении ребенка в специальное учреждение и доверенность (для лиц, не являющихся руководителем учреждения), подтверждающая полномочия обратившегося лица действовать от имени учреждения (если функции опекуна/попечителя осуществляются таким учреждением).
[1] Конкретный перечень и виды документов зависят от организационно-правовой формы юридического лица
[2] Конкретный перечень и виды документов зависят от вида представительства
Документы подтверждающие полномочия законного представителя юридического лица
Срок действия доверенности не может превышать 3 года. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. На основании генеральной доверенности, предоставляющей представителю полномочия не только на заключение разнообразных сделок, но и право представлять доверителя во всех компетентных органах, представитель вправе представлять интересы при государственной регистрации прав и сделок, даже если органы, осуществляющие государственную регистрацию, специально в тексте доверенности не поименованы; специальные доверенности, к которым относятся доверенности, выданные на представительство в суде или в органе исполнительной власти; разовые доверенности, которые выдаются для совершения строго определенной сделки.
Чем и как подтвердить полномочия представителя?
Комментарий : Предмет регулирования и цели статьи 1. Статья определяет перечень документов, удостоверяющих полномочия представителей в деле, а также устанавливает определенные требования к оформлению таких документов.
2. Статья направлена ??на недопущение участия в деле в качестве представителя лица, которое не имеет полномочий на ведение дела. Документы, удостоверяющие полномочия законного представителя 3.
Полномочия законного представителя физического лица удостоверяются свидетельством о рождении ребенка, решением о назначении лица опекуном, попечителем или другими документами, которые безусловно подтверждают связь, в силу которого лицо является законным представителем лица, участвующего в деле. 4.
Статья 61. оформление и подтверждение полномочий представителя
Поэтому доверенность на совершение сделки с недвижимостью в простой письменной форме рекомендуется удостоверить нотариально.Доверенность на государственную регистрацию должна быть удостоверена нотариально, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав). В доверенности необходимо указывать полностью не только фамилию, имя, отчество, место жительства, но и год рождения, а также паспортные данные доверителя, поскольку эти сведения необходимы для внесения в ЕГРП и свидетельство о регистрации права собственности.Представитель юридического лица предъявляет документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа (п.
4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
Статья 57. оформление и подтверждение полномочий представителя
Документы подтверждающие полномочия законного представителя юридического лица
Согласие на обработку данных
- управляющей организацией по месту жительства доверителя,
- администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении,
- командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей,
- начальником соответствующего места лишения свободы, если доверенности выдаются лицами, находящимися в местах лишения свободы.
Доверенность от имени организации выдается за подписью её руководителя или иного уполномоченного на это её учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.
Оригиналы доверенностей или иных документов, удостоверяющих полномочия представителя, приобщаются к делу. Часть первая комментируемой статьи допускает присоединение к делу, вместо оригинала, копии этих документов, заверенных судьей после сверки с оригиналом.
Пленума Высшего административного суда Украины «О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел «от 6 марта 2008 года N 2). Но согласно пункту 12 указанного постановления Пленума Высшего административного суда Украины по делам относительно обжалования решений, действий или бездеятельности органов прокуратуры как субъекта властных полномочий или должностных лиц прокуратуры полномочия их представителей (кроме руководителя прокуратуры, который действует как его законный представитель) не могут подтверждаться служебным удостоверением, а подтверждаются другими документами, которые определены комментируемым статье (доверенности, ордером, договором, устным заявлением, занесенным в журнал судебного заседания).
Присоединение документов к делу 14.
При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (для физических лиц).
При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (для юридических лиц).
Какие документы подтверждают полномочия подписанта? Достаточно ли протокола?
Подскажите, пожалуйста, что будет документом, подтверждающим полномочия подписи генерального директора?
Есть ООО, при регистрации которого был назначен ген. директор. С тех пор он не менялся. Из похожих на то, что требуется, документов есть Протокол 1 собрания учредителей. В Повестке дня собрания 6-ой пункт — «Об избрании генерального директора Общества». Будет ли достаточно этого Протокола или требуется еще что-то?
Заранее спасибо за ответ!
UPD: Подскажите, а в каком случае нужен приказ о назначении на должность ген. директора? Есть ощущение, что у нас этого документа нет.
Уточнение клиента
Подскажите, а в каком случае нужен приказ о назначении на должность ген. директора? Есть ощущение, что у нас этого документа нет.
29 Августа 2013, 13:59
Ответы юристов (8)
Объем полномочий единоличного исполнительного органа ООО (директора) ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ст. 40 ФЗ «Об ООО» и Уставом данного ООО. Избрание (назначение) конкретного физ. лица директором данного ООО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ Решением общего собрания участников, оформленным в виде протокола в данном случае.
Если предоставленная информация оказалась полезной для Вас буду признателен за положительную оценку.
Есть вопрос к юристу?
Добрый день, Максим! В Уставе Общества должно быть указано, какой орган имеет право представлять интересы Общества без доверенности. Если таким органом является единоличный исполнительный орган, которым является Генеральный директор, то Протокол о назначении Ген. директора будет являться документом, подтверждающим право подписи именно этого лица на документах. Кроме того, создаётся приказ о вступлении в должность Генерального директора.
Уточнение клиента
Подскажите, а в каком случае нужен приказ о назначении на должность ген. директора? Есть ощущение, что у нас этого документа нет.
29 Августа 2013, 13:59
Обычно чтобы подтвердить подпись генерального директора нужно представить протокол или решение об избрании генерального директора, копию Устава в котором указано, что ген директор избран допустим на срок 2 года, чтобы определить что его полномочия не истекли. Копия приказа о назначении его на должность (в очень редких случаях). Устав еще нужен, чтобы определить полномочия директора на подписания допустим Договора с очень большими финансовыми обязательствами (условие о крупной сделке), если в Уставе оговорена сумма, то кроме подтверждения подписи, нужно решение участников ООО об одобрении заключения данной сделки
Из похожих на то, что требуется, документов есть Протокол 1 собрания учредителей. В Повестке дня собрания 6-ой пункт — «Об избрании генерального директора Общества».
Даже если данный протокол с таким пунктом имеется, необходимо посмотреть в Уставе срок полномочий Генерального директора и сопоставить данный срок с датой протокола (решения) о назначении Ген. директора.
Таким образом, документами, подтверждающими право Ген. директора на подписание документов от имени Общества являются: 1. Устав; 2. Протокол (решение) о назначении; 3. Приказ (если такой приказ издавался).
Также одним из таких документов может являться Выписка из ЕГРЮЛ.
Обычно данный документ требуется при подписании договоров, при подписании искового заявления, документов в надзорные и правоохранительные органы, сделайте такой протокол обязательно.
Издайте протокол с подтверждением полномочий и максимально допустимый срок по Уставу возьмите и укажите в данном решении.
При открытии расчетного счета, при оформлении кредита. Если у вас нет документа. вы можете заказать его в налоговой — 400 рублей за выдачу копии документа.
Подскажите, а в каком случае нужен приказ о назначении на должность ген. директора? Есть ощущение, что у нас этого документа нет
Значит и не зацикливайтесь на данном документе. Это кадровый документ. Если имеется протокол об избрании, срок полномочий, указанный в Уставе, соответствует дате протокола — то этих двух документов вполне достаточно для удостоверения прав Генерального директора на подписание документов от имени Общества.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Документы, подтверждающие полномочия
Добрый день! Я — ИП, сдаю нежилое помещение в аренду Обществу с Ограниченной Ответственностью.
Учредитель ООО является отцом гендиректора (гендиректор — дочка). Гендиректор формальный, в помещении не появляется. Непосредственно я общаюсь с мужем гендиректора.
Какие документы должен иметь (предъявить) муж, чтобы у него были полномочия со мной общаться и подписывать акты, счета и т.п. ?
Ответы юристов (5)
Здравствуйте. Доверенность от имени ген директора общества на совершение действий — например подписывать договора, акты, какие либо иные бумаги- надо чтобы все эти полномочия были указаны. А так в принципе ничего больше не надо.
Уточнение клиента
А ген директор может дать доверенность физическому лицу, не сотруднику фирмы?
21 Мая 2015, 12:03
Есть вопрос к юристу?
Здравствуйте. Как минимум должна быть доверенность от ООО с всеми Вами перечисленными правами подписанная ген. директором и заверенная печатью ООО.
Либо он должен быть директором ООО
Добрый день, Алексей!
Согласно ст. 53 ГК РФ
1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на
себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени
(пункт 1 статьи 182) в соответствии с законом, иными правовыми актами и
учредительным документом.
Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
Из вышеназванной нормы следует, что все полномочия от имени общества вправе заключать руководитель (директор), в том числе подписывать договоры, акты, счета.
Учредитель не имеет такого права, однако такие полномочия могут быть ему предоставлены на основании доверенности, либо такое право может быть закреплено в Уставе ООО (требуются изменения в Устав общества).
Учредительные документы юридического лица
В зависимости от его организационно-правовой формы могут быть: только устав; учредительный договор и устав; только учредительный договор. Так, учредительными документами хозяйственных товариществ и обществ признаются:
– учредительный договор – для полных товариществ и товариществ на вере;
– устав – для ООО, обществ с дополнительной ответственностью и АО.
Устав также является учредительным документом для производственного кооператива и унитарного предприятия (государственного и муниципального).
Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
– устав – для общественной и религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного, бюджетного или автономного учреждения, автономной некоммерческой организации или потребительского кооператива;
– учредительный договор и устав – для ассоциации и союза, а также коллегии адвокатов.
Кроме того, учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В этом случае он становится учредительным документом данных организаций наряду с уставом.
Учредительным документом казенного учреждения может быть устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя казенного учреждения.
Адвокатские палаты субъектов РФ действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ΦЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Федеральная палата адвокатов действует на основании устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов.
Документы, подтверждающие полномочия лиц, которым предоставлено право первой или второй подписи
а) подтверждающими право первой подписи в хозяйственных обществах:
протокол общего собрания акционеров (участников) (выписка из него) либо протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) (выписка из него), если уставом общества решение вопроса об избрании единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
– если функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации (управляющему), то представляется протокол общего собрания акционеров (участников) (выписка из него) либо протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) (выписка из него) – в зависимости от того, к чьей компетенции уставом отнесено решение данного вопроса – о принятом решении о передаче полномочий, а также договор, заключенный с управляющей организацией (управляющим) и пакет документов для идентификации управляющей организации (управляющего);
– если в уставе срок полномочий единоличного исполнительного органа указан как «определяемый контрактом», представляется контракт с указанным лицом либо выписка из него, содержащая срок его действия, а также права и обязанности (компетенцию) единоличного исполнительного органа;
б) подтверждающими право первой подписи от имени юридического лица независимо от его организационно-правовой формы:
– решение (приказ, распоряжение) о назначении единоличного исполнительного органа;
– доверенность на сотрудника юридического лица о предоставлении права первой подписи;
– доверенность на сотрудника управляющей организации о предоставлении нрава первой подписи – если функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации;
– приказ (распоряжение) единоличного исполнительного органа о предоставлении права первой подписи лицу, обладающему распорядительными или административно- хозяйственными полномочиями;
– должностная инструкция, из которой следует, что данному лицу предоставлено право первой подписи (в случае, если в приказе о назначении на должность прямо нс указано, что сотрудник наделен правом первой подписи);
в) подтверждающими право первой подписи от имени обособленного подразделения юридического лица:
– доверенность на руководителя обособленного подразделения, содержащая указание на предоставление права первой подписи;
– приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения о предоставлении права первой подписи сотруднику обособленного подразделения, если полномочия руководителя обособленного подразделения на издание такого приказа (распоряжения) следуют из положения об обособленном подразделении либо доверенности;
г) подтверждающими право второй подписи от имени юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, а также от имени обособленного подразделения юридического лица:
– приказ единоличного исполнительного органа о назначении главного бухгалтера;
– приказ единоличного исполнительного органа о назначении лица, исполняющего обязанности главного бухгалтера, и о предоставлении ему права второй подписи;
– приказ единоличного исполнительного органа, согласованный с главным бухгалтером, содержащий перечень лиц, которым предоставлено право второй подписи;
– должностная инструкция, из которой следует, что данному лицу предоставлено право второй подписи (в случае, если в приказе о назначении на должность прямо нс указано, что сотрудник наделен правом второй подписи);
– договор о передаче функций главного бухгалтера специализированной организации, из которого следует, что работникам специализированной организации предоставлено право второй подписи;
– приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения о предоставлении права второй подписи сотруднику обособленного подразделения, если полномочия руководителя обособленного подразделения на издание такого приказа (распоряжения) следуют из положения об обособленном подразделении либо доверенности;
– приказ единоличного исполнительного органа (приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения) либо официальное письмо, подтверждающее ведение бухгалтерского учета лично единоличным исполнительным органом (руководителем обособленного подразделения) – если соответствующее лицо ведет бухгалтерский учет лично.
На практике кредитные организации в целях максимально полной идентификации клиента при открытии счета требуют от юридических лиц представления, помимо перечисленных выше, следующих дополнительных документов:
1) всех «промежуточных» свидетельств о внесении записей в ЕГРЮЛ, как связанных с внесением изменений в учредительные документы, так и не связанных с этим;
2) протоколов общих собраний участников (акционеров) (решений единственного участника (акционера)) под каждое из указанных выше свидетельств, проясняющих существо состоявшихся изменений;
3) выписки из ЕГРЮЛ (как правило, давностью не более одного месяца);
4) письма о присвоении кодов федерального статистического наблюдения;
5) копий паспортов (иных документов, удостоверяющих личность) и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе лиц, указанных в банковской карточке;
6) договора аренды (свидетельства о нраве собственности) на помещение, в котором располагается единоличный исполнительный орган юридического лица;
7) анкеты клиента по форме, установленной банком, в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П.
Если счет открывается не руководителем организации, а иным лицом, требуется представление доверенности на право открытия банковского счета и копии паспорта представителя (иного документа, удостоверяющего личность).
Как правило, уставные документы и свидетельства представляются в виде нотариально удостоверенных копий (с предъявлением подлинников), остальные документы – в виде копий, заверенных единоличным исполнительным органом и печатью организации (с одновременным предъявлением подлинников).
Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И установлены требования по ведению юридического досье клиента, а также предусмотрены положения, касающиеся принятия внутренних документов кредитной организации, регламентирующих правовой режим открытия банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам).
При представлении клиентом всех вышеуказанных документов кредитная организация обязана открыть потенциальному клиенту банковский счет. Отказ кредитной организации в открытии банковского счета допускается в следующих случаях:
а) если такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание клиента либо допускается законом или иными правовыми актами (ст. 846 ГК);
б) в случае непредставления клиентом документов, подтверждающих сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представления недостоверных сведений (п. 1.2 инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И);
в) в случае непредставления резидентами и нерезидентами установленных ч. 4 и 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании документов, удостоверяющих личность физического лица, статус юридического лица (для нерезидентов), документа о государственной регистрации юридического лица (для резидентов), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и иных;
г) в случае наличия решения налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету клиента (п. 9 ст. 76 НК). При этом требования налогового законодательства распространяются лишь на те счета, которые обладают правовым режимом «счета» в смысле ст. 11 НК. Ответственность для банка по п. 1 ст. 132 НК не может наступить, если открытый банком счет не отвечает вышеуказанному определению счета (например, ссудный, транзитный валютный и др.), так как п. 9 ст. 76 НК запрещает банку открывать лишь те счета, которые в целях НК могут быть признаны таковыми (ч. 2 ст. 11 НК) [1] ;
д) в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, согласно которому кредитным организациям запрещается:
– устанавливать и поддерживать отношения с банками- нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
– открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя. Названное требование не распространяется на случаи изменения условий ранее заключенного договора, при которых не требуется личное присутствие вкладчика или его представителя (см. информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2005 № 8);
– открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицам документов, необходимых для их идентификации;
– заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом либо его представителем документов, необходимых для идентификации клиента (представителя клиента).
Действующие в настоящее время банковские правила открытия счетов и вкладов юридическим и физическим лицам «делают невозможным открытие анонимного вклада или счета. Даже открытие вклада физическим лицом на имя третьего лица предполагает представление банку информации как о вносителе денежных средств, так и о третьем лице, на имя которого открывается вклад. Режим так называемых номерных банковских счетов также предполагает представление в банк полной информации о владельце такого вклада, причем этой информацией в банке владеет ограниченное число ответственных сотрудников» [2] . В письме ЦБ РФ от 20.01.2003 № 7-Т Банк России подчеркнул, что кредитным организациям следует идентифицировать лицо, заключающее договор банковского счета (вклада) – клиента (вкладчика), лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета, третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика). При этом рекомендуется при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова «номерной».
Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:
– непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в Законе о противодействии отмыванию доходов сведения, либо представления недостоверных документов;
– наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности;
– отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Действующее законодательство не содержит эффективного инструмента противодействия созданию номинальных юридических лиц («фирм-однодневок»). При их создании, для придания формального соответствия нормам законодательства, зачастую фальсифицируются документы, используются утерянные паспорта, предъявляются фиктивные договоры аренды. С учетом изложенного ФНС России считает правомерным и целесообразным использование банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации, позволяющими кредитным организациям эффективно осуществлять действия, предусмотренные п. 5.2 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов (см. письмо ФНС России от 16.06.2006 № 09- 1-03/3103 «Об использовании банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей»).
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета на основании п. 2 ст. 846 ГК клиент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор и о возмещении убытков, причиненных таким уклонением.
Открытие банковского счета, счета но вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в Книгу регистрации открытых счетов в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора. В соответствии с п. 2.1 разд. 2 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Книга должна содержать следующие данные: дату открытия счета, дату и номер договора об открытии счета, наименование клиента, наименование (вид) счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету, дату сообщения налоговым органам об открытии счета, дату закрытия счета.
Открытие (закрытие) банковского счета сопровождается обязательным уведомлением об этом факте налоговых органов. Обязанности по уведомлению возложены как на банк, так и на клиента – владельца счета.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 23 НК налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту своего нахождения (жительства) об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств – в течение семи рабочих дней со дня их, соответственно, открытия (закрытия) [3] или возникновения (прекращения) права использовать. В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 № 3018/10 по делу № А51-3672/2009 отмечено, что семидневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 23 НК для направления в налоговый орган письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может исчисляться ранее получения организацией или индивидуальным предпринимателем сообщения банка об открытии данного счета.
Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган необходимых сведений влечет наступление ответственности на основании ст. 118 НК и ст. 15.4 КоАП. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, заключающегося в нарушении срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, установленного ст. 118 НК, «в случае, если он не был извещен банком о закрытии счета в одностороннем порядке» [4] . Данный вывод широко подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 04.10.2004 но делу № А14-6243/04/172/23; ФАС Поволжского округа от 01.12.2005 по делу № А55-7390/04-44; ФАС Уральского округа от 11.12.2003 по делу № Ф09-4180/03-АК; ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.02.2007 № А74-2566/06-Ф02-170/07 по делу № А74-2566/06).
Банки обязаны сообщить не только об открытии (закрытии ), но и об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), а также о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней со дня соответствующего события (п. 1 ст. 86 НК), т.е. установленные ст. 23 и 86 НК сроки для сообщения указанных сведений начинают исчисляться с момента внесения соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов.
Указанная обязанность банков распространяется также на счета, открываемые для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Порядок сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета установлен Положением о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, утвержденным ЦБ РФ 07.09.2007 № 311-П.
Формы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета установлены приказом ФНС России от 28.09.2009 № ММ- 7-6/475@ «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета».
В соответствии с п. 2 ст. 132 НК несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание с банка штрафа в размере 40 тыс. руб. [5]
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» банки также обязаны сообщать об открытии или о закрытии банковского счета, об изменении реквизитов счета организации и индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в территориальные органы Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) и Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС) по месту своего нахождения в течение пяти рабочих дней со дня, соответственно, открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной форме установлен Положением ЦБ РФ 15.11.2010 № 361-П. Формы соответствующих сообщений утверждены приказом ФСС от 12.04.2011 № 67. Пенсионным фондом РФ рекомендуемые формы сообщений размещены на сайте ПФ РФ [6] .
Нарушение указанной обязанности со стороны банка влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб. (ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ аналогичные обязанности но уведомлению ПФ РФ и ФСС возложены и на плательщиков страховых взносов – организации и индивидуальных предпринимателей, которые должны направить соответствующие письменные сообщения в территориальные органы ПФ РФ и ФСС по месту своего нахождения (жительства) в течение семи рабочих дней со дня, соответственно, открытия или закрытия банковского счета. Письмом ФСС от 28.12.2009 № 02-10/05-13656 доведена рекомендуемая форма уведомления страхователем об открытии (закрытии) счета. Пенсионным фондом РФ рекомендуемые формы сообщений об открытии (закрытии) счета плательщика страховых взносов размещены на сайте ПФ РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.33 КоАП нарушение установленного Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ срока представления в территориальные органы ПФ РФ и ФСС информации об открытии (закрытии) счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
При этом по аналогии с понятием «счет», используемого в НК, в письме от 21.05.2010 № 1274-19 Минздравсоцразвития России разъяснило, что плательщики должны информировать территориальные органы ПФ РФ и ФСС только о тех расчетных (текущих) и иных счетах, которые открыты на основании договора банковского счета. Это следует из ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в котором приведено понятие «счет», используемое в контексте уплаты страховых взносов. Об открытии (закрытии) счетов по вкладам (депозитам), ссудных и транзитных валютных счетов в территориальные органы ПФ РФ и ФСС сообщать не нужно, поскольку они открываются на основании иных договоров и имеют специальное целевое назначение.
Помимо вышеуказанных сообщений, банки в соответствии с п. 2 ст. 86 НК обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям па счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) [7] , а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в течение трех рабочих дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Подобные справки могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная информация может быть запрошена после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
В аналогичном порядке банки предоставляют налоговым органам справки в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Расчет трехдневного срока, в течение которого банком в налоговый орган должна быть представлена справка (выписка) по запросу налогового органа, производится:
а) для запроса, врученного под расписку представителю банка, – со дня, следующего за днем, указанным в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса;
б) для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – со дня, следующего за днем вручения почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении.
Формы справок о наличии счетов в банке и об остатках средств на вышеперечисленных счетах, а также форма выписки по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) и порядок их представления утверждены приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@ «Об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки».
В соответствии со ст. 135.1 НК непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.
Па основании п. 6 ст. 135.2 ПК непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.