Оглавление:
Оператор электронного документооборота
Оператор электронного документооборота (далее — оператор ЭДО) – организация, обеспечивающая обмен электронными документами, обладающими юридической силой.
В первую очередь, операторы оказывают услуги по организации обмена электронными документами по сделкам, такими, как договоры, первичные бухгалтерские документы, счета-фактуры, между организациями, являющимися юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами.
Ваша компания до сих пор обменивается с поставщиками бумажными документами?
Список доверенных операторов ЭДО России, входящих в Сеть ФНС РФ, размещен на официальном сайте налоговой службы. Порядок присоединения к Сети доверия утвержден Приказом ФНС РФ от 20.04.2012 N ММВ-7-6/253@.
Оператор электронного документооборота – организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи в соответствии с п. 1.2 разд. I Приложения N 1 Приказа ФНС РФ от 20.04.2012 N MMB-7-6/253@
Таким образом, определяющей задачей операторов ЭДО является организация электронного документооборота по сделкам между контрагентами.
Функции оператора ЭДО
Функции оператора ЭДО закреплены в разделе V Приложения N 1 Приказа ФНС РФ от 20.04.2012 N MMB-7-6/253@. Основными функциями в рамках электронного обмена являются:
- соответствие требованиям норм законодательства РФ, регулирующих область электронного взаимодействия с использованием электронной подписи;
- организация обмена счетами-фактурами в электронном виде между контрагентами в соответствии с Порядком выставления и получения электронных счетов-фактур, утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.11.2015 года №174н;
- организация обмена документами по сделкам между организациями (договоры, первичные бухгалтерские документы и др.);
- Фиксация дат выставления и получения документов;
- техническая поддержка программного обеспечения, реализующего электронный документооборот клиента;
- учет компаний в качестве участников электронного взаимодействия и присвоение им соответствующих идентификационных реквизитов;
- доведение реквизитов идентификации участников обмена до налоговых органов.
Ответственность оператора ЭДО
Согласно разделу VI Приложения N 1 Приказа ФНС РФ от 20.04.2012 N MMB-7-6/253@ ответственность оператора ЭДО перед участниками электронного взаимодействия регулируется нормами законодательства РФ и условиями договоров, заключенных между ними.
Организация, невыполняющая функции, определенные разделом V Приложения N 1и требования раздела II Приказа ФНС РФ от 20.04.2012 N MMB-7-6/253@ может быть исключена из Сети доверия ФНС России.
Преимущества работы с оператором ЭДО
Операторы ЭДО предлагают целый спектр услуг, которые так или иначе связаны с обменными процессами. Пользуясь данными услугами, компании получают видимые преимущества в работе.
К таким услугам можно отнести:
- Обмен любыми документами по сделкам в электронном виде между контрагентами. Это и договоры, товарные накладные, акты и т. д. Сервисы обмена непрерывно совершенствуются, вследствие чего бизнес получает дополнительные преимущества.
- Различные варианты интеграционных решений позволяют клиентам отправлять и получать документы, не выходя из привычной в работе учетной, информационной или иной системы, не запуская при этом дополнительных программ и приложений.
- Хранение электронных документов, переданных через сервис, в соответствии со всеми требования действующего законодательства РФ.
- Квалифицированная поддержка, мгновенно реагирующая на запросы пользователей.
- Отслеживание изменений нормативных правовых актов РФ, регулирующих область электронного взаимодействия и своевременное информирование об этом пользователей.
Это далеко не весь перечень дополнительных возможностей, которые может предложить оператор. За подробной информацией по предоставлению дополнительных услуг обращайтесь к своему оператору ЭДО.
Сотрудничество с оператором ЭДО
С помощью сервиса обмена можно не только отправлять и получать электронные документы, но и предложить клиентам вашего бизнеса новые возможности. Сотрудничество с оператором откроет новые горизонты развития компании, вместе с этим станет источником доходов.
Новая терминология
27 декабря 2013 года вступил в силу Приказ ФНС РФ N ММВ-7-6/658@, который внес поправки в терминологию. С этого времени операторы ЭДО стали операторами ЭДО СФ, при этом значение самого термина осталось прежним.
Операторы ЭДО: кто они и зачем нужны?
Карина Кассис, аналитик Synerdocs
Сегодня при организации межкорпоративного электронного документооборота (ЭДО) у бизнеса есть выбор: воспользоваться услугами операторов, либо выстроить работу по обмену документами с контрагентами самостоятельно, обмениваясь напрямую. Из-за этой двойственности в интернете часто можно встретить много разных мнений, например таких: «операторы электронного документооборота абсолютно не нужны, пятое колесо в телеге», «требование законодательства об обязательном выставлении электронных счетов-фактур через операторов ЭДО не оправдано», «через операторов ФНС получит доступ ко всем документам бизнеса» и т.д. и т.п.
Что это? Незнание или просто непринятие нового, а, может быть, операторы – это надуманная потребность? Давайте разбираться, кто же такие операторы ЭДО, и какие функции они выполняют.
Начнем, пожалуй, с требований законодательства. В первую очередь, обратимся к определению понятия «оператор электронного документооборота». В Приказе ФНС от 20.04.2012 г. N MMB-7-6/253@ находим: «оператор электронного документооборота – организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи». Интересен тот факт, что это не единственное определение, содержащееся в нормах законодательства. В Постановлении Правительства от 26.12.2011 N 1137 под оператором электронного документооборота понимается организация, обеспечивающая обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем.
Определения имеют некоторые различия, но абсолютно схожи в том, что операторы призваны обеспечивать электронный документооборот счетами-фактурами. Закрепить такую немаловажную функцию в определении недостаточно, в подтверждение чему, находим пп. 1.3 главы 1 Приказа Минфина РФ от 25.04.2011г. N 50н, согласно которому выставление и получение электронных счетов-фактур должно осуществляться через операторов электронного документооборота. Выходит, выставлять электронные счета-фактуры напрямую запрещено требованиями законодательства. И это правильно. В данной ситуации оператор выступает третьим, незаинтересованным лицом, которое всегда сможет подтвердить факт передачи любого документа. Это бывает крайне необходимо в спорных ситуациях.
Кто такие операторы и почему законодательство требует производить обмен электронными счетами-фактурами исключительно с помощью их услуг понятно. Давайте теперь поговорим, какие преимущества получают компании, пользующиеся услугами операторов, в отличие от организаций самостоятельно выстраивающих внешний обмен.
1. Любые документы в электронном виде
Ассоциировать операторов только с электронными счетами-фактурами крайне неправильно. Сегодня разрабатываются и другие форматы электронных документов, что позволит со временем окончательно отказаться от бумаги. Так, уже есть рекомендуемые ФНС РФ форматы товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ/услуг (Приказ ФНС РФ от 21.03.2012 г. N MMB-7-6/172@). В целом, через оператора можно обмениваться любыми электронными документами, главное, чтобы у вас и ваших контрагентов были совместимые технические средства для отображения документов и электронных подписей (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
2. Подключение к Регламенту обмена
Существует ошибочное мнение, что оператор выступает исключительно в роли транспорта, и больше ничего не делает. Разумеется, это не так. Операторы ЭДО решают за абонента целый ворох забот, в том числе, организационных.
Например, подключившись к оператору ЭДО, вы один раз присоединяетесь к Регламенту обмена и можете осуществлять легитимный обмен без дополнительных соглашений. В то время, как при обмене напрямую, прежде всего, вам придется подписать договор о начале межкорпоративного взаимодействия «каждый с каждым». При наличии более 100 контрагентов такой вариант взаимодействия многократно увеличивает издержки. И это при том, что обмен еще не начат.
3. Работа из разных КИС
Каждый ваш контрагент работает в какой-то своей корпоративной информационной системе, и он бы хотел получать и отправлять документы, не выходя из нее, не меняя ее привычный вид и просто не усложнять себе жизнь. Опять неудобства, разногласия, проблемы, которые надо решать самостоятельно, что, скорее всего, потребует немалых сил и времени. Операторы готовы предоставлять интеграционные решения для разных информационных систем. Если в компании нет информационной системы, то оператор предложит работу с помощью веб-клиента, внешний вид которого очень схож с почтовым сервисом.
Наладить работу отправки и приема электронных документов – полбеды, спустя некоторое время остро встанет вопрос хранения документов, и не просто, а с сохранением их юридической силы. Сегодня практически все операторы ЭДО предлагают услуги архивного хранения документов, обладающих юридической силой, на своей стороне.
При выстраивании любых процессов происходит столкновение с трудностями, возникают вопросы, которые надо решать незамедлительно. Подключаясь к оператору, по всем вопросам в любое время вы сможете обратиться в техподдержку сервиса, сотрудники которой профессионалы своего дела.
6. Взаимодействие с ФНС
Если вас кто-то пытается убедить, что ФНС РФ получит доступ к вашим документам при подключении к оператору, он сильно заблуждается. Операторы электронного документооборота не представляют документы в государственные органы, по законодательству РФ у них нет таких обязательств.
С появлением электронного документооборота порядок истребования документов не изменился, то есть инспекторы ФНС РФ, как и прежде, могут получить документы только от налогоплательщика после направления ему требования.
Порядок истребования электронных документов утвержден Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 N MMB-7-2/168@. В указанном нормативно-правовом акте также содержатся нормы, регулирующие порядок представления документов в налоговые органы в электронном виде.
Когда говорят, что для получения и отправки электронных документов, подписанных электронной подписью, можно использовать обычную электронную почту – это правда. Но, согласитесь, если в компании понадобилось организовать телефонную связь или, например, наладить электричество, никто не стремиться сделать это самостоятельно. Все приглашают специально обученных людей, способных оказывать необходимые услуги и каждый занимается своим делом. Специалисты организовывают, настраивают, сопровождают – вы работаете.
Аналогично и с операторами ЭДО. Они предлагают вам услуги, оставляя право выбора за вами, вы пользуетесь. И совершенно понятно, что за любые услуги надо платить. Стоимость отправки электронных документов зачастую зависит от их количества. Чем больше отправлений, тем меньше цена за каждый документ. Также операторы предлагают различные тарифные планы, которые можно гибко подстроить под конкретного абонента. Некоторые, например, в рамках пилотного проекта дают возможность обмениваться документами абсолютно бесплатно.
8. Развитие технологий
При обмене напрямую вы никогда не сможете угнаться за стремительным развитием технологий и поддержкой качества связи между организациями. В то время как операторы не могут позволить себе просто стоять на месте. Постоянное развитие и улучшение качества услуг дает преимущества в конкурентной борьбе.
9. Изменения законодательства
Уследить за всеми изменениями законодательства самостоятельно тоже не так-то просто, мало следить – необходимо выполнять все требования, которые предъявляют нормативные правовые акты. Операторы всегда своевременно уведомят обо всех изменениях и в обязательном порядке выстраивают свою работу в соответствии с требованиями законодательства.
Подводя итог, хочется заметить, что число спорных вопросов и заблуждений становится все меньше. Законодательство, конкретная бизнес-практика и развитие самих операторов делают внешний электронный документооборот доступным, понятным, прозрачным. И со временем у пользователей окончательно отпадут последние сомнения в том, что операторы электронного документооборота действительно быстро и качественно решают множество организационных вопросов в области межкорпоративного взаимодействия. Это фактически целая отрасль сервисных услуг, пренебрегать которой – по меньшей мере, недальновидно.
Операторы электронного документооборота
Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ внес изменения в Налоговый кодекс РФ, которые позволили российским организациям обмениваться счетами-фактурами в электронном виде. Процесс обмена электронными счетами-фактурами утвержден в «Порядке выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи». Отдельный Порядок представления документов по ТКС подробно описывает, как представлять электронные счета-фактуры в ФНС по требованию.
Оба документа четко оговаривают, что электронные счета-фактуры должны быть подписаны электронной подписью и переданы только через оператора электронного документооборота. В противном случае электронный счет-фактура не имеет юридической силы, по нему нельзя получить вычет по НДС, а также использовать для защиты интересов организации в суде.
Так кто же они — операторы электронного документооборота?
В законодательных актах РФ операторы электронного документооборота определяются как «организации, предоставляющие услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем».
В переводе на более простой язык это означает, что операторы электронного документооборота – это коммерческие компании, которые на конкурентной основе предоставляют бизнесу возможность обмениваться электронными счетами-фактурами и другими документами. Они обеспечивают для этого, во-первых, техническую возможность, во-вторых, безопасность передаваемых сведений, в-третьих, юридическую значимость счетов-фактур, в-четвертых, техподдержку пользователям при работе с электронными документами.
Подключиться к Диадоку
В Диадоке все входящие документы бесплатные, вне зависимости от способа работы в системе:
Какие компании могут быть операторами электронного документооборота?
Компании, которая предоставляет услуги обмена электронными документами, необходимо:
- уметь взаимодействовать с налоговыми органами, как в техническом, так и в организационном аспектах;
- иметь соответствующие лицензии для работы с сертификатами электронной подписи и средствами криптографической защиты информации;
- обладать ресурсами для регулярной настройки и доработки систем в условиях быстро меняющегося законодательства.
Сейчас этим требованиям наиболее отвечают компании, предоставляющие российскому бизнесу услуги электронной отчетности в контролирующие органы (ФНС, ПФР, Росстат, ФСС), так как технологически они наиболее близки к электронному документообороту между компаниями.
Почему ФНС или другая госструктура не могут выступать в качестве оператора электронного документооборота?
Обеспечение технических возможностей для электронного документооборота — это значительные затраты. В случае, если в качестве оператора ЭДО выступает госструктура, это будут бюджетные средства. Кроме того, в штат ведомства понадобится набрать огромное количество новых специалистов и обучить их. При том, что в России остро стоит проблема сокращения числа госслужащих, все это представляется трудновыполнимым.
Коммерческие предприятия предоставляют свои услуги на конкурентной основе. Поэтому они заинтересованы в качестве сервиса, развитии функциональности систем, лояльности свои клиентов, обеспечивают им поддержку и помощь.
Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций при представлении документов в налоговые органы именно оператор выступает в качестве третьей независимой стороны. Если же оператором будет, например, ФНС, то как обеспечить независимость и объективность?
Могут ли обменивающиеся компании сами выступать в качестве операторов электронного документооборота?
Услуги обмена электронными документами — это такой же сервис, как, например, телефонная связь. Когда компания хочет обеспечить свой офис телефонной связью, она обращается к специалистам в этой сфере — телефонному оператору. Логика проста: чтобы обеспечивать сервис на должном уровне, нужно, чтобы данный вид деятельность был профильным для компании. Особенно, учитывая, что речь идет не только об обеспечении собственных нужд, но и обслуживании контрагентов. Как уже говорилось выше, обеспечение сервиса ЭДО — это бизнес, требующий значительных технических, финансовых и профессиональных ресурсов.
Чтобы перейти на юридически значимый электронный документооборот через оператора, компании нужно подписать только одно соглашение об обмене электронными документами — между ней и оператором. В случае самостоятельной организации документооборота все будет по-другому. Так, если электронными документами обмениваются пять компаний, то им необходимо подписать 10 соглашений между собой.
При этом необходимо обеспечивать совместимость внутренних систем, бесперебойность работы, соответствующую техническую поддержку и т д.
Подробнее о функциях операторов электронного документооборота.
Договор с оператором ЭДО
п. 5.1 ст. 23 НК РФ
Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.
Я так понимаю, организация, заключившая договор с ЭДО, не является лицом, уполномоченным по правилам НК РФ своими дочерними (аффилированными) организациями на получение документов от их налоговых органов.
В этом случае считаю, что дочерние (аффилированные) компании могут понести ответственность из-за отсутствия прямого договора между ЭДО и каждым из таких лиц.
Но нужно очно анализировать договор вашей компании с ЭДО в части его распространения на ваши дочерние (аффилированные) компании.
ЭДО (электронный документооборот)
Электронный документооборот (ЭДО) — совокупность автоматизированных процессов по работе с документами, представленными в электронном виде без использования бумажных носителей.
Электронные документы по утвержденным формам являются составляющими всех бухгалтерских программ, но для того, чтобы электронный документ был юридически признан, он должен быть подписан электронной подписью.
Виды электронных документов
Электронный документ, подписанный электронной подписью, может использоваться, если законодательство РФ не содержит прямого запрета на его использование.
Таким образом, договоры, различные счета, заявки, отчеты, заявления, а также товарные накладные, акты и счета-фактуры могут быть электронными документами.
Также электронные документы делятся на неформализованные документы и формализованные документы.
Неформализованные документы — письма, договоры, доверенности, техническая документация и другая корреспонденция – свободны от жесткого регулирования со стороны государства.
Для формализованных документов в отдельных законодательных актах прописаны жесткие требования к формату и регламенту передачи.
Формализованный документ – документ, созданный по формату ФНС.
Формализованные документы напрямую влияют на правильность налоговых расчетов, поэтому соблюдение всех процедур передачи для них имеет важное значение.
Формализованные документы – это, например, электронные счета-фактуры.
Для некоторых первичных документов ФНС России разработала рекомендованный формат товарной накладной по форме ТОРГ-12 и Акта приема-сдачи (работ) услуг.
Несмотря на то, что для таких документов указано на рекомендованный характер формата, именно в таком формате компании должны направлять эти документы в электронном виде по требованию налоговой инспекции в случае необходимости подтверждения расходов по налогу на прибыль.
Варианты электронного документооборота
Есть два варианта организации системы электронного документооборота. Первый — заключить с контрагентами соглашение об электронном документообороте и обмениваться документами, подписанными электронной подписью через электронную почту. При этом можно использовать простую электронную подпись.
Второй вариант — организовать электронный документооборот через спецоператора.
При таком способе компания присоединяется к регламенту обмена электронными документами и может обмениваться с контрагентами как формализованными документами (для которых официально ФНС России утвердила формат), так и неформализованными (договоры, соглашения, акты сверки и т.д.).
Основные функции системы электронного документооборота
Основными функциями системы электронного документооборота являются:
контроль исполнения документов;
создание справочников и работа с ними;
контроль движения бумажного и электронного документа, ведение истории работы с документами;
создание и редактирование реквизитов документов;
формирование отчетов по документообороту предприятия;
импорт документов из файловой системы и Интернета;
создание документа прямо из системы на основе шаблона (прямая интеграция);
работа с версиями документа, сложными многокомпонентными и многоформатными документами, вложениями;
электронное распространение документов;
работа с документами в папках;
получение документов посредством сканирования и распознавания.
уменьшением затрат на доступ к информации и обработку документов.
Преимущества электронного документооборота
К основным достоинствам электронного документооборота можно отнести следующие:
централизованное, структурированное и систематизированное хранение документов в электронном архиве;
сокращение расходов на печать, почтовую пересылку и хранение бумажных счетов-фактур;
единообразный подход к процедурам формирования и обработки документа (регистрация, согласование и т.п.);
сокращение времени на доставку, регистрацию и согласование документов;
быстроту подписания документов;
возможность круглосуточно в режиме online осуществлять любые операции с документами: поиск, загрузку, печать, сверку, отклонение, а также отслеживать их движение;
быстрый поиск документов.
Конфиденциальность обмена обеспечена шифрованием документов.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) обеспечивает идентификацию подписанта и целостность передаваемых документов.
Доставка электронных документов гарантируется оператором документооборота.
Внедрение системы электронного документооборота
Чтобы вести в действие систему электронного документооборота, необходимо:
разработать и утвердить порядок электронного документооборота;
назначить ответственных за его ведение;
организовать электронный архив получаемых и отправляемых документов;
прописать в учетной политике правила создания, получения и хранения электронных документов, назначить ответственных за формирование и подписание электронных документов.
Каждый сотрудник, который уполномочен подписывать электронные документы, должен иметь электронную подпись.
Создав систему электронного документооборота, организация может не распечатывать документы, а хранить их в электронном архиве.
В случае необходимости документы, хранящиеся в архиве, можно распечатать для проверяющих, представить при этом документ, подписанный электронными подписями сторон, заверив их предварительно должным образом.
Оператор ЭДО может применять УСН
Организация занимается предоставлением электронных услуг через портал электронного документооборота.
Для реализации данных услуг необходима аккредитация на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, которая выдается Управлением ФСБ РФ. Аккредитацию получить крайне сложно, но есть возможность сотрудничать с компаниями, у которых есть такая аккредитация.
Договор является трехсторонним (подписывается заказчиком, организацией – оператором электронного документооборота (далее – ЭДО) и компанией – аккредитованным удостоверяющим центром). Организация обязуется при обращении к ней заказчика предоставить ему средства электронной подписи, при этом организация подписывает с заказчиком отдельный акт об оказанных услугах. Порядок определения цены договора (она не является твердой и зависит от некоторых факторов, например, от количества документов, которые заказчик желает размещать на портале) содержится в приложении к договору, которое подписывается заказчиком, организацией – оператором ЭДО и компанией, при этом компания самостоятельно формирует цену своих услуг (о конкретном размере оплаты ее услуг организация – оператор ЭДО не осведомлена). Предоставление доступа к порталу ЭДО осуществляется на долговременной основе (ежемесячно подписываются акты об оказанных услугах), а обязательства компании завершаются с передачей заказчику средств электронной подписи.
Возможно ли по такому договору оператору ЭДО применять УСН?
Прежде всего отметим, что, исходя из закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ), участники гражданских правоотношений вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством. Стороны могут заключить, в частности, смешанный договор, то есть такой договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В случае возникновения спора относительно квалификации договора или толкования его условий окончательное решение по этому вопросу может быть принято судом с учетом правил ст. 431 ГК РФ.
Отметим следующее. Гражданское законодательство не содержит запрета на включение в договор условий, в соответствии с которым заказчику по договору оказываются различные услуги или оплата по договору об оказании производится двум исполнителям по различным реквизитам в соответствии с порядком, определяющим сумму оплаты, которая причитается каждому из исполнителей.
Вместе с тем обратим внимание на определение понятия обязательства, которое содержится в п. 1 ст. 307 ГК РФ. В соответствии с этой нормой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Как определено п. 2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают в том числе из договоров.
Согласно п. 1 ст. 308 ГК РФ в обязательстве в качестве каждой из его сторон – кредитора или должника – могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Из приведенных норм следует, что на стороне исполнителя в договоре об оказании услуг могут участвовать два лица или несколько лиц (соисполнители). Но лица, участвующие в договоре, являются соисполнителями в случае, когда они связаны общим обязательством. В рассматриваемой ситуации, как мы поняли из вопроса, организация – оператор портала электронного документооборота (ЭДО) и компания, являющаяся аккредитованным удостоверяющим центром, оказывают различные услуги, в рамках исполнения своих обязательств каждая из них самостоятельно отвечает перед заказчиком, оказание каждой из услуг подтверждается отдельным документом (актом), который каждый из исполнителей составляет самостоятельно в отношении оказываемой им услуги. При таких обстоятельствах вполне возможно, что в этой ситуации речь должна идти не об одном договоре, а о двух различных договорах (о разработке и предоставлении заказчику средств электронной подписи и о предоставлении заказчику доступа к порталу ЭДО), объединенных в тексте одного документа. Однако повторимся, что мы не осуществляем правовую экспертизу договоров и не можем однозначно квалифицировать упомянутый в вопросе договор как договор оказания услуг с двумя соисполнителями или как документ, содержащий условия обязательств, которые по существу относятся к различным договорам. Во всяком случае, ни в том, ни в другом варианте оказание заказчику услуг из двух составляющих, как это указано в вопросе, а также оплата части договорной цены каждому исполнителю в отдельности каким-либо императивным нормам законодательства не противоречит.
В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), признаются, в частности, организации, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Правила главы 26.2 НК РФ не связывают право организации на применение УСН с осуществлением определенных видов деятельности. При соблюдении общих требований организация вправе применять УСН в целом в отношении своей предпринимательской деятельности независимо от конкретных видов деятельности, которые она осуществляет (смотрите также письмо Минфина России от 25.10.2015 N 03-11-06/3/61231).
Категории хозяйствующих субъектов, которые не вправе применять УСН, перечислены в п. 3 ст. 346.12НК РФ. Эта норма не содержит запрета на применение УСН организациями, заключающими договор, соисполнителем по которому является налогоплательщик НДС, или привлекающими такого налогоплательщика к исполнению тех или иных обязательств по договору. Отсутствуют в правилах главы 26.2 НК РФ и иные ограничения на применение УСН в связи с изложенными вопросе обстоятельствами.
Поэтому, с нашей точки зрения, приведенные в вопросе условия договора не лишают упомянутую в вопросе организацию права применять УСН при соблюдении общих требований, установленных НК РФ.
К сведению:
Одним из требований к оператору электронного документооборота, через которого в налоговые органы представляются налоговые декларации (расчеты) в электронном виде, является наличие лицензий ФСБ России на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также на выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (п. 4 Требований к оператору электронного документооборота, утвержденных приказом ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@) ( Перечень организаций – операторов электронного документооборота размещен на сайте ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/submission_statements/operations/). Если организация не имеет таких лицензий, осуществление деятельности оператора электронного документооборота может быть основанием для привлечения ее к административной ответственности (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 N 01АП-7055/16).
Заметим, что из текста вопроса (предоставление доступа к порталу ЭДО, размещение заказчиком количества документов на портале) мы не можем однозначно квалифицировать, выполняет ли Ваша организация функции оператора ЭДО в полном объеме, т.е. является ли организацией, осуществляющей в конечном итоге предоставление электронной отчётности клиентов в налоговые органы. Если это осуществляется Вашей организацией, а не аккредитованным удостоверяющим центром, то осуществление деятельности оператора электронного документооборота без соответствующей лицензии (организацией, не размещенной на сайте ФНС), как мы отметили выше, может быть основанием для привлечения её к административной ответственности.
Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Операторы ЭДО: перечень
Всё большее число компаний переходят на отправку отчётности в налоговый орган с помощью оператора ЭДО – электронного документооборота. Правда, любого попавшегося выбирать нельзя. В нашем материале – полный перечень таких операторов, которые получили одобрение со стороны центрального аппарата ФНС России.
Сдача отчётности
Представление отчетности в электронном виде происходит по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом посредником по передаче электронных документов выступает оператор системы электронного документооборота.
Через доверенного оператора электронного документооборота можно сдавать:
- отчётность по налогам;
- отчётность по страховым взносам;
- бухгалтерскую отчётность.
На сегодня ситуация такова, что в некоторых случаях без оператора электронного документооборота не обойтись. Он необходим, когда (п. 3 ст. 80 НК РФ):
- Среднесписочное количество персонала за минувший календарный год – от 100 человек.
- Создано новое юридическое лицо (в т. ч. в рамках реорганизации) с количеством персонала от 100 сотрудников.
- По конкретному налогу (страховым взносам) прямо предусмотрена обязанность сдавать только электронную отчётность.
Медлить нельзя: организации из этого перечня должны в течение 10 дней с момента отнесения к одной из этих категорий обеспечить обмен электронными документами с налоговой с помощью одного из операторов электронного документооборота ФНС России. Для этого с оператором нужно заключить специальный договор на оказание таких услуг.
Можно выделить однозначные плюсы в отношении работы с оператором электронного документооборота:
- не нужна явка в налоговую инспекцию, так как отчетность в любое время дня и ночи может быть отправлена из офиса (экономия времени);
- не нужно дублировать сдаваемые материалы на бумаге;
- меньше ошибок технического характера (отчетность формируется по утвержденному формату; механизм выходного контроля проверяет правильность заполнения строк отчетности);
- быстрота обновления форматов сдачи отчетности (при изменении или введении новых форм до срока их представления плательщик может обновить их версии);
- есть гарантия, что отчётность пришла в налоговую (в течение суток можно получить подтверждение выполнения своих обязательств по сдаче, а также оперативно посмотреть свою личную карточку; нет потребности ждать актов сверки);
- защита отчетности от просмотра и корректировки третьими лицами;
- возможность получать в электронном варианте справки и выписки о расчетах с бюджетом, перечень сданной отчетности, акт сверки расчетов, разъяснения ФНС, а также направить налоговикам запрос.
Полный список операторов ЭДО ведёт и постоянно актуализирует на своём официальном сайте www.nalog.ru Налоговая служба России. Вот точная ссылка (для московского региона):
Далее представлен актуальный список операторов электронного документооборота, через которых можно сдавать отчётность в электронном виде.
Четыре ведущих оператора электронного документооборота заключили договор о создании роумингового центра
СКБ Контур, «КОРУС Консалтинг СНГ», «Такском» и «Тензор» заключили четырехстороннее соглашение о роуминге.
Крупнейшие российские операторы электронного документооборота (ЭДО), — ЗАО «ПФ «СКБ Контур», ООО «КОРУС Консалтинг СНГ», ООО «Такском» и ООО «Компания «Тензор», — подписали Договор о порядке реализации межоператорского взаимодействия для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур и иных документов в электронной форме с использованием электронной подписи.
По договору стороны являются роуминговыми операторами, образуют роуминговый центр и обеспечивают транзит документов операторов, не входящих в роуминговый центр.
Графически схема выглядит так:
Чтобы обеспечить своим клиентам роуминг, другим операторам ЭДО достаточно выбрать одного из четверки и заключить с ним договор. В результате они получат связь со всеми операторами, с которыми налажен роуминг у любого из четырех участников соглашения. Например, сейчас у оператора 1 налажено роуминговое соединение с СКБ Контур, а с оператором 2 — нет. Зато с оператором 2 уже работает «КОРУС Консалтинг СНГ». Теперь, после заключения четырехстороннего соглашения, СКБ Контур и «КОРУС Консалтинг СНГ» обеспечат оператору 1 роуминг с оператором 2.
Договор является открытым и предусматривает присоединение к нему других роуминговых операторов.
Технологически порядок взаимодействия роуминговых операторов между собой и с операторами, не входящими в состав роумингового центра, описан в готовящейся к публикации версии Технологии РОСЭУ, имеющей порядковый номер 2.0. Данная версия в настоящее время активно обсуждается и дорабатывается роуминговыми операторами. Версия является открытой, ознакомиться с ней можно уже сейчас.