Петр 1 и приставы

Судебный пристав Пограничный Петр Анатольевич

Пограничный П.А. работает заместителем руководителя

Часы приема можно узнать по рабочему телефону пристава.

Контактная информация:

Телефон: +7(481)264-30-17
Не можете дозвониться?
Адрес: 214029, Смоленский р-н, Смоленская обл., г. Смоленск, ш. Краснинское, д. 35

Они создавали службу

Подтелков Петр Васильевич

Родился Петр Васильевич 12 июня 1949 года в станице Знобь Знобь-Новгород-Северского района Сумской области Украинской ССР. Свое детство провел на Украине. По коммунистической путевке уехал на строительство Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. В 1983 году поступил в высшую школу МВД СССР. После окончания проработал более 24 лет в системе органов внутренних дел Российской Федерации. Свою трудовую деятельность в системе юстиции начал в 2000 году с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела — старшего судебного пристава Усть-Илимского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области.

Благодаря организаторским способностям, дисциплине под его непосредственным руководством Усть-Илимский районный отдел судебных приставов стабильно и постоянно занимал первые места по достижению прогнозных значений и установленных плановых показателей среди других отделов судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области. Заложенные им традиции продолжены и после ухода П.В. Подтелкова на заслуженный отдых в 2012 году.

Петр Васильевич установил тесное сотрудничество с органами внутренних дел, Пенсионным фондом, с налоговой инспекцией, находящимися на территории г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района. Совместно с силовыми структурами района организовал проведение тренировок с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов по основам армейского рукопашного боя. Петр Васильевич сумел создать сплоченный коллектив, в котором по настоящее время поддерживается доброжелательная атмосфера, присутствует взаимопонимание между специалистами, имеющими как продолжительный опыт работы, так и недавно принятыми на должности.

Указом Президента Российской Федерации Петр Васильевич награжден государственной наградой – медалью «За отличие в охране общественного порядка». Также имеет ведомственные награды Федеральной службы судебных приставов. Ветеран Федеральной службы судебных приставов, Почетный работник Федеральной службы судебных приставов.

Время создания/изменения документа: 30 января 2017 06:17 / 13 февраля 2017 11:15

Руководство Управления

Сметанин Владимир Васильевич

Заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области – заместитель главного судебного пристава Нижегородской области

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

09.06.1959 г.р. родом из с.Наруксово Починковского района Горьковской области.

Ленинградский государственный педагогический институт им.А.Герцена по специальности «История и обществоведение».
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Юриспруденция».
В 2005 году прошел переподготовку в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления».
В 2011 году прошел курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».

женат, двое детей

Биография:

С 1978 по 2004 гг. проходил службу в Вооруженных силах РФ. Полковник запаса. С марта 2004 года по июль 2009 года работал главой администрации муниципального образования городской округ «Новая Земля». Награжден 8 медалями. Также имеет медаль «Духовного единения народов мира», орден «Петра Великого I степени», орден «Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца». Почетный гражданин муниципального образования «Новая Земля». В 2009 году присвоено Почетное звание Лауреата Всероссийского проекта «Эффективное управление кадрами». С 21 июля 2009 года назначен заместителем начальника отдела правового обеспечения. С 03 августа 2009 года исполнял обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области — заместителя главного судебного пристава Нижегородской области. 09 марта 2010 года назначен заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области — заместителем главного судебного пристава Нижегородской области.

Награжден следующими ведомственными наградами: в 2013 году объявлена благодарность Федеральной службы судебных приставов, почетной грамотой Федеральной службы судебных приставов, в 2014 году медалью «За заслуги», в 2015 году медалью «За заслуги» 3 степени, в 2017 году награжден именным оружием — 9 мм пистолетом ПММ (56-А-125)

Время создания/изменения документа: 31 января 2012 14:40 / 02 августа 2018 10:12

Историческая справка

Судебные приставы — институт абсолютно не новый в России. Первое упоминание пристава встречается в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом.

Один из ранних источников Древней Руси «Русская правда» — предусматривал исполнение наказания княжеской дружиной. В «Русской правде» за совершение преступления – «обиду» предусматривались различные наказания.

12 декабря 1717 года Указом Петра I была организована Юстиц-коллегия, в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.

В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.

Обязанности судебных приставов в XVII — середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 года. Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен и получил устройство, сходное с французским.

Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав — это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. Была образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные, которые должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого – десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

23 ноября 1917 года был принят декрет о суде, в котором говорилось: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат со всеми департаментами…». Институт судебных приставов был упразднен.

Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов. Они являлись штатными сотруд­ никами народных судов и олицетворяли судебную власть.

Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись по распоряжению председателя губернского или окружного суда. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам: 75% шло в доход государства, а 25% — в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей и их дело­ производителей.

С принятием ГПК РФ 1964г. и других нормативных актов (Инструкция об исполнительном производстве от 15.11.1985г) окончательно сложилась действовавшая до середины 90-х годов система исполнительного производства.

С возрождением в России частной собственности, началом развития предпринимательства и непростым положением в социальной сфере, суды наводнили сложные дела, исполнение решений по которым судебная система не могла обеспечить должным образом. Эффективность исполнение в то время не превышала и 30%. Граждане перестали верить в справедливость, убедившись в бессилии судебной власти.

Традиционный для российской правовой системы институт приставов-исполнителей был возрожден через 80 лет после упразднения его советской властью и функционирует в системе Министерства юстиции с 6 ноября 1997 года – момента вступления в силу подписанных Президентом Российской Федерации Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Его кадровой основой стала система судебных исполнителей, обеспечивавших исполнение решений судебных органов. В отличие от судебных исполнителей, с введением в действие нового законодательства об исполнительном производстве, судебные приставы приобрели самостоятельность и независимость от судов. При этом основной функцией судебных приставов остается исполнение решений судебных и иных органов.

Новым, значительным этапом развития Службы судебных приставов Министерства Юстиции России стало издание 9 марта 2004 года Указа Президента страны «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором говорится о создание Федеральной службы судебных приставов.

Начиная с 2009 года, ежегодно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 8 сентября 2009 года № 1019 «Об установлении Дня судебного пристава», 1 ноября отмечается День судебного пристава Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:19 / 15 ноября 2018 15:17

Историческая справка

История развития института судебных приставов в России

Дореформенный период: X в. — 1864 г.

Институт принудительного исполнения в России развивался на протяжении длительного исторического периода. В договоре Олега с греками 911 г., впервые было установлено, что «с виновного должно взыскать иск вполне, если же он не может заплатить все, то должен отдать все, что имеет, и присягнуть в том, что нет никого, кто бы мог ему помочь в уплате». Согласно первому кодифицированному источнику права Древней Руси — Русской Правде, исполнением занимались отроки, мечники и детские. Они вызывали на суд ответчика и свидетелей и производили взыскания по определению суда, давали на поруки.

В 1261 г. на Руси появился первый законодательно урегулированный способ исполнения судебных решений — «отдача головою», предусматривавший лишение несостоятельного должника и членов его семьи (жены, детей) свободы и продажу их в рабство с торгов. Позже «вечное рабство» было заменено временной работой, при которой должник либо сам отрабатывал долг, либо его могли выкупить другие лица.

Для России судебный пристав — фигура исторически традиционная. Упоминание пристава встречается уже в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав выступал признаком самостоятельности и независимости судей друг от друга, князья старались оберегать свои уделы от въезда пристава. Каждый князь, монастырь, патриархи, митрополиты, архиепископы, общины имели своих приставов, которые несли ответственность перед ними, ездили в подсудные им области.

Понятие «пристав» в Древней Руси употреблялось в различных значениях. Так, в Новгородской судной грамоте на суде посадника приставами именовались люди, мирившие тяжущихся. В Московском княжестве приставами называли людей преимущественно из знатных фамилий, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости от всякого другого судьи. Князья, охраняя независимость своего суда, старались каждый оберегать свои уделы от въезда в него пристава другого князя.

Приставы упоминаются в документальных актах период феодальной раздробленности — Новгородской и Псковской судных грамотах XV в. Они осуществляли свои полномочия под руководством князей, городского вече. Причем их полномочия включали элементы судебной и следственной деятельности, например такие, как досудебное исследование обстоятельств совершения преступления, собирание доказательств, обеспечения надлежащего порядка при рассмотрении дела в суде, контроль за своевременной уплатой судебных пошлин, розыск и принудительный привод ответчика и др. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности.

Слово «пристав» означало до XV в. не столько название должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, выражавшейся преимущественно в отдаче на поруки служилым людям. Поруки служили обес­печению прав и интересов постороннего человека, жалующегося на живущего в области судью (князя, митрополита). Вследствие подачи челобитной приставу давалась приставная память, которая содержала повеление от­дать на поруки ответчика или обвиняемого. Приставная память подписывалась дьяком, в ней была означена сумма иска. В Грамотах приставов на­зывают дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, ездоками, неделыщиками.

К концу XV в., в период усиления и централизации государства, стало обычаем давать монастырям или общинам особых приставов. Их назначение было вызвано излишним вмешательством служилых людей в дела общины и их притеснением.

В XV — XVI вв. институт приставов, которых называли неделыщиками, получил лучшую организацию. В соответствии с первым Судебником неделыщики — получастные лица, которые ездили и давали на поруки сами или посылали родственников и своих людей — посторонних им запрещалось — понедельно. Согласно второму Судебнику они имели право посылать с приставными грамотами только так называемых ездоков или заговорщиков — людей, с которыми они заключили условие совместно и под своим надзором и руководством исполнять обязанности приставов. За неделыщика при вступлении в должность ручались несколько лиц. В случае нарушения неделыщиком своих обязательств поручители подвергались пени, взысканию исков, пошлин и т.п.

В Судебниках 1497 и 1550 гг. выделяется новый институт — отдача за пристава, или сиденье за приставом, которое состояло в полном лишении свободы, т.е. обвиняемые находились под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числились. Сидели они либо во дворе или доме неделыщика, либо в помещении суда.

Указом от 20 октября 1653 г. такая практика была практически прекращена. Причина состояла в том, что многие из обвиняемых должны были платить судебному приставу за прокорм и пожелезное (пошлину за оковы и колодки), однако до полной уплаты за прокорм и пожелезное даже в случае освобождения приставы не отпускали их от себя. При нахождении в тюрьме не требовалось оплаты пожелезного, а кормили посредством милостыни, которую собирали под присмотром надзирателя в самых людных местах города. Тем же Указом желающим было предоставлено право выбирать отдачу за пристава, а не идти в тюрьму, если они возьмут на себя издержки своего содержания.

В Указе 1658 г. упоминается также о хоженом и поверстных посылах -когда пристав участвовал во взятии и приводе обвиняемого. Пристав обязан был представить поручную запись суда не позднее чем на третий день после ее совершения. Пристав отвечал за «упуск» обвиняемого, которого ему поручали содержать во время следствия или суда. В этом случае его самого отдавали на поруки с условием, что он отыщет сбежавшего. Если поймать обвиняемого не удавалось, то исковые требования, предъявляемые обвиняемому, взыскивались с пристава и его поручителей. За умышленный отпуск пристав мог быть наказан кнутом и заключением в тюрьму. Если ответчик укрывался от пристава, то пристав обязан был стеречь его у двора, пока не поймает ответчика. В случае оказания сопротивления приставу приходили на помощь стрельцы, пушкари. С 1 марта 1658 г. вместо сбора с колодочников приставы стали получать государственное жалованье из Судного приказа.

Указами 1697 — 1700 гг. Петра I режим содержания подсудимых был ужесточен: стали практиковаться взятие в суд без объяснения, немедленный допрос без предоставления возможности приготовиться к ответу, канцелярская тайна лишила ответчика информации. Были отменены: приставная память, в которой излагалась сущность жалобы истца и которая служила повесткой ответчику; отдача на поруки ответчика с назначенным сроком первой явки в суд; ответственность поручителей; институт приставов, которые действовали по строго определенным правилам и несли за свои действия ответственность.

Приставов и подвойских судных грамот Судебника 1550 г. постепенно вытеснила общая полиция.

12 декабря 1717 г. Указом Петра I № 255 была образована Юстиц-коллегия, которая в утвержденном в декабре 1718 г. «Реестре коллегий» занимала почетное третье место после коллегий Иностранных дел и Казенных сборов. В составе Юстиц-коллегии был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц. В 1738 г. Урядный приказ был преобразован в Урядный департамент и передан в непосредственное подчинение Правительствующему Сенату.

В XVIII в. исполнение судебных актов перешло в ведение общей полиции. В 1782 г. Екатерина II своим Указом отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 г. урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, отошедших затем к Министерству полиции, и становых приставов (охранников), переданных Министерству юстиции после его образования в 1802 г.

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России, одной из которых стала родившаяся в Министерстве юстиции судебная реформа 1862 — 1864 гг., ставшая самой прогрессивной среди реформ того времени.

Постреформенный период: 1864 — 1917 гг.

Служебной реформе 1864 г. предшествовал значительный подготовительный период.

В 1857 г. председатель Государственного совета А.Ф. Орлов выступил с предложением пересмотреть всю систему судопроизводства. Результатом стало представление в Государственный совет Д.Н. Блудовым 12 ноября 1859 г. проекта «Положения о судопроизводстве». Согласно представленным Д.Н. Блудовым проектам предлагалось создать институт приставов исполнительных для производства взысканий и поддержания порядка в зале судебного разбирательства.

20 ноября 1864 г. судебные уставы — «Учреждения о судебных установлениях», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» — были утверждены. Уставы в модернизированном виде воссоздали институт судебных приставов, который существовал на Руси до XVIII в. и ограниченно — в первой половине XIX в. Вступили они в действие в 1865 г., в следствие чего, ноябрь 1865 г. можно считать началом организации и становления института судебных приставов (судебной полиции) в России.

При проведении реформы был использован в основном опыт Франции, Италии. Институт судебных приставов в России стал удачным синтезом зарубежных институтов и отечественного опыта, просуществовавшим практически без изменений вплоть до 1917 г.

Государственная служба судебных приставов считалась престижной и высокооплачиваемой. Согласно Судебным уставам 1864 г. судебный пристав — это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском и кассационных департаментах сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судов и при мировых судьях. Судебные приставы при окружных судах исполняли судебные решения, а судебные приставы при мировых съездах осуществляли хранение наследств, передачу и отсылку по принадлежности денег и других ценностей.

Дореволюционное законодательство закрепило судебных приставов за судебным ведомством. Место жительства судебных приставов назначали председатели судов, в кассационных палатах департамента Сената — обер-прокурор.

Суд осуществлял проверку законности действий судебного пристава.

Действия пристава обжаловались председателю суда, при котором состоял судебный пристав, а при кассационных департаментах — обер-прокурорам.

В качестве дополнительной гарантии добросовестной работы приставов законодательство предусматривало возможность создания органа самоуправления судебных приставов — товарищества с круговой порукой, которое могло быть создано только там, где действовал Совет судебных приставов.

Создание корпораций судебных приставов должно было способствовать укреплению организационной самостоятельности и контроля. В конечном итоге это должно было привести к сокращению сроков исполнительного производства и повышению его качества, так как суду в отличии от Совета или товарищества профессиональных судебных приставов требовалось дополнительное время для выяснения всех обстоятельств дела и принятия решения.

Органы самоуправления судебных приставов не получили распространения. Совет был создан только при Петербургском съезде мировых судей. Товарищества не были созданы нигде. Этому способствовали:

  1. значительные территории судебных округов препятствовали проведению общих собраний;
  2. крупные растраты, нежелание нести ответственность за ошибки других;
  3. двойной контроль (со стороны суда и органа самоуправления).

В тоже время, несмотря на отсутствие органов самоуправления, судебные приставы были относительно самостоятельны, так как суды строили отношения с приставами, используя принцип пустого формализма.

В дореволюционной России институт судебных приставов не имел единой централизованной системы.

Ревизия судов 1895 г. показала, что из 1407 судебных приставов 1097 (78%) имели домашнее или низшее образование. Остальные 310 окончили среднее (283) или высшее (27) учебные заведения.

Такой состав судебных приставов являлся причиной главных недостатков исполнительного производства того времени.

В целях надлежащего исполнения своих обязанностей, повышения ответственности в их действиях использовались залог и присяга.

Залог — компенсация убытков из залога производилась только после специального разрешения судебной палаты. Пристав до пополнения или предоставления нового залога отстранялся от должности.

Принятие присяги подчеркивало важность и специальный характер деятельности судебного пристава.

Квалификационные требования также влияли на уровень ответственности судебных приставов. Они допускались к работе после соответствующей проверки и выполнения следующих условий:

  1. успешного прохождения испытательного срока (1 год);
  2. внесение определенной суммы залога на случай возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями судебного пристава;
  3. получение судебного места в соответствующе суде и принятия присяги на должность.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд следующих квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами:

  1. лица, нее достигшие 21 года;
  2. иностранцы;
  3. лица, объявленные несостоятельными должниками;
  4. состоящие на государственной или общественной службе;
  5. подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния;
  6. священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;
  7. лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, или не оправданные судом по обвинению в таких преступлениях;
  8. исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;
  9. лица, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам.

Исполнительны лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов.

В подобном статусе институт судебных приставов просуществовал до 1917 г. Его практически не затронули контрреформы Александра III, и он стал прообразом восстановленного в 1997 г. института судебных приставов Минюста России.

Советский период: 1917- 1991 гг.

Декретом Совета Народных Комиссаров о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. институт судебных приставов был фактически упразднен. Сначала порядок в судебных органах обеспечивался Красной армией, затем — местной милицией, приводившей в исполнение приговоры ссуда. Решения судов по гражданским делам осуществляли судебные исполнители, пришедшие на смену судебным приставам.

В 20-е гг., в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года на какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Они назначались на должность по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов и другие акты. За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы.

Судебные исполнители находились под организационным началом председателей судов. Организационно-методическое обеспечение деятельности судов осуществляли территориальные органы юстиции.

Исполнительное производство носило государственный характер. Судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом председателей соответствующих судов, в непосредственном подчинении которых находились.

Состоявшие при суде судебные исполнители полностью подчинялись его представителю или, по его распоряжению, отдельным судьям. Поэтому процессуальные решения в процессе реализации исполнительных документов принимались судьей или самими судебными исполнителями, поскольку значительная часть судей не знала или не желала заниматься исполнительным производством. В связи с этим реально исполнялось не более 30% судебных решений, а значительное количество не исполнялось вовсе либо затягивалось на неопределенный срок.

И только начавшиеся в начале 90-х гг. XIX в. экономические и политические преобразования в России привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения и отдаления ее от судов, что было воспринято положительно.

Постсоветский период: 1991 — 1997 гг.

24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в России, которая в соответствии с конституционным принципом разделения властей положила начало становлению независимой судебной власти, обоснованно отметила необходимость улучшения ситуации с исполнением судебных решений. Существенной частью проводимой реформы стало отнесение исполнения юрисдикционных актов к полномочиям исполнительных органов.

Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». На судебных приставов возлагалась обязанность поддержания порядка в заседании Конституционного Суда.

На объединенном пленуме Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 1995 г. было принято постановление о внесении в Госдуму РФ законопроектов, разработанных названными судами совместно с Министерством юстиции РФ. ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 6 ноября 1997 г. стали основой пересмотра ранее существующей практики, освобождения судов от выполнения несвойственных им функций в сфере исполнения судебных решений.

Появление Службы судебных приставов как органа принудительного исполнения актов судебных и иных органов позволило реализовать идею о создании отдельного от судебной власти органа. Таким образом, Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» была возрождена традиционная для России структура, когда Служба судебных приставов является составной частью Минюста России.

В настоящее время Федеральная служба судебных приставов наряду с Федеральной службой исполнения наказаний имеет наибольшее социальное значение среди других структур Минюста России. ФССП осуществляет функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина, организаций. При этом принудительное исполнение судебных решений и актов уполномоченных органов составляет самое широкое и значимое поле деятельности службы судебных приставов Минюста России. В 2004 служба судебных приставов признана федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».

Судебный пристав Петр Филоненко сбежал из зала суда.

Продолжая освещать тему незаконных действий со стороны судебного пристава-исполнителя Филоненко Петра Аресовича, который пока что работает в Хостинский РОСП г. Сочи, хочется рассказать о том, как судебный пристав бежал с «поля боя» в результате разгромного судебного процесса.

Итак, я уже рассказывал о том, что в отношении судебного пристава-исполнителя Филоненко Петра Аресовича есть сомнения в его объективности, грамотности, а главное знании своих обязанностей как судебного пристава, который призван создать условия реализации права взыскателя на исполнение решения суда, вступившего в законную силу. Злой ли рок в Хостинском РОСП г. Сочи преследует некоторые категории гражданских дел и их участников или все объясняется более «земными» потребностями и желаниями, в этом предстоит разбираться скорее следственным органам, но факт остается фактом: в отношении ОДНОГО Хостинского судебного пристава принято 5 судебных актов о признании его действий и решений незаконными. Причем все дела связаны с незаконными строительными работами и застройщиками.

15 ноября 2017 года Хостинский районный суд города Сочи приступил к рассмотрению двух административных исков административного истца Пшеничной Ольги к административному ответчику судебному приставу-исполнителю Хостинского РОСП г. Сочи Филоненко Петру Аресовичу и его отделу, а также с участием заинтересованных лиц — вышестоящего Управления судебных приставов по Краснодарскому краю и должника. Истец просил суд признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенные в рамках исполнительного производства, которыми судебный пристав-исполнитель, по мнению истца и его представителя, создал предпосылки возможного уклонения должника от исполнения судебного акта, принятого судом 13.01.14 года и не исполненного до настоящего времени.

В Хостинский районный суд города Сочи судебный пристав-исполнитель явился в бодром настроении и с папками исполнительного производства, полагая, что его действия являются законными и обоснованными. Суд начал рассмотрение дел каждого в отдельности несмотря на то, что они были идентичны, однородны и с одним составом участников.

После того, как суд заслушал сторону административного истца и возражения административного ответчика по первому делу, суд перешел к стадии изучения доказательств, в частности материалов исполнительного производства. И тут настроение судебного пристава-исполнителя заметно ухудшилось. Причина в том, что, когда федеральный судья попросил показать, как ведется исполнительное производство по конкретному делу, то удивлению суда не было предела: не подшитые материалы в трех папках разного количества листов, без нумерации, без описи вложений, без какого-либо контроля за сохранностью документов и с возможностью менять, изменять и попросту удалять документы исполнительного производства, вот что ждало стороны процесса. Часть документов судебным приставом не подписано, без дат принятия судебным приставом, без полномочий лица, которое подало заявление или ходатайство, без рассмотрения более 30 ходатайств, по которым в течение 10 дней пристав обязан был принять решения. И это только начало списка тех вопросов, которые возникли к судебному приставу.

Далее последовал вопрос: «Как Вы приняли заявление должника о привлечении специалиста к участию в исполнительном производстве?» И на этот вопрос последовал ответ: «Заявление было сдано в отдел». Но на нем нет даты принятия, что не дает возможности установить, сколько дней пристав думал о том, чтобы удовлетворить ходатайство, в материалах содержится доверенность представителя, которая просрочена как минимум на 3 месяца от возможной даты сдачи документов. А в самом оспариваемом постановлении вообще абра-кадабра написана, из которой вообще не ясно, кто и что сделал.

Как результат, многочисленные вопросы к приставу и его настроение упало ниже 0. Суд, изучив документы, дал «последнее» слово сторонам процесса, в рамках которого судебный пристав в какой-то издевательски неуважительной для суда форме высказал мнение, что именно благодаря ему дело «сдвинулось» с мертвой точки. Вот только куда?

Когда стороны вышли, а суд остался совещаться по вопросу вынесения решения, было ясно, что судебный пристав не ожидал столь внимательного рассмотрения дела. Но что произошло дальше — остается за гранью понимания.

Судебный пристав-исполнитель Филоненко Петр Аресович, проявляя явное неуважение к суду и участникам судебного процесса, удалился из здания суда до вынесения судебного акта, при этом оставив без присмотра материалы исполнительного производства. Сперва показалось, пошел курить. Но нет. Он просто уехал по «своим» делам.

Суд огласил решение Хостинского районного суда города Сочи по первому делу при отсутствии ответчика. Действия и решения пристава признаны незаконными и постановление от 28.08.17 года отменено. А далее суд объявил перерыв, во время которого помощник судьи и секретарь старались связаться с судебным приставом-исполнителем для выяснения причин его отсутствия. Он через некоторое время снял трубку сотового телефона и ответил, что участвовать в следующем административном деле не желает, уехал по своим делам и положил трубку. Суд так и огласил причину отсутствия стороны, но процесс откладывать не стал, а продолжил разбирательство.

Те же ошибки, те же нарушения и явное пренебрежение к суду и его участником. Но самое главное, материалы исполнительного производства самовольно оставлены без какого-либо оформления, как будто это куча макулатуры, которая приставу не нужна. Но там и персональные данные участников, и доказательная база, и все то, что происходило с исполнительным производством на протяжении более 3 лет. Все это судебного пристава вообще видимо не волновало и отношение к данному материалу очень хорошо показывает, что такое отношение у пристава не только к одному материалу, но ко всей его работе.

Учитывая то, что материалы были оставлены в неподшитом, ненумерованном виде, последовало ходатайство приобщить к материалам гражданского дела данные материалы исполнительного производства до рассмотрения дел по существу и вступления судебных актов в силу, поскольку это позволит устранить любое вмешательство в исполнительное производство. Кроме того, судом принято решение пронумеровать все листы исполнительного производства для того, чтобы не было изменений, подмен, удаления материалов в ходе ознакомления с материалами дела в будущем.

Впервые в моей практике судебный пристав-исполнитель покидает здание суда до рассмотрения дел по существу, да еще с такими грубыми нарушениями законодательства в отношении своих полномочий и вверенных ему документов. Фактически можно утверждать, что в действиях судебного пристава-исполнителя есть признаки совершения преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ. И вновь в следственные органы будут направлены новые заявления о возбуждении уголовного дела в отношении судебного пристава-исполнителя Филоненко Петра Аресовича. И вновь все нарушения и ошибки, выявленные в ходе рассмотрения дел, будут озвучены в отчете, направленном в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю. Очень уж хочется, чтобы эта безнаказанность и наглость были наказаны. В данном случае, чем больше решений о признании действий судебного пристава будут признаны незаконными, тем быстрее его отправят «пасти коров»

Историческая справка

Институт судебных приставов в России имеет большую историю. Великий государь Петр 1 в 1717 году своим Указом образовал Юстиц-коллегию. В нее вошел Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства.

Становление и развитие института судебных приставов в России берет свое начало с упоминания о нем в Указе Александра 2 от 20 ноября 1864 года. Примечательно, что судебные приставы находились в ведении судов. При недостатке судебных приставов председатели судебных мест вправе были поручать исполнение решений чинам полиции. Судебные приставы были наделены функциями принудительного исполнения государственного волеизъявления для защиты истца и его интересов, как в гражданских, так и в уголовных правоотношениях. Однако эти функции могли исполняться и полицией.

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности – печать судебного пристава, первоначально имевшую название судебного органа, а позднее – именные сведения. Кандидатов на должность судебного пристава, как правило, подбирали из числа канцелярских служителей различных ведомств. Каждый из них был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила своеобразным гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями. Кроме того, судебный пристав приносил присягу. Не мог он менять и место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял.

После 1917 года судебных приставов сменил корпус судебных исполнителей, который в основном состоял из людей малообразованных. Они не обладали достаточными полномочиями для принудительного исполнения юрисдикционных актов. Закруживший страну ветер перемен неумолимо подводит к необходимости замены корпуса исполнителей на более квалифицированную, солидную службу, способную не только хорошо ориентироваться в меняющейся жизни страны, но и регулировать ее в правовом отношении. В итоге по общему согласию изменения в системе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов было объявлено частью судебной реформы.

Деятельность службы судебных приставов с каждым днем становиться все более влиятельной в укреплении российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

В Оренбургской области приказ об образовании службы и создании 44 подразделений судебных приставов подписан 15 января 1998 года. В корпус судебных приставов в основном вошли наиболее профессионально подготовленные специалисты – бывшие судебные исполнители, успешно прошедшие аттестацию на предмет знания федеральных законов.

В январе 2005года прошло реформирование подразделения и теперь это самостоятельная служба. В нее входят отделы по организации исполнительного производства и организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, группа по дознанию и розыску должников и их имущества и другие.

Полномочия службы и возлагаемые на нее задачи постоянно расширяются, но главная составляющая ее деятельности лежит в русле того завещания, которое своим потомкам оставил первый Министр юстиции Российской Империи Гаврила Романович Державин, — жить «по стезе правды и законов…».

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране с 2009 года установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:57 / 03 апреля 2016 16:23