44 федеральный закон отличие от 94

Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок

Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на практике. Ранее действовавший закон о госзакупках 94-ФЗ от 21 июля 2005 года существенно отличался от теперешнего. Чтобы понять, в каких случаях необходимо обязательно следовать требованиям ныне действующего документа, рассмотрим основные отличия этих двух законодательных актов.

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

Новый Федеральный закон 44-ФЗ был принят с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств. В законе 94-ФЗ не были предусмотрены нормы, касающиеся формирования и наблюдением за ходом исполнения заказа. В документе были установлены требования только к проведению процедуры торгов.

Если рассматривать введение изменений законодательства о госзакупках, можно выделить следующие новшества, которые вступили в силу с принятием Закона 44-ФЗ РФ:

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.
  • Сфера применения Федерального закона 44-ФЗ РФ

    Федеральный закон 44-ФЗ имеет значительно большую сферу влияния. Хотя, нельзя не признать, что он усложнил процесс проведения государственных закупок. В нем предусмотрены разделы, регулирующие:

    • Планирование закупок;
    • Осуществление закупок;
    • Мониторинг и аудит закупок;
    • Контроль в сфере закупок;
    • Разрешение спорных ситуаций;
    • Осуществление отдельных видов закупок.

    По сравнению с 94-ФЗ, новый нормативный акт распространяет свое действие не только на муниципальные и государственные предприятия, но и обычные юридические лица, и автономные учреждения. В то же время действие закона не распространяется на:

  • Международные закупки;
  • Закупки, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • Закупки драгоценных металлов и камней по пополнению Государственного фонда драгоценных металлов;
  • Назначение адвокатов в уголовном судопроизводстве и его привлечению по оказанию бесплатной юридической помощи;
  • Закупки избирательными комиссиями.
  • Основные отличия положений Законов 44-ФЗ и 94-ФЗ

    Если сравнивать общие положения, то по сравнению с 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает:

    • Обязанность бюджетных учреждений соблюдать требования данного нормативного акта во всех случаях, кроме тех, когда закупки производятся:
    • За счет грантов, полученных безвозмездно
    • Если бюджетная организация является исполнителем по контракту на приобретение товаров (работ или услуг)
    • За счет полученных средств от предпринимательской деятельности
    • Установлены принципы контрактной системы, чего не было в законе 94-ФЗ
    • Законом 44-ФЗ предусмотрен перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком. Ранее достаточно было разместить на официальном сайте торгов план-график закупок на год
    • Необходимо обоснование объекта закупки, установления его стоимости и способа выбора исполнителя. Закон 94-ФЗ требовал только обоснования цены контракта
    • Законом 94-ФЗ не были установлены требования о нормировании в сфере закупок. На данный момент установлено, что приобретаемые товары должны обеспечивать действительные нужды. А также разрабатываются нормы федеральных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ
    • Законом 44-ФЗ предусматривается создание контрактной службы, если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб. При меньшем доходе необходимо назначать контрактного управляющего, ответственного за проведение закупок
    • Различаются условия по созданию комиссии и ее составу. Часть положений из закона 94-ФЗ перешло в новый законодательный акт
    • В ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлены новые обязательные требования к участникам закупок
    • Законом 44-ФЗ введена обязанность предоставлять преимущество учреждениям УИС и организациям инвалидов
    • Заявки в размере не менее 15% годового объема закупок от субъектов малого предпринимательства обязаны принимать по 44-ФЗ. Условия и исключения прописаны в ст. 30
    • Ст. 31 44-ФЗ установлены новые критерии оценки заявок
    • Ранее установление денежного обеспечения заявок было правом, а не обязанностью заказчик. В ст. 44 Закона 44-ФЗ установлены условия обеспечения
    • По Закону 44-ФЗ может быть осуществлено банковское сопровождение контрактов. Ранее этой нормы не было
    • Изменены сроки отказа от проведения торгов. Согласно Закону 44-ФЗ, это возможно за 5 дней до окончания приема заявок на участие в конкурсе, либо за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок для участия в котировках
    • Установлены методы установления начальной и максимальной цен контракта. Одновременно можно применять один или несколько методов
    • Законом 44-ФЗ установлено требование об описании объекта закупки

    Что касается проведения самих торгов, то закон 44-ФЗ:

    • Расширил перечень способов проведения закупок
    • Появились положения о проведении централизованных закупок
    • Изменились сроки оценки и рассмотрении заявок, заключения контракта
    • Изменены условия проведения электронных аукционов и требования об их извещении
    • Новые условия размещения заявок для единственного поставщика.

    Обеспечение по исполнению контракта по закону 44-ФЗ обязательно во всех случаях без исключения, как это было предусмотрено и в законе 94-ФЗ.

    Для справки — где узнать подробнее про особенности 44-ФЗ и 223-ФЗ:

    • В специальном материале Путеводитель по контрактной системе от разработчиков Консультант Плюс.
    • На тематических семинарах на нашем портале.

    Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица

    Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

    44 Федеральный закон

    223 Федеральный закон

    Основное отличие и назначение

    Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

    Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

    Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

    Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.

    В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.

    Государственные и муниципальные органы;

    Орган управления государственным внебюджетным фондом;

    Государственные и муниципальные казенные учреждения;

    Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.

    Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;

    Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);

    Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);

    Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).

    Поставщики (участники)

    Способы закупочных процедур

    Конкурентные способы*:

    • Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
    • Аукционы — электронные и закрытые.
    • Запросы котировок.
    • Запросы предложений.
    • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

    Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика

    * с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

    Конкурентные способы:

    • Конкурс.
    • Аукцион.
    • Запрос котировок.
    • Запрос предложений.
    • Закрытые способы закупок.

    Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.

    Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

    Торговые площадки

    9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

    1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
    2. АО «Единая электронная торговая площадка».
    3. АО «Российский аукционный дом».
    4. АО «Электронные торговые системы».
    5. АО «ТЭК-Торг».
    6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
    7. ООО «РТС-Тендер».
    8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
    9. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

    Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

    Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

    В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.

    Сроки подачи заявок

    Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.

    Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.

    Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

    Отчетность заказчика

    Обеспечение контракта

    Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.

    Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика.

    Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.

    Изменение, расторжение контракта

    Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ.

    Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.

    Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.

    Обжалование действий заказчика

    Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.

    Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

    Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

    ФЗ-94 и ФЗ-44. 33 отличия в шпаргалках!

    «Любые изменения, даже перемены к лучшему, всегда сопровождаются недостатками и неудобствами».
    Арнольд Беннет.

    ФЗ-44 — это джин, выпущенный из бутылки государственных кабинетов, который призван более качественно чтить интересы сторон, участвующих в аукционах, а именно, исполнителя и заказчика. Кто из вас станет хозяином этому джину, зависит от знания нюансов новой контрактной системы (КС) по ФЗ-44!

    В последнее время вы часто обращаетесь к нам за разъяснениями отличий ФЗ-94 и ФЗ-44. По новому ФЗ-44 вам придется уже работать в ближайшее время, с 1 января 2014 года. Многие из вас будут сталкиваться с трудностями в виде большого объема информации, поэтому мы решили создать для вас 2 таблицы-шпаргалки с отличиями, чтобы вам не «спотыкаться» о новые правила ФЗ-44.

    Закон о контрактной системе подразумевал, при его создании, обеспечить прозрачность всего цикла закупок, задушив в зачатке коррупцию и прочие злоупотребления. Он, своим появлением на рынке, предполагает регулировать отношения, связанные с планированием и прогнозированием обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Посмотрите таблицу №1. В ней вы увидите кардинальные отличия между новой КС и устаревшим с 2014года Законом о Госзакупках. Это Ваша шпаргалка, созданная для вас в упрощенном варианте со ссылками на статьи. Очень удобно иметь ее под рукой на первом этапе перехода к новой контрактной системе. Итак..

    Таблица 1. Основные изменения в законодательстве о госзакупках

    Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

    Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница.

    Федеральный закон №44

    Федеральный закон №223

    1. Основное отличие и идея 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках.

    Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок. Все детали и порядок процедур заказчиком прописывается в Положении. Они, в свою очередь, могут существенно отличаться друг от друга, поэтому поставщикам каждый раз приходится адаптироваться к новым условиям проведения закупки.

    2. Общие положения

    Кто является заказчиком

    В рамках 44-ФЗ заказчиками выступают:

    — государственные и муниципальные бюджетные учреждения;

    — унитарные предприятия за исключением тех, которые на правительственном уровне признаны особо значимыми.

    Действие 223-ФЗ распространяется на следующих заказчиков:

    • организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%;
    • организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (электроснабжение, водоснабжение и так далее);
    • организации, являющиеся субъектами естественных монополий (РЖД, Ростелеком и так далее)
    • унитарные предприятия, признанные государственно важными, также осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов;

    Федеральным законом №44 регламентировано довольно большое количество закупок:

    • конкурсы: открытый, двухэтапный, с ограниченным участием (статьи 48, 57 и 56 соответственно);
    • электронный аукцион (статья 59);
    • запрос предложений (статья 83);
    • запрос котировок (статья 72);
    • закупка у единственного поставщика (статья 93);
    • закрытые способы проведения закупок (статьи 84-92).

    223-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 3, предусматривает только два обязательных вида закупок:

    Однако в положении каждый заказчик может определять регламент для любых других способов закупок.

    Закупки в рамках 44-ФЗ осуществляются на шести определенных законом электронных торговых площадках:

    • www.roseltorg.ru (ОАО «ЕЭТП»);
    • www.sberbank-ast.ru (ЗАО «Сбербанк-АСТ»);
    • www.etp-ets.ru (АО «Электронные торговые системы»);
    • www.etp.zakazrf.ru (ГУП «Агентство по заказу РТ»);
    • www.rts-terder.ru (ООО «РТС-тендер»).
    • www.auction-house.ru (АО «Российский аукционный дом»)

    Заказчик вправе сам выбирать площадку, на которой он будет осуществлять закупки. В настоящее время их число отследить сложно, оно постоянно меняется, но всегда превышает 200 штук.

    3. Информационное обеспечение закупок:

    положение и закупках, планирование, извещение, документация, правила и сроки подачи заявок

    Положение о закупках

    Разрабатывается каждым заказчиком и размещается в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

    44-ФЗ предусматривает два этапа планирования:

    — составление плана закупок сроком на 3 года;

    — составление плана-графика сроком на один год.

    Оба документа размещаются в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru. Их сроки размещения, а также правила оформления определяются соответствующими постановлениями.

    223-ФЗ предусматривает формирование единственного документа — плана закупок сроком на один год. Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Правила оформления планов закупок по 223-ФЗ и сроки их размещения регламентируются соответствующими постановлениями.

    Сроки размещение и содержание извещения

    44-ФЗ строго определяет сроки размещения извещения для каждого способа закупок. Так, например, для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней, для запроса предложений — не менее 5 дней и так далее.

    Содержание извещение также строго регламентируется нормами закона.

    Единственный способ, для которого размещение извещения не предусмотрено — НЕКОТОРЫЕ виды закупок у единственного поставщика.

    Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов — они составляют не менее 20 дней. В остальных случаях временные интервалы определяются заказчиком самостоятельно, информация о них прописывается в Положении.

    Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

    Место размещения извещения

    Извещение размещается в ЕИС и на выбранной (из указанного выше перечня) электронной торговой площадке.

    Извещение размещается в ЕИС и на любой электронной торговой площадке.

    Внесение изменений в извещение и отмена закупки

    Изменения в установленные законом сроки, можно вносить в любые извещения, за исключением извещений о проведении запроса предложений и закупки у единственного поставщика.

    Отменять закупки также можно в установленные законом сроки за исключением указанных выше двух случаев.

    Сроки внесения изменений закон регламентирует только для аукционов и конкурсов. В остальных случаях они определяются Положение и закупках.

    Сроки отмены закупок также определяются каждым заказчиком индивидуально и прописываются в Положении.

    Информация, которая должна содержаться в документации для каждого вида закупок Федеральным законом №44 определяется индивидуально. Пространства для импровизации у заказчиков нет.

    Информация, которая должна содержаться в документации, определяется частью 10 статьи 8 и Положением и закупке

    4. Особые условия в рамах Федеральных законов

    Обеспечение исполнения заявки/контракта

    Для аукционов и конкурсов устанавливается в обязательном порядке. В остальных случаях — это право, а не обязанность заказчика.

    Обеспечение может быть предоставлено в двух формах: путем перечисления денежных средств или банковской гарантией (за исключением электронного аукциона, где предусмотрены только наличные). Выбор способа всегда остается за поставщиком.

    Необходимость внесения обеспечения всегда остается на усмотрение заказчика. Способы обеспечения могут быть различными и определяются в Положении о закупках.

    Применение антидемпинговых мер предусмотрено статьей 37

    Антидемпинговые меры законом не предусмотрены, однако каждый заказчик вправе обозначить их в Положении о закупках

    Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

    Осуществляется в обязательном порядке одним из предусмотренных статьей 22 методов: сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, затратным или проектно-сметным.

    Не осуществляется в обязательном порядке.

    Закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

    Для всех заказчиков должны составлять не менее 15% от общего годового объема закупок

    Норма составляет не менее 10% и применяется только к тем заказчикам, годовой объем закупок которых составляет более 2 миллиардов рублей.

    5. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения контрактов

    Заключение и изменение контракта

    Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением и документацией. Его изменение предусматривается только в установленных законом случаях и касается преимущественно несущественных условий.

    Заказчик вправе по своему усмотрению вносить изменения в договор/контракт и менять практически все — от цены и сроков до несущественных условий. Пределы изменений устанавливаются в Положении о закупках индивидуально каждым заказчиком

    Закупки по закону №223-ФЗ

    В каких случаях и по каким правилам можно применять закон №223-ФЗ? В чем его отличие от закона №44-ФЗ?

    С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, за счет запроса не менее 3 предложений от поставщиков, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.

    На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

    Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

    Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.

    Как начать работать по закону №223-ФЗ?

    Прежде всего, организация должна разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение на утверждение в вышестоящий орган управления или руководителю, в зависимости от организационной структуры предприятия. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.

    Чтобы начать работу с закупками по закону №223-ФЗ поставщику необходимо определиться с электронной торговой площадкой для закупок по 223-ФЗ, приобрести сертификат электронной подписи для закупок по 223-ФЗ и пройти аккредитацию на электронной торговой площадке.

    Отчетность по закону №223-ФЗ

    Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на портале госзакупок информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Отличия между режимами закупок 94-ФЗ и 44-ФЗ

    Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг. по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством. С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.

    Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть. Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года. При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке.
    Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.

    По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:

    — выполнение государственных программ и муниципальных программ;

    — выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;

    — выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.

    Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.

    И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы. При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием. Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.

    Различия в способах осуществления закупок

    По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика. И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно. Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.

    Изменение контракта по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ

    В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика. А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на портале госзакупок.

    Закупки по смешанному финансированию

    Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится. В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части. Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.

    Ольга Покидова,
    менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет»
    компании «СКБ Контур»

    Отличия федеральных законов 44 ФЗ и 94 ФЗ

    Хороший бланк будет спасительным в преодолении проблем при придумывании документа. Это поможет сберечь деньги на договоре юриста. Перед тем как перепечатывать пример, очень рекомендуем хорошо прочитать напечатенные в нем пункты постановлений. В настоящем они вероятно могут утратить актуальность. Сохраненные средства обычно полезны.

    Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ, куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика.

    Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

    В целом нововведения коснулись следующих областей:

    1. Планирование закупок

    2. Обоснование закупок

    3. Общественное обсуждение

    4. Максимальная начальная цена контракта

    5. Размещение заказа

    6. Информационная единая система

    7. Исполнение контрактов

    8. Общественный мониторинг.

    В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели. Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

    Отличия федеральных законов 44 – ФЗ и 94 – ФЗ

    Новой сменой закону 94 – ФЗ стал его аналог 44 – ФЗ. куда внесены некоторые изменения. Если старое законодательство регламентировало исключительно фазу размещения муниципального и госзаказа, во вновь принятом законе уделили внимание стадиям планирования закупок, а также исполнению контрактов. В законе 44 – ФЗ делается акцент на информационную составляющую закупок с соблюдением основных принципов контрактной системы.Появились новые способы закупок: Двух этапный конкур; Ограниченное участие в конкурсе; Запрос предложений. Введены антидемпинговые ограничения с изменением критериев оценки заявок для участия в конкурсе. В обязательном порядке необходимо обеспечивать заявку и контракт, за исключением случая работы с единственным поставщиком. В законе 44 – ФЗ разрешено участникам запроса котировок находиться рядом в момент вскрытия конверта. Внесены изменения, касающиеся ограничений проведения запросов котировок. Закон 94 – ФЗ позволял приобретать одноимённую продукцию не больше чем на 500 000 рублей за один квартал. Законом 44 – ФЗ, предусмотрено проведение годового объёма закупок посредством осуществления запроса котировок в размере 10 % от объёма средств, которые будут вложены во все закупки данного заказчика по плану-графику. Однако, эта сумма, не должна быть более 100 000 000 рублей за год. Законом 44 – ФЗ предусмотрены размеры совокупного годового объёма закупок у одного поставщика на уровне 100 000 рублей, но при этом не более 5 % от всех средств, которые предполагается вложить в закупки у этого заказчика. Эти ограничения распространяются на закупки для сельских поселений.

    В целом нововведения коснулись следующих областей:

    1. Планирование закупок

    2. Обоснование закупок

    3. Общественное обсуждение

    4. Максимальная начальная цена контракта

    7. Исполнение контрактов

    8. Общественный мониторинг.

    В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию. Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели. Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

    Отличия между 94-ФЗ и 44-ФЗ

    Новые (измененные) требования к участникам!

    Борьба с коррупцией

    Начиная с января 2014 года, процесс государственных закупок будет осуществляться согласно новому закону 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который был одобрен советом федерации. Данный закон пришел на смену 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    Как показала практика, старый закон не позволял решить такие вопросы, как необходимость повышения эффективности расходов из бюджета, конечной целью которых является победа над коррупцией. Новый закон, таким образом, призван к решению этих проблем. Среди основных недостатков старого закона необходимо отметить узкую направленность. Особое внимание в законе уделялось процедуре проведения торгов. Что касается нового закона, то он регламентирует все сферы, которые могут быть отнесены к затратам бюджетного характера. Новая система подразумевает необходимость планирования закупок с разработкой плана сроком на 3 года. Кроме того, на каждый год составляется план-график. Также 44-ФЗ вводит такие понятия, как нормирование. В предыдущей версии закона осуществление закупок проводилось посредством электронного аукциона. В 44-ФЗ закупки могут быть результатом конкурсов, имеющих ограниченное участие, и конкурсов, проводимых в два этапа.

    Борьба с демпингом

    Контрактная система вводит также ряд мер, которые направлены на борьбу с демпингом, а также общественное обсуждение обязательного плана в случае закупок, стоимость которых выше, чем миллиард рублей.

    Для того чтобы государственные закупки приводили к необходимому результату, могут использоваться различные способы, такие как безальтернативная передача контракта исполнителю решение правительства либо манипуляции при проведении конкурсов и аукционов. Примечательно также, что эти возможности приветствуют на каждом этапе закупки от начала и до момента претворения контракта в жизнь. В качестве примера можно привести ситуацию, когда требования к продукции составляют под отдельного производителя. При этом условия договора практически нереальны для работы своего поставщика.

    В новом законе ФЗ-44 есть элементы, с помощью которых можно эффективно бороться с коррупцией, перекрывая некоторые пути. Так, специальная информационная система, в которой содержится список банковских гарантий, способна решить проблему обнаружения подделок. Все те, кто следит за новостями в данной сфере, наверняка читали о том, как в Москве были задержаны аферисты, продающие гарантии на 1 млрд рублей. В свою очередь, библиотека типовых контрактов позволяет решить проблемы с нечеловеческими условиями договоров.

    Тем не менее, нельзя отрицать, что лица, заинтересованные в манипуляции результатами, без проблем могут использовать нужное количество инструментов. Впрочем, не следует забывать о том, что в основе многих проблем, порождаемых предыдущим законом, лежат сами люди. Очень часто ошибки при закупкам по старому закону допускались по вне самих людей, таких как заказчик, поставщик и органы контроля. Кроме того, нарушения могли быть результатом непрофессионализма.

    В рамках новой системы 44-ФЗ предполагается организация контрактной службы. Таким образом, кадровые проблемы автоматически будут переходить к ней. Однако новый закон также предполагает, что в закупочной комиссии должны быть также независимые эксперты. Судить о том, насколько эффективно будет работать контролирующий механизм, сложно, и это покажет время.

    Отдельно стоит рассмотреть судебные решения, которые были накоплены в рамках старого закона по ряду стандартных ситуаций, которые сегодня необходимо рассматривать с нуля. Например, ранее большая часть споров могла быть решена до суда, если речь шла о заказчике и поставщике. Теперь же на определенных этапах госзакупок контроль над поставщиком и заказчиком никто не осуществляет, а спорные вопросы может рассматривать только суд, которому на это нужно несколько месяцев, а то и лет.

    Если же говорить вкратце о тех моментах, которых коснулись нововведения закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то это этап планирования, обоснование и общественное обсуждение закупок. Кроме того, нужно отметить особенности максимальной цены контракта, его исполнение и условия размещения заказа.

    Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подразумевает, что графики будут привязываться к целевому мероприятию. При этом также была регламентирована процедура по внесению изменений, а также последствий, которые касаются внесений в данный график. Теперь заказчики должны правильно обосновывать закупки, а в план должны вноситься обоснования объекта. Например, должен освещаться такой вопрос, как его эффективность на пути к достижению цели.

    Все нововведения сделаны для того, чтобы сделать процесс государственных закупок как можно более прозрачным, и проводить эффективную борьбу с коррупцией.

    Теги: федеральный закон 94. федеральный закон 44. фз 94. фз 44. отличия 94-фз и 44 фз. отличия 94 федерального закона от 44 федерального закона

    Марина Active Member

    На форуме с: 8 ноя 2012 Сообщения: 108 Симпатии: 248 Баллы: 43

    Нововведения, которые действительны с 01 января 2013 года в сфере государственных и муниципальных закупок. Описаны главные различия между 44-ФЗ и 94-ФЗ.

    До 1 января 2013 закупки регулировал закон № 94-ФЗ. С начала 2014 года будет действовать № 44-ФЗ.

    Новый закон регулирует сферу закупок, должен исправить недостатки, которые есть на данный момент в 94-ФЗ.

    Главное отличие от действующего закона заключается в том, что в новом меняется сфера самих закупок. С 1 января 2014 года контрактная система будет представлять собой сложный механизм закупок. Новый закон будет регулировать отношения между заказчиком и поставщиком от момента планирования до исполнения контракта. Один из разделов регулирует планирование закупок. В момент, когда заказчик будет определять свои потребности, выбирать способ закупки, обосновывать начальную цену, будет соотнесение закупок с главными целями и задачами деятельности государственных органов. Например, в список документов, которые предоставляются при планировании, будут включены государственные программы, целевые программы РФ и т.д. Это означает, что назначение закупок будет четко отслеживаться.

    Заметим, что в 94-ФЗ также есть требование о планировании и публикации планов закупок. Но действующий закон не требует обязательного соблюдения этого предписания при закупках. Закон № 44-ФЗ же описывает перечень товаров и услуг, закупка которых может происходить вне плана-графика, и описывает случаи, когда возможно изменить план-график.

    Но здесь есть спорные моменты. Одним из них является невозможность поправки план-графиков по результатам аудита, что было в предыдущем законе. Кроме того, довольно трудно определить максимальную цену контракта за пару лет до фактического начала закупки.

    В 44-ФЗ меняется список способов закупок. Он станет намного больше и будет включать: запрос предложений, 2-х этапные торги, торги с ограниченным участием, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. Также вводятся уточнения в способы закупок, точнее разграничиваются причины для использования одного из них.

    Следуя новому закону № 44-ФЗ, основным способом закупок является открытый аукцион. Заказчик теперь не сможет отказаться от проведения торгов. Также он не сможет изменить документацию в части предмета закупки, обеспечения заявки.

    44-ФЗ ввел новые процедуры: торги с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. В первой процедуре будет осуществляться предквалификация поставщика. В двухэтапном конкурсе организатор может изменить предмет закупки и условия оценки заявок незадолго перед проведением торгов. Первый этап предполагает подачу первоначальных заявок, не указывая цену. После этого заказчик может подкорректировать документацию. И тогда поставщики подают окончательные заявки. Особенностью является то, что на второй этап проходят все желающие, даже если они не подавали предложений на первом этапе. Это позволяет решить проблему, с которой сталкиваются заказчики при составлении технических заданий.

    Важным отличием от 94-ФЗ является то, что по новому закону нельзя заключать договор с единственным поставщиком, если торги не состоялись. Такая система довольно распространена на данный момент. На такие случаи предусмотрен запрос предложений. В отличие от котировок, в запросе выигрывает участник, представивший предложение, которое наиболее подходит заказчику, но не только по цене.

    При реформировании существующей системы, внимание также уделялось тому, чтобы заказчик был максимально защищен от неисполнения или неудовлетворительного исполнения контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков и взыскания в виде обеспечения контрактов оказались малоэффективными.

    В новом законе отведен раздел, в котором регулируются вопросы исполнения контракта, его расторжения. обеспечения, финансового контроля. В нем описана процедура расторжения в одностороннем порядке. Например, причиной расторжения может послужить неисполнение контракта в предписанный срок (нарушение сроков), выполнения работ по контракту или оказания услуг. Такое предписание может негативно сказаться на поставщиках. Если не будет четкого механизма слежения, проверки то, поставщика несложно будет обвинить в неисполнении контракта, что означает фактический произвол заказчика.

    Также строже станут требования, которые предъявляются при начальном этапе размещения заказа. Обязательным станет отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков и учредителя; у физического лица или руководителя организации, а также членов исполнительного органа и главного бухгалтера не должно быть каких-либо судимостей; если будет производиться закупка на продукты интеллектуальной деятельности, за исключением результатов создания произведений литературы и искусства и др. поставщик обязан обладать правом на эти результаты.

    Чтобы обезопасить заказчика от недобросовестного поставщика, который может выиграть, демпингуя в аукционе, разработан механизм отклонения предложений с демпинговой ценой.

    В 44-ФЗ более строго регулируется определение максимальной цены. Обозначаются методы, по которым заказчик может устанавливать начальную стоимость. Также дается список источников, из которых заказчик может получить сведения о цене.

    Важной особенностью 44-ФЗ является то, что заказчик обязан создать отдел, который будет заниматься закупками, если объем закупок за год больше 100 миллионов рублей. В такой отдел должны входить люди строго со специальным образованием. Если объем меньше 100 миллионов рублей, то создание такого отдела не требуется, но в этом случае должен быть выделен специальный сотрудник. Он будет составлять план-график закупок, согласовывать и размещать извещения и документацию, оформлять должным образом все этапы закупок, представлять заказчика при рассмотрении дел о неисполнении контрактов.

    На конкурсные комиссии также распространяется требование о должной квалификации. Не меньше половины членов комиссии должны иметь квалифицированное образование.

    Будет введена единая информационная база, в которой будет вся информация обо всех закупках и их этапах.

    С принятием 44-ФЗ гражданам и организациям дается возможность обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенных лиц, если они выявили нарушения (такой механизм работает по отношению к защите окружающей среды).

    Реформа 94-ФЗ стала важным шагом в попытке максимально регулировать государственные и муниципальные закупки. Безусловно, система все еще не полностью совершенна и преобразования еще будут происходить.