Оглавление:
Ответственность за нарушение законодательства
Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов)
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе:
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
Штраф должностных лиц:
предупреждение или штраф: 500 — 1000 рублей
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или без лицензии
1) Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ
2) Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере
3) То же деяние, что и в пункте 2):
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.
10 % от дохода, полученного за время такой деятельности, но не менее 40 000 рублей
Штраф должностных лиц:
штраф 2000-3000 рублей
2) Штраф до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 2 лет, или
обязательные работы до 480 часов, или
арест до 6 мес.
3) Штраф 100 тыс. — 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет, или
лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом до 80 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 6 мес. либо без такового.
Штраф должностных лиц:
предупреждение или штраф 1 000 — 2 000 руб
Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок:
1). для налогоплательщиков (кроме управляющих товарищей)
2). Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества
3). Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере
4).То же деяние, что и в п. 3, совершенное:
а)группой лиц по предварительному сговору
б) в особо крупном размере
1). 5% от суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но всего не менее 1000 руб. и не более 30%
2). 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Штраф должностных лиц:
предупреждение или штраф — 300 — 500 рублей
3). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
арест до 6 месяцев, или
лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.
4). Штраф от 200 тыс.руб. до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 3 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.
Неуплата или неполная уплата сумм налога:
1). в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ,
2). те же деяния, совершенные умышленно
3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере
1). 20% от неуплаченной суммы налога
2). 40% от неуплаченной суммы налога
3) Штраф в размере от 200 тыс. руб. до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо
лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. введена ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ.
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
(статья введена ФЗ от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
2. Те же деяния, совершенные умышленно
Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
2.Те же деяния, совершенные умышленно
1). 20 % от неуплаченной суммы налога.
2).40 % от неуплаченной суммы налога.
Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. введена ФЗ от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения:
1.) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения:
в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 (см. ниже)
2) Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода
3) Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
1. Штраф налогоплательщика:
1) 10 000 рублей.
2) 30 000 рублей.
3) 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей
2. Штраф должностных лиц:
2 000 — 3 000 рублей
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов:
1)Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
2). Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере
3)То же деяние, что и в пункте 2), совершенное в особо крупном размере
Штраф налогового агента:
— 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
2). Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 1 года до 2 лет, или
принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
арест на срок до 6 месяцев, или
лишение свободы на срок до 2 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового
3). Штраф от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период от 2 до 5 лет, или
принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, или
лишение свободы на срок до 6 лет + лишение права занимать определенные должности (заниматься опред-й деятельностью) на срок до 3 лет или без такового
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля:
1) непредставление документов и (или) сведений в установленный срок, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 119 и 129.4 НК РФ (см. выше)
2) отказ (уклонение) организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; иное уклонение от предоставления таких документов; предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями , если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (см. ниже)
1) 200 рублей за каждый непредставленный документ
2) 10 000 рублей
— граждан: 100 — 300 рублей
— должностных лиц: 300 — 500 рублей
Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения
— должностных лиц: 4 000 — 5 000 рублей
— юридических лиц: 40 000 — 50 000 рублей
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок
совершенные в крупном размере
Те же деяния, что и в пункте выше, совершенные:
а)организованной группой
б)в особо крупном размере
штраф до 200 тыс. рублей, или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо
принудительные работы на срок до 3 лет, либо
лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.
штраф в размере от 100 тыс. руб. до 300 тыс руб. или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо
принудительные работы на срок до 5 лет, либо
лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
— должностных лиц: 3000 — 4000 рублей
— юридических лиц: 30 000 — 40 000 рублей
Пояснения к таблице:
Понятие размера ущерба (Статья 199 УК РФ):
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн. рублей.
Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3х финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, а также статьей 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского и налогового учета:
- отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%
Пояснение к статье 122 НК РФ
п. 4 Ст. 122 НК РФ . Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ (см. выше)
(п. 4 введен ФЗ от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
Штрафы за занижение сумм в декларации по УСН
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, ИП на УСН, разбираюсь с декларациям и выяснилось, что за 14г не все суммы доходов, проходящие по р/сч попали в КУДИР. Соответсвенно неверно сдана УСН и недоплачен налог. Какие штрафы предусмотрены за занижение доходов при УСН?
Нашла ст 120 НК РФ:
«3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)»
Т.е. получается нам придется заплатить штраф 40 000?
Цитата (ст.122 НК РФ): 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Цитата: 1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
.
4. Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Учет пеней и штрафов по налогам
Пеня и штраф – виды денежных выплат, которые обязано произвести лицо, нарушившее требования законодательства. Штраф представляет собой, как правило, фиксированную или заранее определенную сумму, исчисляемую в процентах от некоей известной величины (например, суммы долга), а пени обычно зависят от длительности существования нарушенного обязательства и рассчитываются в процентах за каждый день. Об учете пени по налогам в бухгалтерском учете и в целях налогообложения, а также учете штрафов расскажем в нашей консультации.
Налоговые пени в налоговом учете
Независимо от того, пени это или штраф за нарушение налогового законодательства, порядок их бухгалтерского и налогового учета единый. Такие санкции отражаются в составе прибылей и убытков организации по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):
Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
В целях расчета налога на прибыль такие пени и штраф в расходах не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ). Их не надо путать с санкциями по хозяйственным договорам. Если, к примеру, вашим договором с поставщиком предусмотрены пени за просрочку оплаты, то в случае признания своей вины покупатель сможет учесть пени по договорам в налоговом учете в составе расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, поставщик отразит их в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). И, кстати, учитываться такие доходы и расходы будут уже не на счете 99, а на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Подход к отражению штрафов в бухгалтерском и налоговом учете аналогичный: штраф за нарушение налогового законодательства отражаются по дебету счета 99 и в прибыли не учитывается, а по договорам с контрагентами – на счете 91 и принимается в расчет налога на прибыль.
Штрафы ГИБДД: бухгалтерский и налоговый учет
Учитывая, что штрафы ГИБДД не относятся к плате за нарушение налогового законодательства, вполне обоснованно отражать их на счете 91, а не 99:
Дебет счета 91 – Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Но, несмотря на то, что порядок бухгалтерского учета таких штрафов схож с учетом штрафов за нарушение хозяйственных договоров, уменьшить на них налогооблагаемую прибыль не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Налоговые санкции и штрафы с 2017 года
С 2017 года вступили в силу поправки, внесенные в Налоговый кодекс РФ, в течение всего 2016 года. Большинство изменений направлено на повышение собираемости налогов и пополнение бюджета за счет штрафов. Так, повышены штрафы для компаний за непредставление в налоговую инспекцию документов; по страховым взносам начнут штрафовать в соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ. В результате штрафовать компанию могут чаще и больше. Введены штрафы для граждан за непредставление в налоговую сведений, которые ранее должны были получать налоговики самостоятельно из других госструктур (в частности ГИДББ и Роскомимущество).
Штраф за непредставление пояснений налоговой инспекции
С 1 января введены штрафы для компаний, который не представят налоговым инспекторам пояснения, запрошенные ими в процессе камеральной проверки.
С января 2017 года изменилась статья 129.1 Налогового Кодекса РФ, в которой говорится об ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
В статье 129.1 Налогового Кодекса РФ теперь говорится о том, что непредставление налоговой инспекции пояснений, запрошенных в ходе камеральной проверки декларации по НДС, является нарушением, которое подпадает под статью 129.1 Налогового Кодекса РФ.
Пояснения налоговые инспекторы могут запросить, например, из-за расхождений в электронных счетах-фактурах компании и её контрагентов.
Если вы не предоставите пояснения во время камеральной проверки по НДС, компанию могут оштрафовать на 5 000 рублей. Повторное нарушение в течение календарного года грозит компании штрафом в размере 20 000 рублей.
Пояснения налоговой нужно представлять через интернет
Организации, которые обязаны отчитываться по НДС через интернет, должны тем же способом представлять пояснения по налогу.
С 2017 года в пункте 3 статьи 88 Налогового Кодекса РФ появилось новое правило для тех, кто должен сдавать декларации по НДС через интернет.
Если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС запросят пояснения, то представить их нужно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. То есть, так же, как для сдачи налоговой отчетности.
Если вы сдадите пояснения на бумаге, такие пояснения считаются не представленными и компании грозит штраф на основании статьи 129.1 Налогового Кодекса РФ:
- в размере 5 000 рублей при первичном нарушении;
- в размере 20 000 рублей при повторном нарушении в течение календарного года.
Поправки в Налоговый Кодекс РФ внесены Федеральным законом от 01.05.16 № 130-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2017 года.
Граждане, которые не сообщат о своем имуществе, будут оштрафованы
Граждане, не сообщившие в ИФНС сведения о наличии у них недвижимости и автомобилей, рано или поздно будут оштрафованы.
Для граждан в Налоговом Кодексе РФ появились новые санкции. С 1 января 2017 года вступил в силу пункт 3 статьи 129.1 Налогового Кодекса РФ. В нем предусмотрены штрафы для граждан, которые не получив уведомление об уплате налога, сами не сообщили сведения о своей недвижимости или транспортных средствах.
Ранее, если вы владели автомобилем или недвижимостью и не получали из налоговой инспекции квитанций на уплату налогов, можно было не беспокоиться. Именно налоговая инспекция должна была уведомлять вас о необходимости уплатить налоги. Не сообщение в налоговую о своих квартирах, участках, дачах, машинах и т.д. штрафами не каралось.
Теперь с 1 января 2017 года гражданин, который владеет недвижимостью и (или) автомобилем, обязан сообщить о своем имуществе самостоятельно.
Если ИФНС не прислала Вам уведомление об уплате налога на имущество физлиц или транспортного налога, Вы должны проявить инициативу и сообщить налоговикам о наличии у Вас имущества. Эти сведения нужно передать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов объекта налогообложения. Эта поправка внесена Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ.
Расчет пеней в случае просрочки уплаты недоимки по налогам
Изменен порядок расчета пеней для организаций в случае длительной просрочки уплаты недоимки по налогам.
В отношении просрочки по налогам, которая будет образована после 1 октября 2017 года, предстоит применять обновленные правила расчета пеней.
Согласно новой редакции пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, граждане и организации станут рассчитывать пени по-разному.
Для граждан (включая предпринимателей), сохранится процентная ставка, равная 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка (напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равняется ключевой ставке).
Для организаций размер пеней будет зависеть от периода просрочки:
- если период просрочки составит 30 календарных дней и менее, то процентная ставка будет равна 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- если период просрочки превысит 30 календарных дней, то процентная ставка составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки до 30 календарных дней включительно, + 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период, начиная с 31-го дня просрочки.
Изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.
Штраф за занижение цены при контролируемых сделках
Штраф за неуплату налогов в связи с неверным применением цен при контролируемых сделках увеличен.
Если налоговики проверили контролируемую сделку и обнаружили, что цены были занижены, они вправе оштрафовать компанию по статье 129.3 Налогового Кодекса РФ.
Размер штрафа зависит от периода, к которому относится сделка. Так, для сделок, совершенных в 2014 — 2016 годах, величина штрафа составляла 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Для сделок, которые будут совершены в 2017 году и далее, размер санкции возрастает до 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.
Это изменение внесено в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 18.07.11 № 227-ФЗ.
Введен досудебный порядок взыскания налога с поручителей
Если налогоплательщик не заплатил налог вовремя, а обязанность по уплате налога обеспечена поручительством, то поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность в соответствии с пунктом 3 статьи 74 Налогового Кодекса РФ.
ИФНС вправе взыскать с поручителя налог, который не был уплачен его подопечным. До 2017 года, чтобы взыскать неуплаченную сумму налога с поручителя, налоговики обязаны были иметь на руках судебное решение. Сейчас взыскание будет осуществляться без привлечения судов.
С 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пункта 3 статьи 74 Налогового Кодекса РФ. Она предусматривает, что взыскивать недоимку с поручителя будут в таком же порядке, как и с налогоплательщика.
Другими словами, налоговики, без суда, смогут выставить поручителю требование об уплате налога, а затем взыскать недоимку за счет его денег или имущества. Такое правило применяется в отношении договоров поручительства по уплате налогов, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 года.
Поправки внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.
Штрафы для организаций по страховым взносам
В 2017 году применять санкции в отношении организаций-страхователей смогут налоговые инспекторы, сотрудники ФСС и инспекторы Пенсионного фонда.
Налоговики могут оштрафовать за нарушения по взносами в ПФР, в ФОМС и взносами на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом ИФНС будет применять правила, закрепленные в Налоговом кодексе РФ.
За непредставление расчета по взносам компанию оштрафуют на основании статьи 119 Налогового кодекса РФ: в размере 5 процентов не уплаченной суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
За грубое нарушение правил учета на основании статьи 120 Налогового кодекса РФ налоговики оштрафуют компанию:
- На 10 000 (десять) тысяч рублей.
- На 30 000 (тридцать) тысяч рублей, если правила учета повторно и грубо нарушены в течение более одного налогового периода.
В размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей, если грубые нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).
Пенсионный фонд может применять санкции двух видов: за непредставление ежегодных сведений о стаже (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), и за нарушение порядка сдачи электронной отчетности (1 000 руб.).
Сотрудники ФСС будут штрафовать за нарушения по взносами «на травматизм».
Новое в правилах регистрации компаний и ИП
С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и предпринимателей вместо хорошо знакомого многим свидетельства о государственной регистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Лист записи распечатывается на бумаге формата а4 и выдается «на руки» с печатью налоговой. Приказ ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@.
Лист записи с 1 января 2017 года подтверждает факт регистрации и внесения компании либо ИП в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Ранее, до начала 2017 года , Лист записи был приложением к свидетельству о регистрации, которое считалось основным документом.
Компания может получить в ИФНС документ, подтверждающий статус налогового резидента
Налоговики будут представлять налогоплательщикам документ, подтверждающий статус налогового резидента.
С 1 июля 2017 года налоговая инспекция обязана представлять по запросу организации документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации. Этот документ можно будет получить в электронном виде или на бумаге.
Дополнения внесены в пункт 1 статьи 32 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ.
Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»
Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.
Какие штрафы по налогу на прибыль (размеры и нарушения)?
Виды нарушений, приводящие к штрафам
Нарушения, приводящие к штрафу по налогу на прибыль, в соответствии с НК РФ условно могут быть разделены на 4 группы:
- Нарушения порядка сдачи отчетности.
- Неуплата налога.
- Нарушения правил учета.
- Непредставление данных для налогового контроля.
Нарушения порядка сдачи отчетности
В эту группу попадают:
1. Несвоевременная подача декларации (ст. 119 НК РФ). Она грозит наложением на компанию штрафа в размере 5% от налога, отраженного к уплате по декларации. Он начисляется за каждый месяц просрочки (как полный, так и неполный). При этом минимальный штраф — 1 000 руб. (даже если начислений нет), а максимальный — 30% от начисленного налога (что равнозначно 6 месяцам срока задержки).
См. также:
2. Нарушение способа направления декларации (ст. 119.1 НК РФ). Касается компаний, обязанных сдавать электронную отчетность (п. 3 ст. 80 НК РФ). Это:
- крупнейшие налогоплательщики;
- предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек.
При направлении декларации налоговикам другим способом компания будет оштрафована. Сумма штрафа составляет 200 руб.
Неуплата налога
К этой группе также относятся два вида нарушений:
1. Неуплата или уплата налога не в полном объеме (ст. 122 НК РФ) из-за ошибок в расчете налогооблагаемой базы или из-за неплатежей. В наиболее распространенных случаях штраф составляет 20% от недоплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ).
Если ситуация касается занижения базы по сделкам между взаимозависимыми лицами, то оштрафуют на 40% от недоплаченного налога — минимум на 30 000 руб. (п. 1 ст. 129.3 НК РФ). Но его можно избежать, если фирма докажет, что цены по таким сделкам соответствовали рыночным (п. 2 ст. 129.3 НК РФ).
Если фирма не учла в прибыли доходы подконтрольной иностранной компании, то ей будет начислен штраф в размере 20% от недоплаченного налога — минимум 100 000 руб. (ст. 129.5 НК РФ).
Если налоговики докажут умышленное занижение налоговой базы, то с виновника возьмут 40% от недоплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).
От наказания по ст. 122 НК РФ закон освобождает ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, если искажение произошло по вине одного из ее участников, сообщившего неверные факты для подготовки отчетности (п. 4 ст. 122 НК РФ). В этом случае наказание по ст. 122 НК РФ понесет именно участник, виноватый в искажении данных (ст. 122.1 НК РФ).
2. Неосуществление налоговым агентом удержания и уплаты налога (ст. 123 НК РФ). Это относится к компаниям, выплачивающим, например, дивиденды. Штраф составляет 20% от суммы налога.
Штрафы, относящиеся к этой группе, начисляются только на не доплаченные на момент проверки (камеральной или выездной) суммы налогов. Если до проведения проверки налог уплачен, хоть и с опозданием, то на уплаченный с задержкой налог начисляются пени. При этом вопрос начисления штрафов не касается авансовых платежей по налогу на прибыль. По ним начисляются только пени.
Нарушения правил учета
Непосредственное отношение к налогу на прибыль имеет ряд нарушений, приводящих к санкциям по ст. 120 НК РФ. Имеются в виду грубые нарушения порядка учета расходов, доходов и объектов налогообложения. К ним относят (п. 3 ст. 120 НК РФ):
- недостающую первичку;
- отсутствие налоговых учетных регистров;
- постоянные (более одного случая в течение года) ошибки в отражении операций в налоговых регистрах.
Даже если при этом не последовало искажения налоговой базы, наказать могут:
- на 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ), если нарушения присутствовали в течение одного налогового периода (года);
- на 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ), если они происходят на протяжении более одного налогового периода (года).
Если же допущение таких нарушений привело к занижению налоговой базы, штраф составит 20% от недоплаченного налога — минимум 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Непредставление данных для налогового контроля
К штрафу по налогу на прибыль могут быть также отнесены санкции по ст. 126 и 129 НК РФ, устанавливающим наказание за ненаправление сведений, необходимых для налогового контроля, или документов, связанных с расчетом налогооблагаемой базы, которые подтверждают обоснованность ее величины.
Нарушение срока подачи документов чревато наложением штрафа в размере 200 руб. за каждую не сданную вовремя бумагу (п. 1 ст. 126 НК РФ).
В случае отказа от представления документов или при направлении искаженных данных штраф может составить 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
В случае отказа или уклонения от представления документов или при подаче искаженных данных по подконтрольной иностранной компании штраф будет еще больше — 100 000 руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).
Если компания не направляет инспекторам сведения, нужные им для осуществления контрольных действий, то она может быть оштрафована по ст. 129.1 НК РФ:
- на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ) при однократном проступке;
- на 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ), если нарушение имело место более одного раза в течение года.
Если не сданы (или искажены) сведения в уведомлении о контролируемых сделках, то это повлечет за собой штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Ненаправление или искажение сведений об участии в иностранных компаниях приведет к штрафу в 50 000 руб. за каждую иностранную фирму (п. 2 ст. 129.6 НК РФ).
В случае ненаправления или искажения сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях может быть применен штраф в размере 100 000 руб. за каждую контролируемую иностранную фирму (п. 1 ст. 129.6 НК РФ).
В отношении подачи документов для целей налогового контроля следует иметь в виду, что данные, передаваемые налоговикам по запросу относительно другой организации, в дальнейшем могут быть использованы для проверки той компании, которая отвечает на запрос. Поэтому крайне важна достоверность подаваемых сведений. При этом организация может использовать право не сдавать повторно однажды уже переданные документы (п. 5 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ), но для этой цели необходимо иметь подтверждение факта их отправки.
Об особенностях взимания штрафов в случае непредставления документов по встречной проверке читайте в статье «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?» .
Бухгалтерский и налоговый учет штрафа по налогу на прибыль
Начисленные штрафы, связанные с платежами в бюджет, в бухгалтерском учете отражаются в прочих расходах и учитываются на счете 99. Начисление фиксируется проводкой Дт 99 Кт 68. При этом начисления должны быть учтены с привязкой к соответствующей аналитике статей.
Для целей налогового учета штрафы по налогу на прибыль относятся к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль.
Штрафы за нарушения налогового законодательства довольно многочисленны, и избежать их удается не каждому налогоплательщику. Но в некоторых случаях законодательство позволяет избавиться от штрафов (например, уплатив недоимку и пени до подачи уточненной декларации или доказав, что занижения налогооблагаемой базы по сделке между взаимозависимыми лицами не было, а цены соответствовали рыночным) или снизить их размер.
В каких случаях можно рассчитывать на снижение размера штрафа читайте в материале «Смягчающие обстоятельства помогут снизить штраф более чем вдвое» .
Способы снижения налогового штрафа
Предположим, компания нарушила налоговое законодательство, и налоговая служба привлекла ее к ответственности. В этом случае важно знать, что можно попытаться уменьшить штраф или вообще его не платить. Главное препятствие заключается в том, что скорее всего свою позицию придется отстаивать в суде.
Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения установлены главой 15 части 1 Налогового кодекса. Именно в ней содержатся положения, защищающие права налогоплательщика. На примерах из арбитражной практики мы рассмотрим, как можно применять те или иные нормы данной главы, чтобы снизить аппетиты инспекторов.
Два штрафа за одно нарушение
Повторно привлечь к ответственности за совершение одного и того же нарушения налоговые органы не могут (п. 2 ст. 108 НК РФ). Тем не менее эту норму они зачастую игнорируют. Например, если инспекторы выявят занижение налоговой базы, то сразу могут наложить два штрафа: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за неполную уплату налогов (ст. 120 и 122 НК РФ).
Так, некая организация не полностью уплатила в бюджет НДС, налог с продаж и земельный налог. В итоге на нее были наложены сразу оба штрафа в размере 15 000 и 30 000 рублей соответственно. Посчитав такое наказание несправедливым, плательщик обратился в суд, который поддержал его позицию. Судьи указали, что привлечение к ответственности по указанным выше статьям за одни и те же финансово-хозяйственные операции противоречит Налоговому кодексу. В результате штраф в 15 000 рублей был снят (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2005 г. по делу № Ф04-137/2005(8081-А45-23)).
Более оригинально в ходе налоговой проверки одной организации поступила ИФНС РФ № 32 г. Москвы. Инспекторы выявили, что налоговая база была занижена по трем налогам из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов. Штраф за это составляет 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ). Компания же занизила налоги на 274 934 рубля. Таким образом, штраф должен был составить 27 493 рубля. Однако налоговая инспекция посчитала иначе: поскольку в данном случае занижены объекты по трем налогам, то штраф должен равняться 45 000 рублей (три раза по 15 000). Дело было рассмотрено судами трех инстанций. Судьи сошлись во мнении, что, хотя нарушение и было допущено по трем объектам налогообложения, вид нарушения один. Поэтому сумма штрафа должна составлять 27 493 рубля (постановление ФАС Московского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/ 2248-05).
Сколько платить за занижение
Налоговый кодекс предусматривает два разных штрафа за занижение налоговой базы. Во-первых, 20 процентов от суммы доначислений за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Во-вторых, 10 процентов от той же суммы (но не менее 15 000 рублей) за грубое нарушение правил учета доходов (расходов) или объектов налогообложения, если такое нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы (п. 3 ст. 120 НК РФ). Выбор между этими двумя вариантами может существенно отразиться на сумме санкций.
Например, при недоплате налогов на 50 000 рублей плательщику выгоден первый вариант. Тогда штраф составит 10 000 рублей, в то время как во втором – 15 000. И наоборот, при выявлении задолженности в 500 000 рублей сумма штрафов составит уже соответственно 100 000 против 50 000 рублей.
Приведем пример из практики. В результате налоговой проверки обществу была доначислена доплата по налогам в общей сумме более 5 миллионов рублей. Вместе с тем был наложен штраф в 20 процентов. Из акта проверки следовало, что у компании отсутствовали первичные документы, подтверждающие произведенные ей расходы.
Суд указал, что отсутствие первичных документов относится к правонарушениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса. Поэтому штраф должен составлять не 20, а 10 процентов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 сентября 2005 г. по делу № А26-1530/ 2005-217). Также судьи разъяснили, что пункт 3 статьи 120 является специальной нормой по отношению к статье 122 кодекса. То есть штраф в 20 процентов применяется только в случаях отсутствия признаков правонарушения, предусмотренного для ответственности в 10 процентов.
Вину нужно доказать
Доказывать обстоятельства, свидетельствующие о налоговом правонарушении и виновности в нем организации, должны сами налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ). Если вины нет, то и привлекать к ответственности не за что (п. 2 ст. 109, ст. 111 НК РФ).
В принципе суть данной нормы понятна и однозначна. И судебных дел, в которых судьи использовали ее и освобождали плательщика от вменяемой ему ответственности, очень много. В качестве примера можно привести два интересных момента.
Первый касается неприменения контрольно-кассовой техники при внезапном отключении электричества в момент продажи товара. Как указал суд, вины плательщика в перебоях с электроснабжением нет. Поэтому штрафовать его неправомерно (постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 мая 2004 г. по делу № Ф03-А04/04-2/ 776).
Во втором случае компания, по мнению налоговых органов, недоплатила ЕСН, уменьшив его на начисленные взносы по обязательному пенсионному страхованию. Однако судьи указали, что доказательств неправомерности применения вычетов контролеры не представили, а потому лицо считается невиновным, а штраф – незаконным (постановления Президиума ВАС РФ от 1 сентября 2005 г. № 4486/05, ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2005 г. по делу № А05-3873/05-9).
Давность взыскания налоговой санкции
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Как правило, сроки инспекциями не нарушаются. Вопрос связан лишь с моментом начала их исчисления в том случае, когда акт проверки не составляется.
Так, по результатам проведения ИМНС РФ № 35 г. Москвы выездной проверки был составлен акт от 8 июня 2004 года. 11 августа было вынесено решение о взыскании штрафа в размере 3 673 458 рублей. Компания добровольно штраф не уплатила, и в конце января 2005 года инспекция обратилась в суд. Как видно, срок между двумя последними датами составил менее шести месяцев. Однако судьи освободили организацию от штрафных санкций, указав контролерам на то, что срок давности уже истек (постановление ФАС Московского округа от 27 сентября 2005 г. по делу № КА-А40/9521-05).
Дело в том, что в данной ситуации срок следует считать со дня составления акта, то есть с 8 июня. В подобных случаях судьи руководствуются пунктом 37 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. В соответствии с ним при применении нормы о сроке в шесть месяцев необходимо иметь в виду следующее. Если налогоплательщик привлекается к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, то срок исчисляется со дня составления акта, поскольку его составление предусмотрено законом (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Данное постановление можно использовать и при несвоевременной сдаче деклараций. Здесь отсчет шестимесячного срока начинается со дня их представления, независимо от даты составления акта или решения налоговой инспекции (постановление ФАС Московского округа от 27 июня 2005 г. по делу № КА-А40/5621-05). Также следует иметь в виду, что срок давности в шесть месяцев применяется и в отношении санкций, налагаемых органами ПФР и ФСС (постановления ФАС Московского округа от 8 августа 2005 г. по делам № КА-А40/7488-05 и № КА-А40/ 7375-05).
Налоговым кодексом установлен открытый перечень обстоятельств, которые смягчают ответственность за налоговые правонарушения. Благодаря им сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Исходя из сложившейся арбитражной практики, кроме предусмотренных в кодексе, могут быть следующие смягчающие обстоятельства:
- применяемые санкции несоразмерны допущенному правонарушению;
- ответчик находится в процессе ликвидации;
- правонарушение совершено впервые или неумышленно;
- отсутствуют неблагоприятные экономические последствия для бюджета;
- деятельность организации убыточна и др.
В качестве примера можно привести судебное дело, по итогам которого организации удалось снизить штраф за несвоевременное предоставление сведений по персонифицированному учету со 192 796 до 90 000 рублей. Судьи посчитали, что совершение данного нарушения впервые является смягчающим обстоятельством (постановление ФАС Московского округа от 22 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/3106-05). Другая компания предоставила неполные сведения из-за утраты бухгалтерской информации в связи с выходом из строя жесткого компьютерного диска. Это также было признано судом смягчающим обстоятельством, в результате чего штраф был снижен с 75 746 до 500 рублей. (постановление ФАС Московского округа от 20 апреля 2005 г. по делу № КА-А41/3096-05).
Малозначительность правонарушения никак не отражается на штрафах, налагаемых согласно Налоговому кодексу. Однако этот фактор может учитываться судьями при рассмотрении дел о наложении штрафов по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 2.9 КоАП РФ). Заметим, что определение малозначительности законодательством не установлено. Но с учетом сложившейся практики ее можно охарактеризовать как отсутствие угрозы причинения значительного ущерба интересам государства и общества.
Нередко суды признают вину лиц в совершении правонарушений, но ввиду их малозначительности ограничиваются устным замечанием. Так, на одно общество был наложен штраф в 32 000 рублей за неприменение ККТ при продаже банки пива за 19 рублей. Суд освободил организацию от уплаты штрафа в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись объявлением замечания (постановление ФАС Центрального округа от 12 октября 2005 г. № А14-5968-2005-190/18).
Отметим, что для того, чтобы ограничить рост подобных решений, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 17 мая 2005 г. в постановлении № 391/05 указал, что небольшая сумма продажи не должна свидетельствовать о малозначительности правонарушений, связанных с неприменением ККТ.
При совершении лицом налогового правонарушения, за которое оно ранее уже привлекалось к ответственности, сумма налоговой санкции увеличивается в два раза (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Это называется отягчающим обстоятельством. Однако следует помнить, что лицо считается не привлекавшимся к ответственности в случае, если с момента вступления в силу решения суда (налогового органа) прошло 12 месяцев (п. 3 ст. 112 НК РФ).
Так, организация была оштрафована за то, что в установленный срок она не представила налоговую декларацию. С учетом того, что ранее плательщик уже привлекался к ответственности за подобное нарушение, сумма штрафа составила 20 194 рубля. Суд установил, что в предыдущий раз организация привлекалась к аналогичной ответственности 13 месяцев назад. Следовательно, применять положения, отягчающие ответственность, неправомерно. Более того, по мнению суда, правонарушение было совершено по неосторожности и квалифицируется как совершенное впервые. С учетом применения нормы о смягчающих обстоятельствах размер штрафа был снижен до 500 руб-лей (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 июля 2005 г. № Ф08-3048/2005-1234А).
В заключение необходимо отметить, что ни о какой гарантии исхода судебного разбирательства в пользу налогоплательщика в таком вопросе, как уменьшение штрафа, не может быть и речи. Каждое дело рассматривается с учетом конкретных обстоятельств. К тому же с 2006 года инспекции смогут взыскивать налоговые штрафы до 5000 рублей с предпринимателей и 50 000 – с организаций во внесудебном порядке (Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ). В то же время суд остается единственным способом защиты предпринимателями своих прав. А потому организациям приходится либо подчиняться решениям налоговых органов, которые зачастую грубо нарушают нормы закона, либо отстаивать свою точку зрения в арбитраже.
Нечетких норм в Налоговом кодексе множество
«Одной из главных проблем, возникающих при наложении санкций за налоговые правонарушения, является неясность положений Налогового кодекса. Так, много нареканий вызывают формулировки статей 116 и 117. Они предусматривают ответственность за уклонение от постановки на учет и за нарушение ее сроков. Однако эти статьи не содержат четких критериев, позволяющих разграничить данные нарушения. В результате применение санкций остается на усмотрение инспекторов.
Опираясь на статью 126, налоговые органы нередко требуют от налогоплательщика в пятидневный срок представить огромное количество документов. А не получив их, накладывают штраф из расчета 50 рублей за каждый документ. В данном случае допускается двойное нарушение. Во-первых, отсутствует вина налогоплательщика, так как истребованный объем бумаг часто невозможно собрать, откопировать и заверить печатью за пять дней. Во-вторых, штраф должен определяться на основе перечня документов, указанных в требовании контролеров, а не исходя из фактически представленных бумаг.
Размытые формулировки содержит и статья 120. Она позволяет налоговым органам квалифицировать в качестве грубого нарушения правил учета отсутствие практически любых документов.
Отметим, что законопроект № 181057-4 о внесении изменений и дополнений в первую часть кодекса, рассматриваемый Думой, не содержит необходимых уточнений. А значит, у налоговых органов остается возможность взыскивать с компаний необоснованные штрафы».
Николай Фрейтак, старший консультант компании AGA Management
Полученные разъяснения исключают вину
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что главным препятствием для уменьшения штрафа является отстаивание налогоплательщиком своей позиции в суде. Скорее это препятствие для налогового органа, так как для него это единственная возможность взыскать сумму штрафа. Если, конечно, налогоплательщик не уплатит его добровольно и сумма штрафа недостаточно мала для того, чтобы ее можно было списать в безакцептном порядке.
Нужно отметить еще одно важное обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения. Оно заключается в том, что налогоплательщик руководствовался письменными разъяснениями уполномоченных государственных органов (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Такими органами являются Минфин России и Федеральная налоговая служба. При этом не имеет значения, кому разъяснения были адресованы, – важно только, чтобы они были сделаны по аналогичному вопросу. Таким образом, если действия налогоплательщика будут признаны неправомерными, ответственность на него возлагаться не должна. Следует отметить, что данная норма распространяется исключительно на штрафы, от уплаты недоимки и пени она не освобождает.
Нередко инспекторы налагают на налогоплательщиков штраф за те нарушения, с момента которых прошло более трех лет. Это прямо противоречит положениям статьи 113 Налогового кодекса. Моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения налоговым органом решения об этом в установленном порядке. Допустим, до 20 декабря 2005 года вынесено решение о наложении штрафа за неуплату НДС за октябрь 2002 года. В этом случае суд должен отказать налоговому органу».
Андрей Кузьмин, юрисконсульт компании «Бейкер Тилли Русаудит»
Дмитрий Аборин, ведущий эксперт-консультант компании «Правовест»
Практическая энциклопедия бухгалтера
Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.