Оглавление:
ОКПД 2 – код 38.21.22 – Услуги по прочему захоронению мусора
Согласно расшифровке кодов ОКПД 2, указанной во введении к классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008), вид продукции и услуг с кодом 38.21.22 входит в следующие группировки
● раздел E — ВОДОСНАБЖЕНИЕ и ВОДООТВЕДЕНИЕ, УСЛУГИ ПО УДАЛЕНИЮ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ОТХОДОВ
● ● класс 38 — Услуги по сбору, обработке и удалению отходов и услуги по утилизации отходов
● ● ● группа 38.21 — Услуги по переработке и утилизации отходов неопасных
* Данная продукция производится в результате деятельности с кодом оквэд 38.21 – Обработка и утилизация неопасных отходов.
Этот вид продукции и услуг включает:
— ликвидацию неопасных отходов или их захоронение на свалках, кроме санитарных свалок.
Оквэд ликвидация свалок
Поиск ОКПД ликвидация несанкционированных свалок
Графическое представление
Показаны результаты поиска ОКПД по названию продукции/услуги.
Их следует понимать следующим образом: (приведена расшифровка для первого результата)
Среди всех известных нам Государственных контрактов продукту(услуге) » ликвидация несанкционированных свалок » был присвоен код ОКПД
90.03.13.111 89 раз.
Остальные результаты следует интерпретировать по аналогии.
Код ОКВЭД 90 — Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
Эта группировка не включает:
— обработку вторичного сырья, см. Код ОКВЭД 37
— сбор, очистку и распределение воды, см. Код ОКВЭД 41.00
— строительство и ремонт канализационных систем, см. Код ОКВЭД 45.21.3, Код ОКВЭД 45.21.4
Удаление и обработка сточных вод
Эта группировка включает обработку жидких отходов:
— отвод бытовых сточных вод через канализационную сеть или другими способами, их обработку и удаление
— очистку сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации, химического осаждения, обработки активным илом и другими способами
— техническое обслуживание канализационных систем
— опорожнение и чистку выгребных ям, отстойников и септиков, обслуживание туалетов с химической стерилизацией
— обработку сточных вод плавательных бассейнов
— обработку сточных вод промышленных предприятий
Удаление и обработка твердых отходов
Эта группировка включает:
— сбор мусора, хлама, отбросов и отходов
— сбор и удаление строительного мусора
— уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов
— обработку и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы
— захоронение радиоактивных отходов
Уборка территории и аналогичная деятельность
Эта группировка включает:
— сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз
— подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.
— очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью
ликвидация несанкционированной свалки
Ликвидация несанкционированной свалки
№ 31502722204, 02.09.2015 15:35 (мск)
223-ФЗ, Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Чтобы смотреть документы в системе, даже когда
zakupki.gov.ru не работает, нужно оплатить систему.
ИНН 4023008243 КПП 402301001
ОКДП 6023000
Перевозки грузовые автомобильным транспортом
ОКВЭД 90.00.3
Уборка территории и аналогичная деятельность
500 Тонна; Метрическая тонна (1000 кг)
Протокол проведения закупки у единственного поставщика от 02.09.2015 15:38 (по часовому поясу заказчика)
Прокуратура Московской области
Московская область – это макрорегион с большим количеством проживающего в нем населения, что приводит к накоплению отходов, стихийным свалкам и загрязнению окружающей среды. Проблема несанкционированных свалок в настоящее время стоит очень остро. Несанкционированные свалки, а именно «несанкционированные места размещения отходов» – это территории, не предназначенные для размещения отходов.
По законодательству Московской области несанкционированной свалкой мусора признается скопление отходов в результате их самовольного сброса или складирования на площади свыше 50 кв.м и объемом свыше 30 куб.м. Если отходы объемом до 30 куб.м расположены на площади не более 50 кв.м – то это очаговый навал мусора. А скопление мусора в объеме не более 1 кубического метра – признается навалом мусора (Закон МО «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» от 30.11.2004 № 161/2004-ОЗ).
Согласно ч. 3 ст. 6.11 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, непринятие мер к ликвидации несанкционированных свалок мусора, очаговых навалов мусора, навалов мусора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Государственный административно-технический надзор на территории Московской области осуществляет центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции – Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области, в том числе его территориальные структурные подразделения.
Вместе с тем, в настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях ликвидации несанкционированных свалок отходов внедрило федеральную государственную информационную систему общественного контроля природопользования и охраны окружающей среды – «Наша природа». Система довольно активно работает следующим образом. Гражданин фиксирует экологическое нарушение на фотоаппарат, на видео, в том числе на мобильный телефон, и отправляет сообщение, указав при этом месторасположение объекта и краткое описание выявленного факта.
После обработки обращения электронная заявка поступает на исполнение в региональное управление Росприроднадзора либо орган власти субъекта Федерации или муниципального образования, в функции которого входит реагирование на данный вид нарушения.
Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по результатам анализа состояния конкурентной среды на
рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов
на мусорном полигоне
Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне проводилось на основании пункта 3.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного приказом ФАС России 19.02.2012 № 773/12 и в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции»), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (письмо ФАС России от 27.03.2013 № АЦ/11598/13; далее – Методические рекомендации).
Целью анализа конкурентной среды на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне является оценка состояния конкурентной среды и положения хозяйствующих субъектов на данном рынке, определение хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесение их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
В качестве источников исходной информации о рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне использовались:
— сведения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области;
— сведения Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии;
— сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах города Смоленска и Смоленского района;
— государственные стандарты, технические условия и другие нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды»);
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон «Об отходах производства и потребления»);
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001);
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов», утвержден и введен в действие приказом Ростехурегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст (далее – ГОСТ Р 53692-2009);
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14050-2009 « Менеджмент окружающей среды. Словарь», утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1273-ст (далее – ГОСТ 14050-2009);
Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденные 30.05.2001 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (далее — СанПиН 2.1.7.1038-01);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 (далее — СанПиН 2.1.7.1322-03);
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности «ОК 029-2001 (далее – Общероссийский классификатор ОК 029-2001), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст;
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности «ОК 034-2007» (далее – Общероссийский классификатор ОК 034-2007), принятый и введенный в действие Постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст;
— информация из сети Интернет;
— данные, ранее проведенных Смоленским УФАС России и другими антимонопольными органами, исследований состояния конкуренции на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах.
II. Временной интервал исследования рынка
Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорном полигоне, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.
Для целей исследования состояния конкурентной среды на рынке услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах определен период – 2012 год (с 01.01.2012 по 31.12.2012).
III. Продуктовые границы товарного рынка
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за его пределами.
Определение продуктовых границ рынка, в соответствии с Порядком, представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке и включает в себя:
— предварительное определение товара,
— выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара,
— определение взаимозаменяемых товаров.
Предметом анализа явилась деятельность по оказанию услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах.
В соответствии с Общероссийским классификатором ОК 029-2001 такой вид экономической деятельности, как захоронение и запахивание отходов на мусорных полигонах, представлен в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классе 90 подклассе 90.0 и группе 90.00 «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подгруппе 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов» — эта группировка включает, в том числе, уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов (код ОКВЭД — 90.00.2).
В Общероссийском классификаторе ОК 034-2007 услуги по захоронению или запахиванию отходов представлены в разделе О и подразделе ОА «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие», классе 90 и подклассе 90.0 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги», группе 90.02 «Услуги по сбору и обработке прочих отходов», подгруппе 90.02.1 «Услуги по сбору и обработке прочих отходов» 90.02.13 «Услуги по обработке отходов прочие» (эта группировка включает: — услуги по обработке отходов другими способами, кроме сжигания (например, вывоз на мусорные свалки, мусорные полигоны) не включает услуги по обработке опасных отходов), категории 90.02.13.120 «Услуги по захоронению или запахиванию отходов» (код ОКПД — 90.02.13.120).
Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В статье 1 Закона «Об отходах производства и потребления» даны следующие основные понятия:
отходы производства и потребления (далее — отходы) — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
размещение отходов – хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду) отходов;
хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.) транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение, сжигание.
Согласно примечанию к пункту 3.1.9 ГОСТа Р 53692 — 2009, к отходам производства относят остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, изделий и иных продуктов, образовавшихся в процессе производства продукции, выработки энергии или выполнения работ (услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие по своим характеристикам применения в технологическом процессе, в том числе бракованная продукция; вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых; побочные и попутные продукты; улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод твердые вещества; сельскохозяйственные отходы.
Согласно примечанию к пункту 3.1.10 ГОСТа Р 53692 – 2009, к отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.
В пунктах 3.1.11; 3.1.12; 3.1.13 ГОСТа Р 53692 – 2009 даны определения твердым бытовым отходам, инертным отходам и отходам I — IV классов опасности:
«Твердые бытовые отходы ТБО: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
Инертные отходы: отходы, существование которых не оказывает воздействия на людей и окружающую среду (ГОСТ 30772-2001, статья 3.49)
1. К инертным относятся также обезвреженные отходы.
2. К инертным относят упаковочные отходы из стекла, металла, дерева, бумаги, тканей, кожи и других материалов, непосредственно или после обезвреживания и другой обработки используемых в виде вторичных материальных ресурсов.
Отходы I — IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.»
Отходы (waste): вещества или предметы, от которых владелец хочет или должен избавиться (статья 3.12, ГОСТа Р ИСО 14050-2009), последовательность технологических процессов ликвидации конкретного отхода, определена как технологический цикл отхода (пункт 3.1.15. ГОСТа Р 53692 – 2009). Пункт 5.1. ГОСТа Р 53692 – 2009 устанавливает девять этапов технологического цикла отходов (далее — ЭТЦО), подлежащих ликвидации:
Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.
Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.
Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.
1. Идентификация предполагает присвоение отходу классификационного номера и кодирование его свойств, состояния в установленном порядке.
2. При отсутствии документированного описания конкретного отхода результаты идентификации могут стать основой последующей паспортизации его свойств и состояния.
Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.
При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.
Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I — IV классов опасности.
Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.
Примечание — Складирование включает размещение отходов для длительного хранения.
Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.
Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.
Первым подэтапом 9 ЭТЦО является утилизация обезвреженных (инертных) отходов. На подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления видов продукции, изделий, их составных частей и отходов от них путем разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений, стеклопосуды и других изделий для повторного применения, а также с ликвидацией образующихся вновь отходов.
Вторым подэтапом 9 ЭТЦО является безопасное размещение отходов I — IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов I — IV классов опасности угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде. В современных условиях вопросы переработки и/или захоронения (уничтожения) чаще решают на основе экономически целесообразных механизмов при обеспечении безопасного обращения с отходами. При санкционированном захоронении отходов I — IV классов опасности и других отходов, не используемых в настоящее время, следует учитывать, что с появлением новых научно-технических и технологических решений отходы I — IV классов опасности смогут быть утилизированы, поэтому такие захоронения следует рассматривать как техногенные месторождения полезных ископаемых («вторая геология»).
По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области и Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, на территории Смоленской области отсутствуют предприятия по обезвреживанию и переработке отходов, имеются лишь хозяйствующие субъекты, которые производят сбор макулатуры, лома цветных и черных металлов, автопокрышек, аккумуляторных батарей и транспортировку их в другие регионы для переработки.
Ввиду отсутствия на территории Смоленской области перерабатывающих ТБО установок и предприятий, перерабатывающих отдельные виды отходов, а раздельный сбор отходов не предусмотрен в обслуживании жилищного фонда и обычной производственной деятельности, то услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления являются единственным доступным способом утилизации отходов.
Согласно положениям части 3 статьи 22 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в местах централизованного обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01, полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно — эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов.
Требования к объектам размещения отходов изложены в статье 12 Закона «Об отходах производства и потребления». Гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления установлены СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию».
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания:
проводят работу по паспортизации опасных отходов;
организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786) – перечнем, образующихся в Российской Федерации отходов, которые систематизированы по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, каждому виду отходов присваивается индивидуальный код.
В соответствии со статьей 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Условия размещения отходов производства и потребления определенных классов опасности вместе с ТБО на мусорных полигонах должны соответствовать требованиям пунктов 4.12 — 4.18 Сан ПиН 2.1.7.1322-03.
Таким образом, услуги по захоронению отходов производства и потребления являются самостоятельным видом экономической деятельности и в условиях отсутствия перерабатывающих установок в Смоленской области не имеют заменителей.
Согласно условиям заключаемых договоров, исполнитель (организация, имеющая в пользовании полигон) принимает на себя обязательства оказать услуги утилизации (захоронения или запахивания) отходов производства и потребления. Исходя из условий договоров, а также имеющихся лицензий, отходы I и II классов опасности (токсичные, радиоактивные, пожароопасные, взрывоопасные, инфекционно-опасные) на полигон не принимаются.
Исходя из условий договоров, продуктовые границы рынка определены как услуги захоронения отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности.
При утилизации отходов I и II классов опасности используют специальные технологии. Услуги утилизации отходов I и II классов опасности не являлись предметом настоящего исследования.
На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по захоронению или запахиванию отходов производства и потребления за исключением отходов I и II классов опасности (коды ОКВЭД — 90.00.2 и ОКПД — 90.02.13.120).
IV. Географические границы товарного рынка
Географические границы товарных рынков определяются исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории.
При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя, учитывается то, что на рассматриваемой территории находится лишь одно место захоронения твёрдых отходов в непосредственной близости от города Смоленска – полигон «Кучино» (в Смоленской области, Смоленском районе, с.п. Кощино, северо-восточнее д. Замятлино — на расстоянии 2,8 км).
Определение географических границ товарного рынка осуществлялся методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).
Таким образом, географическими границами рынка по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах признаны административные границы городского округа города Смоленска и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
Продавцом на исследуемом рынке в первом полугодии 2012 года являлся единственный хозяйствующий субъект – ООО «Смоленская Экологическая Компания» (214031, г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 5). Деятельность по захоронению или запахиванию отходов на полигоне «Кучино» ООО «Смоленская Экологическая Компания» осуществляло с 01.04.2010 по 14.06.2012.
Продавцом на исследуемом рынке в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 являлся единственный хозяйствующий субъект — ОАО «Спецавтохозяйство» (214019, г. Смоленск, п. Тихвинка, д. 65Б). ОАО «Спецавтохозяйство» осуществляло и ранее (до 01.04.2010) деятельность по захоронению или запахиванию отходов на полигоне «Кучино», который находится в его собственности.
Потребителями услуг по захоронению или запахиванию отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вывоз отходов потребления из жилого фонда и вывоз отходов производства, которые заключают договоры на захоронение отходов на полигоне с предприятием, которое принимает на себя обязательство по приему, размещению и дальнейшему захоронению отходов III – V классов опасности.
VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов
Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.
Количественной характеристикой объема рынка услуг по захоронению или запахиванию отходов (Vm) является общий объем отходов в натуральных показателях (тыс.куб.м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).
Доля ОАО «Спецавтохозяйство» на анализируемом рынке в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 по объему захороненных отходов и по выручке от захоронения отходов составляла 100%.
Положение ОАО «Спецавтохозяйство» на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на полигоне дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, так как оно единственное оказывает услуги в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
По результатам анализа состояния конкурентной среды было установлено, что, на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», ОАО «Спецавтохозяйство» (местонахождение: 214019,г. Смоленск, п.Тихвинка, д. 65Б) в период с 15.06.2012 по 31.12.2012 занимало доминирующее положение на рынке услуг по захоронению или запахиванию отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ городского округа город Смоленск и административных границ муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
VII. Определение уровня концентрации
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:
— коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;
— индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), рассчитанный как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженный в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.
Расчетные показатели уровня концентрации рынка услуг по захоронению отходов на мусорных полигонах:
Показатели рыночной концентрации
Код ОКВЭД 90.00.3 — Уборка территории и аналогичная деятельность
Эта группировка включает:
— сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз
— подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.
— очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью
Данный код ОКВЭД не содержит вложенных кодов
38 Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья
Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья
Эта группировка включает: — сбор, очистку и утилизацию отходов Эта группировка также включает: — местную перевозку отходов и деятельность сооружений по восстановлению систем (т.е. сооружений, восстанавливающих материалы из стоков)
Эта группировка включает:
— сбор, очистку и утилизацию отходов
Эта группировка также включает:
— местную перевозку отходов и деятельность сооружений по восстановлению систем (т.е. сооружений, восстанавливающих материалы из стоков)
Сбор отходов Эта группировка включает: — сбор бытовых отходов и отходов с предприятий посредством урн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д. Эта группировка также включает: — сбор безопасных и опасных отходов I — IV класса опасности, например бытовых отходов, использованных химических источников тока, использованных пищевых жиров и масел, отработанного масла судов и из гаражей автотранспорта, а также отходов от демонтажа зданий и сооружений
Сбор неопасных отходов Эта группировка включает: — сбор неопасных твердых отходов (т.е. мусора) в пределах определенной зоны, включая сбор бытовых отходов и отходов на предприятиях посредством урн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д., которые могут включать смешанные восстанавливаемые материалы; — сбор пригодных для вторичного использования материалов; — сбор тары в общественных местах; — сбор строительных отходов и отходов, образующихся при сносе зданий; — сбор и удаление отходов, таких как песок и щебень; — сбор отходов текстильных производств; — деятельность по перевозке неопасных отходов Эта группировка не включает: — сбор опасных отходов I — IV класса опасности, см. 38.12; — деятельность полигонов по утилизации неопасных отходов, см. 38.21; — деятельность сооружений, где перерабатываемые материалы, такие как бумага, пластмассы и т.д. сортируются по определенным категориям, см. 38.32
Сбор опасных отходов Эта группировка включает: — сбор твердых и нетвердых опасных отходов I — IV класса опасности, таких как взрывчатые вещества, окислители, огнеопасные, ядовитые, раздражающие, канцерогенные, коррозийные, инфекционные и прочие вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды По этой причине в целях перевозки отходы должны подвергаться диагностике, очистке, упаковке и маркировке Эта группировка также включает: — сбор опасных отходов I — IV класса опасности, таких как переработанное топливо, использованное при перевозке или в гаражах, биологические опасные отходы I — IV класса опасности, радиоактивные отходы, использованные химические источники тока и т.п.; — перевозку опасных отходов I — IV класса опасности Эта группировка не включает: — обработку и очистку загрязненных зданий, шахтных участков, почвы, грунтовых вод, например удаление асбеста, см. 39.00
Обработка и утилизация отходов Эта группировка включает: — сбор и очистку до утилизации различных видов отходов разными способами, такими как очистка органических отходов, обработка и утилизация токсичных живых или павших животных и прочих загрязненных отходов, обработка и утилизация радиоактивных отходов больниц и т.д., захоронение отходов в земле или в воде, захоронение или закапывание отходов, утилизация использованных деталей конструкций, таких как опасные отходы I — IV класса опасности из холодильников, утилизация отходов путем сжигания или окисления Эта группировка также включает: — регенерацию энергии путем процесса сжигания отходов Эта группировка не включает: — очистку и утилизацию сточных вод, см. 37.00; — восстановление материалов, см. 38.3
Обработка и утилизация неопасных отходов Эта группировка включает: — утилизацию и очистку перед утилизацией твердых или нетвердых неопасных отходов; — деятельность полигонов по утилизации неопасных отходов; — утилизацию неопасных отходов путем окисления, сжигания или прочих методов, с получением электроэнергии или пара, компоста, альтернативных видов топлива, биогаза, пепла или прочих побочных продуктов либо без получения вышеуказанных продуктов для дальнейшей переработки и т.п.; — очистку органических отходов для последующей утилизации Эта группировка не включает: — сжигание и окисление опасных отходов I — IV класса опасности, см. 38.22; — услуги, предоставление которых включает сортировку смешанных перерабатываемых материалов, таких как бумага, пластмасса, банки от пива и металлы, см. 38.32; — дезинфекцию, очистку земли, воды, уменьшение действия ядовитых материалов, см. 39.00
Обработка и утилизация опасных отходов Эта группировка включает: — утилизацию и очистку перед утилизацией твердых или нетвердых опасных отходов I — IV класса опасности, включая взрывчатые вещества, окисляющие, огнеопасные, инфекционные, токсичные, раздражающие, канцерогенные, вещества, подвергнутые коррозии, химикаты и прочие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества и материалы Эта группировка включает: — деятельность по очистке опасных отходов I — IV класса опасности; — деятельность по очистке и утилизации токсичных живых или павших животных и загрязняющих окружающую среду отходов; — деятельность по сжиганию опасных отходов I — IV класса опасности; — деятельность по утилизации использованных товаров, таких как холодильники, в целях изъятия содержащихся в них вредных веществ и деталей конструкций; — деятельность по очистке, утилизации и хранению радиоактивных отходов, включая: очистку и утилизацию радиоактивных отходов с малым временем полураспада, т.е. распадающихся в пределах периода перевозки из лечебных учреждений, герметизацию, подготовку и прочую обработку ядерных отходов для хранения Эта группировка не включает: — переработку ядерного топлива, см. 20.13; — сжигание неопасных отходов, см. 38.21; — дезинфекцию и очистку земли, воды; уменьшение в них содержания токсичных материалов, см. 39.00
Деятельность по обработке вторичного сырья
Демонтаж техники, не подлежащей восстановлению Эта группировка включает: — демонтаж техники, пострадавшей вследствие любых аварий (автомобилей, судов, компьютеров, телевизионного и прочего оборудования) для утилизации содержащихся в ней материалов Эта группировка не включает: — утилизацию использованных товаров, таких как холодильники для извлечения из них опасных отходов I — IV класса опасности, см. 38.22; — демонтаж автомобилей, судов, компьютеров, телевизионного и прочего оборудования для получения годных к употреблению деталей для дальнейшей перепродажи, см. раздел G
Утилизация отсортированных материалов Эта группировка включает: — переработку металлических и неметаллических отходов, мусора и прочих предметов во вторичное сырье, обычно с применением процесса механической или химической переработки Металлические отходы включают отходы и лом черных и цветных металлов (в том числе драгоценных), неметаллические — отходы резины, текстильных материалов, бумаги и картона, драгоценных камней, отходы и лом пластмасс, стекла, прочие неметаллические отходы и лом. В группировку включена переработка материалов из отходов в форме: во-первых, отделения и сортировки восстанавливаемых материалов от неопасных потоков отходов (т.е. гниющего мусора) или, во-вторых, отделения и сортировки смешанных регенерируемых материалов, таких как металлы, бумага, пластмасса, использованные банки от напитков Примерами механических или химических процессов утилизации являются: — механическое дробление металлических отходов от подержанных автомашин, стиральных машин, велосипедов и т.д.; — механическое сокращение объема больших железных частей типа железнодорожных вагонов; — измельчение металлических отходов, автомобилей, отслуживших свой срок и т.д.; — прочие методы механической обработки, такие как сжатие, прессовка для уменьшения объема; — извлечение металлов из фотографических отходов, например фотопленки и бумаги Эта группировка не включает: — производство новых готовых продуктов из (действительно произведенного) вторичного сырья, типа крученной пряжи из имеющегося запаса, производство целлюлозы из бумажных отходов, утилизацию протекторов шин или производство металла из металлических отходов, см. соответствующие группировки в разделе C (ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА); — переработку ядерного топлива, см. 20.13; — переплавку железных отходов и лома, см. 24.10; — получение вторичного сырья в процессе сжигания или окисления, см. 38.2; — обработку и утилизацию неопасных отходов, см. 38.21; — обработку органических отходов для последующей утилизации, включая производство компоста, см. 38.21; — регенерацию энергии (энергетическую утилизацию отходов) в процессе сжигания неопасных отходов, см. 38.21; — обработку и утилизацию переходных радиоактивных отходов больниц и т.д., см. 38.22; — обработку и утилизацию ядовитых, загрязненных отходов, см. 38.22; — оптовую торговлю вторичным сырьем, см. 46.77
Сортировка материалов для дальнейшего использования
Сортировка металлических материалов для дальнейшего использования
Сортировка неметаллических материалов для дальнейшего использования