Экспертиза проектной документации замечаний

Наиболее распространенные ошибки и виды замечаний при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Семинар «Наиболее распространенные ошибки и виды замечаний при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

21 мая 2018 года приглашаем Вас принять участие в семинаре Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») «Наиболее распространенные ошибки и виды замечаний при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Семинар ориентирован на инженеров-проектировщиков, специалистов проектных организаций, участвующих в разработке проектной документации ГИПов, заказчиков, а также всех заинтересованных лиц.

Целью семинара является исключение ошибок при загрузке документов для проведения экспертизы. На семинаре будут обсуждены основные проблемные вопросы, возникающие по расчетам за оказания услуг по прохождении государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий. Слушатели получат информацию об изменениях в законодательстве РФ, а также получат ответы на интересующие их вопросы.

Место проведения: Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России»), Северо-Кавказский филиал, г. Кисловодск, проспект Ленина/ул. Стопани, дом 6/10, этаж 1, конференц-зал

Время: с 09.30 до 14.15 (МСК).

Жители других городов могут принять участие в семинаре в филиалах Главгосэкспертизы России в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Красноярске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Севастополе, Хабаровске и Ханты-Мансийске по системе видео-конференц-связи (ВКС).

Все участники семинара получают именной сертификат об участии в семинаре установленного Главгосэкспертизой России образца.

Программа семинара

Регистрация участников семинара

Открытие семинара. Основные задачи и план работы семинара.
Ястребов Анатолий Иванович – заместитель начальника Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Обзор актуальных изменений в законодательстве, влияющих представление документации на экспертизу. Юридические аспекты заключения договора на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Иванченко Святослав Анатольевич — начальник планово-договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Проблемные вопросы, возникающие в процессе направления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости.
Кузьменко Ирина Сергеевна – главный специалист планово-договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
Белоцкий Сергей Дмитриевич – главный специалист по информационным технологиям общего отела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Вопросы, возникающие при расчетах за оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости.
Лампицкая Анастасия Вадимовна — ведущий специалист планово-договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Круглый стол, ответы на вопросы

Модератор
Иванченко Святослав Анатольевич – начальник планово — договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Представители ФАУ «Главгосэкспертиза России»:
Чайка Светлана Юрьевна – заместитель начальника-начальник отдела комплексной экспертизы Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
Басова Ольга Юрьевна – и.о. начальника отдела специализированных экспертиз Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
Даудрих Эдуард Адамович – и.о начальника отдела строительных решений и инженерного обеспечения Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Семинар проведут сотрудники Главгосэкспертизы России:

  • Иванченко Святослав Анатольевич – начальник планово — договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Чайка Светлана Юрьевна – заместитель начальника-начальник отдела комплексной экспертизы Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Басова Ольга Юрьевна – и.о. начальника отдела специализированных экспертиз Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»
  • Даудрих Эдуард Адамович – и.о начальника отдела строительных решений и инженерного обеспечения Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России»

В рамках работы семинара запланировано проведение круглого стола. Модератор круглого стола – Иванченко Святослав Анатольевич – начальник планово — договорного отдела Северо-Кавказского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Оплата и участие в семинаре

Участие в семинаре платное, стоимость – 10 030 руб., в том числе НДС – 1 530 руб. за одного слушателя, независимо от места участия.

Оплата участия в семинаре производится по безналичному расчету на основании:

  • счета (аванс 100% за информационно-консультационные услуги в форме проведения семинара, с указанием темы, даты семинара и ФИО слушателей);
  • договора с предоплатой 100% или оплатой по факту оказания информационно-консультационных услуг и счета, выставляемого на основании подписанного сторонами договора.

Записаться на семинар

Для участия в семинаре Вам необходимо направить письмо по электронной почте на адрес [email protected], приложив заполненную заявку на участие в формате MS EXCEL, а также в сканированном виде в формате PDF, с подписью и печатью Вашей организации.

В теме письма просим указывать дату проведения семинара и место участия.

Заявка – основной документ, содержащий данные о Вашей организации, список слушателей и предпочитаемый Вами вариант оплаты. На основании заявки мы формируем счет и (или) договор об оказании информационно-консультационных услуг (на Ваш выбор, указывается в заявке).

В среднем, от момента получения заявки от Вас до момента подписания всех документов и выставления счета на оплату проходит от 5 до 7 рабочих дней, поэтому просим Вас заранее присылать заявку на участие в семинаре.

В случае, если Вы хотите принять участие в семинаре, но по ряду причин Ваша бухгалтерия не успевает оплатить счет до его начала, возможно участие на основании гарантийного письма от Вашей организации.

В день проведения семинара происходит обмен экземплярами договора об оказании информационно-консультационных услуг (в случае, если требовалось оформление договора) и акта сдачи-приемки оказанных услуг, подписанными с каждой из сторон.

По завершении семинара мы передадим Вам оригиналы финансовых документов и сертификат(ы) об участии в семинаре.

Вопросы по данному семинару Вы можете задать, направив письмо по электронной почте на адрес [email protected] Феоктистовой Олесе Ивановне.

В теме письма просим указывать дату проведения семинара и место участия.

Сроки и порядок проведения экспертизы и результатов инженерных изысканий в компании «Северо-Западный Экспертный Центр» («СЗЭЦ»)

Один из главных вопросов, который интересует застройщиков при оформлении проектной документации – это сроки проведения ее экспертизы. Казалось бы, вопросов здесь быть не должно, так как всю информацию можно найти в законодательных актах. Проблема заключается в том, что законы часто меняются, поэтому в Интернете представлена разная информация. В одних случаях говорится о 3-5 днях, в других – о 45 днях, а в некоторых источниках можно встретить 90 дней.

Чтобы четко понимать сколько времни необходимо для проведения экспертизы, нужно внимательно работать с официальной информацией. Ориентироваться нужно не на советы из Интернета, а на федеральные законы, постановления и другие действующие нормативные акты. Прежде всего, застройщику нужно изучить Постановление Правительства РФ №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Если говорить более точно, нас интересует пункт 29, который определяет время в 60 дней.

Пункт 29 определяет также ситуации, когда время на проведение государственной экспертизы сокращается до 45 дней:

  • Проверка результатов инженерных изысканий до направления;
  • В отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения, которые не относятся к уникальным объектам;
  • В отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальные ремонт) которых будут проводиться в особых экономических зонах.

Но и это еще не все. В 2016 году Постановление было дополнено пунктом 29.1, по которому время на проведение экспертизы при оформлении проектной документации могут быть продлены не более чем на 30 дней по инициативе заявителя в установленном договором порядке.

Негосэкспертиза имеет такую же юридическую силу, что и государственная, но проводится она аккредитованными организациями. Их деятельность регламентируется Постановлением Правительства РФ №272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосэкспертизы и (или) результатов инженерных изысканий». Время на проведение прописано в пункте 6.

Согласно этому Постановлению, все процедуры негосэкспертизы, в том числе порядок подготовки заключения и его обжалования, регулируются аналогичным положением для проведения государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий. Таким образом, законодательство РФ регулирует время проведения одними и теми же нормативным актами. Срок негосэкспертизы аналогичен времени государственной и не должен превышать 60 дней.

В пункте 21 Постановления №145 сказано, что для проверки проектной документации определено не более 3 дней. При этом время проверки и выдачи документов не всегда совпадают на практике. Этот процесс выполняется в несколько этапов:

  • Заказчик должен передать полный пакет документов в соответствии с Постановлением №87;
  • Поступившие документы распределяются между специалистами;
  • Выявленные замечания должны оперативно отрабатываться заказчиком. Однако это возможно только в том случае, если обе стороны заинтересованы в скорейшей проверке и тесно взаимодействуют друг с другом. В некоторых случаях сам заказчик не спешит устранять замечания, поэтому время на выдачу заключения затягивается и превышает установленные значения;
  • Специалисты пишут отдельные замечания по разделам, после чего оформляют итоговое заключение.

Искусственно время никто не затягивает, так как времени в 60 дней вполне достаточно, чтобы проверить все поданные документы. Сложности возникают тогда, когда заказчик не отвечает на замечания. А поскольку заключение будет действительным только при отсутствии замечаний, то и положительное заключение он не получит.

Впрочем, не всегда «вина» за несвоевременную выдачу результатов лежит на заказчике. Государственные органы печально известны своей бюрократией. Даже если все документы будут в идеальном состоянии и поданы по всем правилам, возможны задержки по независящим от заказчика причинам. Поэтому многие застройщики или организации, уполномоченные застройщиками на ведение их дел, предпочитают обращаться в негосударственные компании.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области данные услуги оказывает ООО «Северо-Западный экспертный центр». Мы являемся негосударственной организацией, работающей по лицензии. Это значит, что наши заключения имеют официальный статус и могут быть использованы для дальнейшего проведения работ по строительству, реставрации и капитальному ремонту объектов.

Мы уважаем всех наших клиентов, а в работе ориентируемся на законодательство и здравый смысл, поэтому зачастую рассмотрение документов проходит намного быстрее 60 дней. К нам вы можете обратиться и за консультацией перед подачей документов в государственные органы. Наши специалисты имеют большой опыт в строительстве, поэтому они помогут в решении любых, даже самых сложных, вопросов.

Данная процедура – важный этап при проведении работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов. Это далеко не формальность, а серьезная процедура, при которой эксперты проверяют документы очень тщательно. Те застройщики, которые надеются «обойти» нормативные акты в сфере строительства, вынуждены тратить много времени на устранение полученных замечаний.

Экспертизу проектной документации проводят государственные или негосударственные учреждения. Во втором случае организации имеют лицензию, поэтому их заключение имеет юридическую силу. Сам проект подается в виде текстовой информации, а также в виде карт, планов и схем. В ней отражаются все сведения и решения (архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и другие), которые обеспечивают выполнение работ по строительству, реконструкции или ремонту объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ №87 от 16.02.2008 г., проект на капитальные объекты производственного и непроизводственного назначения включает в себя 12 разделов. К заполнению разделов застройщик должен подходить ответственно, так как от этого зависит время прохождения. Можно сказать, что разработка и проверка проектной документации является промежуточным этапом между планированием строительства и непосредственным проведением монтажных работ.

Процедура изучает весь пакет документов, относящихся к объекту строительства или капитального ремонта. Документы проверяются на соответствие заданию на проектирование, требованиям градостроительной и исходно-разрешительной документации. Эксперты проверяют все расчеты и сравнивают их с правилами строительства и ремонта, действующими в данный момент на территории нашей страны. Всю работу по подготовке проектной документации можно разделить на два основных этапа.

На первом этапе выполняется разработка документации по стадии «Проект». Чтобы выполнять дальнейшие работы, нужно получить разрешение на строительство. На стадии «Проект» (в документах проставляется литера «П») разрабатываются текстовая и графическая часть будущего объекта. Подробные схемы с указанием планировок, а также архитектурных и инженерных решений, здесь не выполняются. Информация должна быть представлена в минимально возможном объеме для обоснования принятых решений.

После разработки документов с литерой «П» проводится данная процедура. Далеко не всегда удается получить положительное заключение с первого раза. Наиболее типичные замечания на стадии разработки проекта приведены ниже:

  • Отсутствие градостроительных планов;
  • Отсутствие технических условий;
  • Отсутствие исходно-разрешительной документации;
  • Неактуальные версии документов;
  • Отсутствие разрешений на строительство или использование оборудования;
  • Необоснованные технические решения и т.д.

После получения замечаний, застройщик обязан их устранить. Все замечания должны быть учтены в новой версии документации. Если застройщик отвечает эксперту, но не меняет сам проект, это не является для эксперта основанием выносить положительное заключение.

Вторая стадия разработки – это этап «Рабочая документация». Документы подготавливаются после устранения замечаний первого этапа. Они не только учитывают первичную информацию, но и детализируют ее. На основе рабочей документации застройщик подготавливает смету на будущие работы по строительству или ремонту.

Заказать услуги можно в государственном или негосударственном учреждении. Полномочия у этих организациях одинаковые; одинаковыми будут и этапы проведения, и длительность ее проведения. При выборе негосударственной экспертизы заказчик должен проверить, что компания-эксперт имеет аккредитацию и большой опыт в проведении подобных проверок. Требования к экспертам определены законодательством. В частности, эксперты должны хорошо знать:

  • Виды и содержание технических документов, которые используются при подготовке к проверке;
  • Документы, связанные с деятельностью заказчиков, инвесторов строительства и генеральных проектировщиков;
  • Исходно-разрешительные и правоустанавливающие документы на объекты капитального строительства;
  • Градостроительные планы на объекты недвижимости;
  • Технические задания на проведение строительных или ремонтных работ.

Экспертиза проектной документации проводится для объектов, на строительство или ремонт которых выделены средства из федерального, областного или муниципального бюджета. Кроме того, экспертиза проводится и для объектов, которые предполагается строить на землях особо охраняемых природных территорий, а также в некоторых других случаях, определенных законодательством.

Для проведения экспертизы проектной документации заказчик (застройщик или его представитель) должен подать заявление и предоставить пакет документов в государственную или негосударственную. Этот пакет одинаков в обоих случаях, и включает в себя:

  • Краткую характеристику объекта, включая протяженность инженерных сетей;
  • Сведения о заказчике, застройщике и проектных организациях, которые являются участниками проекта;
  • Результаты инженерных изысканий;
  • Материалы обследования конструкций и обмерные чертежи;
  • Копии генерального плана, топографической съемки участка, организации участка, сводного документа по инженерным сетям;
  • Исходные документы (градостроительный план земельного участка с заключением администрации, санитарно-эпидемиологическое заключение, технические условия, задания на проектирование и инженерные изыскания, акт выбора участка, правоустанавливающие документы и существующие здания, для реконструируемых объектов – данные БТИ).

Документы подаются в распечатанном виде и в виде электронных копий. Порядок проведения определяет ее сроки. Они не должны превышать 60 дней, однако в некоторых случаях срок может быть сокращен до 45 дней. По сокращенному графику проверяются:

  • Результаты инженерных изысканий, направленные до направления на государственную экспертизу проектной документации;
  • Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, включая здания со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, которые не имеют статус уникальных объектов;
  • Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, для которых строительство (реконструкция, капитальный ремонт) будут вестись в особых экономических зонах.

В связи с ростом темпов строительства в нашей стране государственные учреждения перестали справляться с проверкой проектной документации в установленное законом время. Для решения этой проблемы несколько лет назад в Градостроительном кодексе прописали порядок проведения в негосударственных организациях. Правила не отличаются от работы государственных учреждений, но коммерческие организации предлагают более широкий спектр услуг, а сами работы выполняют быстрее установленных сроков.

Цены на проведение негосударственной экспертизы бывают даже ниже, а замечания не просто фиксируются, а снабжаются подробными комментариями экспертов. К ним можно обратиться заранее для консультации, чтобы устранить потенциальные замечания еще до подачи документов. Однако положительное заключение еще не означает, что объект будет построен качественно. Процедура только лишь гарантирует правильность расчетов, а вот за контроль строительных работ отвечают другие организации.

В СПб и Ленинградской области заказать экспертизу проектной документации вы можете в ООО «Северо-Западный Экспертный Центр». Мы работаем в полном соответствии с законодательством РФ, поэтому у нас вы получите официальные документы, которые станут следующим шагом для строительства вашего объекта.

Типовые замечания к проектной документации по объектам нефтегазоперерабатывающих производств в части технологических решений

Типовые замечания к проектной документации по объектам нефтегазоперерабатывающих производств в части технологических решений

По результатам проведения государственной экспертизы проектной документации в части технологических решений по объектам нефтегазоперерабатывающих производств можно выделить основные, наиболее часто повторяющиеся замечания к подготовке документации, связанные как с недостаточными обоснованиями принимаемых проектных решений (или их отсутствием.

Нужно отметить, что технические задания на проектирование (ТЗ), выдаваемые заказчиком (застройщиком), не конкретны и не позволяют сделать вывод о соответствии проектной документации требованиям ТЗ, технических регламентов и действующих нормативных правовых актов. Задание должно содержать, в том числе и предусмотренные законодательством требования к назначению объекта основным технико-экономическим показателям, технологии, режиму работы предприятия и основному технологическому оборудованию, включая:

  • годовую номинальную производительность технологического объекта (установки) и диапазон устойчивой его работы;
  • требования к качеству сырья и источники поступления;
  • ассортимент и характеристику готовой продукции;
  • источники поступления вспомогательных материалов, включая условия их доставки и хранения;
  • перечень лицензиаров технологических процессов (в случае их наличия) с указанием базовых проектов;
  • необходимость разработки проектной документации по этапам строительства (в случае необходимости), обеспечивающим автономный ввод в эксплуатацию объектов;
  • идентификационные признаки зданий и сооружений, в том числе уровень ответственности (часть 11 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Технические условия (ТУ) на подключение проектируемых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения заказчика и сторонних организаций оформляются с отступлением от требований, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 и части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:

  • отсутствуют сведения о наличии свободного резерва по каждому энергоносителю (т. е. не указаны данные по максимальной нагрузке);
  • отсутствует срок их действия и срок подключения;
  • во многих случаях ТУ представляются без указания даты утверждения и не заверенные печатью.

Представляемые в качестве исходных данных зарегистрированные в установленном порядке градостроительные планы земельных участков для размещения объектов капитального строительства, превышают установленный срок их использования – 3 года со дня их выдачи, согласно требованиям части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Возможность использования информации, указанной в представленном градостроительном плане земельного участка, необходимо подтверждать нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Подраздел проектной документации «Технологические решения» на строительство (реконструкцию) объектов производственного назначения по составу и содержанию разрабатывается с отступлением от требований Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, так как в текстовой и графической частях проектной документации отсутствуют следующие сведения:

  • сведения о результатах расчетов и анализа опасностей технологических процессов, обосновывающие принятые технические решения, т. е. необходимо в проектной документации делать выводы по результатам расчетов (технологических, тепловых, гидравлических и др.) и проведенных качественных анализов опасностей (в том числе методы по идентификации опасностей и анализу опасности и работоспособности), на основании которых определяется технология производства, осуществляется разработка технологического процесса, выбор оборудования и т. п., что и является обоснованием принятого решения и подтверждением технологической возможности эксплуатации объекта (установки) на предусмотренных рабочих параметрах, что в совокупности обеспечивает безопасность эксплуатации технологических объектов;
  • технические решения по обоснованию автономного ввода в эксплуатацию объекта, подтверждающего технологическую возможность реализации по этапам строительства (в случае выделения этапов строительства);
  • не указаны сведения по диапазону устойчивой работы установки (в процентах от номинальной производительности) с учетом требований задания на проектирование, которые должны быть обоснованы с учетом обеспечения устойчивого режима работы и выработки продукции, отвечающей требованиям нормативной и технической документации;
  • в части обеспечения безопасности по хранению и обращению с химреагентами (в том числе щелочами и кислотами), используемыми в технологическом процессе, с учетом требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559), «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 года № 125) и др.;
  • технические решения по технологическим трубопроводам, включая решения по выбору методов и объему контроля сварных соединений неразрушающими методами (п. 5.1.9 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»), испытанию технологических трубопроводов (вид, способ испытания, величина испытательного давления, время выдержки и т. п.), а также сведения о сроке службы технологических трубопроводов с учетом требований п.5.1.2 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» и пр.;
  • по надежности системы ПАЗ и выполнению требований раздела 6 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
  • для здания операторной не указана величина избыточного давления взрыва, на которую рассчитаны ограждающие конструкции, для подтверждения соответствия требованиям п.10.4 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
  • по доведению объекта до требований действующих нормативных технических документов (с указанием перечня мероприятий) при реконструкции объекта.

Технологические схемы представляются в основном в объеме схем технологического процесса Лицензиара, которые не содержат достаточной информации для проведения экспертизы: отсутствуют режимные параметры продуктов, не нанесены в полном объеме приборы контроля, управления и ПАЗ технологическим процессом, что не позволяет оценить его безопасность.

Проектная документация представляется на экспертизу с очень сырой информацией по технологическому оборудованию, при этом готовившие ее специалисты ссылаются на отсутствие тендера. Для оценки безопасности применяемого оборудования с учетом статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и пункта 22(ж) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должны быть представлены сертификаты (декларации) соответствия требованиям технических регламентов либо опросные листы на разработку и изготовление оборудования (в том числе сосудов и аппаратов, печей, динамического оборудования), а также чертежи общего вида в объеме технического проекта на нестандартное оборудование с указанием основных технических характеристик, материального исполнения основных деталей (марка стали), вида взрывозащиты электрооборудования, степени защиты (IP), необходимого объема автоматизации и требований действующих российских нормативных документов, в соответствии с которыми должно быть разработано и изготовлено данное оборудование.

Не предоставляются сведения о результатах обследования фактического состояния существующего оборудования и трубопроводов, задействованных технологической схемой с целью обеспечения безопасной эксплуатации проектируемого объекта, что необходимо делать с учетом требований статей 7, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Не предоставляются сведения по согласованию органов воздушного транспорта по размещению на проектируемом объекте сооружений (оборудования) высотой выше 50 м, с учетом требований части 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и п.п.60-61 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138.

В проектной документации необоснованно указывается межремонтный период работы технологического объекта (установки) как показатель, не относящийся к проектированию, с учетом требований статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, которые не предусматривают в составе проектной документации разработку проектных решений по обеспечению безремонтного пробега оборудования.

При этом согласно п.п.11.1-11.2 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования (в том числе продолжительность работы технологических объектов (установок) между остановками для ремонта) должен быть определен в нормативных технических документах эксплуатирующей организации (стандарты, положения, инструкции) с учетом условий их эксплуатации, оценки вероятности и последствий отказа, требований нормативных документов, инструкций организаций-изготовителей.

Таким образом, качество проектной документации во многом зависит и от полноты и достоверности исходных данных, содержащихся в исходно-разрешительных документах, в том числе в задании на проектирование, технических условиях на подключение объектов строительства к коммуникациям инженерного обеспечения, документации по земельным участкам и в иных данных. Проектные решения должны учитывать в полной мере требования, предъявляемые техническими регламентами и другими действующими нормативными документами, включая требования к составу и содержанию проектной документации и результатов инженерных изысканий. Только такой подход обеспечивает безопасность и надежность опасных производственных объектов при эксплуатации и исключает опасность возникновения аварий с тяжелыми последствиями и гибелью людей.

Экспертиза проектной документации: порядок прохождения и ошибки проектной документации

экономические науки

  • Маслиёва Виктория Николаевна , магистр, студент
  • Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
  • ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
  • ОШИБКИ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
  • ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Похожие материалы

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта [1].

Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены Постановлением № 87 от 16.20.2008г. [2].

Проектная документация является одним из основных документов, с которым необходимо работать строительной организации на всех стадиях жизненного цикла строительства. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт начинается с разработки, согласования и экспертизы проектной документации, при этом экспертиза представляет собой контрольную точку между планированием объекта и строительно-монтажными работами.

Экспертиза проектной документации исследует пакет документов, которые будет включать в себя планируемый объект. Проект исследуется на соответствие данных и расчетов установленным нормам и правилам действующими на территории РФ, заданию на проектирование, требованиями исходно-разрешительной документации, техническим регламентам и градостроительной документации.

Проектная документация имеет две основные стадии проектирования:

1. Разработка проектной документации по стадии «Проект». На этом этапе необходимо получение разрешения на строительство. Здесь разрабатываются текстовая и графическая части проектируемого объекта. В проекте на стадии «П» схема организации планировочных, архитектурных, конструктивных и др. решений, выполняются без детализации, в объеме и составе, достаточном для обоснования проектных решений.

После разработки проекта проводится экспертиза и выдаются замечания по проекту, основными из которых являются:

  • отсутствие исходно-разрешительной документации;
  • отсутствие градостроительных планов;
  • отсутствие технических условий;
  • неактуализированная нормативная документация;
  • необоснованное принятие тех или иных решений;
  • отсутствие разрешительной документации на оборудование и т.д.

После прохождения экспертизы проектировщик должен составить соответствующие ответы на замечания экспертизы и внести исправления в проект. На практике бывает и так, что проектировщик отвечает на замечания экспертизы, не исправляя сам проект. В результате чего строительный и технический надзор заказчика не допустит объект к эксплуатации т.к. замечания экспертизы не отражены в проекте.

2. Стадия «Рабочая документация». После стадии «Проект» подготавливается рабочая документация. Здесь проект выполняется в развернутом виде, с детализацией необходимых решений, составляется сметная документация.

Экспертиза проектной документации делится на государственную и негосударственную. Полномочия организаций выполняющих государственную и негосударственную экспертизу, а также статус результатов их работы одинаковы. Главным образом необходимо чтобы эксперт был аккредитован и имел соответствующее образование, навыки и квалификацию.

В соответствии с законодательством [3], эксперты обязаны иметь все необходимые практические навыки и отлично разбираться в следующих вопросах:

  1. связанных с техническими документами, которые используются при подготовке экспертизы;
  2. связанных со сферой деятельности заказчиков и инвесторов-застройщиков, а также генеральных проектировщиков;
  3. связанных с исходно-разрешительной документацией и правоустанавливающими документами на объекты капитального строительства, градостроительными планами на объекты недвижимости, а также техническими заданиями на проектные и строительные работы.

В целом схема экспертизы проектной документации представлена на рис. 1

Рисунок 1. «Схема экспертизы проектной документации».

Государственная экспертиза – это экспертиза проектной документации, на объекты которых выделены денежные средства из федерального, областного или муниципального бюджета, а также проектная документация объектов, которые предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий и т.д.

Для выполнения государственной экспертизы необходимо предоставить заявление и необходимый пакет документов в соответствии с [3], а именно:

  • сведения об объекте (краткая характеристика, основные показатели в соответствии назначению в т. ч. протяженность инженерных сетей)
  • сведения о проектных организациях – участниках проекта:
  • сведения о заказчике, застройщике.
  • исходная документация (санитарно-эпидемиологическое заключение на участок строительства, градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации (для объекта капитального строительства), тех. условия на инженерное обеспечение, акт выбора земельного участка, задания на проектирование и инженерные изыскания, правоустанавливающие документы на земельный участок и существующие здания, материалы БТИ (для реконструируемых объектов)
  • инженерные изыскания. Материалы обследования существующих конструкций, обмерные чертежи.
  • проектно-сметная документация.
  • копии: топографической съемки, схемы планировочной организации земельного участка-генерального плана и сводного плана инженерных сетей.
  • электронные версии текстовых документов.

Государственная экспертиза проводится в строгом соответствии с утвержденными расценками и сроками. Срок проведения составляет не более 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:

  1. результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
  2. проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
  3. проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Градостроительный кодекс РФ предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации. Негосударственная экспертиза имеет более широкий спектр услуг и делает все работы, связанные с экспертизой по принципу «единого окна». Обращаясь к эксперту и заключая с ним договор, заказчик получает заключение по всем нормативным актам, предусмотренным законодательством. Кроме того, все недостатки в заключении, сопровождаются комментариями по их устранению. Что касаемо сроков и стоимости негосударственной экспертизы, то они более гибки и менее затратны по сравнению с государственной экспертизой. Принимая решение воспользоваться негосударственной экспертизой следует убедиться в аккредитации организации.

Некоторые аспекты, которые являются предметом исследования негосударственной экспертизы:

  • соответствие проектных документов предписаниям нормативных актов в области строительства.
  • социальная значимость планируемого объекта.
  • правильность проведенных сметных расчетов.
  • финансовая целесообразность и экономическая привлекательность планируемого объекта;
  • социальная значимость планируемого строительства (предоставление рабочих мест, заложенные в смету расходы на страхование работников, социальная поддержка семей работников и так далее).
  • соответствие проектных документов предписаниям инженерной безопасности объекта.

Особо следует отметить, что положительное заключение – это еще не гарантия качества объекта строительства. Создание строительной продукции напрямую зависит от общего вклада многих участников инвестиционно-строительного процесса (ИСП): инвестора, застройщика, заказчика, проектировщика, поставщиков. Взаимодействие указанных субъектов порождает и множество проблем, отражающихся на ходе строительства и качестве объекта строительства [4]

Что касаемо качественной и «безопасной» экспертизы, то эксперт-проектировщик-заказчик несут консолидированную ответственность в отношении проектируемого объекта. С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 368-ФЗ, который изменил редакцию нескольких статей Градостроительного кодекса РФ. Все изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящей к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах отправляются на повторную экспертизу.

Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
  2. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 23.01.2016) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  3. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 07.12.2015) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2015).
  4. Киселев Д.Е., Маслиева В.Н., Павленко А.В. К вопросу о взаимодействии субъектов инвестиционно-строительного процесса в разрезе выполнения проектных работ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 926-929.
  5. Киселев Д.Е., Калиниченко В.С. К вопросу о саморегулируемых организациях в строительной отрасли // В сборнике: Энерго- и ресурсосбережение в строительной индустрии. Организационно-экономические и социальные проблемы хозяйствования в строительстве 2010. с. 97-104.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.