Страховой случай в системе социального страхования относится

Об основах обязательного социального страхования (N 165-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ

ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года
Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 05.03.2004 N 10-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования (далее также — страховые взносы и (или) налоги).

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

установление видов обязательного социального страхования;

установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

управление системой обязательного социального страхования.

Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования

1. Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию.

2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Статья 9. Возникновение отношений по обязательному социальному страхованию

1. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами.

2. Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика осуществляется в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 10. Права и обязанности застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право:

1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

2. Застрахованные лица обязаны:

1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

2) уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 11. Права и обязанности страховщиков

1. Страховщики имеют право:

1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;

3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;

4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться в установленном федеральным законом порядке в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

6) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

7) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

8) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

2. Страховщики обязаны:

1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

2) обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов и (или) зачисляемых средств от уплаты налогов;

7) осуществлять регистрацию страхователей;

8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной информации, порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;

10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Статья 12. Права и обязанности страхователей

1. Страхователи имеют право:

1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами;

6) обращаться в суд для защиты своих прав.

2. Страхователи обязаны:

1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования;

6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 13. Управление системой обязательного социального страхования

1. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осуществляет управление системой обязательного социального страхования.

2. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

4. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

5. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

6. Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования.

Статья 14. Контроль в системе обязательного социального страхования

1. Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

Глава IV. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 15. Бюджетный процесс в системе обязательного социального страхования

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

Статья 16. Особенности бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются:

страховые взносы и (или) налоги;

дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 18. Установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование

1. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 19. Расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчеты об их исполнении

1. Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Статья 20. Начисление и внесение страховых взносов

1. Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

2. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.03.2004 N 10-ФЗ.

4. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов

1. Условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Статья 22. Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения

1. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

2. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 23. Хранение денежных средств обязательного социального страхования

1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Статья 24. Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании и нормы международного права

В случае, если международными договорами Российской Федерации или ратифицированными Российской Федерацией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, применяются нормы международных договоров Российской Федерации или международные конвенции.

Статья 26. Сроки исковой давности

Сроки исковой давности в системе обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 27. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного социального страхования

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования, рассматривается страховщиком в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного заявления. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.

В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного социального страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Обязательное социальное страхование

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ
  • Консолидированный бюджет РФ
  • Доходы государства

Обязательное социальное страхование и социальные внебюджетные фонды

Финансовая система обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование, т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие «социальное обеспечение» содержится в действующей Конституции РФ, в документах Международной организации труда, в Налоговом кодексе РФ (часть II, глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из федерального бюджета. В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней.

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Принципы социального страхования

Социальным страхованием называется система отношений, при содействии которых производится распределение и перераспределение национального дохода.

Он формируется в специальных страховых фондах с целью содержания лиц, не принимающих участие в общественном труде, и координируется рядом специальных Федеральных законов, в число которых входят:

  1. Об основах обязательного социального страхования.
  2. Обязательное медицинское страхование.
  3. Обязательное пенсионное страхование.
  4. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Принципы, их значение

Социальная защита населения основывается на социальном страховании, являющимся механизмом, с помощью которого государство реализует свою социальную политику. Оно представлено как отдельный субъект социальной защиты, являясь особой финансовой системой.

Ответственность за организацию социальной защиты граждан государством закреплена Конституцией РФ, поэтому в руководстве системой социального страхования государство выступает в качестве инициатора, поручителем конституционных прав граждан.

Основополагающими принципами, образующими систему социального обеспечения являются:

  • личная ответственность граждан, подразумевающая наделение человека свободой, тесно сопряженной с его ответственностью по отношению к себе, семье и обществу;
  • солидарная взаимопомощь, оказываемая работодателем и работниками, обусловленная сложным сочетанием явлений технического, экономического и социального характера, вызывающих социальные риски;
  • субсидиарная ответственность или гражданская ответственность соразмерная приемлемой помощи общественных и государственных структур;
  • реципрокность, то есть взаимная ответственность по отношению к исполнению нормативных обязательств субъектами, вступающими в страховые отношения.

Помимо них в его организацию заложены исходные положения, такие как самоуправление с демократическим централизмом, самоокупаемость, всеобщая гласность, осуществление компенсаций за последствия социальных рисков, равенство граждан на право социального страхования.

Отсюда следует, что функционирование социального страхования возможно, если все субъекты правоотношений несут равную социальную ответственность за исполнение обязанностей, возложенных на них.

Для формирования его денежного фонда государство выделяет дотации, кроме того в него вносят страховые взносы предприятия, компании, физические лица. Из средств, собранных в фонде осуществляется выплата денежных пособий работникам, служащим и членам их семей.

Цель социального страхования

Социальное страхование это система государственного обеспечения граждан в РФ, которая устанавливается, контролируется, гарантируется государством согласно указаниям действующих законодательных актов.

К основным видам выплат относятся пособия по:

  • безработице в ситуациях, когда работоспособный гражданин не может трудоустроиться в соответствии с приобретенной специальности;
  • нетрудоспособности, связанной с болезнью, подтвержденной медицинским заключением;
  • беременности и родам назначается женщинам при предъявлении больничного листка;
  • старости, пенсионное обеспечение назначается при достижении установленного законодательством возраста;
  • инвалидности, наступившей в результате несчастных случаев, ДТП либо врожденной;
  • потери кормильца в связи со смертью из-за непредвиденных ситуаций.

Основная цель системы социального страхования проявляется в гарантированном обеспечении безопасности, ее незыблемости и качественности, для чего необходимо создание:

  • экономических и правовых условий для формирования страховых прав работников по найму, самостоятельно организовывающих свою деятельность, которые позволят им получить пенсию, пособия соразмерные с получаемой заработной платой. Причем размер пенсионного обеспечения равно 40-50 % от заработной платы, а пособий 50-85 %;
  • юридических, координационных, административных механизмов, позволяющих вести учет страховых взносов, производить оперативную и полную выплаты застрахованным лицам в виде пособий, пенсий;
  • информационной базы открытого типа, предоставляющей необходимые сведения о правах и обязанностях, способах осуществления проверок по накопленным страховым взносам, об организации всенародных и государственных механизмов проведения контроля над эффективным управлением финансовыми ресурсами страхователям.

Про добровольное социальное страхование читайте тут.

Факторы его осуществления

Социальное страхование при осуществлении своей деятельности, которая регулируется указаниями Федеративных законов, имеет разнообразные виды и способы.

В организации деятельности, принципами социального страхования являются: формирование и управление страховыми фондами, которые заключены в:

  • уровне государственного участия, которое подразделяется на государственное, полностью владеющее и управляющее страховыми фондами и коллективное, где оно осуществляет контроль соблюдения правилами законодательных актов, возлагая ответственность за оперативное управление системой на страхователей и страховщиков;
  • автономности финансовых средств, состоящих из государственных бюджетных, используемых для всех видов требований и внебюджетных, сформированных для исполнения целевых назначений. Самоуправляющиеся фонды делятся на государственные и негосударственные, доверительное управление, которми производят страховые организации, руководящие инвестиционными компаниями, пенсионными фондами;
  • стабильность финансовой системы, обеспечивающей обязательное социальное страхование, действующей на равноценности размеров, предоставляемого страхового обеспечения и уплаченных страховых взносов;
  • государственной гарантии по соблюдению прав граждан, заключивших договор на страхование, на защиту от воздействия социальных рисков и выполнение обязательств по обязательному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика.

Его деятельность осуществляется путем выдачи компенсаций по социальным рискам, которые позволяют обезопасить граждан в ситуациях их возникновения.

Показатель социального страхования устанавливается по виду риска и последствий его влияния, которые зависят от следующих факторов:

  • уровня проявления в обществе;
  • степени потери дохода полностью либо снижение некоторой его части;
  • меры покрытия риска, предписанного обществом и государством, вытекающего из целей преследуемых общей социальной политикой.

В Российской Федерации предусмотрены нижеперечисленные виды социального страхования:

  • медицинское, возмещает риски по временной нетрудоспособности, связанной с болезнью, травмами, беременностью и родам, уходе за ребенком;
  • пенсионное, компенсирует риск по потере главы семьи или кормильца, достижения старости, инвалидности;
  • последствий профессиональных рисков, в число которых входят несчастные случаи, произошедшие на производстве, профессиональные заболевания;
  • по долгосрочному уходу вследствие потери способности самостоятельно вести жизнедеятельность из-за серьезных нарушений здоровья, когда необходима посторонняя помощь и дополнительные расходы для жизнеобеспечения;
  • отсутствия работы, сопровождаемый невозможностью найти заработок, обеспечивающий жизнедеятельность человека.

Что касается размера получаемых денежных средств, то он рассчитывается с учетом общего трудового стажа, начисляемой заработной платы, степени потери способности трудится наравне с лицами, способными полноценно принимать участие в общественном труде.

Какие решаются задачи

В условиях рыночной экономики на осуществление социального страхования влияют факторы экономические и правовые, которые учитываются при назначении денежных выплат из фондов социального страхования.

К основным задачам, решаемым посредством осуществления социального страхования, относятся:

  • образование денежных фондов, которые идут на осуществление выплат;
  • создание требуемого количества и структуру части населения, занимающегося общественно-полезной деятельностью;
  • сокращение разрыва уровня материального состояния между работающими и неработающими членами общества;
  • повышение уровня жизни разнообразных социальных категорий населения, которые не вовлечены в трудовой процесс.

Следовательно, необходимо учитывать особую значимость системы социального страхования, его влияние на протекание общественных процессов, совершенствовать ее путем концентрирования ресурсов в единых фондах для обеспечения населения Российской Федерации социальной защитой, обладающей надежностью и устойчивостью.

Про отчисления работодателей на социальное страхование смотрите на этой странице.

Какие бывают пособия по государственному социальному страхованию, рассматривается тут.

Видео: Видеоинфографика о социальном страховании несчастных случаев на производстве