Оглавление:
Примерная форма искового заявления о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (гражданское судопроизводство) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
По вопросу определения подсудности дел, связанных с обжалованием предписаний трудовой инспекции см. Энциклопедию решений. Обжалование предписания трудовой инспекции
В [ наименование суда, в который подается жалоба ]
Истец: [ Ф. И. О./наименование ]
[ адрес, телефон, факс, адрес электронной почты ]
[ дата и место рождения/
информация о государственной регистрации ]
Ответчик: Государственный инспектор труда
в [ наименование субъекта РФ ] [ Ф. И. О. ]
[ адрес, телефон, факс, адрес электронной почты ]
Исковое заявление
о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда
(гражданское судопроизводство)
По результатам проверки, проводимой инспектором труда [ Ф. И. О. ] государственной инспекции труда [ число, месяц, год ], было выдано предписание [ Ф. И. О./наименование заявителя ] об устранении выявленных нарушений, а именно: [ требования, указанные в предписании ].
С данным предписанием я не согласен, так как [ привести обоснование ].
Таким образом выводы инспектора труда являются незаконными и необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 357 ТК РФ, ст. ст. 16, 22, 23 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, прошу:
1. Предписание государственного инспектора труда в [ субъект РФ ] N [ значение ] от [ число, месяц, год ] признать незаконным и отменить.
1) копии заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
2) квитанция об оплате государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
4) копия предписания государственного инспектора труда.
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя истца.
[ число, месяц, год ]
[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего заявление ]
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма искового заявления о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (гражданское судопроизводство)
Разработана: Компания «Гарант», февраль, 2017 г.
Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (административное судопроизводство) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
По вопросу определения подсудности дел, связанных с обжалованием предписаний трудовой инспекции смотри Энциклопедию решений. Обжалование предписания трудовой инспекции
В [ наименование суда, в который подается жалоба ]
Административный истец: [ Ф. И. О./наименование ]
[ адрес, телефон, факс, адрес электронной почты ]
[ дата и место рождения/
информация о государственной регистрации ]
Административный ответчик: Государственный инспектор труда
в [ наименование субъекта РФ ] [ Ф. И. О. ]
[ адрес, телефон, факс, адрес электронной почты ]
Административное исковое заявление
о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда
(административное судопроизводство)
По результатам проверки, проводимой инспектором труда [ Ф. И. О. ] государственной инспекции труда [ число, месяц, год ], было выдано предписание [ Ф. И. О./наименование заявителя ] об устранении выявленных нарушений, а именно: [ требования, указанные в предписании ].
С данным предписанием я не согласен, так как [ привести обоснование ].
Таким образом, выводы инспектора труда являются незаконными и необоснованными.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Считаю, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод Административного истца является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 357 ТК РФ, ст. ст. 16, 22, 23 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу:
1. Предписание государственного инспектора труда в [ субъект РФ ] N [ значение ] от [ число, месяц, год ] признать незаконным и отменить.
1) копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) [ документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования ];
4) копия предписания государственного инспектора труда.
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца.
[ число, месяц, год ]
[ подпись, инициалы, фамилия лица, подписавшего заявление ]
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (административное судопроизводство)
Разработана: Компания «Гарант», февраль 2017 г.
Специализированное адвокатское бюро по вопросам миграции
Связаться с нами:
Обжалование предписания государственного органа
Обжалование предписания органов государственного контроля (надзора).
1. Порядок обжалования предписания.
Предписания трудовой инспекции, госпожарнадзора, фас, роспотребнадзора и других органов контроля или надзора являются ненормативными правовыми актами.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Данными кодексами установлены следующие правила о подсудности. В случае, если предписание органа государственного контроля (надзора) затрагивает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то оно подлежит обжалованию в Арбитражный суд. В иных случаях спор будет подсуден суду общей юрисдикции.
В соответствии с положениями АПК РФ, лицо вправе обжаловать предписание при наличии двух условий:
1.предписанием незаконно возложена обязанность, либо созданы препятствия к осуществлению данным лицом предпринимательской или иной экономической деятельности
2.предписание не соответствует закону или иному НПА
Заявление, направляемое в Арбитражный суд, должно соответствовать требованиям ч.1 ст.199 АПК РФ (образец см. далее).
К заявлению необходимо приложить подлинник предписания, либо его надлежаще заверенную копию, а так же иные документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ.
2.Срок обжалования предписания.
Законом установлено, что лицо может обжаловать ненормативно-правовой акт в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в течении 3 месяцев с того момента, как лицо узнало о нарушении своих прав или законных интересов.
В отношении предписания, такой срок будет исчисляться с момента получения предписания лицом, которому оно адресовано.
Пропуск указанного срока не лишает лица права на обращение в суд, однако в таком случае необходимо доказать, что процессуальный срок был пропущен по уважительной причине.
3. Госпошлина за обжалование предписания.
В случае обращения в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания органа контроля (надзора) подлежит уплате государственная пошлина. Ее размер для физического лица составляет – 200 рублей, для юридического – 2000 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины вы всегда можете найти на сайте суда, в которому подсуден ваш спор. Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, при обращении в суд необходимо направить вместе с заявлением.
4.Образец обжалования предписания.
В Арбитражный суд
(наименование, адрес местонахождения)
(наименование органа выдавшего предписание, адрес местонахождения)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным предписания ___(наименование органа выдашего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.
«__»___________ 2013 г. в по результатам проверки, проведенной ___(наименование органа)_ в период с «__»___________ 2013 г. по «__»___________ 2013 г. отношении заявителя было вынесено предписание № _________ об устранении нарушения _________ законодательства.
Данным предписанием на заявителя возложена обязанность произвести следующие действия (устранить следующие нарушения): _____________________________________________.
Считаем, что указанные обязанности на заявителя возложены незаконно, по следующим основаниям: _________________________________________________________________________.
На основании изложенного,
Признать незаконным и отменить предписание ___(наименование органа выдавшего предписание)____ № _____________ от «__»___________2013 года.
Документы подтверждающие факт вручения заинтересованным лицам копии заявления и приложенных к нему документов , которые у них отсутствуют (например: уведомление о вручении.
Квитанция оплаты госпошлины.
Документы, которые подтверждают обстоятельства, положенные заявителем в основу требований.
Оспариваемое заявителем предписание органа контроля (надзора).
Копия свидетельства ОГРНИП или ОГРНЮЛ.
Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.
Ф.И.О. должность, лица, подписавшего заявление
«__»_________2013 г. подпись
В заявлении необходимо указывать только те фактические обстоятельства, которые имеют отношения непосредственно к сути спора. В тексте заявления необходимо воздержаться от оценки действий должностных лиц с точки зрения этики или морали. Необходимо указать, чем конкретно нарушены Ваши права оспариваемым предписанием. Так же необходимо указать, чем именно не соответствует требованиям закона предписание: нарушения при проведении проверки, предписание подписано неуполномоченным должностным лицом, требования, указанные в предписании выходят за рамки полномочий органа. В заявлении должны быть указаны ссылки на конкретные нормы законодательства. Нарушения, допущенные должностными лицами, должны носить характер существенных. В случае, если Вами был пропущен срок на подачу заявления, то необходимо указать по каким причинам он был пропущен и привести доводы указывающие на уважительность таких причин.
В указанном в настоящей статье порядке происходит:
— обжалование предписания трудовой инспекции
— обжалование предписания пожарного надзора
— обжалование предписания жилищной инспекции
— обжалование предписания роспотребнадзора
— обжалование предписания гибдд
— обжалование предписания фас
-обжалование предписания гжи
-обжалование предписания гпн
-обжалование предписания мчс
— обжалование предписания ростехнадзора
Если после прочтения статьи у Вас возникли дополнительные вопросы или Вам необходима помощь в обжаловании предписания органа контроля (надзора), позвоните нам по номеру (812) 98-332-98 и мы обязательно Вам поможем. Так же вы можете прислать нам письмо на эл.почту: [email protected].
Некоммерческое партнерство «Законный бизнес» окажет Вам юридическую помощь при любых видах проверок.
Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору
Ленинский районный суд г. Кр-ска
Адрес: г. Кр-ск, пр-т Ленина, д.2
Тел.: 41-92-81
Заявитель: Иванов Иван Иванович
Адрес: г. Кр-ск, ул. Ленина, д.50, кв.25
Тел. 7 914 862 5126
Заинтересованное лицо: Государственная инспекция
По пожарному надзору Ленинского района
Адрес: г. Кр-ск, ул. Попова, д.30
Тел. 7 934 853 9412
Заявление о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору
05.08.2018 было проведено обследование мест общего пользования первого подъезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Кр-ск, ул.Ленина, д.50.
07.08.2018 государственным инспектором Ленинского района г.Кр-ска по пожарному надзору Петровым П.П. в отношении Иванова И.И. было вынесено предписание, которым на него возложена обязанность демонтировать металлическую конструкцию (перегородку), установленную на лестничной площадке. Считаю, что такое предписание незаконно, поскольку вынесено с нарушением законодательства, так как я не был своевременно уведомлен о проводимой проверке, распоряжение о ее проведении мне не вручалось, как и не вручался оформляемый по результатам ее проведения акт. О месте и времени обследования он извещен не был. Кроме того, инспектором не выяснялись обстоятельства того, кем была установлена данная перегородка, а также имеются ли документы, свидетельствующие о правомерности ее установки.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, а также созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю.
Согласно п. 5 положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 290, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В силу положений п. 17 данного положения, на должностных лиц органов государственного пожарного надзора возложена обязанность проводить соответствующую проверку.
При этом из данного пункта также следует, что такая проверка проводится на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о ее проведении в соответствии с ее назначением в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п.п. 2 п. 46, п. 49 административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного на основании Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 №517, и действующего на момент вынесения обжалуемого предписания, на основании поступивших в органы ГПН обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, может быть проведена внеплановая выездная проверка.
При этом согласно п. 50 данного административного регламента «О проведении внеплановой выездной проверки», лица уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
На основании изложенного прошу:
Признать предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, составленное государственным инспектором Ленинского района г.Кр-ска по пожарному надзору Петровым П.П. 07.08.2018 в отношении Иванова И.И. незаконным и отменить.
1. Копия заявления.
2. Копия квитанции об оплате госпошлины
3. Предписание от 07.08.2018 г
Образец административного искового заявления о признании незаконным и отмене предписания трудового инспектора
Сегодня мы поговорим о предписаниях инспекторов различных комитетов по труду. Законодательством установлен порядок обращения работников в трудовую инспекцию. Между тем, жалобы иногда не соответствуют действительности происходящей в организации. В интернете, вы можете увидеть, примерные жалобы в основном работников, а как же защититься организации? В приведенном ниже примере, указывается основное законодательство Российской Федерации, нормы права, трудовой кодекс, правовая позиция Пленума Верховного суда РФ, правовая позиция Конституционного суда РФ.
Привожу пример (образец) одного из административных заявлений на действия трудового инспектора, по которому вы можете защитить свои права. Случай, из моей практики, фамилии, имена, соответственно мной сознательно изменены.
В (название суда) районный суд г. Иркутска
ИНН ОГРН (указать обязательно)
адрес: (указать адрес)
телефон (указать по желанию)
Государственная инспекция труда
ИНН ОГРН (указать по желанию)
адрес: (указать адрес)
телефон (указать по желанию)
Административное исковое заявление
о признании незаконным и отмене предписания Главного Государственного инспектора труда в Иркутской области от (указать дату) года№ (указать номер предписания)
Между ( указать работодателя), в лице ФИО и ФИО (работника) ( к примеру: является зам.главного бухгалтера, членом инвентаризационной комиссии) заключен трудовой договор. При этом ФИО (работодатель)так же стоит на должности директора ООО.
Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем и личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч.1 ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.№ трудового Договора стороны согласовали рабочее время ФИО (работника), а именно 40 часов в неделю, суббота, воскресенье выходные. Соответственно у ФИО (работника) 8 часовой рабочий день с 9 часов 00 минут. Ненормированное рабочее время ФИО (работника) трудовым Договором не предусматривается.
(Дата) года ФИО (директора) обнаружено, что ФИО (работника) отсутствует на рабочем месте, при следующих обстоятельствах:
Учреждение является бюджетным, заблаговременно составлен график проведения инвентаризации имущества, а именно (дата) года. Члены инвентаризационной комиссии, в том числе ФИО (работника) заблаговременно были предупреждены, о чем и расписались в графике.
(Дата) года график инвентаризации в бюджетном государственном учреждении был сорван, в связи с отсутствием на рабочем месте ФИО (работника) ( является зам.главного бухгалтера, членом инвентаризационной комиссии).
ФИО (директора) проведено служебное расследование по факту отсутствия ФИО (работника) опрошены следующие лица:
— Главный бухгалтер ФИО
Главный бухгалтер ФИО не смогла пояснить, где находиться зам.главного бухгалтера ФИО (работника) и причину отсутствия.
Вахтер пояснил, что не видел ФИО
Документ ФИО, пояснила, что ФИО (работника) заявлений не писала в связи с чем отсутствует на работе.
На основании отсутствия на рабочем месте ФИО (работника) составлен Акт № 91 от (дата) года о нижеследующем:
«(Дата) года заместитель главного бухгалтера отсутствовала на рабочем месте с 09ч.00 мин. до 17ч.30мин. ФИО (работника) предложено до (дата) года предоставить письменные пояснения».
23 ноября 2015 года ФИО (работника) ознакомлена с актом, предоставила письменные пояснения.
ФИО предоставила пояснительную руководителю ФИО, в котором указала, что согласовала отсутствие на рабочем месте с главным бухгалтером ФИО, почуствовала себя плохо, в поликлинику не обращалась.
Дата года издан приказ №197 о наложении на ФИО (работника) дисциплинарного взыскания, в виде выговора, в связи с отсутствием на рабочем месте (дата) года без уважительных причин.
Согласно приказу № 197 от (дата) года на заместителя главного бухгалтера ФИО (работника) наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора в связи с отсутствием на рабочем месте (дата) года без уважительных причин, на основании акта об отсутствии работника от (дата) года и объяснительной записки работника от (дата)года.
ФИО (работника) обратилась в Государственную инспекцию г.Иркутска, считает незаконного вынесения дисциплинарного взыскания за прогул по неуважительным причинам.
Государственной инспекций труда в Иркутской области от (дата) года № (указать номер) проведена проверка, вынесено предписание об отмене дисциплинарного взыскания за прогул ФИО (работника).
На основании АКТа проверки Государственной инспекции труда в Иркутской области от (указать дату) года № (указать номер) в связи с обращением работника ФИО (работника) от (дата) года № (указать номер) (в части незаконного вынесения дисциплинарного взыскания), Главным Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО (инспектора) (дата) года вынесено предписание № (указать дату), где на меня работодателя возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства:
Во исполнение ч.1 и ч. 5 ст. 192 ТК РФ отменить приказ № 197 от (дата) о вынесении ФИО (работника) дисциплинарного взыскания в виде выговора в срок до (дата)г.
Полагаю, что данное решение является не законным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Считаю, что дисциплинарное взыскание наложено на ФИО (работника) законно с учетом требова ний ч.1 и ч. 5 ст. 192 ТК РФ:
в соответствии с ч.1 ст. 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, отсутствие на рабочем месте, без уважительных причин (прогул) — есть неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. ФИО (работника) является членом инвентаризационной комиссии была уведомлена, что в период с (дата) г. по (дата)г. проводится инвентаризация основных средств, и ее отсутствие на рабочем месте в период проведения инвентаризации учтено при вынесении дисциплинарного взыскания.
С целью справедливости и законности дисциплинарного взыскания мной (дироктором) установлено, что фактов свидетельствующих об уважительных причинах отсутствия на работе ФИО (работника) не имеется.
Уважительными причинами признаются: вызов работника по повестке в органы внутренних дел, например для опроса (Определение ВС РФ от 30.04.10 г. № 6-В10-1); вызов работника по повестке в суд, например для участия в судебном разбирательстве (Определение Московского областного суда от 31.08.10 г. № 33-15193); временная нетрудоспособность, подтвержденная выпиской из карты стационарного больного в случае отсутствия листка нетрудоспособности. ФИО (работника), также представлены не были.
Также ФИО (директора), тщательно рассматривались и иные уважительные причины, которые могли существенно повлиять на решение об дисциплинарном взыскании: участие в забастовке (ст. 414 ТК РФ); исполнение работником общественных или государственных обязанностей (ст. 170 ТК РФ); транспортные проблемы (Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2012 N 69-В12-1); сдачу работником крови (ст. 186 ТК РФ); обращение ФИО (работника) за экстренной медицинской помощью в детскую поликлинику для его несовершеннолетнего ребенка (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 31.05.2012 по делу N 33-9272/12); — проведение аварийных ремонтных работ в квартире работника (например, для замены лопнувшей трубы отопления) (Определение Алтайского краевого суда от 17.08.2011 по делу N 33-7208/11); — с участием в судебном заседании в качестве истца (Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 16.12.2011 по делу N 33-9086, Определение Московского областного суда от 11.05.2010 по делу N 33-9048/2010); — с самовольным использованием отпуска без сохранения заработной платы в связи с регистрацией брака (Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 17.08.2012 N 33-7790).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 39 постановления от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор с работником расторгнут по подп.«а» п.6 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации за прогул, необходимо учитывать, что увольнение по этому основанию, в частности, может быть произведено за самовольное использование дней отгулов, а также за самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный). При этом необходимо учитывать, что не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя (например, отказ работнику, являющемуся донором, в предоставлении в соответствии с частью четвертой ст. 186 Кодекса дня отдыха непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов).
Данная позиция выражена Конституционным судом РФ в Определении от 17.10.06 г. № 381-О, где указывается что, отсутствие в ТК РФ перечня «неуважительных причин» само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Согласно АКТа проверки Государственной инспекции труда в Иркутской области от (дата) года № (номер) проверкой установлено, что сроки наложения дисциплинарных взысканий, согласно ст.193 ТК РФ, не нарушены.
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области, послужившие основанием для отмены взыскания:
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.193 ТК РФ для применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное пояснение (акт от (дата) года № (номер) лист1).
Пояснение Административного истца: Отсутствует нарушение законодательств РФ ч.1ст.193 ТК РФ.
Данное требование указано в Акте об отсутствии работника на рабочем месте, в котором предложено ФИО (работника) до (дата) года предоставить письменное пояснение, с актом ФИО (работника) ознакомлена в установленный срок, ей собственноручно подписан данный акт, в связи с чем в установленный закон срок и предоставлены письменные пояснения ФИО (работника).
Форма требования о предоставлении письменного объяснения не имеет унифицированной формы .
В Гражданском кодексе РФ, в Трудовом кодексе РФ не содержится императивной нормы каким образом должно быть оформлено требование о предоставлении письменного пояснения об отсутствии работника на рабочем месте.
Более того, инспектором не указано законных актов и подзаконных актов содержащих требование к форме оформления.
Данный вывод инспектора считаю не законным, не соответствующим нормам права.
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области послужившие основанием для отмены взыскания:
Согласно письменному пояснению работника, (дата) ФИО (работника) отсутствовала на рабочем месте, т.к. почувствовала себя плохо, в поликлинику не обращалась, свое отсутствие согласовала письменно • со своим непосредственным начальником, гл. бухгалтером ФИО (акт от (дата) года № (номер)3лист 1).
Пояснение Административного истца . В ТК РФ отсутствует норма права «почувствовала себя плохо, в поликлинику не обращалась». И не может служить основанием для отмены дисциплинарного взыскания. Работодателем установлено, что ФИО (работника) в течение рабочего дня отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины.
Более того, ФИО (работника) не предоставила листок нетрудоспособности. В поликлинику она не обращалась. Иных доказательств отсутствия на работе также не представлено.
Понятие «отсутствие на рабочем месте без уважительных причин» раскрывает в п6.ст81 ТК РФ, который гласит, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин является прогулом.
Я, директор ФИО (директора), не обладаю специальными познаниями в области медицины, чтобы установить заболевание ФИО (работника)., и признать данные заболевания или плохое самочувствие уважительной причиной дата г.
Более того, согласно постановлению Пленума ВС РФ от 17.03.04 г. № 2 прогулом признаются следующие действия работника:
невыход на работу, т.е. отсутствие на работе без уважительных причин в течение всего рабочего дня (независимо от его продолжительности);
нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места;
оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения (часть 1 ст. 80 ТК РФ);
оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора либо срока предупреждения о его досрочном расторжении (ст. 79, часть 1 ст. 80, ст. 280, часть 1 ст. 292, часть 1 ст. 296 ТК РФ);
самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск (основной, дополнительный).
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области, послужившие основанием для отмены взыскания: Работником к своему заявлению в инспекцию приложена копия заявления на имя гл. бухгалтера ФИО, в соответствии с которым работник просит согласовать отсутствие на рабочем месте (дата) года в связи с плохим самочувствием. На заявлении имеется отметка главного бухгалтера о согласовании от (дата) года.
Кроме того, проверкой установлено, что работник на работу прибыл раньше времени, о чем свидетельствует: заявление ФИО (работника) от (дата) на имя главного бухгалтера (ФИО), заявление от ФИО (работника) в инспекцию труда, где работник указывает, что прибыл на работу до начала рабочего дня (л. Акта 3)
Пояснение Административного истца . Доводы Государственного инспектора по труду противоречат законодательству РФ и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Доводы Государственного инспектора, что заявление (ФИО) работника согласовано с главным бухгалтером (ФИО), где она просит согласовать отсутствие на рабочем месте весь рабочий день (дата), как установлено, по неуважительным причинам, основаны на ошибочном толковании норм ТК РФ. В силу части 6 статьи 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Главный бухгалтер ФИО. не уполномочена, работодателем, согласовывать заявления об отсутствии на рабочем месте по неуважительным причинам, согласовывать за работодателя отгулы работникам , отпуска без содержания и с содержанием, совершать иные действия предусмотренные трудовым Договором и должностными инструкциями работодателя и директора организации. Более того, главный бухгалтер при служебном расследовании пояснил, что не знает, где (ФИО) работника.
В соответствии с должностными инструкциями, ФИО (работника), при ведении формирования документированной систематизированной информации об объектах(бухгалтерский учет ФЗ- 402 от 06 . 12 . 2011 N 402 — ФЗ « О бухгалтерском учете «. ) подчиняется главному бухгалтеру. При этом в трудовом договоре, в должностных инструкциях ФИО (работника) отсутствует норма, что работодателем, в соответствии с этим, является главный бухгалтер и он же осуществляет контроль в соответствии со ст. 209 ТК РФ.
Государственным инспектором не выявлены фактические обстоятельства дела, не дана оценка отсутствию на рабочем месте ФИО (рабтника), без уважительных причин (прогул).
Не дана оценка пояснениям работодателя, что на момент составления акта об отсутствии на рабочем месте ФИО (работника) и проведении проверки по данному факту работодателем ФИО., главный бухгалтер ФИО не смогла пояснить, где находиться ФИО (работника)
Инспектором не дана оценка, что с заявлением работодатель не ознакомлен ни на момент составления акта (датаг) , ни на момент объяснения ФИО работника (дата), чтобы хотя бы косвенно ознакомиться, где находиться ФИО (работника), отсутствия данного заявления на (дата) года, подтверждается работодателем ФИО, документоведом ФИО, а также реестровыми журналами входящих документов предусмотренными в учреждении. При этом каждому входящему документу присваивается индивидуальный номер. В тоже время заявления ФИО (работника) от бухгалтера (ФИО). в организацию не поступало, входящий номер не присвоен, что свидетельствует об отсутствии данного заявления на (дата) года.
Инспектор по труду составляя акт указал, что бухгалтером ФИО, представлена детализация звонков, в 10.49, о том что она уведомила работодателя ФИО, что ФИО (работника) отсутствует на рабочем месте, в тоже время распечатка детализации звонков не является доказательством, так из распечатки не возможно установить, о чем была речь, или что главный бухгалтер ФИО уведомила работодателя. Так как в организации традиционно работники и работодатель созваниваются по разным причинам.
Согласно п.1 ст. 10 ГК РФ Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Заявление, в день прогула, а именно (дата) года, в связи с чем, ФИО (работника) отсутсвует на рабочем месте, работодателю предоставлено не было, а значительно позже представлен в трудовую инспекцию.
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области, послужившие основанием для отмены взыскания:
Таким образом, проверкой установлено, что ФИО (работника) поставила в известность об отсутствии (дата) года на рабочем месте главного бухгалтера.
Далее, работодатель в своем письменном пояснении ссылается на подп. 4 п.3.2 части 3 правил внутреннего трудового распорядка, согласно которому «о причине неприбытия на работу в установленное время, в т.ч. получении, продлении листка нетрудоспособности, незамедлительно сообщать документоведу по телефону 000000000, либо письменно в произвольной форме…».
Таким образом, вопрос о том, была ли извещена под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка от (дата) года работник ФИО (работника) до вынесения дисциплинарного взыскания в виде выговора, является спорным.
Пояснение Административного истца . Данный вопрос не является спорным. Подписан акт об ознакомлении с правилами внутреннего распорядка с подписью ФИО (работника), которая ознакомлена с правилами внутреннего распорядка, более того, правила внутреннего распорядка включены в акт проверки.
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области, послужившие основанием для отмены взыскания:
Между тем, подп. 4 п.3.2 части 3 правил внутреннего трудового распорядка, на который работодатель ссылается в своем письменном пояснении, требует уведомление документоведа о причине неприбытия на работу в установленное время.
Однако работнику вынесено взыскание «за отсутствие на рабочем месте (дата)», а не за отсутствие сообщения от ФИО (работника_ у документоведа о причине неприбытия на работу в установленное время.
В ходе проверки работодателем не представлены документы, подтверждающие проведение анализа дисциплинарного проступка, подтверждающего тяжесть и обстоятельства его совершения (какие наступили или могут наступить правовые последствия, при каких обстоятельствах ФИО (работника)был совершен проступок, за который ей объявлен выговор и др.), что является нарушением ч.5 ст. 192 ТК РФ Таким образом, учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание, что: в приказе № 197 от (дата) не указан локальный нормативный акт, пункты которого были нарушены работником, 1 нарушение ч.1 и ч. 5 ст. 192 ТК РФ.
Пояснение Административного истца .
Понятие прогула раскрыто в пп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ, где под прогулом понимается отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является совершение работником однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, в частности прогула (пп. «а» п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ ) .
Выводы Государственного инспектора, что мной ФИО (директора) не выявлены обстоятельства при которых совершил проступок работник не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Выводы инспектора о том, что мной не учтена тяжесть дисциплинарного поступка не соответствуют действительности.
Данная норма относиться к категории субъективных, руководитель сам, на основании нормативных актов, судебной практики, оценивает тяжесть дисциплинарного проступка, так как в трудовом законодательстве отсутствуют критерии определения тяжести дисциплинарного поступка.
При определении тяжести дисциплинарного поступка, мной работодателем, при выборе меры дисциплинарной ответственности учитывалась предшествующая работа и поведение работника; отношение его к работе; личные качества.
Государственный инспектор мотивируя свое решение об отмене дисциплинарного взыскания мотивирует тем, что мной не представлены документы подтверждающие проведение анализа дисциплинарного проступка, подтверждающего тяжесть и обстоятельства его совершения (какие наступили или могут наступить правовые последствия, при каких обстоятельствах ФИО (работника) был совершен проступок, за который ей объявлен выговор и др.) В ТК РФ не содержится понятие ««документы с анализом дисциплинарного проступка», при этом Государственный инспектор указывая на это, не ссылается на нормы права, на акты содержащих требование к таким документам. Инспектором указано («………. и др.), » мне не понятно что подразумевает « и др.» Считаю, что данное требование так же не основывается на законодательстве.
Законодательство, работодателем ФИО, в сфере трудового права при совершении ФИО (работника) дисциплинарного поступка проанализировано. Также проанализирована судебная практика, учтены судебные решения в соответствии с которыми различные обстоятельства могут быть признаны уважительной причиной.
Также мной учитывался тот факт, что в соответствии с пп.а.6 ст.81 ТК РФ к ФИО (работника) должны были быть применены санкции в виде увольнения, расторжения трудового договора.
По смыслу ст. 192. ТК РФ За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81 , пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7 , 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ , от 28.02.2008 N 13-ФЗ , от 03.12.2012 N 231-ФЗ )
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Мной, директором ФИО при вынесении дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершеного проступка, выяснено что, при таких обстоятельствах совершенен, факты свидетельствуют об отсутствии на рабочем месте без уважительных причин .
При этом я, руководствовалась п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при применении к работнику дисциплинарного взыскания были учтены общие принципы юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость и соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Мной учтено, что установлена вина заместителя главного бухгалтера, что ранее ФИО (работника) не совершались дисциплинарные проступки в виде прогула по неуважительным причинам. В тоже время, учитывая тяжесть совершенного проступка, отсутствия на рабочем месте, в течение рабочего дня, по неуважительным причинам, что является грубым нарушением трудовой дисциплины в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, срывом графика инвентаризации государственного имущества, мной принято решение, что соразмерным и справедливым дисциплинарным взысканием примененным к ФИО (работника)будет выговор.
Более тяжелые правовые последствия предусмотренные за прогул п.п.а)6 ст 81 ТК РФ, а именно расторжения трудового договора мной, работодателем руководствуясь общими принципами гуманизма предприняты небыли.
Доводы Государственного инспектора труда государственной инспекции труда Иркутской области, послужившие основанием для отмены взыскания:
Таким образом в фабуле Приказа не указаны локальные нормативные акты, пункты которых были нарушены работником, что является нарушением ч.1.ст.192 ТК РФ.
Пояснение Административного истца . Нет нарушения законодательства РФ. Мной, работодателем, не нарушена ч.1.ст.192 ТК РФ.
Приказ о наложении дисциплинарного взыскания содержит нормы права ТК РФ, а именно чем руководствуется руководитель, в приказе указывается кем и когда совершен дисциплинарный проступок, по каким причинам совершен проступок, а также в приказе содержаться основания, в связи с чем применяется данное дисциплинарное взыскание.
Приказ имеет номерной порядок, и дату, подпись директора.
Форма приказа о наложении дисциплинарного взыскания не унифицирована Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его выплате.
Более того, форма приказа не является основанием для отмены дисциплинарного взыскания и признанием отсутствия на рабочем месте ФИО (работника) по уважительным причинам.
Считаю, что выводы государственного инспектора не основаны на законе, инспектор не указал законные и подзаконные акты, в которых бы указывалось по какой форме должен быть оформлен приказ о наложении дисциплинарного взыскания.
Более того, считаю, что инспектор к выводом об отмене дисциплинарного взыскания подошел формально, без выяснения обстоятельств, не установил причинно-следственную связь, «дисциплинарный проступок-дисциплинарное взыскание».
На основании вышеизложенного,
Прошу предписание Главного Государственного инспектора труда в Иркутской области от (дата) года № признать незаконным и отменить.