Оглавление:
Новый Закон о бухгалтерском учете. Коротко о главном (Сизонова О.)
Дата размещения статьи: 20.09.2015
Основная цель изменения Закона о бухгалтерском учете заключается в том, чтобы привести его в соответствие с международными (федеральными, отраслевыми) стандартами. В связи с этим, в частности, расширен и уточнен понятийный аппарат, введены новые нормы по организации и ведению бухгалтерского учета.
Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ
Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).
Понятийный аппарат
Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.
В редакции Федерального закона
В редакции Федерального закона
систематизированной информации об
Федеральным законом N 402-ФЗ, в
соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом
N 402-ФЗ, и составление на ее основе
Представляет собой упорядоченную
систему сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном
выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их
движении путем сплошного,
непрерывного и документального учета
всех хозяйственных операций
Информация о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную
дату, финансовом результате его
деятельности и движении денежных
средств за отчетный период,
систематизированная в соответствии с
Федеральным законом N 402-ФЗ
Единая система данных об
имущественном и финансовом положении
организации и о результатах ее
составляемая на основе данных
бухгалтерского учета по
Руководитель экономического субъекта
Лицо, являющееся единоличным
экономического субъекта, либо лицо,
ответственное за ведение дел
экономического субъекта, либо
управляющий, которому переданы
функции единоличного исполнительного
Руководитель исполнительного органа
организации либо лицо, ответственное
за ведение дел организации
Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.
Организация и ведение бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского учета. Если раньше такими объектами являлись имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, то теперь их перечень существенно расширен.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:
1) факты хозяйственной жизни;
4) источники финансирования его деятельности;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Таким образом, неизменным названием объекта бухгалтерского учета остались только обязательства. Имущество теперь называется активами, хозяйственные операции — фактами хозяйственной жизни. Другие объекты учета добавлены вновь. Наибольший интерес вызывает последний из перечисленных — иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.
Для справки. Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатывает уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ.
Отметим, что в настоящее время федеральные стандарты для государственного сектора еще не утверждены, однако с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина .
Возложение обязанности ведения бухгалтерского учета. С 2013 г. изменились отдельные требования по организации бухгалтерского учета. Теперь руководитель экономического субъекта (в том числе учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Напомним, ранее согласно Федеральному закону N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители организации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь такое положение неприемлемо.
В отношении лиц, на которых могут быть возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, Федеральным законом N 402-ФЗ установлены определенные требования. Рассмотрим их в таблице.
Требования, установленные к данным лицам
услуг по ведению
1) наличие высшего профессионального
2) наличие стажа работы, связанной с
ведением бухгалтерского учета,
составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности либо с аудиторской
деятельностью, не менее трех лет из
последних пяти календарных лет, а при
отсутствии высшего профессионального
образования по специальностям
бухгалтерского учета и аудита — не менее
пяти лет из последних семи календарных
3) отсутствие неснятой или непогашенной
судимости за преступления в сфере
услуг по ведению
должно иметь не менее одного работника,
отвечающего указанным выше требованиям,
с которым заключен трудовой договор
лицо, на которое
в отношении главных бухгалтеров
отдельных экономических субъектов РФ
применяются указанные выше для
физических лиц требования. При этом
отметим, что на главных бухгалтеров
учреждений данные требования не
распространяются. К главному бухгалтеру
или иному должностному лицу, на которое
возлагается ведение бухгалтерского
учета, в государственном (муниципальном)
учреждении могут устанавливаться
дополнительные требования другими
Обратите внимание! Стоит отметить, что требования, установленные п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 01.01.2013 уже возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).
Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ введено положение, согласно которому в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер):
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Напомним, ранее в п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ содержалось аналогичное положение. В случае возникновения разногласий между главным бухгалтером и руководителем по осуществлению отдельных хозяйственных операций возможно было принятие к исполнению первичных учетных документов без подписи главного бухгалтера с письменного разрешения руководителя.
Как видим, теперь в Федеральном законе N 402-ФЗ содержится более подробный порядок урегулирования разногласий, и не только в отношении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, но и касательно бухгалтерской отчетности.
Учетная политика. В Федеральном законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
В настоящее время бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N 157н , N 162н , N 174н , N 183н (в зависимости от типа учреждения). Что касается указанных стандартов, как уже было отмечено выше, для учреждений бюджетного сектора они еще не утверждены.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н учетная политика государственного (муниципального) учреждения должна содержать:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы документов. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ изменения в учетную политику могут вноситься:
1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Напомним, ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ содержались аналогичные нормы, но изложены они были по-другому. Таким образом, их суть не поменялась, чего не скажешь о следующем пункте.
В п. 7 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ сказано, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ не было слов «если иное не. «.
Отметим, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ в практике государственных (муниципальных) учреждений имелись случаи, когда учетная политика менялась в течение года. Так, например, бюджетное учреждение сменило свой тип на автономное в середине года, соответственно, изменение учетной политики было произведено на дату изменения типа учреждения. В настоящее время данный пробел в законодательстве устранен.
Первичные учетные документы. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ говорилось, что каждая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами. От того, что в данную норму внесены коррективы, суть ее не изменилась.
Важным нововведением является отсутствие в Федеральном законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, однако это не распространяется на учреждения государственного сектора (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В отношении данных учреждений в этом пункте сказано: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. То есть государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 173н . По тем фактам хозяйственной жизни (операциям), для оформления которых унифицированные формы документов не утверждены, учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает их в составе учетной политики с указанием в них обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ. Аналогичный перечень реквизитов содержится в п. 7 Инструкции N 157н:
— дата составления документа;
— наименование экономического субъекта, составившего документ;
— содержание факта хозяйственной жизни;
— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
— подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Также по-новому изложена норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах (для сравнения рассмотрим ее в таблице).
В редакции Федерального закона
В редакции Федерального закона
В первичном учетном документе
допускаются исправления, если иное
не установлено федеральными законами
или нормативными правовыми актами
регулирования бухгалтерского учета.
Исправление в первичном учетном
документе должно содержать дату
исправления, а также подписи лиц,
составивших документ, в котором
произведено исправление, с указанием
их фамилий и инициалов либо иных
реквизитов, необходимых для
идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9)
Внесение исправлений в кассовые и
банковские документы не допускается.
В остальные первичные учетные
документы исправления могут
вноситься лишь по согласованию с
участниками хозяйственных операций,
что должно быть подтверждено
подписями тех же лиц, которые
подписали документы, с указанием
даты внесения исправлений (п. 5
Напомним, для государственных (муниципальных) учреждений порядок исправления первичных учетных документов содержится в п. 10 Инструкции N 157н. В нем сказано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.
По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось.
Инвентаризация активов и обязательств. Положения об инвентаризации в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, сокращены. Можно сказать, что теперь в Законе содержатся только основные положения об инвентаризации активов и обязательств.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Для справки. Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Хранение документов бухгалтерского учета. Несмотря на внесение изменений в нормы, предусматривающие порядок хранения документов, основные требования остались прежними. То есть первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Для справки. Хранение документов по бухгалтерскому учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
В новом Законе более подробно прописано положение о том, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ).
Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ было установлено, что ответственность за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации.
Новый Закон такой нормы уже не содержит, однако в п. 3 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ говорится, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Внутренний контроль. Статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ введена новая норма, в соответствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Однако для учреждений бюджетного сектора это не является новшеством, так как для них такое положение установлено в п. 6 Инструкции N 157н. Выше мы отмечали, что учетная политика государственных (муниципальных) учреждений должна обязательно содержать порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное положение и раньше содержалось в Федеральном законе N 129-ФЗ.
В заключение отметим также, что новым Законом введены нормы, предусматривающие особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 402-ФЗ).
Федеральный закон о бухгалтерском учете 402 кратко
6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ,
от 02.11.2013 № 292-ФЗ, от 21.12.2013 № 357-ФЗ,
от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,
от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 160-ФЗ,
от 31.12.2017 № 481-ФЗ)
402 ФЗ – О бухгалтерском учете
Регион: Российская Федерация
Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон 06.12.2011 № 402-ФЗ — он так и называется «О бухгалтерском учете». Этот закон — относительно новый, он действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ — Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто — ФЗ о бухгалтерском учете.
Новый закон «О бухгалтерском учете» — это более современный документ, пришедший на смену закону 15-летней давности. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое. В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности. 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав.
Первая глава — «Общие положения» — устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».
Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п.
Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ОАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям.
Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, — право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая так и называется — «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит. Еще одно интересное новшество закона 402-ФЗ — внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.
Глава третья говорит о регулировании бухгалтерского учета в России в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе отдельно отметим статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета. Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.
И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть одна важная для всех статья — посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения — не менее пяти лет.
Отметим, что ФЗ о БУ — это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ — положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.
Обзор закона о бухгалтерском учете
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» регламентирует сферы крайне важные для любой организации. Изучаем основные положения закона и применяем их правильно.
ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» неоднократно претерпевал поправки и изменения. Много вопросов возникает у тех, кто в своей работе сталкивается с данным законом. Новый закон (ранее действовал ФЗ № 129) должен устранить пробелы в законодательстве и внести определенные пояснения в вопросы, возникающие в практической работе бухгалтеров за последние годы.
Сам по себе ФЗ «О бухгалтерском учете» имеет определенные цели. Во-первых, – это регулирование бухгалтерского учета, контроль над качеством финансовой отчетности. Во-вторых, закон предъявляет требования к главному бухгалтеру организации, как к лицу, обязанному вести бухгалтерский учет. В-третьих, законом устанавливаются правильность ведения бухгалтерского учета, перечень необходимых документов, требования к финансовой отчетности за отчетный период. И, в-четвертых, закон прямо устанавливает субъектов, регулирующих сферу бухгалтерского учета.
Закон 402 ФЗ обобщает в одном понятии «экономические субъекты» тех, на кого он распространяется. К данным субъектом относятся все организации, не зависимо от организационно-правовой формы, а также ИП, нотариусы, адвокаты, различные представительства, международные организации.
ФЗ № 402 вводит ряд новых понятий, таких как международный стандарт, стандарт бухучета, факт хозяйственной жизни, отчетный период, учетная политика.
Ведением бухгалтерского учета в соответствии с законом должен заниматься главный бухгалтер или иное должностное лицо экономического субъекта, либо лицо или организация, привлеченная к работе по договору на оказание услуг. Личное ведение бухгалтерского учета может осуществлять руководитель, но только малого и среднего предпринимательства.
Закон предъявляет определенные требования к главному бухгалтеру, среди них наличие высшего профессионального образования; стаж работы по специальности; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности. На усмотрение руководителя организации, к главному бухгалтеру могут предъявляться иные требования, не противоречащие законодательству. Данные требования нельзя не принимать во внимание, если заключается гражданско–правовой договор на бухгалтерское обслуживание.
При этом, закон не возлагает по сути никакой ответственности на главных бухгалтеров. Если в процессе работы возникают спорные вопросы между руководством и главным бухгалтером, то последний должен разместить, или не размещать в регистрах спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководства.
Следует также прояснить, что обязанность ведения внутреннего контроля хозяйственной жизни возложена законом на все экономические субъекты. Соответственно, еще с начала 2013 года, организации должны ввести отделы или назначить должностных лиц, выполняющих функции внутренних контролеров.
Согласно действующей редакции закона, небольшие изменения были внесены в правила, связанные с оформлением некоторых бухгалтерских документов, таких как первичные документы, регистры бухгалтерского учета. Данные документы должно вести и разрабатывать лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Конечно, для того, чтобы полностью изучить закон, требуется регулярно отслеживать правовые новости, повышать квалификацию специалистов, занимающихся ведением бухгалтерского учета, и стараться не допускать ошибок в работе. Но, как известно, бухгалтерское дело не самое простое и ошибки порой неизбежны.
Закон 402 «О бухгалтерском учете»
Федеральный Закон № 402 включает в себя общие понятия бухучета, требования касательно его ведения и регулирование основных положений. Согласно положениям ФЗ-402 вся отчетность финансового положения предприятия должна быть отражена в бухучете экономического субъекта. В положениях Закона перечислены первичные документы необходимые при оформлении сделок. Далее мы рассмотрим основные пункты ФЗ-402.
Краткое описание закона
ФЗ-402 о бухгалтерском учете был принят 22 ноября 2011 года Государственной Думой РФ. Закон вступил в силу 1 января 2013 года.
Последние поправки в ФЗ-402 были внесены в 3 статью закона 23 мая 2016 года.
Цель внедрения закона — создание единых правил ведения бухучета.
ФЗ-402 применим к следующим категориям граждан РФ:
- предприятия коммерческого и некоммерческого типа;
- государственные органы управления;
- Центробанк РФ;
- индивидуальные предприятия, в категорию которых входят частные адвокаты, нотариусы и другие;
- филиалы международных организаций, находящиеся на территории РФ.
Применение ФЗ-402:
- при составлении финансовой отчетности предприятия;
- при ведении доверительной бухгалтерской политики на предприятии;
- при ведении бухгалтерской отчетности в ходе осуществления договора о делении имущества.
Федеральный Закон № 402 о бухгалтерском учете не применяется для составления внутренней отчетности компании, также для предоставления данных кредитным организациям.
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О бухгалтерском учете»
Последние изменения закон претерпевал 23 мая 2016 года. Поправки были внесены в главу 9 статьи 3. Из перечня организаций государственного сектора были убраны Государственные Академии Наук.
Статья 1
В статье 1 ФЗ-402 указана информация о целях и предмете закона. В ней представлено понятие бухучета. При последних изменениях, вносимых в закон, в статью 1 поправки не вносились.
Статья 5
Статья 5 ФЗ-402 описывает объекты бухучета, к которым относятся:
- расходы и прибыль предприятия;
- привлеченные источники финансирования экономического субъекта;
- активы организации;
- обязательства и другие.
После последней редакции ФЗ-402 новых изменений не вносилось.
Статья 6
В статье 6 ФЗ-402 обозначены обязанности при ведении бухучета. Любой экономический субъект должен вести бухгалтерский учет с момента регистрации предприятия до его закрытия.
Правовым актом обозначена категория граждан, имеющим право не вести бухгалтерский учет:
- индивидуальные предприниматели, сдающие декларацию о доходах и расходах;
- филиал иностранной компании, действующий по законам своего государства.
Статьей 6 предусмотрено ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме.
Этим пунктом могут воспользоваться:
- субъекты малого бизнеса;
- некоммерческие предприятия;
- организации, занимающиеся исследовательскими работами.
После последних изменений, произошедших в 2016 году, новые пункты не были добавлены.
Статья 9
В статье 9 ФЗ-402 указан перечень документов для ведения бухгалтерского учета. Действия, совершенные экономическими субъектами, должны быть закреплены документально.
В правовом акте указаны пункты, которые должен содержать первичный документ учета:
- полное наименование документа;
- фактическая дата составления;
- наименование субъекта экономических действий, который составил акт;
- суть действий хозяйственной жизни;
- имена должностных лиц, совершивших сделку;
- подписи участвующих в правовых отношениях.
Допускается возможность составления первичного документа в электронном виде. В данном случае потребуется электронная подпись ответственных лиц.
Согласно поправкам в статье 9 пункт 6 бухгалтер или другое ответственное лицо не несут ответственности, если первичные документы были предоставлены третьим лицом.
Статья 11
Согласно положениям статьи 11 ФЗ-402 все активы и обязательства подлежат инвентаризации. В процессе проверки выявляется фактическое количество объектов с указанным в бухгалтерских отчетах. Сроки и время инвентаризации устанавливает экономический субъект.
Выявленные недостачи и дата инвентаризации отражаются в бухгалтерском отчете. Согласно Законодательству Российской Федерации проведение инвентаризации — обязательное условие для каждого предприятия.
В ходе последних изменений статья 11 ФЗ-402 не затрагивалась.
Статья 12
В статье 12 ФЗ-402 обозначено, что все объекты учета в бухгалтерии подлежат измерению в денежном эквиваленте. Измерение осуществляется в национальной валюте РФ. Если цена объекта указана в иностранной валюте, то ее пересчет в валюту РФ — обязательное условие.
После принятия Федерального закона № 402 в статью 12 изменений внесено не было.
Статья 15
В статье 15 Федерального Закона № 402 обозначены сроки отчетного периода. Он начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.
Отчетная дата начинает считаться с момента регистрации в государственных органах. Промежуточный отчетный период считается с момента регистрации до 31 декабря.
После последней редакции изменения в статью не были внесены.
Чтобы избежать ошибки при составлении отчета, бухгалтер должен изучить Закон № 402 о бухгалтерском учете в последней редакции. Важно знать все требования, описанные в ФЗ-402 для своевременного урегулирования конфликтных ситуаций.
Чтобы ознакомиться с Федеральным Законом №402 в новой редакции, скачайте его тут.
Новый закон о бухгалтерском учете – коротко о важном
Ольга Напалкова, руководитель отдела налогообложения и бухгалтерского учета Юридического бюро »Константа»
1. Все юридические лица и предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2013 года обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Освобождение от ведения бухучета распространяется только на индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, применяющих специальные налоговые режимы, структурные подразделения иностранных организаций – при условии, что они ведут учет доходов и расходов, установленный налоговым законодательством. Для управленческого учета, при составлении управленческой отчетности и при формировании отчетности для банковских организаций в соответствии с их требованиями закон о бухучете может не применяться. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
2. Осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно может руководитель только малой или средней компании. В крупной компании для ведения бухгалтерского учета потребуется главный бухгалтер или иное должностное лицо, либо нужно заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Для некоторых компаний, а именно открытых акционерных обществ, страховых организаций, главный бухгалтер должен отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Если услуги по ведению бухгалтерского учета передаются специализированной компании на основании договора оказания услуг, такая компания должна иметь не менее одного работника, соответствующего перечисленным выше требованиям.
3. Согласно Закону № 402-ФЗ с 1 января 2013 года бухгалтерская отчетность подписывается только руководителем компании со всеми вытекающими из этого последствиями. В случае самостоятельных действий (или действий на основании устного, а не письменного распоряжения руководителя) всю полноту ответственности будет нести главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение учетных работ.
4. Статья 9 Закона № 402-ФЗ регламентирует – формы первичных учетных документов разрабатываются компанией самостоятельно и утверждаются руководителем компании по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета также утверждает руководитель компании. Исходя из норм Закона № 402-ФЗ, компании, ведущие бухгалтерский учет, обязаны формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В составе годовой отчетности – бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. Для малых предприятий установлено право формирования отчетности по упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, но отчетность, тем не менее, включает все формы.
В силу пунктов 9 и 10 статьи 13 Закона № 402-ФЗ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности будут осуществляться в порядке и случаях, установленных федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Новые правила будут применяться, начиная с публикации отчетности за 2012 год, т.к. она будет формироваться в 2013 году – после вступления Закона в силу.
В статье 20 Закона № 402-ФЗ прописаны новые принципы регулирования бухгалтерского учета. Вот некоторые из них:
1) соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
2) единство системы требований к бухгалтерскому учету;
3) упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
4) применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
Разумеется, новый закон – это только начало долгого и трудного пути реформирования российского бухгалтерского учета.