Оглавление:
Правительство рф состав и порядок формирования полномочия
Состав и порядок формирования Правительства РФ.
ГД может выразить недоверие Правительству. Постановле ние о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. После выражения ГД недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением ГД. В случае если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает ГД. Председатель Правительства может поставить перед ГД вопрос о доверии Правительству. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы
Правительство РФ: порядок формирования, компетенция
ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 (в редакции ФКЗ от 19.06.2004)
Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает: правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку, устанавливающие компетенцию, регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.
Порядок назначения Председателя Правительства РФ (Статья 111 Конституции РФ) — назначается Президентом РФ с согласия ГД. Предложения о кандидатуре вносится не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД. ГД рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур ГД Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению об отставке; в случае невозможности исполнения им своих полномочий (Президент РФ уведомляет СФ и ГД об освобождении его от должности). Освобождение от должности Председателя влечет отставку Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ . Они вправе подавать заявления об отставке.
Перечень полномочий Правительства РФ:
1. Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов).
2. Общие полномочия (организация реализации внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти).
3. Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, управление федеральной собственностью).
4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).
5. Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика).
6. Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).
7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
8. Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).
9. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).
10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).
11. Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
• знать состав и порядок формирования Правительства РФ; основания прекращения полномочий Правительства РФ;
• уметь систематизировать и обобщать нормы, определяющие функции и полномочия Правительства РФ;
• владеть навыками системного анализа положений Конституции РФ и федерального законодательства, определяющих конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
Согласно закрепленному в ст. 10, 11 Конституции РФ принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в России, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.
Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по совместным предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.
Правовой основой деятельности Правительства РФ является Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти, и включает в себя следующие правовые нормы:
1) регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;
2) устанавливающие компетенцию Правительства РФ;
3) регулирующие порядок деятельности Правительства РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Коллегиальный характер деятельности означает, что решения подготавливаются, обсуждаются и принимаются всеми членами данного органа совместно.
В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов; народовластия; разделения властей; ответственности; гласности; обеспечения прав и свобод человека и гражданин.
Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ – Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Согласно ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует сто работу.
В соответствии со ст. 111 Конституции РФ председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председателем Правительства РФ может стать гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего проживание на территории иностранного государства.
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по личному заявлению об отставке и в случае невозможности исполнения своих полномочий.
Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства.
В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей, а в случае освобождения его от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя РФ на срок до двух месяцев.
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность нового Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ, или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
В случае отставки Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
Члены Правительства РФ не вправе:
– быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
– замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (исключением в соответствии с указами Президента РФ является возможность замещения должности полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах заместителями Председателя Правительства РФ и федеральными министрами);
– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационноправовой формы;
– быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
– заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством России, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Председатель Правительства РФ и его члены обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговыми органами Российской Федерации эти сведения направляются Президенту РФ, в Федеральное Собрание и могут быть опубликованы.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ и вправе подавать заявления об отставке.
Члены Правительства РФ не вправе быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления; занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха, а также осуществлять иную деятельность, не совместимую с занимаемой должностью.
В соответствии со ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Отношения Правительства РФ и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство РФ может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести перед ним ответственность. Правительство РФ утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет.
Состав, порядок формирования, срок полномочий и отставка Правительства Российской Федерации
Состав. Правительство в любом государстве не в состоянии включить в свой состав всех руководителей органов исполнительной власти, поскольку таких органов очень много. Неизбежным поэтому является установление различных статусов и наименований органов исполнительной власти, что и определяет вхождение или невхождение их руководителей в состав Правительства. В ряде стран, чтобы не допустить произвольного роста количества министерств и других исполнительных органов, их перечень закреплен законом. В Российской Федерации такого законодательного перечня нет, но Конституция РФ устанавливает строгий перечень лиц, входящих в Правительство. Согласно ч. 2 ст. 110 Конституции РФ Правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Понятие «федеральный министр» распространяется как на руководителей министерств, так и на руководителей других органов исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства), если этот ранг присвоен им Президентом, однако необходимо заметить, что в этом случае руководитель органа исполнительной власти не имеет права решающего голоса на правительственных заседаниях. Таким образом, практически количественный состав Правительства определяется Президентом РФ. Число заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется (общее их число опять же определяется по усмотрению Президента).
В марте 2004 года в России в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти была проведена очередная реорганизация системы федеральных органов исполнительной власти, которая готовилась в рамках административной реформы почти два года.
В соответствии со статьей 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ 9 марта 2004 года подписал Указ за № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указы за № 315-330 о новых назначениях в состав Правительства РФ.
Указами Президента создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование (при формировании Правительства в марте 2004 г. как самостоятельные были упразднены тринадцать министерств и ведомств: было 30, стало 17). В соответствии с этими указами Правительство РФ определяет функции и полномочия преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях надлежащего обеспечения ими государственной политики в установленных сферах ведения. Оно также утверждает предельную численность и фонд оплаты труда работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исходя из необходимости сокращения численности работников государственного управления.
Правительство РФ проводит ликвидационные процедуры в соответствии с действующим законодательством, подготавливает для рассмотрения Государственной Думой РФ проекты федеральных законов, касающиеся структуры федеральных органов исполнительной власти. Общая структура этих органов, как правило, разрабатывается и принимается при формировании Правительства после выборов Президента. В дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя порой и весьма существенно. Эту функцию Президент делит с Председателем Правительства РФ. Последний согласно Конституции (ч. 1 ст. 112) не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. На него возложена также конституционная обязанность предлагать главе государства кандидатуры для назначения или освобождения от должности своих заместителей и федеральных министров. Однако окончательное решение остается за Президентом РФ.
Федеральное Собрание РФ не обладает правом создания или ликвидации конкретных министерств и ведомств, поскольку это входит в компетенцию Президента РФ. Однако в известной степени оно контролирует этот процесс, определяя функции и устанавливая расходы по каждому федеральному органу исполнительной власти из федерального бюджета. При принятии федерального бюджета каждому министерству и ведомству, как и каждой государственной программе, выделяется точная сумма расходов на год.
Предусмотрено, что в случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности может исполнять один из заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей. При освобождении Председателя Правительства РФ от должности Президент РФ вправе до назначения нового Председателя поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей на срок до двух месяцев (ст. 8 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). В соответствии с указанным Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ, организует его работу, представительствует за пределами Российской Федерации, ведет заседания, подписывает акты, распределяет обязанности между своими заместителями, в соответствии с которыми определены сферы непосредственной координации и контроля над деятельностью федеральных органов исполнительной власти, закрепленные за каждым из них.
Председатель Правительства РФ систематически информирует Президента РФ о работе Правительства, вносит предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, назначении и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий или поощрении.
Председатель Правительства РФ координирует деятельность федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, а также деятельность тех федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит Президент РФ.
Решения Правительства РФ принимаются коллегиально, однако в неотложных случаях Председатель Правительства РФ издает распоряжения по отдельным вопросам государственного управления от имени Правительства, о чем информирует последнее.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти Председатель Правительства имеет только одного заместителя.
Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства РФ может быть в качестве постоянного органа образован Президиум Правительства РФ в составе самого председателя, его заместителя, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и двух-трех других министров. В работе Президиума Правительства РФ принимают также участие Президент Российской Академии наук и Председатель Центрального Банка. В состав президиума в отдельные годы вводились (без права голоса) президенты и губернаторы, являющиеся руководителями межрегиональных ассоциаций экономического сотрудничества субъектов Российской Федерации. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума (как и всего Правительства РФ).
Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, назначаются Председателем Правительства РФ, а в его отсутствие – его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей). На заседаниях рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства РФ и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера (в этом случае на заседание приглашается Министр юстиции).
Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях последнего. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
Другим органом Правительства РФ, обладающим правом принимать решения, обязательные для федеральных органов исполнительной власти, выступает Комиссия по оперативным вопросам. В ее состав, часто меняющийся, входят заместители Председателя Правительства России, несколько министров, заместителей министров, представителей Банка России, Союза промышленников и др. На комиссию возложено оперативное рассмотрение текущих и перспективных вопросов развития экономики, проведения экономических реформ, структурной перестройки экономики, привлечения инвестиций, управления государственной собственностью и приватизации, антимонопольной политики, развития транспорта и услуг, агропромышленного комплекса, реформирования в социальной сфере и др. Столь широкие полномочия и обязательная юридическая сила принимаемых решений позволяют Комиссии играть роль как бы «малого Правительства», оперативно и самостоятельно разрешающего вопросы из плана работы Правительства РФ и его Президиума.
В России министры и руководители федеральных ведомств условно разделены на две статусные группы. Первая включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами (министры обороны; иностранных дел; внутренних дел; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); юстиции; председатель федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; директоры ФСБ; СВР; охраны; Государственной фельдъегерской службы; Главного управления специальных программ Президента РФ, а также Управляющий делами Президента РФ).
Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ не освобождает их от работы в Правительстве РФ. Они участвуют в его заседаниях и голосуют при принятии решений, выполняют конкретные поручения и несут коллективную ответственность за деятельность последнего. Правительство координирует работу этих органов исполнительной власти.
Вторую группу составляют руководители федеральных министерств, находящихся в ведении Правительства России, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам.
Порядок формирования.Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя, который как ведущая фигура определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы Федерального Собрания России (в отличие от других членов Правительства), а его право предлагать Президенту РФ назначать или освобождать от должности членов Правительства РФ делает его должностным лицом, наделенным особыми полномочиями по отношению к любому члену Правительства (кроме тех, которые напрямую подчинены Президенту). Председатель Правительства регулярно встречается с Президентом, получая от него поручения и указания, временно исполняет его обязанности во всех случаях, когда тот не в состоянии их исполнять (ч. 3 ст. 92 Конституции РФ).
Председатель Правительства действует в соответствии с Конституцией РФ (ст. 113), федеральными законами и указами Президента, что исключает возможность воздействовать на него в иных формах (указания, поручения и пр.) со стороны Федерального Собрания РФ. Перечисляя правовые акты, которыми обязан руководствоваться Председатель Правительства, Конституция РФ тем самым предоставляет ему определенные гарантии самостоятельности.
Статья 7. Назначение Председателя Правительства Российской Федерации и освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Назначается Председатель Правительства РФ Президентом с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента РФ, не вправе выдвигать кандидатуру главы Правительства или вносить в Государственную Думу альтернативную кандидатуру, которая может дать согласие на назначение либо отказать в нем, но не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ. Тем самым достигаются две важные цели: представительный орган участвует в назначении главы Правительства, но не является решающим источником предоставления ему власти.
Федеральным конституционным законом от 1 июня 2005 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» было внесено существенное уточнение требований к кандидату на должность главы правительства − им может быть только гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства[171].
Конституция России обязывает Президента РФ соблюдать установленные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, чтобы страна ни при каких условиях долго не оставалась без Правительства или имела только исполняющего его обязанности. Предусмотрены три срока внесения соответствующей кандидатуры в Государственную Думу РФ:
— не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;
— не позднее двух недель после отставки Правительства РФ;
— в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Государственной Думой РФ.
Однако Государственная Дума РФ тоже связана определенными сроками. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 111) она рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения в соответствии с предусмотренным регламентом, порядком (выступление кандидата с программной речью, вопросы к нему и голосование). При этом Государственная Дума Федерального Собрания РФ не может требовать от кандидата оглашения намеченного им состава нового Правительства РФ, поскольку правом формирования последнего обладает только назначенный Президентом РФ (после получения согласия Государственной Думы) Председатель Правительства РФ.
По поводу избрания главы Правительства между Президентом и Государственной Думой Федерального Собрания России могут возникать разногласия. Их преодоление регламентируется Конституцией РФ в весьма жестких формах. Так, после трехкратного отклонения Государственной Думой Федерального Собрания РФ представленных кандидатур Президент РФ сам назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы. Конституция РФ не указывает, должен ли Президент РФ после отклонения первой кандидатуры в последующие разы вносить новые кандидатуры или он вправе трижды предлагать одно и то же лицо. Такое право Президента РФ поддержал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 11 декабря 1998 г., указав, что оно (право) должно реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.
Естественно, что в обычных условиях роспуск Государственной Думы РФ и назначение ее новых выборов не очень желательны для депутатов, что нередко используется Президентом как средство давления на них при решении вопроса о согласии, но можно представить себе и иные (весьма вероятные) обстоятельства, когда новые выборы в Государственную Думу будут политически невыгодны главе государства, что заставит его искать более компромиссного кандидата на пост Председателя Правительства. Так что соотношение политического риска выглядит здесь в достаточной мере сбалансированным. Однако если Государственная Дума Федерального Собрания России проявит твердость и отклонит все кандидатуры, предложенные Президентом, он вынужден будет назначить Председателя Правительства без ее согласия, руководствуясь единственным соображением – не оставить страну без Правительства.
После назначения Председателя формирование Правительства осуществляется достаточно просто: Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Далее, Председатель предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, соглашается или не соглашается с предложенными кандидатурами.
Политическая система и форма правления в России не лимитируют партийный характер Правительства РФ. Естественно предположить, что Президент РФ всегда будет предлагать в Председатели своего политического соратника (сам Президент, скорее всего, никогда не станет возглавлять какую-либо политическую партию), а тот, в свою очередь будет, стремиться к политической однородности возглавляемого им органа. В то же время Правительство может не носить ярко выраженной партийной окраски. Не произошло формирования кабинета Правительства России на партийной основе, а именно на базе «Единой России» и в марте 2004 г. У Президента РФ и Председателя Правительства РФ нет также юридической обязанности создавать Правительство на коалиционной основе. К этому могут побудить только определенные политические соображения.
Членам Правительства РФ не запрещено состоять в политических партиях, но они не могут занимать никакой другой должности в государственных органах или органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Они должны ежегодно представлять сведения о своих доходах и имуществе, несут ряд других обязанностей, установленных соответствующим федеральным конституционным законом.
Срок полномочий и отставка.Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства, но оно обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Главой государства. Основная формула, следовательно, такова: новый Президент — новое Правительство, что косвенно устанавливает максимальный срок его полномочий в четыре года. В данном случае встает важный вопрос о легитимности согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства при изменении ее состава. Ведь в середине законного срока полномочий (легислатуры) Президента могут пройти парламентские выборы, которые изменят состав Государственной Думы. Вернее даже сказать, что такие выборы всегда будут происходить в период президентской легислатуры, поскольку даже очередные парламентские выборы обычно не синхронизированы с датой выборов нового Президента. Однако в полном соответствии с логикой смешанной формы правления Конституция РФ не требует повторного согласия Государственной Думы на назначение Председателя и переназначения членов действующего Правительства. Решающее значение, таким образом, имеет законный срок полномочий Президента РФ, а не Государственной Думы.
Положение Конституции РФ (ст. 116) о том, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, не означает, что это происходит в день объявления о результатах президентских выборов или что оно немедленно прекращает свою деятельность. Президент вправе принять отставку Правительства только после своего вступления в должность, поручив Председателю и руководимому им органу действовать вплоть до сформирования нового Правительства. Такой указ, например, издал В.В. Путин в день вступления в должность Президента России 7 мая 2000, приняв заявление предыдущего Правительства о сложении им своих полномочий.
В мировой конституционно-правовой практике известны понятия коллективной ответственности Правительства и индивидуальной ответственности каждого его члена. В первом случае Правительство уходит в отставку в полном составе. Наряду с коллективной ответственностью каждый министр индивидуально отвечает за положение дел в своем ведомстве и в случае его неудовлетворительной деятельности должен уйти в отставку. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку всего Правительства. В Конституции РФ таких положений нет, но Федеральным конституционным законом «О Правительстве России» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, следовательно, все его решения принимаются совместно, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства за проводимый им политический курс. Эту ответственность оно несет только перед Президентом, который вправе освободить от должности любого члена Правительства, а также самого Председателя Правительства по собственному усмотрению.
Логическое объяснение такого положения следует искать в том, что Президент РФ несет ответственность перед народом за деятельность исполнительной власти и потому должен иметь возможность оперативно решать вопрос об освобождении от должности такого руководителя Правительства, действия которого не соответствуют политическому курсу Президента. Роль Государственной Думы в назначении Председателя Правительства этим не ущемляется, поскольку новая кандидатура Председателя неминуемо будет представлена для получения ее согласия. Если же допустить, что Председателя Правительства нельзя освободить без согласия Государственной Думы Федерального Собрания РФ, то последний получил бы серьезную поддержку для действий, идущих в разрез с политикой Президента РФ.
Вопросы отставки или, иначе говоря, конституционной ответственности Правительства в нашей стране регулируются ст. 117 Конституции РФ. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Согласия Государственной Думы для этого не требуется (по прежнему закону «О Совете Министров — правительстве России» оно предусматривалось). Президент РФ единолично решает, принять или отклонить просьбу Правительства РФ. Если он принимает отставку или может «уговорить» Правительство изменить свое решение, то дальнейшие действия Президента и Правительства понятны. Но что последует, если Президент не примет отставку, а Правительство будет на этом настаивать? Конституционного ответа на этот вопрос нет. Здесь возможно только политическое урегулирование, но Правительство должно продолжать свою деятельность в силу ранее принятых на себя обязательств.
Более сложные отношения складываются между Правительством и Государственной Думой, поскольку, не имея конституционных средств воздействия на политику Президента РФ, Государственная Дума систематически направляет острие своей критики именно на орган исполнительной власти. Согласно Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, что, однако, не влечет автоматически его отставки.
В течение трех месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству. В таком случае Президент РФ обязан принять одно из двух решений: объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу РФ. Следует признать, что содержащаяся в данной ситуации угроза роспуска Государственной Думы не может не оказывать отрицательного влияния на депутатов.
Председатель Правительства РФ по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Такое право, очевидно, существует для того, чтобы в момент острого противостояния Правительство могло бы убедиться в доверии большинства депутатов Государственной Думы и сбить остроту критики в свой адрес. Если же Государственная Дума в ответ на такую инициативу выразит свое недоверие, реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней он может принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначить новые выборы. Трудно представить, что Председатель Правительства предпримет вышеуказанную акцию без согласия Главы государства (хотя юридически это возможно, да и практически не так уж невероятно). Становится очевидно, что данная инициатива обусловлена договоренностью о принятии Президентом в рассматриваемом случае именно второго решения. Депутаты, конечно, понимают, что постановка Председателем Правительства РФ вопроса о доверии (в условиях выгодной политической конъюнктуры) по существу не оставляет им выбора: они должны выразить доверие, если не хотят своего роспуска.
Следует заметить, что согласно Конституции (ч. 4 ст. 117) право постановки вопроса о доверии принадлежит не Правительству, а его Председателю. Это закономерно рождает предположение, что Председатель вправе совершить эту акцию единолично, но тогда затруднительно ответить, каковы должны быть его действия, если члены Правительства РФ на его заседании большинством голосов примут обратное решение. Поэтому представляется более верным понимать данное право Председателя как полномочие, основанное на коллегиально принятом решении Правительства.
Следует отметить, что недобровольная отставка Правительства РФ — по инициативе ли Председателя Правительства РФ или Президента РФ, а также в связи с недоверием со стороны Государственной Думы Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ — возможна. Однако во всех рассмотренных случаях Правительство РФ по поручению Президента страны продолжает действовать вплоть до сформирования нового Правительства. Этим закрепляется объективная необходимость непрерывности его деятельности при всех сложившихся обстоятельствах.
Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 2455 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ