Юридический и фактический адрес не совпадают штраф

Оглавление:

Если фактический адрес компании отличается от юридического: к каким негативным последствиям это приводит?

Какие правовые и налоговые последствия возникают в случае несовпадения юридического и фактического адреса компании?

Для начала разберемся с терминологией.

Гражданское законодательство не содержит понятия «фактического адреса» компании. В п.2 ст. 54 ГК РФ речь идет о месте нахождения компании, а в п.3 ст.54 ГК РФ – адресе юридического лица.

Напомним, что в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ), действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. В настоящее время вносятся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

Различия этих терминов мы приводили в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам»

Первоначально, сведения об адресе компании предоставляются в налоговый орган в момент государственной регистрации организации и постановки ее на налоговый учет. В дальнейшем, если адрес меняется, в налоговый орган в установленном порядке предоставляются новые сведения об адресе.

В таком случае в течение 5 дней с даты представления необходимых документов в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения (п.1 ст.8, п.3 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Государственная регистрация компании осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности).

А согласно пп.в) п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом) содержатся в государственном реестре.

Рассмотрим последствия несовпадения юридического и фактического адреса.

Возможная ликвидация компании

Осуществление компанией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ее ликвидации по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом (пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ).

Согласно п.2 ст.25 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации компании в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Требования налоговой инспекции основаны на положениях ст.61 ГК РФ, разъяснениях п.6 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30.07.2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» и мотивированы тем, что компания фактически не располагается по адресу, указанному в учредительных документах, что свидетельствует о грубом нарушении пп. «в») п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ.

При наличии информации, что связь с компанией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители компании по адресу не располагаются) и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения», налоговики направляют в адрес компании уведомления о необходимости в срок представить достоверные сведения об адресе и привести в соответствие учредительные документы.

При этом компания несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

В случае невыполнения компанией указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации компании.

В этой ситуации суды выносят вердикт, что такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении пп.«в») п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности. Из положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. №84 следует, что на основании ст.61 ГК РФ арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ее ликвидацию учредительными документами (Решение АС Новосибирской области от 07.06.2017 г. №А45-3698/2017, от 04.07.2017 г. №А45-12240/2017, АС Краснодарского края от 17.01.2017 г. №А32-37676/2016, Постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.05.2016 г. №Ф04-2179/2016, Поволжского округа от 15.02.2016 г. № Ф06-5123/2015).

Отягчающим фактором является отнесение адреса компании к так называемым адресам массовой регистрации юридических лиц.

Например, в одном из дел, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания арендовала рабочее место. Договор аренды является действующим.

В процессе проведения осмотра адреса (места нахождения) компании налоговиками, основных средств, складских и производственных помещений, транспортных средств компании не установлено.

Таким образом, на момент проверки компания по указанному им адресу не располагалось, необходимые документы для осуществления государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении адреса (места нахождения) компанией не представлены. Компания не привела в соответствие в отведенный судом срок сведения о юридическом адресе, а поэтому по решению суда компания ликвидирована (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 г. №А32-2594/2017).

Проблемы с банком

Непредоставление клиентом информации, необходимой для реализации банком требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), является основанием для отказа заключения договора банковского счета (абз.5 п.5, п.11 ст. 7 Закона №115-ФЗ, Письмо Банка РФ от 11.04.2016 г. №12-1-5/810).

Банкам предоставлены широкие полномочия в отказе в открытии счета, если у банка имеются обоснованные подозрения о возможности совершения клиентом транзакций, направленных на финансирование терроризма и легализацию сомнительных доходов (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ). «Сомнительность» определяется на основании критериев, установленных Положением Банка РФ от 02.03.2012 г. №375-П (далее по тексту – Положение). Положение предусматривает десять факторов, наличие которых дает право банку отказать клиенту в открытии счета.

Сложности при несовпадении адресов возникают и при оформлении ПС по международным контрактам. Например, во внешнеторговом контракте указан фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса (адреса местонахождения, указанного в ЕГРЮЛ).

Соответственно, в заполненной форме ПС, компания в разделе 1 «Сведения о резиденте» компания указывает адрес, приведенный в контракте.

Однако банки отказывают компаниям в оформлении ПС, поскольку в разделе 1 «Сведения о резиденте» ПС указывается адрес местонахождения юридического лица – резидента (Приложение 4 к Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И).

Поэтому компания-резидент должна указывать в ПС адрес местонахождения компании согласно выписке из ЕГРЮЛ, несмотря на то, что в контракте приведен фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса.

Проблемы с налоговыми органами

Как нами уже отмечалось, в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам» , с 1 января 2016 г., налоговые органы проверяют достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

А в случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. В адрес компании направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Кроме того, на сайте ФНС РФ публикуются так называемые «черные списки» адресов массовой регистрации.

И налоговые инспекции направляют в банки компаний уведомления, в которых указывается, что в процессе проведения контрольных мероприятий, налоговики установили отсутствие компании – клиента банка по юридическому адресу регистрации.

Еще одной проблемой является возможное признание налоговиками наличия обособленного подразделения компании по месту фактического нахождения и, как следствие, штраф по п.2 ст.116 НК РФ (осуществление деятельности без постановки на налоговый учет).

Компании вынуждены в судебном порядке доказывать, факт осуществления деятельности не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, недостаточен для вывода налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116 НК РФ (Постановление АС Уральского округа от 25.03.2015 г. №Ф09-1044/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 г. №18АП-7454/2016).

У компаний, а также у их контрагентов может возникнуть риск непризнания расходов по налогу на прибыль соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ.

Например

У самой компании налоговики могут исключить из признаваемых расходов, расходы по аренде помещения, а ее контрагентов уличить в получении необоснованной налоговой выгоды.

Административная ответственность для должностных лиц компании

Несоответствие юридического и фактического адресов является административным правонарушением. Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП, а для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ).

Несоответствие юридического адреса фактическому

Согласно действующему закону адрес юрлица — это место, указанное при его госрегистрации. Тем не менее, в кодексе об админправонарушениях предусмотрена ответственность юридического адреса, если он не идентичен с фактическим местонахождением.

Фактический и юридический адрес организации – какова ответственность за несоответствие?

Довольно часто несоответствие юридического и фактического адреса признается фискальными органами нарушением, которое заключается в представлении искаженных или неправдивых сведений для внесенияя их в единый госреестр юрлиц.

Норма КоАП Российской Федерации (статья 14.25) предусматривает наступление админответственности для должностных лиц компании за неподачу либо подачу неправдивых сведений о юрлице в регистрационный орган. Админнаказание накладывается в виде вынесения предупреждения (мягкая форма административного наказания) или наложения штрафа в размере, равном 5 тыс. руб. (часть третья указанной выше статьи).

Иная норма КоАП (четвертая часть статьи 14.25) указывает на наложение административных санкций за такое же деяние, которое совершено умышленно. Санкции следующие: наказание в виде дисквалификации (запрета на занятие такой деятельностью) до трёх лет или тоже штраф за то, что не совпадает юр адрес и фактический адрес в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Что характерно, в Кодексе об административных нарушениях нет четкого указания того, какие именно сведения считаются недостоверными или предоставленными умышленно искаженными. Зато ФНС России регулирует данные пробелы в законодательстве своими письмами-разъяснениями. Хотя они по своей природе не могут быть норморегулирующими и часто не принимаются судами во внимание.

Так, например, ВАС РФ растолковал, в своем свежем августовском решении, что под местом нахождения организации понимается лишь населенный пункт, поэтому вносить изменения в устав (учредительные документы) при переезде компании в границах одного населенного пункта совсем необязательно.

Несовпадение юридического и фактического адреса – ответственность за опоздание в постановке на учёт

В статье 15.3 (часть первая) КоАП указывается, что для должностных лиц юрлица предусмотрена ответственность если совпадение юридического и фактического адреса отсутствует. По факту же применяются санкции за нарушение установленных сроков подачи сведений (заявления) для постановки на учёт в налоговой. Обычно применяются санкции в виде предупреждения либо же взыскивается штраф за отсутствие юридического адреса или его несовпадение в размере 500-1000 руб.

Вторая часть вышеуказанной статьи предусматривает админответственность за совершение такого же действия, связанного с ведением деятельности без постановления на учёт в налоговой инспекции, в виде наложения админштрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Кроме этого, норма HK РФ (статья 116, часть первая) прописывает ответственность самого юрлица за нарушение сроков подачи заявления (сведений) о постановке на учёт в налоговой инспекции в виде наложения штрафа в размере, равном 10 тыс. руб.

Следующая часть указанной нормы более жесткая — это уже не простая ответственность юридического адреса, здесь речь идет о наложении санкций на юрлицо в размере не менее 40 тыс. рублей. В этом случае фискалы считают, что штраф за осуществление хозяйственной деятельности без постановки на учёт в налоговой инспекции должен накладываться в размере 10 % от дохода, полученного от такой деятельности за весь срок ее осуществления. Только вот этот доход, скорее всего, фискалы будут рассчитывать, опираясь на косвенные сведения.

Юридический и фактический адрес ООО – ликвидация юрлица и последствия для контрагентов

В некоторых случаях, если имеет место несоответствие юридического и фактического адреса ООО, то фискальные органы могут посчитать, что при регистрации был предоставлен фиктивный юридический адрес. Последствия этого могут быть более неприятными.

Так, налоговики могут инициировать начало ликвидации юрлица. Для этого они обращаются в суд на основании ГК РФ и ФЗ «О госрегистрации юрлиц», в соответствии с которыми юрлицо может быть ликвидировано по постановлению суда в случае допущенных при его учреждении серьезных нарушений законодательства, если эти нарушения имеют неустранимый характер.

Серьезные «испытания» в этом случае ожидают и контрагентов такого юрлица. Если налоговая пришла к выводам, что предоставлен при регистрации фиктивный юридический адрес, то контрагенты такого юрлица могут потерять право на применение налоговых вычетов, полученных по сделкам с таким юрлицом. Ведь доводы налоговой инспекции в таких случаях основываются на том, что само предприятие не осуществляло реальную предпринимательскую деятельность и установить обратное можно будет лишь через суд.

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Несовпадение фактического и юридического адреса не основание для штрафа

Налоговики не вправе штрафовать компанию за ведение деятельности без регистрации, если фактический и юридический адрес не совпадают. Такой вывод следует из недавнего решения суда (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.03.2015 № Ф09-1044/15).

Инспекторы обнаружили, что компания работала по одному адресу, а в ЕГРЮЛ был записан другой. Ревизоры пришли к выводу, что компания работала в незарегистрированном подразделении, и оштрафовали ее на 10 % от доходов (п. 2 ст. 116 НК РФ). Получилось 2,6 млн рублей.

Судьи заявили, что у инспекции нет оснований для штрафа. Ведь контролеры не доказали, что компания вела бизнес по адресу из ЕГРЮЛ. Значит, реально компания работала только по одному адресу и деятельности без регистрации не было, поэтому судьи отменили штраф.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Быль и небыль про несовпадение юридического и фактического адресов

Место нахождения организации — это место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (директора, правления), а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени компании без доверенности. Но жизнь гораздо разнообразнее прописанных в законодательстве определений и уже давно преподнесла варианты «проживания» фирмы по адресам, получившим в народе названия «юридический» и «фактический»:

  • юридический адрес (адрес госрегистрации) — это координаты, указанные в учредительных документах организации как место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а также в ЕГРЮЛ;

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Два и более случая смены юридического адреса с момента госрегистрации компании делают ее претендентом на выездную проверку.

  • фактический адрес — это место, где в действительности располагается исполнительный орган управления организацией и где она реально «сидит». Как правило, фактический адрес совпадает с почтовым, то есть с тем, на который фирма получает свою корреспонденцию.

У наших читателей возникают вопросы из разряда «А правда ли, что из-за несовпадения адресов может быть то-то и то-то?». Мы собрали несколько типичных «адресных» вопросов. На этих примерах мы покажем, что в реальности может ожидать фирмы, у которых юридический и фактический адреса не совпадают.

В счет-фактуру — все адреса, какие есть!

Нам часто отказывают в возмещении НДС из-за того, что в счетах-фактурах в строках 2а «Адрес [продавца]», 3 «Грузоотправитель и его адрес», 4 «Грузополучатель и его адрес», 6а «Адрес [покупателя]» прописаны почтовые адреса сторон, а не юридические. А бывает, что, наоборот, указаны юридические адреса, но все равно отказывают. Так какой же адрес для инспекции будет правильным? Никак им не угодим!

: Действительно, в Налоговом кодексе РФ прямо не прописано, какие именно адреса надо указывать в счете-фактур е пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ . Минфин считает, что это должен быть исключительно адрес места нахождения продавца и покупателя в соответствии с их учредительными документам и Письмо Минфина от 31.03.2008 № 03-07-11/129 . И в принципе, это логично. А налоговые органы на практике придираются в любом случае, какой адрес ни укажи, как в вашей ситуации.

Суды, как правило, поддерживают налогоплательщиков и говорят, что неважно, какой адрес стоит в счете-фактуре, — налоговые органы не вправе из-за этого отказать в вычет е ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ; Постановления ФАС МО от 03.03.2010 № КА-А40/1102-10; ФАС СКО от 12.05.2011 № А53-16333/2010 . Ведь даже при неправильном адресе продавец и покупатель могут быть идентифицированы по наименованиям и ИНН. Но чтобы не доводить дело до суда, мы советуем следующее.

Заранее договаривайтесь с поставщиками, у которых юридический и фактический адреса не совпадают, чтобы они указывали в строках 2а, 3, 4, 6а счетов-фактур оба адреса.

Это можно оформить, к примеру, так.

Просмотрите имеющиеся у вас счета-фактуры, по которым вы только собираетесь возмещать крупные суммы НДС п. 4 ст. 89 НК РФ . Если в каком-либо счете-фактуре указан только один адрес, проверьте, является ли он юридическим, на сайте налоговой службы в разделе «Проверь себя и контрагента». Если в счете-фактуре указан другой адрес, попросите продавца:

  • вписать в оба экземпляра ранее выставленных счетов-фактур недостающий адрес. Напомните поставщику, что любое дополнение счета-фактуры комбинированным способом путем внесения в него ранее отсутствовавших сведений не относится к исправлениям, поэтому дополнение он может сделать просто от руки и никак не заверят ь п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства от 02.12.2000 № 914; Постановление ФАС МО от 17.11.2010 № КА-А40/13651-10; Письмо УФНС по г. Москве от 14.06.2007 № 19-11/055846 ;
  • заменить оба экземпляра счета-фактуры на новые — со всеми адресами и с сохранением номера и даты его составления.

Напомните продавцу, чтобы он заменил или дополнил экземпляр счета-фактуры, оставшийся у него на руках. Ведь счет-фактура, по которому вы предъявляете НДС к вычету, должен полностью соответствовать счету-фактуре, на основании которого начисляет налоги в бюджет поставщи к Письмо УФНС по г. Москве от 14.06.2007 № 19-11/055846 . Если при встречной налоговой проверке вашего контрагента выявятся расхождения в счетах-фактурах, последствия будут для вас плачевными.

Используем ККТ не где хотим

В заявлении о регистрации кассового аппарата в качестве его места установки мы хотим указать свой юридический адрес, а использовать его будем по фактическому адресу. Могут ли нас наказать за использование ККТ по адресу, отличному от того, который указан в заявлении о регистрации?

: Да, такие случаи встречаютс я Постановление 1 ААС от 11.07.2011 № А43-2435/2011 . Суды исходят из того, что, если ККТ применяется по адресу, отличному от того, который указан в регистрационном заявлении, организация нарушает условия регистрации и применения ККТ, а значит, возможно привлечение к административной ответственност и ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ :

  • руководителя компании или предпринимателя — штраф 3000— 4000 руб.;
  • организации — штраф 30 000— 40 000 руб.

Поэтому вам лучше сразу указывать в заявлении о регистрации ККТ адрес, по которому вы действительно будете эту технику использовать.

Ликвидировать фирму за неприсутствие по юридическому адресу не могут

При создании фирмы мы заявили в ЕГРЮЛ адрес, по которому у нас находится производство. Но офис мы открыли в другом месте, на учет там не вставали. Я направила в инспекцию письмо, в котором просила всю корреспонденцию для нашей компании отсылать в офис. Так мне перезвонил инспектор и сказал, что нам надо срочно перерегистрироваться по офисному адресу, а то за несоответствие адресов нас вообще могут ликвидировать. Я пыталась найти в законодательстве такое основание для ликвидации организации, но не нашла.

Если фирма зарегистрирована по одному адресу, а ее офис находится в другом месте, то при выездной проверке налоговики могут оштрафовать компанию за непостановку на учет обособленного подразделения

: Правильно, его там нет. В ГК РФ есть формулировка: «Юридическое лицо может быть ликвидировано. в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. » п. 2 ст. 61 ГК РФ . И налоговики действительно обращаются в суды с требованиями о ликвидации организаций, если им удается собрать доказательства того, что по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, никто «не сидит». Но суды эти требования не удовлетворяют, поскольку считают, что несовпадение адресов — это устранимое нарушение, которое не может расцениваться как грубо е Постановления ФАС СКО от 27.05.2010 № А25-1396/2009; ФАС ВСО от 25.02.2010 № А69-999/2009 . Тем более что, если фирмы нет по адресу госрегистрации на момент налоговой проверки, это не значит, что она не находилась там на дату такой регистрации.

В вашем случае такого нарушения вообще нет.

Кстати, в приведенной вами ситуации налоговики также не могу т Постановление ФАС ЗСО от 27.09.2010 № А45-19664/2009 :

  • признать недействительной государственную регистрацию организации или регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы компании;
  • отказать в реорганизации компании;
  • обязать вас представить документы, необходимые для государственной регистрации изменения места нахождения.

Но в вашем случае есть вероятность того, что более грамотный инспектор не будет вас пугать мифами, а при выездной проверке зафиксирует наличие у вас обособленного подразделения, то есть наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, о которых вы не сообщили. А это — возможность оштрафовать компанию за непостановку на учет подразделени я ст. 116 НК РФ . Поэтому вам нужно срочно зарегистрировать ОП по адресу нахождения офиса.

Банки тоже не любят расхождения адресов

В прошлом году мы переехали в другой офис, никуда об этом еще не сообщали. В последний из визитов в свой банк услышали от заведующего отделением, что им надо систематически обновлять информацию о клиентах и нужны, в частности, сведения о нашем адресе. Обязаны ли мы сообщать в банк свой новый адрес и правда ли, что банк может расторгнуть с нами договор банковского счета, если мы этого не сделаем?

: Законодательством не предусмотрена обязанность клиента представлять в банк информацию об изменении своего места нахождения. Но такая обязанность, как правило, прописывается в договоре банковского счет а Постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 № 1307/10 . Ведь для банков важно знать настоящий адрес как при заключении, так и при исполнении договора, поскольку они отвечают за достоверность информации о клиента х подп. 1 п. 1, пп. 1.7, 3 ст. 7 Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ . Поэтому банк может по своей инициативе обратиться в суд за расторжением договора при нарушении клиентом этого условия договор а п. 2 ст. 859 ГК РФ .

Кстати, имейте в виду, что некоторые банки даже отказываются заключать договор банковского счета, если при проверке сведений выясняется, что ваша компания не находится по адресу госрегистрации. И суды признают это правомерны м Постановления ФАС ДВО от 24.01.2011 № Ф03-9534/2010; 9 ААС от 20.09.2011 № А40-28942/11-47-246 .

Чтобы перемещения вашей компании в пространстве не сказались на отношениях с банком, лучше максимально быстро информировать банк о своем реальном месте нахождения. Например, сразу прописывать в договоре оба ваши адреса.

Узнать о том, что вас нет по адресу, заявленному в ЕГРЮЛ, банк может разными способами. Например, самостоятельно направив своего представителя по этому адресу для визуального осмотр а Информационное письмо ЦБ от 31.07.2007 № 12 , от налоговой инспекци и Письмо ФНС от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ или отделения связи, возвратившего почтовое отправление из-за отсутствия адресата по указанному адресу.

Появилось второе помещение? Проще перерегистрировать юридический адрес

Наша фирма собирается менять офис на более просторный. Но придется поменять и налоговую, а не хотелось бы. Вот думаем, может, в нынешнем здании оставить в собственности небольшое помещение — сохранить, так сказать, юридический адрес. А по месту нахождения нового офиса оформить обособленное подразделение.

: Да, вы можете встать на учет в налоговом органе по месту нахождения нового офиса как по месту нахождения обособленного подразделения, если не учтены в той же инспекции по иному основани ю п. 4 ст. 83 НК РФ . Для этого вы должны:

  • письменно сообщить о создании ОП в налоговый орган по месту своего нахождения по форме № С-09-3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ ;
  • подать в налоговый орган по месту нахождения ОП заявление о постановке на учет по форме № 1-2-Учет.

Если вы знаете, что офис будет находиться не по своему юридическому адресу, продумайте, как вы будете получать почту от тех же налоговиков

Кроме того, нужно наладить бесперебойное получение вами корреспонденции, поскольку «ваша» инспекция все равно будет направлять ее по адресу головной компании. Поэтому вам можно, к примеру, заключить договор аренды ячейки абонементного шкафа на почте или просто регулярно заходить в почтовое отделение за корреспонденцией, которая возвращается туда после того, как не нашла своего адресата, и хранится там в течение месяц а п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2005 № 221 .

Но имейте в виду, с наличием ОП увеличивается налоговая отчетность (например, декларации по налогу на прибыль, может быть, придется представлять в две ИФНС), могут продлеваться выездные проверки, в рамках которых старая инспекция может проверить подразделения фирм ы п. 6 ст. 89 НК РФ; приложение № 2 к Приказу ФНС от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ . В некоторых случаях ОП нужно ставить на учет во внебюджетных фондах.

Поэтому решайтесь на «искусственное» ОП, только взвесив все «за» и «против». К примеру, оцените, насколько разветвленная у вас сеть подразделений и на какое время из-за этого могут затягиваться выездные проверки. Не регистрируйте ОП в качестве филиала или представительства, чтобы избежать их самостоятельных налоговых проверок, которые будет проводить новая, не ваша инспекци я п. 1 ст. 87, п. 7 ст. 89 НК РФ .

Возможно, проще все-таки внести изменения в учредительные документы в части места нахождения.

Директора трудно наказать за несоответствие адресов

Наш директор озадачился вопросом своей ответственности за то, что компания не «сидит» по адресу, прописанному в учредительных документах. Правда ли, что его за это могут оштрафовать или даже дисквалифицировать, и можно ли нам его как-то успокоить?

: Вы можете успокоить директора следующим.

Если ему вменяют непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении адреса места нахождения (за это грозит предупреждение или штраф в размере 5000 руб. ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ ), то эта ответственность не может быть применена, поскольку срок, в течение которого нужно ставить в известность налоговые органы об изменениях в учредительных документах, не установлен.

УСПОКАИВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Оштрафовать руководителя за то, что организация не находится по юридическому адресу, нельзя.

Если руководителя пытаются привлечь за представление недостоверных или заведомо ложных сведений на момент регистрации компании (наказывается штрафом в размере 5000 руб. или дисквалификацией сроком до 3 лет) ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ , то налоговому органу надо доказать недостоверность сведений. То есть то, что фирма находилась не по указанному ею адресу, должно быть запротоколировано, в частности:

  • при проведении осмотра в ходе выездной проверк и статьи 89, 92 НК РФ ;
  • при опросе свидетел я ст. 90 НК РФ , который показал, что ваша организация не имеет в собственности и не арендует помещения в здании по адресу госрегистрации.

Ведь отсутствие организации по адресу, записанному в учредительных документах, в момент проведения проверки не свидетельствует о том, что она не находилась по этому адресу на дату регистрации.

Если фактический адрес не совпадает с юридическим

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации. Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Дисквалификация

Иски о ликвидации юридического лица

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Ответственность

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211