Оглавление:
Общественные фонды потребления
Государство берет на себя финансирование части расходов на удовлетворение определенных жизненных потребностей через общественные фонды потребления. В некоторых учебниках и учебных nqci6HHKax по экономической теории о них даже не вспоминают. Название «общественные фонды потребления» исчезла из многих документов. Однако такая форма распределения доходов потребительского назначения предусмотрена Конституцией Украины. В частности, за счет бюджетных источников содержатся учреждения по уходу за нетрудоспособными лицами ; гражданам, которые нуждаются в социальной защите, предоставляют безвозмездно жилье; финансируется здравоохранение; реализуются соответствующие социально-экономические, медико-санитарные и оздоровительные программы, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; содержатся и воспитываются дети-сироты. Государство гарантирует доступность и безвозмездности дошкольного, полного общего среднего, профессионального технического, высшего образования.
В Украине существуют два вида общественных фондов потребления: фонды совместного удовлетворения потребностей (образование, здравоохранение и т.д.) и фонды для неработающих.
Структура общественных фондов потребления
Структура общественных фондов потребления (ОФП) во всех странах, где существует эта форма распределения доходов, еще свои особенности.
Экономическое назначение ОФП заключается в обеспечении бесплатного образования и профессионально-технической подготовки, содержание детей в дошкольных учреждениях, школах-интернатах, классах удлиненного дня; бесплатной медицинской помощи, физического воспитания; организации отдыха и социального обеспечения (пенсии, пособия); выплате стипендии тем, кто учится в высших учебных заведениях.
По способу распределения среди членов общества фонды классифицируют на те, которые распределяются независимо от количества и качества труда (бесплатная медицинская помощь, обучение детей и взрослых); те, которые учитывают прошлый заработок и стаж работы (пенсии, пособия по временной нетрудоспособности); те, предназначенные для определенных категорий населения (например, при оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях малоимущим семьям предоставляются льготы).
По источнику формирования различают ОФП, которые формируются из средств государственного бюджета и социального обеспечения (общегосударственные); средств, выделяемых предприятиями (государственными и кооперативными); средств общественных организаций, преимущественно профсоюзов (одноразовая помощь, бесплатные или льготные путевки в дома отдыха, санаториев и т.п. .
Средства из ОФП предоставляются потребителям в форме денежных выплат, бесплатных услуг и натуральной выдачи.
ОФП должны обеспечивать развитие общегосударственных систем бесплатного образования, здравоохранения и социального обеспечения, улучшать условия отдыха трудящихся; поддерживать жизненный уровень малообеспеченных граждан, создавать условия для воспитания детей (рис. 120).
Часть ОФП в виде пенсий, пособия по временной нетрудоспособности связана с распределением по труду. Следует иметь в виду, что рыночная экономика усиливает дифференциацию доходов населения. Для людей, имеющих высокие доходы, доступны платные элитные дошкольные и учебные заведения. Одаренные дети из малообеспеченных семей лишены соответствующего уровня воспитания и обучения. Поэтому при воспитании детей, содержании их в детских дошкольных учреждениях, во время их обучения в общеобразовательных школах, высших учебных заведениях нельзя сохранять дифференциацию, сложившейся в зависимости от оплаты труда их родителей. Эту проблему государство может решить через общественные фонды потребления.
В Украине растет роль ОФП, имеющих благотворительный характер. Для малообеспеченных людей установлены субсидии для оплаты жилья, коммунальных услуг и приобретения жизненных средств. Такие пособия называют адресными, поскольку они предоставляются не всем гражданам, а только тем, кто имеет низкие доходы, а следовательно, нуждается в материальной поддержке 3 стороны государства, которая предусматривает денежные выплаты, льготные условия в оплате за пребывание детей в дошкольных учреждениях, организацию бесплатного питания , предоставление одежды, обуви и т.д.
Дифференциация распределения общественных фондов потребления должна определяться преимущественно объемом потребления жизненных средств, необходимых для воспроизводства народонаселения и рабочей силы.
Льготы общественным фондам
Необходимо отметить, что в социалистическом обществе доходы трудящихся не ограничиваются только заработной платой. В нашей стране часть материальных и культурных благ трудящиеся получают бесплатно из общественных фондов потребления (к ним относятся социальное страхование, медицинское обслуживание, пенсии, стипендии и т. д.). Причем темпы роста общественных фондов потребления превышают темпы роста заработной платы. [c.91]
Осуществляется дальнейшее расширение общественных фондов потребления, повышение их роли в решении социально-экономических задач. [c.223]
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется на удовлетворение первоочередных социальных нужд коллективов предприятий, он предназначен для финансирования строительства и капитального ремонта, жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретение путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий для улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления. По согласованию с профсоюзной организацией предприятие может частично, в установленных пределах, перераспределять средства фонда экономического стимулирования, накапливать средства фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также использовать фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для строительства жилых домов, домов отдыха и подобных объектов совместно с другими предприятиями. [c.249]
Доходы работника кроме заработной платы определяются выплатой и различными льготами из общественных фондов потребления. С увеличением национального дохода доходы рабочих и служащих растут. В 1960 г. они составляли 107,7 руб. на одного человека в месяц, в 1965 г.—129,2 руб., в 1970 г.—164 руб., в 1975 г.— 198 руб. [c.228]
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ — сумма средств, полученных населением в виде денежных доходов, натуральных поступлений, льготных и бесплатных услуг. К Д.н. относятся доходы по труду, доходы от собственности, выплаты и льготы из общественных фондов потребления (фондов социальной защиты), поступления из финансовой системы и пр. доходы. [c.77]
Одной из важнейших форм создания материальной заинтересованности работников в результатах их труда является заработная плата. В. И. Ленин учил, что социализм строить необходимо . не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности . Заработная плата служит орудием осуществления экономического закона распределения по труду. Повышение ее наряду с расширением общественных фондов потребления обеспечивает рост благосостояния рабочих и служащих. Именно она должна быть основным источником роста доходов населения . [c.80]
Фонд социального развития используют для удовлетворения первоочередных социальных нужд коллективов предприятий финансирования строительства и капитального ремонта жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретения путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий, улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления. [c.250]
Союз занял первое место в мире. Реальные доходы на душу населения увеличились в 2,6 раза, общественные фонды потребления — в 5 с лишним раз. Достигнуты Успехи в развитии отечественной науки, образования, здравоохранения, культуры. [c.4]
В социалистическом обществе заработная плата не является единственным источником доходов трудящихся. Часть материальных и культурных благ трудящихся получают бесплатно из общественных фондов потребления независимо от количества и качества их труда. Из общественных фондов потребления выделяются средства на бесплатное образование, стипендии, пенсии, медицинское обслуживание, содержание санаториев, детских учреждений и т. д. Причем темпы роста общественных фондов потребления превышают темпы роста заработной платы. [c.174]
Главная цель социального планирования состоит в том, чтобы обеспечить дальнейший неуклонный рост материального и культурного уровня жизни народа. В планах экономического и социального развития находят отражение и решаются такие проблемы, как охрана труда, рост заработной платы и общественных фондов потребления, подготовка кадров, развитие жилищного строительства, здравоохранения, народного контроля и т. д. [c.197]
Система распределения через общественные фонды потребления не может иметь ничего общего с уравниловкой, отрываться от реальности, а, наоборот, должна основываться на глубоком анализе состояния дел в производстве, во всем народном хозяйстве. Целесообразно часть общественных фондов распределять по труду, по тем результатам и вкладу в производство, которые делаются каждым работником. Чем больше успехов достигнет человек, тем значительнее должна быть доля средств и услуг, предоставленных ему государством. Но другая часть общественных фондов требует своего использования вне прямой связи с распределением по труду, с учетом иных обстоятельств, так как ее целевое назначение формирование условий для выращивания способностей к труду через обучение в высшей и средней школе, через другие мероприятия, которыми обеспечивается рост культурно-технического уровня населения, общее повышение жизненного уровня трудящихся и их семей. [c.340]
Помимо заработной платы значительная часть потребностей трудящихся удовлетворяется за счет общественных фондов потребления— бесплатного обучения и медицинского обслуживания, пособий, пенсий, стипендий, бесплатных и льготных путевок в санатории и дома отдыха, содержания детских садов, яслей и других льгот и выплат. Размеры общественных фондов потребления непрерывно растут. Объем этих средств за одиннадцатое пятилетие увеличится на 20% —со 116,5 млрд. руб. в 1980 г. до 140 млрд. руб. в 1985 г. Благодаря этому расширяется материальная основа осуществления конституционных прав граждан на образование, медицинское обслуживание, отдых и др. [c.246]
Оплата труда при социализме осуществляется в строгом соответствии с количеством и качеством затраченного труда и в денежной форме выражается в виде заработной платы. Доходы членов социалистического общества определяются не только заработной платой, но и общественными фондами потребления, которые включают затраты государства на социальное страхование, пенсионное обеспечение, образование и здравоохранение, содержание детских учреждений, санаториев и другие льготы и выплаты, общая сумма которых в расчете на душу населения составила (в руб.) [c.73]
Реальные доходы населения характеризуют уровень материальной обеспеченности всех работающих и членов их семей. Они выражают то количество материальных благ, в которых реализуются денежные и натуральные доходы, полученные в виде оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления (пенсии, пособия по болезни, стипендии, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и т. п.), доходы от личного подсобного хозяйства и другие доходы, используемые населением для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Уровень реальных доходов определяется уровнем оплаты труда, выплат и льгот из общественных фондов потребления, розничных цен, соответствием денежных доходов товарной массе. [c.133]
В совокупном доходе семьи заработная плата всех членов семьи составляет 74,3%, выплаты и льготы из общественных фондов потребления — 23,1%, доходы из других источников (личное подсобное хозяйство и т. д.) — 2,6%. В одиннадцатой пятилетке реальные доходы в расчете на душу населения увеличились на 11 %, в двенадцатой пятилетке они возрастут на 13—15%, а к 2000 г.— в 1,6—1,8 раза. [c.133]
Один из основных показателей реализации плана социального развития коллектива — рост реальных доходов трудящихся, важнейшей составной частью которых является заработная плата. С 1965 г. она увеличилась в отрасли более чем на 70%. Возросли также выплаты из общественных фондов потребления. [c.171]
При разработке утверждаемых показателей социального развития и уровня жизни с помощью электронной вычислительной техники проводятся планово-экономические расчеты ожидаемого выполнения и планового баланса (на год и по кварталам) денежных доходов населения и общественных фондов потребления, расчет дифференцированного баланса доходов и потребления населения. Наряду с этим выполняются расчеты плана развития учреждений культуры, развития сети здравоохранения, расчет потребности в медикаментах, расчет плана развития детских дошкольных учреждений, расчет численности учащихся и количества классов, расчет дополнительной потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием, расчет подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и плана междуведомственного и межреспубликанского распределения молодых специалистов. [c.202]
Растут и общественные фонды потребления. В 1968 г. на обеспечение по социальному страхованию, пособия, пенсии, стипендии, оплату отпусков, бесплатное медицинское обслуживание и т.д. было израсходовано 55 млрд. руб. Это на И % больше, чем в 1967 г.. [c.149]
Заработная плата не полностью характеризует уровень потребления рабочих и служащих. Значительная часть потребностей покрывается из общественных фондов потребления (расходы на детские учреждения и школы, здравоохранение, пенсии, социальное обеспечение, оплачиваемые отпуска на период учебы, беременности и др.). Только за годы одиннадцатой пятилетки увеличены выплаты из общественных фондов потребления более чем на 24 %. В результате этого в нашей стране реальные доходы на душу населения удваиваются примерно каждые 15 лет. [c.307]
Помимо заработной платы, получаемой каждым работником, государство выделяет большие средства, которые образуют общественные фонды потребления. Из этих фондов трудящимся предоставляются средства на жилищное строительство, социальное страхование, медицинское обслуживание, бесплатное обучение в школах и другие культурно-бытовые нужды. [c.151]
На базе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся. В 1975—1980 гг. возросли реальные доходы на душу населения. К концу десятой пятилетки доходы на одного члена семьи свыше 100 руб. в месяц составили почти у половины населения, а в 1970 г. такой доход был лишь у 18 % населения. Интенсивно велось жилищное строительство. Более 50 млн. чел. улучшили жилищные условия, возросли расходы на образование, здравоохранение и другие социальные мероприятия за счет общественных фондов потребления. [c.151]
В текущей пятилетке реальные доходы на душу населения должны возрасти на 16—18 %. При этом предусмотрены меры по усилению зависимости размеров оплаты труда от конечных результатов работы коллектива и его отдельных членов. На осуществление новых мер по повышению заработной платы намечено выделить в расчете на 1985 г. примерно 10 млрд. руб. Общественные фонды потребления достигнут в этом году 138 млрд. руб., что составит около 2000 руб. в среднем на семью из четырех человек. [c.151]
Основной принцип распределения при социализме — распределение по количеству и качеству труда, выполненного тем или иным работником, т. е. вознаграждение за труд зависит от его результатов. Между результатами труда и его оплатой должны быть выдержаны определенные соотношения, предусматривающие превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. Такое соотношение является законом расширенного воспроизводства и создает возможности для накоплений в народном хозяйстве. Если бы заработная плата опережала по темпам роста производительность труда, то количество денег у населения возрастало бы быстрее, чем количество товаров. Это вызвало бы нехватку товаров, обесценивание денег и снижение общественных фондов потребления,, что в свою очередь привело бы к ухудшению материального и культурного благосостояния трудящихся. При равных темпах роста производительности труда и заработной платы также наблюдался бы замедленный рост фо>нда накопления, а следовательно, невозможно было бы осуществлять расширенное воспроизводство. Вместе с тем в социалистическом обществе организация труда исходит из систематического повышения заработной платы, что обеспечивается непрерывным превышением темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы. [c.152]
Если бы заработная плата опережала по темпам роста производительность труда, то количество денег у населения возрастало бы быстрее, чем количество товаров. Это вызвало бы нехватку товаров, обесценивание денег и снижение общественных фондов потребления, [c.157]
Объекты изобретений 53 Оборотные средства 17 Обслуживание рабочих мест 178 Общественные фонды потребления 204 Оперативно-производственное планирование 255 Операции 103 [c.314]
Социальное равенство достигалось за счет распределения значительной доли благ через общественные фонды потребления, доля которых в совокупных ресурсах фактического потребления (в денежной и натуральной формах) составляла в 1940 г. — 15 %, в 1960 г. — 24 %, в 1975 г. — 31 %, в 1980 г. — 32 %. На рис. 6.1. представлена схема состава доходов населения по данным Центра экономических и политических исследований. Поскольку распределение компенсационных выплат носило уравнительный характер, можно констатировать, что в 1991 г. уравнительный характер распределения усилился [100]. [c.318]
В 1992 г. работники бюджетных отраслей после либерализации цен оказались наиболее ущемленными в силу следующих причин во-первых относительное падение заработной платы отбросило их к самым низко доходным группам, во-вторых, они практически полностью лишились выплат из общественных фондов потребления. [c.318]
Общественные фонды потребления [c.319]
Понятие «социальная защищенность человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты вузовских работников вообще не поднималась, так как именно эта категория была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. [c.342]
Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются J) образование и использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды) 2) организация налогов 3) финансирование отраслей народного хозяйства 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. [c.98]
Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления (свыше 86% от общей суммы общественных фондов потребления). [c.101]
Как известно, основной формой распределения фонда потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для совместного удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного хозяйства и др. [c.101]
В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967) [c.183]
Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляются в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 80% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%. [c.191]
Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный продукт, другие связывают общественные фонды потребления с необходимым продуктом. [c.236]
До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35 — 40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах. [c.237]
Мы уже показали, что государственная собственность на средства производства и одновременно на землю и недра не только не исключает рентных отношений между предприятиями и государством, но и вообще в этом смысле не существенна. Важно то, что члены госпредприятий не являются единоличными собственниками используемых ими земель и недр и им сопринадлежит лишь исчезающе малая часть (в отношении числа их работников к численности населения государства) дифференциального горного дохода, который попадает к ним не через свою обособленную производственную ячейку, а по другим каналам — через государственный бюджет (как составная часть общественных фондов потребления и т. д.). [c.33]
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется на удовлетворение первоочередных социальных нужд коллективов предприятий, он предназначен для финансирования строительства и капитального ремонта жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретения путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий, для улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления. По согласованию с профсоюзной организацией предприятие может частично, в установленных пределах, перерас- [c.271]
Современную политику в области заработной платы определил XXVI съезд КПСС, который поставил задачу повысить реальные доходы на душу населения на 16—18 %, увеличить среднемесячную заработную плату рабочих и служащих на 13—16 % и довести ее уровень к 1985 г. до 190—195 руб. в месяц, увеличить общественные фонды потребления на 20 %. В области заработной платы рабочих и служащих поставлена задача обеспечивать [c.73]
В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. выплаты и льготы из общественных фондов потребления достигнут в 1975 г. 90 млрд. руб., или возрастут примерно на 40%. [c.157]
Смотреть страницы где упоминается термин Общественные фонды потребления
Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.143 ]
Экономический словарь справочник (1988) — [ c.90 ]
Экономика и организация производства (1983) — [ c.135 ]
Общественные фонды потребления
Значение слова «Общественные фонды потребления» в Большой Советской Энциклопедии
Общественные фонды потребления призваны обеспечить планомерное воздействие государства на формирование структуры расходов и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более быстрого сближения и выравнивания социально-экономического положения членов общества, социальных групп, слоев и классов. Выплаты и льготы из Общественные фонды потребления являются одной из основных форм социалистического распределения наряду с заработной платой, премией, доходами от личного подсобного хозяйства (см. Фонд потребления).
Выплаты и льготы из Общественные фонды потребления осуществляются в форме расходов государственного бюджета на просвещение, здравоохранение и физкультуру, на социальное обеспечение и т.п., в форме расходов предприятий и производственных объединений из их фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, в форме расходов из централизованных союзных фондов социального страхования и социального обеспечения колхозников и др. Поступления из Общественные фонды потребления имеют либо форму бесплатного (или льготного) предоставления материальных благ и услуг, либо форму денежных выплат (в начале 70-х гг. их объёмы были примерно равны).
Основная экономическая функция Общественные фонды потребления — распределение части фонда личного потребления с целью создания достаточно равных с точки зрения общества условий для удовлетворения определённого круга важных потребностей представителями различных общественных групп, слоев и классов. При социализме ещё нет полного социально-экономического равенства; степень необходимости удовлетворения одних и тех же потребностей различна для общества в целом и для представителей различных социальных групп, слоев, классов. Это касается в особенности ряда духовных и социальных потребностей (например, потребностей в образовании и культурном развитии, в создании страховых запасов на случай утраты трудоспособности и др.). В системе уже сложившихся потребностей семей, на которую члены общества ориентируют структуру своих расходов, эти потребности, как правило, не занимают такого места, которое они должны были бы занимать для обеспечения коренного общественно-экономического интереса — постепенного достижения социально-экономического равенства. Общество (в лице социалистического государства) активно воздействует на процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей, с тем чтобы планомерно обеспечивать структуру потребления, при которой материальные условия для развития способностей к труду были бы относительно равными для представителей разных социальных групп, слоев и классов. Социалистическое государство выполняет эти функции, если через распределение материальных и духовных благ из Общественные фонды потребления обеспечивает возможность для представителей любой социальной группы получить образование (в т. ч. высшее), иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности и в соответствии с ними занять положение в социалистическом производстве и обществе. В связи с этим социальные группы и слои, связанные с умственным трудом, с творческой деятельностью, теряют свою замкнутость и воспроизводятся не на своей собственной узкой социальной базе, а на базе всего общества. Именно на этой основе при социализме вырастает трудовая интеллигенция, пополнение рядов которой идёт за счёт людей, имеющих разное социальное происхождение. Помимо этой основной функции, Общественные фонды потребления имеют и некоторые др. экономические функции, в частности при помощи Общественные фонды потребления общество облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей (которые В. И. Ленин называл «ростками коммунизма» — см. Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 39, с. 25), а также распространение более экономных форм совместного потребления. Объём выплат и льгот из Общественные фонды потребления определяется уровнем и темпами развития социалистического производства, а также быстротой преобразований в ходе осуществления социальной политики социалистич. государства.
Выплаты и льготы из общественных фондов потребления в СССР
Общественные фонды потребления
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — присущая социализму форма распределения материальных благ и услуг, обеспечивающая вместе с распределением по труду справедливое формирование личных доходов и их реализацию в соответствии с целями социалистического строительства.
За счет общественных фондов потребления обеспечивается бесплатность просвещения, образования, здравоохранения, культурного обслуживания, льготность санаторно-курортного обслуживания, детских дошкольных учреждений, оплаты жилищ, выплачиваются пенсии, пособия, стипендии, оплачиваются ежегодные отпуска. Отличительная особенность распределения через общественные фонды потребления — конкретно-целевая направленность поступающих населению средств, строгое определение потребностей, на удовлетворение которых они расходуются. Общественные фонды потребления дают реальную возможность представителю любой социальной группы получить образование, включая высшее, иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности, проявляя их в труде, и занять любое положение в производстве и в обществе.
Общественные фонды потребления облегчают внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей, распространение экономичных форм совместного потребления. За период 1986—2000 гг. объем общественных фондов потребления удвоится. Поступления из общественных фондов потребления имеют форму денежных выплат (в 1985 г.—более половины общественных фондов потребления) и бесплатного (полностью или частично) предоставления материальных благ и услуг. Почти четыре пятых всего объема общественных фондов потребления распределяется централизованно: через государственный бюджет, бюджет социального страхования, централизованные союзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. 15—20 % средств поступает в виде децентрализованных расходов из поощрительных фондов предприятий, колхозных фондов и средств общественных организаций.
Направления и порядок децентрализованного распределения общественных фондов потребления устанавливаются государством, благодаря чему обеспечивается единая направленность как централизованного, так и децентрализованного распределения общественных фондов потребления. В совокупных доходах семей рабочих промышленности выплаты и льготы из общественных фондов потребления составляли в 1985 г. 25 %, в совокупных доходах семей колхозников — 19%. Вместе с тем возрастает роль профсоюзов и трудовых коллективов в распределении общественных фондов потребления. Начиная с 50-х годов общественные фонды потребления в сравнении с фондом оплаты по труду растут опережающими темпами.
В настоящее время на долю общественных фондов потребления приходится около трети потребляемых материальных благ и услуг. На XXVII съезде подчеркивалось, что партия наметила и проводит линию на дальнейший рост и более эффективное использование общественных фондов потребления. Они должны лучше использоваться как средство поощрения, стимулирования квалифицированного, добросовестного труда. В Программе КПСС указывается, что общественные фонды потребления «призваны играть все большую роль в развитии общегосударственных систем бесплатного народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, в улучшении условий отдыха трудящихся, смягчать объективно неизбежные при социализме различия в материальном положении отдельных граждан, семей, социальных групп, выравнивать социально-экономические и культурные условия для воспитания детей, способствовать ликвидации малообес-печенности отдельных групп населения» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 152).
В современных условиях наряду с ростом общего объема общественных фондов потребления особо важное значение приобрели задачи рационального и эффективного использования средств этих фондов и более справедливого их распределения, что связано с повышением роли человеческого фактора и усилением социальной политики КПСС.
Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987
Обзоры и публикации
Недавнее вступление России в ВТО вызвало массу вопросов: принесет ли членство в этой организации реальные дивиденты стране? Не приведет ли оно к ухудшению экономического положения в ряде отраслей? Поговорим об этой проблеме подробнее.
Читать полностью >>
Термин оффшор прочно вошел в наш экономический лексикон. Что же представляет собой на практике регистрация компании в оффшорной зоне? Есть ли какие-либо ограничения для владельцев подобных компаний? Рассмотрим эту тему в нашем обзоре.
Читать полностью >>
Многие слышали про ПИФы — паевые инвестиционные фонды, но немногие представляют себе механизм их деятельности на финансовом рынке. Как осуществляется управление ПИФами? На какую доходность можно рассчитывать инвестору? Разберем эти и другие вопросы.
Читать полностью >>
Венчурные инвестиции – занятие в высшей степени рискованное, но тем не менее в последние годы к этому вопросу приковано повышенное внимание. Чем же так привлекательно вложение в рискованные ценные бумаги или предприятия? Постараемся ответить на этот вопрос.
Читать полностью >>
Термин хеджирование не так часто, как другие, встречается в экономической литературе, однако знание основных моментов, связанных с хеджированием, необходимо и рядовому участнику товарной биржи или фьючерсного рынка, и крупному инвестору. Рассмотрим подробнее эту тему.
Читать полностью >>
Электронная библиотека
Наряду с распределением по труду и в органическом единстве с ним при социализме существовало и развивалось удовлетворение потребностей за счёт общественных фондов потребления. Общественные фонды потребления – важная форма социалистического распределения материальных и духовных благ, возникшая на основе общественной собственности на средства производства. Так, согласно статье 22 Конституции СССР 1977 года в целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создавались общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивало рост и справедливое распределение этих фондов.
Как экономическая категория социализма общественные фонды потребления выражали социалистические производственные отношения, складывавшиеся в процессе производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Наряду с заработной платой они являлись формой возмещения затрат необходимого труда, формой воспроизводства рабочей силы, формой, при которой распределение необходимого продукта производилось независимо от количества и качества труда, т.е. бесплатно.
Общественные фонды потребления имели разнообразную структуру. Они группировались по многим показателям: составу, целевому назначению, категориям населения, социальным группам, отношению населения к труду, виду благ и услуг, формам потребления, по системе оплаты труда.
Общественные фонды потребления являлись частью национального дохода, которая предоставлялась государством или предприятиями членам общества сверх оплаты их труда как в форме предметов потребления и услуг, так и в денежной форме. Общественные фонды потребления являлись общенародной собственностью (за исключением их части, принадлежащей колхозам). Эти фонды направлялись на индивидуальное и коллективное потребление. В форме общественного обслуживания предоставлялись все услуги учреждений здравоохранения, просвещения и физической культуры. Коллективным путём также удовлетворялись потребности населения в жилье и коммунально-бытовых услугах. Социальное обеспечение и социальное страхование предоставлялись преимущественно в форме индивидуального потребления.
Состав общественных фондов потребления не оставался постоянным. На каждом конкретном этапе экономического развития СССР он изменялся в соответствии с задачами, которые намечали Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Совет Министров СССР.
· бесплатное содержание детей в детских учреждениях и школах-интернатах (по желанию родителей);
· бесплатное образование во всех учебных заведениях,
· бесплатное медицинское обслуживание всех граждан, включая обеспечение медикаментами и санаторное лечение больных;
· бесплатное пользование квартирами, а также коммунальными услугами;
· бесплатное пользование коммунальным транспортом;
· бесплатное пользование некоторыми видами бытового обслуживания;
· последовательное снижение платы и частично бесплатное пользование домами отдыха, пансионатами, туристскими базами, спортивными сооружениями;
· всё более широкое обеспечение населения пособиями, льготами и стипендиями (пособиями одиноких и многодетных матерей, стипендиями студентов);
· постепенный переход к бесплатному общественному питанию (обеды) на предприятиях, в учреждениях и для занятых в производстве колхозников.
Основная часть общественных фондов потребления (примерно 70 %) формировалась за счёт государственного бюджета (в том числе бюджета государственного социального страхования) и использовалась в централизованном порядке. Меньшая часть их образовывалась на предприятиях за счёт прибыли (фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства) в пределах, регулируемых государством, а также в колхозах при распределении их доходов.
С точки зрения советских экономистов общественные фонды потребления создавались для:
· предоставления ряда важных жизненных благ всем членам общества;
· распределения благ, в значительной мере прямо не связанного с количеством и качеством труда, ориентированного на потребности людей;
· уменьшения различий в уровне доходов, (а следовательно, и в потреблении), связанных с числом нетрудоспособных членов семьи;
· сближения реальных доходов трудящихся;
· развития коллективизма в удовлетворении потребностей.
Таким образом, в процессе использования общественных фондов потребления выделились две их части:
1) расходы по содержанию нетрудоспособных, стипендии и пособия, которые в основном осуществлялись в форме денежных выплат;
2) предоставление всему населению бесплатно или на льготных условиях предметов потребления и услуг.
Общественные фонды потребления
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Общественные фонды потребления» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование … Экономический словарь
Общественные фонды потребления — часть национального дохода социалистического общества, используемая для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и распределяемая в основном сверх доходов по труду. Посредством О. ф. п. социалистическое государство… … Научный коммунизм: Словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование … Энциклопедический словарь экономики и права
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — Часть национального дохода, распределяемая между его членами бесплатно или на льготных условиях, помимо и в дополнение к оплате по труду. Часть О. ф. п. поступает непосредственно в распоряжение трудящихся в виде пенсий, пособий многодетным… … Словарь политических терминов
общественные фонды потребления — товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное… … Словарь экономических терминов
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФOНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФOНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, часть фонда личного потребления социалистич. общества, посредством к рой гос во воздействует на формирование структуры доходов и потребления нас. в целях постепенного сближения и выравнивания социально экон.… … Демографический энциклопедический словарь
Фонд потребления — часть национального дохода (См. Национальный доход), используемая для индивидуального и общественного (непроизводственного) потребления. Источником создания Ф. п. являются Необходимый продукт и часть прибавочного продукта (См. Прибавочный … Большая советская энциклопедия
Покупательные фонды населения — часть денежных доходов населения, предназначенная для покупки товаров и характеризующая общий объём его платёжеспособного спроса (См. Платёжеспособный спрос) на товары народного потребления. В практике планирования и учёта в СССР общий… … Большая советская энциклопедия
СССР. Благосостояние народа — Неуклонный подъём уровня жизни народа является закономерностью социалистического общества, выражением основного экономического закона социализма (См. Основной экономический закон социализма). Это экономическая необходимость, отражающая… … Большая советская энциклопедия
Воспроизводство — процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении. Включает В. материальных благ, В. рабочей силы и В. производственных отношений. В. неодинаково в различных исторических условиях. Различают простое В., когда… … Большая советская энциклопедия