Оглавление:
Налог на болванки михалков
РСП продлят госаккредитацию на сбор 1% от стоимости бытовой электроники
Российскому союзу правообладателей (президент совета РСП — Никита Михалков) на 10 лет продлили госаккредитацию, дающую право на сбор 1% от стоимости бытовой электроники за копирование фильмов и музыки из пользователями («налог на болванки»).
Ассортимент подпадающей под сбор техники у нас чрезвычайно широк — это не только CD- и DVD-болванки, жесткие диски, флешки и другие носители информации, но и компьютеры, видеомагнитофоны, мобильные телефоны, фотоаппараты и т.п. В список попали и устройства, с помощью которых копировать музыку или видео невозможно, — например, магнитолы без функции записи или беспроводные телефоны DECT. Причем 1% нужно платить от «таможенной стоимости единицы оборудования», то есть от стоимости всего ноутбука или DVD-проигрывателя, а не только жесткого диска или карты памяти в нем.
«Налог на болванки» не будет отменён
Сбор с импортеров и производителей электроники и цифровых носителей в пользу авторов и исполнителей, составляющий 1 %, отменён не будет. Это следует из официального документа, подписанного руководителем аппарата правительства РФ Сергеем Приходько, текст которого попал в руки журналистам газеты «Ведомости».
В народе данный сбор окрестили «налогом на болванки», поскольку им облагаются в том числе и чистые записываемые диски CD и DVD. Под него также подпадают компьютеры, смартфоны и прочая техника, которую можно использовать для копирования музыки, фильмов и прочей интеллектуальной собственности. Введён сбор был в 2010 году постановлением «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» по инициативе Российского союза правообладателей (РСП), главой совета которого является Никита Михалков.
За время своего существования «налог на болванки» неоднократно подвергался критике со стороны как производителей электроники, так и некоторых чиновников. В частности, в минувшем январе депутат от ЛДПР Сергей Иванов внёс в Госдуму законопроект об отмене данных отчислений, мотивировав свою инициативу тем, что гражданин, покупающий лицензионный диск, уже платит правообладателям, а «налог на болванки», включённый в стоимость техники, является дополнительным побором. Однако в правительстве Иванова «не услышали».
Налог на болванки михалков
Правительство не одобрило отмену сбора с импортеров и производителей техники и чистых носителей в пользу авторов и исполнителей. Это следует из текста официального отзыва правительства, подписанного руководителем аппарата правительства Сергеем Приходько (копия есть у «Ведомостей»). Подлинность документа подтвердил источник в правительстве.
Речь идет о так называемом «налоге на болванки», который собирает Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков. РСП взимает 1% за ввоз в Россию электроники и носителей, за частное копирование пользователями музыки и фильмов. Этот сбор взимается с CD, DVD, смартфонов, компьютеров и другой техники, с помощью которой можно копировать контент. В 2015 г. РСП собрала с компаний 2,2 млрд руб. (на 18% меньше, чем в 2014 г.).
В январе этого года депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов предложил отменить этот сбор и внес в Госдуму соответствующий законопроект (поправки в четвертую часть Гражданского кодекса). Автор документа писал, что любой человек, купивший лицензионный диск, уже заплатил авторам и исполнителям. А «налог на болванки» фактически вынуждает гражданина платить им дополнительное вознаграждение, так как этот сбор включен в стоимость техники.
Правительство не согласилось с аргументами Иванова. Те статьи Гражданского кодекса, которые дают право авторам и исполнителям получать компенсационное вознаграждение за свободное воспроизведение гражданами их произведений, обеспечивают защиту прав этих авторов и исполнителей, следует из отзыва. Они учитывают баланс интересов правообладателей и пользователей, а также в полной мере отвечают принципам международного права, пишет Приходько со ссылкой на положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Также законопроект Иванова предлагает отменить статьи Гражданского кодекса, в которых описано право правообладателя отказаться от управления его правами организацией по коллективному управлению правами, получившей государственную аккредитацию, следует из отзыва правительства. Это предложение не аргументировано и нарушает право правообладателя выбрать по своему усмотрению любую другую организацию по управлению правами, объясняет Приходько.
Против «налога на болванки» активно выступают производители электроники, платящие этот сбор РСП. Система по сбору платежей за частное копирование непрозрачна, неоднократно указывала Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. Также у компаний вызывал вопросы и перечень техники, с которой платится авторский сбор. «Например, в списке есть фотоаппараты, с которых никто не копирует контент», — говорил представитель ассоциации. В начале этого года РСП проиграл суд производителю компьютеров Dell: союз требовал заплатить за ввоз в Россию корпоративного оборудования – серверов и хранилищ данных, но суд встал на сторону Dell.
Михалков подал в суд на «Известия» за статью о «налоге на болванки»
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Кинорежиссер Никита Михалков подал иск к газете «Известия» в Савеловский суд Москвы на сумму более 2 млн рублей за распространение ложных сведений.
Как сообщают российские информагентства, поводом для иска стала статья под заголовком «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет», опубликованная в сентябре 2015 года.
По информации газеты, возглавляемый Михалковым Российский союз правообладателей добился от министерства культуры продления на 10 лет авторского сбора в 1% с каждого мобильного телефона, компьютера, ноутбука, планшета, видеокамеры, флешки, CD- или DVD-диска.
Михалков требует 1,5 млн рублей с ОАО «Газета Известия», редакции газеты и сетевого издания за распространение ложных сведений и еще 800 тысяч рублей за использование его фото.
Как пояснила в суде представитель истца Галина Енютина, Михалков оспаривает лишь заголовок и фото к статье, которые, по его мнению, усиливают ложное впечатление о том, что министерство культуры якобы разрешило ему лично собирать налог на электронные носители и получать прибыль.
«Этим правом минкультуры наделило не Михалкова, а Союз правообладателей, председателем которого он является», — подчеркнула Енютина.
В сентября 2010 года РСП получила государственную регистрацию на сбор так называемого «налога на болванки» сроком на 5 лет.
Некоторые крупные технологические компании безуспешно пытались оспорить законность собираемого Михалковым налога. Двум из них — Nokia и Panasonic — удавалось довести дело до Верховного суда.
Михалков подал на «Известия» в суд за статью о болванках
Режиссер Никита Михалков подал иск против газеты «Известия», обвинив ее в распространении ложных сведений, сообщает ТАСС. Кинематографист требует более двух миллионов рублей в качестве компенсации.
Недовольство режиссера вызвала статья «Михалков будет собирать налог на болванки еще 10 лет», опубликованная в сентябре 2015 года.
Михалков требует полтора миллиона рублей с ОАО «Газета Известия» и ОАО «Аньюс» за текст статьи, и 800 тысяч рублей за использование его фотографии. Соответчиками по иску стали ООО «ФедералПресс Медиа» и ООО «ФедералПресс», перепечатавшие эту статью.
5 апреля Савеловский суд Москвы продолжит досудебную подготовку по иску.
Никита Михалков является президентом совета созданного в 2009 году Российского союза правообладетелей (РСП). Среди прочего, РСП занимается взиманием сбора в размере одного процента за импорт в Россию различных видов оборудования и носителей информации, позволяющего воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы, в том числе и упомянутые в заголовке статьи «Известий» CD- и DVD-болванки.
В 2014 году Михалков выиграл несколько судебных процессов: по иску к ряду СМИ, опубликовавших статьи о якобы принадлежащем ему алмазодобывающем предприятии ООО «ЧелПром-Даймонд», и по иску к «Новой газете», напечатавшей материал о том, что режиссер имел крупный вклад в «Моем банке» и воспользовался поддержкой президента России Владимира Путина для того, чтобы вернуть деньги, когда банк перестал обслуживать клиентов. По первому иску Михалкову выплатили 400 тысяч рублей, по второму — 300 тысяч.
Как собирают и на что тратят «налог Никиты Михалкова»
История Российского союза правообладателей, созданного Никитой Михалковым, началась, по сути, задолго до того как появился сам «михалковский налог» — 1% от оборота производителей и импортеров любой техники, позволяющей копировать и воспроизводить аудио- и видеозаписи. Летом 2009 года Союз кинематографистов предложил ввести такой налог, а для его сбора создать две новые структуры — Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии. В таком виде предложение имело мало шансов, потому что противоречило Гражданскому кодексу (он разрешает собирать деньги только аккредитованным организациям и только в пользу правообладателей). Но Михалков сменил тактику: продолжая лоббировать введение сбора, Союз кинематографистов осенью 2009 года создал совместно с РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) новую структуру — Российский союз правообладателей (РСП, среди его учредителей было также несколько физических лиц, а Михалков стал президентом совета РСП). Ему предстояло бороться за право взимать будущий сбор.
В октябре следующего года вышло постановление правительства № 829, определившее сумму отчислений — тот самый «михалковский налог» — и общий порядок распределения средств (см. подробнее). На конкурсе за право взимать сбор РСП соревновался с Российским обществом по смежным правам (РОСП), существующим с 1997 года. РСП победил, и, хотя РОСП вначале успешно оспорило это решение, Высший арбитражный суд встал в итоге на сторону РСП. «РСП лоббировал свои интересы на высшем уровне и использовал административный ресурс», — считает представляющий РОСП юрист Руслан Мушаилов. Но на этом борьба не закончилась: весной этого года РОСП потребовало отменить регистрацию РСП, так как не все его учредители являются правообладателями. Два аналогичных иска подали местные правообладатели в Калмыкии и Дагестане. Районный суд в Дагестане признал регистрацию незаконной, но РСП благополучно опротестовал это решение в Верховном суде Дагестана. Мушаилов говорит, что РОСП сейчас готовится к апелляции и собирается подать еще один иск — о том, что протоколы об учреждении 42 региональных представительств РСП были сфальсифицированы.
Если суд отклонит и этот иск, последним шансом РОСП в битве за «авторский налог» будет участие в следующем конкурсе на аккредитацию в 2015 году.
Таким образом, РСП, несмотря на суды, уже третий год собирает деньги с производителей и импортеров. Средств оказалось существенно меньше, чем планировалось, а правообладатели получили лишь чуть больше 40% этих средств. Как устроено взимание «налога Михалкова» и кому он помогает жить?
Борьба за процент
РСП получил в свое распоряжение 1% оборота на рынке, объем которого оценивается в 300-600 млрд рублей, то есть порядка 3-6 млрд рублей. К концу 2010 года Союз заключил первые договоры об отчислении средств в пользу правообладателей с Canon, Sony, Casio, JVC, Fujifilm. В результате за ноябрь-декабрь 2010 года (первые месяцы работы РСП) удалось собрать всего 38 млн рублей.
Весной 2011-го договоры подписали LG, Sony Ericsson, Nikon, летом сбор обязались выплачивать импортер продукции Asus и Lenovo компания «Вектор», «Мегафон» и МТС, осенью к плательщикам присоединился «Вымпелком». В результате за 2011 год РСП получил уже 683 млн рублей.
Сейчас сбор регулярно выплачивают уже более 70 компаний, при этом на импортеров приходится более 90% выплат. Гендиректор РАО и РСП (он совмещает две должности) Сергей Федотов поделился с Forbes своим прогнозом: в этом году выручка РСП достигнет 1 млрд рублей. Как РСП удается уговорить тех, кто прежде такого налога не платил?
В 2012 году после нескольких неудачных попыток договориться с «уклонистами» РСП перешел к решительным действиям — обратился в Генпрокуратуру с просьбой принять меры. В обращении перечислялись 12 крупнейших неплательщиков, в том числе Samsung, Panasonic и Philips. Накопившуюся на тот момент задолженность компаний РСП оценил в 1,3 млрд рублей.
Генпрокуратура усмотрела в действиях неплательщиков нарушение законодательства, потребовала выплатить сбор и поручила прокурорам Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Калининградской областей «принять необходимые меры». И вскоре прокуроры привлекли к административной ответственности российское представительство компании Sang Fei, производителя телефонов Philips.
Но гораздо полезнее для РСП была, казалось бы, мелкая калининградская история: в этом году там по жалобе Союза было возбуждено первое уголовное дело за неуплату авторских сборов в пользу РСП. Руководство калининградской фирмы «Мрава сар», импортирующей внешние жесткие диски, обвиняется по 165-й статье УК (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Статья предусматривает наказание от штрафа 80 000 рублей до пяти лет лишения свободы (если речь идет об особо крупном ущербе). По данным Федеральной таможенной службы, предоставляющей РСП информацию об импорте оборудования и материальных носителей, с момента введения сбора до июня этого года компания ввезла в Россию жесткие диски на сумму около 5,8 млрд рублей, соответственно, «Мрава сар» задолжала РСП почти 60 млн рублей.
После обращения в прокуратуру и двух показательных процессов Panasonic, Samsung и Philips согласились подписать договоры с РСП. В отношении других неплательщиков судебные процессы пока не ведутся, хотя общая сумма накопившейся задолженности уже превысила 4 млрд рублей.
Федотов пояснил Forbes, что его организация предпочитает вести индивидуальные переговоры с импортерами, а не принуждать их платить через суд, так как на суды уходит слишком много времени и денег. Но «многие заявляют о готовности начать уплату средств с текущего момента и отказываются от выплат за период с октября 2010 года по настоящее время», поэтому РСП планирует «в ближайшем будущем обратиться в суд в отношении целого ряда крупных компаний-неплательщиков», — пообещал Федотов.
Правообладателям — 42%
Распределение средств представляется Федотову еще более сложной задачей, чем их сбор. Как понять, кому сколько? Для этого используется «совокупный индекс популярности», пропорционально которому правообладатели получают выплаты. Он рассчитывается Союзом на основе трех источников, объясняет Федотов: данных о продажах дисков с соответствующими произведениями, данных о воспроизведении на телевидении и радио и данных о скачивании и просмотрах видео и аудио в интернете. Аналитику организация заказывает у рейтинговых и мониторинговых компаний.
У каждого источника свой вес в общем индексе, объясняет Андрей Подгорный, директор департамента РСП по работе с правообладателями. Изначально предполагалось сделать коэффициенты для всех источников равными, но ряд правообладателей в области кино настаивал на том, чтобы вообще не учитывать нелегальные скачивания. В результате было принято компромиссное решение: нелегальные скачивания (к ним относят торренты, соцсеть «ВКонтакте») учитывать с понижающим коэффициентом. Теперь по влиянию на сводный рейтинг популярности телевидение и интернет соотносятся как 4 к 3.
Реально индекс оценивает не масштаб копирования в личных целях, а популярность контента, но деньги правообладатели получают именно по индексу, вместо предусмотренного законом «фактического использования фонограмм и аудиовизуальных произведений».
Общую сумму вознаграждения РСП делит поровну между правообладателями в области музыки и кино. На вознаграждение может рассчитывать любой правообладатель, который заключил договор с РСП, предоставил каталог своих произведений и подтвердил права на них. Таких договоров у РСП уже более 2500 с физическими лицами и более 200 с юридическими. Причем договор с крупным юрлицом, например рекорд-компанией, может включать в себя десятки тысяч объектов прав. В частности, ФГУП «Фирма Мелодия» принадлежат права более чем на 50000 музыкальных произведений.
В РСП рассказали, что выплата вознаграждений правообладателям происходит ежеквартально, однако деньги получают лишь те, кто «заработал» на скачиваниях за год не менее 1400 рублей. Наибольший объем выплат приходится на музыкальных и киномейджоров. «Для одной очень крупной компании мы сейчас готовим выплату по кино на полмиллиона долларов», — говорит Федотов, отказываясь называть получателя платежа.
Заместитель директора «Фирмы Мелодия» Карина Абрамян отмечает, что выплаты от РСП за два года «заметно выросли». «Для нас получение вознаграждения за публичное исполнение и частное копирование фонограмм является достаточно существенным источником дохода, хотя и не основным», — говорит Абрамян, отказываясь назвать полученную от РСП сумму. Успешным считает сотрудничество с РСП и гендиректор «С.Б.А. / Гала Рекордз» Александр Блинов. Но тоже, как и все опрошенные Forbes правообладатели, не сообщает конкретных сумм.
По словам Федотова, в сфере музыки большая часть вознаграждений приходится на юрлиц (музыкальные издательства и рекорд-компании), а в сфере кино доля выплат физическим лицам существенно выше, и некоторые режиссеры и сценаристы получают сотни тысяч рублей. Среди получателей значатся Кристина Орбакайте, Эльдар Рязанов, Сергей Шнуров, Сергей Безруков, Земфира Рамазанова, Андрей Макаревич, Юрий Визбор (наследники), Сергей Маковецкий, Михаил Задорнов и многие другие, в том числе сам Михалков. Всего же, по данным РСП, за период 2010-2012 годов вознаграждение получили обладатели авторских и смежных прав более чем на 45 000 фонограмм и видеозаписей.
К выплатам вознаграждений правообладателям Союз приступил в 2011-м году; 38 млн рублей, заработанные в 2010-м, не распределялись. Согласно отчету организации, из собранных 683 млн рублей правообладателям досталось всего 290 млн. Еще 179 млн рублей остались невыплаченными за произведения, для которых пока не удалось установить правообладателей или есть проблемы с определением их реквизитов. На что же идут оставшиеся у организации Михалкова деньги?
Расходные статьи: суды и благотворительность
15% собранных денег РСП удерживает на покрытие собственных расходов. Если в 2010-м году организация потратила на них около 5 млн рублей, в 2011-м эта сумма выросла в 20 раз, до 102 млн. Как рассказали в организации, 6-8% этих денег ушли на разработку и поддержку программного обеспечения, 5-7% расходов составляют затраты на проведение исследований и получение статистических данных и более 10% уходят на судебные издержки. Остальное — зарплата штату из 50 человек, аренда помещения, отчисления в бюджет и прочее.
Кроме того, РСП получил право до 20% сбора направлять в созданные организацией специальные фонды, финансирующие программы и проекты в сфере культуры и искусства. В 2011 году на это потратили 113 млн рублей, то есть более четверти заработанных правообладателями денег. По словам Федотова, деньги в основном идут на программы помощи ветеранам культуры и искусства, выделяются гранты, поддерживаются международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» и несколько менее известных фестивалей. Но об объеме финансирования конкретных программ и проектов Федотов говорить отказался, сообщив только, что в зависимости от масштаба и значимости проекта суммы финансирования колеблются от десятков тысяч до миллионов рублей.
Проверить эти цифры практически невозможно. Организация обязана ежегодно публиковать свою отчетность в общероссийском средстве массовой информации, но в предоставленном Forbes РСП журнале «Копирайт и музыка» опубликован только список получателей без сумм вознаграждения. Ежегодный финансовый отчет есть в Министерстве культуры, контролирующем РСП органе. Но в этом отчете указаны лишь сгруппированные показатели: «собрано», «распределено физ. лицам», «направлено в специальные фонды» и т. д., а детализация движения средств отсутствует. Таким образом, документ не позволяет проанализировать реальную работу Союза. Сотрудники юридического департамента Минкульта объяснили, что такая форма отчета предусмотрена аккредитацией. А для дополнительного контроля Минкульт обязан раз в три года проводить плановые проверки РСП с участием Генпрокуратуры: проверять РСП будут в следующем году.
Михалков отстоял однопроцентный налог с «болванок»
Ему разрешили брать процент с чистых дисков, компьютеров, мобильных телефонов и другой техники
Лишь с третьего раза Федеральный арбитражный суд подтвердил право Российского союза правообладателей (РСП) Никиты Михалкова брать 1% налог с продавцов электротехники и «болванок«. Эксперты RB.ru отмечают, что правообладатели получат ничтожно малые суммы, а продавцы электротехники в свою очередь возьмут «налог» с покупателей, увеличив цену.
Сегодня ФАС подтвердила аккредитацию РСП на сбор «дани с болванок». Суд признал законным постановление Росохранкультуры об аккредитации РСП Михалкова на этот сбор, которое оспаривало Российское общество по смежным правам (РОСП).
Полтора года назад Росохранкультура в преддверии прекращения своей деятельности объявила конкурс на сбор отчислений с электротехники и носителей. Чуть позже был объявлен победитель — Российский союз правообладателей (РСП). Тогда же был составлен список техники, потенциально подходящей для копирования и воспроизведения пиратской продукции, чтобы производители заранее отчисляли налог в 1% в пользу правообладателей. В этот перечень дополнительно налогооблагаемого оборудования попали компьютеры, телефоны, телевизоры и даже флеш-карты.
Решение о том, каким именно авторам, и в каком размере должны отчисляться сборы, остается за РСП — аккредитованной Росохранкультурой организацией. Но тогда авторскими процентами сразу же заинтересовалось и РОСП — его представители быстро нашли нарушения в аккредитации РСП и пытались доказать их суду в течение полугода.
Претензии истцов основывались на том, что Росохранкультура не могла проводить аккредитацию до выхода постановления правительства, которое определяет размер ставки вознаграждения (тот самый 1%) и перечень техники, облагаемой сбором.
За борьбу с пиратством заплатят потребители
Теперь раз в квартал РСП будет собирать средства с производителей и импортеров. А затем, не реже раза в год, организация Михалкова, исходя из собственного усмотрения, будет распределять их между авторами и исполнителями. РСП обязали предоставлять полную (в том числе и финансовую) отчетность в федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за охрану авторского права.
В список техники и носителей, подлежащих 1% налогу, попали: DVD-проигрыватели, компьютеры и ноутбуки, видеокамеры, кинопленки, компакт-диски, флэш-карты мобильные телефоны и почему-то даже гарнитуры к ним.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин прогнозирует увеличение цен на электротехнику и носители: «Вероятно, рост будет пропорциональным — на 1-2%, продавцы заложат свои расходы в цены». По примерным оценкам эксперта, годовой сбор РСП с рынка, с учетом объема ежегодного товарооборота данной продукции, может составлять не менее $150-200 млн.
Также аналитик намекнул на возможную коррупционную составляющую: «Что касается доходов российских правообладателей, то они, скорее всего, будут ничтожными — основные средства будут освоены самой организацией и переведены зарубежным правообладателям».
Михалков напомнил про моральное право
В марте этого года Михалков, движимый желанием обложить «данью» каждый диск, подвергся в рунете жесткой критике. В одном из своих интервью он пояснил, что эту деятельность должен вести именно РСП, так как он является дочерней структурой «бывшего советского всесоюзного, а потом всероссийского общества по охране авторских прав», к тому же имеет 70 филиалов в регионах.
Кроме того, режиссер апеллировал к репутации РСП, он сказал, что его организация должна вызывать больше доверия из-за своего звездного состава: «Пахмутова, Добронравов, Расторгуев, Никоненко, Башмет и Мирошниченко».
Критиков налоговой инициативы режиссер назвал «особо одаренными» людьми и добавил, что такие процедуры есть «во всех странах мира кроме Белоруссии и Кубы».
Налог на болванки михалков
Комиссия по аккредитации рекомендовала Минкультуры продлить на десять лет Российскому союзу правообладателей (РСП), президентом совета которого является Никита Михалков, госаккредитацию, дающую право на сбор 1% от стоимости бытовой электроники за копирование фильмов и музыки их пользователями. Об этом рассказал замглавы РСП Андрей Кричевский, пишут «Известия». По его словам, решение комиссии было принято в пятницу.
У РСП была аккредитация на пять лет, ее союз получил в 2010 году. В положении об аккредитации говорится, что сначала она предоставляется на пять лет, а затем может быть предоставлена на срок вдвое больше.
РСП является одной из четырех организаций, у которых есть аккредитация Минкультуры на коллективное управление авторскими правами. Она занимается сбором отчислений в пользу авторов и исполнителей фонограмм с производителей и импортеров бытовой техники: магнитофонов, телефонов, радиоприемников, дисков, кассет и т.п.
Три другие — Российское авторское общество (РАО), которое собирает в пользу авторов отчисления с телеканалов, радиостанций, кафе и любых общественных заведений, где звучат музыкальные произведения; Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), собирающая с тех же компаний и площадок отчисления в пользу исполнителей и производителей фонограмм; и партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС), которое собирает отчисления в пользу авторов при перепродаже произведений изобразительного искусства и рукописей.
В июле на съезде этих организаций было решено, что авторскими сборами должна заняться новая структура — Профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество», которая объединит все три общества. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на участника комиссии по аккредитации, новому профсоюзу придется заново участвовать в конкурсе на получение аккредитации. По словам источника «Ведомостей», для РСП получение аккредитации сейчас было необходимо, чтобы сбор отчислений не прекращался.
Постановление №829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» было принято правительством России в 2010 году. Оно предполагает, что все авторы по умолчанию дают право нескольким организациям охранять права на их произведения. Эти организации собирают деньги за использование произведений — за «публичное исполнение» с театров, теле- и радиокомпаний, ресторанов и кафе, где играет музыка, магазинов, фитнес-клубов и прочих общественных мест, где музыка играет фоном, и др. Общества по управлению правами заключают с такими компаниями договоры на определенный срок.
Как ранее писал РБК, летом нынешнего года Минкомсвязи задумалось о проведении реформы в сфере авторских прав, сославшись на непрозрачность охраняющих их организаций. Позже в Минкультуры подключились к вопросу, предложив свой вариант реформы и опубликовав на regulation.gov.ru соответствующее уведомление.
В конце июля стало известно, что регулирующие функции Минкультуры могут перейти к Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), которую возглавил бывший замминистра культуры Григорий Ивлиев. В пресс-службе Минкультуры РБК сообщили, что пока полномочия в сфере авторского права и смежных прав, в том числе проведение аккредитации по управлению правами, находятся у Минкультуры. Решение об аккредитации РСП должно быть принято в течение пяти дней со дня заседания аккредитационной комиссии, и за это время полномочия вряд ли могут перейти к Роспатенту.