Пояснительная записка секции волейбола

Рабочая программа секции по волейболу в школе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» — 2004, соответствует базисному учебному плану МБОУ «Густомойская СОШ», принятому 29 августа 2014 года, по которому на кружковую работу по волейболу отводится по 2 учебных часа в неделю в 5-11 классах.

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».

По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы — углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
  • отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

  • метод упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Рабочая программа по физкультуре по теме:
Рабочая программа. Спортивная секция «Волейбол» для учащихся 5-9 классов

Пояснительная записка, тематическое планирование спортивной секции по волейболу для учащихся 5-9 классов

Предварительный просмотр:

СПОРТИВНАЯ СЕКЦИЯ «ВОЛЕЙБОЛ»

Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2012. Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (5-9 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов разработана на основе:

— требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации,

— действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.

Цель программы — углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются :

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу.

Общая характеристика курса

Волейбол — один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов:

— принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно — половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

— принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык

Место программы в учебном плане

Программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 класса. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Периодичность — один раз в неделю по одному учебному часу ограниченному временем (45 мин).

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Рабочая программа секции «Волейбол» в школе для 4-5 классов

Аникина Е. В. Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 55»

Рабочая программа секции «Волейбол».

Волейбол — один из самых популярных видов спорта среди обучающихся школы № 55. Соревнования по волейболу включены в план спортивно — массовых и оздоровительных мероприятий школы, команда школы участвует в первенстве Калининского района по волейболу. Занятия по волейболу — эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол — вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-­тактическими навыками игры. Проводя занятия секции «Волейбол» в школе, прежде всего, необходимо позаботиться о предотвращении травм: провести хорошую разминку, особенно уделяя внимание кистям рук и голеностопу, а также научиться навыкам работы с волейбольным мячом: для этого будущим игрокам можно в парах или по кругу передавать мяч.

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы . В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы секции .
Рабочая учебная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2005г.).

Цель занятий:
Повышение уровня физического развития подростков.
Подготовка спортивного резерва.

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в соревнованиях по волейболу.

О бучение основам техники и тактики игры в волейбол ;

1 — формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу;

2 — совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;

— Повышение об щей физической подготовленности;

— совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;

— развитие основных физических качеств;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций. воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма. Формы и режим занятий. Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный)

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 раза в неделю

Краткое содержание изучаемого курса.

1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2. История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
3. Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма.
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка.
Обучение технике — важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
— перемещения,
— подачи,
— передачи,
— нападающие удары,
— блокирование.
6. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений — это:
— умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
— умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
— умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.

Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
— перемещения,
— прием нападающего удара
прием подачи,
передачи,
— подача мяча,
— нападающие удары,
— блокирование.
Тактика нападения и тактика защиты:
— индивидуальные действия,
— групповые действия,
— командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты
9. Специальная физическая подготовка.
— прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
— упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
— игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
— Контрольные испытания по общей физической подготовке
— Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры

Общее количество часов -170

Кол-во часов неделю.

Введение. История возникновения волейбола. Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

Программа секции «волейбол» для учащихся 9 — 11 классов

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Утверждаю Директор школы

на заседании ШМО

Зам . директора по УВР

для учащихся 9 — 11 классов

составлена на основе «Комплексной программы

физического воспитания учащихся 1-11 классов»

В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М.: Просвещение, 2011 .

Составил: А.В. Воинов

учитель физической культуры

2016-2017 учебный год

Волейбол — спортивная командная игра, где каждый игрок

действует с учетом действий своего партнера.

Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

• подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

• действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

• постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

• доступностью игры для любого возраста;

• возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

• простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

• настойчивости, решительности, целеустремлённости;

• внимания и быстроты мышления;

• способности управлять своими эмоциями;

• совершенствованию основных физических качеств.

Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе

5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом

для всестороннего развития личности необходимо школьником:

овладеть основами физической культуры;

приобретение крепкого здоровья;

развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);

развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;

способствовать укреплению здоровья;

содействие гармоничному физическому развитию;

развитие двигательных способностей;

всестороннее воспитание двигательных качеств;

создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.

укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость,

координацию движения, быстроту реакции, меткость);

обучить правильному выполнению упражнений.

выполнение сознательных двигательных действий;

любовь к спорту;

чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

воспитанию нравственных и волевых качеств;

привлечение учащихся к спорту;

устранение вредных привычек.

Ожидаемые результаты:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.
2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.
3. Технику и тактику игры, методы обучения.
4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.
5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.
6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
7. Методы самоконтроля в процессе учебно-тренировочных и соревнований.
8. Систему управления физкультурным движением в стране.
уметь:
1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь

прибывшими.
3. Работать с литературными источниками.
4. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.

5. Овладеть навыками судейства.
6. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.
7. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
8. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
9. Записывать игры, анализировать материал.

Занятия проходят в форме спортивной тренировки, учебных игр,

спортивных состязаний. Тренировочный процесс осуществляется

два раза в неделю по два часа. В состав секции «волейбол»

( 10-15 человек ) входят юноши и девушки в возрасте 13-17 лет.

Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания уч-ся 1-11 классов»- авторы: В.И. Лях, А.А.Зданевич. Москва- «Просвещение». 2011. Раздел 3. X — XI классы.

Часть I . п.1.4.2.- спортивные игры (волейбол).

Часть III . Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.

занятий секции «волейбол»

4-часа в неделю (144 часа).

Гимнастические, л/а упр. Спортивные игры (баскетбол, ручной мяч

в процессе занятий

РДК- быстроты, силы, гибкости, выносливости, спец. и подготовительные упр.

в процессе занятий

Изучение тактики игры. ОФП, СФП.

Игры по правилам с заданием

Гимнастические, л/а упр. Спортивные игры (баскетбол, ручной мяч

в процессе занятий

РДК — быстроты, силы, гибкости, выносливости, спец. и подготовительные упр.

в процессе занятий

Контрольные игры и соревнования

Контрольные нормативы по технике игры

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы Заместитель директора по УВР на заседании методического

объединения Протокол № 1

Календарно – тематическое планирование

спортивной секции «волейбол»

Планирование составлено на основе: Комплексная программа физического

воспитания учащихся 1-11 классов. В.И.Лях. М., Просвещение,- 2011.

История развития волейбола

Правила игры и методика судейства

Техническая подготовка волейболиста

Физическая подготовка волейболиста

Методика тренировки волейболиста

Изучение техники игры в волейбол (техника нападения)

Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении

Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите

Обучение технике нижней прямой подаче

Обучение технике нижней боковой подаче

Обучение технике верхней прямой подаче

Обучение технике верхней боковой подаче

Обучение укороченной подаче

Обучения технике верхних передач

Обучения технике передач в прыжке (отбивание кула-ком выше верхнего края сетки).

Обучение технике передач снизу

Прямой нападающий удар

Прямой нападающий удар из зоны 2

Прямой нападающий удар из зоны 4

Прямой нападающий удар из зоны 3

Обучение технике приема подач

Обучение технике приема мяча с падением

Обучение технике блокирования (одиночное)

Обучение технике блокирования (групповое)

Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

Изучение тактики игры в волейбол в нападении

Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар

Обучения тактике нападающих ударов

Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе

Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего

Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии

Обучение командным действиям в нападении

Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Контрольные игры и соревнования

Обучение индивидуальным тактическим действиям при приеме подач.

Обучение индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока

Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями

Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов

Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов

Обучение командным действиям в защите

Контрольные нормативы по технике игр

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В зависимости от

индивидуальных возможностей учащихся порядок изучение тем

внутри учебного плана может меняться.

Темы 52-61 проводятся согласно календарному плану соревнований.

Контрольные нормативы по основам технической подготовки
секции «волейбол»

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Нижняя передача мяча в стену , на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз)

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Нижние передачи над собой

Верхние передачи над собой

Н — низкий показатель; С — средний показатель; В — высокий показатель;

Занимаясь волейболом в секции, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.

Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.

По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Как показывает практика работы, основной контингент учащихся зачисляется в подготовительное отделение для занятий в группах ОФП и в группах, где обучение проводится по принципу совершенствования в избранном виде спорта. Школьники направляются в созданные группы в соответствии с их подготовленностью и, главное, с учетом желания заниматься тем или иным видом спорта.

Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, наряду с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.

1. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Просвещение, 1974

2. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.

3. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978

5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

6. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972

7. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968
8. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.

9. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001.

10. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975

11. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.

Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» на 2016 — 2017 учебный год

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Выбранный для просмотра документ Календарно-тематическое планирование.docx

Изучение нового материала.

Инструктаж по Т.Б. на занятиях.

История волейбола, правила игры.

Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд.

Знать правила Т.Б., правила игры, овладеть стойкой игрока, свободно перемещаться в стойке волейболиста вперёд, назад и в бок.

Приём. Передача. Подача мяча

Изучение нового материала.

Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Приём мяча двумя руками снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол.

Научиться точным передачам мяча партнёру, находящемуся в любой зоне площадки, свободно владеть приёмом снизу, стабильно подавать нижние и верхние подачи.

Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Приём мяча снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол.

Передача мяча двумя руками сверху после перемещений. Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Приём мяча двумя руками снизу. Учебная игра в волейбол.

Передача мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец противоположной колонны. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая подача. Приём мяча двумя руками снизу. Учебная игра в волейбол.

Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая подача. Приём мяча двумя руками снизу с подачи. Учебная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четвёрках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача. Передача мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача. Приём мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1, 6, 5, в зону 3. Приём мяча с подачи. Учебная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача с вращением. Приём мяча с подачи в зону 3. Передача из зоны 1, 6, 5 в зону 3 с приёма подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача в прыжке. Приём мяча с подачи в зону 3. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Верхняя прямая подача в прыжке. Приём мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Нападающий удар. Блокирование

Изучение нового материала.

Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Приём мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Владеть навыками игры в нападении, свободно разыгрывать мяч с партнёром, ставить блок сопернику.

Нападающий удар с поворотом туловища. Индивидуальное блокирование. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Тактика игры в нападении

Изучение нового материала.

Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определённым зонам. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Совершенствовать навыки игры в нападении, тактически грамотно организовать атаку команды.

Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданиями.

Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданиями.

Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков. Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданиями.

Тактика игры в защите

Изучение нового материала.

Система игры в защите «углом вперёд». Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданиями.

Освоить элементарные навыки игры в защите.

Организация и проведение соревнований

Изучение нового материала.

Первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 8-11 классов.

Товарищеские встречи между командами близлежащих школ.

Участвовать в школьных и городских соревнованиях по волейболу.

Итого: 140 часов по плану, по факту будет дано – 136 часов за 2016-2017 учебный год.

Выбранный для просмотра документ Лист корректировки календарно.docx

Лист корректировки календарно – тематического планирования

спортивной секции «Волейбол».

учитель: Ковалев Г.А.

Нападающий удар. Блокирование.

Тактика игры в защите.

Программный материал будет пройден в полном объеме за счет объединения тем и уплотнения материала.

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx

Спортивная секция «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, позволяет решить задачи по физическому воспитанию школьников. Преимущества этой общедоступной спортивной игры – в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, физической силы, проявления смелости и сообразительности.

Занятия волейболом – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся. В волейбол можно играть круглый год, большей частью на свежем воздухе.

Актуальность и новизна: на уроках физической культуры учащиеся получают определённые навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данная секция позволяет учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.

Педагогическая целесообразность – позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Занятия в секции рассчитаны на учащихся 8 – 11 классов и реализуются в течение учебного года.

Занятия направлены на решение следующих задач физического воспитания:

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Сплочение коллектива учащихся.

Развитие основных двигательных качеств.

Воспитание выносливости, смелости, решительности, инициативности, дисциплинированности.

Снабдить учащихся знаниями о технике игры в волейбол.

Содействовать укреплению здоровья учащихся.

Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

Сформировать общие представления о тактике игры в волейбол.

Обучить приёмам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.

Научить занимающихся применять полученные знания как в игровой деятельности, так и во время самостоятельных занятий.

Отличительной особенностью данной программы является то, что наряду с общей физической подготовкой учащихся. Проведением занятий по теории спорта, учащиеся будут выступать волонтёрами по пропаганде здорового образа жизни, готовить презентации к своим выступлениям, использовать материалы из сети Интернет.

Программа рассчитана на учащихся 8 – 11 классов. Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная игра в волейбол.

Формы проведения занятий: занятия проводятся два дня в неделю по два часа. Все технические действия изучаются и закрепляются в спортивно – игровой форме. Результативность полученных знаний и умений будут определяться в соревнованиях. Занятия проводятся в спортивном зале школы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

По окончании курса учащиеся получат возможность владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приёмами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства. Формой подведения итогов являются тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы. Результативность полученных знаний и умений будет определяться в соревнованиях.

Техника перемещений – 12 часов.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях. История волейбола. Правила игры. Оборудование и инвентарь. Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд.

Приём. Передача. Подача мяча – 66 часов.

Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Приём мяча двумя руками снизу. Передача мяча двумя руками сверху после перемещений. Передачи сверху у стены. Передача мяча двумя руками сверху во встречных колонах с переходом в конец противоположной колонны. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча в прыжке. Нижняя прямая подача. Приём мяча двумя руками снизу с подачи. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четвёрках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Верхняя прямая подача. Приём мяча с подачи. Учебная игра. Верхняя прямая подача с вращением. Приём мяча с подачи в зону 3. Передача из зоны 1, 6, 5 в зону с приёмом подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Верхняя прямая подача в прыжке.

Нападающий удар. Блокирование – 20 часов.

Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Приём мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с поворотом туловища. Индивидуальное блокирование. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно-тренировочная игра в волейбол.

Тактика игры в нападении – 20 часов.

Индивидуальные тактические действия в нападении. Верхняя прямая подача по определённым зонам. Неожиданные передачи мяча на сторону соперника. Групповые тактические действия в нападении – взаимодействие игроков в зоны 6 с игроком зоны 3, игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданиями. Командные тактические действия в нападении через игрока передней линии с изменением позиций игроков.

Тактика игры в защите – 10 часов.

Система игры в защите «углом вперёд». Учебно-тренировочная игра в волейбол с заданием.

Организация и проведение соревнований – 12 часов.

Первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек. Товарищеские встречи между командами ближайших школ.

Волейбольные мчи – 15-20 штук.

Баскетбольные, набивные мячи 1-2 кг – 15-20 штук.