Оглавление:
Статья 97. Публичное акционерное общество
1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.
4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
Комментарий к статье 97 Гражданского Кодекса РФ
В соответствии с комментируемой статьей и статьей 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) или закрытыми (ЗАО), что отражается в уставе и фирменном наименовании соответствующего акционерного общества.
Одной из основных характеристик ОАО является право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или законодательством.
Число акционеров ОАО законом не ограничивается.
В ОАО не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.
Акционерные общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.
Отличительным признаком ЗАО является распределение его акций только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров ЗАО превысит указанный максимум, оно обязано в течение одного года преобразоваться в ОАО. Если же число акционеров не уменьшится до пятидесяти, ЗАО подлежит ликвидации в судебном порядке.
Акционеры ЗАО (как и участники ООО) пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом ЗАО не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения акций, продаваемых его акционерами, самим этим обществом (при условии, однако, что акционеры не воспользовались преимущественным правом покупки).
Уступка указанного преимущественного права не допускается.
Статья 100 ГК РФ. Увеличение уставного капитала акционерного общества
Новая редакция Ст. 100 ГК РФ
1. Акционерное общество в соответствии с законом об акционерных обществах вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
2. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты.
3. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, акционерам и лицам, которым принадлежат ценные бумаги общества, конвертируемые в его акции, может быть предоставлено преимущественное право покупки дополнительно выпускаемых обществом акций или конвертируемых в акции ценных бумаг.
Комментарий к Статье 100 ГК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 100 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества согласно п. 1 комментируемой статьи отнесено к исключительной компетенции общего собрания АО. Вместе с тем ст. 28 Закона об АО разрешает производить увеличение уставного капитала в некоторых случаях и на основании решения совета директоров (наблюдательного совета).
2. Пункт 1 ст. 100 указывает на два способа увеличения уставного капитала общества: а) путем увеличения номинальной стоимости акций; б) путем выпуска дополнительных акций.
Увеличение уставного капитала осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) после полной оплаты уставного капитала;
2) не для покрытия понесенных АО убытков;
3) решение об увеличении уставного капитала принимается общим собранием акционеров (при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций решение может быть принято советом директоров при условии, что данное право предоставлено ему уставом общества);
4) дополнительные акции общества размещаются обществом в пределах количества объявленных акций, определенного его уставом (ст. ст. 27, 28 Закона об АО).
Статья 96. Основные положения об акционерном обществе
1. Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
2. Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
3. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Комментарий к Ст. 96 ГК РФ
1. Акционерное общество, как и общество с ограниченной ответственностью, является хозяйственным обществом — объединением капиталов. Это их отличает от хозяйственных товариществ как объединений лиц (см. комментарий к ст. ст. 69 — 86 ГК). В то же время акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью — это разные организационно-правовые формы хозяйственных обществ (см. комментарий к ст. ст. 87 — 95 ГК). Их принципиальное различие определяется различной природой акции в акционерном обществе и доли в обществе с ограниченной ответственностью.
Акция — это ценная бумага. Она не дает права требовать возврата денежных сумм или иных видов обеспечения, внесенных в счет оплаты акций в уставный капитал. Акционер как собственник ценной бумаги может продать ее или иным образом уступить ее другому лицу, но не может требовать от акционерного общества выплаты стоимости имущества последнего, эквивалентного числу принадлежащих ему акций в уставном капитале акционерного общества. Именно поэтому акционерное общество является более устойчивым, чем общество с ограниченной ответственностью, образованием, его участник (акционер) может осуществить выход из общества только путем отчуждения принадлежащих ему акций. Уменьшения имущества акционерного общества при выходе из него акционеров не происходит. Количество акций, отражающих уставный капитал акционерного общества, при переходе их от одного лица к другому остается неизменным.
Акционерные общества относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (акционеры) имеют обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК). Акции, принадлежащие акционеру (участнику акционерного общества), удостоверяют обязательственные права акционера по отношению к обществу. Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру — ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры — владельцы обыкновенных акций общества вправе в соответствии с законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, получать дивиденды, а в случае ликвидации общества — часть его имущества. Акционеры — владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом об акционерных обществах. В частности, владельцы привилегированных акций обладают правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации акционерного общества. В целях обеспечения прав акционеров — владельцев обыкновенных акций закон предусмотрел, что номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества.
Акционеры как участники хозяйственного общества — объединения капиталов не отвечают по обязательствам акционерного общества, но они несут риск убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Например, в случае банкротства акционерного общества его имущество будет полностью направлено в конкурсную массу, предназначенную для удовлетворения требований кредиторов акционерного общества. Требования же акционеров в таком случае останутся не удовлетворенными.
Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50% акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества (ст. 34 Закона об акционерных обществах). Гарантией прав кредиторов на момент начала деятельности акционерного общества является правило о солидарной ответственности акционеров, не полностью оплативших акции, и самого акционерного общества по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих таким акционерам акций.
Средством индивидуализации акционерного общества как юридического лица является его фирменное наименование, которое должно содержать наименование общества и указание на то, что общество является акционерным, а также указание на тип общества (открытое или закрытое) (п. 2 комментируемой статьи, ст. 4 Закона об акционерных обществах). Акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, например полным фирменным наименованием является «Открытое акционерное общество «Газпром», сокращенным — ОАО «Газпром». Общество вправе иметь также полное и сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.
Акционерное общество как объединение капиталов является формой организации крупного предпринимательства и не ограничивается по количеству участников, среди которых могут быть как крупные (мажоритарные), так и мелкие (миноритарные) акционеры. Кроме того, следует учитывать интересы других лиц, так или иначе взаимодействующих с акционерным обществом, например менеджеров, дочерних и зависимых обществ, кредиторов. Иначе говоря, акционерная организация предпринимательства, особенно в форме открытых акционерных обществ, отличается тем, что затрагивает имущественные интересы многих лиц. Именно это обстоятельство предопределяет многие особенности правового положения акционерного общества, что учитывается законодательством.
С одной стороны, Закон об акционерных обществах направлен на защиту прав и законных интересов акционеров и кредиторов общества, что выражается: в ряде ограничений и запретов, касающихся деятельности исполнительных органов акционерного общества; в нормах о распределении компетенции между органами управления общества; в требовании публичного ведения дел открытыми акционерными обществами, а в случаях, предусмотренных законом, — и закрытыми акционерными обществами (например, кредитными, страховыми, инвестиционными организациями); в требовании ведения реестра акционеров, а если их более 50 — на основе договора общества с регистратором; в ограничениях на выпуск обществом привилегированных акций (не более 25% уставного капитала); в ограничениях на выпуск облигаций (не более величины уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами); и т.п.
С другой стороны, Закон об акционерных обществах направлен на защиту так называемого общего блага, т.е. самого акционерного общества как предпринимателя, преследующего цель извлечения прибыли. Для этого, собственно, и создается акционерное общество, аккумулируется капитал акционеров (инвесторов). Чрезмерное вмешательство акционеров в предпринимательскую деятельность акционерного общества не способствует ее эффективности, объективно не соответствует интересам самих же акционеров. Поэтому Закон об акционерных обществах предусматривает пределы такого вмешательства, обеспечивающие известную свободу предпринимательской деятельности акционерного общества и выражающиеся в действиях его менеджеров (совета директоров, исполнительных органов. В частности, это жесткая процедура созыва и проведения общего собрания акционеров. Правом предлагать вопросы для рассмотрения на общем собрании обладают акционеры, владеющие не менее чем 2% акций общества. На общем собрании акционеров могут рассматриваться только те вопросы, которые отнесены к его компетенции и включены в повестку дня (ст. 48 Закона об акционерных обществах). Акционер имеет право обжаловать решение общего собрания в суд только в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 49 Закона об акционерных обществах). Законом об акционерных обществах ограничены возможности акционеров по ознакомлению с документами бухгалтерского учета и протоколами заседаний исполнительного органа общества (ст. 91 Закона об акционерных обществах).
Таким образом, Закон об акционерных обществах направлен на закрепление баланса интересов всех участников акционерных отношений: акционеров (миноритарных и мажоритарных), самого общества (как предпринимателя) и его управляющих . При этом определяющим является принцип превалирования интересов общества в целом (общего блага) над интересами других участников акционерных отношений (отдельных благ акционеров, директоров, управляющих). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П прямо указано, что интересы общества являются превалирующими «в той мере, в какой оно действует для достижения общего для акционерного общества блага» .
———————————
См.: Бушев А.Ю., Попондопуло В.Ф. О балансе интересов большинства и меньшинства акционеров при консолидации акций // Правоведение. 2004. N 1.
Собрание законодательства РФ. 2004. N 9. Ст. 830.
2. Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ, в частности ст. ст. 96 — 104, и Законом об акционерных обществах.
В соответствии с комментируемой статьей особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Так, в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» в уставе открытого акционерного общества, создаваемого в результате приватизации государственного или муниципального предприятия, должны быть учтены требования Закона об акционерных обществах и особенности, определенные п. 2 ст. 37 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества. Особенности правового положения открытого акционерного общества, созданного в результате приватизации государственного или муниципального предприятия, действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в таком обществе, но не позже окончания срока приватизации. После этого открытое акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного имущества, подчиняется общему правовому режиму, предусмотренному ГК РФ и Законом об акционерных обществах (п. 5 ст. 1 Закона).
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Так, в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности к кредитным организациям, создаваемым в организационно-правовых формах хозяйственных обществ (включая акционерное общество) предъявляются дополнительные специальные требования в части, касающейся перечня документов, необходимых для регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций; фирменного наименования; сведений, подлежащих включению в устав; величины уставного капитала и др.
Наряду с ГК РФ Закон об акционерных обществах также предусматривает, что особенности правового положения акционерных обществ, создаваемых в сферах банковской, инвестиционной, страховой, сельскохозяйственной деятельности, а также в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются специальными федеральными законами (п. п. 3, 4, 5 ст. 1 Закона).
Например, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах) инвестиционная деятельность может осуществляться путем приобретения в порядке, установленном указанным Законом, физическими и юридическими лицами (инвесторами) акций акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов. При этом инвестиционный фонд — это находящийся в собственности акционерного инвестиционного фонда имущественный комплекс. Акционерный инвестиционный фонд создается в форме открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом об инвестиционных фондах. Положения Закона об акционерных обществах распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных Законом об инвестиционных фондах. Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Акционеры такого фонда вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Законом об акционерных обществах, а также в случае принятия общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
Особенности правового положения акционерных обществ, создаваемых в сфере страховой деятельности, определяются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
В отношении акционерных обществ, созданных на базе совхозов, колхозов и т.п., соответствующие федеральные законы еще не приняты, поэтому такие общества подчиняются действию нормативных актов, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах.
Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее — Закон об особенностях правового положения народных предприятий) определяются особенности правового положения акционерных обществ соответствующего вида. Однако ни ГК РФ, устанавливающий исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, ни Закон об акционерных обществах не знают такой формы, как акционерное общество работников, что вызывает серьезные сомнения в ее легитимности. Как известно, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ (см. также п. 2 ст. 3 ГК). Если такая конструкция необходима, то следует внести изменения в ГК РФ, дополнив перечень коммерческих организаций указанием на такой их вид.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.
Для правильного применения Закона об акционерных обществах важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 19). В указанном Постановлении, в частности, указывается, что круг вопросов, по которым в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах могут устанавливаться особенности правового регулирования, является исчерпывающим. Отсюда следует, что во всем остальном на вышеуказанные общества распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, о порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).
3. В соответствии с Концепцией развития гражданского законодательства РФ совершенствование законодательства о хозяйственных обществах должно осуществляться, во-первых, путем сокращения множественности законов, устанавливающих особенности правового положения отдельных разновидностей хозяйственных обществ (что позволит минимизировать противоречия в правовом регулировании); во-вторых, путем максимальной детализации содержащихся в них правовых норм.
В перспективе все нормы права, определяющие правовое положение хозяйственных обществ, включая акционерные общества, предполагается включить непосредственно в ГК РФ. Такой опыт существует во Франции, в Швейцарии, Нидерландах. На нынешнем этапе совершенствования законодательства о хозяйственных обществах целесообразно принять единый закон о хозяйственных обществах.
В Концепции предлагается также:
— оставить в гражданском законодательстве два основных вида хозяйственных обществ: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. При этом целесообразно отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), поскольку закрытые акционерные общества по существу повторяют конструкцию обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к ст. 97 ГК РФ), а также от выделения обществ с дополнительной ответственностью, не получивших практического распространения;
— закрепить в Законе об акционерных обществах особенности функционирования публичных акционерных обществ (известных немецкому, английскому и американскому корпоративному законодательству), которыми признаются акционерные общества с момента государственной регистрации проспекта их акций, подлежащих размещению среди неограниченного круга лиц по открытой подписке. Особенности публичных акционерных обществ должны заключаться, в частности: в повышенных требованиях к минимальной величине уставного капитала; в обязательном вхождении в состав совета директоров независимых директоров; в публичном ведении дел, проявляющемся в раскрытии информации о деятельности такого общества; в наличии специализированного регистратора, ведущего реестр акционеров и выполняющего функции счетной комиссии на общих собраниях акционеров;
— совершенствовать положения ГК РФ об основных и дочерних обществах. Основания ответственности «материнской» компании по долгам дочерней должны быть унифицированы во всех законодательных актах и ориентированы на формулировку п. 2 ст. 105 ГК РФ. Такая ответственность по общему правилу должна наступать при отсутствии вины и лишь при банкротстве — при наличии любой формы вины в деятельности «материнской» компании. Указанная ответственность должна наступать во всех случаях, когда она вызвана исполнением дочерней компанией решений «материнской» компании;
— отказаться от использования в ГК РФ понятий «преобладающее общество» и «зависимое общество» как не оправдавших себя на практике и не несущих особой смысловой нагрузки (см. комментарий к ст. 106 ГК).
Статья 97. Публичное акционерное общество
1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества (пункт 1 настоящей статьи) влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества (пункт 4 статьи 65.3), число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества.
4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса.
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом.
7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
Комментарий к Ст. 97 ГК РФ
1. Комментируемая статья разделяет акционерные общества на открытые и закрытые, что отражается в уставах акционерных обществ и их фирменном наименовании (п. 1 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
При этом открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества являются разновидностями одной организационно-правовой формы коммерческих организаций — акционерного общества. Практическое значение этого вывода заключается, в частности, в том, что преобразование одной разновидности акционерного общества в другую не является формой реорганизации, следовательно, не требуется составления передаточного бухгалтерского баланса, уведомления кредиторов акционерного общества и т.п. .
———————————
См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 октября 2007 г. N 5178/07 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 68.
2. Открытое акционерное общество — это общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Закона об акционерных обществах и иных правовых актов Российской Федерации. Так, в соответствии с требованием п. 3 ст. 99 ГК РФ открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. А при учреждении акционерного общества все его акции должны быть сначала распределены среди учредителей. Иначе говоря, правило об открытой подписке касается лишь дополнительно выпускаемых акций.
Закон допускает также право открытого акционерного общества проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, если это не исключено законодательством или уставом общества.
Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Акционеры такого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение отчуждаемых акционерами этого общества принадлежащих им акций.
Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми .
———————————
См.: Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101 // Бюллетень нормативных актов. 1997. N 1.
В целях информирования акционеров и других участников рынка ценных бумаг открытые акционерные общества обязаны вести дела публично, т.е. ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, открытые общества обязаны раскрывать сведения, указанные в п. 1 ст. 92 Закона об акционерных обществах.
3. Закрытое акционерное общество — это общество, которое не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, его акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Число акционеров закрытого акционерного общества не должно превышать 50, в противном случае оно в течение одного года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации в судебном порядке.
В комментируемой статье и более подробно в ст. 7 Закона об акционерных обществах (см. также п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ N 19) регулируются вопросы, связанные с преимущественным правом акционеров закрытого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Преимущественное право акционеров общества действует при отчуждении акций только путем продажи. При использовании других способов отчуждения — дарение, мена, отступное и т.п. — суд вправе удовлетворить требование о применении последствий нарушения преимущественного права акционеров только при наличии оснований считать рассматриваемый способ отчуждения акций притворной сделкой, прикрывающей куплю-продажу акций с целью обхода требований о соблюдении преимущественного права .
———————————
См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. С. 275 (автор комментария к ст. 97 — О.В. Мазур).
Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. Извещение акционеров общества осуществляется через общество. Если иное не предусмотрено уставом общества, извещение акционеров общества осуществляется за счет акционера, намеренного продать свои акции.
В случае если акционеры общества или общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Срок осуществления преимущественного права приобретения акций, предусмотренный уставом общества, не должен быть менее 10 дней со дня извещения продавцом акций остальных акционеров и общества .
———————————
См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июня 2009 г. N 131 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 33 (бухгалтерское приложение). С. 146.
При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества или общество, если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций, вправе в течение трех месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя. Уступка указанного преимущественного права не допускается.
Закрытые акционерные общества обязаны публиковать документы, указанные в п. 1 комментируемой статьи: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, — только в случаях, прямо предусмотренных Законом об акционерных обществах. Например, в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона об акционерных обществах обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг .
———————————
Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (см.: Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2780). См. также: Приказ ФСФР от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов. 2007. N 4.
4. Как уже отмечалось, в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается отказаться от искусственного выделения типов акционерных обществ (открытые и закрытые), поскольку закрытые акционерные общества по существу повторяют конструкцию обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к ст. 96 ГК).
Прощайте, ОАО и ЗАО
Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.
Закрытый перечень некоммерческих организаций
Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):
Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.
Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.
Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.
Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Общины коренных малочисленных народов России.
Фонды (общественные, благотворительные и др.).
Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.
Автономные некоммерческие организации.
Религиозные организации.
Публично-правовые компании.
В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.
Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.
Хозяйственные товарищества и общества
Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.
Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.
Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.
Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).
Акционерные общества
Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).
Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:
«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».
Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.
ДЛЯ СПРАВКИ
В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).
Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, – регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).
Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:
«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».
Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).
Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:
«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.
Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».
Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).
Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.
Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.
Документы по теме:
Новости по теме:
Материалы по теме:
Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.
1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.