Лицо действующее на основании полномочия предусмотренного фз актом

Оглавление:

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.01г.

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1.2. Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, указанном в настоящем пункте, в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

1.3. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности.

1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, а также при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Статья 11. Решение о государственной регистрации

1. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

2. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

3. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать предусмотренный настоящим пунктом документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

3.1. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

4. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицо действующее на основании полномочия предусмотренного фз актом

Вопрос: В соответствии с пп. «д» п. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации юридического лица может быть иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Означает ли это, что в качестве заявителя может выступать лицо, действующее по доверенности от имени юридического лица?

Ответ: Нет, поскольку Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 182) различаются представительство, основанное на доверенности, и представительство, основанное на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Таким образом, действующие по доверенности лица не могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица.
Данная позиция подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 15.09.2004 по делу N А62-1428/2004.

С.А.Щукина
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Подписано в печать
06.12.2010

Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 315-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис ТВ" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Определение Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 315-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис ТВ» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы ООО «Стройсервис ТВ», установил:

1. Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 декабря 2004 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2005 года, ООО «Стройсервис ТВ» было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменением учредительных документов. При этом суды исходили из того, что в налоговые органы не были представлены необходимые в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, в частности заявление, подписанное лицом из числа указанных в статье 9 названного Федерального закона; лица же, действующие на основании доверенности, к числу физических лиц, имеющих право быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, согласно той же статье 9 , не относятся. Сочтя выводы нижестоящих арбитражных судов обоснованными, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 9 сентября 2005 года отказал ООО «Стройсервис ТВ» в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Стройсервис ТВ» утверждает, что статья 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — по смыслу, придаваемому ее положениям правоприменительной практикой, — позволяет не относить к числу лиц, действующих на основании полномочий, предусмотренных федеральным законом, представителей по доверенности; неопределенность же в вопросе о том, кто может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица, приводит к возможности произвольного применения оспариваемых законоположений, чем нарушаются права и свободы, гарантированные статьями 19 ( часть 1 ), 45 ( часть 1 ), 46 ( части 1 и 2 ), 53 , 55 ( часть 2 ) и 71 ( пункты «а» , «в» ) Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Государственной регистрации, как это следует из иных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности пункта 3 его статьи 52 , и положений Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом ( часть вторая статьи 1 ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в первоначальной редакции при государственной регистрации юридического лица заявителями могли являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель (учредители) юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; кроме того, заявителем могло являться «иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления».

Федеральным законом от 23 июня 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положение, предоставлявшее возможность выступать в качестве заявителей физическим лицам, действующим на основании доверенности, из статьи 9 было исключено — теперь к «иным лицам» относятся только «лица, действующие на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления».

3. В соответствии с частью второй статьи 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием.

Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16 марта 2004 года N 09-1-02/1012 разъясняется, что с 1 января 2004 года регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании представления заявления, подписанного лицом, действующим от имени юридического лица по доверенности, выданной за подписью его руководителя; представление заявления, подписанного неуполномоченным лицом, квалифицируется как непредставление определенного Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документа.

Рассматривавшие дело ООО «Стройсервис ТВ» арбитражные суды, включая Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, также исходили из того, что при государственной регистрации юридического лица заявителем не может являться лицо, действующее на основании доверенности, поскольку нормативное положение «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом» подразумевает прямое закрепление непосредственно в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при государственной регистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со статьей 185 ГК Российской Федерации.

Судебная интерпретация оспоренного нормативного положения учитывает аутентичную волю законодателя, который в рамках предоставленной ему Конституцией Российской Федерации дискреции вправе, реагируя на имевшее место факты регистрации юридических лиц, осуществлявшейся представителями по доверенности на подставных лиц, уточнять требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Вместе с тем, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 марта 2000 года N 5-П по делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании нормативного положения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации.

4. Таким образом, положения статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в его жалобе, а сама жалоба не может быть признана допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40 , пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис ТВ», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

Решение Верховного Суда РФ от 8 октября 2014 г. N АКПИ14-1022 Об оспаривании раздела 1 страницы 1 листа Н формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» (приложение № 1), утв. приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Сомхиевой С.Ю.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «АйТи Сервис» о признании частично недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» (приложение № 1), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@, установил:

приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» (приложение № 1).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 29 октября 2012 г. (без приложений 1-19), приложения 1-19 размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http//www.nalog.ru.

Раздел 1 страницы 1 листа Н формы № Р11001 устанавливает, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании заявителями являются: 1 — учредитель юридического лица — физическое лицо; 2 — руководитель юридического лица — учредителя; 3 — лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

ООО «АйТи Сервис» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы № Р11001 (приложение № 1) в части, лишающей права руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, быть заявителем при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту «а» пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и пункту 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 87н.

ООО «АйТи Сервис» извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Представители Федеральной налоговой службы Егоров А.Е., Дубровин Н.В., Министерства юстиции Российской Федерации Кудрицкая Ю.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителей ФНС России Егорова А.Е., Дубровина Н.В., Минюста России Кудрицкой Ю.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, предусмотрено, что ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (подпункты 5.9.38, 5.9.39).

Следовательно, форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» утверждена компетентным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В пункте 1.3 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» названы физические лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, а именно: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Из содержания данной номы Федерального закона не следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, могут быть заявителями при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица наравне с учредителем или учредителями создаваемого юридического лица.

Пунктом 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со статьей 253 ГПК РФ при рассмотрении дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет их на предмет их соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н, и доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Административному регламенту не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление ООО «АйТи Сервис» о признании частично недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании» (приложение № 1), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Обзор документа

Форма N Р11001 (заявление о госрегистрации юрлица при создании) оспаривалась в части, лишающей руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юрлица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юрлица, быть заявителем при подаче такого заявления.

Верховный Суд РФ не нашел оснований для признания формы недействующей в оспариваемой части.

В Законе о госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей названы физлица, которые могут быть заявителями при госрегистрации юрлица. Это руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юрлица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юрлица; учредитель (учредители) юрлица при его создании; руководитель юрлица, выступающего учредителем регистрируемого юрлица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юрлица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления.

Из содержания данной номы не следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юрлица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юрлица, могут быть заявителями при госрегистрации юрлица наравне с учредителем или учредителями.

В силу ГК РФ юрлицо считается созданным, а данные о нем считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

До совершения такой записи юрлицо не может считаться существующим. И, следовательно, органы управления вновь создаваемого юрлица не могут выступать от его имени, в т. ч. подписывать заявление о госрегистрации юрлица.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кто уполномочен заявить?

Согласно п. 2, 3 ст. 37 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в уставе открытого акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования ст. 11 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). В обязательном порядке в уставе таких компаний определяются цели и предмет деятельности создаваемого общества.

Внесение в устав изменений, касающихся замены ранее существовавшего уполномоченного органа (Министерства имущественных отношений РФ) государственным органом, уполномоченным выступать от имени Российской Федерации в качестве учредителя общества (Росимущество) 1 , не является обязательным, поскольку данное положение не входит в перечень императивных норм, предусмотренных ст. 12 Закона, подлежащих внесению в устав общества.

Между тем, следует отметить, что с 2004 г. по 2012 г. в Закон об АО были внесены существенные поправки, затрагивающие нормы, подлежащие включению в уставы открытых акционерных компаний.

Таким образом, уставы указанных обществ необходимо привести в соответствие с действующей редакцией Закона об АО и одновременно внести изменения, касающиеся замены уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, выступающего от имени РФ в качестве учредителя.

Изменения и дополнения в устав общества согласно п. 1 ст. 14 Закона об АО подлежат госрегистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Положениями ст. 9 Закона о госрегистрации и Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (приказ Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@), определен перечень лиц, которые могут выступать заявителями государственной регистрации. Это:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени общества;
  • учредитель (учредители) юридического лица — только при его создании;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного госоргана либо органа местного самоуправления.

Между тем, последний подпункт п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации наделяет статусом заявителя любое лицо, которому актом специально уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, либо федеральным законом предоставлено право выступать заявителем.

Такими актами являются:

  • для федеральных государственных унитарных предприятий — распоряжения Правительства РФ или федеральных органов исполнительной власти (часть 2 ст. 8, часть 2 ст. 10 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ));
  • для государственных унитарных предприятий субъектов Федерации — акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (часть 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ, ст. 21 Федерального закона от 06.12 99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);
  • для муниципальных унитарных предприятий — акты представительного органа местного самоуправления (часть 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ, п. 5 части 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вышеизложенное подтверждено позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 11.07.2006 № 315-О). Положение «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом» подразумевает прямое закрепление в федеральном законе полномочия на подписание и представление документов при госрегистрации, а не возможность оформления такого полномочия в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

Таким образом, отнесение Росимущества (как учредителя акционерных обществ, созданных посредством приватизации) в качестве заявителя регистрации изменений в учредительные документы АО к категории «иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления» законодательством не предусмотрено.

В отношении регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, а также в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с изменениями в учредительных документах, заявителем вправе выступать только руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества или иное лицо, уполномоченное действовать от его имени без доверенности.

Росимущество, выступая от имени РФ учредителем (участником) обществ, созданных посредством приватизации, вправе выступать заявителем только при создании юридического лица.

1 В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство имущественных отношений РФ было упразднено и образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В соответствии с Указом от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Лицо действующее на основании полномочия предусмотренного фз актом

Такой вопрос при обращении в регистрирующий орган возникает достаточно часто. Разберемся в нем

В п.1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечислены лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица. Это:

В Приказе ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» разъяснен, в том числе, вопрос: кто является заявителем в конкретных случаях.

Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора) является заявителем:

  • при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;
  • при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
  • при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
  • при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, является один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов юридических лиц, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих юридических лиц.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизованного юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Заявителем при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования или разделения, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

При государственной регистрации юридического лица при создании заявителями являются учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. ООО чаще всего создается несколькими лицами. В этом случае заявителем может быть любой из учредителей. Они сами и должны определить его кандидатуру на собрании.

Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления является заявителем:

  • при государственной регистрации юридического лица при создании;
  • при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;
  • при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
  • при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
  • при государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса.

ФНС РФ на своем сайте пояснила, что полномочием, предусмотренным федеральным законом, является наделение органов государственной власти, местного самоуправления функциями выступать в качестве заявителя при государственной регистрации юридических лиц. При этом в регистрирующий орган представляется заявление, удостоверенное подписью руководителя органа, на который возложены вышеуказанные полномочия. К правовым актам специально уполномоченного на то государственного органа, или актам органа местного самоуправления относятся документы (приказы, постановления, распоряжения и т. д.) о наделении функциями юридического или физического лица выступать в качестве заявителя при государственной регистрации юридических лиц.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий является заявителем, соответственно, при ликвидации юридического лица.

В п. 1.4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ отдельно оговаривается вопрос: кто является заявителем при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Заявителями в этом случае могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Если указанные лица являются юридическими лицами, заявителем в этом случае может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании доверенности. Такое правило ввел Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ.

ВАС РФ в Постановлении от 14 февраля 2006 г. № 12580/05 разъяснил вопрос о том, кто будет являться заявителем в случае прекращения полномочий руководителя.

Как сказано в этом Постановлении, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).

В Письме от 21 мая 2010 г. № МН-37-6/2212 ФНС РФ пояснила, что заявителем при представлении сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов в соответствии с п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ может быть лицо, действующее от имени акционерного общества без доверенности.

Напомним, что подлинность подписи заявителя на заявлении в соответствии с п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Непосредственное представление документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может осуществляться любым физическим лицом (в том числе курьером, третьим лицом) независимо от того, является ли указанное физическое лицо заявителем или нет.