Налог енвд статья налогового кодекса

Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст.ст. 346.26 — 346.33)

Согласно Федеральному закону от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ положения главы 26.3 части второй настоящего Кодекса не применяются с 1 января 2018 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ раздел VIII.1 части второй настоящего Кодекса дополнен главой 26.3, вступающей в силу с 1 января 2003 г.

Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

См. обзор о практике рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 настоящего Кодекса, направленный информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 157

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 26.3 НК РФ. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД или «вмененка»)

Единый налог при ЕНВД платят компании и предприниматели, добровольно перешедшие на «вмененку» по определенному виду деятельности. ЕНВД начисляется на вмененный доход (для каждого вида деятельности он свой). Налоговая ставка составляет 15%. Данный материал, который является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»», посвящен главе 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». В этой статье доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты ЕНВД, о сроках представления отчетности и о скорой отмене «вмененки». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где действует «вмененка»

Система в виде ЕНВД действует только в тех городах и районах, где она введена нормативными правовыми актами местных представительных органов. В частности, ЕНВД может быть введено решением городской думы, муниципального совета, собрания представителей муниципального района и пр. В местностях, где такие документы не приняты, «вмененка» не действует. Узнать, введена ли система ЕНВД в вашем районе или городе, можно в своей налоговой инспекции.

Как соотносятся общие правила и местные особенности ЕНВД

Правила начисления и уплаты ЕНВД закреплены в главе 26.3 Налогового кодекса. Причем положения данной главы едины для всех городов и районов России. Это означает, что муниципальные власти могут решить, вводить или не вводить единый налог на вмененный доход. Но вводя ЕНВД, они не вправе отступать от требований главы 26.3 НК РФ.

При этом глава о «вмененке» допускает существование местных особенностей в рамках общих правил. Так, в Налоговом кодексе приведен полный перечень видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, а районная или городская дума по своему усмотрению может ввести единый налог только для некоторых из перечисленных в НК РФ видов бизнеса. Другими словами, данный список можно сократить, но не расширить. Еще одна местная особенность — это значение корректирующего коэффициента К2 (он участвует в расчете суммы единого налога). Согласно Налоговому кодексу значение К2 варьируется от 0,005 до 1. А конкретную же цифру утверждают муниципальные власти.

Кто платит ЕНВД

Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые изъявили желание перейти на «вмененку» и которые соответствуют определенным критериям и занимаются видами деятельности, подпадающими под ЕНВД, в местностях, где введен этот налог.

Критериев, позволяющих переходить на ЕНВД, несколько.

Во-первых, среднесписочная численность персонала в предыдущем году не должна превышать 100 человек.

Во-вторых, у организаций доля участия других юридических лиц не должна превышать 25 процентов*.

В третьих, компании и ИП не должны состоять в простом товариществе и быть налогоплательщиками единого сельхозналога.

В четвертых, на «вмененку» не могут перейти арендодатели, сдающие во временное пользование автозаправочные станции.

В 2012 году и ранее переход на «вмененку» был обязательным. Начиная с 2013 года перейти на ЕНВД можно только по собственному желанию.

Когда налогоплательщик перестает применять «вмененку»

Перейти на «вмененку» можно в любой момент, а вот добровольно отказаться от нее (продолжая при этом заниматься «вмененной» деятельностью) — только с января следующего года.

Если же налогоплательщик перестанет заниматься тем видом деятельности, по которому он перешел на «вмененку», ему необходимо подать соответствующее заявление в ИФНС в течение пяти дней с момента прекращения данного вида деятельности. В этом случае инспекторы снимут его с учета в качестве плательщика ЕНВД, и он больше не будет платить единый «вмененный» налог.

Помимо добровольного возможен и принудительный уход с ЕНВД. Это случается, если перестают соблюдаться перечисленные выше условия. В такой ситуации организации и предприниматели обязаны перейти на общую систему налогообложения.

Правила перехода зависят от причин, по которым невозможно применять ЕНВД. Так, при превышении лимита по численности работников или по доле участия других компаний, налогоплательщик обязан пересчитать налоги задним числом с начала квартала, в котором произошло превышение. При нарушении других критериев переход на общую систему налогообложения происходит со следующего квартала.

Какие налоги не нужно платить при «вмененке»

В общем случае организации, перешедшие на уплату ЕНВД, освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Данное освобождение распространяется только на доходы от видов деятельности, переведенных на «вмененку». Если налогоплательщик одновременно занимается и другими видами деятельности, то доходы от них облагаются налогами по иным системам.

Обратите внимание: освобождение от уплаты налога на имущество не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (п.4 ст. 346.26 НК РФ). Перечень такого имущества содержится в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ. По таким объектам платить налог на имущество нужно.

Кассовая дисциплина и бухучет при ЕНВД

«Вмененка» не освобождает от обязанности соблюдать кассовую дисциплину. Это означает, что организации на ЕНВД обязаны вести кассовую книгу, заполнять приходные и расходные ордера и пр. Однако если организация относится к субъектам малого предпринимательства, то она независимо от системы налогообложения вправе не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств в кассе. Еще более серьезные послабления по кассовой дисциплине установлены для индивидуальных предпринимателей, и эти послабления тоже не связаны с режимом налогообложения. Помимо права не устанавливать лимит остатка денежных средств в кассе, ИП могут не оформлять кассовые ордера, не вести кассовую книгу (подробнее см. «Новые правила кассовой дисциплины: для ИП и малых предприятий введен упрощенный порядок»).

Что касается контрольно-кассовой техники, то по 31 марта 2017 года все без исключения плательщики ЕНВД (и организации, и ИП) могли отказаться от ее применения. Вместо чеков ККТ они по просьбе покупателя выдавали иной документ, подтверждающий прием наличности (например, товарный чек или квитанцию). Если же «вмененщик» хотел использовать кассовый аппарат, он мог это делать.

Начиная с 31 марта 2017 года «вмененщики», торгующие пивом в розинцу, применяют контрольно-кассовую технику (см. «Организации и ИП будут обязаны применять онлайн-кассы при продаже пива в розницу уже с марта 2017 года»). С июля 2018 года обязанность по применению ККТ появляется у организаций на ЕНВД, занимающихся торговлей или услугами общепита. С этой же даты применять онлайн-кассы должны ИП на «вмененке», нанявшие работников и занимающиеся торговлей или общепитом. С июля 2019 года все плательщики ЕНВД вне зависимости от вида деятельности обязаны применять контрольно-кассовую технику на общих основаниях (см. «Отсрочка по применению онлайн-касс: определено, кто сможет не применять ККТ до 1 июля 2019 года»).

Обратите внимание: организации, перешедшие на ЕНВД, должны в полной мере вести бухучет. То есть оформлять регистры, составлять годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках и сдавать их в налоговую инспекцию. А вот предприниматели, применяющие «вмененку», от ведения бухгалтерского учета освобождены.

В какой инспекции плательщик ЕНВД должен встать на учет

Все плательщики ЕНВД обязаны зарегистрироваться в этом качестве в налоговой инспекции. Причем в одних случаях налогоплательщики должны встать на учет по своему местонахождению (месту жительства ИП), в других случаях — по месту ведения деятельности.

В частности, зарегистрироваться в ИФНС по адресу предприятия (ИП — по месту жительства) должны те, кто занимается: автотранспортными услугами по перевозке пассажиров и грузов, развозной и разносной розничной торговлей или размещает рекламу на автотранспортных средствах.

Все остальные плательщики ЕНВД обязаны встать на учет по месту ведения деятельности. Если налогоплательщик одновременно действует на территориях, подведомственных разным инспекциям, то зарегистрироваться необходимо в той ИФНС, на чьей территории ведется деятельность, указанная первой в заявлении о постановке на учет. Заявление о постановке на учет нужно заполнить на бланке установленной формы и предоставить в инспекцию в течение пяти дней с даты начала применения «вмененки». В ответ налоговики выдадут свидетельство о постановке на учет.

Снятие с учета также происходит на основании заявления. Его нужно предоставить в течение пяти дней с даты прекращения деятельности, в отношении которой применялась «вмененка». Если причиной перехода на другой режим является несоблюдение критериев по по численности и доле участия других компаний, то заявление о снятии с учета нужно подать не позднее пяти дней после окончания месяца, в котором критерии нарушены. При добровольном уходе с «вмененки» заявление нужно предоставить не позднее пяти дней с момента такого ухода, то есть не позднее 5-го рабочего дня следующего года.

Как рассчитать единый налог на вмененный доход

Сначала нужно определить налоговую базу отдельно по каждому из видов «вмененной» деятельности. База равняется величине вмененного дохода, рассчитанного как произведение базовой доходности и величины физического показателя по данному виду деятельности.

Для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров физическим показателем является количество посадочных мест, а базовая доходность составляет 1 500 руб. в месяц. Допустим, количество мест равно десяти. Значит, налоговая база за месяц составляет 15 000 руб. (1 500 руб. х 10 мест).

Затем налоговую базу необходимо умножить на коэффициенты К1 и К2. Значение коэффициента-дефлятора К1 едино для всей России. Это значение ежегодно утверждает Минэкономразвития. Так, в 2018 году К1 равен 1,868.
Значение корректирующего коэффициента К2 устанавливают местные власти в пределах от 0,005 до 1. Предположим, что в нашем примере К2 равен 0,5. Тогда итоговый размер налоговой базы составит 14 010 руб.(15 000 руб. х 1,868 х 0,5).

Полученное значение базы следует умножить на ставку налога, которая равняется 15%. Таким образом, сумма налога за месяц в нашем примере — 2 102 руб.(14 010 руб. х 15%).

Когда перечислять деньги в бюджет

Платить налог нужно по окончании налогового периода, то есть один раз в квартал. Перечислить деньги следует не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала. В платежке необходимо просуммировать налог, начисленный за каждый из трех месяцев квартала. Если, к примеру, мы платим ЕНВД за третий квартал, то в платежном поручении будет стоять сумма налога за июль, август и сентябрь.

Единый налог за квартал перечисляется за минусом пенсионных и медицинских взносов, а также взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленных и уплаченных за этот же квартал. Однако вычитаются не любые платежи, а лишь те, что начислены на зарплату работников, занятых в сферах деятельности, подпадающих под «вмененку». Здесь существует одно важное ограничение: изначальная сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Также налог уменьшается на фиксированные платежи, сделанные предпринимателями, которые платят взносы «за себя». В отношении таких платежей 50-ти процентное ограничение не применяется. Это значит, что ИП вправе уменьшить сумму «вмененного» налога на полную величину уплаченных взносов.

Кроме того, сумма ЕНВД, подлежащая уплате, уменьшается на величину пособий по временной нетрудоспособности работников, а также на стоимость приобретенной онлайн-кассы, если она поставлена на учет в ИФНС в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 (для ИП, занимающихся торговлей или общепитом с привлечением наемных работников — в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года). Вычитать разрешено сумму, не превышающую 18 000 руб. за каждый экземпляр ККТ.

Как отчитываться по ЕНВД

Отчитываться по ЕНВД нужно один раз в квартал. Сдать налоговую декларацию необходимо не позднее 20-го числа первого месяца следующего квартала.

Совмещение ЕНВД и других систем налогообложения

Если по одним видам деятельности налогоплательщик начисляет ЕНВД, а по другим применяет иные системы налогообложения, то ему следует вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Когда отменят ЕНВД

Специальный налоговый режим в виде ЕНВД существует вплоть до 31 декабря 2020 года включительно. Начиная с января 2021 года положения главы 26.3 Налогового кодекса применяться не будут. Это предусмотрено Федеральным законом от 02.06.16 № 178-ФЗ.

* Ограничение по доле участия других юридических лиц не распространяется на организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %. Также данное ограничение не распространяется на организации потребительской кооперации.

Налог енвд статья налогового кодекса


Налоговый кодекс Российской Федерации — часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ
(текст по состоянию на 10.04.2017 г.)

Глава 26.3. ЕНВД — ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 346.26. Общие положения

1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе — общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.1. В городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет со дня изменения границ города федерального значения Москвы в отдельных муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если на день их изменения указанная система налогообложения действовала в таких муниципальных образованиях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе — единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

2.1. Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

— в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

— в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса;

— в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6 — 9 пункта 2 настоящей статьи, в случае, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

2.2. На уплату единого налога не вправе переходить:

1) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 настоящей статьи, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

2.3. Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 настоящей статьи, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются:

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
При введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;

3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

4. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

7. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

8. Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Статья 346.26 НК РФ. Общие положения

Комментарии к статье

Как устанавливается оптимальная величина ЕНВД для предпринимателей-пенсионеров?

В ст 346 НК РФ перечисляются различные налоговые режимы, в частности, статьёй описан спец. режим — единый налог на вмененный доход. Он вводится не для всех видов деятельности и утверждается на уровне муниципалитетов. То есть его делают действительным акты органов власти городских округов, муниципальных властей, или законы городов федерального значения.

Виды деятельности, к которым он применяется, тоже выбирают органы власти на муниципальном уровне. Однако лишь в пределах списка, установленного по ЕНВД в НК РФ.

Налоговая нагрузка выражается в виде коэффициентов налогообложения. Доход, который облагается налогом, определяется так: базовую доходность по деятельности умножить на физические показатели по ней же (если их несколько, то они складываются между собой) затем умножить на К1 и К2. К1 — это дефлятор и он регламентируется на федеральном уровне, а вот значение К2 определяют местные власти.К2 учитывает характеристики ведения отдельного вида деятельности на той территории, где он установлен: например, ассортимент, время осуществления и прочие факторы.

Вопрос о том, имеют ли пенсионеры-предприниматели какие-либо налоговые льготы достаточно долго вызывал правовую полемику. Но ответ на него все же отрицательный. В 2010 году Конституционный суд вынес определение, заключающее, что никаких различий по возрасту в рамках налогообложения не предусмотрено.

Оптимальная налоговая нагрузка для пенсионеров, занимающихся видовой деятельностью и применяющих ЕНВД, устанавливается так же как и для предпринимателей других возрастов. Местные властные органы могут устанавливать различную величину корректирующего К2 в пределах от 0.005 до 1. От его величины при подсчёте облагаемой налогом базы и зависит итоговая сумма налога.

Итак, возраст предпринимателя при расчёте налоговой нагрузки никакого значения не имеет, важен вид деятельности и величина К2, установленного в той местности, где она осуществляется.

Может ли применять ЕНВД НК РФ фирма, имеющая филиал за пределами РФ?

НК РФ не включает и не перечисляет каких-либо особенностей или возможных ограничений для фирм, имеющих филиалы, в том числе и расположенные заграницей, при переходе на ЕНВД и при начислении этого налога.

Поэтому представляется, что, если фирма попадает под общие ограничения, которые установлены для использования ЕНВД ст 346 НК РФ, и зарегистрирована она на той территории субъекта РФ, где ЕНВД введен, то она вправе применят этот налоговый режим невзирая на наличие филиала за пределами страны.

Как применяется ЕНВД при реализации товаров?

По ст 346 НК РФ (точнее ст 346.26 НК РФ, потому что ст 346 уже не имеет силы) ЕНВД применим к тем видам деятельности, которые прописаны в законе. Предпринимательство в области розничной торговли, к которой как раз относится реализация товаров, в этот список, включена.

Розничная торговля — это реализация продукции по договорам розничной купли-продажи. Расчёт при этот может быть произведён как наличными деньгами, так и при помощи банковских карт.

Отношения продавца и покупателя при этой торговле регулируются Гражданским кодексом. Причём договор между сторонами признаётся заключенным после передачи продукта покупателю и выдачи ему кассового/товарного чека, доказывающего оплату (ст 493 ГК РФ).

Действия по продаже товаров физ. и юр. лицам за наличный и безналичный расчёт относятся к розничной торговле, а, значит, как уже было указано, могут облагаться ЕНВД.

Одно из условий перевода розничной торговли на “вмененку” (так в просторечии называют ЕНВД) — ведение торговой деятельности через пункты стационарной и/или перемещаемой торговой сети.

Розничной торговлей нельзя признать действия по продаже или перепродаже продукции с целью её дальнейшего использования покупателем для предпринимательства. Под розницей понимается лишь реализация для личного, домашнего, бытового использования. И только к торговле в розницу применяется ЕНВД по НК РФ. Например, поставщики не могут применять “вмененку”, так как реализуют товары не для личных нужд, а для предпринимательства.

Как исчисляется ЕНВД по торговле в розницу при изменении физических показателей?

Важно понять, что такое физические показатели (ФП) при начислении налога и как они связаны с его величиной. ФП — это одна из необходимых величин при расчёте налогооблагаемой базы по ЕНВД НК РФ. Он характеризует определённую деятельность предпринимателя и, в зависимости от её вида, может быть необходимо использование суммы нескольких физических показателей (их может быть до 3-х штук).

Зависимо от вида деятельности, который выбирает фирма, для исчисления ЕНВД могут быть важны такие ФП, как число работников, площадь торгового зала и т.п.

Чтобы рассчитать налогооблагаемую базу при ЕНВД нужно умножить базовую доходность (БД) конкретного вида деятельности на его ФП и на коэффициенты К1 и К2. БД и ФП для каждой деятельности, облагаемой ЕНВД, — величины постоянные. К1 утверждается каждый год на федеральном уровне, а К2 назначают местные власти и он может дифференцироваться.

Так, физические показатели являются одним из ключевых моментов, влияющих на размер налога.

При торговле в розницу ФП не одинаковы — они различаются в зависимости от типа торговли. Классификация следующая:

  1. Если продажи в розницу осуществляются через магазины и залы по площади не больше, чем 150 кв. метров (имеется ввиду площадь каждого зала, если их несколько), то ФП будет площадь торгового места (в кв. метрах).
  2. Если продажи осуществляются через стационарную сеть, без залов и павильонов или через нестационарную сеть (переносные торговые точки), то ФП следующие:
    • когда торговая точка меньше 5 кв. метров по площади, — количество торговых мест;
    • когда торговая точка больше 5 кв. метров по площади, — площадь торгового места;
    • когда для продаж используются автоматы, — количество торговых автоматов.

В любом из перечисленных случаев может измениться ФП. Например, предприниматель начнет использовать другой торговый павильон или увеличит (сократит) число работников, а, соответственно, и торговых мест.

Перечислим также по пунктам, каким образом будет исчисляться ЕНВД при изменении ФП:

  1. Если поменяется площадь торгового зала, то при начислении суммы ЕНВД плательщик учитывает это изменение с начала того месяца, в котором оно произошло (п 9 ст 346.29 НК РФ ).
  2. Если поменяются ФП у торговцев, использующих их в виде количества торговых мест или торговых автоматов, то это изменение также учитывается с начала того месяца, в котором оно произошло.

ФП могут измениться также от того, что какой-то из торговых объектов просто ликвидируется, то есть прекращает деятельность. Тогда предприниматель снимается с учёта в налоговом органе по этому конкретному объекту, и размер вмененного дохода считается исходя из количества дней осуществления деятельности по этому объекту в календарном месяце (п 10 ст 346.29 НК РФ). Не важно при этом, продолжается ли облагаемая ЕНВД торговля на других объектах.

Статья 346.26. Общие положения

1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе — общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.1. В городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет со дня изменения границ города федерального значения Москвы в отдельных муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если на день их изменения указанная система налогообложения действовала в таких муниципальных образованиях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов.

2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе — единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

4.1) утратил силу с 1 января 2006 г.;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

2.1. Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса;

в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 6-9 пункта 2 настоящей статьи, в случае, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.

2.2. На уплату единого налога не вправе переходить:

1) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

3) утратил силу с 1 января 2013 г.;

4) образовательные организации, медицинские организации и организации социального обслуживания в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных организаций и эти услуги оказываются непосредственно указанными организациями;

5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 настоящей статьи, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

2.3. Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 настоящей статьи, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2013 г.

3. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются:

1) утратил силу с 1 января 2006 г.;

2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

При введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;

3) значения коэффициента К_2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

4. Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2010 г.

5. Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

7. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

8. Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Комментарий к Ст. 346.26 НК РФ

Комментируемая ст. 346.26 НК РФ устанавливает общие положения для применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Среди них можно выделить:

а) система налогообложения в виде ЕНВД относится к специальным налоговым режимам;

б) система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения. При этом в городе федерального значения Москве система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может быть введена в действие на период до двух лет со дня изменения границ города федерального значения Москвы в отдельных муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если на день их изменения указанная система налогообложения действовала в таких муниципальных образованиях на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных районов, городских округов;

в) система налогообложения в виде ЕНВД может применяться наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе — общий режим налогообложения) и иными специальными режимами налогообложения.

Более того, с 1 января 2013 г. применение системы налогообложения в виде ЕНВД не является обязательным. Организации и индивидуальные предприниматели добровольно переходят на данный режим налогообложения, если на соответствующей территории этот режим введен органами местного самоуправления и при соблюдении установленных ограничений. А согласно п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» положения гл. 26.3 НК РФ с 1 января 2018 г. не будут применяться.

В п. 2 ст. 346.26 НК РФ установлены виды деятельности, которые могут переводиться на ЕНВД, а именно:

1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей гл. 26.3 НК РФ розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей гл. 26.3 НК РФ оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей;

10) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

Пунктами 2.1, 2.2 ст. 346.26 НК РФ установлены ограничения, т.е. случаи, когда единый налог на вмененный доход не применяется или когда на уплату единого налога на вмененный доход налогоплательщики не вправе переходить. Эти ограничения установлены для:

а) видов предпринимательской деятельности, в случае осуществления их в рамках договора простого

товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших;

б) видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 6 — 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в случае, если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с гл. 26.1 НК РФ на уплату ЕСХН, и указанные организации и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

в) организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Средняя численность работников определяется в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации, утвержденными Приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428. Однако это ограничение не применяется в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

г) организаций, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Указанное

ограничение не распространяется на:

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%;

— на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с

Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

д) учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;

е) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 13 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

В п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ оговорена следующая ситуация: если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, он считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Пункт 2.1 ст. 346.26 НК РФ предусматривает, что система налогообложения в виде ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ были внесены изменения. Так, п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривается, что единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в следующих случаях: в случае осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества

(договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; в случае осуществления таких видов деятельности налогоплательщиками, отнесенными к категории

крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ; в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с гл. 33 НК РФ торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Обратим внимание, что для определения средней численности работников необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435.

Пункт 3 комментируемой ст. 346.26 НК РФ указывает, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог. Однако

только в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ. При этом в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога; значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ, или значения данного

коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Пункт 4 ст. 346.26 НК РФ определяет перечень налогов, от уплаты которых освобождается налогоплательщик, перешедший на уплату ЕНВД, а именно:

а) организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

б) уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК

РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

в) организации и индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС (в

отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратим внимание, что в п. 4 ст. 346.26 НК РФ положениями Федерального закона от

2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 52-ФЗ) были внесены изменения.

До вступления в силу Закона N 52-ФЗ в силу п. 4 ст. 346.26 НК РФ применение системы налогообложения в виде ЕНВД организациями предусматривало их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход.

Пунктом 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 4 ст. 346.26 НК РФ, которыми предусмотрена уплата организациями налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ кадастровая стоимость имущества определяется только в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Пунктом 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ определено, что Закон N 52-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, п. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ прямо указано, что п. п. 1 — 3 и 6 — 12 ст. 2 Закона N 52-ФЗ вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Закона N 52-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

Поэтому в силу указанных норм п. 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ вступил в силу с 1 июля 2014 г.

Что касается исчисления авансовых платежей и суммы налога на имущество организаций с 1 июля 2014 г., то порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 382 НК РФ, с учетом особенностей, установленных п. 12 ст. 378.2 НК РФ.

С учетом положений указанных статей НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 г. исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

По мнению Минфина России, сумма налога на имущество организаций за 2014 г. должна исчисляться за период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г., являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, за минусом исчисленной суммы авансового платежа за 9 месяцев 2014 г. (Письмо Минфина России от 2 июня 2014 г. N 03-05-05-01/26195 «О вступлении в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ и порядке исчисления авансового платежа и суммы налога на имущество организаций за 2014 год налогоплательщиками ЕНВД»).

Одновременно Минфин России обратил внимание, что на основании п. 2 ст. 372 НК РФ право определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ предоставлено с 1 января 2014 г. субъектам Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (далее — перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Поэтому положения ст. 378.2 НК РФ во взаимосвязи с п. 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ применяются организациями-собственниками, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, с 1 июля 2014 г. в отношении объектов недвижимого имущества, включенных соответствующим субъектом Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества не позднее 1 января 2014 г.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Статьей 346.26 НК РФ выделены следующие обязанности налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД:

налогоплательщики ЕНВД (единого налога на вмененный доход) для отдельных видов деятельности обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги); организации обязаны вести бухгалтерский учет;

при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности; налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Пунктами 8 и 9 ст. 346.26 НК РФ установлены правила при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога и наоборот:

при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога; при переходе на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату единого налога, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС.

Обратим также внимание, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в гл. 26.3 НК РФ, полномочия по введению системы налогообложения в виде ЕНВД законами городов федерального значения принадлежат не только Москве и Санкт-Петербургу, но и новому городу федерального значения РФ — г. Севастополю. Соответствующие изменения были внесены вышеуказанным Федеральным законом по тексту всей гл. 26.3 НК РФ.