Оглавление:
ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.
Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.
В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.
Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.
Сборник методических материалов содержит рекомендации по преподаванию учебных предметов в 2008 — 2009 учебном году. В нем даны методические советы педагогам и руководителям образовательных учреждений по выбору учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В сборнике также содержатся рекомендации по выбору и проведению элективных курсов. Сборник адресован руководителям и учителям общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений республики.
ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.
Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.
В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.
Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 4 класс»
Методическое пособие поможет учителям изобразительного искусства, работающим в начальной школе по учебникам В. С. Кузина, эффективно организовать образовательный процесс, правильно распределить на уроках учебный и практический материал.
Учебник по изобразительному искусству соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в Федеральный перечень.
Книга «Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 4 класс»» автора Кармазина Марина Валерьевна оценена посетителями КнигоГид.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
В нашей онлайн библиотеке произведение Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 4 класс» можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.
Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.
ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.
Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.
В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.
Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной
О книге «Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной»
Методическое пособие поможет учителям изобразительного искусства, работающим в начальной школе по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной, организовать образовательный процесс, правильно распределять на уроках учебный и практический материал. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной» Н. В. Долгоаршинных бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Долгоаршинных, Игнатьев, Кармазина: Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина. РИТМ. ФГОС
Аннотация к книге «Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие к учебнику В. С. Кузина. РИТМ. ФГОС»
Методическое пособие поможет учителям изобразительного искусства, работающим в начальной школе по учебникам В. С. Кузина, эффективно организовать образовательный процесс, правильно распределить на уроках учебный и практический материал.
Учебник по изобразительному искусству соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в Федеральный перечень.
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»
Учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему:
Учебно-методическое пособие учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны. Рабочая программа по ИЗО для учащихся 4 классов (ФГОС).
Программа разработана на основе ФГОС.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 394
Красносельского района Санкт – Петербурга
Рекомендована к использованию
Педагогическим советом ГБОУСОШ № 394
Протокол № _____ _от «29» августа 2015__ ______
Директор ГБОУСОШ № 394
Приказ № от «29» августа 2015
Рабочая программа по предмету
срок реализации — 1 год
учитель:Подольская Наталья Леонидовна.
2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы:Л.Г. Савенкова, Е.А Ермолинская).
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004),
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г.
№ 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Закон Санкт-Петербурга «Об общем образовании в Санкт-Петербурге», принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 04.07.2007 г. №381-66;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1649 от 12.12.2011 г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»» (с изменениями на 14.03.2012);
- Инструктивно-методическим письмом от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0-0. «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»
- Инструктивно-методическое письмо от 14.05.2014 г № 03-20-1905/14-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ №1561/14-15 от19.11.1998);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО
РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год.
Психолого – педагогическая характеристика 4-б класса.
Исходя из задач конкретного образовательного учреждения – ГБОУ СОШ №394 с учетом вида – общеобразовательная школа, можно выделить следующие приоритеты:
образование в школе – это гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся 4 «а» класса в количестве 27 человек с высокой и средней степенью мотивации к процессу обучения. Данный курс входит в состав основной образовательной программы начального общего образования ГБОУСОШ № 394 следовательно, обучение учащихся, изучивших в 4 классе «Изобразительное искусство» по программе «Начальная школа 21 века» в объеме 34 часов считается объективно оправданным и целесообразным и в этом учебном году.
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
На четвертом году обучения произойдет обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительно сти. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.
Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.
Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё). —
Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению их творческой самостоятельности, активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова. Е.А. Ермолинская. — Зизд.,дораб. — М.: Вентана-Граф, 2012.
- Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова. Е.А. Ермолинская. — 3 изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2012.
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова. Н.В. Богданова. — М.: Вентана-Граф, 2012.
- Изобразительное искусство: 4 класс: органайзер для учителя: методические разработки
/ Е.А Ермолинская. — 3 изд., дораб. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Содержание программного материала
Развитие дифференцированного зрения, перенос наблюдаемого в худо жественную форму (изобразительное искусство — окружающий мир)
Развитие фантазии и воображения
Художественно-образноевосприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир )
Развитие фантазии и воображения
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства ( музейная педагогика)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Развитие фантазии и воображения
Развитие фантазии и воображения
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Развитие фантазии и воображения
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Содержаниепрограммы (34 часа)
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля-прима».
Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми.
Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью графических материалов.
Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.
Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др.
Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами.
Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности.
Участие в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества каждого человека.
Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.
Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы.
Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий.
Освоение графических компьютерных программ.
Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.
Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников).
Составление тематического натюрморта из бытовых предметов.
Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита.
Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами.
Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов.
Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека.
Лепка фигуры человека по наблюдению.
Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета.
Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
2. Развитие фантазии и воображения (11 часов)
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».
Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)».
Освоение поисковой системы Интернет.
Выполнение графических работ по результатам обсуждения.
Создание коллективных композиций в технике коллажа.
Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением.
Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги.
Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.
Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ.
Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок.
Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.
Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).
Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства.
Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона.
Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Определение особенностей творческой манеры разных мастеров.
Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции.
Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности.
Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов.
Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте.
Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепкой), графике (линией), живописи (способом «от пятна»).
Требования к уровню подготовки учащихся
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа/эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности; отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; видеть сходство и контраст форм, геометрические и родные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе; использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа; создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм; изображать объёмные тела на плоскости; использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объёмной формы, сложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства, передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы
- работать в историческом жанре, создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо — исследовательских проектах;
- воспринимать произведенияизобр аз ительного искусства и определять общиевыразительныевозможности разныхвидов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ:
- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомствасобразцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- проводить коллективныеи индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;
- основы художественной культуры;
- понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
- потребность в творческом проявлении;
- наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:
- процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
- развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
- активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
- развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
- развитие интереса к искусству разных стран и народов;
- становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
- формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде),о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У четвероклассника продолжится:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
- развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
- воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
- формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;
- формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;
- формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Система оценки достиженияпланируемыхрезультатов.
Оценивать деятельность учащихсянаурокахизобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детейчто именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оцениваетсянеаккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу, за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований нового образовательного стандарта. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценкамитипа:
«удовлетворительно/неудовлетворительно».т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале:
— «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного п роизвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения этих результатов в еде т с я как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающимопорнуюсистему знаний курса «Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Отметим важность того, чтобы комплект работ четвероклассника демонстрировал нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть аудиозаписи, фото-и видеоизображения примеров изобразительной деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии, презентации, интерактивные материалы и др.