Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.
Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.
Концепция индивидуальной теории личности
В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).
Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).
Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:
- чувство неполноценности и компенсация;
- стремление к превосходству;
- стиль жизни;
- социальный интерес;
- творческое Я;
- порядок рождения;
- фикционный финализм.
Стиль жизни и комплекс неполноценности
Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.
Оглавление:
Комплекс неполноценности
и стремление к превосходству
Альфред Адлер и его индивидуальная психология: краткий обзор, основные принципы, методы и понятия, исторический момент возникновения.
Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, психиатр, основатель индивидуальной психологии. Наиболее полно свою концепцию он изложил в своей работе «Наука жить» (1929).
Адлер не был учеником Фрейда, хотя психоанализ и сама личность Зигмунда Фрейда оказали своё влияние на него и его теорию (в 1910 году он даже возглавлял Венское психоаналитическое общество). «Употребление терминов «сознательное» и «бессознательное» для определения отличительных факторов является неверным с точки зрения практики индивидуальной психологии. Сознательное и бессознательное движутся вместе в одном и том же направлении и не противоречат друг другу, – вопреки распространенному мнению» (2, гл. 2).
Альфред Адлер является одним из первых психологов, которые ставили на первый план в психологии человека социальный фактор, и в этом его главная заслуга. «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума, включенного в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него», – писал Адлер (3, гл. 5).
Альфред Адлер. Автор фото Johan Hagemeyer.
Источник: The Metropolitan Museum of Art.
Цель индивидуальной психологии – социальная адаптация человека (1, гл. 9).
Главную роль в формировании и развитии личности играют не бессознательные мотивы, а социальный фактор, без учёта которого нельзя подходить к вопросу исследования характера и поведения.
Адлер впервые ввёл термин – комплекс неполноценности. Он считал, что большинство детей ощущают собственную неполноценность по отношению к взрослым, что и является причиной возникновения комплекса неполноценности. Этот комплекс впоследствии ребёнок может пытаться скомпенсировать за счёт стремления к превосходству над другими людьми (1).
«Термины «комплекс неполноценности» и «комплекс превосходства» выражают факт уже закрепившейся плохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародыша или человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида с его окружением. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства и служит в качестве компенсации» (1, гл. 10).
«Неполноценность и превосходство – это общие условия, которые управляют поведением и являются фундаментом всей его психической жизни», – считал Альфред Адлер (1, гл. 10).
Структуру личности определяет жизненный стиль. «Обсуждать и лечить психологические и эмоциональные проблемы нужно в контексте жизненного стиля личности» (3). Стиль жизни ребенка, по мнению Адлера, устанавливается в четырех-пятилетнем возрасте, и его непросто подвергнуть изменениям впоследствии.
В дальнейшем жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве. Человек воспринимает какую-то отдельную ситуацию и окружающий его внешний мир в целом в зависимости от своего прошлого опыта, от имеющихся у него жизненных установок и его психических индивидуальных особенностей (1).
«Очень важно понять индивидуальный контекст – жизненный стиль человека, определяющий направление всех его поступков и побуждений. Понимание жизненного стиля делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого», – писал Альфред Адлер (1, гл. 1).
Индивидуальная психология предлагает несколько методов для анализа характера комплекса неполноценности.
1. Последовательность рождения.
«Во многих случаях стоит просто задать пациенту вопрос: вы первый, второй или третий ребенок в семье? – и у нас появляется всё необходимое для исследования» (1, гл. 4).
Поясняя свою позицию, Альфред Адлер пишет:
«Вначале первый ребенок – единственный, и поэтому является центром всеобщего внимания. Но после рождения второго ребенка он обнаруживает себя свергнутым с пьедестала, и эта перемена ему не по вкусу. Это и в самом деле трагедия в жизни ребенка: он обладал властью, которой теперь лишился. Это ощущение трагедии становится частью его прототипа, и со временем проявится в его качествах, когда он станет взрослым.
Второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре он бунтовщик, не признающий власть или авторитет. Многочисленные примеры силы младших детей нам дают история и легенды» (1, гл. 1).
Правда, обосновывая свой подход, Альфред Адлер заметил, что «предсказания, основанные на знании положения ребенка в семье – это описание определенных тенденций, а не закономерностей, непременно исполняющихся в каждом конкретном случае» (1, гл. 8).
2. Ранние воспоминания.
Исследование комплекса неполноценности, в результате которого был нарушен процесс вхождения индивида в социум, включает в себя и метод ранних воспоминаний. «Первые воспоминания или первые рисунки позволят восстановить ранний стиль жизни, называемый прототипом. Ранние воспоминания позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Как правило, всем запоминается что-то очень важное, даже если это просто осталось в памяти, и ему не придают особого значения» (1, гл. 4).
«В стиле жизни, сформировавшемся в четырех-пятилетнем возрасте, мы обнаруживаем связь между содержанием воспоминаний и действиями в настоящем. После многочисленных наблюдений этого феномена, мы твердо придерживаемся той теории, что в ранних воспоминаниях всегда возможно найти реальную часть прототипа пациента» (1, гл. 5).
Ранние воспоминания, по мнению Альфреда Адлера, позволяют лучше понять глубину и причину проблем сегодняшнего положения. При этом Адлер опять-таки делает оговорку: «Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания – это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего» (1, гл. 5).
3. Движения тела.
«Вслед за ранними воспоминаниями, мы можем приступить к исследованию движений тела и установок. В движениях человека выражаются или воплощаются его установки, а все частные установки воплощают и составляют одну общую жизненную установку, называемую «стилем жизни» (1, гл. 6).
Четырёхминутный видеоролик, в котором Альфред Адлер рассказывает об основах предложенной им психологии. Вена, Австрия, 1929 год.
Каким же образом можно преодолеть чувство неполноценности?
1. Изменить отношение к себе. «Лучшим лечением для людей с комплексом неполноценности будет поддержка; ни в коем случае нельзя их критиковать, убивая тем самым присутствие духа. Мы должны дать им понять, что они способны самостоятельно противостоять трудностям и разрешить проблемы своей жизни. Это единственный способ заставить человека поверить в себя и это единственный способ лечения чувства неполноценности» (1, гл. 2).
2. Изменить отношение к другим. «Нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с подобными людьми заключается в том, что они постоянно находятся в напряжении и ищут подтверждения своим навязчивым идеям. Следовательно, изменить эти их идеи невозможно, пока мы каким-то способом не проникнем в их внутренний мир, с тем, чтобы рассеять их предубеждения» (2, гл. 4).
3. Изменить отношение к окружающему миру. Социальное обучение является основным методом, с помощью которого мы можем преодолеть чувство неполноценности (1). «Мы должны помочь таким людям понять, что для общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает» (2, гл. 2).
Альфред Адлер и его концепция
Согласно психологии Альфреда Адлера, психологическое здоровье человека должно основываться прежде всего на здоровых социальных отношениях. Знаменателен тот исторический период, когда появилась, а возможно, и не могла не появиться его индивидуальная психология.
С одной стороны, набирал силу классический психоанализ Фрейда, при котором душевные волнения человека рассматривались через призму его сексуальных потребностей и побуждений:
«Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения? Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних» (Фрейд З. По ту сторону удовольствия. – Мн.: Харвест, 2004, с. 199).
С другой стороны, быстрыми темпами развивался бихевиоризм со своей схемой «стимул – реакция», научной доказательной базой, в самом строгом понимании этого выражения, и, как следствие этого, отрицанием методов интроспекции (самонаблюдения) в терминах сознания:
«Мы не считаем существенными методы интроспекции, т.к. данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации. Интроспекция есть метод, посредством которого можно манипулировать с духовными явлениями в процессе их исследования» (Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста, 1913).
В психологии нет единого мнения по поводу влияния комплекса неполноценности на последующую жизнь человека. При этом некоторые индивидуальные особенности личности, сложившиеся в детские и юношеские годы, подобны устойчивой программе, по которой человек следует всю свою жизнь.
Литература:
1. Адлер А. Наука жить.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.
3. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.
Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.
Комплекс неполноценности и его компенсация по а адлеру
Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».
«Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.
В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.
Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым , порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.
Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности.
В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».
Боковиков А.М., К Читателю / Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 12.
А вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:
«1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.
2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.
3. Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, — так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.
4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.
5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые — они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.
6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.
Реальная деятельность:
а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;
б) сравнение себя со своим окружением;
в) накопление знаний и навыков;
г) ощущение враждебности внешнего мира;
д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.
Воображение:
е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);
ж) использование слабости;
з) откладывание решений, поиск «укрытия».
7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.
В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана. Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.
8. Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина — женщина», «низ — верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.
9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.
10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».
Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 118-120.
Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной
Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца. Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118]. В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.
В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.
В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов. Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками. В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.
Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью. В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].
Основные понятия индивидуальной психологии Адлера
Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.
Основные принципы теории А. Адлера следующие:
- Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
- Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.
Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»
Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых — наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества.» Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.
Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.
Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.
Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.
Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.
Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.
Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:
- Я-концепция;
- Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
- Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
- Этические убеждения – личный этический кодекс.
Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]
Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека. Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.
Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес — в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.
Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, — писал Адлер, — он никогда не станет невротиком»
Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной
Само по себе чувство неполноценности — не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности — не тормоз, а стимул.Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.
Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальныеи статусные.Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими. Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) — во многих случаях не столько проявление силы, сколько симптом слабости.«Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».
Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.
Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.
Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» — лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры. Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]
А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка. Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого. Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром. Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.[5, 87]
Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.
Говоря о невротических проявлениях у людей А. Адлер писал «Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру». Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами. Для обычного невротика, как пишет Адлер, «психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям».
Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в., когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией). Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням. В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы. Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.
Новейшие достижения Альфреда Адлера
Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141]. Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.
Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.
Список литературы:
- Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
- Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
- Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
- Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
- Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
Автор: Попова Юлия, практикующий военный психолог.
Чувство неполноценности по А.Адлеру
Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.
А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].
Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.
Чувство неполноценности & стремление к превосходству
Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.
Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.
Комплекс неполноценности & комплекс превосходства
Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.
По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].
В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.
Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.
Подведение итогов
Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.
Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.
- 1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
- 2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
- 3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Автор: Закирова Ляйсан, студентка
Редактор: Бибикова Анна Александровна