Договор транспортно-экспедиторские

Договор транспортной экспедиции

Транспортная экспедиция

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

Содержание транспортно-экспедиционного обязательства составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 ГК РФ. Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.

Между организацией (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется организовать перевозку грузов заказчика самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете заказчика?

По согласованию с Вами в рамках ответа на данный вопрос мы исходим из условия, что рассматриваемый договор является транспортно-экспедиционным с элементами посреднического.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг заказчик оформляет только поручение экспедитору.
Экспедитор оформляет следующие документы:
— экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);
— акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).
По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):
— один экземпляр поручения экспедитору;
— один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);
— один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила N 554), ст. 2 Федерального закона РФ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).
Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок N 23) (п. 7 Правил N 554).
Следует отметить, что согласно п. 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции).
Согласно п. 8, 9 Правил N 554 для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).
Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил N 554). Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту) (п. 28 Правил N 554);
— складская расписка (оформляется в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, и подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение — п. 3 Правил N 554).
Форма поручения экспедитора приведена в приложении N 1 к Порядку N 23, форма поручения экспедитору приведена в приложении N 2 к Порядку N 23, экспедиторская расписка приведена в приложении N 3 к Порядку N 23.
Следовательно, оформление экспедиторской расписки и поручения экспедитору по договору транспортной экспедиции, а также складской расписки, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, является обязательным с точки зрения законодательства РФ. Форма данных документов закреплена в приложениях N 1-3 к Порядку N 23 (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 11АП-9291/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 07АП-7623/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 15АП-6666/16, а также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).
При этом в рамках исполнения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг могут быть оформлены и иные документы.
Так, в соответствии с п. 15 Правил N 554 по требованию клиента (заказчика) экспедитор предоставляет ему следующую информацию:
— полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);
— сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;
— перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;
— сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;
— сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;
— другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.
Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.
Отметим, что нормами ГК РФ, Закона N 87-ФЗ, Правил N 554, Порядка N 23 не предусмотрена обязанность оформления (составления) иных документов, помимо экспедиторских документов, рассмотренных нами ранее. Однако сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, прямо не поименованных в Правилах (п. 6 Правил N 554).
На практике в рамках договора транспортной экспедиции могут оформляться такие документы, как заказ на перевозку, акты сдачи-приемки оказанных услуг или отчеты экспедитора. Однако составление таких документов необходимо предусмотреть в договоре транспортной экспедиции.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в рамках договора транспортной экспедиции заказчик оформляет только поручение экспедитору.
Экспедитор, в свою очередь, оформляет следующие документы:
— экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);
— акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).
По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):
— один экземпляр поручения экспедитору;
— один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);
— один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Договор на оказание транспортно-экспедиторских услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

на оказание транспортно-экспедиторских услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Экспедитор организует перевозку и экспедирование грузов Клиента в соответствии со стандартами Клиента, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации, условиями Конвенции «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ), Национальным стандартом Российской Федерации «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Transport and forwarding services. General requirements» ГОСТ Р 52298-2004 (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от «30» декабря 2004 г. №148-ст) и требованиями международных договоров и соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами, по которым осуществляются перевозки, правами, обязанностями и ответственностью, предусмотренными Договором.

1.2. С этой целью Экспедитор от своего имени заключает договоры на перевозку и договоры на экспедирование с третьими лицами.

1.3. Клиент предъявляет, а Экспедитор принимает к перевозке грузы на основании предварительной заявки. Вознаграждение Экспедитора определяется согласно п.4.3 Договора.

1.4. Документы для перевозки:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства (Конвенция о дорожном движении, 1968);
  • накладная (договор перевозки) (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956);
  • международная транспортная накладная (CMR и пр.), карнет TIR (Конвенция о международной перевозке грузов, 1975; Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, 1956; Гаагская конвенция, 1961; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о международном автомобильном сообщении, 1993) утвержденной формы.

1.5. Перевозка грузов, осуществляется с возможностью их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления до таможни места назначения.

1.6. Страхование грузов, платежно-финансовые услуги, а также услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, Стороны выполняют в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.7. Клиент оплачивает Экспедитору стоимость перевозки, и вознаграждение Экспедитора.

1.8. В случае, если Экспедитор (Перевозчик) в ходе исполнения Договора понес дополнительные расходы, предвидеть которые он не мог при получении заявки Заказчика (конвоирование, сбор за превышение максимально допустимой общей массы и максимально допустимых осевых нагрузок транспортного средства, помещение транспортного средства с грузом на СВХ и т.п.), Заказчик обязан возместить их при условии документального подтверждения указанных расходов. Стоимость разрешения на проезд по иностранной территории, дорожные и прочие сборы (за исключением оформления деклараций, Garnet TIR, ветеринарных сертификатов, разрешений), связанные с осуществлением перевозок, входят в стоимость перевозки и к непредвиденным расходам не относятся.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор организует реализацию следующих транспортных и экспедиционных услуг Клиенту:

2.1.1. Обеспечивает подачу исправного автотранспорта в пункты погрузки в часы, указанные в заявке Клиента.

2.1.2. Принимает грузы в пункте загрузки, сопровождает в пути и сдает грузы получателям.

2.1.3. Проверяет качество погрузки в транспортное средство на пункте погрузки.

2.1.4. Проверяет количество и качество упаковки груза при погрузке в транспортное средство на пункте погрузки. При визуальном обнаружении не качественности груза прекращает погрузку и незамедлительно информирует Клиента.

2.1.5. Проверяет наличие и состояние пломбы.

2.1.6. Проверяет правильность отметок в путевом листе времени прибытия на загрузку и убытия после загрузки автотранспорта.

2.1.7. Контролирует соблюдение условий и температурного режима перевозки грузов в соответствии с требованиями Клиента, определяемыми в заявке Клиента.

2.1.8. Осуществляет экспедирование и все иные необходимые действия для обеспечения сохранности грузов, в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и действующим законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Доставляет грузы в пункты назначения в сроки, оговоренные Клиентом, соответствующие Уставу автомобильного транспорта Российской Федерации.

3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КЛИЕНТА

3.1. Клиент обязан:

3.1.1. Своевременно направлять Экспедитору, изменять или отменять заявки на предоставление транспортных средств.

3.1.2. Не требовать использования транспортных средств, способом, влекущим за собой опасность его повреждения или в целях, не предусмотренных Договором.

3.1.3. Указывать в путевом листе фактическое время прибытия и убытия автотранспортного средства к месту погрузки / разгрузки.

3.1.4. Выдавать в установленном порядке провозные документы на транспортирование грузов с обязательным предоставлением двух экземпляров Экспедитору, по окончанию перевозки.

3.1.5. Своевременно оплачивать услуги Экспедитора в соответствии с условиями Договора.

3.1.6. Сообщать Экспедитору о контактных лицах Клиента, на которых возложена обязанность заказывать транспорт.

3.1.7. Сообщать Экспедитору адреса доставки, телефоны и контактные лица получателей грузов Клиента.

3.1.8. Организовать и обеспечить безопасное ведение погрузочно-разгрузочных работ на территории своих складов и баз.

3.1.9. До прибытия транспортного средства под погрузку подготовить груз к перевозке (затарить; сгруппировать по грузополучателям, подготовить отгрузочные документы и т. д.).

3.1.10. Содержать подъездные пути к пунктам погрузки и выгрузки, погрузочные площадки в исправном состоянии, обеспечить свободное и безопасное маневрирование автомобилей грузоподъемностью до тонн, освещение рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время, а так же необходимые для погрузки и разгрузки приспособления и вспомогательные материалы.

4. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Цена Договора определяется Сторонами из стоимости всех осуществленных Экспедитором перевозок и/или экспедирование грузов Клиента на основании его заявок за весь период действия Договора.

4.2. Клиент возмещает Экспедитору стоимость транспортных, экспедиционных услуг третьих лиц, а так же вознаграждение экспедитора, на основании тарифов и ставок, указанных в заявке, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора, либо иным не запрещенным действующим законодательством Российской Федерации способом.

4.3. При международных перевозках тарифы на перевозку устанавливаются в евро, оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день выгрузки машины.

4.4. Все ставки и тарифы включают: 18% НДС, стоимость перевозки, вознаграждение Экспедитора.

4.5. Оплата производится на основании счетов Экспедитора не позднее банковских дней с момента выставления счета за оказанные услуги, но не позднее даты прибытия автомобиля на погрузку. Основанием для выставления счета за осуществленную перевозку служат заявки. В комплект платежных документов входит счет, счет фактура, оригинал заявки на перевозку груза, акт выполненных работ в двух экземплярах, второй экземпляр акта после подписания подлежит возврату Экспедитору.

5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

5.1. Вся предоставляемая Сторонами друг другу техническая, финансовая и иная информация, связанная с заключением и исполнением Договора, считается конфиденциальной.

5.2. Стороны принимают все необходимые и разумные меры для предотвращения разглашения полученной информации третьим лицам. Стороны вправе раскрывать такую информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей Договора и только в случае достижения соответствующей договоренности между Сторонами.

5.3. Ограничения относительно разглашения информации не относится к общедоступной информации или информации, подлежащей представлению в государственные органы в силу предписаний законодательства и только в отношении работников этих органов, а также информации, ставшей известной Стороне из иных источников до или после ее получения от другой Стороны.

5.4. Обязанность доказывания нарушения положений настоящей статьи возлагается на Сторону, заявляющую о таком нарушении.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Стороной обязательств и/или гарантий по Договору, она обязана возместить другой Стороне причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением убытки, а именно:

6.1.1. Опоздание транспортного средства на погрузку более чем на часов, при междугородной доставке, рассматривается как не предоставление транспортного средства.

6.1.2. В случае не предоставления Экспедитором транспортных средств для выполнения принятой заявки, Клиент взимает с Экспедитора % тарифа на перевозку и экспедирование за каждое не предоставленное транспортное средство и освобождается от дальнейших платежей, связанных с покрытием убытков Клиента.

6.1.3. Ответственность за утрату/порчу/недостачу/повреждение груза Экспедитор несет ответственность в размере стоимости утраченного груза, который определяется по товаросопроводительным документам.

6.1.4. В случае отказа Клиента в день отправки от загрузки транспортного средства Экспедитора, предъявленного по заявке, Клиент уплачивает Экспедитору штраф в размере % от тарифа на перевозку и вознаграждения Экспедитора.

6.1.5. В случае перегрузки автомобиля (по полной массе и осевым нагрузкам) согласно допустимых международных норм Клиент возмещает Экспедитору все расходы на основании представленных документов.

6.1.6. Экспедитор возмещает Клиенту понесенные последним убытки в стоимости утраченного, устанавливаемой Клиентом на основе текущих цен на момент утраты или повреждения. Сумму ущерба Экспедитор перечисляет на текущий счет Клиента в рублях.

6.1.7. За нарушение сроков доставки по причинам несвоевременности прихода транспортных средств под загрузку или нарушения производственной и технологической дисциплины водителями транспортных средств Экспедитора, последний уплачивает Клиенту штраф в размере:

  • при международной перевозке – при опоздании под разгрузку свыше (одних суток взимается в размере евро в сутки за каждое транспортное средство;
  • при междугородней перевозке – при опоздании свыше одних суток под разгрузку взимается в размере рублей в сутки за каждое транспортное средство;

6.1.8. За несвоевременную оплату правильно выставленных и согласованных счетов Клиент уплачивает Экспедитору пеню за просрочку оплаты в размере % от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки.

6.1.9. Экспедитор имеет право удерживать переданные ему к перевозке грузы в обеспечение своих требований к Клиенту.

6.1.10. Клиент несет полную материальную ответственность за повреждение транспортного средства во время погрузки/разгрузки и компенсирует Экспедитору причинённый ущерб в полном объёме путём уплаты денежной суммы в размере стоимости нанесённого ущерба.

6.1.11. Каждая Сторона обязана рассматривать заявленную претензию другой Стороны и уведомить заявителя об удовлетворении или обоснованном отклонении претензии в течение дней со дня ее получения.

6.1.12. За действия и упущения третьих лиц, привлеченных Экспедитором для выполнения работ по Договору, Экспедитор несет ответственность, как за свои собственные.

6.1.13. В случае простоя транспортного средства Клиент выплачивает Экспедитору штраф в размере:

  • при международной перевозке – при простое свыше одних суток при таможенной очистке и свыше одних суток под погрузкой/разгрузкой, либо в случае вынужденного простоя (п.6.1.9 Договора) взимается в размере евро в сутки за каждое транспортное средство;
  • при междугородней перевозке – при простое свыше шести часов под погрузкой/разгрузкой, либо в случае вынужденного простоя (п.6.1.9 Договора) взимается в размере рублей в сутки за каждое транспортное средство;

6.1.14. При междугородной доставке в случае погрузки/выгрузки автомобиля в двух и более местах одного населенного пункта, Клиент оплачивает Экспедитору за каждое дополнительное место погрузки и выгрузки, на автомобиль 20 тонн – рублей, на автомобили 5-10 тонн – рублей, на автомобиль 3 тонны – рублей, на автомобиль до 1,5 тонн – рублей.

7. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОСВОБОЖДАЮЩИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

7.1. Сторона освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К таким событиям чрезвычайного характера относятся: пожар, наводнение и иные явления природы, военные действия, массовые беспорядки, акты органов власти и управления РФ и других стран, а так же разбойные нападения, зафиксированные в соответствующих органах правопорядка.

7.2. При наступлении указанных в п.7.1 Договора обстоятельств, Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по Договору и срок исполнения обязательств.

7.3. По прекращении указанных в п.7.1 Договора обстоятельств, Сторона должна без промедления известить об этом другую Сторону в письменном виде. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательство по Договору.

7.4. В случаях, предусмотренных в п.7.1 Договора, срок выполнения Сторонами обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.

7.5. В случаях, когда указанные в п.7.1 Договора обстоятельства и их последствия продолжают действовать более дней или при наступлении таких обстоятельств становится ясно, что они и их последствия будут действовать более этого срока, любая из Сторон вправе расторгнуть Договор, предупредив об этом письменно другую Сторону за две недели до предполагаемой даты расторжения Договора. При этом ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения каких-либо убытков, понесенных ею в связи с Договором.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Договора или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между Сторонами.

8.2. В случае, если возникшие споры и разногласия не могут быть решены путем переговоров, они подлежат разрешению в Арбитражном суде города .

8.3. Постановления арбитражного суда являются окончательными и обязательными для обеих Сторон. Право требования уплаты и начисления пеней, штрафов, неустоек и иных штрафных санкций, предусмотренных Договором и/или действующим законодательством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение Договора возникает у Сторон с момента (даты):

  • получения одной из Сторон письменной претензии о ненадлежащем исполнении условий Договора от другой Стороны;
  • вступление в законную силу соответствующего судебного акта арбитражного суда.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

9.1. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и будет действовать до « » 2014 года.

9.2. Условия досрочного расторжения Договора:

  • Договор может быть расторгнут в любой момент по письменному соглашению Сторон.
  • Договор может быть расторгнут по инициативе любой из Сторон при условии направления другой Стороне письменного уведомления о намерении расторгнуть Договор не менее чем за календарных дней до предполагаемой даты расторжения Договора.
  • Договор может быть расторгнут в случае, указанном в п.7.5 Договора.

9.3. Договор может быть пролонгирован на новый срок в случае если за календарных дней до прекращения действия Договора Стороны подпишут соответствующее дополнительное соглашение к Договору. Количество пролонгаций не ограничено.

10. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Во всем остальном, что прямо не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются соответствующими нормами действующего законодательства РФ.

10.2. Приложения, изменения и дополнения к Договору должны содержать ссылку на номер и дату Договора и после их подписания обеими Сторонами являются его неотъемлемой частью в том случае, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными представителями Сторон и скреплены печатями Сторон.

10.3. Если какое-либо положение Договора является или становится недействительным, это не затрагивает действительности остальных положений. В этом случае Стороны, насколько это допустимо в правовом отношении, попытаются договориться о замене недействительного положения положением, позволяющим достичь сходный экономический результат.

10.4. Любая из Сторон, не вправе передавать свои права по Договору третьим лицам, без письменного согласия другой Стороны.

10.5. В случае изменения любого из реквизитов, указанных в Статье 11 «АДРЕСА, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН» Договора, Стороны обязуются немедленно информировать друг друга о таком изменении. В случае несоблюдения настоящего требования все отрицательные последствия, связанные с отсутствием у другой Стороны надлежащей информации, несет Сторона, не осуществившая соответствующее уведомление.

10.6. Договор составлен на русском языке, в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

10.7. Приложения к Договору:

10.7.1. Приложение № 1 «Порядок и условия предоставления транспортно-экспедиционных услуг»;

Особенности договора транспортной экспедиции

В данной статье обобщены ответы на вопросы руководителей, экономистов и бухгалтеров по заключению и исполнению договоров транспортной экспедиции при перевозке грузов автомобильным транспортом. На примере практических ситуаций проанализированы особенности этого вида деятельности и представлены рекомендации по ряду актуальных вопросов для транспортных и транспортно-логистических компаний.

В настоящее время в связи со значительным увеличением грузопотоков происходит активное развитие рынка транспортно-логистических услуг. При этом транспортные и транспортно-логистические компании обязаны организовать перевозку грузов клиентов наиболее рациональным и эффективным способом. На практике именно они осуществляют управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. Менеджеры логистических компаний выбирают виды транспорта и маршруты, заключают от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки и страхования грузов, обеспечивают отправку и получение грузов, а также исполняют другие обязанности, связанные с перевозкой. Компании, занимающиеся транспортно-экспедиционной деятельностью, часто сталкиваются с вопросами, актуальными при ведении финансово-хозяйственной деятельности, но до конца не урегулированными законодательными и нормативными документами. В данной статье акцентировано внимание на сложных и спорных моментах, возникающих на практике при исполнении договора транспортной экспедиции.

Правовые основы экспедиторской деятельности

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Федеральный закон № 87-ФЗ) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Ситуация 1

Применение правил посреднических договоров к транспортно- экспедиционной деятельности

Правомерность и актуальность данной ситуации определяется тем, что в настоящее время нет однозначной позиции по вопросу, является договор транспортной экспедиции, предусматривающий организацию перевозки грузов, посредническим договором или нет.

Так, Федеральным законом № 87-ФЗ определяется порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В то же время из ряда решений арбитражных судов следует, что указанный договор является посредническим (Определение ВАС РФ от 26.02.2007 № 2043/07 по делу № А12-10099/06-29, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337).

Однако есть судебные решения, согласно которым транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается самостоятельным видом деятельности (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.05.2010 № Ф03-2066/2010 по делу № А04-5510/2009).

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к ст. 805 ГК РФ, согласно которой способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов.

Во-первых, экспедитор по своему усмотрению может исполнять свои обязанности лично и (или) с привлечением других лиц.

Во-вторых, в договоре может быть прямо предусмотрен принцип личного исполнения, когда экспедитор исполняет свои обязанности только лично. Возможна также ситуация, когда по договору транспортной экспедиции экспедитор будет обязан лично исполнять лишь определенную соглашением часть своих обязанностей.

При возложении экспедитором исполнения своих обязанностей на третье лицо применяется общее правило п. 1 ст. 313 ГК РФ, в соответствии с которым клиент обязан принять исполнение, предложенное за экспедитора третьим лицом.

В связи с тем что способы исполнения обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции могут быть двух видов, экспедиторы также могут осуществлять свою деятельность в двух качествах:

деятельность в качестве агента по поручению и от имени клиента, когда экспедитор выступает как посредник между клиентом и перевозчиком;

● деятельность, когда экспедитор может выступать в качестве исполнителя услуг по перевозке грузов, то есть он может либо перевозить грузы собственным транспортом, либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за перевозку в целом.

В первом случае предметом договора транспортной экспедиции является организация выполнения экспедитором за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) операций и услуг, связанных с перевозкой грузов.

При этом клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (ст. 801 ГК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ).

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль будет являться его вознаграждение, а затраты, возникающие в процессе исполнения договора, могут признаваться собственными затратами экспедитора или подлежащими возмещению клиентом в зависимости от условий заключенного договора. Как правило, именно условиями договора определяется, какие затраты и какая сумма компенсации подлежат перечислению экспедитору со стороны клиента для исполнения договора.

Во втором случае все расчеты с перевозчиками осуществляет экспедитор от своего имени. Иными словами, договор транспортной экспедиции оформляется как договор оказания услуг.

Такая форма договорных отношений, как правило, используется:

● при оказании экспедитором услуг клиенту своими силами без привлечения сторонних организаций;

● в случаях, когда экспедиторы, привлекая третьих лиц, не хотят предоставлять клиенту информацию о стоимости услуг третьих лиц и о размере своего вознаграждения или раскрывать иную коммерческую тайну;

● когда привлечение соисполнителя производится для оказания услуг нескольким клиентам. Например, экспедитор привлекает организацию, осуществляющую перевозку грузов, которые принадлежат различным клиентам.

При указанной форме договорных отношений цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, клиент не компенсирует ему затраты, понесенные в интересах клиента.

Доходом экспедитора для целей бухгалтерского учета и исчисления налога на прибыль является его выручка от оказания таких услуг. Затраты, возникающие в процессе предоставления экспедитором услуг по договору, будут признаваться в его бухгалтерском учете и учитываться при налогообложении прибыли.

К сведению. Договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки. Согласно гл. 41 ГК РФ в компетенцию экспедитора входят исключительно организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Документальное оформление услуг экспедитора

Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ предусмотрено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ).

Получение экспедитором груза от клиента или от указанного им грузоотправителя подтверждается экспедиторской распиской (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), которая выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности). Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Если экспедитор организует перевозку по поручению и для клиента, иными словами, заключен посреднический договор, то в качестве основного документа, подтверждающего выполнение услуг по договору транспортной экспедиции, будет выступать отчет экспедитора. В нем следует указать:

● суммы, перечисленные экспедитору в счет заключенного по поручению клиента договора транспортной экспедиции;

● документы, подтверждающие выполнение транспортно-экспедиционных услуг;

● сумму своего вознаграждения.

К отчету экспедитора прилагаются документы, подтверждающие выполнение договора транспортной экспедиции: договоры с каждым из перевозчиков, акты выполненных работ с указанием маршрута доставки товарно-материальных ценностей, счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие оплату услуг.

Если клиент заключает договор транспортной экспедиции как договор оказания услуг, то согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 87-ФЗ и разъяснениям официальных органов документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторские документы и акт оказания услуг.

Огромное количество споров и разногласий вызвала появившаяся недавно форма транспортной накладной[1].

В настоящее время официальная позиция сводится к следующему: при помощи одной только транспортной накладной расходы на перевозку подтвердить нельзя.

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. Не исключено, что судьи не согласятся с чиновниками и признают, что расходы на доставку можно подтвердить и посредством транспортной накладной.

Но пока рекомендуем «перестраховаться» и заполнить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т, тем более что Минтранс России не возражает против подобного варианта (письмо Минтранса Росcии от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис).

Важно! В случае заключения как договора транспортной экспедиции, носящего посреднический характер, так и договора на оказание экспедиторских услуг в перечень обязательных экспедиторских документов, подтверждающих выполнение договора транспортной экспедиции, транспортная накладная не входит.

Ситуация 2

Документы, подтверждающие расходы экспедитора при мультимодальных перевозках. Оформление «новых» транспортных накладных

Если доставку и перевозку грузов от места отправления до места назначения транспортом различных видов осуществляет один экспедитор (одна логистическая компания), то такая перевозка называется мультимодальной. При этом экспедитор принимает на себя ответственность за все расстояние перевозки и оформляет транспортные документы для клиента.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 06.11.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Поэтому если экспедитор передает по транспортной накладной перевозчику груз, то «новая» транспортная накладная не может служить основанием для оприходования товаров покупателем и списания товаров поставщиком. В связи с этим Минтранс России в письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис дополнительно разъясняет, что использование новой транспортной накладной не исключает применения накладных форм № 1-Т и № ТОРГ-12.

С целью правильного применения указанных накладных следует воспользоваться разъяснениями, приведенными также в письмах Минфина России от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, 17.08.2011 № 03-03-06/1/501.

Суть этих разъяснений состоит в следующем. Если покупатель доставляет приобретенный товар собственным транспортом, то договор перевозки с транспортной компанией не заключается и услуги по перевозке не оказываются. Соответственно, транспортная накладная не оформляется. Организация-продавец передает товар с сопроводительным документом, оформленным по форме № ТОРГ-12, на основании которого покупатель приходует товар. Затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если продавец доставляет проданный им товар покупателю и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. Поэтому в данной ситуации необходимо оформить не только транспортную накладную, но и форму № 1-Т.

Таким образом, документами, подтверждающими исполнение договора транспортной экспедиции, являются:

экспедиторские документы (п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);

● акт оказания услуг;

К сведению. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон подтверждать факт оказания экспедиторских услуг подписанием соответствующего акта. Однако законодательство не содержит запрета на установление сторонами договора указанного порядка. Составление акта позволит сторонам договора существенно снизить налоговые риски.

Страхование грузов и ответственности экспедитора

Экспедитор является лицом, заинтересованным в сохранении груза (и в силу ст. 803 ГК РФ, и в силу ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ). При заключении договора страхования экспедитор получает желаемую страховую защиту от убытков, которые могут возникнуть вследствие повреждения или утраты груза по вине третьих лиц, в том числе перевозчиков.

Ситуация 3

Определяем, кто должен страховать перевозимые товары — экспедитор или собственник товаров, и кто осуществляет затраты на страхование — клиент или экспедитор

Рассмотрение данного вопроса обусловлено не только тем, что расходы на страхование являются существенными при оказании экспедиторских услуг, но и тем, что они считаются дополнительными затратами для экспедитора.

В связи с этим правомерно встает вопрос о включении таких дополнительных затрат в собственные расходы экспедитора или, наоборот, о компенсации клиентом затрат на страхование, если они фактически осуществлены экспедитором.

В силу п. 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ);

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ).

Что касается страхования имущества, то в ст. 7 Федерального закона № 87-ФЗ прямо указано, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, а также указаны основания и размер ответственности экспедитора.

Иными словами, в законе предусмотрена ответственность экспедитора за сохранность грузов клиента и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов экспедитором.

К сведению. Затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов экспедитора (логистической компании), если такие затраты прямо прописаны и подлежат включению в состав расходов экспедитора в соответствии с условиями заключенных договоров.

Например, расходы на страхование грузов будут являться невозмещаемыми расходами, если по условиям договора такие расходы должен нести экспедитор. В этом случае они включаются в общие затраты экспедитора, связанные с исполнением договора.

Если по условиям договора расходы на страхование грузов осуществляются за счет клиента и (или) иного доверителя, то для экспедитора они будут возмещаемыми затратами.

Иными словами, расходы, произведенные экспедитором за счет клиента и (или) иного доверителя (возмещаемые затраты), не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль логистической компании. В этом случае груз страхуется экспедитором, а клиент должен своевременно возместить экспедитору понесенные им денежные расходы по организации страхования грузов. Основанием для такого вывода служат нормы подп. 9 п. 1 ст. 270 НК РФ, п. 5 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ.

При этом затраты, понесенные экспедитором и подлежащие возмещению клиентом, не признаются расходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99[2]). На сумму данных затрат производится запись по дебету счета учета расчетов с клиентом (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с поставщиками и подрядчиками услуг, затраты на которые возмещаются клиентом (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При получении от клиента денежных средств в счет возмещения данных затрат в учете экспедитора погашается указанная дебиторская задолженность клиента, и доход при этом не образуется (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99[3]).

Таким образом, расходы на страхование грузов могут осуществляться за счет клиента (возмещаемые затраты) либо включаться в собственные расходы экспедитора (невозмещаемые затраты) в зависимости от условий договора.

К сведению. В Федеральном законе № 87-ФЗ прописана обязанность экспедитора не заключать договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено экспедиторским договором. Эта норма направлена на то, чтобы не допустить двойного страхования груза — и клиентом, и экспедитором.

Ситуация 4

Включение затрат на страхование ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона № 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ и Федеральным законом № 87-ФЗ.

Если страхование грузов всегда осуществляется в интересах самого клиента, то страхование профессиональной ответственности осуществляется как в интересах экспедитора, так и в интересах клиента.

Транспортная компания, заключившая договор страхования ответственности экспедитора, считает себя защищенной от возможных неприятностей с перевозимым грузом и автоматического возникновения в связи с этим убытков. Соответственно, заключение данного договора позиционируется для клиента как преимущественный фактор при выборе транспортной компании.

Арбитражная практика по данному вопросу не является однозначной: встречаются решения, признающие правомерность страховой выплаты при заключении договора страхования ответственности экспедитором (Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 № КГ-А40/1283-09), и решения, поддерживающие отказ страховой компании в выплате страхового возмещения (Постановления ФАС Северо-Западного круга от 13.10.2008 № А56-47226/2007, ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8955/08-С5).

Рекомендуем в этой ситуации учитывать, что страхование риска ответственности за нарушение договора в соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ допускается в случаях, предусмотренных законом.

Иными словами, в законе должна быть прямо предусмотрена возможность страхования риска неисполнения обязательств.

В настоящее время Федеральным законом № 87-ФЗ обязательное страхование ответственности экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом не предусмотрено.

Если при заключении договора транспортной экспедиции условие о страховании ответственности экспедитора все-таки предусмотрено, то здесь нужно учитывать следующее.

Страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования и не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 263 НК РФ.

Исключение составляют расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ, письмо УФНС по г. Москве от 08.09.2010 № 16-15/094901@).

Таким образом, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования ответственности экспедитора (за исключением страхования ответственности при осуществлении деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями) не могут признаваться расходами для целей налогообложения прибыли.

[1]Приведена в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 10/99).

[3] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (в ред. от 08.11.2010) (далее — ПБУ 9/99).