Оглавление:
ГАЗЕТА «КИЖИ»
первая музейная газета Карелии
Я поведу тебя в музей
Эти слова известного детского стихотворения, взятые в название книги одного из ведущих российских специалистов музейной педагогики Марины Юхневич, стали своеобразным девизом курса «Музейная педагогика», лекции которого Марина Юрьевна читала в Петрозаводске 3—6 апреля. «Я поведу тебя в музей» — это слова о тех взрослых, которые приводят ребенка в музей и в музее ему открывают интересный и еще не познанный им мир.
Марина Юрьевна Юхневич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии (г. Москва). Автор более 40 публикаций по музейной педагогике. Автор монографий: « Музей и школа. Книга для учителя», «Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России», «Ребенок в музее», «Детские музеи за рубежом», «Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике». Музейно-образовательные проекты и программы: «Предметный мир культуры», «Я и другой», «Возможно быть другим».
Курс лекций читался по инициативе музея «Кижи». Слушателями их стали сотрудники музея «Кижи», краеведческого музея, музейные педагоги школ города, студенты четвертого курса музейного отделения ПетрГУ.
Музейная педагогика, как наука, в России развивается с 19 века. Многие современные музеи, будь то краеведческие, этнографические, музеи изо, музеи под открытым небом, сегодня особенно уделяют внимание посетителям, помогая им как можно более комфортно чувствовать себя в музейном пространстве. Основной образовательной функцией музея, по словам Марины Юхневич, является развитие человека.
Главным в отношении «музей – посетитель» особенно, если посетитель — ребенок, становится ЗАБОТА.
На примерах из опыта работы в области музейной педагогики российских музеев раскрывались темы: «Музейная аудитория», «Новые технологии музейного образования», «Музеи для детей», «Проекты социальной направленности в деятельности музея».
Полезным для всех слушателей курса было знакомство с возможностями современных компьютерных технологий в музейном образовании, в развитии новых подходов к интерактивности в музейной, особенно экскурсионной работе. В последний день семинара слушатели самостоятельно в группах создавали проекты для «особых» посетителей. Эта работа показала музейным специалистам и студентам, что сегодня в обществе становится востребованной работа с проблемными детьми, инвалидами, пенсионерами.
Большое внимание в работе музеев должно уделяться, по мнению М. Юхневич, различным интерактивным программам, когда посетитель становится соучастником всего происходящего на музейных площадках, когда для посетителя создается ситуация «Я – сам». В этом отношении интересен опыт Эрмитажа, проводящего акцию «Ночь в музее». Примером творческого подхода к работе выставки может служить интерактивная программа выставки «Дело в шляпе» Третьяковской галереи, которая кроме экскурсий предполагала дефиле, мастер-классы по изготовлению головных уборов, постановку оперы о шляпе. Причем в музее полный календарь событий выставки висел в зале, и любой желающий мог стать их участником.
Сегодня музеям важно привлекать к своей деятельности партнеров. Заслуживает внимания опыт, накопленный в музее «Куликово Поле». Музей совместно с районной администрацией, общественными организациями, местными жителями и СМИ осуществляют проект «К бабушке в деревню», рассчитанный на городских детей.
Опыт музея-заповедника «Кижи» в области музейной педагогики известен в России давно. Многолетний проект «Кижи – мастерская детства» и работа музея с образовательными учреждениями, по мнению Марины Юхневич, достойны обобщения и внедрения музеями на общероссийском уровне. Как пример интерактивной и методической работы с детьми приводился путеводитель музея «Кижи» для семейного посещения дома Яковлева на острове Кижи.
Высокую оценку образовательной работе музея «Кижи» и РДМЦ Марина Юхневич дала во время «круглого стола», когда в свободной форме желающие могли пообщаться с российским специалистом. Марина Юрьевна сказала: «РДМЦ музея «Кижи» — это уникальное явление в российской музейной педагогике. Ваш детский музейный центр выполняет важную функцию смычки музея и школы. Ценнейший опыт музея в образовании и повышении квалификации музейных педагогов республики на различных семинарах. Ваши базы – это хоть и школьные музеи, но они работают на таком уровне, которого нет у остальных школьных музеев. Ваш феномен имеет свое место в российской музейно-педагогической действительности. Все это должно развиваться. Идею интерактивности в работе надо расширять. Чаще и больше создавать ситуацию «Действую, думаю, принимаю решение». Примером такого творческого подхода к работе в музее является выставка «Пудож купеческий». Это хороший образец соединения подлинности и интерактивности. У вас очень хорошая перспектива развития».
Я поведу тебя в музей учебное пособие
Автор пособия приглашает своего читателя в музей. Но это будет не совсем обычное путешествие. Читателю предстоит познакомиться с отечественными музейно-педагогическими традициями, которые складывались в далеком прошлом и продолжают развиваться в настоящем. Перелистывая страницы книги, он станет участником дискуссии о музейной педагогике, значительно расширит представление об экскурсионном движении в России и сущности экскурсионного метода, сможет проследить динамику изменения музейной аудитории, узнает, как проблемы взаимодействия музея и школы решаются в нашей стране и за рубежом, наконец, почерпнет сведения об особом типе образовательных музеев — вузовских и школьных, педагогических, детских.
Книга насыщена именами. Особое внимание уделяется деятелям прошлого, заложившим основы отечественного музейного просветительства. Многие из них были незаслуженно забыты.
Главным адресатом пособия являются молодые «музейщики». Всем им предстоит встреча с теми, кого они поведут по музейным залам, для кого будут создавать экспозиции, писать путеводители или придумывать исторические игры. Подготовиться к этой встрече поможет данная книга. Как и любой специалист, музейный педагог не должен начинать «с нуля» и тем более считать, что до него ничего не было. Знание об опыте предшественников и коллег, благодарная память — основа овладения профессией и одновременно импульс для поиска собственных решений.
Глава первая, вводная. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава вторая. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
«Я поведу тебя в музей». Нижнему Новгороду нужна полная картина его истории
Недавняя «Ночь музеев» прошла в Нижнем с рекордным числом посетителей. В городские музеи, вроде бы давно знакомые и исхоженные, выстраивались огромные очереди. Но где же они в обычные дни?
С кандидатом исторических наук, автором книги «Нижегородский мусейон: основание» Надеждой Уткиной «АиФ-НН» рассуждает о светлом прошлом и туманном будущем музейного дела в городе.
Чучела, промыслы, борьба с пьянством
— Надежда, мы привыкли считать, что первым статус общедоступного музея в Нижнем Новгороде получил художественный музей, открытый к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Так ли это на самом деле?
— В 1860-е годы после Великих реформ Александра II в России появился общественный интерес к изучению истории разных местностей, к созданию музеев. Так, планировалось открыть музей при Нижегородском губернском статистическом комитете. Были собраны экспонаты, выделены деньги на обустройство музея, но у города тогда не нашлось здания под него.
В 1884 году нижегородское земство пригласило профессора Санкт-Петербургского университета, геолога и почвоведа Василия Докучаева определить ценность земель губернии с точки зрения распределения земельных налогов. Докучаев отправился в долгую экспедицию по нашим краям. Исследовал он не только почвы, но и растительный и животный мир.
Учёный собрал огромный краеведческий материал, который хотел сохранить. Так решили открыть земский естественно-исторический музей. Он был любим нижегородцами и известен за пределами города. Музей пережил революцию 1917 года. Новая власть признала его полезным… Но в 1930-х годах всё же решили разделить коллекцию по музеям высших учебных заведений города. Чучела животных достались зоологическому музею Нижегородского университета, образцы растений и минералов — педагогическому институту, а сельскохозяйственному институту — образцы почв.
— Какие музеи ещё существовали в нашем городе?
— Я насчитала около 20, не учитывая нереализованные проекты. Из самых интересных — музей при духовной семинарии. Был и кустарный музей, поскольку наша губерния всегда была богата народными промыслами. Музей был и магазином — там шёл активный сбыт изделий умельцев со всей губернии.
Существовал педагогический музей. В те времена наука эта была на подъёме, и экспозиция состояла из образцов разных учебных пособий. Учителя через музей могли заказать наиболее интересные для себя экземпляры.
На Нижегородской ярмарке действовал музей по борьбе с пьянством. Он вёл большую просветительскую деятельность. Интересный музей открыли в своё время при кадетском корпусе. Там рассказывали об истории создания корпуса, о выдающихся выпускниках. Планировалось создать в Нижнем Новгороде музей Первой мировой войны, но помешала революция.
Кстати, после революции некоторые музеи продолжали существовать, а художественно-исторический значительно пополнился экспонатами из многочисленных дворянских усадеб Нижегородской губернии. Политика новой власти была такой: если теперь это народное достояние, его надо сохранить.
Не всем по карману
— Принято считать, что до революции музеи создавались и существовали на средства меценатов. История это подтверждает?
— Не совсем. После 1860-х годов общественная жизнь была на подъёме. Для того же так и не открывшегося музея статистического комитета экспонаты собирали по всей губернии. Люди разных сословий с удовольствием откликались. Интеллигенция активно участвовала в музейной жизни. По сути, художественно-исторический музей в Дмитровской башне кремля в 1896 г. открылся на частные пожертвования нижегородцев.
Впоследствии городская дума ежегодно выделяла на содержание художественно-исторического музея около тысячи рублей. Сами музеи кое-что зарабатывали на продаже каталогов и сувениров, организации лекций. Правда, посетить музей тогда могли далеко не все нижегородцы. Многих «отсекала» плата за вход.
— Сейчас тоже часть посетителей «отсекает» входная плата. Посмотрите, какие очереди выстраиваются во время акции «Ночь музеев», когда вход туда бесплатный.
— К акции музейщики готовятся и придумывают интересную программу — это стимул прийти. Сама формулировка «Ночь в музее» тоже многих интригует. Музейным сотрудникам такой ажиотаж не очень понятен — мы-то в любой день все музеи страны можем посещать бесплатно. А вообще в музеи надо ходить не раз в год! Нам всегда есть что показать, о чём рассказать своим посетителям. Надо просто следить за афишей выставок и мероприятий.
— Как вы относитесь к тому, что сегодня по всей России открываются музеи, посвящённые мышам, гвоздям, пряникам и т. д.?
— Нас учили, что «настоящий» музей — учреждение научное, основанное на подлинниках, хранящее в своих фондах государственную собственность по строгим правилам и транслирующее выверенное знание. Поэтому главное здесь — формировать вкус к настоящему, подлинному у себя, у детей, а музейщикам — и у посетителей.
Музей хранит подлинники, способные рассказать многое об эпохе, личности, искусстве. И этот постулат всё же незыблем. За этим большинство людей и идёт в музей.
Не склад открыть
— Какого музея не хватает современному Нижнему Новгороду?
— Добротного краеведческого музея. Хотелось бы получить такую полную картину истории города и края. Тем более что есть достойные экспонаты, есть желание музейных работников подключиться к созданию такого учреждения.
Хочется ещё, чтобы в городе был музей, рассказывающий о богатой истории местного речного транспорта. Нижний — центр судоходства с петровских времён.
— Открываются ли сегодня новые музеи, созданные по канонам музейного дела?
— Вместе с маленькой группой энтузиастов я третий год участвую в создании Музея культуры дерева им. Е.И. Яранцева в Воскресенском районе Нижегородской области. Он входит в структуру природного парка «Воскресенское Поветлужье». Мы пытаемся рассказать о целой лесной цивилизации, которая некогда существовала в тех краях, — не зря же их называли «нижегородской Сибирью». У местных лесников, лесорубов, лесосплавщиков был удивительный быт, технологии, духовная и культурная жизнь. Пока всё в процессе. Создание настоящего музея — огромная научная работа, хочется, чтобы он стал живым, интересным, не вызывая ассоциаций со складом вышедших из употребления вещей.
Поиск по основным рубрикам каталога
Найдено изданий: 93
Шульженко К. И., «Когда вы спросите меня. » — 1985 (Мастера искусств — молодёжи)
Музеи мира — 2006 (Самые красивые и знаменитые)
Пилявская С. С., Грустная книга — 2001
Крайская З.В., Архивоведение. Учеб. для сред. спец. заведений — 1996
Тельчаров А. Д., Основы музейного дела — 2005 (Humanitas. Учебник для высшей школы)
. Российская музейная энциклопедия Т. 1: А — М — 2001
Двухтомное издание представляет музейный мир страны в его прошлом и настоящем.Энциклопедия включает статьи о музеях,музейных деятелях,о теории и истории музейного дела.
. Российская музейная энциклопедия Т. 2: H — Я — 2001
Двухтомное издание представляет музейный мир страны в его прошлом и настоящем.Энциклопедия включает статьи о музеях,музейных деятелях,о теории и истории музейного дела.
Лысикова О. В., Музеи мира. Учебное пособие к интегрир. курсу «Музеи мира» — 2002
Землеведение и музееведение. Сб. — 1998
Некрасова-Каратеева О. Л., Детское творчество в музее. Учебное пособие для вузов — 2005 (Образование через искусство)
Юхневич М. Ю., Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике — 2001
Шляхтина Л. М., Основы музейного дела. Теория и практика. Учебное пособие для вузов — 2005 (Образование через искусство)
Юренева Т. Ю., Музееведение. Учеб. для гуманит. спец. вузов — 2003 (Gaudeamus. Учеб. для высш. шк.)
Сто великих музеев — 2005 (Сто великих)
Гусев Э. Б., Выставочная деятельность в России и за рубежом. Учебно-методическое пособие — 2005
Старостин Е. В., Зарубежное архивоведение. Проблемы истории, теории и методологии — 1997
Сотникова С. И., Музеология. Пособие для вузов по спец. 021000 Музеология, 052800 Музейное дело и охрана памятников — 2004
Сто великих музеев мира — 1999 (Сто великих)
Столяров Б. А., Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие — 2004 (Образование через искусство)
Малов В. И., Музеи — 2000 (Что есть что)
ПРОГРАММА IV ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА «ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
ПРОГРАММА
IV ВСЕРОССИЙСКОГО СЕМИНАРА
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
5 декабря, 10.30—17.00
ОТКРЫТИЕ СЕМИНАРА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОРТАЛА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ». ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ «ЖИВОЙ МУЗЕЙ. ТЕАТРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ».
Место проведения: Дом-музей М.Н. Ермоловой (филиал ГЦТМ имени А. А. Бахрушина)
Адрес: Москва, Тверской бульвар, д.11, стр. 2; ст. метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Арбатская»
Регистрация на презентацию национального портала здесь.
10:30—11:00 Регистрация участников
11:00—11:30 Открытие семинара. Приветственное слово Дмитрия Родионова, генерального директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
11:30—13:00 Презентация НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА «ТЕАТРАЛЬНЫЕ МУЗЕИ РОССИИ»
Ведущий презентации Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
В презентации принимают участие: Ваньков Вадим Валерьевич — советник министра культуры РФ, Наталия Васильевна Чечель — заместитель директора Департамента культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации; авторы и создатели портала — Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, руководитель проекта; Колесникова Анна Георгиевна — заместитель генерального директора по научной работе, руководитель творческой группы ГЦТМ им. А.А. Бахрушина; Тамара Тихоновна Бурлакова, учёный секретарь ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, автор и куратор проекта; Пётр Анатольевич Гринфельд, генеральный директор ООО «Альт-Софт» (Санкт-Петербург); участники проекта: Татьяна Михайловна Горяева — директор РГАЛИ; Ада Ароновна Колгановна — директор РГБИ, Лидия Глебовна Харина — заведующий музеем Большого театра, Лилия Гасановна Джамалутдинова — заведующий Музеем истории театров Дагестана, филиала Дагестанского государственного объединённого исторического и архитектурного музея, Махачкала); Вера Сергеевна Цыпляева — завудующий Музеем театрального костюма Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского, Кострома); сотрудники ГЦТМ им. А.А. Бахрушина; представители российских театральных музеев, театров, архивов и библиотек; российские драматурги и др.
13:00—14:00 Перерыв (кофе-брейк)
14.00—17.00 Научно-практическая конференция «МУЗЕЙ И ТЕАТР: ЖИВАЯ ИСТОРИЯ». Презентация театральных музеев.
Ведущие:
Тамара Тихоновна Бурлакова — учёный секретарь ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Лидия Глебовна Харина — заведующий музеем Большого театра
Музей Большого театра в сети Интернет
Лидия Глебовна Харина (зав. музеем Большого театра, Москва)
Архив Михайловского театра
Варвара Дмитриевна Михайлова, Наталья Дмитриевна Сердюк (ведущие специалисты литературно-драматургической части ПбГБУК «Михайловский театр», Санкт-Петербург)
Музей московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана
Анна Батразовна Грибкова (зав. отделом выставочных проектов ГБУК «ММТ “Геликон-опера”» под руководством Дмитрия Бертмана», Москва)
О чем молчали театральные костюмы
Вера Сергеевна Цыпляева (зав. Музеем театрального костюма Костромского государственного драматического театра им. А.Н. Островского, Кострома)
Театры России и Татарстана в фондах Центра письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан
Рауза Рифкатовна Султанова (зав. отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань)
К 315-летию первого театрального представления в Архангельске
Нина Борисовна Самойлович (зав. литературной частью – зав. театральным музеем Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова)
Представление Музея истории театров Дагестана в интернет-пространстве
Лилия Гасановна Джамалутдинова (зав. Музеем истории театров Дагестана – филиала Дагестанского государственного объединённого исторического и архитектурного музея, Махачкала)
Организация Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина и Международного фестиваля классического балета им. Р.Нуриева в Республике Татарстан
Галия Фатыховна Акчурина (хранитель музейных фондов Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань)
ТЕАЦЕНТР (Научно-просветительский центр театрального искусства Пермского края при институте культуры) как «мини-музей» театрального искусства Пермского края XIX –XXI вв.
Галина Павловна Ивинских (зав. музеем Пермского института культуры и художественной культуры Пермского края, доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра Пермского государственного института культуры, Пермь).
Место проведения: Дом-музей М.Н. Ермоловой (филиал ГЦТМ имени А. А. Бахрушина)
Адрес: Москва, Тверской бульвар, д.11, стр. 2; ст. метро «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Арбатская»
Регистрация на практические занятия в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина здесь.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА И ХРАНЕНИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ
Ведущий:
Гамула Ирина Петровна – заместитель генерального директора – главный хранитель ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
11:00—13:00 Встреча с главным хранителем ГЦТМ им. А.А. Бахрушина («Белый зал»).
Практическое занятие в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина (отдел фото-негативных материалов)
13:00—14:00 Перерыв (кофе-брейк)
14:00—16:00 Практическое занятие в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
(отдел редкой книги, отдел детских и кукольных театров)
7 ДЕКАБРЯ, 11.00—15.00
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕМИНАРА. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В МУЗЕЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАКРЫТИЕ СЕМИНАРА.
Место проведения: Музей Большого театра
Адрес: Театральная пл., д. 1; ст.м. «Театральная»
Регистрация на практические занятия в Большом театре здесь.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ БОЛЬШОГО ТЕАТРА И МУЗЕЯ ГАБТ. ПРОГРАММЫ С GOOGLE
Ведущие:
Лидия Глебовна Харина — заведующий Музеем Большого театра
Екатерина Алексеевна Чуракова — главный хранитель Музея Большого театра
11:00—14:30 Практическое занятие в Большом театре. Тема: «Электронные ресурсы Большого театра и музея ГАБТ. Программы с google». Экскурсия по Большому театру
14:30—15:00 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ЗАКРЫТИЕ СЕМИНАРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основополагающие законодательные акты в области музейного дела
- Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства РФ о культуре»
- Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (1993)
- Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ». Утв. Президентом 26.05.1996 № 54-ФЗ
- Федеральный закон от 3 июля 2016 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ»
- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10 2004 № 125–ФЗ
- Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» от 25.06.2002 № 73 – ФЗ (действующая редакция, 2016)
Положения
- Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.1998. № 179
- Положение «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда». Утв. Постановлением Правительства РФ 05.07.2001. № 504
- Положение «Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ». Утв. Постановлением Правительства РФ 12.02.2008. № 179
Инструкции
- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290
- Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы министерства культуры СССР. Утв. Приказом министерства культуры СССР от 20.04.1987 № 170
- Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях РФ. Утв. Приказом Минкультуры РФ от 08.12.2009 № 842
Профстандарты
- Об утверждении профессионального стандарта «Хранитель музейных ценностей». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 521н
- Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по учёту музейных предметов». Приказ Минтруда РФ от 04.08.2014 № 537н
Концепции, проекты
- Концепция развития музейной деятельности на период до 2020 г. Принята на Коллегии МК РФ 20.02.2013
- Стратегия развития музейной деятельности в РФ до 2030 года (проект разработан под эгидой Совета при Президенте РФ по культуре и искусству)
Список рекомендуемой литературы по музееведению
Работы общего характера
- Основы музееведения: Учебное пособие / Т.В. Абанкина, К.З. Акопян, Л.Е. Востряков, Е.Л. Галкина ; Отв.ред. Э.А. Шулепова. – Москва : URSS, 2005 . – 502 с.
- Поляков Т.П. Основы музееведения: учебное пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Музееведение». Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», изд. третье, испр. и доп. 2013, С.247-279.
- Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие. Сост. Дукельский В.Ю. М., 2001. Режим доступа: http://future.museum.ru/lmp/books/archive/mmm.pdf
- Музееведение: На пути к музею ХХI века / Отв. ред. Н.А.Никишин. М., 1989
- Музееведение : учебник для вузов / Тамара Юрьевна Юренева . – Москва : Академический проект, 2006 . – 559 с.
- Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2004.
- Сотникова, С.И. Музеология / С.И. Сотникова. — М.: Дрофа, 2004. — 192 с.
- Теория и практика музейного дела в России на рубеже 20-21 веков/ Труды ГИМ. Вып.127. М., 2001. С. 76-85.
Музейная педагогика
- «Урок в музее»: проект единого образовательного пространства музея и школы / Сб. статей. М., 2016. – 109 с. Режим доступа: http://cmr.msk.ru/projects/urok-v-muzee/seminars/item/download/798_7598d2bfe44e7879d07ceb3f0ab1cf70
- Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / Б. А. Столяров, Ю. Н. Протопопов, А.Г. Бойко ; Гос. АН РФ, Ин-т худож. образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – М. – СПб., 2010. – 68 с.
- Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества русского музея: сб. ст. / вступ. Слов. Н. М. Кулешовой ; М-во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РЦМПиДТ, РАО, РГПУ им. А. И. Герцена, Союз музеев России. – СПб. : ГРМ, 2010. – 276 с.
- Бойко А.Г. Современное искусство – это интересно! Опыт интерпретации художественных образов ХХ века : музейно-педагогическое пособие / А. Г. Бойко. – СПб. : ГРМ, 2010. – 116 с.
- Дукельский В.Ю. Музейный праздник и праздник в музее / Мир музея, 2012, № 12
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/lmp/books/archive/Musped.pdf
- Макарова Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. — № 2. – С. 133-140
- Ребенок в музее: Новые векторы детского музейного движения. Отв. ред. Юхневич М.Ю. М., 2006
- Соколова, М. В. Музейная педагогика: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Ярославль: ЯГПУ, 2002. – 75 с.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б.А. Столяров. – М.: Высш. шк., 2004. – 216 с.
- Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с.
- Столяров Б. А. Музыка в музее : методическое пособие. Вып. I-II / Б. А. Столяров; Союз музеев России, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – 2-е изд., испр. – СПб. : ГРМ, 2010.
Научно-экспозиционная работа
Музееведение. Автор: Поправко Е.А., редактор: в авторской редакции
1. Абеленцев В.Н. Анализ комплектования Музейного фонда за 2000 год // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 1–5.
2. Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе: Материалы межведомственной региональной научно-практической конференции. – Хабаровск, 2002. Ч. 1–2.
3. Арсеньевские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения В.К. Арсеньева. – Владивосток, 2002.
4. Арсеньевские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 110-летию создания музея им. В.К. Арсеньева. – Владивосток, 2000.
5. Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. – СПб., 1999.
6. Атрибуция фотоисточников в музее: Методические рекомендации. – М., 2000.
7. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР. – М., 1978.
8. Белявский М.Т., Орлов А.С. Методика работы в музее и с памятниками истории и культуры при изучении истории СССР. – М., 1968.
9. Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР. – М., 1965.
10. Быков В.В. Выставка. Советы художнику-оформителю. – М., 1980.
11. Введение в социологию искусства / Е.В. Дуков, В.С. Жидков, Ю.В. Осокин, К.Б. Соколов, Н.А. Хренов. – СПб., 2001.
12. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII в. – СПб., 2001. Ч. 1–2.
13. Дальневосточный государственный университет. История и современность. 1899–1999. – Владивосток, 1999. – С. 31, 96–97, 202–203, 360–367, 559.
14. Дизайн США. – Б.м.: Отдел выставок Информационного агентства США, 1989.
15. Дункай Н.С. Горы Сихотэ-Алиня зовут и манят // Записки Общества изучения Амурского края. – Владивосток, 2002. – Глава «В.К. Арсеньев и музейное дело». – С. 76–77.
16. Дьячков А.Н., Узденников В.В. Монеты России и СССР. Определитель. – М., 1978.
17. Егорычев И.Н. Об экспедициях В.К. Арсеньева 1906 г. // Записки Общества изучения Амурского края. – Владивосток, 2002. – С. 7–10.
18. Жилина Н.В. «Шапка Мономаха». Историко-культурное и технологическое исследование. – М., 2001.
19. Завещано: сохранить и приумножить…: Юбилейный альбом к 110-летию Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева. – Владивосток, 2000.
20. Записки Гродековского музея. – Хабаровск, 2000. Вып. I .
21. Записки Гродековского музея. – Хабаровск, 2001. Вып. II .
22. Записки Гродековского музея. – Хабаровск, 2003. Вып. V .
23. Записки клуба «Родовед». – Владивосток, 2000. Вып. 3. Силины. 140 лет на Дальнем Востоке.
24. Историко-культурное наследие Центральной России: Материалы научно-практической конференции. – Воронеж, 1992.
25. Историческая истина и «момент гипотетичности» в мемориальном музее: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Дома-музея В.И. Ленина в г. Самаре. – Самара, 2001.
26. Киселева И.А. Экслибрис в коллекциях благовещенцев (этапы научного проектирования выставочной экспозиции) // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 117–120.
27. Клепиков С.А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII – XX вв. – М., 1959.
28. Коренева Л.В. У истоков музейного дела на Дальнем Востоке России (1884–1917). – Хабаровск, 2002.
29. Краеведческие записки. – Самара, 1996. Вып. VIII , посвященный 110-летию Областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина.
30. Культурно-образовательная деятельность музеев. – М., 1997.
31. Культурные ценности таможенника. – Владивосток, 2004.
32. Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее. – М., 2002.
33. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. – М., 2002.
34. Лукьянов В.И. Музей ядерного оружия // Новая Земля. – М., 1994. Т. 3. – С. 47–53.
35. Миругова Л.В. Интерактивная информационно-познавательная «Медиум-мост», посвященная 150-летию образования Самарской губернии. – Самара, 2001.
36. Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. – М., 1979.
37. Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. – М., 1981. Вып. 1–5.
38. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М.,1988.
39. Музееведение. На пути к музею XXI в. – М., 1989.
40. Музееведение: Программа курса для студентов исторических факультетов государственных университетов. – Омск, 1991.
41. Музеи – центры координации краеведческой работы: Материл Международной научно-практической конференции, состоявшейся 29.08.2001 г. и посвященной 110-летию Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского. – Благовещенск, 2001.
42. Музей в современном мире: Традиционализм и новаторство // Труды ГИМ. – М., 199. Вып. 104.
43. Музей и власть. – М., 1991. Ч. 1–2.
44. Музей как сообщество в условиях глобализации. – М., 2002.
45. Музейное дело в России. – М., 2003.
46. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исторического профиля. – М., 1980.
47. Музейное дело. Музееведение России в первой трети ХХ в. – М., 1997. Вып. 24.
48. Музейные вести. – Хабаровск. 29.12.2001.
49. Музейные вести. – Хабаровск. № 2. 18.05.2002.
50. Музейные вести. – Хабаровск. 18.10.2003.
51. Музейные вести. – Хабаровск. 16.01.2004.
52. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции, Томск, 18–20 марта 2002 г. – Томск, 2002.
53. Научно-фондовая работа музеев. Проблемы безопасности. – Хабаровск, 2003.
54. Никишин Н.А., Поляков Т.П. Музей-заповедник «Исток Волги»: Научная концепция и предложения по реализации. – М., 1988.
55. Овсиенко Е.В. Коллекция «самовары» из фондов музея (структура каталога) // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 123–127.
56. Ольшевская Г.К. Отражение современности в музейной экспозиции. – М., 1991.
57. Описание музейных предметов. Основные элементы и образцы: Методическое пособие. – М., 2000.
58. От экспозиционного замысла до презентации (из опыта выставочной работы): Методический бюллетень. – Благовещенск, 1999.
59. Основы советского музееведения. – М., 1955.
60. Очерки музейного дела в СССР. – М., 1957–1971. Вып. 1–7.
61. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982. – Л., 1984.
62. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М., 2000.
63. Проблемы музееведения и народная культура. – Новосибирск, 1999.
64. Реставрация музейных ценностей. Научные и практические работы // Труды ГИМ. – М., 1999. Вып. 107.
65. Романова Н.М. Этнографические материалы в экспозициях краеведческих музеев России. – СПб., 2001.
66. Рубан Н.И. История музейного строительства на советском Дальнем Востоке 20–30-х гг. ХХ века: Автореф. дис. . канд. ист. наук. – Хабаровск, 2001.
67. Рубан Н.И. Музеология. Основные направления и формы музейной деятельности. Музейное дело на Дальнем Востоке России. – Хабаровск, 2003.
68. Рубан Н.И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке (1920–1930-е гг.). – Хабаровск, 2002.
69. Савина Н.В. Коллекция декоративно-прикладного искусства в Черняевском музее // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 120–123.
70. Создание музейной выставки: Методическое пособие. – Казань, 2000.
71. 100 Великих музеев мира. – М., 2000.
72. Съезд сведущих людей Дальнего Востока: Научно-практическая историко-краеведческая конференция, посвященная 100-летию Хабаровского краеведческого музея. – Хабаровск, 1994.
73. Татаринова Л.И. Сценарий занятий музейно-образовательной программы «Экологическое краеведение». – Самара, 2001. – I – III ступень.
74. Традиции просветительства на Дальнем Востоке России в XXI век: Материалы научно-практической конференции 3-4 октября 2000 г. – Хабаровск, 2001.
75. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб., 2001.
76. Узденников В.В. Монеты России. 1700–1917. – М., 1992.
77. Участие населения краевых и областных центров РСФСР в культурной жизни (некоторые итоги социологического исследования). – М., 1987.
78. Хадсон К. Влиятельные музеи. – Новосибирск, 2001.
79. Шевкунова Е.И. Особенности изучения старинной церковной книги как музейного предмета // Амурский краевед (информационный вестник). – Благовещенск, 2001. Вып. 1 (18). – С. 127–130.
80. Шляхтина Л., Зюкин С. Основы музейного дела. – СПб., 2000.
81. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003.
82. Юхневичем М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.