Оглавление:
12 марта 2014 Инструкции Как подать запрос о предоставлении информации в орган власти
В первую очередь, важно понять, какой компетентный орган может обладать необходимой вам информацией.
Определите, к какой сфере жизнедеятельности относится нужная информация: защита прав потребителей, трудовые вопросы, жилищные вопросы и т.п.
Посмотрите общий перечень существующих на федеральном и региональном уровне органов власти на сайте www.gov.ru. Узнать, какой орган отвечает за регулирование этой сферы, зачастую можно уже из его названия. Более подробная информация о компетенции конкретного органа власти расположена на его официальном сайте.
Обратитесь за помощью к юристам, если Вам не удалось самостоятельно найти нужный орган.
Помните, что даже в том случае, если вы по ошибке отправите запрос не в тот орган власти, по закону он обязан перенаправить Ваш запрос в тот орган, который полномочен предоставить запрошенную Вами информацию.
Составьте запрос о предоставлении информации. Писать запрос можно от руки (разборчивым почерком) или на компьютере.
Чётко укажите, какую именно информацию Вы просите предоставить, чтобы орган власти смог ее однозначно идентифицировать и предоставить именно то, что Вам нужно. Главное в запросе — его точность.
Укажите точное название и известные Вам реквизиты — дата, номер и т. п запрашиваемых документов, если это Вам известно.
Составляя запрос, ознакомьтесь подробнее с разделом «Требования к запросу». Обратите особенное внимание на пункт «В каких случаях орган власти имеет право отказать в предоставлении информации?», чтобы не дать органу власти повод для отказа.
Обязательно снимите копию с запроса перед тем, как подать его в орган власти. У Вас на руках должен остаться экземпляр.
Выберите подходящий для Вас способ подачи запроса в орган власти и отправьте его:
- по обычной почте заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении (). Сохраните полученный на почте чек об отправке письма и уведомление о вручении письма органу власти.
- по факсу. Сохраните отчет о доставке факса;
- по электронной почте. Сохраните в своей электронной почте отправленное письмо с запросом;
- через форму для обращений на сайте органа власти. Воспользуйтесь функцией компьютера printscreen и сделайте снимок заполненной Вами формы обращения и электронной страницы, открывшейся после его отправки.
- непосредственно в сам орган власти. Позвоните предварительно в орган власти и уточните, в каком кабинете и в какое время можно подать запрос. При подаче запроса возьмите с собой его копию и попросите на ней сделать отметку о принятии от Вас запроса (т. е. поставить на копии запроса дату его принятия, подпись, ФИО и должность принявшего запрос лица, а также штамп или печать органа). Копию запроса с отметкой сохраните у себя.
Ожидайте ответа на запрос. Орган обязан направить его Вам в течение 30 календарных дней с момента регистрации Вашего запроса. Регистрировать у себя поступившие запросы органы власти в течение 3 суток).
В том случае, если по истечении вышеуказанного срока Вы не получите ответ на запрос или уведомление о продлении срока его рассмотрения или о перенаправлении запроса в другой орган, ответственный за предоставление запрошенной информации, либо в Ваш адрес поступит ответ с отказом в предоставлении информации — Вы можете обжаловать это следующими способами:
Заявление в компетентный орган о нарушении компанией закона может считаться умалением ее деловой репутации
При возникновении риска нарушения охраняемых законом прав и интересов граждане вправе обращаться в уполномоченные органы и организации с соответствующим заявлением (ст. 33 Конституции РФ). Однако при определенных обстоятельствах подобное обращение может стать основанием для иска о защите чести, достоинства или деловой репутации (ст. 152 Гражданского кодекса). Недавно подобный спор был рассмотрен Верховным судом Российской Федерации (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 307-ЭС16-8149).
Компания направила в адрес Московского антикоррупционного комитета и Межрегиональной общественной организации письмо от 16 апреля 2014 года с просьбой провести общественную антикоррупционную проверку и оказать содействие в возбуждении уголовного дела в отношении руководителей и ряда работников концерна в связи с их преступной деятельностью при исполнении служебных обязанностей. В указанном письме упоминалось о незаконных действиях руководителей концерна, заключении ими «сомнительных сделок», применении сложных схем для «выкачивания» денежных средств с подконтрольных предприятий, лишении дочерних и зависимых обществ юридической и хозяйственной самостоятельности противоправным путем и т. д.
Сочтя, что указанные в письме сведения не соответствуют действительности и порочат его деловую репутацию, концерн обратился с иском в арбитражный суд.
Однако суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 июля 2015 г. по делу № А56-76223/2014). Суд счел, что сведения, содержащиеся в письме от 16 апреля 2014 года, не носят порочащий характер, поскольку имеют оценочный характер. Кроме того, вывод ответчика о неправомерности и незаконности действий концерна не нашел подтверждения либо опровержения, полученных в установленном законом порядке.
Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив продукт
«Советы экспертов. Проверки, налоги, право».
Оставить заявку
Истец с этим не согласился и подал жалобу в суд апелляционной инстанции. Суд решение нижестоящего суда отменил и обязал компанию опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию концерна сведения, направив в адрес Московского антикоррупционного комитета и Межрегиональной общественной организации соответствующие письма (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2015 г. № 13АП-22442/15).
При этом апелляция отметила, что если сведения, которые приводятся в обращении к компетентному органу, не нашли подтверждения, это само по себе не может служить основанием для привлечения лица к ответственности в связи с умалением чести, достоинства или деловой репутации. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о реализация конституционного права на обращение в уполномоченные органы, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»; далее – Постановление № 3).
Однако требования о защите чести, достоинства и деловой репутации все же могут быть удовлетворены, если обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и было продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу. То есть когда налицо злоупотребление правом (п. 1-2 ст. 10 ГК РФ). И апелляционный суд пришел к выводу, что обращение компании как раз таковым и является.
Суд также обратил внимание на то, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих соответствие действительности сведений, изложенных в утвердительной форме в письме от 16 апреля 2014 года. Ни незаконность и коррупционность действий руководителей концерна, ни совершение ими противоправных действий при осуществлении хозяйственной деятельности им не доказаны.
С таким выводом не согласился уже ответчик, решив в связи с этим подать кассационную жалобу. Кассация с позицией нижестоящего суда не согласилась и отменила постановление, передав дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2016 г. № Ф07-1040/16). При этом суд подчеркнул, что необходимо установить наличие или отсутствие факта распространения сведений ответчиком с целью причинения вреда истцу.
Поскольку вывод кассации не устроил истца – представители концерна обратились в ВС РФ с просьбой этот акт отменить и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции. И, изучив все обстоятельства дела, Суд встал на сторону заявителя.
ВС РФ обратил внимание на то, что обязанность доказать соответствие распространенных сведений действительности лежит на ответчике (п. 1 ст. 152 ГК РФ). Истцу достаточно подтвердить лишь сам факт распространения ответчиком такой информации и ее порочащий характер.
Напомним, что порочащими могут считаться сведения, содержащие, в частности, утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию гражданина либо юридического лица (п. 7 Постановления № 3).
Поданное в Московский антикоррупционный комитет и Межрегиональную общественную организацию письмо, по мнению Суда, подобные сведения содержит, а их соответствие действительности ответчиком не доказано. В связи с этим ВС РФ оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, которым содержащаяся в письме информация была признана не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию истца.
Заявление в компетентные органы форма
Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям
Перечень необходимых документов для оформления документов для получения разрешения компетентных органов Республики Узбекистан на выезд за границу для постоянного жительства:
1. Заявление гражданина на имя нач.паспортного стола по месту прописки в РУзб. в 3-х экз. (образец ниже приводится)
2. З аявление-анкета установленной формы на выезд за границу ( пустой бланк Форма-30, который заполняется в компьютере, имеется на сайте ) в 3-х экз .
Все пункты а нкеты-заявления должны быть заполнены, в том числе в п. 14 отразить подробную информацию об образовании (начиная учёбу в средн.школе) и трудовой деятельности в хронолигичном порядке до дня сдачи документов на ПМЖ;
3. Автобиография (образец на сайте имеется) в 3-х экз.
4. копия всех страниц паспорта в 3-х экз. ;
5. копия свидетельства о рождении в 3-х экз.;
6. копия свидетельства о бракосочетании в 3-х экз.
6. четыре цветных фотокарточек размером 45 х 55 мм;
7. Н отариально удостоверенные согласия родителей, супруг/а (кроме случаев совместного выезда) не зависимо от возраста заявителя и постоянно проживающих в Узбекистане бывших супругов, если от совместного брака имеются несовершеннолетние дети, а в случаях их смерти или безвестного отсутствия — нотариально заверенную копию свидетельства о смерти или решения суда о признании лица безвестно отсутствующим;
8. В случае если супруг/супруга является гражд.иностранного государства, достаточно приложить копию документа (паспорта) подтвержд. принадлежность другому гражданству в 3-х экз.
9. Н отариально удостоверенное согласие выезжающего за границу гражданина в возрасте от 15 до 18 лет;
10. В случае смерти одного из родителей — нотариально заверенная копия свидетельства о его смерти;
11. Консульские сборы составляют 140 $ США. Оплата взимается в рублях РФ по фиксированному курсу
Также просим представить электронную версию (на флешке) набранный текст заявления, автобиографии и заполненную форму-30.
Начальнику ОМ и ОГ
УВД Наманганской области
от гр. ФИО, дата рожд.,
прописанного/ой по адресу:
В связи с постоянным проживанием в России прошу Вас оказать содействие мне в оформлении разрешения на оставление на постоянное место жительство в Российской Федерации, Алтайский край, г.Барнаул вместе с нижеследующими несовершеннолетними детьми (в случае совместной выписки).
1. ФИО, дата рожд.
2. ФИО, дата рожд.
____.____.20____ г. ___________________ _____________ (фамилия и инициалы) /подпись/
Образец заполнения заявления на перепланировку жилого помещения
Согласование любой законной перепланировки квартиры должно начинаться с подачи заявления в компетентный орган.
Заявление на перепланировку квартиры – это составленное по определенной форме официальное обращение гражданина (либо нескольких лиц) к должностному лицу, в полномочный в муниципальный орган с просьбой о разрешении перепланировки помещения.
Перепланировка квартиры производится в порядке, определенном главой 4 российского Жилищного кодекса.
Для согласования перепланировки (либо переустройства) гражданин должен составить соответствующее заявление в полномочный орган, дающий разрешения на такие переустройства и перепланировки квартир по месту нахождения жилья. Кроме того, заявитель для согласования намеченных перепланировок должен представить определенную документацию:
- Правоустанавливающую документацию на соответствующую квартиру, подлежащую перепланировке;
- Проект перепланировки жилого помещения, составленный с учетом всех предъявляемых законодательством требований;
- Технический паспорт соответствующей квартиры;
- Согласие членов семьи нанимателя, живущих в квартире, где предполагается перепланировка, по соглашению социального найма;
- Заключение органа, уполномоченного заниматься охраной памятников архитектуры, культуры и истории о допустимости намеченной перепланировки, если квартира или сам дом, в котором она находится, являются памятником архитектуры либо историческим или культурным памятником.
Заявителю, планирующему осуществить перепланировку (либо переустройство) квартиры, выдается расписка в получении вышеперечисленной документации.
Далее компетентный орган должен рассмотреть поданное заявление о перепланировке и принять решение о согласовании таких изменений или об отказе в указанном согласовании. Срок для принятия соответствующего решения ограничивается законом сорока пятью днями.
Затем в течение 3 дней оформленное решение выдается или отправляется адресату. Положительное решение и является основанием для дальнейшего проведения законной перепланировки.
Завершительным этапом законно осуществленной перепланировки является получение акта комиссии, принявшей произведенные в квартире работы. На основании данного приемочного акта вносятся все необходимые изменения в техническую документацию перепланированного жилого помещения.
Выданный акт приемочной комиссии подлежит направлению органом, производящим согласование перепланировок, в компетентный регистрирующий орган, ответственный за кадастровый учет объектов недвижимости.
Отступление от данного алгоритма узаконивания перепланировки квартиры приведет к тому, что произведенные в планировке изменения не будут оформлены законно.
В результате, правообладателю придется узаконивать самовольную незаконную перепланировку жилья через суд.
Далее приведен примерный образец необходимого заявления о перепланировке квартиры, составленный с учетом обязательных требований к форме такого заявления.
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
В ___________________________________________________________ (наименование компетентного органа)
от ____________________________________________________________ (указываются полные реквизиты, адрес, паспортные данные заявителя)
о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения
Место нахождения жилого помещения: _______________________________________________________________________ (заявителем указывается полный адрес квартиры, в которой предполагается перепланировка).
Прошу мне разрешить перепланировку (или переустройство, или переустройство и перепланировку) квартиры, занимаемой мной на основании __________________________________________ договора социального найма от “____” _________________ ______ г. или права собственности, или арендного договора) согласно проекту переустройства и (или) перепланировки помещения, приложенному к заявлению.
Планируемый срок осуществления ремонтно-строительных работ по перепланировке – с “_____” __________________ г. по “_____” ________________ _____ г. Планируемый режим осуществления указанных ремонтно-строительных работ – с _____ по ____часов в ___________________ дни.
Я обязуюсь проводить ремонтно-строительные работы согласно представленной проектной документации; обеспечивать свободный доступ в квартиру, где проводится перепланировка, должностных лиц уполномоченного муниципального органа, проверяющих ход строительно-ремонтных работ; производить работы по перепланировке в согласованные сроки и соблюдать установленный временной режим для проведения работ.
Согласие на соответствующую перепланировку помещения получено от совместно проживающих членов семьи нанимателя квартиры, достигших совершеннолетия, по договору социального найма №_____________от “____” ___________________ ____ г: __________________________________ (указываются ФИО лиц, давших согласие), что подтверждено_________________________________________________________ (указывается соответствующий подтверждающий документ), приложенным к данному заявлению.
К заявлению о перепланировке прилагаются следующие документы:
- __________________________________________________________________.
- __________________________________________________________________.
- __________________________________________________________________.
- __________________________________________________________________.
Разъяснение законодательства
Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, каждому гарантировано право на доступ к правосудию.
В соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
Статистика совершенных в Российской Федерации преступлений свидетельствует, что значительное число граждан реализовывают это право, когда их имущественные, личные права подвергаются преступным посягательствам.
Что же делать, если вы или ваше имущество подверглись преступному посягательству?
Необходимо сообщить об этом в дежурную часть территориального управления (отдела) полиции, на территории обслуживания которого было совершено преступление. Если преступление совершено на объектах транспорта, то об этом сообщается в линейный отдел внутренних дел МВД России на транспорте.
На полицию возлагаются обязанности по приему, регистрации, в том числе в электронной форме, и проверке заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, а также принятие мер, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 12 Закона «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ; п. 16.2.1 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 01.03.2012 N 140 (далее — Регламент).
Информация по существу принятого (полученного) заявления регистрируется в Книге учета заявлений о преступлениях (КУСП) (п. 53.1 Регламента). В ней фиксируются дата, время и обстоятельства случившегося происшествия.
Обращаться необходимо с заявлением в письменной форме, в котором указать сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес проживания и регистрации), обстоятельства происшествия, а для возбуждения уголовных дел, относящихся к категории частно-публичного обвинения (статьи 131 ч. 1 , 132 ч. 2, 137 ч. 2, 138 ч. 1, 139 ч. 1, 145, 146 ч. 1, 147 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо также изложить требование о привлечении виновного к уголовной ответственности. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Прекращению в связи с примерением потерпевшего с обвиняемым такие дела не подлежат. Заявление должно быть подписано заявителем.
Законом (статья 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ) допускается подача заявление о преступлении в устной форме. В этом случае заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление (дежурный следователь, дознаватель).
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление должно быть оформлено в виде рапорта (сообщения) об обнаружении признаков преступления, который оформляется оперативным работником управления (отдела) полиции.
При устном обращении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.
Порядок рассмотрения сообщения заявителя о преступлении предусматривает право заявителя на получение документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ст. 144 УПК РФ).
При личном обращении заявителя в отдел полиции сотрудник, принявший заявление, обязан оформить талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 68 Регламента).
При поступлении заявления о преступлении по факсимильным или иным видам связи, а также при сообщении о преступлении по телефону талон-уведомление не оформляется, а в КУСП заносится соответствующая отметка (п. 74 Регламента).
Сообщения о любом преступлении обязаны также принимать органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов России, Уголовно-исполнительной системы Минюста России, Федеральной таможенной службы России, судебные органы общей юрисдикции.
Однако не все перечисленные органы наделены законом правом разрешения сообщений о преступлениях, поскольку такие полномочия имеются только у следственных органов.
Прокуроры и суды (суды за исключением заявлений о преступлениях частного обвинения) по поступившему заявлению не могут принимать процессуальные решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее (письменное) заявление в этом случае направляется в орган предварительного расследования для принятия по нему решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.
Подобные сообщения, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, после фиксирования в Книге учета сообщений о преступлениях подлежат безотлагательной передаче в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.
В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъяснятся порядок подачи заявления, а также сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.
При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокурором немедленно уведомляются об этом заинтересованные лица и компетентные органы предварительного следствия или дознания (Приказ Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 N 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»).
Суды (мировые судьи) рассматривают заявления о преступлениях, предусмотренных статьями 115 ч. 1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 ч. 1 (побои), 128.1 ч. 1 (клевета) Уголовного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 УПК РФ.
Заявление должно содержать:
1) наименование суда, в который оно подается;
2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
5) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
6) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
7) подпись лица, его подавшего.
Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.
В случае, если потерпевшему не известно лицо, которое он намерен привлечь к уголовной ответственности в порядке частного обвинения, то заявление подается в орган внутренних дел по месту совершения преступления.
Заявитель имеет право знать о принятом решении по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ).
Кроме того, заявитель имеет право на получение копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и право обжаловать его в установленном законом порядке (ст. 148 УПК РФ). Копия постановления должна быть направлена заявителю в срок не позднее 24 часов с момента его вынесения. При этом ему должно быть разъяснено право на обжалование такого решения и порядок обжалования.
Принятое решение может быть обжаловано надзирающему прокурору либо руководителю органа предварительного следствия (в случае вынесения постановления следователем), которые наделены законом правом отмены незаконного решения следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя.
Заявитель должен быть уведомлен о решении прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК РФ).
Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция — цивилизованные способы решения проблем
Содержание:
О праве граждан на обращения в органы власти и иные инстанции
При непростых обстоятельствах и конфликтах, сложившихся, например, в процессе использования своего участка, когда вдруг невозможно зарегистрировать его границы или невозможно оформить на него правоустанавливающие документы, или сталкиваясь с несправедливостью или нарушением прав, любой человек задумывается о том, отчего это произошло и как восстановить эту самую справедливость, как решить проблему, к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснений, с чего начать, будут ли негативные последствия от обращения к должностному лицу и каким должен быть план дальнейших действий.
В таких ситуациях вполне естественны и понятны появляющиеся у любого человека появляющиеся вопросы:
- Чего я хочу добиться? Справедливы ли мои требования и претензии?
- Есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
- Если посоветусь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
- Какое должностное лицо может помочь решить возникшую проблему?
Когда после размышления о сложившейся ситуации становится понятным, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти, важно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти определена законодательно:
- Конституцией РФ (статья 33),
- Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006 г.);
Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан, в целом называемые обращениями, являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.
В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, а также высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.
Обратиться в любой орган власти, в государственное или муниципальное учреждение или к должностному лицу могут как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие гражданства РФ.
Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.
Право на обращение является свободным и добровольным. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.
1. Используемая терминология и основные виды обращений
- должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;
- обращение — индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной, письменной или электронной форме;
- индивидуальное обращение — обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), подаваемое, как правило, от своего имени или от имени другого лица, которое не имеет возможности обратиться лично, и поручает это другому лицу (по оформленной письменной доверенности);
- обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным— обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
- коллективное обращение — обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей;
- заявление — просьба гражданина по вопросам, касающимся:
- содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении);
- сообщений о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц,
- критики деятельности указанных органов и должностных лиц;
- жалоба —обращение с требованием о восстановлении прав, свобод или законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан;
- предложение — обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:
- улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц),
- совершенствования правового регулирования отношений:
в государственной и общественной жизни,
деятельности местного самоуправления,
деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования,
по решению проблем местного значения;
реализации прав и свобод граждан.
экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества (например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности);
- ходатайство — обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определённого статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.
- петиция — коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.
Виды обращений по способу составления
По способу составления обращения могут быть:
- письменными — обращения, изложенные в письменной форме и содержащие подпись гражданина (граждан) с указанием фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства или работы (учебы).
- устными — обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.
- повторными — обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).
Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств, на особенностях которых имеет смысл остановиться подробнее.
Заявление (коллективное или от частного лица) представляет собой письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц к администрации или к должностному лицу по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).
Заявление адресуется конкретному должностному лицу (руководителю администрации, организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения).
Текст любого заявления начинается с существа вопроса — обращения:
- прошу разобраться в ситуации,
- прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы,
- прошу проверить состояние,
- прошу обратить внимание на следующую ситуацию (проблему, вопрос).
Далее в тесте заявления детализируется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.
Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:
Заявление можно отправить одним из следующим способов:
- по почте заказным письмом,
- принести его лично и передать в секретариат,
- по электронной почте.
На 2-м экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.
Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.
Обязательные разделы заявления
В заявлении в обязательном порядке должны быть следующие данные:
- наименование документа (заявление);
- наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление;
- ФИО, а также полное наименование должности лица, к которому обращено заявление.
В правом верхнем углу нужно указать адресата (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).
Другие обязательные сведения:
- ФИО и ряд других сведений о заявителе, например, его адрес, паспортные данные, указание должности, контатный номер телефона и так далее, если они являются значимыми для получения полной информации о данном деле;
- конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления;
- в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов;
- перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью (после слова «Приложения» и перед подписью заявителя);
- дата составления заявления;
- личная подпись заявителя с расшифровкой.
Примечание:
- заявление подаётся в 2-х экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял. Один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю;
- в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ;
- если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать ФИО полностью всех заявителей;
- заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются;
- анонимные заявления не рассматриваются.
Жалоба относится к одному из способов борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми им приходится сталкиваться в быту или своей деятельности, и, вместе с тем, средством для предупреждения таких правонарушений.
Жалобой будут являться обращения:
- о восстановлении прав и законных интересов,
- о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения,
- обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.
Содержание жалоб разнообразно — люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.
Жалоба может быть подана в устной письменной форме в суд, в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Несмотря на большое разнообразие проблем, затрагиваемых в жалобах. цель ижалоб одна — добиться восстановления или защиты собственных нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.
Правом подачи жалоб обладают как граждане РФ, так и иностранным граждане и лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России.
О сроке подачи жалобы
В отличие от предложений и заявлений, жалобы, как правило, подаются в тех случаях, когда права гражданина или граждан уже нарушены и требуется их восстановить. Тем не менее, жалобу можно подать в течение определённого срока:
- не позднее 3-х месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав,
- не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба).
При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.
Требования к составлению жалобы
В тексте жалобы не должно быть
- материалов клеветнического характера,
- выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин.
При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).
Как оформляется жалоба?
Документ должен содержать:
- адресат получателя;
- данные отправителя;
- указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов);
- изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя, со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа);
- требования:
- устранить нарушения,
- привлечь к ответственности,
- выполнить конкретные действия (например, пересмотреть судебное дело, отстранить от работы сотрудника).
- подпись под текстом жалобы (без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается);
- дата подачи жалобы;
- при необходимости — дополнительные документы, прилагаемые к жалобе (из перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения» , разместив его под текстом жалобы перед подписью).
Всегда нужно учитывать, что просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в которое подаётся жалоба, и что требования, выставленные в ней, не должны быть взаимоисключающими.
Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.
Если же приложенные к жалобе документы не позволяют выяснить вопрос о том, кто является их автором, такие документы считаются анонимными и, соответственно, не рассматриваются.
Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:
- в какую-либо общественную организацию,
- в государственный орган,
- в вышестоящую инстанцию.
Подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:
- действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику;
- руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия.
Ходатайство является одним из видов обращений в государственные органы, допустимых лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ (к примеру, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию иностранным лицам и лицам без гражданства, получить которое можно, в частности, на сайте госуслуг).
В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:
- выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания;
- обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства,
то есть содержание ходатайства в этом случае должно быть значимым для конкретного судебного процесса, иметь прямое отношение к делу, а отклонение таких ходатайств классифицируются как нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).
Петиция представляет собой официальное прошение, подаваемое индивидуально или в коллективном виде в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.
В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.
В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.
В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.
Петиции в странах, где разрешено их выдвижение, являются одним из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.
Возможность выдвижения петиций в России
Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).
С помощью этого этого портала можно охватить весьма немалую аудиторию и, как следствие, собрать гораздо больше подписей. Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Не удивительно, что по этой причине электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.
Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность — объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.
Петиция, по своей сути, является официальным изложением воли определённого количества граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.
На странице сайта госуслуг «Российская общественная инициатива» официальный сайт ROI.ru. Регистрация и голосование» можно в подробностях ознакомиться с условиями подачи петиции и интернет-голосования за выдвинутое предложение, в частности, с требованием о том, что петиция не должна содержать в себе инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству.
Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений
Примером новых форм диалога власти и различных учреждений с населеннием могут послужить:
- электронная приёмная Президента Российской Федерации,
- виртуальная приёмная Государственной Думы РФ,
- официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, являющийся электронной приёмной для оправки обращений и сообщений,
- электронная приёмная Правительства Ленинградской области,
- электронная приёмная Правительства Москвы,
- электронная приёмная Департамента развития новых территорий города Москвы,
- виртуальная приёмная Администрации Красноярска,
- интернет-приёмная Администрации города Смоленска,
- официальный интернет-сайт (электронная приёмная) Администрации Гурьевскрго городского поселения Кемеровской области,
- Портал Департамента здравоохранения Костромской области,
- виртуальная приёмная ректора ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
- сайт Активный гражданин — проект для тех, кому важно, что происходит в Москве, представляющий собой площадку для электронных референдумов, запущенную по инициативе Правительства Москвы,
- Портал неравнодушных, созданный Администрацией Липецкой области,
на которых люди подают свои предложения, затрагивающие различные вопросы жизни своего региона. Они обсуждаются участниками этих интересных проектов, результатами чего становится реализация лучших идей и решение обозначенных в обращениях проблем.
Совершенно не исключающие традиционные формы письменных обращений и личный приём у руководителей, органов исполнительной власти и различных учреждений, обеспечивающие гражданам удобство обращений, дополнительные возможности для получения исчерпывающих консультаций и ответов на интересующие вопросы, выступить с предложением и инициативой, открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам виртуальные приёмные становятся всё более популярными.
Права лиц, подавших обращения
При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:
- предоставлять дополнительные документы и материалы;
- запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гарантии безопасности в связи с подачей обращения
Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.
Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.
Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, как и направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Порядок рассмотрения обращений граждан
1. Личный приём граждан должностными лицами
Подать обращение в государственные органы, органы местного самоуправления или сделать это в устном порядке можно в процессе личного приёма руководителями этих органов и уполномоченными на то должностными лицами.
Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
2. Обязательность регистрации письменного обращения
Письменное обращение может быть направлено непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления, тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в заявлении вопросов.
Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится входящий номер документа, дата регистрации, фамилия, должность и подпись зарегистрировавшего документ лица
Регистрация обращений граждан проводится с использованием одной из следующих форм:
- электронной,
- карточной,
- журнальной с графами.
Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.
Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они, в течение 7-ми дней со дня регистрации обращения, направляют это завление в другой, соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Об этом заявителель оповещается в обязательном порядке.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае, если невозможно направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.
3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений
- принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
- принимать законные и обоснованные решения;
- письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие;
- разъяснять порядок обжалования решений.
4. Сроки рассмотрения обращений
- если обращение не требуют дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней;
- если решение вопросов относится к компетенции получателя — не позднее 1 месяца;
- если рассмотрение обращения нуждается в проведение специальной проверки, запросов информации — срок его рассмотрения продляется, но не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан).
- если обращение требует необходимость направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации, срок его рассмотрения может быть продлен до 6 месяцев.
Если же обращение гражданина, поданное а местные власти, в службу судебных приставов, в Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, ЖКХ или другие органы было проигнорировано, оставлено без рассмотрения или на него предоставлен ответ, представляющий по своей сути отписку, то есть со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59, то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры, куда следует немедленно обратиться:
5. Контроль за рассмотрением обращений
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:
- ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,
- анализируют содержание поступающих обращений,
- принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Контроль за рассмотрение поступивших обращений граждан ведётся с использованием электронной системы контроля, регистрационно-контрольных карточек, журналов.
Поручения руководителей (должностных лиц) о дальнейшем рассмотрении обращений граждан оформляются в форме резолюций.
Гражданам письменно сообщается о решениях, принятых по результатам рассмотрения их письменных обращений.
В ответах, направленных в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) по находящимся на контроле обращениям граждан и предписаниям, указываются сведения об уведомлении гражданина о результатах рассмотрения его обращения, отметка об исполнителе.
В случаях, когда в письменных обращениях граждан, поступивших в государственные органы, иные организации (должностным лицам), одновременно содержатся вопросы, относящиеся к компетенции нескольких государственных органов, иных организаций (должностных лиц), копии данных обращений в 5-дневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан.
6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым
Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:
- поставленные вопросы рассмотрены.
- приняты необходимые меры;
- письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по электронному почтовому адресу, указанному взаявлении.
7. Срок хранения обращений
Заявления и обращения граждан, материалов, связанных с их рассмотрением, — 5 лет.
В случае неоднократного обращения — 5 лет с даты последнего рассмотрения.
В необходимых случаях в установленном порядке государственным органом, иной организацией может быть принято решение об увеличении срока хранения или о постоянном хранении соответствующих обращений граждан.
8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений
- в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
- в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
- текст письменного обращения не поддаётся прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, о чём сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
- ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса с недопустимостью разглашения указанных сведений.
- обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
- в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращения переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу, с уведомлением гражданина, направившего обращения.
9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Чтобы обращение было рассмотрено серьезно и в срок, желательно, чтобы в нём были ссылки на законы или какие-либо другие официальные решения.
Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.
Полезная информация
- С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.