Перевозка опасных грузов требования к водителям

Какие предъявляются требования при транспортировке опасных грузов

Один из ключевых и не менее распространенных видов грузоперевозок наземным автотранспортом – это перемещение опасных грузов (далее – ОГ).

Им могут быть химикаты, удобрения, пиротехника, взрывоопасное жидкое топливо и прочие материалы и вещества агрессивного воздействия на людей и окружающую природную среду.

Чтобы провозить такой груз следует усилить все меры безопасности, удалить все ненужное из грузового отсека или фургона. Еще нужно провести целый ряд мер по соблюдению требований провоза таких материалов, товаров или веществ.

В каких нормативных документах прописаны

Все нормативы, которых придерживаются транспортники, перемещающие регулярно опасные грузы, должны обязательно подкрепляться тем или иным законодательным актом.

Нужно знать, какие параметры кузова должны быть, какие грузы следует принимать к транспортировке, а какие – нет. Даже скорость движения машины и тщательно подобранный маршрут в целях безопасности для населения играют большую роль.

К самым основным таким положениям относятся следующие документы законодательного уровня:

  1. Руководство № 3112199-0199-96, которое показывает, как следует организовывать транспортировку опасного груза автомобильным средством перемещения. Утверждено 08.02.1996 г. Департаментом автотранспорта России.
  2. Приказом №73 от 08.08.95Правила перевозки ОГ утвержденные, которые редактировались 14.10.99 г (далее – Правила).
  3. Общие Правила провоза автогрузов, что утверждались правительственным Постановлением России №272 от 15.04.11 г.
  4. ДОПОГ (ADR) – международный договор автодорожных перевозок опасных грузов по странам Европы.
  5. Техника безопасности и ее меры, которые должны соблюдаться, прописаны в правительственном Постановлении РФ №372 от 23.04.94 г., которые проходили редакцию 16.03.97 г. и действительны в практике до сих пор.
  6. Меры безопасности также прописаны в Приказе Минтранса России №47 от 06.07.94 г.
  7. ПДД – обычные Правила автодорожного движения, которые приняты в РФ.

Организация размещения сложных грузов в автотранспорте, а также его провоз, могут параллельно рассматриваться с учетом общих Правил грузоперевозок автотранспортными средствами.

Каждые два года положения международного договора ДОПОГ пересматриваются, дополняются и изменяются. Последние новшества, введенные в 2018 году, касались требования безопасности при перевозке опасных грузов через тоннели, правила маркировки и способов крепежей грузов и других положений.

Не стоит пренебрегать общими положениями пользования автотрассой при перемещении специфических грузов. Правила автодорожного движения касаются также всех водителей, и они несут ответственность перед гражданами также, как и те, что не везут ОГ.

Основные требования при перевозке опасных грузов

Грузы, могущие вызывать или как-то спровоцировать пагубное влияние на здоровье, жизнь людей и экологию окружающей природной среды, должны должным образом маркироваться.

Помимо этого их размещение в кузове (или фургоне) машины следует осуществлять с усиленными методами безопасности и соответствующими вспомогательными материалами.

Также документы, что сопровождают водителя, будут в своем пакете несколько отличаться от документов, к примеру, пассажирских перевозок.

К автотранспорту

Наиболее всего внимание при подготовке автотранспорта к перевозке опасного груза уделяется всем агрегатным механизмам. Ничего не должно быть поломано, все следует подправить – тормозную систему, осветительные приборы, автоматику и прочее.

На случай обнаружения прохудившейся той или иной детали, ее следует заменить. Все должно работать идеально, чтобы не случилось никаких непредвиденных поломок машины в пути.

Если по ходу движения ТС какая-то из деталей выйдет из строя, это может привести к аварии и полномасштабной катастрофе, ведь тара с опасным грузом обычно разгерметизируется при падении.

Все площадки для транспортировки ОГ должны быть в исправном состоянии. Днище кузова или фургона не должно иметь никаких трещин или дыр.

Борта, если они есть, должны закрепляться надежно, а значит, крепежные элементы проверять следует перед каждой поездкой.

Отдельные защитные ремни, тросы, что удерживают груз от падения или скольжения, должны быть без трещин или разрывов.

Блокировочные бруски, фиксаторы, подкладочный материал и прочие приспособления, которые, так или иначе, защищают и фиксируют груз, должны все работать исправно.

Необходимо понимать, что правила организации перевозок материалов или товаров такой специфики и сложности всегда будут зависеть от их типа. Например, жидкие вещества часто перевозят в цистернах.

Поэтому требования к цистернам для перевозки опасных грузов могут отличаться от требований к рассыпчатым веществам. Сама цистерна должна быть короче платформы, на которой она установлена, минимум на 15-20 см.

Скорость машины при движении, когда везут кислоты или воспламеняющиеся жидкие вещества в цистернах, не должна превышать 50-60 км/ч.

Удобрения можно перевозить в мешках, предварительно уложенных в герметичную пластиковую тару. На каждый автомобиль помимо наклеек на упаковку, тару или емкость, также устанавливается предупреждающий об опасном грузе знак.

Некоторые классы ОГ должны перевозиться только при наличии специализированных установок, оборудования.

Например, если речь идет о перевозках химикатов или каких-либо компонентов для производства вакцин, что должны всегда содержаться в условиях минусовой температуры.

В этих случаях в кузове авто должен находиться специальный рефрижератор с соответствующей панелью управления температурным режимом, который следует поддерживать постоянно.

К таре и упаковке

Опасным грузом принято признавать такие материалы или перевозимые товары, предметы и вещи, что могут оказывать конкретное негативное влияние на жизнь, здоровье человека, а также причинять ущерб экологии.

В целом подобные вещества проверяются на наличие влияния определенных воздействий:

  • угроза здоровью и жизни человека, животных, птиц;
  • есть большая вероятность того, что груз может нанести урон окружающей природной среде;
  • вполне может нанести ущерб и порчу тех или иных материальных ценностей, имущества перевозчика;
  • является потенциальным фактором возгорания;
  • признается потенциальным источником выделения ядов и химикатов.

Все погрузочно-разгрузочные работы обязательно должны производиться на основании Правил – п. 2.9. Тару загружают только под контролем представителя отправителя или получателя груза. Взрывоопасный груз может оказаться разным.

Некоторые виды благодаря трению могут создавать искры, по причине которых получается взрыв, а другие взрываются от детонации. Характер взрыва тоже имеет значение при определении специфики опасности груза.

Одни взрываются массой, а прочие – нет. При определенной температуре, которая влияет на воспламеняющийся груз, последний также имеет все шансы взорваться.

Кроме всего прочего, если для едких веществ применяется нестандартная и нетипичная тара, то кислоты или соли могут проедать днища или бока такой тары. А это приводит сразу к выбросу вещества наружу и порче имущества перевозчика.

Также провозимые яды должны быть упакованы в специализированной герметичной таре. Каждая упаковка груза, к какому классу опасности он не принадлежал бы, обязательно снабжается соответствующими знаками.

Эти знаки изготавливают в виде сигнальных картинок, что предупреждают окружающих участников автодвижения и пешеходов об опасности. Каждому виду груза – свой сигнальный трафарет, который приклеивается на упаковку

В случаях, когда отправитель заранее не продумал должного качества упаковку для своего груза или же предоставил перевозчику товары или материалы, упакованные в поврежденную тару, полиэтилен или емкость, такие грузы транспортник будет иметь полное право не принимать к провозу.

Некоторые автотранспортные компании, конечно же, могут предлагать в качестве дополнительной услуги за дополнительную плату упаковать груз, однако, по Правилам такую ответственность должен брать на себя именно отправитель.

Пункт 5 Правил перемещения опасных грузов целиком и полностью раскрывает суть тех требований, что предъявляются водителям, когда они берутся за транспортировку специфического груза.

В любой критический момент шофер должен быть собран и уметь действовать решительно, быстро и правильно. Только так можно максимально обезопасить себя, окружающих людей от негативного влияния разгерметизированного груза.

Поэтому обычно персонал транспортных компаний, задействованный в таком виде деятельности, обязательно проходит инструктаж перед поездкой именно из п. 5 Правил.

Эти нормы поведения заключаются не только в том, чтобы водитель имел при себе ДОПОГ на перевозку опасных грузов 2018, требования которого утверждены на международном уровне, но также они несут следующие нормы:

  1. Обязательное соблюдение ПДД и Инструкции по провозу ОГ.
  2. Водитель, что непосредственно будет участвовать в перемещении на автотранспортном средстве опасного груза, обязан перед каждым рейсом проходить инструктаж и спецподготовку.
  3. Готовят шоферов специальным образом:
    • преподают систему информирования об опасности – маркировка тары и ТС;
    • рассказывается о свойствах самих перевозимых веществ;
    • обучение на практике всем приемам, которые действенны при оказании первой медпомощи на случай возникновения экстренной ситуации;
    • подавляющие инциденты мероприятия – пожаротушение, нейтрализация выделения газов или ядовитых испарений из поврежденной тары, любая другая дезактивация рассыпанного, пролитого опасного содержимого или же нарушений целостности упаковки, емкости тары.
  4. Рассказывается о специфике особых условий хранения, содержания и перевозок ОГ.
  5. Если шофера будут возить такие грузы постоянно, тогда перед каждым рейсом им надлежит проходить медосмотр (Приказ Минздравоохранения РФ №555 от 29.09.89 г.).

Такой контроль осуществляется с целью выявления или исключения наличия в крови алкогольных, наркотических или психикоподавляющих веществ.

  1. Стаж работы в данной сфере грузоперевозок не должен быть менее 3-х лет.
  2. Без свидетельства ДОПОГ нельзя допускать человека к управлению автотранспортом, загруженным опасным грузом.
  3. В пути водитель должен время от времени производить проверку целостности упаковки, креплений и прочего состоянии провозимого груза. Для этих целей некоторых отправители или грузополучатели нанимают даже специальных людей – экспедиторов.
  4. При управлении автотранспортным средством, груженным опасными веществами или материалами запрещено:
    • резко трогаться с места или тормозить;
    • обгонять другие машины, что перемещаются при скорости более 30 км/ч;
    • двигаться со скоростью больше 40-50 км/ч по прямой траектории и 10 км/ч – на поворотах;
    • ехать при выключенном сцеплении или двигателе;
    • курить сигареты во время движения (вообще, разрешено курить только на остановках, но на расстоянии не менее 50 м от остановленного транспорта);
    • пользоваться устройствами с открытым огнем вблизи ТС (допускается пользование на расстоянии от машины не ближе 200 м);
    • оставлять безнадзорно свою машину.
  5. Нельзя добавлять по дороге дополнительный груз иного плана, если он не указывается в ТТН и иных сопроводительных документах.
  6. Нельзя провозить пассажиров в кабине водителя или кузове, где погружен ОГ, если это не предусмотрено спецификой маршрутного листа.

Предрейсовый медконтроль проходят сегодня также и водители, которых их работодатель нанимает для провоза ОГ на временной основе (пп. 5.1.6 п. 5 Правил перевозки ОГ).

Отметки о прохождении врачебной комиссии, а также надлежащем инструктаже всегда проставляются в путевом листе, ТТН, маршрутных листах и иных сопроводительных документах.

Если маршрут обеспечивается сопровождающим должностным лицом, тогда с водителя снимается обязанность каждый раз проверять состояние груза при каждой остановке. За него это будет делать экспедитор, сопровождающий ли охранник.

Как получить разрешение на перевозку опасных грузов, читайте здесь.

К документации на груз

Каждый грузовой рейс и маршрут должны в обязательном порядке сопровождаться определенным пакетом бумаг.

Обязательные документы при перемещении автотранспортом грузов, принадлежащих тому или иному классу опасности, как правило, имеют не только разрешительный характер, но также и организационный и коммерческий.

Ведь письменными доказательствами должны подтверждаться не только права водителя или его страховка, но также и особенности и специфика груза, а также сведения о его владельце, отправителей или получателе.

Руководство, что говорит о должной организации автотранспортной перевозки опасных грузов, показывает 7 форм обязательных документов, что следует оформлять в таких случаях.

Пакет бумаг для сопровождения груза, а также стандартных документов, что должны быть у водителя:

Глава 8.2
Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства

8.2.1
Общие требования к подготовке водителей

    8.2.1.1
    Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

8.2.1.2
Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны пройти базовый курс подготовки. Подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом. Основные цели подготовки заключаются в том, чтобы ознакомить водителей с рисками, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им базовую информацию, необходимую для сведения к минимуму вероятности происшествия, а в случае происшествия – для принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности водителя, других людей и окружающей среды и для ограничения последствий происшествия. Эта подготовка, включающая индивидуальные практические занятия, является базовой для всех категорий водителей и охватывает, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.2.

8.2.1.3
Водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы во встроенных или съёмных цистернах вместимостью более 1 м³, водители транспортных средств-батарей общей вместимостью более 1 м³ и водители транспортных средств или MEMU, перевозящих опасные грузы в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м³ на одной транспортной единице, должны пройти специализированный курс подготовки по перевозке в цистернах, охватывающий, по меньшей мере, темы, указанные в пункте 8.2.2.3.3.

8.2.1.4
Водители транспортных средств, перевозящих вещества или изделия класса 1, за исключением веществ и изделий подкласса 1.4, группа совместимости S (см. дополнительное требование S1 в главе 8.5), водители MEMU, перевозящих смешанные грузы веществ или изделий класса 1 и веществ класса 5.1 (см. пункт 7.5.5.2.3), и водители транспортных средств, перевозящих некоторые радиоактивные материалы (см. Специальные положения S11 и S12 в главе 8.5), должны пройти специализированные курсы подготовки, охватывающие, по меньшей мере, темы, указанные в пунктах 8.2.2.3.4 или 8.2.2.3.5.

8.2.1.5
Посредством соответствующих подтверждающих записей, вносимых в его свидетельство каждые пять лет компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, водитель транспортного средства должен быть способен доказать, что в течение года, предшествовавшего дате истечения срока действительности его свидетельства, он прошел переподготовку и сдал соответствующий экзамен. Новый срок действительности начинается с даты истечения предыдущего срока действительности свидетельства.

8.2.1.6
Начальная подготовка или переподготовка по программе базового курса и начальная подготовка или переподготовка по программе специализированного курса могут осуществляться в рамках всеобъемлющих курсов, проводимых на комплексной основе, в одни и те же сроки и одной и той же обучающей организацией.

8.2.1.7
Курсы начальной подготовки, курсы переподготовки, практические занятия и экзамены, а также роль компетентных органов должны соответствовать положениям раздела 8.2.2.

8.2.1.8
Все свидетельства о подготовке, соответствующие требованиям настоящего раздела и выданные компетентным органом одной из Договаривающихся сторон или любой организацией, признанной этим органом, в соответствии с образцом, приведенным в пункте 8.2.2.8.3, признаются в течение срока их действительности компетентными органами других Договаривающихся сторон.

8.2.1.9
Свидетельство должно быть составлено на языке или одном из языков страны, компетентный орган которой выдал свидетельство или признал выдавшую его организацию, а также, если этот язык не является английским, немецким или французским, – на английском, немецком или французском языке, за исключением случаев, когда в соглашениях, заключенных между странами, участвующими в перевозке, предусмотрено иное.

8.2.2
Специальные Требования к подготовке водителей

8.2.2.1
Необходимые знания и навыки приобретаются с помощью теоретических и практических занятий. Для проверки полученных знаний проводится экзамен.

8.2.2.2
Обучающая организация обеспечивает знание и учет преподавателями-инструкторами изменений в правилах перевозки опасных грузов и в требованиях к подготовке персонала для осуществления перевозки таких грузов. Подготовка должна быть связана с практикой. Программа подготовки должна соответствовать утверждению и основываться на темах, упомянутых в пунктах 8.2.2.3.2–8.2.2.3.5. Начальная подготовка и переподготовка должны также включать индивидуальные практические занятия (см. пункт 8.2.2.4.5).

8.2.2.3 Структура подготовки

8.2.2.3.1
Начальная подготовка и переподготовка проводятся в виде базового курса и, при необходимости, специализированных курсов.

8.2.2.3.2
Базовый курс должен охватывать по меньшей мере следующие темы:

    а) общие требования, регулирующие перевозку опасных грузов;

b) основные виды опасности;

с) информация о защите окружающей среды при осуществлении контроля за перевозкой отходов;

d) превентивные меры и меры по обеспечению безопасности при различных видах опасности;

e) меры, принимаемые в случае аварии (оказание первой помощи, обеспечение безопасности дорожного движения, основы использования защитного снаряжения и т. д.);

f) маркировка, знаки опасности, информационные табло и таблички оранжевого цвета;

g) что надлежит и что запрещается делать водителю при перевозке опасных грузов;

h) назначение и способы эксплуатации технического оборудования, установленного на транспортных средствах;

i) запрещение совместной погрузки в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер;

j) меры предосторожности, принимаемые при погрузке и разгрузке опасных грузов;

k) общая информация, касающаяся гражданской ответственности;

l) информация о мультимодальных перевозках;

m) обработка и укладка упаковок;

n) ограничения движения в туннелях и инструкции по поведению в туннелях (профилактика и безопасность, действия в случае пожара или других чрезвычайных ситуаций и т. д.).

8.2.2.3.3
Специализированный курс по перевозке в цистернах должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) поведение транспортных средств во время движения, включая перемещения груза;

    b) специальные требования, предъявляемые к транспортным средствам;

    c) общие теоретические знания в области различных систем наполнения и опорожнения;

    d) специальные дополнительные положения, регулирующие использование транспортных средств (свидетельства о допущении; маркировка, свидетельствующая о допущении; информационные табло и таблички оранжевого цвета и т. д.).

8.2.2.3.4
Специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) виды опасности, характерные для взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий;

    b) специальные требования, предъявляемые к совместной погрузке веществ и изделий класса 1.

8.2.2.3.5
Специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7 должен охватывать, по меньшей мере, следующие темы:

    a) виды опасности, характерные для ионизирующего излучения;

    b) специальные требования, предъявляемые к упаковке, обработке, совместной погрузке и укладке радиоактивных материалов;

    c) специальные меры, принимаемые в случае аварии при перевозке радиоактивных материалов.

8.2.2.4 Программа начальной подготовки

8.2.2.4.1
Минимальная продолжительность теоретической части каждого начального курса или всеобъемлющего курса должна составлять:

    Базовый курс — 18 занятий 1

Специализированный курс по перевозке в цистернах — 12 занятий 1

Специализированный курс по перевозке веществ и изделий класса 1 — 8 занятий

Специализированный курс по перевозке радиоактивных материалов класса 7 — 8 занятий

1 Для практических занятий, упомянутых в пункте 8.2.2.4.5, ниже, требуется дополнительное учебное время, которое будет зависеть от числа обучаемых водителей.

8.2.2.4.2
Общая продолжительность всеобъемлющего курса может определяться компетентным органом, который не должен изменять продолжительность базового курса и специализированного курса по перевозке в цистернах, но может дополнять их укороченными специализированными курсами по классам 1 и 7.

8.2.2.4.3
Продолжительность одного занятия составляет, как правило, 45 минут.

8.2.2.4.4
Ежедневно разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.4.5
Индивидуальные практические занятия должны проводиться в дополнение к теоретической подготовке и должны охватывать, по меньшей мере, оказание первой помощи, тушение пожара и меры, принимаемые в случае происшествия или аварии.

8.2.2.5 Программа переподготовки

8.2.2.5.2
Переподготовка должна быть пройдена до истечения срока, упомянутого в пункте 8.2.1.5.

8.2.2.5.3
Продолжительность переподготовки, включая индивидуальные практические занятия, должна составлять не менее двух дней.

8.2.2.5.4
В течение каждого учебного дня разрешается проводить, как правило, не более восьми занятий.

8.2.2.6 Утверждение курсов подготовки

8.2.2.6.1
Курсы подготовки подлежат утверждению компетентным органом.

8.2.2.6.2
Утверждение выдается лишь на основании письменных заявлений.

8.2.2.6.3
К заявлению с просьбой об утверждении прилагаются следующие документы:

    a) подробная программа подготовки, в которой указываются изучаемые темы, расписание занятия и планируемые методы обучения;

b) квалификация и профиль деятельности обучающего персонала;

c) информация о помещениях, в которых проводятся курсы, и учебных материалах, а также о средствах, используемых для практических занятий;

d) условия участия в занятиях, например число участников.

8.2.2.6.4
Компетентный орган организует контроль за обучением и проведением экзаменов.

8.2.2.6.5
Утверждение выдается в письменном виде компетентным органом при условии выполнения, в частности, следующих требований:

    a) подготовка осуществляется в соответствии с документами, прилагаемыми к заявлению;

b) компетентный орган вправе направлять назначенных им лиц для присутствия на курсах подготовки и экзаменах;

c) компетентный орган заблаговременно извещается о сроках и месте проведения каждого курса подготовки;

d) утверждение может быть отозвано в случае несоблюдения предусмотренных им условий.

8.2.2.6.6
В документе об утверждении указывается, идет ли речь о базовых или специализированных курсах, начальных курсах или курсах переподготовки.

8.2.2.6.7
Если после утверждения курса подготовки обучающая организация намерена внести какие-либо изменения в те или иные детали, учитывавшиеся при утверждении, то она должна сначала получить соответствующее разрешение компетентного органа. Это относится, в частности, к изменениям, касающимся программы подготовки.

8.2.2.7.1
Экзамены по базовому курсу начальной подготовки

8.2.2.7.1.1
После завершения базовой подготовки, включая практические занятия, проводятся экзамены по базовому курсу.

8.2.2.7.1.2
В ходе экзамена кандидат должен показать, что он обладает знаниями, пониманием и практическими навыками, которыми должен владеть профессиональный водитель транспортных средств, перевозящих опасные грузы, как предусмотрено базовым курсом подготовки.

8.2.2.7.1.3
С этой целью компетентный орган или экзаменационная комиссия, назначенная этим органом, готовит перечень вопросов по темам, кратко изложенным в пункте 8.2.2.3.2. Экзаменационные вопросы должны выбираться из этого перечня. До соответствующего экзамена кандидаты не должны знать содержания вопросов, выбранных из перечня.

8.2.2.7.1.4
По всеобъемлющему курсу может проводиться единый экзамен.

8.2.2.7.1.5
Каждый компетентный орган осуществляет контроль за проведением экзамена.

8.2.2.7.1.6
Экзамены проводятся либо в форме письменного экзамена, либо в форме комбинированного письменного и устного экзамена. Каждому кандидату задается не менее 25 письменных вопросов. Экзамен длится по меньшей мере 45 минут. Вопросы могут различаться по степени сложности и иметь неодинаковый вес при оценке результатов.

8.2.2.7.2
Экзамены по специализированному курсу начальной подготовки по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов

8.2.2.7.2.1
После сдачи экзамена по базовому курсу и после прохождения специализированного курса по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.2.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.7.2.3
По каждому специализированному курсу задается не менее 15 вопросов.

8.2.2.7.3
Экзамены по переподготовке

8.2.2.7.3.1
После прохождения переподготовки кандидат допускается к сдаче соответствующего экзамена.

8.2.2.7.3.2
Этот экзамен проводится и контролируется на основе тех же требований, которые изложены в пункте 8.2.2.7.1.

8.2.2.7.3.3
В ходе экзамена по переподготовке задается не менее 15 вопросов.

8.2.2.8 Свидетельство о подготовке водителя

8.2.2.8.1
В соответствии с пунктом 8.2.1.8 свидетельство выдается:

    a) по завершении базового курса подготовки при условии успешной сдачи кандидатом экзамена в соответствии с пунктом 8.2.2.7.1;

b) по завершении, в зависимости от конкретного случая, специализированного курса по перевозке в цистернах или по перевозке взрывчатых веществ и изделий или радиоактивных материалов либо по получении знаний, указанных в специальных положениях S1 и S11, изложенных в главе 8.5, при условии успешной сдачи кандидатом экзамена в соответствии с пунктом 8.2.2.7.2.

8.2.2.8.2
Срок действия свидетельства продлевается, если кандидат может документально подтвердить прохождение им переподготовки в соответствии с пунктом 8.2.1.5 и если он сдал экзамен в соответствии с пунктом 8.2.2.7.3.

8.2.2.8.3
Свидетельство должно соответствовать приведенному ниже образцу. Рекомендуется, чтобы это свидетельство имело такой же формат, как и формат европейского национального водительского удостоверения, а именно А7 (105 мм × 74 мм), или представляло собой лист, который в сложенном вдвое виде соответствовал бы этому формату.

Перевозка опасных грузов

Правила
перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом

Утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995г. № 73
(ред. 01.03.2013г.)

3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С КЛИЕНТУРОЙ

3.1. Обязанности грузоотправителя и грузополучателя

3.1.1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора — разовый заказ на перевозку.

3.1.2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно — транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение № 7.5), заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ.
Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией — изготовителем.

Образец заполнения аварийной карточки системы информации об опасности можно увидеть здесь
(изображение откроется в отдельном окне браузера, формат — JPG).

3.1.3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно — разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.

3.1.4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.

3.1.5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил.

3.1.6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований п. 2.7 настоящих Правил (Приложение № 7.14).

3.1.7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).

3.2. Обязанности автотранспортных организаций

3.2.1. Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования настоящих Правил.

3.2.2. Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты.
Водители транспортных средств, кроме того, обеспечиваются информационными карточками СИО в соответствии с п. 2.8.2 настоящих Правил.

3.2.3. В случае возникновения аварии или инцидента в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии требованиям специальной подготовки или инструктажа, проводимых грузоотправителем (грузополучателем).

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК

4.1. Требования, предъявляемые к транспортным средствам

4.1.1. Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве. При этом упомянутые документы должны учитывать нижеследующие требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов.

4.1.2. Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.
Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.

4.1.3. В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4 и 5 допускается установка на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасительной сетки.

4.1.4. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:
— номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В;
— электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревания;
— электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок при помощи плавких предохранителей (заводского изготовления) или автоматических выключателей;
— электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов;
— если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками;
— автомобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем — прямого или дистанционного — должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легкодоступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи;
— запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

4.1.5. Автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200 мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке.

4.1.6. У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого опасного груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками. Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова.
В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.

4.1.7. Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом).

4.1.8. Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.

4.1.9. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:
— набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
— огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара;
— не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес;
— два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
— в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета:
— один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м;
— другой позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м;
— аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ.
В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

4.1.10. Транспортные средства должны оборудоваться номерными, опознавательными знаками и другими обозначениями в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом 2.8 настоящих Правил и Правил дорожного движения.

4.1.11. Крепление таблиц системы информации об опасности (приложение № 7.4) на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию.
Таблицы системы информации об опасности должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства.

4.1.12. Для перевозок опасных грузов применение газогенераторных транспортных средств не допускается.

4.1.13. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, ни в коем случае не должны включать более одного прицепа или полуприцепа.

4.2. Требования, предъявляемые к таре и упаковке

4.2.1. Опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей ГОСТ 26319-84 и требованиям настоящих Правил.

4.2.2. Масса брутто каждого места и емкость первичной упаковки не должны превышать предельной массы и емкости, установленных в нормативной документации на опасные грузы.

4.2.3. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативной документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям ГОСТ 26319-84 и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.

4.2.4. Материал, из которого изготовлены тара и прокладочные материалы, выбирается с учетом специфических свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь инертное покрытие по отношению к этому грузу.

4.2.5. Материал пластмассовой тары должен быть непроницаемым для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупким под воздействием температур или старения.

4.2.6. Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и водоустойчивыми (сохранять при намокании механическую прочность). Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.

4.2.7. Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в прочные ящики, барабаны, обрешетки или быть упакованы в корзины с заполнением промежутков инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно выступать за кромку обрешетки или корзины.

4.2.8. Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего испытания (опробования).

4.2.9. Баллоны для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

4.2.10. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться не полностью, заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от полной их емкости (для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов — 85%).

4.2.11. Тара (упаковка) с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. При перевозке опасного груза в контейнерах размеры отдельных грузовых мест, порядок размещения и закрепления грузов внутри контейнера, а также другие вопросы, связанные с загрузкой и разгрузкой контейнеров, устанавливаются в соответствии с разделом 14 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

4.2.12. Помимо тары, предусмотренной настоящими Правилами, может быть использована дополнительная наружная тара, при условии, что она не противоречит требованиям, предъявляемым к таре. Когда используется такая дополнительная тара, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».

4.2.13. Допускается совместная упаковка нескольких опасных веществ или их совместная упаковка с другими грузами, относящимися к различным классам, содержащими различные опасные вещества (таблица совместимости таких веществ представлена в Приложении № 7.14). В этом случае внутренняя тара должна быть тщательно и эффективным образом отделена одна от другой в сборной таре, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции, как выделение опасного тепла, горение, образование смесей, чувствительных к трению или ударам, выделение воспламеняющихся или ядовитых газов. При применении хрупкой тары и, особенно, когда эти сосуды содержат жидкости, важно избегать возможного образования опасных смесей и следует принимать в связи с этим все необходимые меры, как-то: применение достаточного количества соответствующего прокладочного материала, размещение сосудов во второй прочной таре, подразделение сборной тары на несколько секций.

4.2.14. Если растворы перечисленных в Приложении № 7.3 веществ конкретно не указаны в перечне класса, к которому относятся растворенные вещества, они тем не менее должны рассматриваться как вещества, попадающие под действие настоящих Правил, если их концентрация такова, что они сохраняют опасность, присущую самим веществам; в этом случае тара для этих растворов должна соответствовать требованиям, относящимся к классу таких веществ, причем имеется в виду, что нельзя использовать тару, которая не пригодна для перевозки жидкостей.

4.2.15. Смеси веществ, попадающих под действие настоящих Правил, с другими веществами следует рассматривать как вещества, на которые распространяются требования этих Правил, если они продолжают представлять собой опасность, присущую самому веществу, попадающему под действие Правил.

4.2.16. На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Приложение № 7.6) и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-77 (Приложение № 7.8).

4.2.17. Знаки опасности наносятся:
— на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях;
— на бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон;
— на мешках — в верхней части у шва с двух сторон;
— на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях.
На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах.

4.2.18. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности.

4.2.19. Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности.

4.3. Требования, предъявляемые к средствам механизации погрузочно — разгрузочных работ

4.3.1. Для выполнения погрузочно — разгрузочных операций с опасными грузами используется подъемно — транспортное оборудование, которое должно отвечать требованиям техники безопасности при выполнении этих работ.

4.3.2. Подъемно — транспортное оборудование должно содержаться в полной технической исправности и отвечать требованиям противопожарной безопасности и правилам Госгортехнадзора, с подтверждением грузоподъемности кранов, лебедок и других грузоподъемных механизмов соответствующими документами, а также должны иметь надежное ограждение для предохранения грузов от падения.

4.3.3. Лебедки для подъема груза и устройства изменения вылета стрелы грузоподъемных машин, как правило, должны оборудоваться двумя тормозами, а при наличии одного тормоза нагрузка на лебедку не должна превышать 75% от ее номинальной грузоподъемности.

4.3.4. Электродвигатели, применяемые на грузоподъемных машинах, постоянно занятых на работах с опасными грузами, должны изготавливаться во взрывобезопасном исполнении.

4.3.5. Автопогрузчики и автокраны, работающие с опасными грузами 1, 2, 3, 4 и 5 классов, должны оборудоваться в соответствии требованиям раздела 4.1 настоящих Правил (кроме пунктов 4.1.6 и 4.1.9).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДИТЕЛЯМ И ПЕРСОНАЛУ, ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРЕВОЗКИ

5.1. Требования к водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы

5.1.1. Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, настоящие Правила и инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.

5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

5.1.3. Специальная подготовка водителей транспортных средств, постоянно занятых на перевозках опасных грузов, включает:
— изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
— изучение свойств перевозимых опасных грузов;
— обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;
— обучение действиям в случае инцидента (порядок действия, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
— подготовку и передачу донесений (докладов) соответствующим должностным лицам о происшедшем инциденте.

5.1.4. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

5.1.5. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 555), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.6. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

5.1.7. В транспортных документах (Приложение № 7.12) должна быть сделана отметка о прохождении водителем, назначаемым на перевозку опасных грузов, специальной подготовки или инструктажа и медицинского контроля.

5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
— лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;
— путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения № 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН;
— свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение № 7.12);
— аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение № 7.5);
— товарно — транспортную накладную;
— адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

5.1.10. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.

5.1.11. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными настоящими Правилами (пункт 4.1.9).

5.1.12. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.

5.1.13. В случае возникновения инцидента водитель обязан:
— не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
— сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГАИ МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь;
— вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— в соответствии с указанием аварийной карточки принять меры по первичной ликвидации последствий инцидента;
— по прибытии на место происшедшего инцидента представителей органов ГАИ МВД России и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

5.1.14. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор — за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб.

5.1.15. Водителям транспортных средств, перевозящих опасные грузы, запрещается осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка топливом этих транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями пункта 2.9.14 настоящих Правил.

5.1.16. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:
— резко трогать транспортное средство с места;
— производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;
— резко тормозить;
— двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
— курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);
— пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);
оставлять транспортное средство без надзора.

5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно — транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

5.2. Требования к персоналу, обслуживающему перевозки опасных грузов

5.2.1. Действия обслуживающего персонала должны соответствовать общим требованиям ведомственных должностных инструкций и настоящих Правил.

5.2.2. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.

5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.

5.2.4. К проведению погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно — транспортном оборудовании.

5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно — разгрузочных работ, а также настоящие Правила.

5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объеме, приведенном в пункте 5.1.3 настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.

5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.

5.2.8. Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно — разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.

5.2.9. В случае возникновения инцидента при погрузке или разгрузке опасного груза оператор обязан:
— не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
— вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
— оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
— в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;
— оказывать помощь в работе аварийной бригады.

5.2.10. В течение работы оператор обязан постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием погрузочно — разгрузочной машины.

5.2.11. При проведении погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.

5.2.12. Обслуживающий персонал, занятый на ручной погрузке — разгрузке опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж по правилам обращения с этими видами грузов и в ходе работы руководствоваться следующим:
— строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;
— запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;
— в местах проведения погрузочно — разгрузочных работ запрещается курить;
— после окончания погрузочно — разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.

5.2.13. Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:
— пройти предварительную подготовку по специальной программе (пункт 5.1.3);
— после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;
— содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.