Полномочия органов исполнительной власти регулирование реализация

Полномочия органов исполнительной власти регулирование реализация

Портал Административной реформы в Российской Федерации о совершенствовании государственного управления: ar.gov.ru

Одним из ключевых факторов успешного экономического развития России является качество государственного управления. Новые рыночные условия предъявляют более высокие требования к эффективности государственного аппарата и самой исполнительной власти.

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования становится государственный сектор со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.

Ключевые направления совершенствования системы государственного управления были обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:

  • снижение избыточного государственного регулирования;
  • повышение качества государственных услуг;
  • повышение эффективности органов власти;
  • повышение информационной открытости.

Оптимизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций

В июле 2010 года принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), закрепляющий инновационные для Российской Федерации принципы и механизмы взаимодействия органов государственной власти и общества при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В частности, законом закреплены права граждан на получение государственной (муниципальной) услуги своевременно и в соответствии со стандартом; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных (муниципальных) услуг в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; досудебное рассмотрение жалоб в процессе получения государственных (муниципальных) услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.

В соответствии с законом государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также в иных формах по выбору заявителя; предоставлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от них такие документы и информацию.

Законом запрещается требовать от граждан и предпринимателей предоставления информации или документов, которые уже имеются в соответствии с законодательством в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, а также информации или документов, предоставление которых не предусматривается напрямую нормативными актами.

Определяются конкретные случаи взимания платы за предоставление государственных и муниципальных услуг – либо на основании Налогового кодекса Российской Федерации, либо на основании Перечней платных услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.

Регламентация и стандартизация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих услуг в электронный вид

Основным инструментом регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг является принятие административных регламентов – нормативных правовых актов государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами.

Следует отметить, что до принятия административных регламентов не существовало единых требований к структуре и содержанию нормативных правовых актов, устанавливающих порядок реализации органами государственной власти тех или иных полномочий. Порядок предоставления большинства государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций) регулировался документами различного уровня, при этом нередко не существовало единого документа, описывающего такой порядок.

Разработка административных регламентов позволила систематизировать полномочия органов государственной власти, восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации, упорядочить административные процедуры, а в отдельных случаях исключить избыточные действия. В рамках административных регламентов устанавливаются в том числе требования к обслуживанию и комфортности граждан, а также персональная ответственность должностных лиц и возможность досудебного обжалования их действий (бездействия).

Таким образом, в настоящее время административный регламент является единственным документом, содержащим всю необходимую информацию, предусмотренную законодательными актами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (сроки, перечень документов, основания для отказа, ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц, контактная информация, стандарт комфортности и пр.).

Административные регламенты государственных и муниципальных услуг, включающие в себя стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, разрабатываются в соответствии с главой 3 Федерального закона № 210-ФЗ.

Административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти на основе федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

На постоянной основе проводится оптимизация административных регламентов, в первую очередь – административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Указанная оптимизация затрагивает как структуру административных регламентов, так и содержание, основными целями являются наиболее полное и наглядное представление информации об услугах для заявителей и ее максимальная адаптация к лучшему восприятию заявителями. В настоящее время одним из основных направлений работы является закрепление в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг требования о максимальном сроке ожидания в очереди при подаче запроса и получении результата – не более 15 минут.

За период с 2006 по 2015 год федеральными органами исполнительной власти было утверждено в установленном порядке более 550 административных регламентов, свыше 17000 административных регламентов утверждено на региональном, более 94000- на местном уровне.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Формирование и ведение реестров услуг осуществляется исключительно в электронной форме в специально созданной федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее – федеральный реестр), Соответствующие реестры государственных и муниципальных услуг содержат сведения, отображаемые на Едином портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).

Размещению в федеральном реестре и регламентации подлежат не только государственные и муниципальные услуги, предоставляемые по запросам граждан и предпринимателей, но и другие функции, которые предполагают непосредственное взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами (прежде всего, контрольные и надзорные полномочия, связанные с проведением проверок).

На федеральном уровне насчитывается 809 государственных услуг и функций, связанных с непосредственным взаимодействием органов власти и граждан. По каждой из государственных функций и услуг федеральными органами исполнительной власти в Федеральном реестре государственных услуг (функций) и на Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация.

Всего в региональном разделе федерального реестра размещена информация более чем о 22531 услуге (функции) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне в Сводный реестр внесены сведения более чем по 177717 муниципальным услугам (функциям).

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций

Основная задача – совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений для преодоления существующих административных барьеров.

Такая работа преследует, в том числе, цели повышения инвестиционной привлекательности и формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

В 2010-212 гг. Правительством Российской Федерации утверждено 19 планов-графиков реализации предложений по оптимизации государственного регулирования в сферах:

В рамках каждого плана определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию конкретных мероприятий, а также ведомство, ответственное за размещение информации о выполнении плана. В каждом таком ведомстве должны быть назначены заместители руководителей, несущие ответственность за реализацию утвержденного отраслевого плана.

На портале ar.gov.ru, публикуются отчеты о состоянии выполнения планов федеральными органами исполнительной власти в разрезе отраслей и ведомств, ответственных за реализацию конкретных мероприятий планов.

Сводный отчет по отраслям отражает степень исполнения федеральными органами исполнительной власти мероприятий, предусмотренных отраслевыми планами. А сводный отчёт по ведомствам – активность каждого федерального органа исполнительной власти по реализации им, как головным исполнителем, мероприятий, предусмотренных отраслевыми планами.

Информационные материалы

В Госдуму внесен законопроект об административной ответственности за невнесение или внесение с нарушениями информации о проверках в единый реестр проверок

Добровольная сертификация – завоевание доверия потребителей

Госдума приняла в первом чтении законопроект о сокращении перечня «документов личного хранения»

Правительственная подкомиссия обсудила предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов

Правительство приступило к системному внедрению риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность

Минэкономразвития России приступило к разработке проекта указа Президента, закрепляющего показатели результативности контрольных органов

Определены сроки подачи заявок на участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший многофункциональный центр России»

Подведены первые итоги пилотного проекта по разработке и внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольных органов

С 1 февраля 2017 года в МФЦ будут выдавать водительские права

Создание сети МФЦ сформировало пласт новых управленцев, для которых повышение качества госуслуг стало главной задачей

3.2. Система и полномочия органов, осуществляющих регулирование экологических отношений

Как уже отмечалось ранее, выделяется государственное, муниципальное, корпоративное, локальное (производственное); общественное регулирование. Применительно к уровням регулирования определяется система и полномочия органов, осуществляющих регулирование экологических отношений.

Государственное регулирование осуществляют федеральные органы государственной власти Российской Федерации. На федеральном уровне Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в экологической сфере, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических.

Федеральное собрание – постоянно действующий представительный и законодательный орган, осуществляющий законотворческую функцию в экологической сфере путем принятия федеральных конституциональных, федеральных законов, закрепляющих правовые нормы, регламентирующие экологические отношения.

Органом исполнительной власти общей компетенции является Правительство Российской Федерации, которое в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Непосредственно в среде природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ обеспечивает: проведение единственной государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ. Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. (3)

Система и полномочия федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование в экологической сфере, закреплены в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» (10), Указом Президента РФ от 12 мая 2004 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (203).

Федеральные органы исполнительной власти подразделяются на Министерства, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности; федеральные службы, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; федеральные агентства, осуществляющие функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, кроме контроля и надзора.

В экологической сфере такими органами являются:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ними областях, мониторинге окружающей среды, её загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а так же по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее – отходы) особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам относящимся к сфере его деятельности.

Минприроды РФ осуществляет координацию и контроль подведомственным ему федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федерального агентства водных ресурсов и федерального агентства по природопользованию (13).

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет функции по оказанию услуг в области гидрометеорологии и смешанных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (30).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (16) осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и природных объектов федерального значения; за соблюдением законодательства об охране и рациональном использовании природных ресурсов континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ.

Кроме того указанная федеральная служба контролирует исполнение органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области охраны объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет распорядительные и иные регулятивные функции в сфере использования и оборота объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения; а также ввоза (вывоза) в Российскую Федерацию зоологических коллекций; диких животных, их частей и полученной из них продукции; экспорта дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов; рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них; информации о недрах РФ, в том числе в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) и его территориальные органы (52) осуществляет функции по владению, пользованию и распоряжению водными объектами, отнесенной к федеральной собственности, ведению государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставление водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения таких договоров; осуществляет государственный мониторинг водных объектов и выполняет иные регулятивные функции, кроме нормативно-правового регулирования и государственного контроля (надзора).

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) (49) организует геологическое изучение недр, оценку месторождений полезных ископаемых и участков недр, осуществляет функции по распоряжению недрами (проводит конкурсы и аукционы на право пользования недрами, принимает решения о предоставлении права пользования недрами, выдает, оформляет и регистрирует лицензии на пользование недрами, вносит в них изменения, принимает решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр; ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и их государственного баланса и списание с государственного баланса, государственный учет работ по геологическому изучению недр и лицензий на право пользования недрами.

Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, устойчивое развитие сельских территорий, в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры); а так же в сфере земельных отношений (в части, касающихся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (62).

Минсельхоз России осуществляет координацию и контроль подведомственных Министерству федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, является федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (63).

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (56) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по контролю и надзору в области лесных отношений, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу РФ, а также по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и за средой их обитания во внутренних водах РФ, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, а также в случаях, предусмотренных международными договорами, на территориях иностранных государств и в открытых районах Мирового океана возложены на федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) (64).

Федеральная служба безопасности РФ наряду с управлением в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, а осуществляет охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов (198).

На Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) (201) возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных отношений, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности.

Министерству подведомственны федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, федеральная служба государственной статистики, федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Так, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (45) осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет распоряжение землями, находящейся в федеральной государственной собственности, организует проведение торгов в форме конкурса или аукциона по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды, заключает договоры аренды, купли – продажи земельных участков, предоставляет земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование.

Министерство регионального развития РФ (Минрегион РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительстве и жилищно-коммунального хозяйства, а также государственный контроль за соблюдением градостроительного законодательства.

Министерство транспорта РФ (Минтранс России) ( 72 ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания; авиационно-космического поиска и спасения, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, электрического и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, транспортной безопасности.

В ведении Министерства транспорта РФ находится Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)), осуществляющая контроль (надзор) в сфере использования воздушного транспорта РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного транспорта РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. А также обеспечения транспортной безопасности.

На Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания, а также в области транспортной безопасности в этой сфере.

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и биологической природы, курортного дела осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) (11).

Контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека возложен на федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (12), а также и её территориальные органы (12), а также структурные подразделения и федеральные государственные учреждения МВД РФ, Министерство обороны РФ, федеральной службы исполнения наказания, главного управления специальных программ Президента РФ; Управление делами Президента РФ; федеральной службы безопасности РФ, федеральной службы охраны РФ; федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и федерального медико-биологического агентства на объектах, подведомственных указанным органам.

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (199).

Федеральная таможенная служба осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Она также осуществляет контроль и надзор за перемещением товаров через таможенную границу РФ, в том числе природных объектов (ресурсов) и произведенной из них продукции (200).

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий; Министерство природных ресурсов и экологии РФ, федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство обороны РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство регионального развития РФ (в части, касающейся обращения с радиоактивными отходами низкой и средней активности и источниками ионизирующего излучения, не относящихся к ядерному, энергетическому и военному комплексам страны), Министерство энергетики РФ, федеральное агентство по науке и инновациям, федеральное агентство по образованию, федеральное агентство по недропользованию, , федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, федеральное агентство морского и речного транспорта, федеральное медико-биологическое агентство и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование которых осуществляют указанные федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации.

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) осуществляет функции по техническому регулированию, а также является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения и конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.

Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования и обеспечение единства измерений.

Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением экологического законодательства.

Судебный контроль в сфере законности принимаемых нормативных правовых актов в экологической сфере осуществляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, Высший арбитражный суд РФ и арбитражные суды.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют регулирование в сфере использования и охраны природных ресурсов, находящихся соответственно в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

Отдельные полномочия по регулированию использования и охране природных ресурсов, находящихся в государственной федеральной собственности, субъектами РФ с возмещением понесенных по их реализации расходов за счет субвенций из федерального бюджета.

Так, в силу ст. 26 Водного кодекса РФ органам государственной власти субъектов РФ передаются полномочия по предоставлению водных объектов первого 1 пользования на основании договоров водопользования, решений о предоставлений водных объектов в пользование; осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (51).

Статьей 83 Лесного кодекса РФ предусмотрена передача органами государственной власти субъектов РФ полномочий по разработке и утверждению лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведению государственной экспертизы проектов; предоставлению лесных участков лесного фонда в пользование, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений и проведению соответствующих аукционов; выдаче разрешений на проведение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства; ведению государственного лесного реестра; осуществлению лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах (55).

Предусматривается передача полномочий субъектам РФ полномочий по регулированию в сфере использования и охраны животного мира, охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов федеральными законами «о животном мире», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».