Экспертиза объектов электроэнергетики

Задачи и функции

В результате своей деятельности Техническая инспекция ЕЭС решает следующие задачи:

  • экспертная оценка технического состояния основного оборудования объектов электроэнергетики для предупреждения нарушений в его работе;
  • формирование информационной базы о техническом состоянии объектов электроэнергетики для принятия управленческих решений;
  • информирование о соблюдении плановых сроков ввода в эксплуатацию объектов, строящихся в рамках реализации инвестиционных программ.

Экспертиза объектов электроэнергетики

Закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»:

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Экспертиза объектов энергетики

Инспекция обратилась в Центр независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда «ТЕХЭКО» (далее — Центр «ТЕХЭКО») о привлечении специалиста данной организации, обладающего специальными знаниями и навыками.

12.12.2014 г. налоговым органом в Центр «ТЕХЭКО» переданы документы ООО «Б» за 2011-2012 годы по объектам основных средств, отнесённых налогоплательщиком к льготируемому имуществу линий энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, что подтверждается актом приёма-передачи документов.

Письмом от 06.11.2015 г. № 7288/Ц Центр «ТЕХЭКО» направил в адрес Инспекции заключение специалиста от 06.11.2015 г. № 7287/Ц «По результатам исследования объектов основных средств, находящихся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС и ПТУ Общества с ограниченной ответственностью «Б»» (далее Заключение), на котором и основаны выводы оспариваемого решения. Из заключения следует, что имущество, отнесенное налогоплательщиком к «льготируемому», не относится к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимися их неотъемлемой технологической частью, то есть не относятся к сетям электрическим и сетям тепловым магистральным.

Данное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку электрической и тепловой энергии и входит в состав технологических комплексов по производству электрической и тепловой энергии ООО «Б» и, следовательно, не относится к имуществу, указанному в Перечне имущества, утвержденном Постановлением № 504, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.

Таким образом, специалистом в Заключении сделан вывод о том, что объекты основных средств, находящиеся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «Б» к линиям энергопередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью в соответствии с Постановлением №504, не относятся.

Заключение специалиста подтверждает довод оспариваемого решения в отношении неправомерного применения ООО «Б» льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 НК РФ, по ряду объектов основных средств филиалов ООО «Б».

При этом, как следует из вышеизложенных обстоятельств, запрос в Центр «ТЕХЭКО» о возможности привлечения специалиста направлен Межрегиональной инспекцией в рамках выездной налоговой проверки, а заключение специалиста получено Межрегиональной инспекцией после проведения выездной налоговой проверки по независящим от неё причинам.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2007 №3355/07 по делу №А19-9947/06-18 указал, что документы, полученные инспекцией по не зависящим от неё причинам после завершения камеральной проверки, можно использовать при рассмотрении дела в суде. Причём суд должен оценить значимость представленной информации, своевременность и адекватность мер, предпринятых налоговым органом для получения этих доказательств.

Как следует из позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 №1461/07, в общем случае суды обязаны принимать в качестве доказательств сведения, полученные налоговым органом за пределами налоговой проверки, но имеющие отношение к делу. Указанное право налогового органа корреспондирует с правом налогоплательщика представлять в суд документы, которые не представлялись им налоговому органу при проверке (Определение КС РФ от 12.07.2006 №267-0).

Актуальность данного подхода подтверждена в Определении КС РФ от 24.03.2015 №614-0, в котором фактически подтверждено право, как налогоплательщиков, так и налоговых органов представлять в суд доказательства, не раскрытые в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учётом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства, при этом в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Доказательства и доказывание» перечень видов доказательств не является исчерпывающим. Так, согласно части 1 статьи 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускаются в качестве доказательств иные документы и материалы, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

Заключение специалиста от 06.11.2015 №7287/Ц «По результатам исследования объектов основных средств, находящихся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС и ПТУ Общества с ограниченной ответственностью «Б», полученное Инспекцией по не зависящим от неё причинам после завершения выездной налоговой проверки, содержит сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, принято судом в качестве доказательства по делу, свидетельствующего о правомерности выводов налогового органа и отсутствии у Общества права на льготу по налогу на имущество.

С учетом заявлявшихся Обществом в ходе рассмотрения доводов, судом в качестве свидетеля в заседании 18.05.2016 г. был допрошен специалист, составивший спорное заключение, в ходе допроса он подтвердил выводы составленного им заключения, дал пояснения по примененной методике оценки документов, пояснил, что объекты и технические паспорта на них являются типовыми, все спорные объекты разделены на несколько функциональных групп, с учетом их производственных функций, им дан ответ на поставленный вопрос о том, что спорные объекты основных средств не относятся к линиям энергопередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, в связи с чем к числу объектов, на которые распространяется льгота по налогу на имущество. Судом выводы специалиста оценены как соответствующие фактическим обстоятельствам настоящего дела и требованиям законодательства.

По предложению суда сторонами по делу спорные объекты были систематизированы, результаты данной систематизации подтвердили обоснованность выводов специалиста.

В ходе рассмотрения дела между сторонами также имелся спор в отношении количества спорных объектов, он был устранен, ответчик подтвердил, что число объектов составляет 1816 штук, при выборе объектов ответчик был вынужден руководствоваться информацией и документами, полученными из территориальных налоговых органов, поскольку заявитель отказывался от представления документов, совершал действия, препятствующие осуществлению налогового контроля. Между тем обязанность по подтверждению права на применение льготы в силу ст. 88 НК РФ лежит на налогоплательщике.

Доводы Общества о допущенных Инспекцией процессуальных нарушениях по п. 1.3 решения судом отклонены как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела; нарушений при проведении проверки и рассмотрении ее материалов, которые могли бы повлечь признание оспариваемого решения не соответствующим законодательству, судом не установлено.

С учетом установленных судом обстоятельств оспариваемое решение в части выводов по пункту 1.3 мотивировочной части о неправомерном заявлении Обществом льготы по налогу на имущество организаций по объектам основных средств по коду льготы 2010238 («организации — в отношений линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов») и неуплате налога на имущество организаций соответствует фактическим обстоятельствам дела и законодательству о налогах и сборах, в связи с чем требования Общества о признании его недействительным в данной части удовлетворению не подлежат.

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики

При проведении экспертизы проектной документации объектов капитального строительства специалисты Управления Государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре (далее – Управление) сталкиваются с одними и теми же проблемами, связанными с документами подраздела «Системы электроснабжения».

Предлагаем вашему вниманию информацию, подготовленную замес-тителем начальника Управления Тамарой Васильевной Сальниковой и главным экспертом Управления Владимиром Николаевичем Утукиным, об основных замечаниях в проектной документации, касающихся систем электроснабжения.
В соответствии с ч. 2. ст. 49 Градостроительного кодекса проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ст. 42 Федерального закона «Об электроэнергетике» (№35-ФЗ от 26 марта 2003 г.) устанавливает что, государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Федеральный закон в области градостроительной деятельности – Градостроительный кодекс РФ (№191-ФЗ от 29 декабря 2004 г.) в ст. 48 ч.12 определяет наличие в составе проектной документации объектов капитального строительства сведений об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2007 г. №87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
В отношении проектной документации системы электроснабжения объектов капитального строительства требования к текстовой и графической частям установлены в п.16 данного Положения.
Порядок проведения государственной экспертизы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, утвердившим «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». В соответствии с п. 24 данного Положения основаниями для отказа в принятии проектной документации, представленной на государственную экспертизу, являются: отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Следует заметить, что в последнее время участились случаи представления на государственную экспертизу проектной документации объектов жилищного и социально-бытового назначения без подраздела «внешние сети электроснабжения». Заявители, представляющие проектную документацию на государственную экспертизу, объясняют причину отсутствия в проектной документации подраздела «внешних сетей электроснабжения» тем, что сетевые организации, выдающие технические условия на подключение к сетям электроснабжения и обеспечивающие технологическое присоединение, устанавливают границы балансовой принадлежности на входе в объект капитального строительства, тем самым ограничивая разработку проектной документации систем электроснабжения только внутренними сетями и устройствами.
Принимаемые на себя сетевыми организациями договорные обязательства по оказанию услуг по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц к сетям электроснабжения не освобождают сетевые организации от разработки проектной документации и представления ее на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией объекта капитального строительства.
При этом также следует сказать, что инженерные сети обеспечения объектов капитального строительства не относятся к объектам, в отношении проектной документации которых обязательная государственная экспертиза не проводится.
Вполне возможно, что сетевые организации могут в качестве исполнителя принимать на себя обязательства по выполнению части проектной документации, но при этом они должны отвечать требованиям, предъявляемым к лицам, занимающимся разработкой проектной документации.
Несмотря на гарантии сетевой компании обеспечить потребителя определенным количеством электричества, проверить, выполняется ли это, оказывается часто невозможным. При отсутствии проектной документации мы, как эксперты, не можем сказать заказчику, что да, вам проложили электросети правильно с нужным сечением кабеля, обеспечивающим подачу необходимого количества электроэнергии.
Отсутствие в составе проектной документации «систем электроснабжения» подраздела «внешние сети электроснабжения» не позволяет экспертам дать оценку соответствия нормативным требованиям. Проектные решения по компенсации реактивной мощности, релейной защите, управлению, автоматизации и диспетчеризации системы электроснабжения; мероприятия по заземлению (занулению) и молниезащите, сведения в части: характеристики источников электроснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение объекта капитального строительства к сетям электроснабжения общего пользования; обоснования принятой схемы электроснабжения, требований к надежности электроснабжения и качеству энергии содержатся только в подразделе «внешнее электроснабжение».
Из наиболее часто встречающихся замечаний экспертов при государственной экспертизе проектной документации подраздела «Системы электроснабжения», кроме отмеченной выше проблемы непредставления вовсе внешних сетей электроснабжения, можно отметить следующие:
— состав подраздела не соответствует требованиям п.16 Постановления Правительства РФ за №87 от 16 февраля 2008 г. как в текстовой, так и в графической части;
— в г. Казани, при выборе прохождения трасс КЛ, ВЛ, не предоставляются заключения УАиГ по рассмотрению трасс инженерных коммуникаций;
— в проектах отсутствуют принципиальные схемы сети аварийного освещения;
— в линейных объектах капитального строительства отсутствуют технико-экономические характеристики проектируемого объекта;
— отсутствуют обоснования необходимости размещения объекта и его инфраструктуры на землях сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фондов, землях особо охраняемых природных территорий;
— отсутствует перечень мероприятий по энергосбережению;
— отсутствуют схемы узлов переходов с подземной линии на воздушную линию;
— отсутствует описание транспортных схем;
— отсутствуют сведения о мероприятиях по обеспечению пожарной безо-пасности;
— при проектировании жилых зданий более всего не выполняются требования п.14.26 СП 31-110-2003, которым не разрешается скрытая установка по одной оси розеток и выключателей в стенах между разными квартирами;
— не выполняются требования п.7.1.88 ПУЭ о выполнении дополнительной системы уравнивания потенциалов.
Только комплексное рассмотрение внутренних и внешних сетей электроснабжения позволяет оценить совокупность энергоустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергии в нормальном режиме, при котором обеспечиваются проектные режимы работы.

Топливно-энергетическая отрасль

Топливно-энергетическая отрасль – двигатель научно-технического прогресса страны. Компании, занятые в энергетике, обеспечивают работоспособность материального производства и нематериальной сферы экономики РФ.

Вместе с тем, предприятия, работающие в энергетической отрасли, систематически сталкиваются с такими проблемами как:

исчерпание газовых и нефтяных месторождений;

сложности разработки новых источников полезных ископаемых;

износ топливно-энергетической инфраструктуры (спецтехники, транспортных систем, производственных мощностей, основных фондов газовой, электроэнергетической и нефтеперерабатывающей промышленности);

снижение инвестиционной привлекательности в связи с устаревшими методами разработки и производства;

отток зарубежных инвестиций;

нецелевое использование предусмотренных бюджетом средств;

трудности с освоением новых экологических стандартов.

Решение вышеперечисленных проблем лежит на поверхности. Для повышения инвестиционной привлекательности компаний, задействованных в энергетической отрасли, необходима модернизация топливно-энергетического комплекса, адаптация инфраструктуры предприятий к мировому научно-техническому уровню.

Оптимизация устаревших проектных решений, техническое обследование зданий и сооружений, экспертиза инженерных коммуникаций и энергоаудит – единственные по-настоящему действенные методы антикризисного менеджмента, способные вернуть отечественной энергетике лидерские позиции на международной арене.

Своевременная переоценка основных средств, оценка спецтехники и оборудования, оценка незавершенного строительства и складской недвижимости – это те инструменты, без которых невозможно принять грамотные и выверенные с экономической точки зрения решения. В свою очередь, всесторонний финансовый аудит и многоуровневый финансовый контроль помогут сократить дефицит денежных средств, необходимых для планомерного и безостановочного развития отрасли.

Справиться с вышеперечисленными проблемами смогут только опытные специалисты. Таковыми являются сотрудники компании VETA – профессионалы, работающие на рынке экспертных, оценочных и консалтинговых услуг с 1999 года. Качество наших услуг уже успели оценить такие энергетические гиганты, как «Газпром», «Транснефть», «КЭС-холдинг», а также свыше 1500 частных компаний!

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98

Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ 03-246-98

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности
(с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01 августа 2002 г. N 48)

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть II), 01.01.2001);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 136-рп «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.


II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее — Система экспертизы) — совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю» (ст.2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001) (определение понятия в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию)

Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт — специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик — организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.


III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности» («ГУП НТЦ «Промышленная безопасность»), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

— Положение о Наблюдательном совете;

— Положение о Консультативном совете;

— Положение об отраслевых комиссиях;

— Требования к Координирующему органу.


IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

— заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

— выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

— содержание и ход экспертизы,

— подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

— составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

— определяются договаривающиеся стороны;

— определяются объекты экспертизы;

— приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

— подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

— определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

— подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

— данные о заказчике и объекте экспертизы;

— проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

— образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

— непосредственно экспертиза на месте;

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

— разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

— сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

— обсудить и определить объем работ;

— определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

— разъяснить значение заключительной части;

— утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

— компетентности сотрудников и руководителей;

— пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

— наличия надежных систем маркировки и идентификации;

— наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

— соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, — это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

— о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

— о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 (пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

— наименование заключения экспертизы;

— вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

— перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

— данные о заказчике;

— сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

— результаты проведенной экспертизы;

— заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

— приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

— проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

— внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

— ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

— подготовку учетных материалов к изданию;

— информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

— нормативных технических документов Системы экспертизы;

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России

от 6 ноября 1998 года N 64

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64