Оглавление:
Независимая экспертиза ДТП
Автотехническая экспертиза ДТП (дорожно-транспортная экспертиза) проводится с целью установления обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия, действий водителя (пешехода) участвовавших в ДТП с точки зрения правил дорожного движения, определение технического состояния транспортного средства, дорог, дорожного обустройства. Независимая автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП устанавливает связь всех факторов, определяет виновника ДТП и оценивает размер ущерба нанесенного автомобилю в результате ДТП.
Экспертиза ДТП необходима:
- вас признали виновным в ДТП, а вы с этим не согласны;
- возник спор по поводу механизма ДТП;
- вы попали в ДТП и сомневаетесь в объективности эксперта, назначенного страховой компанией;
- причиной ДТП стало плохое состояние дороги, вы хотите это доказать и взыскать сумму ущерба с дорожной компании (автодорожная экспертиза);
Автотехническая экспертиза ДТП позволяет установить:
- обстоятельства и механизм ДТП (траектория, скорость, характер движения до удара (опрокидывания) транспортного средства, причину ДТП с технической точки зрения с помощью реконструкции перемещения транспортных средств на каждой из стадий (сближение – контакт – разлёт) с использованием математических расчетов;
- соответствие действий водителя (пешехода) требованиям правил дорожного движения и эксплуатации автомобиля (транспортного средства), позволяет оценить достоверность показаний участников ДТП;
- причинно-следственную связь между действиями водителя и произошедшим ДТП и ответить на вопрос – имел ли водитель техническую возможность предотвратить аварию;
- причинно-следственную связь между техническим состоянием автомобиля и ДТП;
Нужно установить причину ДТП, а также принадлежность полученных повреждений к данному происшествию, с помощью исследования следов на автомобиле и месте ДТП?
Нужно определить техническое состояние автомобиля, наличие и характер повреждений, дефектов и недостатков?
Вам нужна – техническая экспертиза автомобиля (автотехническая экспертиза).
Основные документы для проведения экспертизы обстоятельств ДТП:
- протокол осмотра места ДТП;
- схема места ДТП;
- протокол осмотра ТС;
- фотографии места ДТП, пострадавших автомобилей, следов и т.д.;
- объяснения участников ДТП и свидетелей;
- технический паспорт на автомобиль
Независимая экспертиза ДТП проводится следующим образом:
1. Консультация, уточнение вопросов для экспертизы ДТП, сроков и стоимости.
2. Заключение договора, оплата;
3. Договариваемся о месте, дате, времени проведения экспертизы ДТП, отправляем телеграммы всем заинтересованным сторонам (при необходимости);
4. Осмотр автомобиля специалистом (фотофиксация);
5. Составление заключения, в которое входит – исходные данные, исследовательская и расчетная часть, выводы, приложения (фотографии, схемы, чертежи и т.д.), копии квалификационных документов эксперта;
6. Заключение сшивается, заверяется печатью организации, подписью специалиста и передается заказчику по акту приема-передачи
ВАЖНО: Заключение автотехнической экспертизы ДТП – юридический документ и принимается всеми судами в качестве письменного доказательства.
Какие вопросы ставятся пред экспертом при проведении экспертизы ДТП?
Порядок проведения экспертизы автомобиля после ДТП
Экспертиза автомобиля после ДТП является непременным условием для выплаты собственнику страховой суммы. О том, как должна проводиться эта экспертиза, читайте в нашей статье.
Для чего нужна экспертиза авто после ДТП
ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ определяет правовые основы возникающих между страхователем, страховщиком и третьими лицами правоотношений, в том числе порядок возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП.
Страховая выплата производится на основании определенного пакета документов, которые оформляются в соответствии с гл. 3 положения ЦБ РФ от 19.09.2014 № 431-П. Формы справки и извещения о ДТП утверждены приказами МВД РФ от 01.04.2011 № 154 и 155. Оформлением документов могут заниматься как сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, так и непосредственно сами участники аварии (в определенных случаях).
Главная цель проведения экспертизы — определение стоимости восстановительного ремонта. Однако, кроме этого, эксперты, проводящие экспертизу по требованию страховщика, также должны установить наличие повреждений транспортного средства и их взаимосвязь с аварией. От суммы ущерба, определенной экспертами, зависит размер страховой выплаты.
Порядок назначения экспертизы
Ст. 12 закона № 40-ФЗ установлен определенный порядок, в соответствии с которым после дорожного происшествия при наличии спора между страхователем и потерпевшим о размере ущерба и характере повреждений страховщик организует независимую экспертизу (см. ч. 11 ст. 12 закона № 40-ФЗ).
Так, если потерпевший планирует получить от страховой компании соответствующие выплаты, ему прежде всего необходимо направить извещение о ДТП, а по требованию страховщика — в 5-дневный срок представить поврежденный автомобиль. Этот срок отсчитывается со дня передачи документов и заявления на выплату.
Далее такой же срок (5 дней с момента представления автомобиля) дается страховщику для того, чтобы тот назначил после ДТП проведение экспертизы или ограничился осмотром. Если между потерпевшим и страховой компанией возникли разногласия по количеству повреждений, их характеру и иным обстоятельствам, которые влияют на размер ущерба, страховщик обязан назначить экспертизу.
Указанный порядок необходимо строго соблюдать. Только в том случае, если страховщик не пожелает назначать экспертизу, потерпевший может организовать ее самостоятельно (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 по делу № А40-166015/15).
Экспертиза ущерба после ДТП: документы
Порядок производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП, определен в положении ЦБ РФ от 19.09.2014 № 433-П. Согласно этому документу на экспертизу должен быть представлен сам автомобиль или его оставшиеся части.
При этом заказчик передает эксперту следующие документы:
- регистрационные документы на авто;
- справку о ДТП;
- документы об аварии, направленные страховщику;
- если экспертиза проводится по требованию страховой компании — соответствующее направление;
- другие связанные с происшествием документы.
Исследование осуществляется на основании гражданско-правового договора, сторонами которого являются эксперт или экспертная организация с одной стороны и страхователь или страховщик с другой. На заказчика возлагаются расходы по проведению экспертизы.
Требования к экспертному заключению и информации, которая должна в нем содержаться, определены в п. 8 положения № 433-П.
Виды экспертных исследований
В целом экспертизу автотранспортных средств после ДТП можно разделить на 3 вида (см. п. 4 положения № 433-П) :
Первичная экспертиза производится, как следует из названия, сразу после ДТП и впервые. Если у заказчика экспертизы возникают какие-либо сомнения в правильности выводов эксперта, он имеет право потребовать повторного исследования. При этом повторная экспертиза производится по тем же основаниям, что и первичная, эксперт разрешает те же вопросы. Если же страхователь или страховщик захотят поставить перед экспертами какие-то другие вопросы, назначается дополнительная экспертиза.
Эксперт, проводящий исследование, наделен полномочиями привлекать к разрешению затруднительных вопросов других специалистов. Помимо этого, он может потребовать разъяснения об обстоятельствах аварии от ее участников.
При назначении повторной экспертизы необходимо соблюдать следующие требования:
- если исследование выполняет другая организация или эксперт, их необходимо оповестить о том, что первичная экспертиза уже была проведена;
- перед проведением такой экспертизы также нужно сообщить об этом заинтересованным лицам (потерпевшему и страховщику).
Указанные действия должен осуществить инициатор повторного исследования.
Повторная экспертиза может быть проведена без осмотра авто, если у сторон отсутствуют возражения по акту первичного осмотра.
Судебная экспертиза после ДТП
При возникновении разногласий между страхователем и страховщиком их спор разрешается в судебном порядке. Зачастую поводом к этому служит то, что какая-либо из сторон не согласна с суммой ущерба, установленной независимой оценочной компанией.
Согласно ст. 79 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ в компетенции суда находится вопрос о назначении судебной экспертизы, если она нужна для выяснения каких-то вопросов, требующих специальных познаний. Судебная экспертиза назначается судьей на основании определения и поручается специализированным судебно-экспертным организациям.
Процедура судебной экспертизы в целом схожа с независимой оценкой. Только ее инициатором выступают не участники ДТП, не страховщик, а суд. Однако суд может назначить такое исследование по ходатайству сторон процесса.
Участники процесса вправе ставить перед экспертами интересующие их вопросы, так же как и судья. Однако последний не может требовать от экспертов разрешения правовых вопросов, которые может рассмотреть только сам судебный орган (см. п. 8 постановления пленума ВС РФ от 09.12.2008 № 25).
Согласно ч. 6 ст. 12.1 закона № 40-ФЗ проведение судебной экспертизы регламентировано единой методикой, утвержденной положением ЦБ РФ от 19.09.2014 № 432-П. Подробнее об этом виде экспертизы можно узнать из статьи «Судебная экспертиза — понятие и порядок проведения».
Таким образом, в случае несогласия с выводами независимой экспертизы автомобиля после ДТП потерпевший, желающий получить страховую выплату, может не только назначать повторные и дополнительные исследования, но и защищать свои интересы в суде, который, в свою очередь, может назначить судебную экспертизу.
Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит
Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.
Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.
Виды судебной автотехнической экспертизы
Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.
Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
- Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Экспертиза обстоятельств ДТП
Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.
Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.
Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.
Задачи экспертизы обстоятельств ДТП
Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:
- Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
- Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
- Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
- Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
- Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
- Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
- Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
- Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
- Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.
Экспертиза состояния транспортного средства
Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.
Основные задачи экспертизы состояния автомобиля
Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:
- Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
- Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
- Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
- Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.
Транспортно-трассологическая экспертиза
Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.
Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы
При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:
- Определение точного места происшествия.
- Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
- Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
- Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
- Определение механизма столкновения.
- Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
- Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
- Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
- Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.
Экспертиза дорожных условий
Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.
Задачи экспертизы дорожных условий
При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:
- Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
- Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
- Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
- Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
- Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.
ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.
Перечень основных нормативных актов:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: Сколько времени займет проведение автотехнической экспертизы?
Ответ: Судебная автотехническая экспертиза может иметь обширный перечень вопросов и объектов. Для составления заключения может потребоваться проведение различных видов исследований с привлечением нескольких специалистов. Поэтому сроки проведения автотехнической экспертизы определяются для каждого случая индивидуально, в зависимости от многих факторов. Более конкретные сроки вам сможет назвать эксперт после ознакомления с материалами вашего дела. На практике экспертиза в большинстве случаев занимает от 5 до 20 рабочих дней.
Вопрос: Кто может заказать проведение автотехнической экспертизы?
Ответ: Назначить судебную автотехническую экспертизу может суд или следственные органы. Ходатайствовать о проведении независимой автотехнической экспертизы имеют возможность любые лица, являющиеся сторонами или участники дела о ДТП.
Вопрос: Кто проводит автотехническую экспертизу?
Ответ: Проведение судебной автотехнической экспертизы может быть поручено государственному инспектору (сотруднику государственного учреждения судебных экспертиз). Для проведения независимой экспертизы вы можете обратиться к любому эксперту, который имеет соответствующую лицензию.
Вопрос: Кто выбирает организацию для проведения автотехнической экспертизы?
Ответ: Организацию выбирает суд или следственный орган назначивший экспертизу. При этом, оформляя ходатайство, вы можете указать организацию, в которой вы бы хотели заказать проведение экспертизы, а также указать перечень вопросов эксперту. Необходимо отметить, что орган, назначающий экспертизу, не обязан руководствоваться этими пожеланиями. Однако в большинстве случаев назначение экспертизы осуществляется в соответствии с ними.
Вопрос: Могу ли я следить за проведением экспертизы?
Ответ: Стороны дела имеют право принимать участие в осуществлении судебной автотехнической экспертизы. При этом эксперт обязан уведомлять стороны о проведении основных действий по экспертизе. Например, он должен сообщить о дате и времени осмотра места происшествия, о дате, времени и месте осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП и т.д.
2.3. Экспертиза ДТП
Экспертиза ДТП — это научно-техническое исследование обстоятельств происшествия, которое выполняется специалистами, владеющими знаниями в области науки и техники, искусства и ремесел.
Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия (механизма) и установление объективных причин ДТП.
Экспертизы ДТП можно разделить по нескольким признакам:
1. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Подробнее служебное расследование и судебная экспертиза будут рассмотрены ниже.
2. По составу участников экспертизы делят на: единоличные, комиссионные и комплексные.
Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств. Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толковании. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.
Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода, и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты, и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.
3. По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.
Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.
Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов.
Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований Уголовного процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (далее — УПК РФ). Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.
Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.
Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов, вузов, техникумов. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.
Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы на такие ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование.
Материальный ущерб возмещается в административном порядке.
Судебно-медицинский эксперт устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших.
Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях и транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.
Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех фазах, определение объективных причин ДТП и поведения его отдельных участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности?
Эксперт — автотехник для достижения этой цели должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:
выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствующих ДТП. К таким факторам относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация движения и сопутствующие технические средства;
отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;
установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;
определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствие их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.
Традиционно под понятием «судебная автотехническая экспертиза или дорожно-транспортная» экспертиза подразумевается комплекс научно-технических исследований всех аспектов конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области *(171).
Судебная автотехническая экспертиза компетентна устанавливать:
1) техническое состояние транспортных средств, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей;
2) характер их неисправности, полученной в результате происшествия;
3) возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов при эксплуатации и влияние этого на безопасность движения;
4) причины и время возникновения неисправности транспортных средств;
5) причинную связь между указанными неисправностями и дорожным происшествием;
6) механизм (процесс) этого происшествия;
7) скорость движения транспортных средств перед происшествием;
8) тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профиле дорожного полотна;
9) причины заноса и опрокидывания;
10) техническую возможность предотвращения происшествия;
11) соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации транспортных средств, иных нормативных документов.
Практика подсказывает, что в компетенцию этой экспертизы необходимо включить и такой важный момент, как установление причинной связи между превышением скорости движения и происшествием.
Объектами исследования данной экспертизы являются транспортные средства, их части, отделившиеся вследствие ДТП, место ДТП, следы на данном месте, а также материала дела, собранные в ходе расследования (протоколы осмотра, схемы и пр.). Прежде всего, следователь должен хорошо разобраться в протоколах и схемах осмотра места ДТП и транспортного средства.
Путем допросов водителей и свидетелей нужно установить механизм ДТП. Допрос целесообразно производить на месте происшествия, где им легче вспомнить и воспроизвести отдельные моменты и весь механизм происшествия, уточнить нужные расстояния и др.
При допросе водителя, кроме прочего, необходимо установить, в зависимости от характера происшествия: на каком расстоянии опасность была им обнаружена и на каком — он начал реагировать; на каком расстоянии он нажал на тормоз или повернул руль, пытаясь предотвратить случившееся; сколько метров проехал после того, как нажал на тормоз, до непосредственного места происшествия и до остановки; на каком расстоянии наступило, например, ослепление от света фар встречного автомобиля и сколько потом двигался транспорт до места происшествия, масса перевозимого груза и др.
Допрашивая свидетелей, необходимо обратить внимание на то, соответствуют ли их показания предварительно установленным обстоятельствам случившегося. При этом следует учитывать место нахождения свидетеля в момент происшествия.
Когда налицо противоречия в показаниях, которые невозможно устранить допросами и очными ставками, целесообразно на месте происшествия с максимальной точностью воспроизвести все обстоятельства случившегося. Каждый участник и свидетель рассказывают, что они сами видели, слышали, восприняли. После необходимых уточнений и перекрестных вопросов устанавливают действительный механизм происшествия. Эти следственные действия фиксируют в отдельных протоколах и иллюстрируют схемами.
В некоторых случаях нужно произвести следственные эксперименты, результаты которых могут быть использованы также и экспертизой.
а) фактическую скорость движения транспорта, когда отсутствуют объективные данные для экспертных расчетов;
б) видимость и обзорность в разных условиях;
в) фактическую скорость движения пешехода или время пребывания его в поле зрения водителя;
г) эффективность торможения, то есть величину тормозного пути или замедления транспортных средств;
д) время реакции водителя и др.
Называя величину скорости движения транспортного средства, свидетели, как правило, могут допустить и допускают ошибки. Поэтому, чтобы избежать их, нужно сделать следующее. На месте происшествия следует поставить свидетеля на ту точку, откуда он наблюдал случившееся. Затем мимо него несколько раз пропускают на различных скоростях транспортное средство, участвовавшее в ДТП или другое, но той же марки и тех же габаритов. Свидетелю дается задание, чтобы он указал на тот режим движения транспортного средства, который он воспринял во время ДТП. Данный эксперимент нужно повторить несколько раз и найти среднеарифметическую величину скорости по тем режимам движения, на которые указал свидетель.
Для определения экспериментальным путем скорости движения транспортного средства по показаниям водителя нужно, чтобы он несколько раз проехал на месте происшествия, управляя тем же транспортом или другим такой же марки, с той скоростью, которая была перед и во время ДТП. При этом следователь должен сидеть в кабине и, прикрыв чем-нибудь спидометр от водителя, наблюдать и фиксировать его показания. После следует определить среднеарифметическую величину скорости движения.
Экспериментальное определение предельной (максимальной) скорости движения на длинных подъемах производится с помощью секундомера. Разделив длину подъема на время его преодоления, получим нужный результат.
Необходимость в следственном эксперименте на видимость и обзорность обычно возникает, если происшествие было совершено на перекрестках, в темное время, при искусственном освещении улиц и дорог, в условиях тумана, на пересеченной местности (при чередовании коротких подъемов и спусков), на дорогах с частыми поворотами, на узких улицах, лесных дорогах и т.д. Кроме того, он необходим, когда водитель ссылается на то, что случившееся невозможно было предотвратить из-за плохой или недостаточной видимости и обзора.
Устанавливать фактическую скорость движения пешехода необходимо на месте происшествия или рядом с ним, в сходных условиях. Если есть данные, что пешеход двигался быстро, то подбирают несколько человек одного с ним возраста и физического развития. В других случаях, при средних и малых скоростях движения, можно воспользоваться услугами самих участников и свидетелей, так как они лучше воспроизведут характер и скорость движения пешехода.
На отрезке пути, равном пройденному пешеходом, несколько раз пропускают каждого участника эксперимента, измеряя время секундомером. Разделив сумму результатов на их количество, получим среднеарифметическую величину времени, необходимого для преодоления участка пути, а затем делением длины этого пути на среднее время — искомую скорость движения пешехода.
В случаях, когда водитель способен воспроизвести свои действия после обнаружения опасности, время его реакции также можно определить путем следственного эксперимента. Допросив водителя на месте происшествия, определяют расстояние, пройденное транспортным средством после того, как он начал реагировать на опасность, и до того момента, когда нажал на педаль тормоза. Разделив указанный путь на скорость, находим время реакции.
Вопросы должны быть ясными, понятными, непосредственно относящимися к данному происшествию, их нельзя связывать с юридической оценкой обстоятельств и установлением вины участников.
Можно предложить такой примерный перечень вопросов, относящихся к исследованию технического состояния транспорта:
1. Каково техническое состояние транспортного средства, участвовавшего в происшествии? (Этот вопрос нужно ставить, когда эксперт непосредственно осматривал транспортное средство или когда соответствующее заключение инспектора ГИБДД вызывает сомнение.)
2. Возможно ли получение транспортным средством повреждений, перечисленных в протоколе осмотра, и каков механизм их образования?
3. Определить некоторые элементы механизма происшествия в момент его непосредственного совершения, исходя из обнаруженных повреждений (например, какими именно частями произошло столкновение, его угол, положение транспортного средства и пешехода на проезжей части и т.д.).
4. Возможно ли произвольное (без вмешательства водителя или другого лица) изменение режима работы рулевого механизма, рулевых приводов, ножного или ручного тормозов, других агрегатов и механизмов и могло ли это повлиять на безопасность движения?
5. Установить причину разрушения отдельных деталей (технически неправильные эксплуатация, ремонт и обслуживание, производственно-технический брак, конструктивные недостатки и нарушения технических условий при изготовлении, в процессе работы, недоброкачественность деталей, усталость металла и т.д.) и время его возникновения: в момент происшествия, до него или после?
6. Могли ли водители и другие лица, ответственные за ремонт, обслуживание и эксплуатацию транспорта, обнаружить неисправности и разрушение деталей, узлов и механизмов во время обслуживания и ремонта, перед выпуском на линию и во время работы?
7. Есть ли причинная связь между неисправностями и разрушениями, с одной стороны, и происшествием — с другой, в частности, какое из этих обстоятельств является непосредственной причиной происшествия?
8. Какой ремонт — капитальный, текущий — должен быть произведен для устранения полученных повреждений?
Вопросы, относящиеся к установлению механизма происшествия, возможности предотвращения последнего, также необходимо ставить исходя из конкретных обстоятельств. Перечень этих вопросов примерно таков.
1. Определить скорость движения транспортного средства по одному или нескольким перечисленным данным: по следам непосредственного торможения — юза; величине пути движения накатом (движение без торможения при нейтральном положении рычага переключения передач); следам бокового скольжения при заносе; величине радиуса поворота следов или дороги перед опрокидыванием или заносом; по следам бокового скольжения и углам направления их перед столкновением и после него; величине угла опрокидывания и расстояния перемещения после него; по показаниям водителя о том, на каком расстоянии он начал реагировать на опасность, на каком расстоянии до непосредственного места происшествия нажал на педаль тормоза и др.
2. Соответствует ли скорость транспортного средства, установленная расчетным или следственным путем, требованиям безопасности движения в данных условиях?
3. Есть ли причинная связь между превышением скорости движения и происшествием?
4. Какова будет безопасная скорость движения, исходя из видимости и обзорности на том или ином расстоянии?
5. При установленной скорости движения и конкретных дорожных условиях определить длину пути непосредственного торможения — юза, тормозного пути (с момента нажатия на педаль тормоза до остановки), остановочного пути (с момента начала реакции водителя на опасность до остановки).
6. На каком расстоянии от транспорта появилась опасность (пешеход, транспортное средство и пр.) и была ли возможность ее обнаружить?
7. На каком расстоянии от появившейся опасности водитель начал реагировать на нее?
8. Принял ли он необходимые меры для предотвращения происшествия?
9. Соответствуют ли с технической точки зрения механизму происшествия показания участников и свидетелей о появлении опасности?
10. Сколько метров должна составить дистанция безопасности с учетом скорости движения транспортных средств и дорожных условий?
11. Можно ли производить обгон транспортного средства в данной дорожной обстановке?
12. Находятся ли конкретный участок пути, мост или дорожное сооружение в исправном и пригодном для движения состоянии, отвечают ли они требованиям соответствующих нормативных документов?
13. Отвечают ли требованиям безопасности движения продольный или поперечный уклоны пути и радиус поворота дороги?
14. Можно ли было предотвратить данное происшествие, с учетом возможностей торможения, устойчивости, управляемости, маневренности и других эксплуатационных качеств транспортных средств, а также расстояния, позволявшего обнаружить опасность?
15. Какие пункты Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации, Правил техники безопасности и других нормативных документов не выполнены водителями, пешеходами, инженерно-техническими и другими работниками, ответственными за эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспортных средств, и др.
Если нельзя устранить противоречия в обстоятельствах происшествия, об этом следует указать в постановлении. А затем, поставив соответствующие вопросы, требовать от эксперта отдельных выводов по ним *(172).
В практике работы инспекторов ДПС сложилось мнение, что при попутном столкновении транспортных средств виноват водитель того автомобиля, который до столкновения находился сзади. Однако это не всегда соответствует действительности. Для правильного разрешения данной дорожно-транспортной ситуации необходимо рассматривать и изучать комплекс обстоятельств, предшествующих ДТП. Это решается с помощью автотехнической экспертизы ДТП с ответом на вопрос: располагал ли водитель технической возможностью избежать столкновения?
При перекрестных столкновениях транспортных средств на регулируемых перекрестках, если имеют место противоречивые данные о переключениях сигналов светофоров, как правило, обвиняют того водителя, который преодолел меньшее расстояние в границах перекрестка. Подобный подход необходимо считать ошибочным. Истинного виновника в подобном ДТП возможно установить с помощью автотехнической экспертизы, в которой определяются положения транспортного средства в определенные моменты, а именно при переключении сигналов светофора.
В данном случае необходимо выяснить: где находился тот или иной автомобиль в моменты включения разрешающего и запрещающих сигналов светофора?