Приказ школа здоровья

Оглавление:

Приказ школа здоровья

Для свердловчан подготовлены новые методические материалы по оказанию услуг в сфере здравоохранения Подробнее.
23-11-2018

Минстерство здравоохранения РФ в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» проводит информационную капанию под слоганом: «Ты сильнее!» В этом со Подробнее.
21-11-2018

Ежегодно в третий четверг ноября отмечается Между Подробнее.
15-11-2018

Об организации и проведении школ здоровья

Приказом МЗ РБ от 19.07.99г. №445-Д «Об организации и проведении образовательных программ для больных хроническими заболеваниями» было. рекомендовано до 01.10.99 года открыть астма-школы, гастро-школы, школы сахарного диабета, школы здоровья для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, коронарные клубы и школы здоровья для больных с аллергологическими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях, дневных стационарах поликлиник и стационарах дневного пребывания больниц, стационарах МО.

Проведение занятий в школах здоровья для лиц, входящих в группу риска и страдающих хроническими заболеваниями («Кардиоклуб», «Липидный центр», «Астма-школа», «Сахарный диабет», «Здоровый образ жизни». «Здоровье и спорт», «(Культураи здоровье» и др.) предусмотрено также Республиканской комплексной программой по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002-2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров PБ№284 от 26 сентября 2002 года.

Отчет о деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики с указанием числа пациентов, обученных в «школах», включен в ф.30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года №175.

В данную таблицу (4809) включены наименования школ, проведение которых ранее не предусматривалось: школа для больных на хроническом диализе, школа для больных с заболеванием суставов и позвоночника. Школа здоровья для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы разделена на школу для больных с сердечной недостаточностью и школу для больных с артериальной гипертонией. Без изменения остались названия шко­лы для больных бронхиальной астмой, школы для больных сахарным диабетом, школы для беременных. Все другие школы включены в раздел прочих.

«Школой» называется цикл занятий для одной и той же группы слушателейпо утвержденной программе. Программа «школы» должна включать в себя как лекции, так и практические занятия. Содержание программы основывается на методических рекомендациях, в том числе изданных ГБУЗ БЦМП МЗ РБ и распространенных в МО в 1999-2000 годах. Программа включает в себя не менее 5-8 занятий.

Для организации «школы» в МО необходимо издать соответствующий приказ, в котором будут названы ответственные лица за проведение «школы», утверждены программа занятийи расписание работы «школы». Контроль за проведением «школы» должен осуществиться путемвыборочного посещения ее занятий.

Целесообразно проводить занятия в условиях поликлиники 2 раза в неделю в удобное для большинства пациентов время. Для лиц пожилого возраста это будет в диапазоне от 11 до 16 часов, то есть во время светлого промежутка суток. Для работающих — с 18 часов. Продолжительностьзанятия в группах должна составлять 1-1.5 часа в зависимости от характера обучающего материала и состоять из двух частей — теоретической в виде лекции 20-30 минут и практического занятия 30-60 минут для закрепления теоретического мате­риала и обучением навыкам самоконтроля состояния или коррекции патогенною поведения. Для работающих также эффективны «школы выходного дня» с продолжительностью занятий 4-5 часов. Занятия (кроме школы беременных, школы будущей матери и некоторых других) следует проводить осенью, зимой и весной, исключая лето, как период отпусков и проведения населением садово-огородных работ.

Желательно приглашать слушателей школ для больных хроническими заболеваниями через 6-12 месяцев после окончания школы для оценки эффективности проведенных занятий в каждом конкретном случае и, при необходимости, назначения новых консультаций. Мотивация больных на использование полученных при обучении в «школе» практических навыков должна поддерживаться при каждом визите больного к врачу с анализом опыта пациента но их применению и с дополнительными советами в связи с различными ситуациями в жизни больного.

Для повышения эффективности проводимых занятий необходимо иметь наглядные пособия в виде муляжей, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов, памяток, санбюллетеней и прочих материалов. Если их нет или недостаточно для того, чтобы вручить каждому слушателю, надо следить за тем, чтобы пациенты записывали основные положения в тетрадь или блокнот, о необходимости наличия которых на занятиях следует слушателей заранее предупредить. Конференц-залы не являются оптимальным помещением для проведения «школ», так как пациентам трудно в таких условиях записывать излагаемый им материал.

Для занятий в школах, проводимых в поликлиниках, необходимо привлекать не только больного, но и членов его семьи, особенно тех, от которых зависит его режим питания и режим дня.

Наряду с исходным уровнем готовности к сотрудничеству с врачом большое значение для поддержания последующего интереса к занятиям в школе и обеспечению хороших результатов имеет значение соблюдение следующих рекомендаций, разработанных в институте клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова.

  1. Впечатление от первого занятия во многом определяет успех всей реабилитационной программы.
  2. В процессе обучения следует формировать и корректировать несоответствие ожидаемых и реальных результатов программы.
  3. Необходимо подчеркивать «баланс затрат и выгод», которые оценивает больной. При этом затраты время, усилия, хлопоты, средства, направленные на коррекцию поведения, выгоды-перспективы сохранения качества жизни.
  4. Осуществлять постепенное вмешательство в патогенное поведение, подчеркивая эмоциональную привлекательность сапрогенного поведения.
  5. Соблюдение принципа сотрудничества с больным, при котором на больною возлагается личная ответственность за свое здоровье.
  6. Положительное постоянное подкрепление. Следует отмечать любые желательные сдвиги в состоянии больных, хвалить их за прилагаемое усердие.
  7. Желательно обеспечить социальную поддержку, которую участники группы могут оказать друг другу.
  8. Рекомендации должны быть простыми по изложению и несложными для исполнения в повседневной жизни.
  9. Не следует перегружать занятия трудными терминами, сложными научными знаниями.
    Очень важно помнить о том, что главная цель проводимой профилактической работы -это повышение мотивация по коррекции поведения.

Ученый хирург-кардиолог США Майкл Дебейки рекомендует дать следующие рекомендации больному реабилитационной группы перед началом занятий «школы»:

  • не бояться задавать вопросы. Ни один ваш вопрос не будет сочтен глупым, банальным или неподходящим;
  • заранее написать интересующие вопросы;
  • записать отпеты на вопросы или попросить родственников или членов реабилитационной группы записать их;
  • не стесняться спрашивать о значении аббревиатур, технических и незнакомых терминов.

Занятия в «школах» должны проводиться группами по 10-15 человек. Индивидуальные занятия проводятся только с немобильными больными, при этом члены их семей должны приглашаться на занятия в общую группу. Занятия в группе позволяют больным и родственникам, помимо обучения у медицинских работников, обмениваться опытом между собой, получать психологическую поддержку, видя, что с аналогичной проблемой кто-то сумел удачно справиться и т.д.

Объявление о начале работы «школы» должно быть вывешено в доступном для больных и членов их семей месте, в поликлинике за 7-10 дней до открытия «школы», чтобы с информацией ознакомилось большое количество людей. Хороший эффект дает индивидуальное приглашение пациентов как на приеме у врача, так и по пригласительным билетам, распространенным по месту жительства больных.

Обычно на первое занятие приходит самое большое количество слушателей, что надо учитывать при выборе помещения для проведения «школы». С каждым занятием число слушателей может уменьшаться, если их не будет удовлетворять форма изложения и качество приводимой информации.

Учет слушателей «школы» должен вестись по журналу, в котором записываются фамилия, имя, отчество слушателя, его адрес, домашний телефон, причина, по которой он стал слушателем «школы» (пациент, родственник, сосед (пациента) и так далее), дата проведения занятия, его тема, фамилия лектора и фамилия лица, проводящего тренировочное занятие. В журнале отмечается каждое посещение слушателя.

В процессе занятий не рекомендуется включать новых слушателей, надо работать с тем составом, который пришел па первое занятие, выяснять, по возможности, причину отсутствия слушателя и стараться привлечь его к занятиям вновь.

Если есть возможность, для слушателей изготавливаются карточки с фамилией, именем и отчеством каждого пациента, которые устанавливаются на стол перед ним во время занятия.

Заключительное занятие «школ» желательно проводить в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Благодаря вторичной профилактике в школах для больных хроническими заболеваниями повышается качество жизни пациентов, увеличивается ее продолжительность.

Конституцией РБ предусмотрено, что «человек, чьи права и свобода являются высшей ценностью в Республике Башкортостан» (статья 2). В число основных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 44), а в статье 47 говорится, что «каждый имеет право на образование. », «Республика Башкортостан поддерживает различные формы образования и самообразования».

В Кодексе РБ «Об охране здоровья граждан» в статье 2 «Основные принципы охраны здоровья» указан приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. В соответствии со статьей 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье», «Граждане РБ имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом и экологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, другим факторам».

Статья 30 «Права пациента» предусматривает право пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства, на получение пациентом информации о своих правах и обязанностях.

Статья31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» предусматривает, что «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, о диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведения лечения».

Статья 68 предусматривает ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.

Работа «школ» является одним из механизмов реализации прав пациента на здоровье, на получение необходимой ему информации и является одним из видов образования населения, поэтому организация и работа « школ» должны проводиться в обязательном порядке в каждом МО.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н
«Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

С изменениями и дополнениями от:

8 июня 2010 г., 19 апреля, 26 сентября 2011 г., 30 сентября 2015 г.

В соответствии с пунктами 5.2.100.1 и 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427; N 12, ст. 1434) и в целях реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, приказываю:

Информация об изменениях:

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 сентября 2011 г. N 1074н в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения

требования к организации деятельности центров здоровья для взрослого населения по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака согласно приложению N 1;

учетную форму N 025-ЦЗ/у — «Карта центра здоровья» согласно приложению N 2;

учетную форму N 002-ЦЗ/у — «Карта здорового образа жизни» согласно приложению N 3;

отчетную форму отраслевого статистического наблюдения N 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая) согласно приложению N 4;

рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала центра здоровья согласно приложению N 5;

требования к организации деятельности центров здоровья для детей по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению N 6;

учетную форму N 025-ЦЗ/у-2 «Карта центра здоровья ребенка» согласно приложению N 7;

учетную форму N 002-ЦЗ/у-2 «Карта здорового образа жизни ребенка» согласно приложению N 8;

стандарт оснащения оборудованием центра здоровья для взрослого населения по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению N 9.

2. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

организовать центры здоровья в срок до 1 декабря 2009 года;

организовать центры здоровья для детей в срок до 1 декабря 2010 г.;

координировать и обеспечивать деятельность центров здоровья по реализации мероприятий по здоровому образу жизни.

3. Признать утратившим силу абзац 4 п. 1 и приложение N 3 к приказу от 10 июня 2009 года N 302н (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2009 г. N 14111).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2009 г.

Регистрационный N 14871

Установлены новые требования к организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан России, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Центры здоровья создаются в региональных и муниципальных учреждениях здравоохранения, включая учреждения здравоохранения для детей.

В структуру центра здоровья рекомендуется включать кабинеты врачей, прошедших усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике, кабинеты медицинской профилактики, тестирования на аппаратно-программном комплексе, инструментального и лабораторного обследования, кабинет (зал) лечебной физкультуры, школы здоровья.

Центры здоровья уполномочены обучать граждан эффективным методам профилактики заболеваний, консультировать по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Они разрабатывают индивидуальные программы по ведению здорового образа жизни.

Гражданину, обратившемуся (направленному) в центр здоровья, заводится учетная форма N 025-ЦЗ/у «Карта центра здоровья». Также на него заполняется учетная форма N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента». По окончании первичного обращения в центр здоровья на каждого гражданина заполняется учетная форма N 002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни».

По истечении отчетного периода (месяца, года) центры здоровья должны представить сведения о своей деятельности (приведена форма отчета) в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Сводный отчет по все центрам здоровья направляется в Минздравсоцразвития России.

Центры здоровья рекомендуется организовать до 1 декабря 2009 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2009 г.

Регистрационный N 14871

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 30 сентября 2009 г. N 183

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 30 сентября 2015 г. N 683н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 сентября 2011 г. N 1074н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 19 апреля 2011 г. N 328н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минздравсоцразвития России от 8 июня 2010 г. N 430н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Липецкий областной Центр медицинской профилактики

Официальный сайт ГУЗОТ «Центр медицинской профилактики»

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области

Все достижения современной медицины могут остаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформировано партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ведь в конечном итоге только сам пациент выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарственных препаратов или изменить привычный образ жизни.

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение граждан в Школах здоровья (Школах пациента). Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, диспансерах, санаториях и т.д.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Цель создания данных Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

Обучение ориентировано на помощь пациентам и их семьям в понимании своего заболевания, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

  • повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;
  • повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;
  • формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;
  • формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;
  • формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);
  • формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Преимущество группового профилактического консультирования

  • Усиливается действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт.
  • При групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого населения с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.
  • Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр.

Принципы организации Школ здоровья

  • в Школу направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл);
  • занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий;
  • продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;
  • периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;
  • продолжительность занятий 1-1,5 часа.

Структура занятий

Комплектация групп

  • занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
  • контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;
  • набранная группа пациентов должна быть «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
  • критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.

Деятельность «Школ здоровья» на территории Липецкой области регламентировано следующими основными нормативными документами:

  • Приказ управления здравоохранения области № 357 от 18.06.2009 «О совершенствовании деятельности Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Липецкой области»;
  • Методическое письмо управления здравоохранения области № 1-07/3624 от 25.06.2009 «Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения».

Ведение учетно-отчетной документации

  • ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденная приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;
  • ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовая отчетная форма №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденная приказом Росстата от 04.09.2015г. №412 (раздел V, пункт 10. «Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики» (4809));
  • «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.

Всего на территории Липецкой области функционирует более 200 «Школ здоровья» как для взрослого населения, так для детей и их родителей.

Согласно форме №30, утвержденной приказом Росстата от 04.09.2015г. №412, выделяют 8 основных «Школ здоровья»:

  1. «Школа для беременных»;
  2. «Школа для больных сердечной недостаточностью»;
  3. «Школе для больных на хроническом диализе»;
  4. «Школа для больных артериальной гипертензией»;
  5. «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»;
  6. «Школа для больных бронхиальной астмой»;
  7. «Школа для больных сахарным диабетом»
  8. «Школа здорового образа жизни».

Из них на территории Липецкой области организованы 7 основных «Школ здоровья», а также функционируют более 50 школ по альтернативным направлениям .

Уважаемые жители Липецкой области!

Для получения более подробной информации о возможности посещения Школ здоровья необходимо обращаться к специалистам кабинетов (отделений) медицинской профилактики медицинских организаций региона.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. N 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

В соответствии с пунктами 5.2.100.1 и 5.2.101. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427; N 12, ст. 1434) и в целях реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, приказываю:

требования к организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака согласно приложению N 1;

учетную форму N 025-ЦЗ/у — «Карта центра здоровья» согласно приложению N 2;

учетную форму N 002-ЦЗ/у — «Карта здорового образа жизни» согласно приложению N 3;

отчетную форму отраслевого статистического наблюдения N 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая) согласно приложению N 4;

рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала центра здоровья согласно приложению N 5.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

организовать центры здоровья в срок до 1 декабря 2009 года;

координировать и обеспечивать деятельность центров здоровья по реализации мероприятий по здоровому образу жизни.

4. Признать утратившим силу абзац 4 п. 1 и приложение N 3 к приказу от 10 июня 2009 года N 302н (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2009 г. N 14111).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 2009 г.

Регистрационный N 14871

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 19 августа 2009 г. N 597н

Требования
к организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака

1. Настоящие Требования регулируют вопросы, связанные с организацией деятельности центров здоровья в целях реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

2. Формирование здорового образа жизни — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни, в том числе детям; борьбу с факторами риска развития заболеваний; просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем; предотвращение социально-значимых заболеваний, в том числе среди детского населения; увеличение продолжительности активной жизни (далее — Мероприятия).

3. Центр здоровья создается на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований (далее — ЛПУ), включая учреждения здравоохранения для детей.

4. Центр здоровья оснащается в соответствии с перечнем оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (приложение N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 10.06.2009 N 302н (зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2009 г. N 14111) (далее — установленное оборудование).

5. Структура центра здоровья утверждается руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья.

6. В структуру центра здоровья рекомендуется включать:

кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике; кабинет медицинской профилактики; кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования*, кабинет (зал) лечебной физкультуры; школы здоровья.

7. Центр здоровья возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем ЛПУ, в составе которого организован центр здоровья.

8. Работа центра здоровья осуществляется по 2- сменному графику в часы работы ЛПУ.

9. Функциями центров здоровья являются:

информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких;

формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.

10. Центр здоровья оказывает медицинские услуги, в рамках Мероприятий, следующим контингентам граждан:

впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования, в том числе детям 15-17 лет и детям, у которых решение о посещении центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем) самостоятельно; обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья; направленным ЛПУ по месту прикрепления; направленным медицинскими работниками образовательных учреждений; направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья (далее I и II группы состояния здоровья); направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья.

11. Число посещений центра здоровья с целью проведения комплексного обследования, включающего: измерение роста и веса, тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ — сигналам от конечностей), ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса, экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови, комплексную детальную оценку функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный), осмотр врача, определяется вышеуказанным категориям граждан 1 раз в отчетном году.

При необходимости выявления дополнительных факторов риска рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования, на установленном оборудовании.

При обращении для динамического наблюдения, по рекомендации врача центра здоровья, повторно проводятся необходимые исследования и осмотр врача.

12. Ведение учета обратившихся в центр здоровья граждан осуществляется организационно-методическим отделом ЛПУ, на базе которого организован центр здоровья или иным структурным подразделением, на которое возложены соответствующие функции.

13. Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина, по вопросам реализации Мероприятий.

14. Для жителей сельской местности, желающих обратиться в центр здоровья исполнительной власти муниципального образования в сфере здравоохранения, в установленные часы и дни недели может быть организован проезд от ЛПУ до территориального центра здоровья, расположенного в зоне ответственности.

Центром здоровья для жителей сельской местности, проживающих в зоне ответственности центра здоровья, в плановом порядке могут проводиться выездные акции, направленные на пропаганду действий по формированию здорового образа жизни.

15. Гражданину, в том числе ребенку, обратившемуся (направленному) в центр здоровья, средним медицинским работником заводится учетная форма N 025-ЦЗ/у «Карта центра здоровья» (приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года N 597н) (далее — Карта), проводится тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании, результаты которых вносятся в Карту, после чего гражданин, в том числе ребенок, направляется к врачу.

16. Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании, проводит гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.

При необходимости врач рекомендует гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья.

17. В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

18. Сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики (в кабинете здорового ребенка), с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики (в кабинет здорового ребенка), врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) по месту жительства гражданина (по месту прикрепления) соответственно.

19. По окончании случая первичного обращения в центр здоровья, включающего комплексное обследование, на каждого гражданина заполняется учетная форма N 002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года N 597н, которая по желанию гражданина выдается ему на руки.

20. На каждого обратившегося в центр здоровья заполняется учетная форма N 025-12/у «Талон амбулаторного пациента» (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2004 г. N 6188) (далее — Талон)**.

21. По окончании обследования и осмотра врача заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами

государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

22. По истечении отчетного периода (месяца, года) центром здоровья составляется отчетная форма N 68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая), утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года N 597н, которая представляется 10-го числа следующего за отчетным месяцем в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации сводную форму по всем центрам здоровья 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

* В кабинете инструментального и лабораторного обследования проводится обследование на установленном оборудовании.

** графе код услуги проставляется: код комплексного обследования, или код посещения врача, или коды отдельных исследований

Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 19 августа 2009 г. N 597н

1. Дата заполнения__________________________________________________

2. N поликлиники по месту жительства (прикрепления) ________________

3. Фамилия, имя, отчество___________________________________________

4. Дата рождения (число, месяц, год)________________________________

7. Живет постоянно в городе, селе (подчеркнуть)

8. N Страхового полиса______________________________________________

9. Социальное положение: 1- служащий; 2- рабочий; 3- учащийся; 4- неработающий

11. Место работы____________________________________________________

12. Профессия, должность____________________________________________

Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области

Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.

Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.

Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.

Отсутствие организационной, методической и информационной поддержки затрудняет широкое внедрение Школ здоровья в деятельность учреждений здравоохранения Свердловской области, оценку эффективности и проведения контроля качества данной профилактической технологии.

В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья для пациентов в учреждениях здравоохранения Свердловской области

приказываю:

1) положение о Школе здоровья (приложение № 1);

2) перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2);

3) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (приложение № 3);

4) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой (приложение № 4);

5) методику проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа (приложение № 5);

6) методику проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка (приложение № 6);

7) методику проведения занятий в Школе для желающих бросить курить (приложение № 7);

8) оценку эффективности работы Школ здоровья (приложение № 8);

9) организационно-методические рекомендации для проведения Школ здоровья (приложение № 9).

2. Главным врачам государственных учреждений здравоохранения Свердловской области организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение № 1).

3. Рекомендовать начальнику Управления здравоохранения Администрации г. Екатеринбурга Дорнбушу А.А. организовать новые и обеспечить эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев; курортов в соответствии с Положением о Школе здоровья (приложение № 1).

4. Рекомендовать ректору ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России Кутепову С.М. включать вопросы организации и проведения Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки специалистов.

5. Рекомендовать директору ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» Левиной И.А. включать вопросы по организации и проведению Школ здоровья в учебные программы до- и последипломной подготовки.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Медведскую Д.Р.

Министр А.Р. Белявский

о Школе здоровья

1. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

1.2. Школа здоровья (далее Школа) создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

1.3. Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.

1.4. Руководство Школой осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью».

1.5. Работа Школы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

1.6. Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.

1.7. В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением артериальной гипертонии, бронхиальной астмой вне выраженного обострения, сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. В Школу психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.

1.9. В Школу для курящих пациентов направляются желающие бросить курить.

1.10. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.

1.11. Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара, санатории-профилактории, санатории, курорте.

1.12. Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).

1.13. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек.

1.14. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

1.15. Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

1.16. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы.

1.17. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.

2. Задачи Школы здоровья

2.1. Основными задачами Школы для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями являются:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторов риска;

• повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

2.2. Основными задачами Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка являются:

• информирование семьи о психологических аспектах протекания беременности и родов;

• формирование отношения женщины к родам как к естественному физиологическому процессу;

• снижение уровня тревоги женщины за исход беременности и родов;

• мотивация женщины на грудное вскармливание ребенка;

• повышение информированности будущих мам об особенностях психофизического развития, питания и ухода за ребенком первого года жизни;

• укрепление внутрисемейных отношений.

2.3. Основными задачами Школы для желающих бросить курить являются:

• повышение информированности слушателей о влиянии компонентов табачного дыма на здоровье, об эффективных методиках отказа от курения;

• определение курительного статуса;

• повышение мотивации к отказу от курения;

• разработка индивидуального плана по отказу от курения;

• повышение ответственности слушателей за сохранение своего здоровья;

• поддержка выпускникам Школы.

3. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

4. Табель оснащения Школы здоровья

4.1. Обязательное оборудование Школы:

• помещение для занятий площадью 4 м 2 на 1 место, не менее 24 м 2 ;

• столы и стулья в количестве 15 штук;

• доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

• информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

4.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

• проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

• принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

• аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

4.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

5. Обязанности руководителя Школы здоровья

5.1. Обеспечение регулярной деятельности Школы.

5.2. Контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе.

5.3. Оценка организации и качества обучения в Школе.

5.4. Координация деятельности со специалистами других подразделений.

5.5. Ежегодное представление отчета о работе Школы.