Федеральный закон о бесплатных телеканалах

В Госдуму внесен законопроект о бесплатной трансляции всех телеканалов

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, которым вносятся изменения в закон о связи, позволяющие аудитории бесплатно получать основные телеканалы вне зависимости от способа передачи сигнала.

Как ранее пояснил журналистам глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, изменения в закон о связи вносятся для того, чтобы обеспечить нормальные правовые условия для внедрения цифрового телевидения. «Мы приняли решение о том, что ряд телевизионных каналов должны быть бесплатными для получателей вне зависимости от того, доставляются они через эфир, через кабель или через спутник», — сказал министр

Между тем, поправки к закону «О рекламе», ограничивающие с 2011 года долю продавца телерекламы 35%, преподнесли первый сюрприз. В подготовленный Роскомнадзором по запросу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) список федеральных телеканалов не вошли ТНТ и РЕН ТВ. Виноваты законодатели, определившие федеральные каналы как организации, а не группы компаний. Составить перечень федеральных телеканалов ФАС заставил принятый в минувшемдекабре закон «О внесении изменений в ст. 14, 33, 36 ФЗ «О рекламе»». Он запрещает с 29 декабря 2010 года федеральным телеканалам заключать договоры с контрагентом, если его доля «в сфере продаж телевизионной рекламы» превышает 35% от всех поступивших на каналы рекламных бюджетов за последние два года. В законе дается определение федерального канала: это «организация, осуществляющая эфирное телевещание на территории более пяти субъектов РФ».

В подготовленный Роскомнадзором перечень федеральных телеканалов вошли 11 юрлиц, представляющих 15 каналов. У пяти юрлиц — ОАО «Первый канал», ОАО «Телекомпания НТВ», ОАО «ТВ Центр», ООО «Спортивный телеканал 7ТВ» и ООО «Телеканал ТВ3» — их названия исчерпывающе представляют каналы. За ЗАО «ТВ Дарьял» скрывается ДТВ, за ЗАО «ТВ Сервис» — «Муз ТВ», за ОАО «Телерадиокомпания «Петербург»» — «Пятый канал», за ЗАО «Энергия ТВ» — MTV. ФГУП ВГТРК располагает лицензиями сразу на четыре канала — «Россия 1», «Россия 2» (до 2010 года — «Спорт»), «Россия 24» («Вести 24») и «Культура». Наконец, ЗАО «СТС-Регион» представляет и СТС, и «Домашний».

Минкомсвязи: новый перечень бесплатных общедоступных телеканалов

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин провел совещание с представителями медиаиндустрии, посвященное вопросам применения Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года №257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон Российской Федерации «О связи»».

Документ предусматривает распространение обязательных общедоступных телеканалов, входящих в первый и второй мультиплексы, во всех средах вещания без взимания платы с телезрителей. К ним относятся общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ. Закон направлен на сохранение и обеспечение единого информационного пространства в России.

Кроме того, подписаны приказы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, детально разъясняющие положения данного закона.

Минкомсвязь России публикует перечень обязательных общедоступных телеканалов, подлежащих распространению без взимания платы за их просмотр: Первый канал, Телеканал «Россия» («Россия-1»), Телеканал «Россия-2» (после 1 ноября 2015 года — телеканал «Матч ТВ»), Телекомпания НТВ, Петербург — 5 канал, Телеканал «Россия — Культура» («Россия-К»), Российский информационный канал «Россия-24» («Россия-24»), Детско-юношеский телеканал «Карусель», Телеканал «Общественное телевидение России», ТВ-ЦЕНТР — Москва, РЕН-ТВ, СПАС, СТС, «Домашний», ТВ-3, СПОРТ-ПЛЮС, ЗВЕЗДА, МИР, ТНТ, МУЗ-ТВ.

Путин обязал ТВ-операторов бесплатно транслировать все цифровые телеканалы

Президент Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в законы «О СМИ» и «О связи». Внесенные изменения регулируют порядок трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов. Законопроект по поручению Президента России был разработан в 2014 г. Минкомсвязи и одобрен правительством. В начале 2015 г. Госдума одобрила документ в первом чтении, а летом законопроект прошел второе и третье чтения и был одобрен Советом Федерации.

Закон расширяет перечень общедоступных обязательных теле- и радиоканалов, которые должны транслироваться всеми операторами платного ТВ (кабельными, спутниковыми, IPTV) без взимания платы как с вещателей, так и абонентов. Сейчас к числу таковых относятся теле- и радиоканалы, входящие в так называемый Первый мультиплекс. Понятие Первый мультиплекс было введено в 2008 г. с началом программы цифровизации эфирного телерадиовещания. В него указом Президента отнесено 10 телеканалов и три радиостанции.

Какие телеканалы станут бесплатными

Изначально законопроект, разработанный Минкомсвязи, предполагал, что ТВ-операторы должны будут бесплатно транслировать все эфирные телеканалы, получившие лицензии по результатам конкурсов. Речь шла как об аналоговых, так и о цифровых телеканалах, причем не только федеральных, но еще и региональных и муниципальных, на территории вещания которых работает соответствующий оператор.

В варианте законопроекта, внесенном в Госдуму, в перечне обязательных каналов остались только цифровые каналы, по два региональных канала и по одному муниципальному. Перечень региональных и муниципальных каналов должен был установливаться правительством.

Наконец, после второго чтения законодатели оставили в числе обязательных общедоступных телеканалов только цифровые эфирные каналы. Таким образом, ТВ-операторы, в дополнение к каналам Первого мультиплекса, должны будут бесплатно транслировать 10 каналов Второго мультиплекса: «РЕН-ТВ», СТС, «Домашний», «Звезда», «Спас», «Спорт-Плюс» (производства «НТВ-Плюс»), «ТВ-3», ТНТ, «Мир» и «Муз-ТВ».


Владимир Путин подписал закон, обязывающий операторов платного ТВ бесплатно транслировать все цифровые эфирные телеканалы

В будущем этот перечень расширится за счет каналов других мультиплексов цифрового телевидения. При этом, как и сейчас, операторы вправе брать с абонентов плату за доступ к сети. Кроме того, операторам придется соблюдать последовательность вещания телеканалов: для каналов Первого мультиплекса – в порядке, установленным президентом, для остальных каналов – в порядке проведения соответствующих конкурсов.

Кроме того операторам платного ТВ запрещается вносить изменения в сигнал транслируемых каналов. Оператора общедоступных обязательных теле- и радиоканалов будет назначать президент, сейчас таковым оператором является госпредприятие «Российская телерадио вещательная сеть» (РТРС).

Обязательное присоединение к сети РТРС

Важным изменением, внесенным данным законопроектом, явилась необходимость ТВ-операторов осуществлять присоединение к сети РТРС. Сейчас зачастую операторы берут сигнал общедоступных каналов из эфира. Теперь же такая практика будет возможна только в случае отсутствия технической возможности для присоединения к сети РТРС. Ответ какому-либо оператору на предмет возможного присоединения РТРС должен дать в течение 30 дней.

РТРС, в случае присоединения ТВ-оператора к его сети, уведомляет вещателей общедоступных телеканалов об этом. Если же технической возможности присоединиться к сети РТРС нет, то ТВ-оператор будет обязан согласовать выбранный им способ получения сигнала общедоступных обязательных каналов с их вещателями. Ответ на соответствующий запрос вещатель должен дать в течение 30 дней.

Отказать в согласовании выбранной оператором схемы приема каналов вещатель может только в том случае, если в случае ее использования будет транслировать сигнал, не предназначенный для соответствующей территории. Отсутствие ответа от вещателя на запрос ТВ-оператора в течение 45 дней приравнивается к согласию на использование выбранной оператором схемы приема каналов.

Участники рынка платного телевидения не рады предложенным нововведениям. «Совершенно непонятно, каким образом операторы должны будут присоединяться к сети РТРС и зачем это нужно», — говорит вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин.

В ходе рассмотрения законопроект он «стал еще хуже», полагает Силин. «Мы боролись за отмену необходимости соблюдения нумерации каналов, так как, например, в аналоговом вещании это вообще невозможно, — отмечает вице-президент АКТР. – Минкомсвязи нас услышали, но законодатели вновь вписали данную норму».

Принят закон о бесплатных телеканалах

В среду Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части правового регулирования отношений, связанных с трансляцией обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов), сообщила сегодня пресс-служба палаты.

С докладом по этому вопросу выступила член Комитета Госдумы по информационной политике, информационной политике и связи Ольга Носкова. Она высказалась в поддержку законопроекта.

Данным законопроектом предполагается возложить на операторов связи, оказывающих услуги по телерадиовещанию, обязанность транслировать обязательные общедоступные теле- и радиоканалы без взимания платы с абонентов и вещателей. Эта обязанность оператора связи является лицензионным условием осуществления деятельности по оказанию услуг связи в целях телерадиовещания. Обязательными общедоступными телеканалами являются «Россия 1», «Россия 2», «Вести 24», «Культура», «1 канал», «НТВ», «Бибигон», «5 канал. Санкт-Петербург».

Принят новый перечень бесплатных телеканалов.

4 сентября 2015 года, министерство связи утвердило новый список обязательных бесплатных общероссийских телеканалов. Это список из 20 каналов. Бесплатными теперь будут два мультиплекса. Подчеркнуто, что бесплатность и обязательность гарантируется во всех среда вещания.

4 сентября проводилось совещание с представителями медиа-индустрии, до которых четко было донесены основные положения Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” и Федеральный закон Российской Федерации “О связи”»

Список двух бесплатных обязательных мультиплексов, окончательно был согласован и принят. Закон обязывает всех поставщиков ТВ контента, обеспечить обязательный бесплатный доступ абонентам к следующим телеканалам:

  1. Первый канал
  2. Телеканал «Россия» («Россия-1»)
  3. Телеканал «Россия-2» (после 1 ноября 2015 года — телеканал «Матч ТВ»)
  4. Телекомпания НТВ
  5. Петербург — 5 канал
  6. Телеканал «Россия — Культура» («Россия-К»)
  7. «Россия-24»
  8. Детско-юношеский телеканал «Карусель»
  9. Телеканал «Общественное телевидение России» (“ОТР”)
  10. ТВ-ЦЕНТР — Москва
  11. РЕН-ТВ
  12. СПАС
  13. СТС
  14. «Домашний»
  15. ТВ-3
  16. СПОРТ-ПЛЮС
  17. ЗВЕЗДА
  18. МИР
  19. ТНТ
  20. МУЗ-ТВ

В связи с этим, компания «Триколор ТВ» отключившая в своё время бесплатные каналы своим абонентам, обязана восстановить вещание общероссийских телеканалов в полном объёме. Ведь государственный закон нарушать нельзя. К тому же “Триколор ТВ” имеет предписание от «Роскомнадзора» восстановить бесплатное вещание федеральных каналов.

Как иметь бесплатные тв каналы и не платить за это? (не имея собственной антенны)

Как иметь бесплатные тв каналы и не платить за это? (не имея собственной антенны)

В ФЗ «О связи» сказано что:

В общем моему знакомому надоело платить за тв антенну по 100 руб в месяц за 26 каналов, ему достаточно 8 федеральных, главное чтоб бесплатно. Обратился в УК, те говорят что мы не причём у вас договор со сторонней организацией а в платёжках это не мы пишем 100 руб, а РиП пишет. И действительно договор со сторонней организацией нашёлся. Обратились туда, они говорят что у нас никаких бесплатных каналов нет, мы можем просто разорвать договор и отключить вам антенну, оставив совсем без единого канала, вот собственно и всё.

Возникает вопрос, где ему взять эти бесплатные каналы о которых говорится в федеральном законе?
Заранее спасибо.

В ФЗ «О связи» сказано что:

В общем моему знакомому надоело платить за тв антенну по 100 руб в месяц за 26 каналов, ему достаточно 8 федеральных, главное чтоб бесплатно. Обратился в УК, те говорят что мы не причём у вас договор со сторонней организацией а в платёжках это не мы пишем 100 руб, а РиП пишет. И действительно договор со сторонней организацией нашёлся. Обратились туда, они говорят что у нас никаких бесплатных каналов нет, мы можем просто разорвать договор и отключить вам антенну, оставив совсем без единого канала, вот собственно и всё.

Возникает вопрос, где ему взять эти бесплатные каналы о которых говорится в федеральном законе?
Заранее спасибо.

Почему вы считаете что имеете право ТОЛЬКО на бесплатные каналы?
У вас 26 каналов. За 18 вы платите, а за 8 нет — вот вам 8 и достались бесплатно.

А так. комнатная антенна или просто кусок кабеля — и удачи 🙂

Обязательные общедоступные телеканалы уходят в прошлое

24.07.2015 вступили в силу изменения в п.4 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Теперь услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе. Тем самым, существование неких “обязательных общедоступных телеканалов” полностью лишается смысла.

Редакция п.4 ст.46 ФЗ от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» до 24.07.2015:

Оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1 позиции по 10 позицию для телеканалов и с 1 позиции по 3 позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов — по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11 позиции по 20 позицию для телеканалов).Требования к качеству звука и (или) изображения и условия соблюдения последовательности позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.Услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.

Почему лишается смысла установление Указом Президента РФ от 24.06.09 №715 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов? Потому, что теперь оператор связи вправе заявить: мы предоставляем всем абонентам бесплатный доступ к обязательным общедоступным телеканалам, но за доступ к сетям связи необходимо заплатить. Иными словами, абонент платит не за телеканалы, а за сеть, по которой получает их. Представляется, что при допустимости такой трактовки нет смысла устанавливать обязательные общедоступные телеканалы.

Данный вывод подтверждается практикой — получив возможность навязывать абонентам ненужные им услуги ряд компаний воспользовались этим. Например, на Закон.ru есть сообщение о том, что 20-й арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Управления ФАС РФ по Смоленской области, согласно которой ООО «Орбита плюс», навязывавшее гражданам ненужные им услуги (в нарушение ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции»), не вправе было прекратить трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов имеющим задолженность абонентам.

Аналогичный случай зафиксирован мною лично в Ивановской области — НАО «Национальная спутниковая компания» («ТриколорТВ») прекратило трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов абонентам, отказывающимся от приобретения расширенного, по сравнению с ранее существовавшим базовым, пакета программ. По данному факту направлены жалобы в ФАС, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Минкомсвязь. Ивановское УФАС не предприняло никаких мер, более того, при подготовке ответа на жалобу чиновники исхитрились наделать некоторое количество логических и даже грамматических ошибок. Центральный аппарат ФАС также отозвался лишь формальной отпиской. Интересно, что скажут Р оскомнадзор, Роспотребнадзор, и Минкомсвязь.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 25, ст. 3535; N 30, ст. 4600) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.»;

2) статью 25 дополнить частью седьмой следующего содержания:

«Не допускается изменение операторами связи, оказывающими услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), телеканалов и (или) радиоканалов, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемых в эксплуатируемых операторами связи сетях, кроме случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов и случаев, установленных законодательством Российской Федерации.»;

3) статью 32 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 32 1 . Обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы

К обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся:

1) общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент Российской Федерации в целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации;

2) телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации.

Вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала обязан обеспечить его распространение на территории проживания населения Российской Федерации.

Вещателю общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала выдается универсальная лицензия на телевизионное вещание, радиовещание. Вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала вправе осуществлять на территории Российской Федерации эфирное наземное вещание с использованием радиочастот без проведения торгов (конкурса, аукциона).

Покрытие расходов, понесенных вещателями и связанных с эфирным наземным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на территориях малочисленных населенных пунктов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения населенных пунктов к малочисленным населенным пунктам в целях настоящей статьи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обязанности операторов связи по распространению обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов устанавливаются законодательством Российской Федерации в области связи.».

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; 2007, N 7, ст. 835; 2010, N 7, ст. 705; N 31, ст. 4190; 2012, N 31, ст. 4328; N 53, ст. 7578; 2013, N 48, ст. 6162; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4273; N 49, ст. 6928) следующие изменения:

1) статью 19 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 19 1 . Особенности присоединения сетей связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и их взаимодействия с сетями связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов

1. Прием оператором обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов сигнала, посредством которого осуществляется трансляция обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, осуществляется:

при наличии технической возможности — путем присоединения своей сети связи к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона;

при отсутствии технической возможности принять сигнал путем присоединения своей сети связи к сети связи указанного в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона оператора связи, подтвержденной заключением в письменной форме данного оператора, — путем приема сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона (далее — источник сигнала), или иного оператора связи, без заключения договора о присоединении сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов либо путем присоединения своей сети связи к сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов другого оператора связи.

Условия подтверждения наличия или отсутствия технической возможности принять сигнал путем присоединения сети связи оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

2. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, оператор связи, указанный в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, определяет точку присоединения сетей связи и параметры технических средств приема сигнала операторов обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов для обеспечения одинакового содержания телеканала и (или) радиоканала, распространяемых посредством эфирной наземной трансляции и иных видов трансляции на одной территории. При этом оператор связи, указанный в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, в тридцатидневный срок с момента осуществления присоединения сети связи оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обязан уведомить об этом лицо, осуществляющее в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и (или) радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее — вещатель обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала), с указанием точки присоединения сетей связи и сведений об операторе обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, сеть связи которого была присоединена, включая номер его лицензии, территории, на которой обеспечивается предоставление услуг связи посредством присоединенной сети связи, и количества абонентов, обслуживаемых посредством данной сети связи.

3. Оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в случае, указанном в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, до начала трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обязан согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов с вещателем обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала.

4. Для определения технической возможности присоединения, точки присоединения сетей связи и параметров технических средств приема сигнала, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов (далее -оператор-заявитель) направляет оператору связи, указанному в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, заявление в произвольной форме с указанием номера своей лицензии, параметров своей сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, территории, на которой обеспечивается предоставление услуг связи посредством присоединяемой сети связи, и количества абонентов, обслуживаемых посредством данной сети связи. Заявление может быть направлено любым способом, который позволяет подтвердить факт его направления.

В тридцатидневный срок со дня получения заявления оператор связи, указанный в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, обязан рассмотреть заявление и проинформировать оператора-заявителя о наличии технической возможности присоединения, точке присоединения сетей связи и параметрах технических средств приема сигнала либо об отсутствии технической возможности присоединения.

5. Для проведения согласования, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, оператор-заявитель направляет каждому вещателю обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала заявление в произвольной форме, в котором указывает:

номер своей лицензии, параметры своей сети связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, территорию, на которой обеспечивается предоставление услуг связи посредством данной сети связи, и количество абонентов, обслуживаемых посредством данной сети связи;

сведения о выбранных оператором-заявителем местонахождении источника сигнала либо об операторе связи, к сети которого может быть осуществлено присоединение, и местонахождении точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

Заявление может быть направлено любым способом, который позволяет подтвердить факт его направления. К заявлению должно прилагаться заключение об отсутствии технической возможности приема сигнала обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов путем присоединения сети связи оператора-заявителя к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 19 2 настоящего Федерального закона, выданное в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

6. В течение тридцати календарных дней со дня получения заявления оператора-заявителя вещатель обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала обязан рассмотреть заявление оператора-заявителя о согласовании выбранного им местонахождения источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов и направить оператору-заявителю извещение о согласовании местонахождения источника сигнала или местонахождения точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов либо извещение об отказе в таком согласовании с указанием причины отказа.

В извещении об отказе в согласовании местонахождения источника сигнала или местонахождения точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов вещатель обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала обязан предложить оператору-заявителю иное доступное для оператора-заявителя местонахождение источника сигнала или местонахождение точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

Неполучение оператором-заявителем извещения вещателя обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала по истечении сорока пяти календарных дней со дня отправки заявления означает согласование вещателем обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала выбранного оператором-заявителем местонахождения источника сигнала или местонахождения точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

7. Вещатель обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала вправе отказать в согласовании выбранного оператором-заявителем местонахождения источника сигнала или местонахождения точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов только в том случае, если посредством сигнала, принимаемого от указанного в заявлении источника сигнала или в указанной в заявлении точке присоединения, не обеспечивается трансляция обязательного общедоступного телеканала и (или) радиоканала, содержание которых предназначено для территории, на которой оператор-заявитель намерен осуществлять трансляцию данных телеканала и (или) радиоканала.»;

2) пункт 2 статьи 19 2 изложить в следующей редакции:

«2. Оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации.»;

3) абзац второй пункта 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:

«В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии с пунктом 4 статьи 46 настоящего Федерального закона.»;

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.

Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1 позиции по 10 позицию для телеканалов и с 1 позиции по 3 позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов — по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11 позиции по 20 позицию для телеканалов).

Требования к качеству звука и (или) изображения и условия соблюдения последовательности позиций обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.»;

б) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Оператор связи, оказывающий услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), не вправе изменять телеканалы и (или) радиоканалы, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемые в эксплуатируемых им сетях связи, кроме случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов и случаев, установленных законодательством Российской Федерации.».