По бюджету в который зачисляется налог

По бюджету в который зачисляется налог

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации, т.е. разделения на виды (рис. 8.2). В современной теории и практике налогообложения налоги классифицируются следующим образом:

¦ по способу взимания налогов;

¦ органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги;

¦ порядку введения налога;

¦ уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

¦ целевой направленности введения налога. Рассмотрим подробно каждый вид.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому размер такого налога точно определен. Прямые налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от объекта налогообложения (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.); личные прямые налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платеже

способность плательщика налогов. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций и др.

Рис. 8.2. Классификация налогов

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, НДС, налоги с оборота и др.). По объектам взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги: НДС, фискальные монополии (ими облагаются товары и услуги, чье производство и реализация сосредоточены в руках государства), таможенные пошлины. Косвенные налоги оплачиваются в конечном счете потребителями товаров (работ, услуг), так как входят в их цену. Поэтому их называют также налогами на потребление.

По субъекту-налогоплательщику выделяют следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц. К ним относятся подоходный налог (налог на доходы), налог на имущество физических лиц, курортный сбор и др.

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.).

Смешанные налоги. Их уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и т.д.).

По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, последние можно разделить на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Для них размеры налоговых ставок, объекты налогообложения и порядок зачисления суммы в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.

Региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей и округов). Их отличительная черта в том, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации.

Местные налоги и механизм их сбора вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством РФ. Особенностью местных налогов является то, что некоторые из них, например, земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные же ставки таких налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления. Другие налоги и сборы, такие как курортный сбор, вводятся районными и городскими органами власти.

По порядку введения налога выделяют общеобязательные и факультативные налоги.

Общеобязательные устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, независимо от уровня бюджета, в который они поступают. К таким налогам относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, земельный налог и др.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно могут вводиться законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти субъектов Федерации. Взимание этих налогов на определенной территории находится в компетенции органов местного самоуправления. К ним относится, например, налог с продаж, взимание которого прекращено с 2004 г., а также все местные налоги, за исключением общеобязательных.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи делят на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди закрепленных выделяют налоги, поступающие в федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды.

Регулируемые налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, соответствующей действующему бюджетному законодательству. К ним относится налог на прибыль с предприятий и организаций. Одна часть налога поступает в федеральный бюджет, другая — в бюджет субъекта Федерации.

По целевой направленности введения налога налоги делятся на абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, в то время как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. Для целевых налоговых платежей создается специальный фонд или в бюджете вводится специальная статья

Классификация налогов. Налоговая система РФ

Существует несколько вариантов классификации налогов и сборов в зависимости от различных признаков: способа взимания; субъекта и объекта налогообложения; порядка и целевой направленности введения налогов; характера отражения в бухгалтерском учете; сроков уплаты; уровня установления налогов и внесения в них дополнений и изменений.

В первую очередь налоги классифицируют по способу взимания на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с имущества, доходов, прибыли строительных предприятий. Среди них можно выделить налог на имущество предприятий, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (работников строительных предприятий), земельный налог, транспортный налог и т.п.

Косвенные налоги относятся к товарообороту. Они устанавливаются в виде надбавок к цене выполненных строительно-монтажных работ (оказанных услуг, реализованных товаров) или «искусственно» увеличивают себестоимость строительной продукции либо уменьшают финансовый результат деятельности строительных предприятий. Формально их начисляют и уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды строительные предприятия, а фактически платят потребители строительной продукции — застройщики (инвесторы), оплачивая выполненные строительно-монтажные работы (СМР).

В группу косвенных налогов включают:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— единый социальный налог (ЕСН);

— налог на рекламу и т.д.

Объектами налогообложения являются:

• стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реализованных товаров, выполненных СМР для собственного потребления. На нее начисляется НДС, налог с продаж (если услуги, работы, товары реализованы за наличные деньги физическим лицам);

• налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог на прибыль и штрафные санкции в бюджет;

• имущество строительных предприятий — с него уплачивается налог на имущество;

• материальные ресурсы, которыми владеет или использовало строительное предприятие при выполнении СМР. С их налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транспортный, земельный, водный, лесной, на пользование недрами, экологический);

• фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а также страховые взносы в фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

• поступления, связанные с участием строительного предприятия в уставных капиталах других организаций, с доходами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивается налог на доходы от капитала;

• объем работ по организации рекламы. С него рассчитывается налог на рекламу;

• доходы работников строительных предприятий. С них уплачивается налог на доходы физических лиц.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

— федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней;

— региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

— местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

— абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

— целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги — предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

По характеру отражения е бухгалтерском учете различают налоги:

относимые на себестоимость СМР (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

включаемые в цену строительной продукции (НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);

удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Для строительных предприятий последний признак классификации является едва ли не важнейшим. Согласно нормативным предписаниям расходы по одной группе налогов включаются полностью или частично в себестоимость СМР (услуг, товаров), расходы по второй группе относятся на финансовый результат.

Таким образом, определяя порядок отнесения налоговых платежей на те или иные статьи расходов, формируют финансовый результат деятельности строительного предприятия.

Типы классификации налогов представлены на рис. 19.1.

Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке, в совокупности образуют основу налоговой системы.

Налоговая система — взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

• система и принципы налогового законодательства;

• принципы налоговой политики;

• порядок установления и ввода в действие налогов;

• виды налогов и общие элементы налогов;

• порядок распределения налогов по бюджетам;

• система налоговых органов;

• формы и методы налогового контроля;

• права и ответственность участников налоговых отношений;

• порядок и условия налогового производства.

Рис. 19.1. Классификация налогов в РФ

Налоговая система РФ основана на следующих принципах:

— всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

— недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается дифференциация ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

— экономического приоритета. Основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов и сборов;

— презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства. Все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложения трактуются в пользу налогоплательщика;

— ясности и доступности понимания порядка налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну.

В Российской Федерации существует трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение изменений и дополнений определяются исключительно на федеральном уровне.

В перечень федеральных налогов и сборов входят:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• налог на доходы физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог);

• таможенная пошлина и таможенные сборы;

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы — это:

• налог на имущество физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследование и дарение;

• местные лицензионные сборы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах должны публиковаться региональными налоговыми органами не реже одного раза в год.

В бюджеты какого уровня зачисляются денежные средства (налоги), взимаемые в связи с применением УСН и уплатой ЕНВД?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Доходы от ЕНВД полностью зачисляются в доходы местных бюджетов (бюджеты муниципальных районов либо городских округов).

Обоснование вывода:

Пунктом 1 ст. 12 НК РФ в РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные (ст. 13 НК РФ), региональные (ст. 14 НК РФ) и местные (ст. 15 НК РФ). При этом нормы НК РФ не связывают вид налога с видом бюджета, в который он подлежит зачислению.

Кроме того, ст. 18 НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, к которым относятся в том числе УСН и ЕНВД.

В силу п. 7 ст. 12 НК РФ установленные НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. То есть из норм п. 7 ст. 12 НК РФ следует, что налоги, исчисляемые в рамках специальных налоговых режимы, являются разновидностью федеральных налогов.

Представители Минфина России со ссылкой на п. 7 ст. 12 НК РФ также относят налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, к федеральным, не указанным в ст. 13 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 (направлено территориальным налоговым органам для руководства и использования в работе письмом ФНС России от 10.05.2006 N ММ-6-19/481@)).

А в письме от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3 представители Минфина России при рассмотрении вопроса о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного НДФЛ в счет уплаты налога, взимаемого в связи с применением УСН, сообщили, что сумма излишне уплаченного одного федерального налога может быть зачтена в счет недоимки по другому федеральному налогу, тем самым подтвердив отнесение единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, именно к федеральным налогам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 40 БК РФ платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в частности доходы от федеральных налогов, должны зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Так на основании п. 2 ст. 56 БК РФ налог, взимаемый в связи с применением УСН, включая минимальный налог, подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

При этом доходы от ЕНВД, также по нормативу 100%, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов — бюджеты муниципальных районов (городских округов) (п. 2 ст. 61.1 БК РФ, п. 2 ст. 61.2 БК РФ).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

7 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.