Оглавление:
Разъясняем законодательство
Про запреты директору унитарного предприятия
Руководитель унитарного предприятия (ФГУП, ОГУП, МУП) должен соответствовать определенным требованиям, установленным пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).
В целом указанные требования представляют собой запреты:
— быть учредителем (участником) либо директором другого юридического лица (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, полного товарищества или товарищества на вере, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия);
— занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления;
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,
— заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, руководителю унитарного предприятия запрещено совершать сделки без согласия собственника имущества, если в совершении сделок имеется заинтересованность руководителя (ст. 22 Закона).
Важной составляющей данного ограничения является понятие заинтересованности , руководителя в определении условий заключаемой сделки, выборе контрагента и т.п.
Директор ФГУП, ОГУП и МУП признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
— являются второй стороной сделки;
— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;
— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.
Аффилированными лицамипризнаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.
Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;
— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия является основанием для увольнения.
Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.
Так, по результатам мер прокурорского реагирования в 2013 году 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, 2 директора прекратили статус индивидуального предпринимателя, с 3 директорами трудовые договоры расторгнуты.
В 2014 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, с 6 директорами трудовые договоры расторгнуты.
В связи с чем, директорам ФГУП, ОГУП и МУП следует более ответственно подходить к соблюдению установленных для них законом запретов и ограничений
Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда
Об установлении Квалификационных требований, ограничений и запретов для руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Махневского муниципального образования
Текст документа по состоянию на январь 2014 года
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 ноября 2003 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьей 276 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом Махневского муниципального образования, Дума Махневского муниципального образования решила:
1. Установить квалификационные требования, ограничения и запреты для руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Махневского муниципального образования (прилагаются).
2. Руководители муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Махневского муниципального образования, принятые на работу до вступления в силу настоящего Решения, не могут быть уволены с работы, переведены на нижестоящие должности в связи с их несоответствием квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 настоящего Решения.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Опубликовать настоящее Решение в газете «Алапаевская искра».
Глава
муниципального образования
И.М.АВДЕЕВ
Приложение
к Решению Думы
Махневского муниципального образования
от 23 июня 2011 г. N 45
Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для руководителей муниципальных образовательных учреждений Махневского муниципального образования являются знание: приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенции о правах ребенка; педагогики: достижений современной психолого-педагогической науки и практики; психологии; основ физиологии, гигиены; теории и методов управления образовательными системами; современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методов убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основ работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основ экономики, социологии; способов организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданского, административного, трудового, бюджетного, налогового законодательства в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней; основ менеджмента, управления персоналом; основ управления проектами; правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правил по охране труда и пожарной безопасности.
Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для руководителей муниципальных учреждений здравоохранения Махневского муниципального образования являются знание: Конституции Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретических основ социальной гигиены и организации здравоохранения; систем управления и организации труда в здравоохранении; статистики состояния здоровья населения; критерий оценки и показателей, характеризующих состояние здоровья населения; организации медико-социальной экспертизы; организации социальной и медицинской реабилитации больных; медицинской этики; психологии профессионального общения; основ трудового законодательства; основ менеджмента; порядка заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основ страховой медицины; правил по охране труда и пожарной безопасности; основ медицины катастроф.
Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, для руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений других сфер Махневского муниципального образования являются знание: законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия или учреждения, постановлений федеральных, региональных и местных органов власти и управления, определяющих приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; методических и нормативных материалов других органов, касающихся деятельности предприятия или учреждения; профиля, специализации и особенности структуры предприятия или учреждения; перспектив технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия или учреждения; налогового и экологического законодательства; рыночных методов хозяйствования и управления предприятием или учреждением; порядка заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; управления экономикой и финансами предприятия, организации производства и труда; трудового законодательства; правил и норм охраны труда.
Квалификационными требованиями к профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, являются навыки организации и планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, владения информационными технологиями, пользования офисной техникой и программным обеспечением, редактирования документации, организационные и коммуникативные навыки, навыки координирования управленческой деятельности, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров и публичного выступления.
Квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу работы для руководителей муниципальных образовательных учреждений Махневского муниципального образования являются наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу работы для руководителей муниципальных учреждений здравоохранения Махневского муниципального образования являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовского профессионального образования и/или дополнительного профессионального образования, сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшего профессионального (экономического, юридического) образования и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении, стажа работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Квалификационными требованиями к уровню профессионального образования и стажу работы для руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений других сфер Махневского муниципального образования являются наличие высшего или среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения, или в сфере менеджмента и стажа работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных пунктом 3, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Руководитель муниципального унитарного предприятия Махневского муниципального образования не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Махневского муниципального образования может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения главы Администрации Махневского муниципального образования.
Руководитель муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения Махневского муниципального образования не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.
СТАТУС РУКОВОДИТЕЛЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
И. КАМЫНИН
И. Камынин, старший прокурор управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.
Несмотря на различия в предметах правового регулирования уголовного и гражданского законодательства, эти отрасли права содержат сходные понятия и термины. По сути, происходит их конвергенция, что в свою очередь обусловливает использование особых приемов толкования действующих норм. УК РФ содержит ряд институтов, официальная регламентация которых вызывает возражения.
По смыслу примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК руководители унитарных предприятий не могут признаваться должностными лицами, а несут ответственность как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях. Напротив, должностными лицами являются руководители государственных и муниципальных учреждений.
В основу этого положена гражданско — правовая классификация юридических лиц, согласно которой они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии со ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В зависимости от того, кто собственник имущества, унитарные предприятия могут создаваться в форме государственных и муниципальных. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
С такой трактовкой статуса руководителя унитарного предприятия с точки зрения уголовного права можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство. Фактическим собственником переданного унитарному предприятию имущества является государственный либо муниципальный орган. Поэтому системообразующими признаками для уяснения статуса руководителя унитарного предприятия следует признавать государственные механизмы и принципы, установленные и применяемые в сфере отмеченных правоотношений.
Условность выбранного законодателем критерия выражается также в том, что учреждение, являющееся согласно ст. 120 ГК некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью, если это положение зафиксировано в его уставе. Исходя из этого можно заключить, что при определенных условиях руководитель учреждения, признаваемый должностным лицом, фактически является субъектом предпринимательской деятельности.
Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. (далее — Концепция), государственный сектор экономики включает в себя «совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями». Таким образом, деятельность унитарных предприятий и их руководителей не выходит из-под контроля государственных органов и является частью государственной политики.
Во исполнение Концепции Правительством РФ 16 марта 2000 г. принято постановление «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». В нем говорится, что заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями унитарных предприятий осуществляются исключительно федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Мингосимущества. Этим же постановлением утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (далее — Положение). Для проведения конкурса образуется специальная комиссия, в которую с правом решающего голоса включаются представители федеральных органов исполнительной власти и профильных министерств. При назначении на должность руководителей наиболее крупных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение в сфере экономики и национальной безопасности, Концепция предусматривает особый порядок, который должен устанавливаться Правительством РФ.
К претенденту на замещение должности руководителя унитарного предприятия предъявляются определенные требования: он должен иметь высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия и опыт работы на руководящей должности не менее одного года.
Предусмотренные Положением процедуры характерны для замещения именно государственных должностей. Согласно ст. 6 Федерального закона
«Об основах государственной службы Российской Федерации» установлены квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы. В ст. 22 этого Закона определен порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждено Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. В нем нашли отражение административные механизмы, позволяющие объективно оценивать деятельность руководителей унитарных предприятий и на основании этого делать вывод о соответствии их занимаемой должности.
Все это свидетельствуют о том, что вопросы кадрового обеспечения унитарных предприятий являются исключительной прерогативой государства. Что же касается деятельности коммерческих организаций, то их кадровое обеспечение строится на основании иных принципов, главным из которых является свобода принимаемых решений субъектом предпринимательской деятельности.
Государство в лице его уполномоченных органов принимает также важные правоустанавливающие решения, затрагивающие интересы унитарных предприятий. Так, устав унитарного предприятия и контракт с его руководителем должны пройти обязательную процедуру согласования в Мингосимущества. После этого все сведения, имеющие непосредственное отношение к деятельности унитарного предприятия, заносятся в реестр объектов федеральной собственности. Наличие такого реестра служит доказательством того, что государство продолжает осуществлять контроль за своим имуществом, несмотря на то, что оно передано в хозяйственное ведение унитарному предприятию.
Другой важной стороной взаимоотношений между руководителями унитарных предприятий и государственными органами является предусмотренная нормативными актами возможность применения к первым определенных мер ответственности. Ответственность может наступать как в период исполнения руководителем унитарного предприятия своих функций, так и по результатам его деятельности. В Концепции отмечалось, что контракты с руководителями унитарных предприятий должны соответствовать примерным контрактам. Такой Примерный контракт с руководителем федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Мингосимущества от 16 февраля 2000 г. Этим Контрактом предусмотрена ответственность руководителя унитарного предприятия за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Перечень этих мер ответственности включает также возможность увольнения руководителя унитарного предприятия.
С руководителем унитарного предприятия по решению органа исполнительной власти может быть расторгнут заключенный ранее контракт. Среди прочих оснований для принятия подобного решения указан случай разглашения руководителем унитарного предприятия сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Информированность лица о таких сведениях представляет из себя элемент публичного статуса, что и отметил законодатель, связав ее с наличием должностных обязанностей.
В разделе 2 Примерного контракта раскрыты права и компетенция руководителя унитарного предприятия. На основании приведенных в нем норм он вправе: распоряжаться имуществом предприятия в установленных пределах; заключать договоры, в том числе трудовые; выдавать доверенности; открывать в банках расчетные и другие счета; утверждать штатное расписание предприятия; применять к работникам предприятия меры дисциплинарного взыскания и поощрения. Характер решаемых им задач, объем предоставленных прав свидетельствуют о том, что руководитель унитарного предприятия может выполнять как административно — хозяйственные, так и организационно — распорядительные функции.
Эти функции следует рассматривать исходя из их места в системе государственного управления. Они предоставляются руководителю унитарного предприятия государственными органами, которые и принимают решение о назначении конкретного претендента на должность. Стало быть, хотя руководитель унитарного предприятия и обладает определенной долей самостоятельности при принятии административных решений, все его решения находятся в поле зрения (контроля) государственных органов. Можно говорить о так называемом делегировании государством части своих функций руководителю унитарного предприятия, деятельность которог
о по-прежнему остается в системе координат государственного управления. Поэтому он приобретает особый статус государственного служащего, но никак не лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации.
Перед унитарными предприятиями собственник ставит конкретные экономические задачи. В случае их невыполнения Концепция позволяет собственнику принимать решения о несоответствии деятельности унитарных предприятий поставленным перед ними задачам. Последствием принятия подобного решения может стать ликвидация унитарного предприятия; передача унитарного предприятия другому собственнику; его реструктуризация либо преобразование в акционерные общества. Установленный Концепцией порядок принятия решения в отношении унитарных предприятий также применим и к учреждениям. Тем самым оценка рентабельности унитарных предприятий и учреждений, а равно вопросы планирования находятся в исключительном ведении государственных органов — собственников имущества таких предприятий и учреждений. Одинаковый порядок экономического взаимодействия, существующий в отношении унитарных предприятий и учреждений, не позволяет применять различные меры уголовной ответственности к руководителям этих органов.
Для получения и уточнения основных финансовых показателей деятельности унитарных предприятий проводятся ежегодные аудиторские проверки бухгалтерской отчетности. Проведение проверок регламентируется постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий».
Такие проверки имеют важное значение для установления вопросов экономической целесообразности деятельности унитарных предприятий и возможного принятия решения о возбуждении процедуры банкротства. Такая возможность предусмотрена ч. 2 ст. 165 ГК, согласно которой «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации».
Эта норма корреспондируется со ст. 181 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с ней «добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества должника — унитарного предприятия».
Чем примечательны нормы Закона о несостоятельности (банкротстве)? Они не могут применяться к казенным предприятиям, а также к некоммерческим организациям за некоторыми изъятиями. Логика законодателя понятна: нельзя использовать процедуру банкротства в отношении государственного имущества. Продолжая наши рассуждения, можно также заключить, что руководители предприятий и организация, где имеется доля государственного имущества, должны быть исключены из числа должников в связи с возможными требованиями кредиторов. Но такой иммунитет распространяется, как правило, на руководителей, имеющих статус должностного лица. Поэтому, по причине упоминания в числе таких лиц руководителей казенных предприятий, правильно будет включить в этот перечень и руководителей унитарных предприятий. В этом случае между нормами уголовного и гражданского законодательства будет баланс.
Реформирование уголовного законодательства по вопросу определения должностного положения руководителей унитарных предприятий нельзя рассматривать слишком широко. Руководители унитарного предприятия могут создавать свои дочерние предприятия. Вместе с тем руководителей последних уже не следует признавать должностными лицами, поскольку доля государственного имущества в их капитале отсутствует.
С целью уклонения от ответственности за совершение должностных преступлений некоторые руководители унитарных предприятий могут ставить вопрос о преобразовании своих предприятий в акционерные общества. После таких преобразований меняется статус самого руководителя, он становится субъектом преступлений, предусмотренных гл. 23 УК. Чтобы избежать таких поворотов, законодателю следует подумать над вопросом, как урегулировать должностное положение лица и преемственность некоторых его важных признаков при возможных организационных изменениях.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
УКАЗ Президента РФ от 17.12.1997 N 1313
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12
АВГУСТА 1997 Г. N 866 «О ПОСТАВКЕ НА ЭКСПОРТ В 1997 ГОДУ СЫРЬЯ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ, СОДЕРЖАЩЕГО ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024
«О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.01.2000 N 81
«ОБ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.2000 N 234
«О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ И АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ», «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»)
РАСПОРЯЖЕНИЕ Мингосимущества РФ от 16.02.2000 N 189-р
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО КОНТРАКТА С РУКОВОДИТЕЛЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
Законность, N 10, 2000
О порядке назначения на должность, освобождения от должности и аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий
Постановление Администрации города Рубцовска от 13.01.2009 N 17
В целях совершенствования управления муниципальными унитарными предприятиями, повышения эффективности их работы, а также повышения ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий на основании статей 46, 56 Устава муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края постановляю:
1. Утвердить Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия (приложение N 1).
2. Утвердить Положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий (приложение N 2).
3. Утвердить Типовую форму трудового договора с руководителем муниципального унитарного предприятия (приложение N 3).
4. Утвердить Положение о проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий (приложение N 4).
5. Утвердить Типовую форму аттестационного листа (приложение N 5).
6. Опубликовать настоящее постановление в газете «Местное время».
7. Признать утратившими силу:
постановление администрации города Рубцовска от 11.03.1998 N 834 «О проведении конкурса на замещение должности руководителя муниципального предприятия»;
постановление администрации города Рубцовска от 02.12.1998 N 4827 «О внесении изменений и дополнений в «Положение о порядке назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий и учреждений, утвержденное постановлением администрации города от 26.10.1995 N 2738».
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города С.П.Черноиванова.
Глава города
П.П.ГАМАЛЕЕВ
Приложение N 1
к Постановлению
администрации города
от 13 января 2009 г. N 17
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Настоящее Положение определяет процедуру проведения конкурса на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия (далее — конкурс), условия участия в нем, порядок определения победителя конкурса.
2. Конкурс обеспечивает объективность отбора высококвалифицированных специалистов, равный доступ к назначению на замещение должности руководителя муниципального унитарного предприятия и заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение должности (далее — кандидат) руководителя муниципального унитарного предприятия (далее — предприятие), их соответствия квалификационным требованиям к должности руководителя предприятия (далее — квалификационные требования).
3. Конкурс проводится открытым по составу участников.
4. Решение о проведении конкурса принимается главой города на основании предложения отраслевого органа администрации города, осуществляющего координацию деятельности предприятия (далее — отраслевой орган администрации города), согласованного с заместителем главы администрации города, координирующим отраслевую сферу деятельности, в форме распоряжения администрации города Рубцовска.
5. Решением о проведении конкурса утверждаются:
1) состав комиссии по проведению конкурса (далее — конкурсная комиссия);
2) дата, время и место проведения конкурса;
3) форма проведения конкурса (тестовое испытание и (или) индивидуальное собеседование, а также рассмотрение программы деятельности предприятия, представленной кандидатом);
4) форма личного заявления от кандидата на участие в конкурсе.
6. Отраслевой орган администрации города:
1) устанавливает квалификационные требования, в том числе к уровню образования, стажу и опыту работы по профилю деятельности предприятия в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (с изменениями);
2) организует публикацию информационного сообщения о проведении конкурса (далее — информационное сообщение);
3) передает в конкурсную комиссию по окончании срока приема поступившие личные заявления с прилагаемыми к ним документами.
7. Отраслевой орган администрации города совместно с пресс-службой администрации города организуют публикацию информационного сообщения в газете «Местное время», а также размещают его на официальном сайте администрации города Рубцовска не позднее, чем за 30 календарных дней до объявленной в нем даты проведения конкурса.
8. Информационное сообщение должно включать:
1) наименование предприятия, основные характеристики и сведения о месте нахождения предприятия;
2) наименование должности руководителя предприятия;
3) квалификационные требования;
4) место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения;
5) перечень документов, подаваемых кандидатами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
6) срок, до истечения которого принимаются документы для участия в конкурсе;
7) дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса;
8) сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта и др.);
9) критерии отбора победителя конкурса;
10) способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса;
11) типовую форму трудового договора с руководителем предприятия.
9. С момента начала приема заявок конкурсная комиссия предоставляет каждому кандидату возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия, вопросами для тестовых испытаний и (или) индивидуального собеседования.
10. К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование (по профилю деятельности предприятия или высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление»), стаж руководящей работы не менее 5 лет и соответствующие иным квалификационным требованиям, указанным в информационном сообщении, а также способные по своим личным и деловым качествам исполнять обязанности руководителя предприятия.
11. Для участия в конкурсе кандидаты представляют в конкурсную комиссию в установленный информационным сообщением срок следующие документы:
1) личное заявление;
2) анкету, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года N 667-р, черно-белую фотографию размером 4 х 6;
3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
4) удостоверенные кадровой службой администрации города Рубцовска либо заверенные нотариально копии документов о профессиональном образовании, повышении квалификации, о присвоении ученой степени, ученого звания;
5) копию трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность;
6) отзывы с предыдущих мест работы на руководящей должности.
Кандидат вправе представить иные документы, характеризующие его деловую репутацию.
12. Конкурсная комиссия:
1) принимает личные заявления от кандидатов и ведет их учет;
2) проверяет правильность оформления личных заявлений и прилагаемых к ним документов;
3) выдает расписку о получении от кандидата документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения.
13. Конкурсной комиссией не принимаются от кандидата документы в случае, если:
1) представлены не все документы, указанные в информационном сообщении;
2) представленные документы оформлены ненадлежащим образом либо не соответствуют федеральному законодательству;
3) представленные документы не подтверждают право кандидата занимать должность руководителя предприятия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Положением;
4) документы представлены по истечении установленного в информационном сообщении срока.
14. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии.
В состав конкурсной комиссии входят: заместитель главы администрации города, обеспечивающий функционирование отраслевой сферы деятельности, руководитель отраслевого органа администрации города, осуществляющий координацию деятельности предприятия, и муниципальные служащие: отдела по работе с персоналом администрации города, правового отдела администрации города, комитета администрации города по управлению имуществом, отдела по труду администрации города, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города, отраслевого органа администрации города. К работе конкурсной комиссии могут по согласованию привлекаться независимые специалисты, эксперты.
15. Председателем конкурсной комиссии назначается заместитель главы администрации города, обеспечивающий функционирование отраслевой сферы деятельности.
Заместителем председателя комиссии назначается руководитель отраслевого органа администрации города, осуществляющий координацию деятельности предприятия.
Секретарем конкурсной комиссии назначается муниципальный служащий отраслевого органа администрации города.
16. Конкурсная комиссия в срок не позднее одного месяца до дня проведения конкурса:
1) готовит перечень вопросов для тестовых испытаний кандидатов, составляет и утверждает тесты;
2) устанавливает количество (либо процент) правильных ответов, определяющих успешное прохождение тестовых испытаний. Количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение тестовых испытаний, не может быть менее трех четвертей от их общего числа;
3) готовит перечень вопросов для индивидуального собеседования, связанных с выполнением руководителем предприятия должностных обязанностей.
17. Тест составляется на основе перечня вопросов для тестовых испытаний и должен обеспечивать проверку знания кандидатами:
1) отраслевой специфики предприятия;
2) основ гражданского, трудового, налогового, финансового законодательства;
3) основ менеджмента, финансового аудита и планирования.
Тест должен содержать не менее 50 вопросов.
18. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.
19. В случае, если для участия в конкурсе подано единственное личное заявление, конкурсная комиссия вправе принять решение:
1) о назначении кандидата на должность руководителя предприятия без проведения конкурса;
2) о признании конкурса несостоявшимся и проведении повторного конкурса.
20. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов.
21. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием, в отсутствие кандидатов — простым большинством голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии.
При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
22. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии. При подписании протокола мнение членов конкурсной комиссии выражается словами «за» или «против».
23. Конкурс проводится в два этапа.
Первый этап предусматривает проведение тестовых испытаний в письменной форме и (или) индивидуального собеседования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей руководителя предприятия.
На втором этапе кандидат представляет конкурсной комиссии свои предложения по программе деятельности предприятия в запечатанном конверте. Конкурсная комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных кандидатами.
24. Победителем конкурса признается кандидат, успешно прошедший тестовые испытания и (или) индивидуальное собеседование и предложивший наилучшую программу деятельности предприятия.
25. Секретарь конкурсной комиссии направляет каждому кандидату уведомление в письменной форме о результатах конкурса в течение пяти рабочих дней со дня его завершения.
Информация о результатах конкурса в десятидневный срок после его проведения размещается в газете «Местное время» и на официальном сайте администрации города Рубцовска.
26. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения победителя конкурса на должность руководителя предприятия.
27. Документы, представленные участниками конкурса, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение одного года со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в отраслевом органе администрации города, после чего подлежат уничтожению.
Начальник общего отдела
администрации города
Т.Н.ДЕГТЯРЕВА
Приложение N 2
к Постановлению
администрации города
от 13 января 2009 г. N 17
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Настоящее Положение применяется при назначении и освобождении от должности руководителей вновь создаваемых и действующих муниципальных унитарных предприятий (далее — «предприятие»).
Во вновь создаваемых предприятиях руководитель назначается в срок не позднее двух месяцев со дня принятия решения о создании предприятия.
2. Замещение должности руководителя предприятия осуществляется в порядке назначения на должность без проведения конкурса либо в порядке назначения на должность по результатам конкурса.
Проведение конкурса является обязательным при назначении на должность руководителя предприятия, имеющего особое значение для развития города Рубцовска (значительная инвестиционная и инновационная активность; конкурентоспособность; высокие социальные, производственные, экономические или финансовые показатели; выпуск предприятием важнейшего(их) вида(ов) продукции производственно-технического назначения или потребительских товаров, оказание социально значимых услуг и др.).
Лицо, претендующее на замещение должности руководителя предприятия, приступает к исполнению должностных обязанностей после принятия соответствующего распоряжения администрации города, изданного на основании заключенного трудового договора.
3. В случае назначения руководителя предприятия на должность без проведения конкурса кандидатура на должность руководителя предприятия предлагается отраслевым органом администрации города Рубцовска Алтайского края, осуществляющим координацию деятельности предприятия, и согласовывается с заместителем главы администрации города, координирующим соответствующую сферу деятельности.
При назначении кандидата на должность руководителя предприятия в этом случае мнение главы города является определяющим.
Согласование осуществляется путем визирования заявления кандидата на должность руководителя предприятия.
Заключение о несогласовании кандидатуры на должность руководителя предприятия должно быть обоснованным.
Проект распоряжения о назначении на должность руководителя предприятия подготавливается отделом по работе с персоналом администрации города.
Проект распоряжения о назначении на должность руководителя предприятия должен быть завизирован руководителем отдела по работе с персоналом администрации города, юрисконсультом правового отдела администрации города, заместителем главы администрации города, организующим деятельность аппарата администрации города.
4. В случае назначения руководителя предприятия на должность по результатам конкурса к проекту распоряжения администрации города о назначении на должность руководителя предприятия прилагается протокол заседания комиссии.
5. После издания распоряжения администрации города о назначении на должность руководитель предприятия должен быть ознакомлен с ним под роспись. Копии распоряжения администрации города направляются в комитет администрации города по управлению имуществом, отдел по труду администрации города, на предприятие.
6. Издание распоряжения администрации города о назначении на должность руководителя предприятия осуществляется на основании заключенного с руководителем предприятия трудового договора.
7. Трудовой договор должен соответствовать типовой форме трудового договора, утвержденной постановлением администрации города Рубцовска, с отражением в нем особенностей, определяемых спецификой деятельности предприятия.
8. Проект трудового договора оформляется отраслевым органом администрации города.
9. Проект трудового договора должен быть согласован с заместителем главы администрации города, координирующим соответствующую сферу деятельности, руководителями комитета администрации города по управлению имуществом, отдела по труду администрации города, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города, отдела по работе с персоналом администрации города, юрисконсультом правового отдела администрации города, о чем делаются отметки в реестре согласования трудового договора с руководителем предприятия.
При наличии замечаний к проекту трудового договора он возвращается для доработки в отраслевой орган администрации города.
11. После подписания трудового договора обеими сторонами он регистрируется в отделе по работе с персоналом, прошнуровывается, на обороте шнуровка проклеивается и заверяется печатью отдела по работе с персоналом администрации города.
Один экземпляр трудового договора в трехдневный срок передается руководителю предприятия, второй экземпляр хранится в отделе по работе с персоналом администрации города, третий находится в бухгалтерии предприятия.
12. Ответственность за учет, хранение и движение (внесение изменений, дополнений) трудовых договоров и трудовых книжек возлагается на отдел по работе с персоналом администрации города.
В процессе заключения трудового договора отдел по работе с персоналом администрации города формирует личное дело и осуществляет его хранение.
13. Изменения в трудовой договор могут вноситься по инициативе главы города, отраслевого органа администрации города либо руководителя предприятия.
Изменения трудового договора оформляются соглашениями.
Проекты соглашений готовит отраслевой орган администрации города.
Процедура согласования проекта соглашения к трудовому договору соответствует процедуре согласования проекта трудового договора.
После подписания соглашения обеими сторонами оно при необходимости (2 и более листов) прошнуровывается, на обороте шнуровка проклеивается и заверяется печатью отдела по работе с персоналом администрации города.
Вопрос об изменении трудового договора в части условий и размера оплаты труда руководителя предприятия рассматривается отраслевым органом администрации города не чаще одного раза в год, оформляется соглашением к трудовому договору.
Предложения об условиях и размере оплаты труда руководителя предприятия рассматриваются отраслевым органом администрации города с учетом показателей экономической и финансовой эффективности деятельности предприятия, изменения ставки 1 разряда работника основной профессии.
14. Администрация города проводит обязательную аттестацию руководителя предприятия в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации руководителей муниципальных унитарных предприятий, утвержденного постановлением администрации города.
Решение аттестационной комиссии о несоответствии руководителя предприятия замещаемой должности является основанием для подготовки проекта распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия.
Процедура согласования проекта распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия по результатам аттестации соответствует процедуре согласования проекта распоряжения администрации города о назначении руководителя предприятия на должность.
Проект распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия должен быть направлен в выборный орган соответствующей профсоюзной организации для получения мотивированного мнения в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается. Проект распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия по результатам аттестации должен быть передан на подпись главе города не позднее 14 дней с момента принятия аттестационной комиссией решения о несоответствии руководителя предприятия занимаемой должности.
15. В случае расторжения трудового договора с руководителем предприятия до истечения срока его действия по решению главы города при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя предприятия, согласно статье 279 Трудового кодекса Российской Федерации, ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.
Проект распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия подготавливается отделом по работе с персоналом администрации города в течение 2-х дней с момента принятия главой города соответствующего решения.
Проект распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия должен быть согласован лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, и передан на подпись главе города.
Процедура согласования проекта распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия соответствует процедуре согласования проекта распоряжения администрации города о назначении руководителя предприятия на должность.
Трудовые отношения с руководителем предприятия прекращаются с момента подписания главой города распоряжения администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия, которое доводится до сведения лица, замещавшего должность руководителя предприятия, под роспись.
В случае отказа последнего от ознакомления с распоряжением администрации города о досрочном расторжении трудового договора с руководителем предприятия, заверенная копия распоряжения направляется лицу, замещавшему должность руководителя предприятия, по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении).
16. В случае досрочного расторжения трудового договора по взаимному согласию сторон проект распоряжения администрации города об освобождении руководителя предприятия от должности должен быть согласован лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, и передан на подпись главе администрации города в течение 14 дней с момента принятия сторонами трудового договора решения о досрочном расторжении трудового договора.
17. Проекты трудовых договоров и соглашений к ним готовит, согласовывает и представляет в отдел по работе с персоналом отраслевой орган администрации города. Отдел по работе с персоналом проекты трудовых договоров и соглашений к ним представляет главе города на подпись.
Проекты распоряжений администрации города о назначении на должность и освобождении от должности руководителей муниципальных унитарных предприятий готовит, согласовывает и представляет главе на подпись отдел по работе с персоналом.
18. Копии распоряжения администрации города об увольнении руководителя предприятия направляются в комитет администрации города по управлению имуществом, отдел по труду администрации города, на предприятие.
Начальник общего отдела
администрации города
Т.Н.ДЕГТЯРЕВА
Приложение N 3
к Постановлению
администрации города
от 13 января 2009 г. N 17