Заявление в фсс на применение пониженного тарифа

Оглавление:

Подтверждение льготных тарифов

В целях реализации положений статей 57, 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ) сообщает следующее.

Статьями 57 и 58 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в 2010 году и в переходный период 2011 — 2019 годов соответственно.

Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ !’9

семейные ( родовые ) общины коренных малочисленных народов Севера , занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения

с 2011 года пониженные тарифы не применяются

организации и индивидуальные предприниматели , уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности ( в отношении выплат и иных вознаграждений , производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности , облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности )

с 2011 года пониженные тарифы не применяются

организации , за исключением плательщиков страховых взносов , занимающихся производством и ( или ) реализацией подакцизных товаров , минерального сырья , других полезных ископаемых , а также иных товаров в соответствии с перечнем , утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов , а именно :

организации , за исключением плательщиков страховых взносов , занимающихся производством и ( или ) реализацией подакцизных товаров , минерального сырья , других полезных ископаемых , а также иных товаров в соответствии с перечнем , утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов , а именно :

— общественные организации инвалидов ( в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов , их региональных и местных отделений

— общественные организации инвалидов

— организации , уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов , а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов

— организаций , уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов , а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов

— учреждения , созданные для достижения образовательных , культурных , лечебно — оздоровительных , физкультурно — спортивных , научных , информационных и иных социальных целей , а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам , детям — инвалидам и их родителям ( иным законным представителям ), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов

— учреждения , созданные для достижения образовательных , культурных , лечебно — оздоровительных , физкультурно — спортивных , научных , информационных и иных социальных целей , а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам , детям — инвалидам и их родителям ( иным законным представителям ), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов

организации , осуществляющие деятельность в области информационных технологий ( за исключением организаций , имеющих статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны ), которыми признаются российские организации , осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ , баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и ( или ) оказывающие услуги ( выполняющие работы ) по разработке , адаптации , модификации программ для ЭВМ , баз данных ( программных средств и информационных продуктов вычислительной техники ), установке , тестированию и сопровождению программ для ЭВМ , баз данных

организации , осуществляющие деятельность в области информационных технологий ( за исключением организаций , имеющих статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны ), которыми признаются российские организации , осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ , баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и ( или ) оказывающие услуги ( выполняющие работы ) по разработке , адаптации , модификации программ для ЭВМ , баз данных ( программных средств и информационных продуктов вычислительной техники ), установке , тестированию и сопровождению программ для ЭВМ , баз данных

организации и индивидуальные предприниматели , имеющие статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам , работающим на территории технико — внедренческой особой экономической зоны

организации и индивидуальные предприниматели , имеющие статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам , работающим на территории технико — внедренческой особой экономической зоны

хозяйственные общества , созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127- ФЗ «О науке и государственной научно — технической политике» и образовательные учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125- ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Право на пониженные тарифы страховых взносов при производстве мебели

Имеете, если выполнено еще и это условие:

— льготный вид деятельности должен быть для организации основным, т.е. доходы от него должны составлять не менее 70% в общем объеме доходов организации (ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

А так же право на применение пониженного тарифа на обязательное пенсионное страхование (20%) и освобождение от ФОМС

Заявление на применение пониженного тарифа фсс

Подтверждение льготных тарифов

В целях реализации положений статей 57, 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС РФ) сообщает следующее.

Статьями 57 и 58 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в 2010 году и в переходный период 2011 — 2019 годов соответственно.

Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ !’9

семейные ( родовые ) общины коренных малочисленных народов Севера , занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования

организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения

с 2011 года пониженные тарифы не применяются

организации и индивидуальные предприниматели , уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности ( в отношении выплат и иных вознаграждений , производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности , облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности )

организации , за исключением плательщиков страховых взносов , занимающихся производством и ( или ) реализацией подакцизных товаров , минерального сырья , других полезных ископаемых , а также иных товаров в соответствии с перечнем , утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов , а именно :

— общественные организации инвалидов ( в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов , их региональных и местных отделений

— общественные организации инвалидов

— организации , уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов , а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов

— организаций , уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов , а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов

— учреждения , созданные для достижения образовательных , культурных , лечебно — оздоровительных , физкультурно — спортивных , научных , информационных и иных социальных целей , а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам , детям — инвалидам и их родителям ( иным законным представителям ), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов

организации , осуществляющие деятельность в области информационных технологий ( за исключением организаций , имеющих статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны ), которыми признаются российские организации , осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ , баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и ( или ) оказывающие услуги ( выполняющие работы ) по разработке , адаптации , модификации программ для ЭВМ , баз данных ( программных средств и информационных продуктов вычислительной техники ), установке , тестированию и сопровождению программ для ЭВМ , баз данных

организации и индивидуальные предприниматели , имеющие статус резидента технико — внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам , работающим на территории технико — внедренческой особой экономической зоны

хозяйственные общества , созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127- ФЗ «О науке и государственной научно — технической политике» и образовательные учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125- ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Пониженный тариф взносов в 2017 году

Мы организация, Код ОКВЭД 93.04 Физкультурно-оздоровительная деятельность и Код ОКВЭД 93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, оборот наш не превышает 79 млн. руб. Можем ли мы с 2017 года перейти на оплату страховых взносов по тарифу 20% если в данный момент мы уплачиваем 30%. Надо ли писать заявления о применении льгот и куда. Как вообще происходит применение данной льготы на практике.

Да, вы сможете в 2017 году рассчитывать на применение пониженного тарифа по страховым взносам. Объясним подробнее.

Отмеченные вами виды деятельности (ОКВЭД 93.04 и 93.02) относятся к предоставлению персональных услуг. А такой вид бизнеса может подпадать под льготные взносы (письмо Минздравсоцразвития от 22.03.2012 № 792-19). Причем не только в этом году, но и в следующем— 2017 году (подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в нов.ред Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Чтобы применять пониженный тариф вам придется соответствовать следующим условиям:

1) Доходы от льготного бизнеса в совокупности по всем кодам ОКВЭДа группы 93 у вас должны быть не меньше 70% в общем объеме доходов. Доходы нужно определять по итогам каждого отчетного (налогового) периода нарастающим итогом с 1 января.

2) Суммарный доход за год не превышает 79 млн. руб. (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в нов.ред).

Обратите внимание, чтобы подтвердить пониженный тариф взносов отдельных документов и заявлений оформлять не нужно. Вы просто начинаете платить взносы по льготной ставке. Плюс отражаете их в отчетности.

В этом году, те, кто применяют пониженные тарифы, заполняют специальный подраздел 3.2 в форме РСВ-1 ПФР (письмо Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2011 г. № 5071-19). Код ОКВЭД на титульном листе отчета должен совпадать с тем направлением бизнеса, доля доходов от которого указана в подразделе 3.2. Подробнее об этом см. статью по ссылке http://e.26-2.ru/article.aspx?aid=481484&from=panel_soder .А в расчете 4-ФСС — таблицу 4.1.

В следующем году, вероятнее всего, информацию об ОКВЭД вам придется указывать на новом отчете в ФНС. Его сейчас разрабатывают чиновники http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=50365 Так как с 2017 года взносы передадут под контроль налоговой службы.

Если ревизоры выявят расхождения между данными в отчетности и фактическими показателями, то они решат, что компания применяла льготу неправомерно. Соответственно, придется доплатить взносы по общему тарифу (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Заявление, с которым можно спокойно не платить взносы в ФСС

На проходящих сейчас «камералках» по годовым расчетам 4 ФСС фонд запрашивает у компаний документы, подтверждающие право на льготный тариф. Среди привычных бумаг (декларации по «упрощенке», выписки из ЕГРЮЛ) специалисты просят отдельное заявление о применении пониженного тарифа. И хотя, по сути, таким заявлением является сама 4 ФСС с заполненной таблицей 4.3 (письмо ФСС РФ от 18.12.12 № 15-03-11/08-16893), проще с фондом не спорить. Иначе он может прийти с выездной проверкой. Заявление составляют в свободной форме (см. образец).

Сначала в нем надо сообщить, что компания уведомляет фонд о применении нулевого тарифа по страховым взносам в ФСС и с какого периода. Например, с 1 января 2012 года. Затем надо написать, что компания выполнила все условия для применения пониженной ставки. А именно вид ее деятельности входит в список льготных, а объем доходов выше установленного лимита 70 процентов. Причем стоит не просто назвать вид бизнеса, которым компания занимается, но и записать код ОКВЭД по классификатору (он должен быть из числа льготных).

К заявлению надо приложить декларацию по «упрощенке» и информационное письмо из инспекции о применении спецрежима по форме 26.2-7 (утв. приказом ФНС России от 02.11.12 № ММВ-7-3/[email protected]). Кроме того, фонд требует выписку из ЕГРЮЛ, информационное письмо статистики, расчет доли доходов, а также заверенную в инспекции книгу учета за 2012 год. Кстати, заверить книгу за периоды до 1 января 2013 года требует и Минфин (письмо от 11.02.13 № 03-11-11/62).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно, и не займёт много времени, а вы будете в курсе полезной информации, которая нужна Вам для работы.

Срок подачи заявления на получение скидки на тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Вопрос-ответ по теме

Увидела в системе, что заявление в ФСС на скидку по травматизму на 2015 год нужно подать до 1 ноября. Это новшество? Ведь раньше подтверждение основного вида деятельности для получения скидки на новый год подавали до 15 апреля. Или это какое-то другое заявление?

Нет, не новшество. До 15 апреля организация подает сведения для подтверждения основного вида деятельности. На основании полученных документов ФСС России присваивает организации тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год. Ее позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России подается соответствующее заявление для получения скидки на тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как установить тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний зависит от основного вида деятельности организации (предпринимателя). При этом для некоторых организаций (предпринимателей) законодательством предусмотрена возможность уплаты страховых взносов в пониженном размере.

Представление документов в ФСС России

На основании расчетов заполните документы, которые нужно представить в территориальное отделение ФСС России:

  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности.
  • К ним приложите копию пояснительной записки к балансу за предыдущий год (кроме малых предприятий).

    Документы должны быть представлены в территориальное отделение ФСС России (в электронном виде или на бумажном носителе) не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф*.

    Присвоение тарифа

    На основании полученных документов ФСС России присваивает организации тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на текущий год*. О присвоенном тарифе организации должны сообщить в двухнедельный срок с даты представления документов (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2006 г. № 55). Форма уведомления приведена в приложении 3 к постановлению ФСС России от 23 марта 2004 г. № 27.

    Скидки или надбавки к тарифам

    ФСС России может установить организации тариф с учетом скидки или надбавки*. При установлении скидки или надбавки фактические показатели, характеризующие безопасность труда в организации, сравниваются со среднеотраслевыми значениями. На 2014 год среднеотраслевые показатели были утверждены постановлением ФСС России от 30 мая 2013 г. № 110, на 2015 год –постановлением ФСС России от 30 мая 2014 г. № 79.

    Сравнение ведется по трем критериям:

    Скидку к тарифу можно получить, если организация*:

    • зарегистрирована и фактически действует три года или более;
    • своевременно платит текущие взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (не имеет задолженности по ним);
    • не имеет страховых случаев со смертельным исходом.

    Размер скидки рассчитывается по итогам работы организации за три года.

    Это следует из положений пункта 1 статьи 22 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и пунктов 3, 4 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524.

    Чтобы получить скидку на следующий год, не позднее 1 ноября текущего года в территориальное отделение ФСС России нужно подать соответствующее заявление*.

    Скидки устанавливаются с учетом сведений о специальной оценке условий труда (результатах аттестации рабочих мест) и о проведенных обязательных медицинских осмотрах сотрудников по состоянию на 1 января текущего года. Раньше эти сведения нужно было подавать вместе с заявлением. Теперь же они отражаются в таблице 10 раздела II формы-4 ФСС, поэтому подавать их дополнительно не требуется (абз. 2 п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524, подп. 34–34.4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н).

    Присвоенный организации тариф с учетом скидки рассчитывают так:

    Тариф, установленный организации на текущий год (%)

    Платим страховые взносы по сниженным тарифам

    На законодательном уровне установлены три вида тарифов страхового обеспечения:

    1. Общие. Применимы ко всем работодателям, которые не отвечают установленным законодательством критериям. Страхователи общего режима обязаны перечислять платежи в следующих размерах: ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %, ФСС НС и ПЗ – 0,2 %.
    2. Повышенные. Предусмотрены для страхователей, чьи работники заняты на тяжелых работах или трудятся в особых условиях. Исчерпывающий перечень плательщиков, обязанных рассчитываться с бюджетом по повышенным ставкам, указан в 428 статье НК РФ.
    3. Пониженные. Установлены для целого ряда экономических субъектов. Основные критерии определения вида страхователя закреплены в статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов».

    Как оформить пониженный тариф

    Представлять документацию или писать заявление в ФНС теперь не нужно, организация самостоятельно определяет условия оплаты. Сотрудники налоговой службы определят переход компании на сниженные ставки после предоставления расчета по страховым взносам при пониженном тарифе. В РСВ должно быть заполнено одно из приложений № 5-8 к Первому разделу отчета.

    В любом случае проконсультируйтесь с представителем территориального отделения ФНС. Самостоятельный переход на пониженные тарифы по страховым взносам, даже при полном соответствии условиям, может обернуться крупными штрафами. В идеале составьте письмо с детальным изложением сути вопроса и специфики вашего госучреждения, затем отправьте в ФНС. Действуйте в соответствии с официальным ответом чиновников.

    Как применять пониженные тарифы страховых взносов бюджетникам

    В первую очередь определимся, что большинство госучреждений могут требовать снижение ставок по страховым взносам только по одному условию: если применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют льготный вид деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

    В то же время государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов: казенные, бюджетные и автономные, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ. И только автономные организации имеют право применять УСН, для казенных и бюджетных учреждений ведение упрощенки запрещено (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-11-03/15).

    Следовательно, бюджетные и казенные организации не вправе требовать снижения ставок по страховому обеспечению. Исключение: соответствие другим условиям применения пониженного тарифа страховых взносов. Например, бюджетное учреждение имеет статус «участник проекта Сколково», или казенная организация, осуществляет деятельность на основании соглашений с органами особых экономических зон.

    По автономным госучреждениям вопрос применения пониженного тарифа по страховым взносам остается открытым, так как для организаций на УСНО действует дополнительное условие: доля дохода от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70 % от совокупных поступлений.

    Особенности определения доли доходов от льготного вида деятельности

    Основные поступления любого госучреждения — субсидии из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания и целевые средства, а собственные поступления — только небольшая часть. При таком раскладе автономке, льгот по страховым взносам не добиться. Поэтому актуален вопрос: включаются ли субсидии в расчет доли доходов — мнения специалистов разнятся до сих пор.

    Субсидии включать не нужно

    Некоторые специалисты придерживаются мнения, что субсидии и целевые средства, полученные организацией, не следует учитывать, ссылаясь на порядок перехода на УСНО. То есть при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подготовить расчет своих доходов по определенному в статье 346.15 НК РФ порядку. В такой расчет не включают госсубсидии и целевые средства, такие условия прописаны в 251 статье НК РФ. Следовательно, для вычисления доли основных доходов при определении тарифа по страховому обеспечению должен действовать аналогичный порядок.

    Пример: муниципальное автономное образовательное учреждение «Подольская школа» в 2016 году получила доходов:

  • субсидии на выполнение муниципального задания — 30 000 рублей;
  • целевые средства — 1 000 рублей;
  • поступления от предпринимательской деятельности (платные образовательные курсы) — 5 000 рублей.

    Общие поступления: 36 000 рублей.

    Для вычисления не берем субсидии, значит, доход от льготного вида деятельности составил 100% (5000 / 5000 х 100%). Следовательно, госучреждение вправе платить по сниженным ставкам.

    Субсидии включать обязательно

    Большинство чиновников считает, что субсидии — это тот же доход госучреждения, и он должен быть учтен в суммарных поступлениях. Но для прибыли по льготному виду деятельности субсидии не подходят, так как здесь учитывается исключительно поступления от реализации товаров, работ и услуг.

    Пример: проведем расчет для того же примера. Доходы от реализации по льготному виду деятельности / общие поступления *100% = 5000 / 36 000 х 100% = 13,9%.

    Следовательно, автономная организация не имеет права на пониженный тариф по страховым взносам.

    Применение пониженных тарифов страховых взносов турагентами-«упрощенцами»

    Автор: Джабазян Е. Л., эксперт журнала

    Условия применения пониженных тарифов.

    Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

    К сведению:

    Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

    Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

    на обязательное пенсионное страхование – 20 %;

    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

    на обязательное медицинское страхование – 0 %.

    В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

    доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);

    доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

    В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

    Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

    В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

    Обратите внимание:

    Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

    Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

    О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

    С 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст), при этом ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст, утратил силу.

    Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

    Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03-15-05/66714, от 13.09.2017 № 03-15-06/58977, № 03-15-06/58976, от 04.09.2017 № 03-15-05/56663 и др.

    Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие-либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

    электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

    бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

    Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

    От редакции:

    К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

    Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

    В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

    Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

    В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

    В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

    К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

    Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

    Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

    В Письме от 12.10.2017 № 03-15-05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

    А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-15-05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

    Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

    К сведению:

    В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

    Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

    С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

    Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

    Платим страховые взносы по сниженным тарифам

    На законодательном уровне установлены три вида тарифов страхового обеспечения:

    1. Общие. Применимы ко всем работодателям, которые не отвечают установленным законодательством критериям. Страхователи общего режима обязаны перечислять платежи в следующих размерах: ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %, ФСС НС и ПЗ – 0,2 %.
    2. Повышенные. Предусмотрены для страхователей, чьи работники заняты на тяжелых работах или трудятся в особых условиях. Исчерпывающий перечень плательщиков, обязанных рассчитываться с бюджетом по повышенным ставкам, указан в 428 статье НК РФ.
    3. Пониженные. Установлены для целого ряда экономических субъектов. Основные критерии определения вида страхователя закреплены в статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов».

    Как оформить пониженный тариф

    Представлять документацию или писать заявление в ФНС теперь не нужно, организация самостоятельно определяет условия оплаты. Сотрудники налоговой службы определят переход компании на сниженные ставки после предоставления расчета по страховым взносам при пониженном тарифе. В РСВ должно быть заполнено одно из приложений № 5-8 к Первому разделу отчета.

    В любом случае проконсультируйтесь с представителем территориального отделения ФНС. Самостоятельный переход на пониженные тарифы по страховым взносам, даже при полном соответствии условиям, может обернуться крупными штрафами. В идеале составьте письмо с детальным изложением сути вопроса и специфики вашего госучреждения, затем отправьте в ФНС. Действуйте в соответствии с официальным ответом чиновников.

    Как применять пониженные тарифы страховых взносов бюджетникам

    В первую очередь определимся, что большинство госучреждений могут требовать снижение ставок по страховым взносам только по одному условию: если применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют льготный вид деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

    В то же время государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов: казенные, бюджетные и автономные, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ. И только автономные организации имеют право применять УСН, для казенных и бюджетных учреждений ведение упрощенки запрещено (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-11-03/15).

    Следовательно, бюджетные и казенные организации не вправе требовать снижения ставок по страховому обеспечению. Исключение: соответствие другим условиям применения пониженного тарифа страховых взносов. Например, бюджетное учреждение имеет статус «участник проекта Сколково», или казенная организация, осуществляет деятельность на основании соглашений с органами особых экономических зон.

    По автономным госучреждениям вопрос применения пониженного тарифа по страховым взносам остается открытым, так как для организаций на УСНО действует дополнительное условие: доля дохода от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70 % от совокупных поступлений.

    Особенности определения доли доходов от льготного вида деятельности

    Основные поступления любого госучреждения — субсидии из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания и целевые средства, а собственные поступления — только небольшая часть. При таком раскладе автономке, льгот по страховым взносам не добиться. Поэтому актуален вопрос: включаются ли субсидии в расчет доли доходов — мнения специалистов разнятся до сих пор.

    Субсидии включать не нужно

    Некоторые специалисты придерживаются мнения, что субсидии и целевые средства, полученные организацией, не следует учитывать, ссылаясь на порядок перехода на УСНО. То есть при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подготовить расчет своих доходов по определенному в статье 346.15 НК РФ порядку. В такой расчет не включают госсубсидии и целевые средства, такие условия прописаны в 251 статье НК РФ. Следовательно, для вычисления доли основных доходов при определении тарифа по страховому обеспечению должен действовать аналогичный порядок.

    Пример: муниципальное автономное образовательное учреждение «Подольская школа» в 2016 году получила доходов:

    • субсидии на выполнение муниципального задания — 30 000 рублей;
    • целевые средства — 1 000 рублей;
    • поступления от предпринимательской деятельности (платные образовательные курсы) — 5 000 рублей.

    Общие поступления: 36 000 рублей.

    Для вычисления не берем субсидии, значит, доход от льготного вида деятельности составил 100% (5000 / 5000 х 100%). Следовательно, госучреждение вправе платить по сниженным ставкам.

    Субсидии включать обязательно

    Большинство чиновников считает, что субсидии — это тот же доход госучреждения, и он должен быть учтен в суммарных поступлениях. Но для прибыли по льготному виду деятельности субсидии не подходят, так как здесь учитывается исключительно поступления от реализации товаров, работ и услуг.

    Пример: проведем расчет для того же примера. Доходы от реализации по льготному виду деятельности / общие поступления *100% = 5000 / 36 000 х 100% = 13,9%.

    Следовательно, автономная организация не имеет права на пониженный тариф по страховым взносам.