Оглавление:
РСА запустил единые справочники стоимости расчета ремонта в рамках ОСАГО
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 декабря запустил единые справочники средней стоимости для расчета расходов на ремонт автомобиля в рамках ОСАГО, сообщил РСА. Ими должны пользоваться все страховщики, их представители, эксперты-техники и судебные эксперты.
Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ в разрезе 12 экономических районов и подготовлены в соответствии с единой методикой расчета восстановительных расходов, утвержденной Банком России.
«Справочники переданы производителям программных продуктов, все пользователи которых — автосервисы, ремонтные мастерские, технические эксперты и т. д. — смогут воспользоваться ими с 1 декабря», — сказал президент РСА Павел Бунин.
Таким образом, с 1 декабря определение стоимости восстановительного ремонта в рамках ОСАГО должно производиться только с применением единых ценовых справочников.
Кроме того, РСА разработал онлайн-сервис, который позволит любому автомобилисту получить информацию о средней стоимости запасной части и нормочаса в своем экономическом районе. Сервис доступен на сайте РСА .
Закон об ОСАГО с 2003 года действовал в отсутствие единой методики оценки ущерба, утвержденной на уровне нормативного документа. Это приводило к тому, что экспертные оценки одного и того же автомобиля, пострадавшего в ДТП, существенно различались и недовольные размером выплаты автовладельцы обращались в суд.
Согласно принятым этим летом поправкам в закон об ОСАГО с 17 октября страховщики, эксперты-техники и судебные эксперты при проведении независимой технической экспертизы автомобилей обязаны применять единую методику и использовать данные из ценовых справочников, подготовленных РСА.
По словам главы РСА, использование единых справочников позволит устранить ситуации, при которых стоимость ремонта, рассчитанная различными экспертами по одному и тому же ущербу в рамках одного страхового случая, может различаться в несколько раз.
Тем не менее панацеей от всех споров единая методика и ценовые справочники не станут.
«Ценовые справочники содержат 80 млн позиций, но только по наиболее распространенным маркам и моделям автомобилей не старше 2002 года», — отмечал ранее председатель комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергей Дорофеев.
Для «достаточно большого модельного ряда автомобилей» расчет стоимости восстановительного ремонта по-прежнему будет производиться по среднерыночной стоимости методом статистического наблюдения экспертом», говорил он.
Расчет стоимости ремонта
Начиная с 1 декабря судебные эксперты, техспециалисты, работники страховых компаний, рассчитывая цену восстановительного ремонта автотранспорта по ОСАГО, обязаны использовать цены на запчасти и нормо-часы, прописанные в единых справочниках.
Единые справочники для расчета стоимости ремонта по полисам ОСАГО
- Средняя стоимость запасных частей
- Средняя стоимость нормо-часа работ
- Средняя стоимость материалов
Расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО
Российский союз автостраховщиков создал указанные единые ценовые справочники. Цель создания этих документов – для использования в работе по новой единой методике, позволяющей определить цену восстановительного ремонта автотранспорта. Напоминаем, что Центробанк, начиная с 17 ноября, утвердил использование этой методики, как обязательной для технических экспертов, представителей страховых компаний, экспертных организаций, привлеченных для выполнения независимой техэкспертизы автотранспорта. Указанной методикой обязаны пользоваться и судебные эксперты, занятые проведением анализом состояния автомобилей.
В ценовых справочниках прописаны средние ценовые показатели на лакокрасочные товары, автозапчасти, рабочие нормо-часы, прописанные для ремонта пятидесяти марок легкового автотранспорта. Указанный обширный документ пока не затронул грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы. Естественно, что стоимость одной и той же автозапчасти или одной и той же работы будет разной, в зависимости от региона. Однако, не все так плохо, как может показаться.
Всю российскую территорию поделили на двенадцать экономических зон, в которых приблизительно равные цены. Соответственно, сейчас в справочнике прописаны порядка 40 млн. позиций, касающихся различных автозапчастей, работ. Позиции указаны для всех двенадцати зон и для каждой в отдельности.
На нашем сайте все желающие могут ознакомиться с информацией, а также удостовериться в правильности расчета выплаты. Чтобы это выполнить – следует узнать код детали, а еще экономическую зону, к которой относится регион. Код детали узнается по оценке стоимости работ, направленных на восстановление автомобиля – эту оценку, согласно закону, страховая компания предоставляет страхователю. Всемирная паутина может помочь в этом. Обратившись к документам Росстата, можно узнать, какой населенный пункт, город относится к определенной экономзоне.
В этом плане намного легче оказалось техническим экспертам. Они имеют доступ к программному продукту – в нем прописаны все тонкости, а также место, где страхователь будет ожидать выплаты по ОСАГО. РСА предоставляет этот справочный материал в открытом доступе – в будущем планируют проводить усовершенствования. В дальнейшем планируют конкретизацию 12 экономических зон.
Отметим, что до тех пор, пока появилась единая методика – в распоряжении людей было пять методик. Каждая методика имела свою систему подсчетов. По среднерыночной стоимости технический эксперт определял стоимость работ и автозапчастей. Очень часто указанные специалисты использовали не очень высокие цены. В результате стоимость реальной автозапчасти была вдвое дороже, нежели по подсчетам экспертов.
Как считают в РСА, сокращению количества подобных недоразумений поспособствуют единые ценовые справочники. Помимо этого, подразумевается, что мультибрендовые сервисы также будут использовать указанные справочники. Естественно, что дилерские компании будут реализовывать товары по той стоимости, которую им выставляет изготовитель. Однако все остальные смогут увеличить доход, посредством привлечения большего числа покупателей – в этом им поможет использование единых справочников.
Существует один небольшой минус. Учитывая резкий рост валют даже сейчас можно отметить, что настоящая цена многих автозапчастей для импортных автомобилей существенно выше, нежели прописанная в вышеназванном справочнике. Не каждый экономист сможет дать прогноз дальнейшего развития. Раз в 6 месяцев планируют обновлять сведения в справочниках.
Единая стоимость ремонта осаго
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2018 году от ЦентроБанка и РСА. Скачать методики
Для определения полной суммы к возмещению пострадавшей стороне после ДТП, Центробанком была создана единая методика расчета полученного ущерба по ОСАГО в РСА. Ранее система была несколько иначе: водитель попадал в аварию, после чего требовал денежную компенсацию со страховой компании виновника, которая в свою очередь могла выплатить только ту сумму, которая была разрешена законодательством.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2018 году
Еще относительно недавно, суды, если потерпевшему не хватало денег на ремонт, принимали его сторону, так как истец предоставлял чеки и квитанции, которые подтверждали произведенные затраты.
Но позже, Верховный суд дал разъяснения, после которых отстоять свои права на полную компенсацию не получится ни у кого, так как в соответствии с внесенными поправками в Закон об ОСАГО, ущерб определяется экспертами-техниками, которые внесены в специальный реестр.
Новая методика расчета полученного ущерба по ОСАГО от Центробанка (ЦБ РФ) с октября 2014 года начала свое действие и содержит в себе следующую информацию:
Порядок установления и наличия характера повреждений;
Порядок исследования обстоятельств ДТП;
Порядок расчета расходов на материалы, запчасти и работу;
Порядок расчета износа;
Порядок расчета стоимости годных остатков;
Определение стоимости ТС до аварии;
Порядок формирования и утверждения средней стоимости материалов, запчастей и часов.
Как же работает эта методика в 2018 году? Рассмотрим пример: Водитель попал в ДТП не по своей вине, после чего он обращается в страховую виновника, которая в свою очередь предлагает страховое возмещение вреда.
Обратите внимание: С 28 апреля 2017 года владельцам легковых транспортных средств больше не предоставляется возможность выбора между денежным и натуральным возмещением. Со вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО страховое возмещение предполагает только организацию и оплату восстановительного ремонта пострадавшего авто.
ч. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40
«Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется… путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре)».
Страховщик производит расчет стоимости ремонта автомобиля по осаго согласно указанной методике с учетом износа поврежденных деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.
Согласно ч. 16.1 ст. 12 Федерального закона N 40 на возмещение вреда, причиненного легковому авто, вместо ремонта начисляется денежная выплата в следующих случаях:
Авто не подлежит ремонту;
Потерпевший является инвалидом;
Здоровью потерпевшего был причинен вред тяжелой или средней тяжести;
Если затраты на ремонт превышают 400000 руб. или максимальную сумму страховой выплаты;
Если ни одно СТО в списке страховщика не соответствует требованиям ремонта для конкретного ТС;
По соглашению между потерпевшим и страховщиком.
Как рассчитать ущерб по страховке ОСАГО и какая максимальная сумма страховой выплаты
Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:
Детали взамен поврежденных (с учетом износа);
Проведение ремонтных работ.
Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО в 2017 году
Единая методика по расчету ущерба и стоимости восстановления транспортных средств, пострадавших в результате ДТП, считается одним из самых спорных сегментов автогражданки. С точки зрения разработчика – РСА и Центробанка РФ – схема объективно отражает ситуацию на транспортном рынке и не допускает двоякого толкования, а с точки зрения владельцев транспорта все наоборот.
Дело в том, что «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (Положение ЦБ РФ № 432-П от 19 сентября 2014 года) была введена в действие 01 декабря 2014 года, когда курс доллара колебался от 50 до 56 рублей. Да, сегодня он стоит примерно также, но инфляция внесла неприятные коррективы: за три года средняя цена запчастей и ремонта возросла на 30-50% и в ряде случаев эта методика не всегда дает возможность корректно рассчитать стоимость ремонта и восстановления ТС, за что ее часто называют «методикой обмана».
Что представляет собой единая методика?
Единая методика состоит из ряда параметров, влияющих на восстановительный ремонт, среди которых:
- принадлежность к одному из 13 экономических регионов;
- стоимость запчастей, материалов и работ.
Первый пункт делит территорию страны на экономические регионы, отдаленно напоминающие федеральные округа, хотя есть и отдельные позиции: Северный, Калининградский, Крымский, Восточно- и Западно-Сибирский, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный. По мнению РСА, прейскурант на восстановление транспортного средства зависит от распространенности той или иной модели ТС.
Стоимость запчастей, работ и материалов – куда более спорный момент. Во-первых, цену конкретной детали можно узнать, только введя оригинальный код детали, который взять негде (интернет-гипермаркеты Exist или Autodoc не берем). Во-вторых, заявленная номенклатурная ценность нормочасов не дотягивает даже до гаражных сервисов, не говоря об официальных дилерах.
Согласно официальному сайту РСА, нормочас для легкового Fiat на Урале равен 810, Ford – 870, Peugeot – 860, а родственного ему Citroen – 850 руб. Простой опрос представителей сервисов и официальных дилеров показывает: в условиях гаража транспорт починят за 1 000 руб. в час, а у «официалов» — за 1 500 руб. Для достижения адекватных цифр РСА должен пересмотреть тарифные ставки (что делается раз в полгода), но это в свою очередь сразу вызовет удорожание ОСАГО.
Зачем ввели методику расчета ущерба и кому она нужна?
До 2014 года на рынке наблюдался разброс цен на восстановление транспортного средства. При сравнении гаражных сервисов, авторизованных мастерских и официальных дилеров, стоимость работ и услуг могла отличаться в разы. Даже понятие «оригинальных запчастей» было условным, поскольку стоимость, допустим, жигулевских крыльев различалась в Тольятти и Владивостоке.
Журнал «За рулем» провел исследование стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО Nissan Teana. Выяснилось, что по системе РСА машина «под ключ» стоит 158 тыс. руб., а по факту – 248 тыс. руб. Даже когда к элементам был применен признак амортизации, разница составила более 30 тыс. руб. Проще говоря: денег, которые выплатит среднестатистическая страховая компания в Москве, не хватит на полное восстановление, а владельцу придется еще и побегать по разборам.
Расчет убытка по ОСАГО применяется в следующих ситуациях:
- страховыми компаниями при исчислении размера выплат;
- непосредственно РСА для анализа объективности СК;
- независимыми экспертами для понимания реальных затрат;
- судебными органами при исследовании гражданских исков;
- официальными дилерами и сервисами в работе.
При описании внешних повреждений специалист, в соответствии с рекомендациями единой методики описывает:
- площадь повреждения относительно всей детали и глубину;
- вид и степень деформации по отношению к заводской характеристике элемента;
- местоположение повреждения (локализация) для оценки сложности ремонта.
Также при описании нарушений лакокрасочного покрытия, специалист отмечает:
- тип ЛКП — эмаль, металлик, акрил, хамелеон;
- площадь повреждения против всей детали;
- глубину повреждений — лак, краска, грунт, металл;
- наличие слоя из рекламы, аэрографии, винила.
Обратите внимание, что комплекс работ по восстановлению транспортного средства может строиться как на требованиях завода-изготовителя, так и на «сертифицированных ремонтных технологиях». Однако разрекламированная вытяжка вмятин без покраски (PDR) к таковым не относится, поскольку заводской ремонт предполагает только замену поврежденных узлов.
По словам Дениса Митрохова, директора АЦ «Мускул Кар» (г. Екатеринбург), страховые компании нередко отправляют потерпевших за удалением вмятин по ОСАГО в обход Методики, но PDR-центры стараются за такие заказы не браться. Дело в очень низкой оплате: если удаление средней вмятины стоит от тысячи рублей, то страховщик пытается заплатить 100 или 200 руб.
Структура методики
Единая система определения расходов представляет собой солидный документ, состоящий из семи основных глав и 10 приложений. Ее структура состоит из следующих глав и приложений:
Единую методику по ОСАГО могут пересмотреть
Напомню, что сейчас при определении стоимости восстановительного ремонта берется средний ценник на запасные части. Причем средняя цена определяется по экономическому региону. Таких на сегодня тринадцать.
Причем в один экономический могут входить несколько обычных регионов. Например, в Центральный экономический регион помимо Москвы и Подмосковья, входят еще десять областей.
Так вот, УФАС Татарстана посчитало, что такое укрупнение не отвечает реальной экономической картине. Дескать, в одной экономической зоне, но разных субъектах РФ цены на запчасти могут сильно различаться.
Российскому союзу автостраховщиков (РСА) было выдано предписание об устранении такого недостатка.
Вот только не учли в УФАС Татарстана, что методика расчета стоимости восстановительного ремонта определяется Банком России. Причем сама Единая методика полностью этим требованиям и соответствует.
РСА обратился в Арбитражный суд Татарстана с заявлением о признании незаконными актов Татарстанского УФАС. Однако, первую инстанцию РСА проиграл. Дальше союз обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, которая в результате была удовлетворена. УФАС Татарстана и ФАС России обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Поволжского округа, в удовлетворении которых было отказано 5 сентября 2017 года.
Таким образом, действующая Единая методика по сути признана законной и обоснованной. Несмотря на это, в самом союзе не исключают необходимости изменения подхода в определении стоимости ремонта.
«Возможно, мнение УФАС рационально, однако, когда составлялись справочники, РСА действовал в соответствии с единой методикой, в которой эта позиция не была отражена на тот момент», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.
Для того, чтобы расчет цен на запасные части был актуальным для пострадавших, необходимо изменить подход к определению цен на запчасти.
Например, при формировании справочника средней стоимости запасных частей брать за основу данные интернет-магазинов. Ведь сейчас, по сути, рынок запасных частей сместился именно в этот сегмент.
Останется ли существующее сегодня деление на экономические регионы, или будет просто пересмотрен подход к разделению на разные зоны, мы узнаем в ближайшее время.
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА: УЧИМСЯ СЧИТАТЬ
Тема справедливой оценки восстановительного ремонта остается острой, несмотря на то, что Банк России более года назад утвердил «Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». С помощью нашего эксперта Сергея Зубриського попытаемся разобраться, как она работает, на конкретном примере.
Сергей Зубриський
окончил Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) в 1968 году, с 1970 по 2005 годы работал в МВД России, в настоящее время является профессором Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) кафедры «Автомобили и транспортно-технологические системы».
Рассмотрим, как производится расчет размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства (ТС) в случае ДТП по ОСАГО:
- автомобиль – CHERY T11 TIGGO;
- год выпуска – 2009;
- пробег – 85251 км;
- дата ДТП – 18 июля 2015 г.
При расчете будет применяться «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства», утвержденная Банком России 19 сентября 2014 года №432-П (далее по тексту – Единая методика или Методика).
Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно п.п. 3.1. и п.п. 3.2. целью Единой методики является расчет расходов на восстановительный ремонт, установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до дорожно-транспортного происшествия. Перечень повреждений ТС в результате ДТП определяется при первичном осмотре поврежденного транспортного средства и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных осмотров.
Согласно п.п. 3.3 Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется на дату дорожно-транспортного происшествия с учетом условий экономических регионов.
Согласно п.п. 3.4. Единой методики размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС: «…относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа. » В соответствии с Единой методикой размер расходов на восстановительный ремонт поврежденного ТС определяется с учетом расходов на материалы и запасные части, необходимые для ремонта ТС, а также расходов на оплату работ по восстановлению ТС.
Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:
Свр — стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);
Рр — расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;
Рзч — расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).
Главным и самым сложным вопросом был и остается расчет амортизации узлов и агрегатов ТС. Согласно Главе 4 Единой методики, износ всех комплектующих изделий ТС рассчитывается износом ТС в целом. Но на самом деле существует целый ряд узлов и агрегатов ТС, которые не подвергаются или практически не подвергаются амортизации и имеют срок службы на протяжении всего срока службы ТС, но которые могут быть повреждены во время ДТП. Также следует не забывать, что существуют различные условия эксплуатации автомобиля, стиль эксплуатации и уход за ТС самим владельцем. Иными словами, общий подход здесь неприменим. Предложений по решению этого вопроса на сегодня множество, к примеру — индивидуальная оценка состояния ТС, как внешнего, так и технического, при заключении договора ОСАГО.
Согласно требованиям п.п. 4.1. Единой методики, «при расчете размера расходов на восстановительный ремонт стоимость ремонта уменьшается на величину размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)», износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
И ки— износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);
е — основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
∆T — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;
Тки — возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);
∆L — коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки — пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).
Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных видов транспортных средств приведены в приложении 5 данной Методики.
В нашем рассматриваемом случае, на примере автомобиля CHERY T11 TIGGO, значения вышеперечисленных коэффициентов будут следующие:
П.п. 4.3. данной Методики устанавливает следующее: «…срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), подлежащего замене, рассчитывается в годах (с использованием целых значений и применением округления в соответствии с правилами математики) от даты начала эксплуатации транспортного средства либо от даты замены такого комплектующего изделия. Если точная дата начала эксплуатации неизвестна, она принимается равной 1 января года выпуска». Подставляя данные коэффициенты в уравнение (2), получим:
Отсюда следует, что при расчете запасных частей мы будем учитывать износ узлов и агрегатов ТС, равный 44,52%.
Далее определим среднюю стоимость запасных частей на данный автомобиль в московском регионе по п.п. 7.2.1. Единой методики.
При расчете стоимости запасных частей следует помнить следующие критерии поиска, описанные в полной мере в п.п. 7.2.1., а именно: «…сбор исходной информации по ценам на запасные части для формирования общего массива выборки цен, включающих в себя цены максимально доступного количества позиций запасных частей (деталей, узлов, агрегатов), содержащихся в каталогах изготовителей транспортных средств, проводится по публично доступным источникам (например, прайс-листы, информационные базы данных) розничных и оптовых цен компаний, осуществляющих поставки и/или продажи запасных частей в Российской Федерации; …при наличии возможности выбора цен «оригинальной» детали выбирается минимальная (в случае выбора из двух цен) или наиболее близкая к минимальной, но не минимальная (в случае выбора из трех и более цен) цена». А также: «…из всего массива, полученного в результате наблюдений цен в конечных точках продажи, для каждой запасной части (детали, узла, агрегата) из каждой группы цен выбирается (а не рассчитывается) одна цена — средняя. Выборка признается достаточной, если в ней есть три значения…».
В нашем случае поиск запасных частей проходил 13 августа 2015 года Расчет по средней стоимости запасных частей и агрегатов и расчет по износу отображен в таблице1.
ВС признал незаконными справочники о стоимости деталей по ОСАГО
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Татарстану в 2016 году признало РСА нарушителем ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Антимонопольщики пришли к выводу, что справочники стоимости материалов и работ при восстановительном ремонте, которые составляет РСА и применяют в своей деятельности страховые компании, не соответствуют правилам Центробанка. Антимонопольщики также заявили, что цены, указанные в справочнике, намного ниже, чем таковые у официальных дилеров и на сайте exist.ru.
РСА оспорил решение УФАС в судебном порядке. Первая инстанция не нашла нарушений в действиях антимонопольщиков, зато нашла апелляция (дело № А65-16238/2016). Судьи 11-й ААС указали, что РСА в рамках своей деятельности не оказывает страховые услуги. Кроме того, организация составляет справочники в соответствии с прямым властным указанием Центробанка, а значит, такая деятельность не может считаться предпринимательской, и поэтому Союз нельзя привлечь за нарушение закона о конкуренции.
Суд также отклонил довод антимонопольщиков о том, что РСА занимает доминирующее положение на рынке подобных справочников, и указал, что доминирующее положение на соответствующем рынке не может возникнуть вне связи с осуществлением предпринимательской деятельности. С этим согласился и суд округа.
В своей жалобе в Верховный суд антимонопольный орган указывает, что РСА составил справочники неправильно – без соблюдения единой методики ЦБ. Наличие недостоверных сведений о стоимости восстановительного ремонта в Справочниках подтверждается позицией Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, который рекомендовал региональным центрам судэкспертиз не использовать Справочники, в которых отсутствуют ссылки на источники информации либо цены в которых отличаются более чем на 10% от цен в соответствующем регионе.
К этим доводам УФАС прислушалась экономколлегия, которая отменила судебные акты апелляции и кассации и «засилила» решение первой инстанции. ВС пришел к выводу о доминирующем положении РСА на рынке услуг ОСАГО в качестве коллективного представителя интересов страховщиков и признал правоту действий антимонопольщиков при квалификации действий организации. Таким образом, ВС признал Справочники РСА незаконными, и Союзу придется переделать их с учетом методик ЦБ.
Сколько стоит час ремонта
Эту новую методику ФАС планирует разработать еще в этом квартале. Об этом говорится в опубликованной на сайте ведомства дорожной карте по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.
ФАС планирует установить «исчерпывающие подходы к определению средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ» для проведения ремонта по автогражданке и направить соответствующее обращение в Банк России.
Как отмечал в ноябре 2016 года замглавы ФАС Андрей Кашеваров, ведомство опасается, что средние значения стоимости запчастей, используемые при расчете выплаты по ОСАГО, могут быть ниже рыночных. По мнению ФАС, у Российского союза автостраховщиков (РСА) есть возможность влиять на определение размера расходов на восстановительный ремонт автомобиля. В ФАС от граждан, экспертов-техников и оценочных организаций поступали обращения, из которых следовало, что реальные цены, используемые при ремонте машин по ОСАГО, не соответствуют стоимости, которая установлена в справочниках, сформированных на основании «Единой методики».
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ в 13 экономических зонах России.
Применение единой методики обязательно для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и для судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств. Использование единых справочников направлено на устранение ситуации, когда стоимость ремонта, рассчитанная различными экспертами по одному и тому же ущербу в рамках одного страхового случая, может различаться в несколько раз. Последний раз РСА актуализировал справочники в ноябре 2016 года, тогда средняя стоимость запчастей снизилась на 2 процента с момента предыдущей актуализации.
Дело в том, что стоимость запчастей не зависит от инфляции, зато напрямую зависит от курса валют. Ведь, как правило, запчасти покупаются именно на валюту. Что же касается эксклюзивных автомобилей, то у них стоимость запчастей определяется сложением сумм от различных поставщиков в регионе и делением их на количество этих поставщиков.
Увы, не всегда страховщики учитывали стоимость запчастей и работ у официальных дилеров. Возможно, ситуация изменится.