Оглавление:
Земельный налог
Глава 31 НК РФ «Земельный налог»
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота;
- земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования.
Уменьшение производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в поселениях и используемых для с/х производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно
Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивают земельный налог и представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Организации и индивидуальными предпринимателями, уплачивающие авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, уплачивают авансовый платеж и представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам.
Сумма налога (авансовых платежей) исчисляется налоговыми органами
Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления. В течение налогового периода может быть установлено не более двух авансовых платежей по налогу.
Сумма авансового платежа исчисляется как произведение налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки — при установлении одного авансового платежа, и 1/3 налоговой ставки — при установлении двух авансовых платежей.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
5.3 Земельный налог
Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи тельных органов этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Законодательные (представительные) органы муниципальных об разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало гоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ру аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас положенные в пределах муниципального образования (городов феде рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото рого введен земельный налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Определение налоговой базы производится в следующем порядке:
Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос новании сведений государственного земельного ка дастра о каждом земельном участке, принадлежа щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные пред приниматели в отноше нии участков, исполь зуемых ими в пред принимательской дея тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос новании сведений государственного земельного ка дастра о каждом земельном участке, принадлежа щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно го наследуемого владения.
Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами
Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- инвалидов с детства;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:
в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на логовой базы, налоговая база признается равной нулю.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:
Земельный налог (местный налог)
Глава 31 НК РФ «Земельный налог»
обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота;
- земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года , являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на государственный кадастровый учет.
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию, при этом доля определяется согласно кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев изменение кадастровой стоимости:
- вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (изменение учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка);
- по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования.
Налоговый период: календарный год.
Отчетные периоды: 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.
Устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст. 394 (см. выше)
Полностью освобождены от уплаты земельного налога предприятия, организации и учреждения из списка .
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Организации исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если не предусмотрено иное с учетом особенностей для неполного периода.
Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истечении 1, 2 и 3 квартала текущего налогового периода как 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены муниципальными образованиями (законами городов федерального значения).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если муниципальными законами не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Сумма налога к уплате по итогам налогового периода = сумма налога, исчисленная за период минус сумма уплаченных авансовых платежей по налогу.
Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
Налогоплательщики отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Сумма налога (авансовых платежей) налогоплательщиков – физических лиц исчисляется налоговыми органами
В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Срок уплаты налога — не позднее 1 декабря года , следующего за истекшим налоговым периодом.
62.Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. — alekssandrs Jimdo-Page!
62. Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли выступают земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный налог») и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
– земельные участки, изъятые из оборота;
– некоторые земельные участки, ограниченные в обороте (их перечень содержит п. 2, 3, 5 ст. 389 НК);
– земельные участки из состава земель лесного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Для остальных налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами:
– осуществляющими ведение государственного земельного кадастра;
– осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– муниципальных образований.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки не могут превышать:
– 0,3 % в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
– приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами подлежащих уплате в тече
ние налогового периода авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно.
Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
В остальных случаях сумма налога и авансовых платежей по нему исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиком на основании направленного в его адрес уведомления.
Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 1 февраля истекшего налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Земельный налог в 2018-2019 годах — льготы, расчет, ставки
Земельный налог – это платеж за землю, поступающий в местные бюджеты. Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в нашей рубрике, посвященной этому налогу.
Кто платит налог на землю
По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:
- физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
- управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).
Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале.
Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.
Льготы по земельному налогу
В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:
- для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
- для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
- для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен здесь).
Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:
- земли под многоквартирными постройками;
- земельные участки, занятые лесами;
- прочие объекты по земельному налогу (подробности – в статье «Объект налогообложения земельного налога»).
Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах
Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.
Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:
- для строительства;
- находящимся в пользовании менее года;
- льготным.
Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации.
С примером расчета земельного налога предлагаем вам ознакомиться в этом материале.
Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности – здесь).
Как Земельный кодекс связан с земельным налогом
Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее – ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу – налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).
Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте здесь.
О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса
Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:
- объект;
- ставку;
- налоговую базу;
- налоговый период;
- налоговые льготы;
- порядок исчисления и уплаты земельного налога.
Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.
Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации.
НК РФ для юридических лиц определяет срок представления декларации по земельному налогу до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Местный законодатель конкретизирует точную дату подачи отчета. Правильно заполнить отчет поможет наша статья «Подаем налоговую декларацию по земельному налогу (бланк)».
О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по ссылке.
С нюансами расчета земельного налога вас познакомит наш материал.
Сдать декларацию в ИФНС можно как на бумаге, так и по ТКС или через сайт ФНС. Актуальные рекомендации по отправке отчета вы найдете в статьях:
Местные законы могут также предусматривать наличие промежуточных периодов по налогу, определять сроки оплат, а также льготы (подробности – здесь).
ВАЖНО! Срок, выделенный для оплаты земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье.
В какой бюджет поступает земельный налог с организаций
Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО – код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог, читайте в этом материале.
Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика «Земельный налог».
Земельный налог: федеральный, местный или региональный?
Все налоги, действующие на территории РФ, закреплены Налоговым кодексом. Один из них — налог на землю. Земельный налог является обязательным видом платежа для всех, кто имеет земельный участок. Исключения из этого правила, а также особенности этого платежа прописаны в главе 31 Налогового кодекса.
Для того, чтобы понять, в чем разница между местными, региональными и федеральными налогами, а также для того, чтобы ответить на вопрос, земельный налог — местный, или региональный, или федеральный, нужно рассмотреть каждую категорию отдельно.
Коротко о системе налогов в РФ
Все налоги, установленные в РФ, можно разделить на местные, региональные и федеральные.
Федеральными налогами называют налоговые платежи, которые установлены Налоговым кодексом. Они должны уплачиваться на всей территории России.
Региональные налоги устанавливаются главным налоговым документом и законами субъектов РФ. Эти платежи должны уплачиваться на территории субъекта РФ, установившего налог.
При установлении таких налогов законодательными органами госвласти субъектов РФ должны быть определены (если этого не установлено в НК):
- порядок уплаты налогов;
- ставка;
- сроки уплаты.
По региональным налогам все другие элементы, в том числе и круг налогоплательщиков, определяются Налоговым кодексом.
Представительные органы каждого субъекта РФ уполномочены устанавливать особенности определения:
- налоговых льгот;
- порядка и оснований применения льгот;
- налоговой базы.
Местными налогами называются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом и муниципальными образованиями (нормативными правовыми актами их представительных органов). Такие налоги должны уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.
Муниципальные образования уполномочены определить (если эти элементы не установлены НК) ставку налога, сроки и порядок его уплаты. Налогоплательщики местных налогов и другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом.
Муниципальные образования вправе самостоятельно установить налоговые льготы, перечень оснований их применения и порядок их получения, а также особенный порядок определения базы налога.
Земельный налог — это какой налог?
В ст. 387 НК указано, что рассматриваемый налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами муниципальных образований (его представительных органов). Этими же документами этот платёж вводится в действие и регулируется порядок прекращения его действия. Налог должен уплачиваться на территориях этих муниципалитетов.
Отвечая на вопрос, земельный налог — это федеральный налог или региональный, можно однозначно ответить: ни тот, ни другой. Исходя из определения, приведённого выше, и согласно статье 15 НК земельный налог является местным налогом.
Этот платёж установлен непосредственно в отношении имущества налогоплательщика, которое служит основанием для налогообложения. Это значит, что земельный налог относится к категории налогов, которые принято называть прямыми.
- городской округ;
- городское или сельское поселение;
- городской округ с внутригородским делением;
- муниципальный район;
- внутригородская территория города федерального значения;
- внутригородской район.
В какой бюджет зачисляется земельный налог
Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:
- городских округов;
- муниципальных районов;
- городских поселений;
- городских округов с внутригородским делением;
- внутригородских районов;
- сельских поселений.
Экономическая сущность земельного налога
Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.
Земельный налог
Земельный налог — плата, взимаемая за пользование земельными участками. Действие такого налога регламентируется главой 31 НК РФ. Вводится действие закона в силу федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Однако они определяют исключительно налоговые ставки, сроки и порядок уплаты начисленных сумм. Все остальные элементы налога регулируются только НК РФ.
Кто платит земельный налог: кто именно является налогоплательщиком?
Налогоплательщики определены ст. 388 НК РФ. В группу включены физические, юридические лица, владеющие или использующие земельные участки:
- На праве бессрочного использования.
- На праве собственности.
- После процедуры наследуемого пожизненного дарения.
В группу налогоплательщиков законодатель не включил лиц, которые арендуют участок земели, а также получили его на праве бессрочного использования.
Земельный налог: объект налогообложения
Объектом налогообложения выступят все земельные участки, которые располагаются в пределах тех муниципальных образований, где действуют соответствующий налог. Базой для налогообложения служит стоимость земельного участка, которая определяется законодательством РФ.
Для некоторых групп плательщиков установлены льготы по налогообложению – необлагаемый минимум в 10000 руб. (согласно ст. 394 НК РФ).
Ставка земельного налога
Она устанавливается, закреплена в соответствии со ст. 394 НК РФ. Действуют такие максимальные значения:
- 0,3% – для участков сельскохозяйственного назначения, занятых личным подсобным хозяйством, жилищным фондом.
- 1,5% – для прочих земельных участков.
Это максимальный уровень ставок. Размер налога может устанавливаться индивидуально каждым муниципальным образованием.
Отчетность: декларация по земельному налогу
Подают отчетность – декларацию о земельном налоге только налогоплательщики по месту фактического нахождения земельного участка. Заполнить декларацию и сдать ее в контролирующий орган позволяет программные продукты оператор Такском, устанавливаемая компанией АИСТ. Сроком сдачи отчетности является срок до 01.02 года, который последует за отчетным. Не предоставление отчета, неуплата налога в установленные сроки влекут за собой штрафные санкции.
К каким налогам относится земельный налог?
К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.
Земельный налог в системе налогообложения России
В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.
Общая характеристика налоговой системы России
Налоги — это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным государственным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.
Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и местных, говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.
На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.
Земельный налог в классификации налогов
Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:
по месту поступления:
- региональные;
- федеральные;
- местные;
- по применению:
- общие;
- специальные;
- по исчислению денежных средств:
- прямые;
- косвенные;
- по субъектам обложения:
- с физических лиц;
- с юридических лиц.
Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.
По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.
Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.
Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).
Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31. Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образований, соответствуя нормативно-правовым актам их представительных органов. На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.
Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:
- порядок исчисления.
- объект налогообложения;
- налоговый период;
- налоговая база;
Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:
- сроки и порядок уплаты;
- налоговые ставки;
- порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.
Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7(499)350-8059 .
- Санкт-Петербург: +7(812)309-9401 .
Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.
Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.
Налоговая категория – это уровень ставки, по которой облагается объект. Ставки определяются в процентах к кадастровой стоимости земли.
Если вам необходимо правильно составить договор по субаренде земельного участка, то читайте нашу подробную статью на эту тему!
Где лучше брать ипотеку? Всю информацию вы найдете в нашем материале.
Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:
0,3 % для участков земли, которые:
- отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
- заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
- для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
- ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.
И 1,5 % для других земельных участков.
Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.