Оглавление:
СТРАХОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ПЕРИОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В НЕГО, ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ.
Понятие трудового стажа, его значение и классификация
Трудовой стаж в наиболее общем виде определяется как «время трудовой деятельности работника», его жизнь в труде. Такое определение слишком широкое, оно не раскрывает правовое содержание и целевое назначение данного понятия. В связи с этим предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридическое значение.
С учетом этих признаков трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия.
Трудовая деятельность может быть различной по своей природе. Это работа, в связи с выполнением которой граждане подлежат обязательному социальному страхованию, военная и другая подобная служба ит.д. Помимо оплачиваемой трудовой деятельности в трудовой стаж в соответствии с правовыми предписаниями иногда включается и неоплачиваемая трудовая деятельность, например уход за инвалидом I группы, престарелым, за ребенком, а также некоторые другие периоды, которые не относятся к трудовой деятельности. Это периоды: временной нетрудоспособности (иногда и инвалидности), отпуска без сохранения заработка, лишения свободы в случаях необоснованного привлечения к уголовной ответственности и т.д.
Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д. Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. В одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других — его размер, в третьих — и то, и другое.
Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов.
В связи с осуществлением с 1 января 2002 г. кардинальной пенсионной реформы и принятием соответствующих нормативных правовых актов по пенсионному обеспечению сложилась несколько иная, чем прежде, классификация трудового стажа, существенно изменилось содержание некоторых видов трудового стажа, появились новые его подвиды, изменились также правила исчисления отдельных его видов и их подтверждения.
В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Сравнительно недавно стал выделяться как особый вид трудового стажа страховой стаж, который в свою очередь классифицируется на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж. С каждым из этих подвидов страхового стажа связаны разные правовые последствия, различается и их содержание.
В настоящее время с учетом изменений в пенсионном законодательстве выделяются, следовательно, такие виды трудового стажа,как :
-общий трудовой стаж;
-страховой стаж (общий или смешанный страховой стаж и специальный страховой стаж,
— специальный трудовой стаж (выслуга лет)
Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа — это суммарная продолжительность определенной деятельности, в период которой лицо не подлежало обязательному пенсионному страхованию. Данный вид стажа влечет определенные правовые последствия в пенсионном обеспечении военнослужащих, служащих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и других приравненных к ним по условиям службы служащих;
— непрерывный трудовой стаж.
-стаж государственной службы, который является разновидностью специального страхового стажа, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Под стажем государственной службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных служащих.
— трудовой стаж (для приобретения права на пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС)
Однако содержание общего и страхового стажа после проведения в стране пенсионной реформы существенно изменилось
Кроме того, проектом законодательства о профессиональных пенсионных системах предусмотрено понятие профессионального трудового стажа.
В соответствии со статьей 2 закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», страховой стаж (СС) представляет собой учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность 2-х периодов:
1.Периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.
2.Некоторых иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, в течение которых взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) не отчислялись.
Страховой стаж заменил собой институт общего трудового стажа (ОТС), что было предусмотрено пенсионной реформой, и в отличие от ОТС включает такие периоды деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию — застрахованными лицами (ЗЛ), при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Число иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, строго ограничено, и финансирование таких периодов должно осуществляться не за счет средств бюджета ПФР, а за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с п.2 ст.11 Закона 173-фз они засчитываются в страховой стаж при условии, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды деятельности, за которые уплачивались страховые взносы. Продолжительность периодов работы не имеет юридического значения, главное, чтобы обратившийся гражданин являлся когда-либо застрахованным лицом.
Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии как продолжительность периода уплаты страховых взносов
Особенностью СС является предъявление законом требований лишь к минимальным размерам СС, а требований к максимальным размерам не предъявляется, т.е. размеры СС не ограничиваются (миним. размер СС для назначения трудовой пенсии по старости не менее 5 лет).
Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж. Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.
Общий страховой стаж — также одно из условий, которое необходимо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
В СС включаются следующие периоды деятельности (ст.10 закона 173-ФЗ):
а) работа по трудовому договору ( с включением работника в трудовой коллектив организации), работа по договору гражданско-правового характера по выполнению работ или оказанию услуг, по авторскому и лицензионному договору а, также иная деятельность, выполняемая на территории РФ гражданами, подлежащими обязательному пенсионному страхованию (ОПС), т.е осуществляющими уплату страховых взносов в ПФР, при наличии условий для назначения трудовых пенсий) На тех же условиях включается в СС деятельность иностранцев и лиц без гражданства.
Кроме того, включается работа за пределами РФ в случаях, если это предусмотрено международным договором либо за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России( ПФР).
В СС ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ИНЫЕ ПЕРИОДЫ (ст.11 ЗАКОНА 173-ФЗ):
б) помимо работы в СС засчитываются иные периоды при соблюдении вышеуказанных условий (т.е. до или после этих периодов следовала работа с уплатой взносов). Всего иных периодов шесть:
1. Период военной или иной приравненной к ней службы во всех воинских
формированиях, создаваемых по законодательству РФ.
2. Период получения пособия по гос. социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (начавшейся в период работы и продолжающейся после ее оставления).
3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им полутора лет, но не долее 3-х лет в общей сложности. (По закону 1990 года « о гос. пенсиях» учитывался период ухода до 9 лет в общей сложности за 3-мя детьми. Затем по закону № 113-ФЗ от21.07.1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», периоды ухода за детьми были исключены, и сейчас для целей конвертации пенсионных прав и исчисления размеров пенсий они не включаются в ОТС, что несправедливо по отношению к женщинам. Кроме того, норма данного закона расходится с нормами ФЗ от 19.05.1995 года « О гос. пособиях гражданам, имеющим детей», согласно которому отпуск по уходу за ребенком до полутора лет может предоставляться не только матери и отцу ребенка, но и другим родственникам, фактически ухаживающим за ребенком; следовательно, такой период должен включаться в СС фактически ухаживающему лицу.
4. Периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда в другую местность по направлению службы занятости.
5. Период содержания под стражей, а также период отбывания наказания в местах лишения свободы или ссылке лицами, необоснованно привлеченными к уголовной ответственности; необоснованно репрессированными, а впоследствии реабилитированными.
6. Период ухода, осуществляемого трудоспособными лицами за инвалидами 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет (норма более жесткая чем в ранее действовавшем законодательстве,, т.к.этот период включается только трудоспособному гражданину; кроме того, не включается уход за нетрудоспособными лицами, нуждающимся в уходе по заключению лечебного учреждения).
ИСЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА
Исчисление СС — по общему правилу (ст. 12 закона 173-ФЗ) — исчисление СС, необходимого для приобретения права на трудовую пенсию, осуществляется только в календарном порядке, т.е. по фактической продолжительности (день за день, месяц за месяц, год за год). В соответствии с правилами подсчета и подтверждения СС от 24.07.2002г. № 555 исчисление периодов работы и иных периодов производится в календарном порядке — каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 мес. — в полные года; при подсчете учитываются только полные года. При подсчете каждого периода от даты увольнения вычитывается дата приема и добавляется один день. Начало и окончание периодов работы учитывается по трудовой книжке. При отсутствии в отдельных случаях точных дат началом и окончанием периода будет считаться середина месяца (15-е число) или середина года (1-е июля).
Порядок исчисления СС отличается от исчисления общего трудового и специального стажа по прежнему законодательству — по закону 1990 г. периоды начислялись в льготном порядке с применением кратных коэффициентов (участие в боевых действиях, работа в годы ВОВ — в тройном и двойном размерах; работа в районах Крайнего Севера (РКС) — в полуторном размере и тд.)
Исключение из общего правила календарного исчисления СС предусмотрено законом № 173-ФЗ для случаев льготного исчисления сезонных работ и навигационного периода. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.
Порядок подтверждения страхового стажа (см. тему «Подтверждение трудового стажа»)
Право, теория и понятие права
Понятие страхового стажа, периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. .
В страховой стаж включаются:
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, имеющими право на трудовую пенсию (граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, имеющими право на трудовую пенсию (граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ») за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренный законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ согласно ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
период ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 3-х лет в общей сложности;
период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
2. Порядок исчисления страхового стажа.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
3.Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые включаются в страховой стаж, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории России до регистрации гражданина в качестве застрахованного
лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
Трудовой и страховой стаж
Понятие и классификация стажа в праве социального обеспечения
Сущность общего понятия стажа заключается в том, что стаж представляет собой продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определенные правовые последствия. Следовательно, в понятии стажа определяющее значение имеет временно#й фактор.
Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Наиболее существенное значение придается стажу в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.
С наличием стажа определенного вида и продолжительности связывается право на получение конкретных видов социального обеспечения (как правило, денежных выплат). В ряде случаев от продолжительности стажа зависит размер соответствующей денежной выплаты. Наличие стажа установленной продолжительности влияет на определение правового статуса получателя мер социальной поддержки (предоставляемых, например, ветеранам труда). Таким образом, понятие стажа применяется в разных отраслевых институтах.
До 2002 года категория стажа в праве социального обеспечения выражалась в общем понятии трудового стажа с выделением его видов (общего и специального трудового стажа), поэтому до настоящего времени понятие трудового стажа воспринимается как единое общее понятие, объединяющее все виды стажа.
Трудовой стаж (в его отраслевом значении) понимается как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, других указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия, предусмотренные нормами права социального обеспечения.
Трудовая деятельность может быть различной по своей природе: работа, военная и иная служба, творческая деятельность. К периодам общественно полезной деятельности относят, например, периоды ухода за детьми, пожилыми гражданами, инвалидами (как оплачиваемые, так и неоплачиваемые), периоды профессиональной подготовки и обучения. В число других периодов, которые не относятся к трудовой и иной общественно полезной деятельности, включают: период временной нетрудоспособности, время нахождения на инвалидности, период получения пособия по безработице, время проживания супругов военнослужащих в местностях, где они не могли трудоустроиться.
С 2002 года в праве социального обеспечения сложилась другая классификация стажа в связи с появлением нового вида – страхового стажа. Роль страхового стажа в современном социальном обеспечении и его отличие от трудового стажа позволяют говорить о том, что страховой стаж является самостоятельным видом стажа в его отраслевом значении.
И в трудовом, и в страховом стаже выделяются по два основных подвида:
- общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж;
- общий страховой стаж и специальный страховой стаж.
Каждый из этих подвидов различается в зависимости от включаемых в них периодов трудовой и иной деятельности, других предусмотренных законом периодов. В страховой стаж могут включаться периоды уплаты страховых взносов независимо от участия в трудовой и иной общественно полезной деятельности.
Понятие того или иного вида стажа как фактора времени установленной законом продолжительности приводит к необходимости постоянного учета различных отрезков времени, связанных с конкретными обстоятельствами, для получения требуемой их суммарной величины. Ведь именно при наличии требуемого стажа (трудового или страхового) граждане приобретают право на важнейшие виды социального обеспечения. Стаж при этом выступает в качестве одного из юридических фактов. Сохранение прав граждан при изменении требований законодательства к виду стажа или его продолжительности является основополагающим принципом.
Как уже было сказано, с 2002 г. ключевое значение приобрел страховой стаж. Роль трудового стажа изменилась. В силу действия ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, граждане не могут утратить ранее приобретенные права. Следовательно, нужны переходные положения, которые позволяли бы учитывать прежние права, приобретенные по ранее действовавшему законодательству. Учет этих прав должен осуществляться таким образом, чтобы они могли быть объединены с правами, которые формируются на основе нового правового регулирования по отдельным видам социального страхования. Именно поэтому сегодня в законодательстве пока еще не существует очень жесткого разграничения между понятиями трудового и страхового стажа.
Продолжительность «чистого» страхового стажа, который включал бы только периоды работы и иной деятельности, связанные с уплатой страховых взносов, не всегда достаточна для реализации права на социальное обеспечения, поэтому учитываются и прежние периоды, которые включались в трудовой стаж. Это сочетание старого и нового в переходный период прослеживается, например, в определениях некоторых понятий.
Понятие страхового стажа связано с различными видами обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Преимущественно понятие страхового стажа связано с институтом пенсионного обеспечения, поэтому определения различных видов стажа (за отдельными исключениями) сформулированы в пенсионных законах.
Существуют легальные определения страхового стажа:
- страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Закона об основах обязательного социального страхования);
- страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях).
Определения понятия «специальный страховой стаж» в пенсионных законах нет. Более того, данный термин в них вообще не применяется. Как правило, используется словосочетание «стаж на соответствующих видах работ».
Определения общего трудового стажа сформулированы применительно к конкретным законам. Они носят целевой характер. Например, согласно ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях.
Общее понятие специального трудового стажа в законодательстве отсутствует. В качестве примера можно привести определение стажа государственной гражданской службы как одной из разновидностей специального трудового стажа: стаж государственной гражданской службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
Периоды, включаемые в страховой стаж, и порядок его исчисления
Общий страховой стаж
Общий страховой стаж имеет юридическое значение для определения права на трудовую пенсию по старости, которая назначается либо на общих основаниях, либо в связи с особыми условиями труда, либо отдельным категориям граждан в связи с социально значимыми обстоятельствами. Для назначения трудовой пенсии по старости законом установлена требуемая продолжительность общего страхового стажа. Страховой стаж необходим также для назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Но в этих случаях право на трудовую пенсию не связывается с конкретной продолжительностью общего страхового стажа.
По общему правилу в общий страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами России, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись указанными гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в двух случаях:
1) если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;
2) если уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Данная статья предусматривает, что граждане самостоятельно могут уплачивать за себя страховые взносы либо за них может уплачивать взносы другое физическое лицо. Для этого установлен порядок добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании можно еще раз подчеркнуть наличие особенностей в понятии страхового стажа. Накопление периодов общего страхового стажа не всегда связывается с какой-либо деятельностью. Важна только уплата страховых взносов.
Кроме периодов, включаемых в общий страховой стаж, законом предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж. Это такие периоды, как: период прохождения военной службы; период получения пособия по временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности); период получения пособия по безработице; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и некоторые другие. Но существует одно очень важное условие: указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), которые включаются в общий страховой стаж.
В 2011 году установлено особое правило включения в общий страховой стаж для граждан РФ, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, в целях обеспечения их трудовыми пенсиями. Период прохождения военной службы включается в их общий страховой стаж при одновременном наличии следующих обстоятельств:
- в период прохождения военной и иной приравненной к ней службе на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование;
- они уволены со службы не ранее 1 января 2002 г.;
- они не приобрели право на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) или на ежемесячное пожизненное содержание.
В целом следует отметить, что в перспективе роль общего страхового стажа будет возрастать. В Законе о трудовых пенсиях уже сейчас предусмотрены нормы, согласно которым с 2015 г. будет увеличен минимально необходимый общий страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (с пяти до девяти лет). С этого же времени размер трудовой пенсии будет увеличиваться за каждый полный год общего страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, либо уменьшаться за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. В общем страховом стаже для увеличения размера трудовой пенсии по старости будут учитываться вышеуказанные периоды работы и иной деятельности, включаемые в этот стаж, и отдельные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В общий страховой стаж для уменьшения размера трудовой пенсии по старости будут включаться все перечисленные выше включаемые и засчитываемые периоды.
Специальный страховой стаж
Специальный страховой стаж имеет юридическое значение для отношений, которые регулируются нормами разных институтов права социального обеспечения:
1) в рамках института пенсионного обеспечения специальный страховой стаж учитывается при определении права на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно в связи с особыми условиями труда или в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) в рамках института пособий и иных денежных выплат специальный страховой стаж учитывается при определении права на пособие по временной нетрудоспособности и на пособие по беременности и родам, а также при исчислении их размеров (другие пособия по системе обязательного социального страхования от продолжительности страхового стажа не зависят).
В специальном страховом стаже, связанном с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, различается несколько разновидностей специального страхового стажа в зависимости от видов работ, с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27 Закона о трудовых пенсиях). Это могут быть периоды:
- подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
- работы с тяжелыми условиями труда;
- работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене;
- работы в экспедициях, партиях в полевых условиях (геологоразведочные, поисковые, геофизические и др.);
- работы в качестве рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве;
- работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
- работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации и другие периоды.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочно трудовая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) для назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Другой разновидностью специального страхового стажа являются периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае понятие специального страхового стажа связывается не с характером выполняемой работы, а с тем обстоятельством, что работа выполняется в этих районах и местностях.
Требуемая продолжительность специального страхового стажа в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях зависит от того, в каких районах или местностях осуществлялась работа (ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).
Особой разновидностью специального страхового стажа можно считать стаж работы, который дает право на получение страховой доплаты к пенсии при замещении отдельных должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации или отдельных должностей работников угольной промышленности. Но правовая природа этой разновидности специального страхового стажа является более сложной, так как взносы, которые уплачиваются работодателями для установления соответствующих доплат, по своей сущности ближе к профессиональному пенсионному страхованию, нежели к общей системе обязательного пенсионного страхования.
В пенсионном законодательстве встречается такая разновидность специального страхового стажа, как профессиональный стаж застрахованного лица, под которым понимается «суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (ст. 1 Закона о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования).
Понятие профессионального стажа связано с законом о профессиональных пенсионных системах, в котором предполагается закрепить норму о назначении профессиональных пенсий работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Но такой закон до настоящего времени не принят. В связи с этим понятие профессионального стажа застрахованного лица в действующих правовых нормах не применяется.
Другим случаем, когда учитывается специальный страховой стаж, является назначение пособий по обязательному социальному страхованию. Данный стаж является специальным потому, что он связан с иным видом обязательного социального страхования – обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Уплата страховых взносов должна осуществляться именно на этот вид обязательного социального страхования. Несмотря на то что продолжительность специального страхового стажа оказывает влияние на размеры не всех пособий, сам факт наличия страхового стажа необходим для их выплаты или для определения финансового источника, за счет которого должны осуществляться эти выплаты.
В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 16 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности). В страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период прохождения военной службы по контракту и иной приравненной к ней службы.
Исчисление общего и специального страхового стажа
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых и засчитываемых в общий страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
Специальное правило существует для исчисления страхового стажа, в который включаются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Эти периоды учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
При выполнении различных видов работ, с которыми связывается право на досрочную пенсию по старости, периоды выполнения этих работ могут суммироваться. Такое суммирование специального страхового стажа осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о трудовых пенсиях. В связи с этим требуемую продолжительность специального страхового стажа могут составлять периоды выполнения либо одного какого-то вида работ, либо временные отрезки выполнения работ различного характера. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждаются Правительством РФ.
Некоторые особенности исчисления специального страхового стажа предусмотрены для случаев длительной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Во-первых, если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Во-вторых, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (в связи с работой в этих районах и местностях) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Следовательно, в данном случае могут суммироваться различные подвиды специального страхового стажа. Порядок исчисления стажа определяется Правительством РФ.
Исчисление страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
Периоды, включаемые в трудовой стаж, и порядок его исчисления
Общий трудовой стаж
Общий трудовой стаж имеет юридическое значение в следующих случаях:
- для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению;
- назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, если продолжительность выслуги лет у них составляет от 12,5 до 20 лет;
- назначения страховой части трудовой пенсии по старости к пенсии за выслугу лет и к пенсии по инвалидности, назначенной по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих;
- оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г. (при назначении трудовой пенсии);
- определения суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала при исчислении размера трудовой пенсии;
- получения звания «Ветеран труда».
Для назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению необходимо наличие общего трудового стажа не менее пяти лет. В общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии по Закону о трудовых пенсиях.
Для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, продолжительность выслуги лет у которых составляет не менее 12,5 лет, но не достигает 20 лет, необходимо наличие общего трудового стажа 25 календарных лет (в эту продолжительность включается выслуга лет). При определении права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа в этот стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до 2002 г. (т. е. до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий.
Если лицу, проходившему военную службу по контракту, назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (наряду с пенсией за выслугу лет или по инвалидности), применяется принцип однократного учета того или иного периода, включаемого в стаж.
В Законе о трудовых пенсиях понятие общего трудового стажа применяется для оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 2002 г., при назначении трудовой пенсии. Поскольку данный Закон предусматривает два варианта определения продолжительности общего трудового стажа (п. 3 и 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), предусмотрены два разных перечня периодов, включаемых в этот стаж.
В одном случае (п. 3 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются шесть периодов: периоды работы; периоды творческой деятельности; периоды военной и иной приравненной к ней службы; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Во втором случае (п. 4 ст. 30) под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., в которую включаются 14 периодов. Кроме указанных выше шести периодов в него включаются, например: периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах, на курсах по подготовке кадров, в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, пребывание в аспирантуре, докторантуре; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; период проживания в городе Ленинграде в период его блокады, а также период нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны.
Общий трудовой стаж применяется также в механизме валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав.
Но в этом случае учитывается общий трудовой стаж, приобретенный до 1 января 1991 г.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в зависимости от того, какой порядок (предусмотренный п. 3 или п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом учитывается полная продолжительность общего трудового стажа до 1991 г. без ограничения.
Кроме пенсионных отношений общий трудовой стаж востребован и в некоторых иных случаях, например для присвоения звания «Ветеран труда». Так, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, несмотря на то что с 2002 г. значение общего трудового стажа изменилось, он до настоящего времени является существенным юридическим фактом для определения права на отдельные виды пенсий, в определенной степени влияет на размер пенсионного обеспечения, поскольку при оценке пенсионных прав и валоризации учитывается его продолжительность, а также является одним из критериев, на основании которых определяется статус ветерана труда.
Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж имеет юридическое значение для предоставления разных видов социального обеспечения.
Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа – это суммарная продолжительность определенной деятельности, связанной в основном с различными видами государственной службы.
Так, он необходим для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих, космонавтам, летчикам-испытателям, федеральным государственным гражданским служащим. Продолжительность специального трудового стажа учитывается при присвоении звания ветерана военной и государственной службы.
В наибольшей степени роль специального трудового стажа проявляется в пенсионном обеспечении. С этим видом стажа связан отдельный самостоятельный вид пенсии – пенсия за выслугу лет, которая назначается военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, служащим правоохранительных органов, федеральным государственным гражданским служащим, гражданам из числа космонавтов, работникам летно-испытательного состава. Специальный трудовой стаж для назначения указанной пенсии (за исключением государственных гражданских служащих) называется выслугой лет.
У федеральных государственных гражданских служащих специальный страховой стаж называется «стаж государственной гражданской службы» (см. параграф 1 настоящей главы). В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. Порядок учета этих периодов устанавливает Правительство РФ.
Относительно понятия такой разновидности специального трудового стажа, как выслуга лет, следует отметить, что он связан не только с государственной службой, но и с выполнением отдельных видов работ. В частности, с определенной продолжительностью выслуги лет связано право на пенсию за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
Поскольку пенсии за выслугу лет назначаются всем военнослужащим и служащим правоохранительных органов, для каждой из этих категорий служащих (в зависимости от вида службы, ведомственной принадлежности, специфики прохождения государственной службы) Правительством РФ утверждаются положения, определяющие периоды, включаемые в выслугу.
В отдельных случаях наличие специального трудового стажа позволяет определить права граждан на другие виды социального обеспечения. Одним из них являются жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для предоставления жилищной субсидии и определения ее размера необходим стаж работы в указанных районах и местностях. В отличие от специального страхового стажа, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении жилищной субсидии принципиальным является не уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а именно продолжительность работы в северных территориях. В связи с этим требуемый стаж может быть отнесен к разновидности специального трудового стажа, тем более что в нем могут учитываться периоды, не включаемые в страховой стаж. В частности, для предоставления жилищных субсидий может учитываться не только продолжительность работы в указанных районах и местностях, но и в определенных случаях – продолжительность проживания там.
К специальному трудовому стажу можно отнести стаж, с учетом которого осуществляется присвоение званий «Ветеран военной службы» и «Ветеран государственной службы». Так, ветеранами военной службы являются военнослужащие, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы составляет 20 лет и более. Для получения звания ветерана государственной службы также необходимо иметь стаж работы или выслугу лет на государственных должностях, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы.
Таким образом, специальный трудовой стаж в основном связан со всеми тремя видами государственной службы. На его основе определяется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Продолжительность специального трудового стажа влияет на размер данной пенсии. В отдельных случаях со специальным трудовым стажем связывается право на некоторые иные виды социального обеспечения.
Исчисление общего и специального трудового стажа
Пенсионное законодательство устанавливает два порядка исчисления трудового стажа: обычный (календарный, по реальной продолжительности) и льготный (с увеличением реальной продолжительности в 1,5–6 раз).
В обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном – лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.
Разный подход к исчислению общего трудового стажа предусмотрен при оценке пенсионных прав в зависимости от применяемого порядка (по ст. 3 или 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях). Если оценка производится по правилам п. 3, то общий трудовой стаж исчисляется в обычном (календарном) порядке по фактической продолжительности соответствующих периодов.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 г., включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, например:
- периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период боевых действий; периодов военной службы в зоне отчуждения, установленной в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
- периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
- периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
- периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти периоды включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере и т. д.
В льготном порядке исчисляются многие периоды, включаемые в специальный трудовой стаж (выслугу лет) военнослужащих и служащих правоохранительных органов.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время прохождения службы в особых условиях включается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет и конкретные критерии, применяемые при подсчете различных периодов выслуги, утверждаются Правительством РФ.
Стаж государственной гражданской службы исчисляется, как правило, в календарном порядке.
Подтверждение страхового и трудового стажа
Подтверждение страхового и трудового стажа на основании документов
Любой юридический факт должен быть в соответствующем порядке подтвержден. Это относится и к стажу. Порядок подтверждения страхового и трудового стажа имеет свои особенности.
Основной способ подтверждения всех видов и подвидов стажа – это подтверждение документами. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, а также все иные периоды, которые в него включаются.
Предусмотрено два способа подтверждения страхового стажа в зависимости того, когда приобретен соответствующий стаж – до или после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
При подсчете страхового стажа периоды работы или иной деятельности, протекавшие до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В числе документов, которыми могут подтверждаться периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, основное место занимает трудовая книжка. При подтверждении различных периодов могут быть представлены: справка из архива, выданная на основании документальных данных, военный билет военнообязанного и др.
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы или иной деятельности для исчисления стажа подтверждаются сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Такой учет осуществляется в соответствии с Законом о персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Данный Закон предусматривает обязательную регистрацию лиц, работающих по трудовому договору и гражданско-правовым договорам.
Зарегистрировать этих лиц должен работодатель. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство.
На каждого застрахованного открывается индивидуальный лицевой счет с индивидуальным персональным номером. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица включает общую и специальную части (разделы). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются сведения о нем, периоды трудовой и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы, сумма начисленных страхователем страховых взносов.
Во второй – специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – указываются сведения о средствах пенсионных накоплений, об их движении, доходах от их инвестирования.
Порядок ведения персонифицированного учета устанавливается уполномоченным федеральным органом.
Установление стажа по свидетельским показаниям
При отсутствии документов (в том числе сведений из архивных органов) законодательство предусматривает возможность подтверждения периодов работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании показаний двух или более свидетелей. Существует два порядка подтверждения периодов работы по свидетельским показаниям. Они зависят от причин, в связи с которыми утрачены документы о работе. Один порядок предусмотрен для случаев, когда документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. Второй порядок применяется при утрате документов по другим причинам, которые также не связаны с виной работника, – вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин.
В первом случае применяется более «мягкий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями, когда ввиду чрезвычайных причин нет свидетелей с документами. В этой связи разрешается устанавливать по свидетельским показаниям полностью весь требуемый общий трудовой (страховой) стаж и не требовать у свидетеля документы о собственной работе в тот период, о котором он свидетельствует.
Во втором случае применяется более «жесткий» порядок подтверждения стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться не более половины требуемого стажа для назначения пенсии. Стаж может быть установлен не менее чем двумя свидетелями, которые документально должны подтвердить свою собственную работу в этой организации в тот период, о котором они свидетельствуют.
Характер работы (например, конкретная работа с особыми условиями труда) показаниями свидетелей не может подтверждаться.
Стаж по свидетельским показаниям может быть установлен по заявлению гражданина, если он предъявит справку архивного учреждения или о полном отсутствии документов конкретной организации на хранении, или о частичной сохранности документов организации.
Организация не имеет права выдавать справку о работе по свидетельским показаниям, так как порядок установления стажа по свидетельским показаниям особый, он не распространяется на организации.
Сочетание документального способа подтверждения трудового стажа и возможности его установления на основании свидетельских показаний гарантирует возможность подтверждения гражданину соответствующего юридического факта.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.