Библиографические пособия в картинках

Рекомендательные библиографические пособия

Их еще называют «книги о книгах». Они бывают разных жанров: указатели литературы, путеводители по книгам, библиографические очерки, беседы о книгах, а иногда просто небольшие тематические списки книг с краткой характеристикой.

Их еще называют «книги о книгах». Они бывают разных жанров: указатели литературы, путеводители по книгам, библиографические очерки, беседы о книгах, а иногда просто небольшие тематические списки книг с краткой характеристикой (помещаются и в некоторых школьных учебниках). Как правило, в них отражена лучшая литература, хотя новейшие издания попадают туда с опозданием. Тем не менее представленные в них произведения прошли строгий отбор у читателей и специалистов и относятся к «золотому ядру» мировой литературы. Например, много интересной информации можно найти в трехтомном биобиблиографическом словаре «Писатели нашего детства» (выходил в 1998-2000 годах в издательстве «Либерея»). Его подготовили специалисты Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). В словаре 300 очерков о творчестве отечественных и зарубежных авторов всех времен, их портреты, списки лучших изданий их произведений и литературы о них, сведения о художниках-иллюстраторах, экранизации произведений.

Сейчас широко доступна информация о книгах для детей в электронном виде. Особенно ценные сведения представлены на сайтах детских библиотек. Например, РГДБ поддерживает и развивает Интернет-журнал «БиблиоГид» («biblioГид»). Там можно не только узнать о современных авторах книг для детей, прочитать рецензии на книжные новинки, но и самому поделиться впечатлениями о прочитанном.

В каких случаях полезно обращаться к рекомендательным библиографическим пособиям? Когда нужен совет специалиста — библиографа. Например, ты подбираешь литературу по теме своего реферата. Конечно, хочется познакомиться с книгами понадежнее (в смысле достоверности, научности), написанными в последние годы, и чтобы они были не очень толстые. Библиограф (автор пособия) очень кратко характеризует книги, а иногда и электронные продукты как раз с этих точек зрения. Для аргументации своих суждений он ссылается и на предисловия, на рецензии. Об объеме издания, наличии иллюстративного материала, можно судить по количеству страниц и другим записям в библиографическом описании, которое всегда приводится в пособии.

Бывает, выдалось время и просто почитать. Но хочется не очередной серенький детектив, а что-нибудь про настоящую жизнь, людей, взаимоотношения. Есть и такие пособия: расскажут о хороших книгах, а тебе выбирать, что попросить в библиотеке. Или, например, ты любишь фэнтези, больше ни к чему душа не лежит, и вроде все уже перечитал. Но, может, что-нибудь значительное пропустил? За такой подсказкой тоже можно обратиться к библиографическому пособию.

Открою еще один несекретный секрет: рекомендательное библиографическое пособие никогда не носит рекламно-коммерческого характера. Оно составляется не по заказу издательства или книжного магазина. Библиограф руководствуется только интересами читателя.

Библиографические пособия: виды и типы пособий, технология создания


Библиографические пособия : виды и типы пособий, технология создания : методическая консультация / МБУК «ЦБС городского округа город Выкса», методико-библиографический отдел; сост. Е.С.Ухарская; отв. за вып. Н.В.Куницына. – Выкса, 2017.

Содержание
Предисловие………………………………………………………………………3
Виды библиографических пособий …………………………………………. 4
Типы библиографических пособий …………………………………………. 9
Технология составления библиографического пособия …………………..14
Список источников …………………………………………………………. 15

Библиографические пособия классифицируются по видам и типам.
Виды библиографических пособий
Библиографические пособия делятся на виды по различным признакам:
1. По функциональному (целевому и читательскому) назначению:
Государственный библиографический указатель информирует о выпускаемых в стране документах на основе государственной регистрации. Все документы, выходящие в свет в России, учитываются в Российской книжной палате (филиал ИТАР-ТАСС). РКП выпускает систему государственных указателей: «Книги России» (с 2015 г., старое название «Книжная летопись»), «Российские изоиздания» (с 2015 г., старое название «Летопись изоизданий»), «Статьи из российских журналов» (с 2015 г., старое название «Летопись журнальных статей» и др.). Государственные библиографические указатели РКП не имеют конкретного читательского адреса и выполняют следующие функции: учетно-регистрационную, информационную и поисковую.
Все остальные пособия, кроме государственных, входят в группу специальных БП.
Специальное библиографическое пособие – это библиографическое пособие конкретного целевого и читательского назначения.
Научно-вспомогательное БП – это специальное библиографическое пособие, предназначенное в помощь научно-исследовательской деятельности. Центрами по составлению научно-вспомогательных БП являются научные библиотеки, информационные центры, научно-исследовательские центры. Цель научно-вспомогательных БП – удовлетворение информационных потребностей ученых, исследователей и специалистов высшей квалификации. Пример: «Писатели зарубежных стран».
Профессионально-производственные БП – это специальное БП, предназначенное специалистам различных областей («Новая литература в помощь учителю математики»).
Рекомендательное БП отражает документы, рекомендуемые определенным категориям читателей и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям. Рекомендательное БП рассчитано на читателей неспециалистов. Они отражают литературу в помощь образованию, самообразованию, воспитанию. Составляются для читателей-детей, а также для определенных категорий взрослых читателей. Разновидностью рекомендательных БП является популярное БП.
Популярное БП предназначено для удовлетворения познавательных интересов широких кругов читателей. Популярное пособие очень похоже на рекомендательное, но не имеет конкретного читательского адреса. Главный центр рекомендательной и популярной библиографии – Российская государственная библиотека («Книгочей», «Панорама веков», «Зарубежный детектив ХХ века» и т.д.).
Издательские БП отражают печатную продукцию, выпущенную или намеченную к выпуску, одним или несколькими издательствами. Российские коммерческие и государственные издательства выпускают БП информационно-рекламного характера: план выпуска литературы издательства, каталог издательства, каталог-проспект издательства и др.
Книготорговое БП отражает документы в целях содействия сбыту печатной продукции (носит торговый характер). Выпускаются книготорговыми организациями.
2. В зависимости от содержания отражаемых документов:
Универсальное БП отражает документы по всем отраслям знания (независимо от отраслевой принадлежности документа).
Отраслевое БП отражает документы по определенной отрасли знания или области практической деятельности.
Тематическое БП находится внутри какой-то отрасли (рекомендательный список «Наш друг-компьютер», «Новые книги по местному самоуправлению»).
Персональное БП – пособия, посвященные одному лицу («Максим Горький в печати родного края»).
Биобиблиографическое БП содержит биографические сведения о лице или лицах, а также библиографическую информацию о их произведениях и литературы о них («Писатели-горьковчане»).
Страноведческое БП отражает документы о какой-либо стране или ряде стран («Путешествие по Европе»).
Краеведческое БП отражает документы, связанные по содержанию с определенной местностью, краем, страной.
Центром по составлению КБП для взрослых является Нижегородская областная универсальная научная библиотека (НГОУНБ). Для детей НГОДБ. Пример: Универсальный текущий краеведческий указатель «Литература о Нижегородской области».
3. В зависимости от времени издания отражаемых документов:
Текущее БП выходит регулярно и отражает вновь появляющиеся документы. Текущее БП является периодическим библиографическим изданием. Как правило имеет нумерацию («Киги России», ежеквартальный указатель «Литература о Нижегородской области»).
Ретроспективное БП отражает документы, вышедшие за определенный период времени в прошлом («Писатели-горьковчане», «Максим Горький в печати родного края»).
Перспективное БП отражает документы, намеченные к выпуску. Перспективными являются все планы выпуска литературы издательств.
4. По полноте отражения документов:
Регистрационное БП отражает документы с максимальной или исчерпывающей полнотой, в соответствии с определенными формальными критериями. Все государственные указатели Российской книжной палаты являются регистрационными. Многие научно-вспомогательные БП являются регистрационными. В том числе пособие национальной репертуарной библиографии.
Выборочное БП отражает документы, отобранные по каким-либо критериям (содержательным, качественным). Все рекомендательные и популярные пособия являются выборочными.
5. В зависимости от способа библиографической характеристики документов:
Сигнальное БП – все или большинство библиографических записей состоит только из библиографического описания.
Аннотированное БП – все или большинство библиографических записей включают аннотации.
Реферативное БП – все или большинство библиографических записей включают реферат.
По формам библиографические пособия бывают:
рукописная (машинописная);
несамостоятельная издательская (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные пособия);
карточная (каталоги и картотеки);
машиночитаемая (электронные базы и банки данных);
библиографическое издание (пособие, изданное типографским способом).
Пособия, отражающие отдельные виды изданий
Информационные бюллетени новых книг.
Бюллетень новых поступлений – текущее библиографическое пособие, регулярно информирующее читателей о новых документах, поступивших в библиотеку. Материал в пособии размещается в систематическом порядке согласно схеме ББК. Библиографическая запись состоит из библиографического описания, на непонятные заглавия дается справочная аннотация, после библиографического описания указываются сиглы подразделения библиотеки. На полях с левой стороны от библиографической записи указывается шифр хранения книги в библиотеке. Бюллетень снабжается кратким предисловием, в котором раскрываются цель издания, принципы построения, правила оформления заказов из единого фонда ЦБС, условные сокращения. Одно из важнейших требований к бюллетеням – оперативность их издания. Оптимальный вариант – ежемесячное издание, но может быть и квартальное.
Краеведческие библиографические пособия.
В массовых библиотеках широко практикуют составление списков, буклетов краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае.
К краеведческим пособиям, как правило, составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимыми являются географический и персональный вспомогательные указатели. Объектами отображения в таких пособиях являются любые носители информации: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной печати, фотодокументы, картографические материалы. Отличием данных работ является широкое отображение статей из местной периодической печати. Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций.
Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения, наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.
Биобиблиографические пособия краеведческого содержания. По тематике это часто пособия, посвященные историческим, общественно-политическим деятелям, представителям искусства и других областей и сфер. Отбор имен осуществляется по следующим принципам: уроженцы края; личности, определенные периоды жизни которых прошли в данном крае; личности, которые признают, что данный край оказал влияние на их жизнь и деятельность. Также могут отображаться деятели, посещение которыми населенного пункта или региона оказало заметное влияние на его развитие.
Календари знаменательных и памятных дат. Основная задача данных пособий – отобразить фактографические и библиографические сведения о значительных региональных событиях, юбилеях, которые празднуются в текущем году. В структуру календаря входят предисловие, список дат, основная часть, вспомогательные указатели. Основная часть вмещает текстовые справки по датам, а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. После каждой текстовойсправки дается список литературы – 5-10 названий наиболее значимых и новых публикаций, а также архивных документов и т.д. Могут составляться вспомогательные указатели именной (персоналий) и географический.
Библиографическая хроника. Материалы группируются в хронологической последовательности событий. Выбираются события и факты важные для изучения данного региона (юбилейность дат не имеет значения). Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, в том числе и те, которые не празднуются, но память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.). Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документов. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий. В конце справки приводится список литературы.
Типы библиографических пособий
Существует шесть основных типов библиографических пособий: библиографический указатель, библиографический список, библиографический обзор, библиографический каталог, библиографическая картотека и библиографическая база данных.
Библиографические пособия также можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.
Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.
Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения, буклеты, флаеры.
Библиографический указатель – это библиографическое пособие со сложной структурой. Сложность структуры предполагает наличие предисловия, содержания, вспомогательных указателей и других сопроводительных материалов. Разновидности библиографических указателей: библиографический справочник, библиографический путеводитель, библиографическая энциклопедия.
Путеводитель. Особый жанр библиографического пособия, который отражает библиографическую продукцию и помогает пользователю ориентироваться в основных источниках информации, т.е. проще говоря – это указатели библиографических пособий. Например, вы решили создать путеводитель к 150-летию А.П. Чехова. В него войдут все ранее вышедшие библиографические указатели, списки литературы, пристатейные списки, справочники, электронные ресурсы, в т.ч. и сайты Интернет, т.е. все источники, где можно найти информацию о Чехове. Путеводители могут быть как в печатной, так и в электронной форме (виртуальные путеводители). Разновидностью виртуального путеводителя являются размещенные на сайтах библиотек навигаторы по электронным информационным ресурсам (иногда рубрика на сайте называется «Полезная ссылка» и т.д.). Это очень сложный тип библиографического пособия, поэтому прежде чем называть пособие путеводителем подумайте, соответствует ли он данной форме.
Библиографический обзор – это связное повествование о документах. В обзоре даётся характеристика нескольких документов в виде связного рассказа, текста с обязательным логическим переходом от одного документа к другому. Разновидность библиографического обзора – библиографический очерк, беседа о книгах. Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные). В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре. Основная часть – это рассказ о документах. Обязательно составляются краткие тексты, которые объединяют все части обзора в целостное повествование. В текстах-связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними (по масштабам отражаемых событий, по глубине раскрытия темы, по жанру и т.д.). Иногда соединительным текстом служит аннотация.
Библиографический очерк. Это художественно- публицистическое произведение, близкое к рассказу. Посвящается важному историческому явлению, событию, судьбе конкретного человека. Помогает полно и всесторонне познакомиться с определенными событиями, самостоятельно осмыслить их. Тема очерка должна быть интересной, иметь отношение к современной жизни или нести новые сведения о прошедших событиях. Представляет собой краткое изложение разных материалов: критических статей, рецензий, воспоминаний, литературно-художественных произведений и т.д. Количество источников зависит от темы очерка, но для его создания необходимо отобрать наиболее существенные, желательно 7-10 книг, статей. Каждый источник изучается, из него 24 выделяются мысли, факты, фрагменты, цитаты. Потом все объединяется в одну цепь пересказа. В конце очерка дается список литературы, на основе которого готовится библиографический очерк. Перечень книг указывается в алфавитном порядке авторов. Аннотации не приводятся, т.к. содержание книг раскрыто в тексте очерка.
Беседа (рассказ) о книгах — жанр рекомендательного библиографического пособия. Напоминает по форме те устные беседы, которые проводят библиотекари на абонементе. Цель бесед — заинтересовать читателей определенной группы актуальными вопросами, помочь в изучении наиболее доступной и интересной литературы по какой-либо теме, произведений того или иного писателя. При этом характеризуется сама тема или творчество писателя, показывается их значение, а затем рекомендуются книги и статьи по каждому вопросу
Библиографическая антология. Включает собрания стихов, поэтических произведений, может посвящаться поэтическим произведениям о крае. Адресована в первую очередь любителям художественной литературы. В антологии размещаются стихотворения, фрагменты произведений, биографии поэтов, высказывания критиков. Принято отображать большой период времени. Библиографическая информация сочетается с фактографической, фактографические материалы размещаются в начале разделов и глав. Списки литературы даются в конце разделов, не аннотируются, т.к. по ходу текстов разделов идут ссылки на литературу.
В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Наряду с печатными источниками указываются виртуальные адреса, включается дополнительная фактографическая информация. При составлении пособий «малой формы» нужно учитывать, что они оформляются красочно, должны быть снабжены обширными рекомендательными аннотациями, написанными живо и занимательно.
Библиографический список – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. В качестве синонима используется термин «список литературы». Информационные списки отражают новую литературу или включают сведения о произведениях, по узкой, конкретной теме или вопросу. Они составляются с целью регулярного оповещения читателей о новых поступлениях в фонды библиотеки. Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия, выходные данные, год издания. В старых учебниках говорилось, что объем списка не должен превышать 20 названий, но сейчас конкретных цифр не приводится.
Почему нам нравятся списки?
1. Список заранее сообщает, какой объём информации мы получим. Если мы с самого начала знаем, сколько пунктов в списке, человеку проще принять решение, стоит ли его читать.
2. Список подаёт нам информацию в упорядоченном виде. Нашему мозгу проще её анализировать.
3. Список привлекательнее для глаза, чем сплошной текст.
4. Списки помогают нам познавать мир. Писатель Умберто Эко однажды заметил: «Культура хочет понять бесконечность и создать порядок. Коллекции в музеях, списки и каталоги, энциклопедии и словари – это наш способ объять необъятное».
(Конникова М. Почему нам нравятся списки? // Психология. — 2014. — № 95 (март). — С. 41.)
Вариантами библиографических списков являются памятки читателю, книжные закладки и др. малые формы пособия.
Библиографическая закладка – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора. Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – 25 -30 см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
Информационная закладка отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
Библиографическая памятка – жанр рекламно-библиографического рекомендательного пособия малой формы, посвященного обычно определенному историческому событию или лицу, чаще всего в связи с его юбилеем. Содержит библиографическую информацию в виде списка или беседы о книгах, а также фактические сведения по теме. Цель памятки – познакомить с основными произведениями определенного лица и помочь в изучении его жизни и творчества.
План чтения. Существует три вида индивидуального планового чтения:
«типовые планы чтения», которые создают в библиотеках на основе анализа наиболее часто повторяющихся интересов пользователей;
списки литературы типа «Что читать дальше»;
наиболее подготовленные читатели вместе с библиотекарями на основе рекомендательных указателей литературы и других библиографических изданий составляют для себя индивидуальный план чтения.
Рекомендательный список литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический, сочетает оперативность и краткость информации с элементами рекомендации, служит для популяризации литературы по наиболее актуальным темам. В соответствии с читательским и целевым назначением отбираются печатные и электронные документы, опубликованные в течение последних лет. Объем обычного рекомендательного списка невелик – 15-20 названий книг и статей. Обязательно должны быть: предисловие, можно давать вводный текст к разделам пособия (если они есть). Аннотации должны быть четкими, краткими, продуманными. Чаще всего включаются произведения, рассчитанные на читателей определенной возрастной группы.
Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати в алфавите авторов и произведений, информация сети Интернет, мультимедийные издания.
К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела. Рекомендательные пособия являются необходимым элементом общения библиотекаря с читателем, основой руководства чтением. Рекомендательные списки можно оформлять в виде буклета.
Буклетом называют согнутое (сфальцованное) в один или несколько раз «гармошкой», треугольником, «домиком» многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание.
Применительно к библиотечной специфике выделяют различные жанры буклета: посвященные самой библиотеке, какому-либо значимому направлению деятельности или крупному мероприятию.
Вместе с рекламным текстом в буклетах помещаются красочные фотографии, иллюстрации. Буклеты издаются на самой лучшей бумаге, они очень престижны. Их обязательно вручают на различных мероприятиях, презентациях, открытии выставок и т.п. Эти пособия включают самую лаконичную характеристику технических сторон работы библиотеки, содержат сжатую информацию практического характера.
Буклет выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки.
Большое распространение приобрели также такие информационно-библиографические пособия как дайджесты, тематические подборки, досье, аналитические обзоры, эссе, в которых важное значение принадлежит тексту: аннотациям, вводным текстам к разделам, связующим текстам. В некоторых пособиях фактографические данные выполняют не меньшую роль, чем библиографические. Фактографические фрагменты текстов пишутся популярным стилем, что обеспечивает их доступность, подготавливает читателя к восприятию библиографического материала.
Тематические подборки, дайджесты, досье составляются при одновременном действии двух условий: устойчивом читательском интересе к какой-либо проблеме и отсутствии обобщающих книжных публикаций по ней, рассредоточении информации по широкому кругу источников.
Основные этапы составления тематической подборки:
ознакомление с темой, составление рубрикатора;
выявление литературы по теме, составление библиографического списка;
копирование текстов микродокументов, отраженных в списке;
группировка текстов документов;
оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.
Структура тематической подборки:
титульный лист, на котором помимо темы указываются хронологические границы отбора документов или год начала 26 выявления информации, если тематическая подборка пополняется новыми материалами;
оглавление;
краткое предисловие (от составителя);
определенным образом сгруппированные копии текстов документов, а часто и иллюстрированный материал;
библиографический список, отражающий всю выявленную литературу (а не только включенную в подборку в виде копий);
список просмотренных источников.
Дайджест. Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. В библиотеках дайджест применяется в сфере фактографического обслуживания. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.
Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов. Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д.
Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет – публикации.
Структура дайджеста имеет следующий вид:
Титульный лист.
Оглавление.
Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
Основной текст, обычно разделенный на параграфы (разделы и подразделы).
Список использованной литературы.
приложения (иллюстрированный материал – таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);
словарь основных терминов (в случае необходимости).
Дайджесты создаются как в печатной, так и в электронной формах и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. В электронном варианте дайджеста для удобства пользователей предусматриваются гиперссылки.
Электронные пособия. Пособия в электронной форме имеют больше возможностей, чем в печатной. К таким возможностям можно отнести наличие гиперссылок, способность к быстрому обновлению.
Технология составления библиографического пособия
Составление библиографических пособий — одно из важнейших направлений деятельности библиотек по библиографированию документов. Объем работы по составлению библиографических пособий находится в прямой зависимости от типологических особенностей библиотеки. Чем крупнее библиотека, тем разнообразнее и масштабнее ее деятельность в этом направлении.
Работа по составлению библиографических пособий складывается из подготовительного, основного и заключительного этапов. При создании пособий с простой структурой отдельные этапы или их составные звенья могут опускаться либо значительно упрощаться.
Подготовительный этап
Выбор темы пособия (тема определяется читательскими запросами, появлением новой информации), определяется вид и тип будущего пособия. Составляется план-проспект пособия: устанавливается читательский адрес, определяется примерная структура пособия. Выявление произведений печати. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор. Определяется примерная структура справочного аппарата, вспомогательных указателей.
Основной этап
Подразделяется на аналитический и синтетический подэтапы.
Аналитический подэтап. Цель этого этапа: подготовить библиографические записи о документах в соответствии с определенной в плане-проспекте структурой и методическими требованиями пособия. Аналитический этап предусматривает работу с каждым документом. На этом этапе осуществляется библиографический отбор, т.е. подбор наиболее ценной литературы по вашей тематике, подходящей по целевому и читательскому назначению
— сведения о каждом произведении печати записываются на карточки (так удобнее);
— распределяете литературу по рубрикам; — по возможности нужно все документы просмотреть, т.к. заглавия порой бывают слепые, проверить библиографическое описание документов. Если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других сделать ссылки;
— аннотирование документов (в соответствии с назначением различаются справочные и рекомендательные аннотации).
Синтетический подэтап. На этом этапе проводится обобщение. Определяется способ библиографической группировки (алфавит авторов и заглавий, тематическая группировка, систематическая группировка).
Заключительный этап. Включает подготовку справочного аппарата (предисловие, вступительная статья, вспомогательные указатели, приложения, оглавление, методические советы), редактирование и оформление библиографического пособия (титульный лист, информация на обороте титульного листа).
Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек или титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, фотографий, портретов.
Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Особое значение это имеет в рекомендательных пособиях. Не следует забывать, что элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия, а если оно серийное, то необходимо выдерживать единые принципы художественного оформления во всех выпусках серии.
Список источников
1. Абросимова Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебно-практическое пособие. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 160 с. – (Азбука библиотечной профессии).
2. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – 288 с. – (Библиотека).
3. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я.Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с.
4. Справочник библиографа / науч.ред. Г.Ф.Гордукалова. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.

Библиография с фантазией и выдумкой

Среди важнейших элементов информационной среды детских библиотек г. Новокузнецка – система нетрадиционных рекомендательных библиографических пособий-игрушек. Они не только раскрывают перед детьми информационные ресурсы библиотеки, но и помогает развивать их читательские интересы, формировать мотивацию к чтению. Умение пользоваться библиографическими пособиями является важной составляющей информационной культуры читателя.

В библиотеках Муниципальной информационно-библиотечной системы города Новокузнецка завершился конкурс на лучшую библиоигрушку «Библиография с фантазией и выдумкой».

Цели конкурса:

  • активизация работы библиотек в области библиографии;
  • формирование библиографической и информационной культуры читателей;
  • дальнейшее совершенствование библиографической деятельности библиотек;
  • поддержка творческой инициативы библиотечных работников;
  • изучение и распространение лучшего опыта работы библиотекарей системы в области библиографии.

Считаем, что пособия-игрушки – это возможность приучить к мысли о важности и пользе библиографической информации без принуждения, а как бы исподволь. Такие пособия – яркие, необычные по форме, с минимумом информации. Их восприятие не вызывает излишнего интеллектуального напряжения, не пугает малопонятным малышу словом «библиография». Все это приходилось учитывать при составлении своих «шедевров» участникам конкурса. Всего на конкурс было представлено 12 библиоигрушек из 8 библиотек. Авторы представленных работ, поразили членов жюри своей неистощимой фантазией и выдумкой. Здесь и списки литературы, и настольные, настенные игры, библиолото, книжки-игрушки и многое другое.

Лучшими работами признаны:

  • «Советы чудо-корзинки» – Информационно-досуговый центр «Перспектива» (М. К. Копылова);
  • «Наш Кузбасс»: библиолото – Библиотека «Притомская» (Е. К. Иванова, Л. Л. Стасеваич);
  • «Весёлый рыболов» – Библиотека «Истоки» (Е. А. Галда, М. П. Бочкарева).

И. В. Баркова, начальник Информационно-библиографического отдела МБУ Муниципальная информационно-библиотечная система города Новокузнецка (Кемеровская область)

Нетрадиционные библиографические издания в библиотеках Волгодонска

В библиотеках Волгодонска ежегодно подготавливается и издается более 90 библиографических изданий. Главная цель этой работы — информирование читателей и продвижение книги и чтения. Среди информационно-библиографических изданий: бюллетени новых поступлений, рекомендательные списки и пособия, обзоры книг и сайтов, дайджесты, памятки и закладки.

Особое внимание читателей привлекают нетрадиционные библиографические пособия и библиоигрушки. Представляем ряд арт-библиографических пособий , подготовленных в библиотеках города в 2016 году:

«Библиографическая инсталляция» «Литературный листопад»

Для того чтобы у юных читателей появлялся интерес к самостоятельному выбору книг, сотрудниками Центральной детской библиотеки создаются яркие, необычные по форме библиографические пособия.

Так в сентябре, чтобы привлечь внимание к произведениям об осени, на абонементе библиотеки была подготовлена инсталляция «Литературный листопад», изюминка которой состояла в том, что библиографическое описание изданий, повествующих об осени располагалось на отдельных карточках, вырезанных в форме кленовых, дубовых, березовых листьев. На серебряных нитях они были подвешены к яркому солнечному зонтику прямо среди стеллажей. Библиотекари «набрали» для своих читателей целое лукошко красочных книжек об осени, среди которых нашлось место сборникам «Сказки лесной опушки», «Осенние корабли» и др.

Библиокорабль «Заветная мечта»

На одной из книжных полок старшего абонемента расположился библиокорабль «Заветная мечта». Данное рекомендательное пособие содержит книги-лауреаты Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Задача библиотекарей состояла в популяризации этой серии и привлечении читательского внимания к полке на которой выставлены книги-победители премии. Сотрудники ЦДБ решили, что образ корабля с парусами наиболее соответствует выражению «заветная мечта». Так на полке среди книг появился корабль, на парусах которого разместились библиографические описания изданий серии.

Библиоигрушка «Веселые рассказы из школьного портфеля»

С началом учебного года на младшем абонементе Центральной детской библиотеки появился Вовка из Тридевятого царства, у которого в школьном портфеле лежат книги (вернее их библиографические описания) с веселыми историями о школьной жизни. Почему же, собственно, школьный портфель и чем обоснована такая форма подачи? К такой подаче рекомендательного списка сотрудников библиотеки сподвигло его содержание: книги о школьной жизни. Ребята с удовольствием вертят игрушечный портфель в руках и достают «невзаправдашние» книжки. Заметим, что «лицом» каждой карточки с библиографическим описанием служит копия обложки, что значительно облегчает поиск нужной книги среди книжных полок юным читателям.

Пособие-альбом «Котовасия. Лучшие книги о любимых питомцах»

На книжной выставке «Коты и кошки под книжной обложкой» в Центральной детской библиотеке разместилось пособие-альбом «Котовасия. Лучшие книги о любимых питомцах». Обложка этого пособия оформлением напоминает мордочку кота, у которого «торчат ушки на макушке» и в нем собраны все-все библиотечные книжки о всех-всех кошках: о капризных, о пушистых, о рыжих, о полосатых, о находчивых, о мудрых и многих-многих других. Из пособия юные читатели узнают, что в библиотеке более тридцати книжек об этих удивительных животных: песенки, потешки, такие сказки, как «Кошкин дом» С. Маршака, «Удивительная кошка» Д. Хармса, «Котлантида» А. Старобинец и др.

Библиографическая лента «Кино твоего формата»

К Году российского кино библиотека для юношества № 3 подготовила библиографическую ленту «Кино твоего формата». Разворачивая кадр за кадром стилизованную киноленту, читатель может познакомиться не только с подборкой российских фильмов для молодежи, но и с книгами, послужившими для них литературной основой.

«Доживем до понедельника»дипломный сценарий Г.Полонского. Режиссер Станислав Ростоцкий поставил по этому сценарию фильм, который до сих пор считается одним из лучших советских фильмов о школе, о сложных взаимоотношениях учеников и педагогов, о том, как важно встретить в жизни настоящего Учителя.

Когда режиссёр И. Фрэз задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой «Роман и Юлька», в Госкино ему заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю. Но какое имя ни дай героине, это история Ромео и Джульетты нашего времени. А фильм «Вам и не снилось…» имел оглушительный успех, и был признан лучшим фильмом 1981 года по опросу журнала «Советский экран».

Всероссийскую известность режиссеру А.Балабанову принес фильм «Брат», поставленный по собственному сценарию. Главный герой, Данила, вернувшись с войны, хорошо понимает ценность человеческой жизни. Он в полной мере осознает свою ответственность за близких людей и защищает их любыми доступными средствами. Печальная реальность российского быта начала 90-х годов прошлого века отображена правдиво и не без юмора.

Киноповесть «9 рота» Ю. Короткова послужила основой для одноимённого фильма. Действие происходит в 1988 и 1989 годах, за несколько месяцев до полного вывода советских войск из Афганистана. Группа молодых ребят, пришедших на службу в ряды армии по призыву, проходят курс боевой подготовки, с тем, чтобы вскоре отправиться в горячую точку – Афганистан. После нескольких месяцев тяжелых и напряженных занятий в «учебке», семеро парней попадают в страну пустынь и гор, где за каждым поворотом таится опасность.

«Географ глобус пропил» — экранизация одноименного романа уральского писателя Алексея Иванова, поставленная режиссером А. Велединским. В центре истории – вечный для России образ «лишнего человека», который в XIX веке выразился в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени», а в ХХ в. – в вампиловской «Утиной охоте». Особого сюжета в «Географе» нет, только неспешное наблюдение над реалиями нашей жизни.

Библиографические кубики «Книги для летнего чтения»

Нет времени более подходящего для чтения, чем летний отдых. Он просто создан для того, чтобы погрузиться в захватывающий мир литературного произведения. Солнце, теплый воздух, аромат благоухающих цветов и любимая книга…

Этим летом на абонементе библиотеки для юношества № 3 юных читателей ждет настоящая «рекомендательная» корзинка с книжками и яркими библиографическими кубиками. На гранях разноцветных кубиков представлены обложка книги, иллюстрация к ней, информация об авторе, аннотация к произведению, цитата из книги, библиографическое описание.

Библиотекари рекомендуют детям и подросткам для увлекательного летнего чтения: «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К. Джерома, «Алые паруса» А. Грина, «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери и «Голубятня на желтой поляне» В. Крапивина.

Библиоигрушка «Эти таинственные пауки»

В библиотеке № 10 рядом с выставкой «Кто развесил в лесу кружева?» библиотекари разместили игрушечного паука и запутали в его паутине библиографические листовки с описаниями книг и статей о пауках.

Среди рекомендуемых к прочтению: сборники «365 рассказов о животных», «Чудо на ладони», статьи о пауках из детских экологических журналов «Свирель» и «Муравейник».

Нетрадиционные рекомендательные библиографические пособия — яркие, необычные по форме — не только привлекают внимание читателей, их основная задача – раскрыть библиотечный фонд, сформировать мотивацию к чтению и в увлекательной форме познакомить с малопонятным словосочетанием «библиографическая информация».

Мат. подгот.: Е.Н. Федянина, И.В. Танаева, Т.О. Шанина, Г.И. Голованова