Полномочия судьи рб

Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

и действует в составе:

Верховный Суд Республики Беларусь:

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Республика Беларусь
220050 г. Минск, ул. Берсона 1а
Телефон: (017) 200-12-25
Факс: (017) 222-40-96
E-mail: [email protected]
Режим работы: пн.-пт. 9.00–18.00,
перерыв: 13.00–14.00

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей

И.И. Голубицкий,
заместитель начальника отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Проект Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей подготовлен в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2000 год, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2000 г. №22. Его разработка осуществлялась Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь с привлечением специалистов Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министерства юстиции Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс) соответствует новейшему законодательству Республики Беларусь, учитывает положения современной науки и международный опыт, гарантируя независимость судебной власти. Кодексом упорядочены и приведены в единую систему правовые предписания, содержащиеся в различных законодательных актах, что позволяет достичь юридически цельного регулирования данной сферы общественных отношений.

В частности, в целях унификации правовых предписаний в Кодекс полностью вошли в скорректированном виде положения:

  • Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 года «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»;
  • Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».

В Кодексе также нашли отражение нормы материального характера, содержащиеся в Законе Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Исключение составили лишь положения данного Закона, определяющие процедуру рассмотрения дел в Конституционном Суде Республики Беларусь.

Кодексом регламентированы вопросы аттестации и присвоения квалификационных классов судьям общих и хозяйственных судов (глава 10 Кодекса), привлечения судей общих и хозяйственных судов к дисциплинарной ответственности (глава 11 Кодекса), образования и деятельности квалификационных коллегий судей (глава 20 Кодекса). До принятия Кодекса данные правоотношения были урегулированы Положением о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь, Положением о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положением об аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 4 декабря 1997 г. № 626 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности судов Республики Беларусь».

В Кодексе находят закрепление предписания Декрета Президента Республики Беларусь от 15 июня 2001 г. № 18 «Об утверждении Положения о народных заседателях» (глава 15 Кодекса) и Декрета Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. № 5 «Об утверждении Положения о порядке принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов Республики Беларусь» (статья 101 Кодекса). Следует при этом отметить, что в настоящее время положения указанных Декретов в основном реализованы в Законе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Однако отдельные из их предписаний так и не нашли своей регламентации. В частности, не были реализованы положения, касающиеся порядка принесения присяги судьями общих и хозяйственных судов и народными заседателями. Это, в свою очередь, служило препятствием в признании утратившими силу рассматриваемых Декретов. Как следствие, сложившаяся ситуация порождала проблему существования множественности актов, регламентирующих одни и те же правоотношения, в силу дублирования многих положений рассматриваемых Декретов в Законе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь».

Нашли отражение в Кодексе и положения Декрета Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. № 6 «О некоторых вопросах назначения на должности и освобождения от должностей судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь», определяющего порядок временного исполнения обязанностей судей общих и хозяйственных судов вместо судей, находящихся в социальном отпуске (статья 100 Кодекса).

Таким образом, введение в действие Кодекса позволит значительно сократить количество законодательных актов в сфере судоустройства и статуса судей, в частности, признать утратившими силу Законы Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и рассмотренные выше указы и декреты Главы государства, а также ряд иных устаревших актов законодательства.

Кроме того, в целях исключения множественности положений, регламентирующих одни и те же правоотношения, введение в действие Кодекса обусловит необходимость внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» в части исключения из него норм материального права и регламентации вопросов исключительно конституционного судопроизводства.

Помимо упорядочения правового массива в сфере судоустройства и статуса судей Кодексом предусматриваются ряд новелл, направленных на совершенствование деятельности судебной власти и повышения статуса судей, обеспечивающих независимость судей и закрепляющих гарантии их неприкосновенности.

Учитывая то, что численность общих судов низового звена может значительно различаться в зависимости от нагрузки в том или ином районе (городе), закрепляется основание для введения должности второго заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов (статья 30 Кодекса). Предусмотрено, что при наличии десяти и более судей в составе этих судов вводится должность второго заместителя председателя суда. Ранее такая возможность исключалась.

В целях реализации конституционного принципа, касающегося построения судебной системы республики на основе специализации судов, Кодексом регламентирована возможность создания таких судов. Следует сказать, что возможность создания специализированных судов была предусмотрена и ранее, в частности, Законами Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и «О хозяйственных судах в Республике Беларусь». Однако Кодекс предусмотрел не только саму возможность создания таких судов, но и регламентировал порядок их создания (статьи 28-33 и 59-64 Кодекса).

Кодексом установлено, что специализированные суды могут быть созданы на уровне низового звена системы общих и хозяйственных судов. Наряду с созданием специализированных судов на уровне низового звена судов общей юрисдикции и хозяйственных судов предусмотрена возможность образования соответствующих специализированных судебных коллегий на уровне вышестоящих по отношении к ним судов (статьи 35, 45 и 68 Кодекса).

Таким образом, обозначена структура специализированных судов, более точно определено их место в системе судов.

Структура Белорусского военного суда унифицирована со структурой областных (Минского городского) судов. Предусматривается образование президиума Белорусского военного суда, на который возлагаются функции надзорной инстанции (статьи 35, 36 и 39 проекта Кодекса). Ранее подобными функциями Белорусский военный суд не обладал, вследствие чего можно было отметить несбалансированность подходов в процедуре обжалования решений военных судов и иных общих судов в целом и, как следствие, не равную защиту прав и законных интересов военнослужащих и иных граждан.

Предусматривается возможность создания в судах общей юрисдикции апелляционной инстанции (статьи 36, 43, 46 и 57 Кодекса), тем самым учитываются положения Концепции совершенствования законодательства, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, которой в качестве направления развития процессуального законодательства обозначено введение апелляционного порядка обжалования судебных постановлений.

Совершенствуется процедура подбора и назначения судейских кадров, повышаются требования к подготовке кандидатов на должности судей. Так, наряду с требованием наличия у лиц, претендующих на должности судей общих и хозяйственных судов, специального стажа, предусматривается прохождение специальной подготовки (статья 98 Кодекса). Такая подготовка включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов республики под руководством судьи, назначенного соответственно Председателем Верховного Суда Республики Беларусь или Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Исключен особый порядок назначения судьи по административным делам и исполнительному производству (статья 94 Кодекса), тем самым повышены требования ко всем кандидатам в судьи, что должно обеспечить формирование судейского корпуса более квалифицированными юристами.

При этом в целом унифицирован порядок подготовки и подбора кадров для судов общей юрисдикции и хозяйственных судов, в котором важную роль также предлагается отвести Министерству юстиции Республики Беларусь, тем самым усиливается роль Министерства юстиции Республики Беларусь в процедуре назначения судей хозяйственных судов, на него возлагается ответственность за подготовку кадров для всей судебной системы. В данной части Кодекс учитывает предложения, высказанные на II съезде судей Республики Беларусь, касающиеся расширения компетенции Министерства юстиции Республики Беларусь в вопросах обеспечения деятельности судебной системы.

Скорректирован порядок назначения руководителей судов. Закреплен срочный порядок назначения председателей и заместителей председателей всех судов, в том числе Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных хозяйственных судов (статьи 25, 26, 32, 33, 37, 38, 47-49, 63, 64, 70-72 Кодекса). Установлено, что председатели и заместители председателей судов назначаются сроком на пять лет. Следует напомнить, что ранее на определенный срок назначались лишь председатели и заместители председателей районных (городских), межгарнизонных военных, областных (Минского городского) и Белорусского военного судов. При этом срок, на который они назначались, составлял семь лет.

Кодексом скорректированы положения законодательства, касающиеся проверки конституционности нормативных правовых актов. Так, пересмотрен срок, в течение которого Верховный Суд Республики Беларусь и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны рассматривать ходатайства нижестоящих судов и принимать решения о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь по проверке конституционности нормативных правовых актов (статьи 54 и 77 Кодекса). Кодексом этот срок сокращен до десяти дней, тогда как ранее он составлял месяц. Кроме этого, полномочиями по рассмотрению указанных ходатайств и внесению предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь Кодексом наделяется Президиум Верховного Суда Республики Беларусь (ранее таким полномочием обладал лишь Пленум Верховного Суда Республики Беларусь). Это позволит более оперативно реагировать на имеющиеся проблемы в правоприменительной практике, связанные с противоречивостью положений отдельных нормативных правовых актов.

В связи с расширением компетенции судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (наделением Верховного Суда Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» полномочиями по рассмотрению споров, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов не только промышленной, но и интеллектуальной собственности), Кодексом уточняется название данных коллегий. Указанная коллегия переименована Кодексом в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь (статья 45 Кодекса).
Справочно.

Следует отметить, что в данной части имеется некоторая несогласованность положений законодательства о судоустройстве и гражданского процессуального законодательства, поскольку Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь при указании на данную судебную коллегию использует прежнее ее название (судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь). Однако в настоящее время на рассмотрении Парламента республики находится проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также гражданского судопроизводства», предписания которого касаются в том числе переименования указанных судебных коллегий.

Кодекс учитывает положения нового законодательства о государственной службе. Вследствие этого, им регламентированы лишь особенности государственной службы, связанные со статусом судей, в частности, порядок аттестации, привлечения к дисциплинарной ответственности, приостановления и прекращения их полномочий. Вопросы же материального и социального обеспечения судей отнесены Кодексом к ведению иного законодательства, в частности, законодательства о государственной службе (статья 130 Кодекса).

Подходы в регламентации приостановления, прекращения и возобновления полномочий судей всех судов максимально унифицированы (статьи 123 и 124 Кодекса). Ранее основания приостановления, прекращения и возобновления полномочий судей Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов существенно отличались, тогда как объективные предпосылки к этом отсутствовали. Вероятно, данное обстоятельство можно было объяснить лишь регламентацией этих вопросов различными законами, между которыми имелись определенная несогласованность.

Отдельно следует отметить положения, закрепляющие гарантии неприкосновенности судей и народных заседателей, регламентация которых в ранее действовавшем законодательстве недостаточно полно учитывала положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Так, Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» предусматривалось, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его назначившего. Аналогичные гарантии неприкосновенности имели и народные заседатели.

Вместе с тем, статья 44 Уголовного кодекса Республики Беларусь (в отличие от ранее действующего уголовного закона) дает определение термину «уголовная ответственность», которая выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания или иных мер уголовной ответственности.

Вследствие этого, указанная формулировка Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» фактически должна была рассматриваться как обязанность суда при рассмотрении уголовного дела в отношении судьи, народного заседателя запрашивать согласие соответствующих должностных лиц (органов) на вынесение в отношении судей и народных заседателей обвинительных приговоров, что бесспорно является недопустимым и свидетельствует о некорректности рассматриваемой формулировки.

Кодексом положения, закрепляющие гарантии неприкосновенности судей и народных заседателей, уточнены. В частности, установлено, что возбуждение в отношении судьи, народного заседателя уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу допускаются только с согласия назначившего их должностного лица (избравшего их органа) либо должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.

Кроме этого, закреплены иные гарантии неприкосновенности судьи, народного заседателя. Предусмотрено, что судьи и народные заседатели, задержанные по подозрению в совершении преступления, доставленные в орган внутренних дел или иной государственный орган, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности, кроме случаев задержания их на месте совершения преступления. О факте задержания судьи или народного заседателя органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается:

  • Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь или его заместителю – в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь;
  • Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в соответствующую квалификационную коллегию судей и Министерство юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов;
  • должностному лицу (органу), утвердившему списки народных заседателей, – в отношении народных заседателей.

Новым в законодательстве о судоустройстве является также закрепление Кодексом процедуры проведения совместных заседаний Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенцию общих и хозяйственных судов (статьи 82 и 83 Кодекса), что должно послужить более активной деятельности этого института и более тесному взаимодействию общих и хозяйственных судов в целом.

Отдельным разделом урегулированы вопросы создания и деятельности органов судейского сообщества (раздел IV Кодекса). Определена структура этих органов, к числу которых отнесены съезд судей Республики Беларусь, Республиканский совет судей, конференции судей и квалификационные коллегии судей (статья 143 Кодекса).

Повышен статус и расширена компетенция Республиканского совета судей. В целях надлежащего осуществления возложенных на Республиканский совет судей полномочий предусматривается возможность создания Республиканским советом судей постоянных и временных комиссий (статья 162 Кодекса).

Предусматривается возможность включения в состав квалификационных коллегий судей, наряду с судьями и представителями органов юстиции, также представителей юридической общественности – ученых-юристов, иных специалистов в области права (статьи 171 и 173 Кодекса). Данный подход объясняется тем, что квалификационные коллегии судей наделены достаточно важными полномочиями, в том числе в вопросах подбора кандидатов на должности судей, аттестации судей, привлечения их к дисциплинарной и уголовной ответственности. Включение же в число членов квалификационных коллегий судей представителей юридической общественности направлено на обеспечение открытости деятельности этих коллегий и общественного контроля за деятельностью этих коллегий и принимаемыми ими решениями.

Таким образом, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей завершает кодификацию законодательства о судоустройстве и статусе судей, обеспечивает полное и системное правовое регулирование на уровне закона вопросов функционирования судебной власти и ее независимость. При этом следует отметить, что Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей можно отнести к числу уникальных кодифицированных законов, поскольку в сфере судоустройства и статуса судей кодифицированные акты имеются лишь в таких странах как Франция и США.

Кодекс Республики Беларусь О Судоустройстве и Статусе Судей

РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 3
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

РАЗДЕЛ III
СТАТУС СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

ГЛАВА 5
СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 6
КАНДИДАТЫ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 7
НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. ПРИСЯГА СУДЬИ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 8
АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ СУДЕЙ

ГЛАВА 9
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 10
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 11
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

ГЛАВА 12
ОТСТАВКА СУДЬИ

ГЛАВА 13
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ

ГЛАВА 14
НАРОДНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
ГЛАВА 15
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

ГЛАВА 16
СЪЕЗД СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 17
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СУДЕЙ

ГЛАВА 18
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ СУДЕЙ

ГЛАВА 19
КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ (МИНСКОГО ГОРОДСКОГО) СУДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ ОБЛАСТЕЙ (ГОРОДА МИНСКА)

ГЛАВА 20
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ

РАЗДЕЛ V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
ГЛАВА 21
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГЛАВА 22
ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ИМУЩЕСТВО СУДОВ

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 29 июня 2006 года №139-З

О судоустройстве и статусе судей

(В редакции Законов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. №198-З, 28.12.2009 г. №77-З, 18.07.2011 г. №302-З, 13.12.2011 г. №325-З, 02.05.2012 г. №354-З, 10.07.2012 г. №426-З, 13.07.2012 г. №417-З, 04.01.2014 г. №121-З, 22.12.2016 г. №13-З, 17.07.2018 г. №132-З)

Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года

Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года

(Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.12.2016 г. №13-З)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел I. Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы Республики Беларусь


Глава 1. Основные положения


Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения

В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их определения:

вышестоящий суд — Верховный Суд Республики Беларусь по отношению к иному суду общей юрисдикции; областной (Минский городской) суд по отношению к районному (городскому) суду, специализированному суду соответствующей области (города Минска);

граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства;

квалификационные коллегии судей — Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска);

народный заседатель — лицо, привлекаемое в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия;

нижестоящий суд — районный (городской) суд, специализированный суд по отношению к соответствующему областному (Минскому городскому) суду и Верховному Суду Республики Беларусь; областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь;

судебное постановление — заключение Конституционного Суда Республики Беларусь, а также приговор, решение, постановление, определение иных судов Республики Беларусь;

судья — лицо, назначенное (избранное) на должность судьи в установленном настоящим Кодексом порядке для осуществления обязанностей судьи на профессиональной основе.

Статья 2. Судебная власть

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Статья 3. Правовая основа судоустройства и статуса судей

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и иные законодательные акты.

Статья 4. Единство судебной системы Республики Беларусь

Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем:

установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом;

соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;

признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу;

закрепления единства статуса судей;

финансирования судов из республиканского бюджета.

Статья 5. Судебная система Республики Беларусь

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Статья 6. Задачи судов Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Суды общей юрисдикции в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Статья 7. Законность при осуществлении правосудия

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ставит перед Верховным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Статья 8. Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Статья 9. Участие граждан в осуществлении правосудия

Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 10. Право граждан и организаций на судебную защиту

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.

Статья 11. Гласность при осуществлении правосудия

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 12. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в установленных законом случаях — единолично судьей.

Статья 13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах Республики Беларусь

Судопроизводство и делопроизводство в судах Республики Беларусь ведутся на белорусском и (или) русском языках.

Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе на безвозмездной основе пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательством.

Статья 14. Обязательность судебных постановлений и требований судьи. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Беларусь

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда Республики Беларусь исполняются в порядке, установленном законодательными актами.

Требования судьи, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательством, являются обязательными и подлежат исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется на безвозмездной основе.

Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 15. Использование государственных символов Республики Беларусь

На зданиях Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции Республики Беларусь, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судов общей юрисдикции Республики Беларусь, в помещениях заседаний Конституционного Суда Республики Беларусь, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции Республики Беларусь устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь.

Статья 16. Печатные издания судов Республики Беларусь

Суды Республики Беларусь вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательством.

Статья 17. Печать судов Республики Беларусь

Все суды Республики Беларусь имеют печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Статья 18. Место нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь

Постоянным местом нахождения Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь является столица Республики Беларусь — город Минск.

Заседания Конституционного Суда Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь проводятся в месте их постоянного нахождения. Конституционный Суд Республики Беларусь и Верховный Суд Республики Беларусь могут провести заседание в ином месте, когда они сочтут это необходимым.

Раздел II. Порядок формирования и компетенция судов Республики Беларусь


Глава 2. Конституционный Суд Республики Беларусь


Статья 19. Состав Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен давать заключения и принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Статья 20. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

В случае досрочного выбытия из состава Конституционного Суда Республики Беларусь назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом.

Статья 21. Порядок избрания судей Конституционного Суда Республики Беларусь

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь избирает шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного Суда Республики Беларусь предлагаются Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь.

Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Статья 22. Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;

о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в случаях, установленных Конституцией Республики Беларусь, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь помимо компетенции, предусмотренной частями первой и второй настоящей статьи:

в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, — до подписания этих законов Президентом Республики Беларусь;

по предложениям Президента Республики Беларусь принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

по предложениям Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

по предложениям Президента Республики Беларусь проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее — организация), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту Республики Беларусь, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь таких предложений (далее — инициативные обращения). Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента Республики Беларусь, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.