Закон о социальном обслуживании населения 2018 442 фз

Оглавление:

442 ФЗ об основах социального обслуживания граждан в РФ

Одной из главных обязанностей государства как института социальной защиты является «обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2013 года. Предметом регулирования настоящего закона являются правовые, экономические и организационные аспекты в сфере обслуживания населения: полномочия государственных служб, права и обязанности получателей и поставщиков услуг и так далее.

Структурно 442 закон о социальном обслуживании представлен десятью главами, содержащими 37 статей. Рассмотрим его краткое содержание, отметив основные положения:

  • Общие положения: предмет регулирования, правовое регулирование обслуживания населения, основные понятия, принципы, система социального обслуживания, конфиденциальность сведений о получателе услуг;
  • Полномочия государственных органов: полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Получатели услуг: права и обязанности;
  • Поставщики услуг: права, обязанности и информационная открытость;
  • Порядок предоставления социального обслуживания: обращение за предоставлением услуг, признание лица нуждающимся в обслуживании, индивидуальная программа, договор о предоставлении услуг, отказ от обслуживания;
  • Социальное обслуживание: формы, виды, срочные услуги, социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи, не относящейся к социальным услугам);
  • Предоставление социальных услуг: организация социального обслуживания, независимая оценка качества, профильные информационные системы, реестр поставщиков и регистр получателей, требования к порядку предоставления услуг, межведомственное взаимодействие;
  • Финансирование: финансовое обеспечение социального обслуживания, предоставление услуг бесплатно, определение размера платы;
  • Контроль (надзор): государственный, общественный;
  • Заключительные и переходные положения.

Подписанный еще в декабре 2013 года, закон о социальном обслуживании вступил в силу лишь 1 января 2015 года. ФЗ 446 пришел на смену утратившим в тот же день силу нормативно-правовым актам: от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Единственное изменение, вступившее в силу на текущий момент, закон претерпел в июле 2017 года, на тот момент еще не войдя в законную силу.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произвел определенный ажиотаж в профильных кругах еще на этапе обсуждения. Закон включил в себя некоторые аспекты, которые были затронуты и прописаны в России впервые. В первую очередь речь идет о приобщении к данной деятельности негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Предпосылками для такого кардинального решения явились во многом большие очереди граждан, желающих стать получателем услуг, что свидетельствовало о несостоятельности существовавшей на тот момент системы социального обслуживания и соответственно законов, действовавших в этой сфере.

Рассмотрим основные нововведения, последовавшие за принятием настоящего закона:

  • Привлечение к сфере социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки (снижение налоговой ставки, субсидирование);
  • Расширение круга граждан, которым может быть оказана такая помощь. В число лиц, которым положено бесплатное обслуживание вошли: инвалиды, пожилые люди, несовершеннолетние и граждане, денежный доход которых не превысил установленного порога;
  • Были четко прописаны основания для признания лица нуждающимся в предоставлении помощи. Для сравнения, в законе от 1995 года в качестве основания была прописана формулировка «трудная жизненная ситуация», которая неизбежно влекла за собой расхождения в трактовке;
  • Поменялась система поддержки детей-сирот, полномочия по опеке над которыми перешли в ведение органов соцзащиты;
  • Было предусмотрено создание единого реестра поставщиков и регистра получателей в сфере социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг по закону

Согласно положениям девятой статьи 442 закона, получатели социальных услуг имеют право на:

  • Уважение и гуманное отношение;
  • Бесплатный доступ к информации, касающейся их прав и обязанностей, видов услуг, сроков, порядка и условий их предоставления, тарифов на эти услуги, возможности получения их бесплатно и других требующихся сведений;
  • Выбор поставщика или поставщиков;
  • Отказ от предоставления услуг;
  • Защиту собственных прав и интересов в соответствии с законодательством России;
  • Участие в разработке индивидуальной программы;
  • Обеспечение условий в период нахождения в организациях социального обслуживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на необходимый уход;
  • Свободное посещение законными представителями, родственниками, юристами (адвокат, нотариус), представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • Социальное сопровождение (подробно прописано в ст. 22 закона).

Согласно статье десятой настоящего закона, в число обязанностей получателей социальных услуг входят:

  • Предъявление требуемых для предоставления услуг сведений и документов (список может отличаться в зависимости от субъекта РФ);
  • Своевременное информирование поставщика об изменении обстоятельств, явившихся изначально причиной предоставления услуг;
  • Соблюдение условий договора о предоставлении услуг, в частности своевременная и полная оплата стоимости, если предусмотрено.

Какие были внесены изменения?

После подписания законопроекта, на подготовку материально-технической базы и реализацию всех положений закона был предусмотрен год. За этот период закон претерпел поправки в июле 2014 года. В основном они касались вопроса независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

К полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, действующих в данной сфере, таким образом добавилось создание условий для проведения независимой оценки качества обслуживания и обеспечение на своих официальных интернет-сайтах технической возможности выражения мнений получателями услуг о качестве их оказания и об организации социального обслуживания в целом. Также на поставщиков легло обязательство по обеспечению открытости и доступности информации в сфере проведения независимой оценки качества их оказания.

В настоящем году вышел Федеральный закон от 14.11.2017 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 ФЗ-324, закон вступит в силу по истечении девяноста дней со дня официальной публикации. Был опубликован в «Российской газете» 17 ноября 2017 года, таким образом, закон (и, соответственно, вносимые им поправки) вступает в силу 13 февраля 2018 года. Рассмотрим изменения, которые предстоит претерпеть закону 442-ФЗ.

Пункт 2 статьи 5 закона был изложен в другой редакции. Уточнено, что полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания действуют только на территории самого субъекта, а также была сделана уточняющая приписка о том, что к полномочиям данного органа относятся признание граждан нуждающимися в обслуживании и составление индивидуальных программ.

Статья 5 ФЗ-442 была дополнена пунктом 7. Таким образом, в систему социального обслуживания вошли организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ, если им, согласно положениям закона 442-ФЗ, были предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися и на составление индивидуальных программ на территории одного или нескольких муниципальных образований.

Формулировка пункта 13 части 2 статьи 7 ФЗ-442 была сокращена: были исключены слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

Пункт 2 статьи 8 ФЗ-442 был изложен в другой редакции. Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов России в сфере соцобслуживания было отнесено определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости — уполномоченной организации.

Аналогичное уточнение коснулось статьи 14, части 2 статьи 15 и части 4 статьи 16, в которых формулировка «уполномоченный орган Российской Федерации» была дополнена «уполномоченной организацией».

Рассмотрим также несколько отдельных статей закона ФЗ-442, имеющих большое значение в рамках данного законодательного акта.

Статья 15 ФЗ-442 определяет порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Основанием для признания согласно закону могут служить следующие обстоятельства:

  • Потеря способности осуществлять самообслуживание, передвигаться без чужой помощи, обеспечивая основные физиологические и иные потребности ввиду болезни, травмы, возраста или инвалидности;
  • Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
  • Наличие в семье ребенка, у которого трудности с адаптацией в социуме;
  • Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком (детьми) либо отсутствия попечения над ними;
  • Семейное насилие, наличие у членов семьи наркотической, алкогольной или иных зависимостей;
  • Отсутствие определенного места жительства. В особом порядке данное основание прописано для бывших воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей, не достигших при этом возраста 23 лет;
  • Отсутствие работы, и, соответственно, средств к существованию;
  • Иные обстоятельства, признанные ухудщающими жизнь граждан согласно законам субъектов РФ.

Уполномоченный орган или организация согласно закону ФЗ-442 о социальном обслуживании граждан обязаны принять решение о признании лица нуждающимся в помощи либо об отказе в течение 5 дней с момента подачи заявления. Ответ предоставляется в письменной или электронной форме. Решение по оказанию срочных услуг принимается незамедлительно. Если заявитель считает, что полученный им отказ является неправомерным и противоречит закону, он вправе обжаловать решение в суде.

Статья 13 442-ФЗ регулирует аспекты обязательств поставщиков социальных услуг в сфере обеспечения информационной открытости в процессе своей деятельности. Так, поставщики обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивать доступ к данным ресурсам путем размещения их на информационных стендах в своих офисах, а также в средствах массовой информации, сети «Интернет» — на официальном сайте.

Также на официальном сайте должен быть размещен определенный перечень сведений и документов (часть 2 статьи 13), обновляясь в случае внесения каких-либо изменений в срок до десяти рабочих дней. Порядок размещения и обновления информации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16 ФЗ-442 содержит положения, связанные с разработкой и применением индивидуальной программы предоставления услуг. Это документ, в котором указываются сведения о форме, видах, объеме, периодичности, условиях и сроках предоставления социальных услуг. Программа также включает списки рекомендованных поставщиков и мероприятий по сопровождению (ст. 22 закона). Составляется в соответствии с потребностями человека и пересматривается в зависимости от изменения обстоятельств, определяющих данную потребность. Происходит пересмотр не реже одного раза в течение трех лет.

Подробнее об условиях составления документа и действии его положений читайте в тексте закона (ст. 16). Ссылка на скачивание закона ФЗ-442 дана в последнем подзаголовке настоящей статьи.

Статья 21 ФЗ-442 описывает, что включает в себя понятие «срочные социальные услуги»:

  • обеспечение бесплатным питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  • содействие в получении временного жилого помещения и оказании необходимой юридической помощи;
  • создание условий для оказания экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей и иные срочные услуги.

Название услуг говорит само за себя — предоставляться они должны без промедления, т.е. без составления индивидуальной программы или договора о предоставлении услуг. Основанием согласно закону может служить как заявление гражданина, так и получение соответствующей информации от представителей других государственных структур (медицинских, образовательных). Подтверждением является соответствующий акт, включающий сведения о получателе и поставщике, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Заверяется подписью получателя.

Статья 31 442 ФЗ предписывает, что обслуживание на дому, а также в стационарной и полустационарной формах предоставляются на безвозмездной основе детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных национальных конфликтов. Все это при условии, что на момент обращения средний доход на одного члена семьи равен или ниже определенного законами субъекта РФ порога (зачастую равен полутора прожиточным минимумам).

Скачать текст закона о социальном обслуживании

Текст настоящего закона может быть полезен как правозащитникам и должностным лицам, так и простым гражданам, желающим расширить свои знания в области собственных прав и свобод, предусмотренных законодательством.

Предлагаем скачать закон фз о соц обслуживании в последней редакции, вступившей на настоящий момент в силу.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 25 октября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 8 ноября 2017 года

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257) следующие изменения:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа);»;

б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее — уполномоченные организации).»;

2) в пункте 13 части 2 статьи 7 слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)» исключить;

3) пункт 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации;»;

4) статью 14 после слов «уполномоченный орган субъекта Российской Федерации» дополнить словами «или уполномоченную организацию»;

5) в части 2 статьи 15 после слов «Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации» дополнить словами «или уполномоченная организация», слово «принимает» заменить словом «принимают»;

6) часть 4 статьи 16 после слов «уполномоченным органом субъекта Российской Федерации» дополнить словами «или уполномоченной организацией», дополнить словами «или в уполномоченной организации».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Социальное обслуживание населения: реализация 442-ФЗ

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Основные преимущества нового закона:

— возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
— широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
— определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
— закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
— введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
— введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Горячая линия по реализации закона в Тюменской области: 8-800-100-12-90, (3452) 566-330.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ ст 31 (ред. от 07.03.2018)

Статья 31. Предоставление социальных услуг бесплатно

1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах — несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Закон N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”: стандарты, нормативы, информационные системы

С 01.01.2015 г. вступил в силу федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“. Законом определяется ряд понятий, таких как социальная услуга, получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, стандарт социальной услуги и др. В том числе законом вводится понятие информационных систем в сфере социального обслуживания. На последнем как раз и хотелось бы остановиться подробнее.

От известных поставщиков решений зачастую можно слышать, что их решение поддерживает положения 442-ФЗ. Давайте попробуем разобраться в степени этой поддержки.

Первое. Указанным законом вводятся понятия реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также определяется их состав. Решение отдельно такой задачи – это курсовая работа для студента.

Второе. Положениями закона определяются требования к информированию получателей социальных услуг в т.ч. и в сети Интернет. На сегодня практически каждое учреждение имеет свой сайт в Интернете, и решение этой задачи также не составляет особого труда.

Эти две задачи лежат на поверхности и решаются достаточно тривиальными способами. Давайте посмотрим, что же действительно надо для того, чтобы эффективно управлять такой чувствительной отраслью, как оказание социальных услуг, хотя бы на уровне субъекта Российской Федерации, и чем в этом могут помочь информационные системы.

Законом фактически определены две составляющие всего процесса оказания социальных услуг – это получатель и поставщик социальной услуги. Остается еще одна составляющая – это технологии социального обслуживания.

Что понимается под технологиями социального обслуживания?

Первое – это уточнение трудной жизненной ситуации конкретного получателя социальных услуг, определение его индивидуальной нуждаемости в услугах и на основании этого составление индивидуальной программы, оказание соответствующих услуг, оценка эффективности реабилитационных мероприятий. Второе – максимальная унификация и информационное сопровождение всего процесса оказания социальных услуг. И над всем этим – агрегация всей информации с целью аналитической обработки для принятия управленческих решений в сфере социального обслуживания населения.

Для решения этих задач указанных ранее информирования, а также ведения реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг явно не достаточно. Нужен целый комплекс программных решений, объединенных в единую систему, которая кроме всего прочего должна грамотно методически сопровождаться оператором информационной системы в сфере социального обслуживания населения.

Чем могут и должны помочь информационные системы при решении поставленных задач?

Наверное, самым краеугольным камнем при оказании социальных услуг является сам перечень социальных услуг и стандарты оказания этих услуг, включая разработку подушевых нормативов социальных услуг. Об этом я писал ранее здесь и здесь в привязке к положениям 442-ФЗ, поэтому более подробно на этом останавливаться не буду. Кроме того, привожу ссылки на закон Свердловской области и утвержденные стандарты социальных услуг Свердловской области.

Из приведенных выше ссылок понятно, что задача разработки стандартов и нормативов социальных услуг достаточно нетривиальна, и информационные системы в сфере социального обслуживания должны это поддерживать, включая процессы корректировки стандартов и нормативов на основании статистики по указанным услугам. А также поддерживать процессы формирования государственного задания как государственным, так и негосударственным учреждениям в сфере социального обслуживания населения.

Информационная система должна также поддерживать процессы определения индивидуальной нуждаемости в услугах и на основании этого – составление индивидуальной программы реабилитации, оценку эффективности реабилитационных мероприятий. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий должна строиться в том числе на системе менеджмента качества оказываемых социальных услуг, которая базируется также на информационной системе.

Законом определяется также понятие межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания. Информационная система поддержки такого взаимодействия должна состоять из двух частей: для получения необходимых документов/сведений о получателе услуг, имеющихся у органов государственной власти, взаимодействие через СМЭВ – систему межведомственного электронного взаимодействия, а также межведомственное взаимодействие между организациями, учреждениями, задействованными в процессе оказания социальных услуг в части исполнения мероприятий, определенных в индивидуальной программе реабилитации.

Ну и информационная система должна поддерживать весь процесс оказания социальных услуг в каждом учреждении социального обслуживания с возможностью агрегации информации для дальнейшей аналитической обработки.

Все указное выше поддерживается информационной системой «Социальное обслуживание населения» (ИС СОН) и внедрено(некоторые элементы еще внедряются) в Министерстве социальной политики Свердловской области. Элементы системы также внедряются в Хабаровском крае, Чеченской республике, республике Карачаево-Черкессия.

Более подробно с возможностями системы и решениями можно ознакомиться на сайте системы www.is-son.ru.

Об авторе: Игорь Николаевич Синяев – начальник отдела информационных технологий администрации городского округа «Город Лесной», Свердловская область.

Экспертная позиция по вопросу модернизации сферы социального обслуживания населения

Экспертная позиция

Модернизация сферы социального обслуживания населения связана с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который сформировал нормативно-правовую базу для внедрения комплексного подхода к оказанию социальных услуг по социальному обслуживанию на основе контроля нуждаемости. Данный закон является рамочным, а региональное законодательство, принимаемое в целях его реализации в субъектах Российской Федерации, разрабатывается с учетом социально-экономических особенностей и бюджетных возможностей регионов.

Принятие Федерального закона № 442-ФЗ (далее — «Закон») породило широкую дискуссию в экспертном сообществе. Учитывая особенности данного закона, такая реакция имеет под собой ряд оснований:

  1. Закон внес существенные изменения в порядок работы системы социального обслуживания, предписав предоставлять социальные услуги на основе контроля нуждаемости.
  2. Закон определил минимальные и обязательные законодательные рамки функционирования сферы социального обслуживания.
  3. Закон ввел новые понятия, ранее не использовавшиеся в сфере социального обслуживания (например, «социальное сопровождение» и «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании»).
  4. Принятие нового рамочного закона, регулирующего всю сферу социального обслуживания, потребовало от регионов проведения большой работы по созданию региональной законодательной базы (в целях реализации Закона в каждом субъекте Российской Федерации было принято от 20 до 50 нормативно-правовых актов, разработанных с учетом рекомендаций Минтруда).
  5. Закон вступил в действие только в 2015г., и прошло еще недостаточно времени для урегулирования неясных моментов.

Наиболее обсуждаемым аспектом при формировании законодательной базы на региональном уровне стал вопрос о возможности расширения и дополнения обязательных позиций 442-ФЗ.

Часть субъектов Федерации при разработке законодательства строго следует предложениям Минтруда, а в своих законодательных актах они практически точно повторяют формулировки, встречающиеся в федеральном законе и рекомендованные Министерством.

Регионы опасаются расширять свои полномочия в сфере социального обслуживания и выходить за рамки положений, прописанных в федеральном законе. Они отказываются от предоставления социальных услуг на прежних условиях, если те превосходят условия, заданные рамками нового федерального закона, тем самым закрывая успешно работающие социальные программы. Они мотивируют свое решение тем, что существуют правовые ограничения, заданные рамками федерального законодательства.

Другие регионы расширяют позиции федерального законодательства с учетом собственных приоритетов в социальной политике (например, расширяют списки социальных услуг, предложенный Минтрудом, детализируют список обстоятельств, при которых гражданин признается нуждающимся в социальных услугах, включают дополнительные категории граждан, которым представляются социальные услуги бесплатно и т.д.).

Сложившаяся практика реализации 442-ФЗ на региональном уровне легла в основу дискуссии, в которой существуют две разные точки зрения:

Позиция 1: Принятие нового Закона разрушило систему социального обслуживания населения, поскольку из-за правовых ограничений Закон не позволяет регионами оказывать социальные услуги на прежнем уровне.

Позиция 2: Принятие нового Закона не повлияло на систему социального обслуживания населения, поскольку Закон призван был только систематизировать законодательство в этой сфере, задав рамку ее функционирования.

Позиция Высшей школы экономики

В настоящее время региональные органы государственной власти имеют достаточно широкие полномочия для формирования и реализации собственной, самостоятельной социальной политики в области социального обслуживания. Федеральный закон определяет минимальные и обязательные рамки функционирования данной сферы, а субъектам Федерации дано право расширять установленные нормы.

Так, статья 8 определяет Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся 25 позиций, среди которых:

  • утверждение перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг;
  • утверждение порядка предоставления социальных услуг;
  • установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги;
  • установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
  • утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания.

Регионам также предоставляется право дополнительно устанавливать категории населения, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (две категории определены на федеральном уровне). Так, в статье 31 пункт 3 Закона указано: « Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно». То же касается описания обстоятельств, при котором гражданин признается нуждающимся (7 пунктов определены на федеральном уровне). В статье 15 пункт 8 указано, «Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае наличия иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан».

Таким образом, по многим позициям в Законе определена норма, которая разрешает субъектам Федерации включать дополнительные условия, ориентируясь на собственные приоритеты и практики работы сферы социального обслуживания, и правовые ограничения в данном случае отсутствуют. Возникшие противоречия могут быть разрешены посредством осуществления разъяснительной работы о возможностях субъектов Федерации расширять на региональном уровне рамки законодательной нормы, установленной Законом. Следует обратить особое внимание на такие позиции, как перечень социальных услуг, критерии нуждаемости и категории населения, имеющие право получать социальные услуги бесплатно. Закон определяет минимальные и обязательные рамки данных положений, а субъекты Федерации имеют право расширять установленные нормы, однако воспользуются они этим правом или нет – это выбор регионов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что существует необходимость в разработке подробных методических рекомендаций по новым положениям законодательства, таким как «социальное сопровождение» и «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», для однозначной интерпретации этих понятий на всей территории Российской Федерации.

Закон о социальном обслуживании населения 2018 442 фз

УВЕЛИЧИТЬ ШРИФТ НА

Информация по ФЗ 442

С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 442-ФЗ « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» заменяющий собой федеральные законы от 02.08.1995г № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10.12.1995г.№ 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

В нашем Центре проводится разъяснительная работа для получателей социальных услуг в формате «Вопрос-ответ». Свой вопрос Вы можете задать написав по электронной почте с пометкой «Вопрос по ФЗ 442» и специалисты Центра ответят в кратчайшие сроки.

Подробно о Законе

Вопрос: Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться:

Вопрос. Должны ли при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг включаться:

— ежемесячные денежные выплаты;

— единовременная денежная выплата, выплаты компенсационного характера, различные виды пособий, субсидии, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса?

Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)

  1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
  2. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

Статья 21. Срочные социальные услуги

  1. Срочные социальные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

Статья 20. Виды социальных услуг

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

Глава 6. Формы социального обслуживания, виды социальных услуг

Статья 19. Формы социального обслуживания

  1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
  2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Вопрос:

В нашей семье есть тяжелобольной человек. Семья Авдеевых, г. Серпухов. Кто может рассчитывать на помощь социальных учреждений? Читать далее →

Статья 18. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги

  1. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
  2. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания, социальной услуги освобождает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.
  3. Гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

Договор о предоставлении социальных услуг

Статья 17. Договор о предоставлении социальных услуг

  1. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
  2. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
  3. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальная программа

Статья 16. Индивидуальная программа

1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.