Как оформить стих в тексте

Как оформить стихотворение

3 методика:базовая структура и форматформат рукописиоформление цитат

Как и в прозе, существуют правила, регулирующие оформление поэзии. Стихи имеют базовый формат, соблюдение которого необходимо во время их создания. Если вы планируете подать рукопись издателю или включить несколько строк поэзии в эссе, есть конкретные способы форматирования стихотворение для этих случаев.

Как оформить стихи?

Работа над стихотворным текстом

Назначьте всем стихотворным частям текста стиль “Стихи”: выделите стихотворение и воспользуйтесь стилем “Стихи” (боковая панель “стили текста”).

Если перед стихотворением стоит эпиграф, выделите его стилем “Эпиграф”.

Если вы хотите, чтобы стихи были расположены “в подбор” (одно за другим), присвойте стиль “Подглавка” каждому названию. Стихотворения разместятся друг за другом.

Если вы хотите, чтобы каждый стих начинался с новой страницы, назначьте каждому названию стиль “Глава”.

Мы рекомендуем использовать для поэтических текстов именно такое оформление.

Стихотворения без названия

Очень часто у стихотворений нет названия, и тогда перед стихом принято ставить “три звездочки” (***).

Чтобы такое стихотворение отразилось в оглавлении, стиль “Глава” или “Подглавка” нужно присвоить “звездочкам”. Тогда первая строчка стиха автоматически появится в оглавлении.

Поэтическая “лесенка”

Поэтическая “лесенка” — ступенчатое размещение строф на странице, один из способов деления поэтического текста на части. Лесенка закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Яркий пример — многие стихотворения Владимира Маяковского.

Для оформления поэтической “лесенки”:

  • присвойте строфам стиль “стихи”;
  • с помощью клавиши “пробел” сдвиньте нужные строфы вправо.

Какой макет выбрать для стихотворений?

В нашем редакторе есть несколько макетов, предназначенных для оформления поэтических текстов. Выбрать макет можно в разделе «Макеты книги».

Если ваши стихи с короткими строчками, используйте макеты Newton 11 Poetry Short или Sans 11 Poetry Short.

Для стихов с длинной строкой рекомендуем Sans 10 Poetry Long.

Для детских стихов подойдет макет Sans 14 Poetry Children.

Во время работы над текстом не забывайте периодически сохранять все сделанные изменения.

В режиме “Предпросмотр” вы сможете проверить, как будет выглядеть ваш текст в книге.

Как оформить стих в тексте

Люди приходили для участия в совместных трапезах — вечерях любви и единения, или, как их ещё называли, агапэ. Считалось, что радости этих вечерей любви и разделение пищи с родными по вере – предчувствие радости вечной. Храм христианина рождался, обретал черты реальности только в евхаристическом собрании. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – от Матфея 18:20.

С отточия ли начинать стих?

Если имя дано развёрнуто, не надо ли указать главу и стих, словами?

Текстовый процессор Microsoft Office Word

Задание. Оформите стихотворение «Привет, Россия» Н.М.Рубцова по образцу, предварительно набрав текст в рабочее поле текствого процессора.

Привет, Россия — родина моя!

Как под твоей мне радостно листвою!

И пенья нет, но ясно слышу я

Незримых певчих пенье хоровое.

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле — по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю

Свой низкий дом с крапивой под оконцем.

Как миротворно в горницу мою

По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,

Дышал в оконце счастьем и покоем,

И достославной веял стариной,

И ликовал под ливнями и зноем.

Николай Михайлович Рубцов

1. Откройте текстовый процессор

2. Установите параметры шрифта – Times New Roman 14 пт.

3. Перепишите данное стихотворение

4. Расположите текст аналогично образцу, используя выравнивание по центру и по левому краю.

5. Для установки выступа выделите нужное четверостишье и используйте бегунки на линейке.

6. Установите параметры регистра на название стихотворение.

10. Текст стихотворного произведения

10.1. Расположение стихотворных строк

10.1.1. Место начала строк

Определяется автором. Стихотворения могут начинаться от одной воображаемой вертикальной линии, двух, трех и т. д. Напр.:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

А. С. Пушкин. Во глубине сибирских руд

Сидел рыбак веселый
На берегу реки,

И перед ним по ветру
Качались тростники.

М. Ю. Лермонтов. Тростник

Дробись, дробись, волна ночная,
И пеной орошай брега в туманной мгле.

Я здесь, стою близ моря на скале;
Стою, задумчивость питая.
Один, покинув свет, и чуждый для людей,
И никому тоски поверить не желая.

М. Ю. Лермонтов. Элегия

10.1.2. Флаговое расположение строк

В некоторых стихах рифмованная стихотворная строка размещается в двух-трех и более типографских строках уступами или же каждая вправо от общей левой вертикальной линии (т. н. флаговое расположение). Возможны стихи с комбинированным расположением строк. Напр.:

В. Маяковский. Во весь голос

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.

В. Маяковский. Левый марш

На сотни эстрад бросает меня,
на тысячу глаз молодежи.
Как разны земли моей племена

и разен язык
и одежи!

В. Маяковский. Нашему юношеству

10.1.3. Расположение прямой речи, начинающейся или кончающейся на середине строки

Начало прямой речи в середине стиха переносят часто в новую строку, набирая ее от правого края предшествующей. Напр.:

И пел, и снова замолкал.
Он говорил:

«Дитя мое.
Останься здесь со мной. »

М. Ю. Лермонтов. Мцыри

Конец прямой речи в середине стиха требует переноса продолжения этого стиха в следующую строку и набора уступом. Напр.:

«К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след.
Кто звал тебя?»

Ему в ответ
Злой дух коварно усмехнулся.

М. Ю. Лермонтов. Демон

10.1.4. Расположение прямой речи — диалога в кавычках, составляющего одну стихотворную строку

В этом случае вторую часть диалога в середине стихотворной строки либо начинают с новой типографской строки, либо помещают в той же строке, что и первая часть диалога. Определяет расположение автор. В любом случае между частями диалога ставят тире. Напр.:

Николас Гильен. Вал

«А есть у вас друзья?» — «Помилуй бог!
Они меня покамест не тревожат!

Ну вот, я рассказал вам все, что мог.
Теперь и вы расскажете, быть может?»
«Увы, исполнен горестных тревог
Рассказ мой долгий! Боль мне сердце гложет!»

Байрон. Дон Жуан

Как видно из последнего примера, между двумя частями диалога в стихотворном тексте, если предшествующая и последующая составляют полную стихотворную строку, тире не ставят.

10.2. Разбивка на строфы. Нумерация стихов и строф

10.2.1. Разбивка на строфы

Устанавливается автором и может быть достигнута: 1) пробелом между строфами; 2) смещением строф по вертикали — влево и вправо; 3) отделением строф цифрами (римскими, арабскими) или звездочками.

10.2.2. Нумерация стихов

Применяется при публикации стихотворных произведений большого объема, когда в конце книги помещены комментарии и примечания ко многим местам текста.

Номером отмечается, как правило, каждый пятый стих произведения (5, 10, 15 и т. д.).

При одноколонном наборе цифры номеров без точек ставят обычно с левой стороны и отбивают от строки на полукегельную шрифта осн. набора. Нри двухколонном наборе номера располагают слева от левой колонки и справа от правой.

Для нумерации используют цифры самого мелкого кегля.

10.2.3. Нумерация строф

В стихотворных произведениях, разбитых на строфы, предпочтительно нумеровать строфы (если они не нумерованы автором) таким же образом, как стихи (см. 10.2.2).

10.2.4. Разбивка строф при переносе части стихотворения на другую полосу

По техн. правилам верстки на каждой из полос внизу первой и наверху второй должно быть не менее двух стихотворных строк одной строфы.

10.3. Размещение фамилий автора, переводчика, даты и места написания стихотворного произведения

10.3.1. Фамилия автора

Помещенную под стихотворением фамилию автора обычно располагают у правого края.

10.3.2. Фамилии автора и переводчика

Под стихотворением фамилию автора обычно ставят справа, фамилию переводчика — слева.

10.3.3. Дата и место написания

Указывают обычно под последней строкой у левого края. Эта строка предшествует строке с фамилиями автора и переводчика.

Глава 34. Синтаксис. Цитирование

Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник. Широко принято цитирование в научной речи, публицистике, деловой речи.

Цитирование подразумевает специальное оформление цитат.

Способы оформления цитат

Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например:

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках:

«Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд)

Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи:

А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).

Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами:

С сохранением деления на строки, например:

Окошко. Стол. Половики.
В окошке – вид реки…
Черны мои черновики,
Чисты чистовики.
(Н. Рубцов)

Без разделения на строки, например:

За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов)

Без разделения на строки, но с указанием их границ:

Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов)

При цитировании чужая речь приводится точно, без каких-либо изменений, искажений. В случае сокращения цитаты ставят многоточие или многоточие в скобках. Примеры:

А. Ахматова пишет: «Понятно, что для поэта (…) многие обычные пути изображения страстей были закрыты (А. Ахматова. «Пушкин»).

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Как оформить стих в тексте

Всем доброго утра!

Решила поделиться еще немного своим творчеством, чтобы на его примере показать, как зрительное оформление могут видоизменить, заострить или углубить смысл, к примеру, стиха. Почему я это делаю — помнится, мне в комментариях написали, что нет смысла размещать стихи на картинках, это ничего не добавляет к их содержанию.

Можно, конечно, оформить свои строчки стиха или афоризма, подобрав картинку с самой прямой ассоциацией — примерно так:

И тогда это оформление просто сделает текст более легким и быстрым для восприятия. Доказано, что 70% информации мы ухватываем и усваиваем через глаза. Вот почему яркий видеоряд так важен в начале любой статьи. Если вы хотите, чтобы её прочитали — добавьте броскую картинку, она привлекает внимание.

Вот другое мое коротенькое стихотворение, читатели обычно относят его к разряду религиозно-философских:

Мы поверим в Тебя, Господь

Мы поверим в Тебя, Господь:

Ты един, нам не надо двух.

Обуздаем мятежну плоть,

Воспитаем железный дух –

Каждый сам себе станет храм,

Света Истины не предаст.

Если Ты помогаешь нам –

Значит, всё-таки веришь в нас.

А вот как я его оформила — в сопровождении такой картинки смысл несколько видоизменяется, и строчки приобретают более саркастичный оттенок. Люди, которые смотрели фильм «Убить Билла», обязательно поймут почему:

Следующие три картинки — это триптих о разрыве любовной привязанности.

Для начала — вот сам стих целиком:

Мне тебя не хватает во всём:

В горьком часе и в радостном миге –

Жизнь сошла на избитый приём,

Исключая возможность интриги.

Чередой неизбежных помех –

Блики лиц, проносящихся мимо.

Мне тебя не хватает во всех,

Что едва ли вообще поправимо.

Ты совсем не похож на других

(Это – лучшая, может, из жалоб):

Про тебя нет ни фильмов, ни книг;

Да и песен не сыщешь, пожалуй.

Как ты медлил с уходом – и всё ж

Уходил, порываясь остаться…

Ты совсем на других не похож.

А вот чем – не могу догадаться.

Ты уехал. Отныне все дни,

Обстоятельства и перемены

Незначительны; этим они

Исключают возможность замены.

Но зато (здесь, опять же, клише)

Я предчувствую, знаю и верю,

Что тайник в моей старой душе

Исключает возможность потери.

Добрая половина моих читателей в них узнала себя и отозвалась, что их «зацепило» — они вспомнили что-то своё, выражавшееся очень похоже. И я поняла, что стихотворение получилось достаточно обобщенным. Поскольку при написании оно посвящалось одному дорогому для меня человеку, мне захотелось как-нибудь подчеркнуть особенность этой истории для меня. Я решила добавить эти коротенькие стихи на картинки, сделав из них цикл.

Подобранные именно в таком порядке картинки-подложки добавляют дополнительный смысл.

Сначала отснятые кадры недавно произошедших событий говорят нам об ушедшем хорошем прошлом (сразу после расставания мы переживаем страдания особенно ярко).

Затем кадры превращаются в фотографии, и их развешивают на прищепках — потому что они дороги нам, их не хочется убирать в альбом, пускай повисят на виду.

Наконец даже фотографии исчезают, и остаётся одна тягучая тоскливая душевная боль от потери, выраженная пустой прищепкой.

Важно отметить, что триптих оформлен в едином стилевом и цветовом решении — если вы хотите сделать взаимоувязанную серию картинок с текстом, то важно показать её связь, иначе читаться и смотреться как единое целое ваше произведение не будет.

Надеюсь, что моя наглядная информация оказалась кому-то полезной!

Удачи вам в жизни и творчестве! 😉

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

18 комментариев

Проиллюстрировать религиозное стихотворение картинкой с персонажем-серийной убийцей — это что-то -))

Стихотворение не столь уж религиозное (если понимать под словом «религия» некий общепринятый свод правил: христианский ли, мусульманский ли, буддистский ли — всё равно). Оно скорее о вере как чувстве уверенности в чем-либо. Вопрос ВЕРЫ — довольно широкий вопрос. Если подходить к нему нетрадиционно, конечно)))

Можно, например, верить хоть в черных кошек. И примета сбывается — у тех, кто в неё верит, конечно же! Поищите такого человека, спросите — он вам докажет: что вот он верит, а всё потому, что сбывалось не раз. На самом же деле связь скорее обратная: примета сбывается потому, что он (осознанно или же подсознательно) верит в неё.

Героиня же Умы Турман в этом фильме ВЕРИЛА в то, что ей надо убить Билла. И кроме того, ВЕРИЛА в то, что у неё это получится. В результате — у неё получилось!

Так что весь фильм о том, что «мечты сбываются», «по вере вашей воздастся вам», и т.д. — можно много подобрать словесных формулировок, подходящих под суть явления как такового.

Поэтому, друзья мои: верьте только в хорошее!

Как оформить стих в тексте

Особенность электронной книги в том, что на разных устройствах в зависимости от настроек текст будет отображаться по-разному. Поэтому не важно, какой шрифт и его размер вы выбрали. Важно создать правильную структуру книги.

Как создать структуру книги. Работа с заголовками

  • В начале подготовки файла с текстом книги включите в редакторе «Microsoft Word» структуру документа (Строка меню — Вид — Структура). С этой функцией вы увидите, какие фрагменты текста оформлены с ошибками.
  • Размечайте все заголовки соответствующими стилями текстового редактора: Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3. Чтобы увидеть разбивку по заголовкам, включите область навигации (Строка меню — Вид — Боковая панель — Переходы или перейдите на вкладку «Вид» в Главном меню и поставьте галочку в пункте «Область навигации».

Пример: ваш роман состоит из двух частей, в каждую из частей входит по 10 глав, в некоторых главах присутствует деление на «подглавы». Сначала вы выделяете текст «Часть 1» и «Часть 2» и выбираете стиль «Заголовок 1». Затем выбираете название каждой главы и стиль «Заголовок 2». Для каждой подглавы задаете стиль «Заголовок 3». (Стили заголовков можно выбрать на вкладке «Главная».)

Видеоурок. Как создать структуру книги с помощью разметки заголовков в Microsoft Word:

  • Избегайте оформления заголовков заглавными буквами.
  • Не оставляйте пустых строк до и после заголовка. Основной текст должен начинаться со следующего абзаца сразу после заголовка (названия рассказа, стихотворения и т.д.).
  • Избегайте лишних пробелов до и после заголовка. Начинайте писать название с начала строки и сразу после точки нажмите «Enter» для перехода на следующую строку.
  • Избегайте использование заголовков больше 4-го уровня.
  • Если в заголовке присутствуют символы иностранного языка, например, «Построение web-сайта», чтобы заголовок правильно перевелся в формат электронной книги, необходимо сначала набрать заголовок в программе «Блокнот», затем скопировать текст заголовка целиком в файл MS Word, где вы работаете над книгой, и только после этого присвоить стиль заголовка нужного уровня.

Работа с основным текстом

  • Для текста книги используйте стиль «Обычный». Если вас не устраивает размер или стиль шрифта, вы можете изменить его в настройках стиля.
  • Абзацные отступы делайте через форматирование стиля основного текста, а не пробелами и не табуляцией. (В редакторе Microsoft Word выберите «Меню» — «Формат» — «Абзац», затем в пункте «Отступ» в списке «Специальный» выберите «Отступ» и введите значение. По умолчанию стоит величина в 1,25 см.)
  • Если требуется логическое разделение частей текста, не используя заголовки и подзаголовки, вставьте абзац с пустой строкой. Не используйте для этого увеличение межстрочного интервала. Также в качестве разделителя можно использовать символы *** или __________ на отдельной строке между частями текста.
  • Избегайте двух и более пустых строк подряд.
  • Не выделяйте жирным или курсивом большие участки текста, если они не имеют специального назначения (см. следующий пункт).
  • Если в тексте есть эпиграфы, посвящения, цитаты, экскурсы, врезки и т.п., выделите нужный фрагмент курсивом и отделите от другого текста пустым абзацем до и после. Исключение: если эпиграф или другой значимый элемент текст идет сразу после заголовка, пустая строка между заголовком и выделенным текстом не нужна.
  • Не используйте подчеркивание и р а з р я д к у в качестве выделения текста. При необходимости выделяйте текст курсивом, жирным шрифтом или жирным курсивом.

Видеоурок. Как сделать абзацный отступ и оформить эпиграф или выделенный фрагмент текста:

  • Примечания и сноски к тексту должны быть сделаны с помощью соответствующей функции текстового редактора — иначе они не будут должным образом оформлены в электронной книге.
  • Если в вашей книге содержатся таблицы, уравнения, формулы, схемы или другие элементы, части которого должны располагаться в строго заданном порядке, заранее переведите их в формат изображения и вставьте как иллюстрации

Видеоурок. Как вставить иллюстрации и примечания и сноски к тексту:

  • Если в вашей книге есть стихи — визуально отделите их от основного текста пустыми строками до и после стихотворного текста (особенно это актуально, если вы цитируете в прозаическом тексте одну-две стихотворные строки — они могут попросту потеряться). Разбивку стихотворений на строфы делайте с помощью пустых строк.

Видеоурок. Как оформить сборник стихотворений:

  • Отключите в настройках текстового редактора автоформат при создании нумерованных или маркированных списков.

Кроме того, текст книги должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и нашим критериям качества.

Как сделать иллюстрации в книге

Если ваша книга содержит иллюстрации, их необходимо вставить прямо в текстовый файл перед загрузкой книги в ЛитРес: Самиздат.

  • ВНИМАНИЕ: Если ваша книга содержит иллюстрации, при оформлении печатной версии книги они будут исключены из макета книги. К печати принимаются только текстовые файлы.

При этом подписи к иллюстрациям, если они есть, останутся в тексте. Чтобы избежать этого, делайте подписи к иллюстрациям частью изображения, — текст под иллюстрацией можно сделать в любом графическом редакторе.

Для вашего удобства мы рекомендуем перед началом работы с иллюстрациями создать на вашем компьютере отдельную папку с иллюстрациями к каждой книге. При этом лучше переименовать изображения, используя в названии файла порядковый номер, например, «Моя_первая_книга_илл1.jpg». Это упростит работу с изображениями во время редактирования текста и при исправлении ошибок, если такие возникнут.

  • Подготовьте в документе место для размещения иллюстрации. Для этого вставьте в тексте пустой абзац в месте, где планируете вставить изображение.
  • Размещайте иллюстрации с помощью соответствующего инструмента текстового редактора (например: «Вставка / Рисунки» в Microsoft Word). Не «перетягивайте» их из интернета — в этом случае после загрузки книги вместо иллюстрации вы получите пустую рамку в тексте.
  • Если планируется добавить несколько иллюстраций подряд, размещайте их друг под другом, всякий раз вставляя новый пустой абзац между ними.
  • Если у иллюстрации есть подпись над или под изображением, отделяйте текст над/под изображением пустыми абзацами от основного текста.
  • Проверьте, чтобы у изображения формат обтекания был «в тексте». Для этого нажмите правой нажмите правой кнопкой мыши на иллюстрацию и найдите в свойствах изображения раздел «Размер и положение». Перейдите на вкладку «Обтекание текстом» и выберите вариант «в тексте».
  • Убедитесь, что на добавленной иллюстрации нет встроенной гиперссылки: нажмите правой кнопкой мыши на иллюстрацию и найдите в свойствах изображения раздел «Гиперссылка». В открывшемся окне строка «Адрес» должны быть пустой.
  • Размер изображения должен соответствовать его назначению. Карты, схемы, большие таблицы, графики и диаграммы, где много мелких деталей, цифр, текста, нужно делать такого размера, чтобы символы были хорошо видны. Какие-либо декоративные элементы (типа виньеток) следует делать небольшого размера. Для электронных книг мы не рекомендуем использовать такие элементы оформления.
  • Учитывайте, что чем больше размер картинки, тем больше объем файла. Максимальный объем текстового файла, который допускает к загрузке наша система — 20 МБ.
  • ВНИМАНИЕ: Если ваша книга содержит иллюстрации, при оформлении печатной версии книги они будут исключены из макета книги. К печати принимаются только текстовые файлы. При этом подписи к иллюстрациям, если они есть, останутся в тексте. Чтобы избежать этого, делайте подписи к иллюстрациям частью изображения. Текст под иллюстрацией можно сделать в любом графическом редакторе.