Оглавление:
Требования к ПВК НФО в целях ПОД/ФТ
Банк России представил для публичного обсуждения проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Проект разработан на основании полномочий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ подготовлен в целях приведения норм положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П в соответствие с изменениями, вносимыми Федеральным законом от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» (далее – Федеральный закон № 281-ФЗ). В частности, изменения вносятся в Федеральный закон № 115-ФЗ, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в ряд законодательных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность отдельных видов некредитных финансовых организаций (НФО): Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Федеральным законом № 281-ФЗ, вступающим в силу с 28.01.2018, в том числе, устанавливается перечень оснований, при наличии которых лицо, являющееся кандидатом на должность, в частности, специального 2 должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в вышеперечисленных видах НФО (далее – ПОД/ФТ) (далее – ответственный сотрудник), считается не соответствующим требованиям к деловой репутации.
Кроме того, за Банком России закрепляются полномочия по установлению порядка уведомления соответствующими НФО Банка России о назначении на должность (освобождении от должности) ответственного сотрудника, а также по оценке соответствия, в том числе, лица, назначаемого на должность ответственного сотрудника в соответствующей НФО, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
В этой связи Проектом дополняется положение Банка России № 445-П нормами о соответствии ответственного сотрудника, а также лиц, исполняющих его обязанности, в период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, служебной командировке, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком ответственного сотрудника требованиям к деловой репутации, установленным законодательными актами Российской Федерации для соответствующего вида НФО.
Также Проектом предусматривается изменение действующего порядка информирования НФО, подпадающими под регулирование Федерального закона № 281-ФЗ, Банка России о назначении ответственного сотрудника.
Действие Проекта будет распространяться на деятельность НФО, являющихся субъектами исполнения требований по ПОД/ФТ.
Подробно ознакомиться с документом можно по ссылке >>>.
Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ и программа организации системы ПОД/ФТ
Глава 2. Организация системы ПОД/ФТ и программа организации системы ПОД/ФТ
Информация об изменениях:
Пункт 2.1 изменен с 21 апреля 2018 г. — Указание Банка России от 29 января 2018 г. N 4707-У
2.1. Для обеспечения реализации кредитной организацией ПВК по ПОД/ФТ орган управления кредитной организации, уполномоченный на то внутренним документом кредитной организации, принимает решение о создании самостоятельного подразделения по ПОД/ФТ либо об определении входящего в структуру кредитной организации подразделения, в компетенцию которого будут входить вопросы ПОД/ФТ (далее — подразделение по ПОД/ФТ).
Подразделение по ПОД/ФТ возглавляет специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее — ответственный сотрудник), соответствующее квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России от 9 августа 2004 года N 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2004 года N 6003, 2 ноября 2011 года N 22194 («Вестник Банка России» от 10 сентября 2004 года N 54, от 9 ноября 2011 года N 61) (далее — Указание Банка России N 1486-У), и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 66) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).
Обязанности ответственного сотрудника в период его временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки исполняет другой сотрудник кредитной организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к сотрудникам подразделения по ПОД/ФТ, установленным Указанием Банка России N 1486-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.
В период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком допускается назначение исполняющим его обязанности другого сотрудника кредитной организации при условии его соответствия квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным Указанием Банка России N 1486-У, и требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности.
2.2. Ответственный сотрудник подчиняется непосредственно руководителю кредитной организации.
Информация об изменениях:
Пункт 2.3 изменен с 21 апреля 2018 г. — Указание Банка России от 29 января 2018 г. N 4707-У
2.3. Кредитная организация должна направить в Банк России уведомление о назначении (освобождении) ответственного сотрудника (о назначении (освобождении) сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности ответственного сотрудника в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 2.1 настоящего Положения) в порядке, установленном Указанием Банка России от 25 декабря 2017 года N 4662-У «О квалификационных требованиях к руководителю службы управления рисками, службы внутреннего контроля и службы внутреннего аудита кредитной организации, лицу, ответственному за организацию системы управления рисками, и контролеру негосударственного пенсионного фонда, ревизору страховой организации, о порядке уведомления Банка России о назначении на должность (об освобождении от должности) указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда), специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма кредитной организации, негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовой компании, сотрудника службы внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также о порядке оценки Банком России соответствия указанных лиц (за исключением контролера негосударственного пенсионного фонда) квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 года N 50341.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 10 июля 2014 г. N 3315-У в пункт 2.4 внесены изменения
2.4. Ответственный сотрудник, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ могут совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в кредитной организации, за исключением функций, осуществляемых службой внутреннего аудита, при условии, что они не имеют права подписывать от имени кредитной организации платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей кредитной организации.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 10 июля 2014 г. N 3315-У в пункт 2.5 внесены изменения
2.5. В программу организации системы ПОД/ФТ включаются:
описание общей структуры системы ПОД/ФТ, ее элементов (уровней), включая подразделение по ПОД/ФТ (статус (подчиненность), структура, задачи, функции, права и обязанности, порядок организации работы), принципы и механизмы взаимодействия элементов системы;
положения о статусе, функциях, правах и обязанностях ответственного сотрудника, принципах и порядке его взаимодействия с руководителем кредитной организации;
порядок (схема) взаимодействия ответственного сотрудника, сотрудников подразделения по ПОД/ФТ с сотрудниками иных подразделений кредитной организации;
перечень специальных электронных технологий, специального программного обеспечения (программных средств, продуктов), используемых кредитной организацией исключительно для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе сведения об их разработчиках (в случаях их использования);
порядок взаимодействия с клиентами, в том числе обслуживаемыми с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания;
порядок документального фиксирования информации (документов), полученных кредитной организацией при реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) кредитной организацией в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок участия в реализации ПВК по ПОД/ФТ обособленных и внутренних структурных подразделений кредитной организации (при их наличии), расположенных на территории Российской Федерации, порядок взаимодействия кредитной организации с ними при реализации ПВК по ПОД/ФТ;
порядок взаимодействия кредитной организации с дочерними организациями, филиалами и представительствами, расположенными за пределами территории Российской Федерации (при их наличии), по вопросам ПОД/ФТ;
порядок информирования сотрудниками кредитной организации, в том числе ответственным сотрудником, руководителя кредитной организации, службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля о ставших им известными фактах нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, допущенных сотрудниками кредитной организации.
В программу организации системы ПОД/ФТ дополнительно могут включаться иные положения по усмотрению кредитной организации.
2.6. Программой организации системы ПОД/ФТ должны быть определены следующие функции ответственного сотрудника:
организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ на утверждение единоличному исполнительному органу кредитной организации;
принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях кредитной организации в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию (указанные функции могут выполняться сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ при предоставлении им соответствующих полномочий в соответствии с внутренними документами кредитной организации);
организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;
подготовка и представление не реже одного раза в год совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации письменного отчета, согласованного с руководителем кредитной организации, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемых мерах по улучшению системы ПОД/ФТ, представление руководителю кредитной организации текущей отчетности в сроки и в порядке, которые определяются внутренними документами кредитной организации;
иные функции в соответствии с внутренними документами кредитной организации.
2.7. Для выполнения ответственным сотрудником возложенных на него функций в программе организации системы ПОД/ФТ определяются следующие его права и обязанности:
право давать указания, касающиеся проведения операции, в том числе предписания о задержке ее проведения в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или об операции (в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для проведения операции);
право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы;
право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;
право доступа в помещения подразделений кредитной организации, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных (компьютерные залы) и хранения данных на электронных носителях;
обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений кредитной организации документов;
обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
иные права и обязанности в соответствии с внутренними документами кредитной организации.
2.8. Должностные лица обособленных и внутренних структурных подразделений кредитной организации по решению руководителя кредитной организации могут выполнять функции, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 2.6 настоящего Положения, быть полностью или частично наделены правами и обязанностями ответственного сотрудника, предусмотренными пунктом 2.7 настоящего Положения (далее — уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ).
В этом случае в программу организации системы ПОД/ФТ включаются положения о наделении уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ правами и обязанностями ответственного сотрудника, о распределении обязанностей и порядке взаимодействия между уполномоченными сотрудниками в сфере ПОД/ФТ и ответственным сотрудником.
Координация деятельности уполномоченных сотрудников в сфере ПОД/ФТ осуществляется ответственным сотрудником.
2.9. Ответственный сотрудник, уполномоченные сотрудники в сфере ПОД/ФТ, сотрудники подразделения по ПОД/ФТ оказывают содействие по вопросам ПОД/ФТ, отнесенным к их компетенции, уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок кредитной организации (ее филиала).
scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .
(знание законов — не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)
Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ
и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):
юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России
тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10
Ко мпания основана в 1996 году
СТРУКТУРА и СОСТАВ правил внутреннего контроля 2018 года (ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ ювелирной организации, агентства недвижимости, факторинговой организации, лизинговой компании, оператора по приему платежей, индивидуальных предпринимателей)
( опубликовано на сайте www.smyslovy.ru 10.07.2018 г. )
Предлагаем Вам изучить нов ую структуру и содержание правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ 2018 года ювелирной организации, агентства не движимости, факторинговой организации, лизинговой компании, оператора по приему платежей , индивидуальных предпринимателей .
В связи с многочисленными изменениями в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для некредитных финансовых организаций, произошедшими в первой половине 2018 г., нами были разработаны совершенно новые ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ ндля вышеуказанных организаций.
При разработке правил внутреннего контроля мы использовали весь свой многолетний (с 2005 года) опыт работы в сфере организации внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В итоге получился многостраничный документ, который полностью отвечает требованиям нормативных актов РФ и проверяющих органов, который может быть индивидуально доработан нами под Вашу организацию в зависимости от специфики ее деятельности, структуры, численности сотрудников, наличия филиалов, обособленных подразделений и многих других факторов, с содержанием которого мы и предлагаем ознакомиться нашим читателям.
1. Общие положения
2. Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля
3. Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании
4. Программа идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев
5. Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
6. Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
7. Программа документального фиксирования информации
8. Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом
9. Программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
10. Программа проверки осуществления внутреннего контроля
11. Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
12. Порядок обеспечения конфиденциальности информации, полученной в результате применения настоящих Правил, а также мер, принимаемых ООО при реализации Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации
13. Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
14. Программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
15. Представление информации в Росфинмониторинг
Приложение 1. Критерии выявления и признаки необычных сделок
Приложение 2. Анкета клиента – физического лица (бенефициарного владельца)
Приложение 3. Анкета клиента – индивидуального предпринимателя
Приложение 4. Анкета клиента – юридического лица
Приложение 5. Анкета клиента – иностранной структуры без образования юридического лица, выгодоприобретателя – иностранной структуры без образования юридического лица
Приложение 6. Анкета выгодоприобретателя – физического лица
Приложение 7. Анкета выгодоприобретателя – юридического лица
Приложение 8. Перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Приложение 9. Внутреннее сообщение об операции (сделке), подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделке)
Приложение 10. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
Приложение 11. Внутреннее распоряжение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества
Приложение 12. Журнал учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества
Приложение 13. Акт проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Приложение 14. Внутреннее распоряжение о приостановлении операции
Приложение 15. Журнал учета информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом
Приложение 16. Распоряжение об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
Приложение 17. Журнал отказов от выполнения распоряжений клиентов о совершении операций
Приложение 18. Форма журнала учета лиц, прошедших вводный инструктаж
Приложение 19. Форма журнала учета лиц, прошедших дополнительный инструктаж
Приложение 20. Журнал учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень
Приложение 21. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации
Приложение 22. Анкета для самостоятельного заполнения клиентом физическим лицом (представителем клиента)
Приложение 23. Решение о принятии на обслуживание публичного должностного лица
Приложение 24. Лист вводного инструктажа сотрудника организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Приложение 25. Лист дополнительного инструктажа сотрудника организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Важные пояснения к содержанию ПВК по ПОД/ФТ, размещенному выше.
Содержание ПВК по ПОД/ФТ является лишь примерными ориентирами того, как этот документ может выглядеть. Во многих регионах надзорные органы из-за субъективных суждений предъявляют специфичные требования к ПВК по ПОД/ФТ (их Вы можете уточнить в своих надзорных органах). Именно поэтому правила, сделанные для одного региона, могут серьезно отличаться, к примеру, по составу приложений, от правил внутреннего контроля в другом региона.
Повсеместно распространены случаи, когда Ваши правила внутреннего контроля, успешно прошедшие проверку в одном регионе, могут ее не пройти у идентичной с Вами организации из соседнего региона. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательны!
Заказать индивидуальную разработку правил внутреннего контроля для Вашей организации Вы можете на этой СТРАНИЦЕ.
специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ,
юрист, канд. истор. наук
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
— обучение и инструктаж по финмониторингу;
— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
— помощь на проверках;
— и многое другое.
Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
www.corporate-info.ru — наш сервер раскрытия информации
Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310
Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-201 7
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя
Новые изменения грядут в Положение о требования к ПВК по ПОД/ФТ
Новые изменения грядут в Положение о требования к ПВК по ПОД/ФТ 01.08.2017 23:33
Положение Банка России от 15 декабря 2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» может быть скорректировано.
Согласно проекта указания Банка России предлагается дополнить Положение ведомства от 15 декабря 2014 года № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 года № 35933, 19 августа 2016 года № 43312 («Вестник Банка России» от 18 февраля 2015 года № 14, от 31 августа 2016 года № 77), пунктом 3.7 следующего содержания:
«3.7. В случае наличия у некредитной финансовой организации оснований полагать, что бенефициарным владельцем клиента – физического лица, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица является физическое лицо, отличное от физического лица, информация о котором представлена клиентом, некредитная финансовая организация в анкете (досье) клиента фиксирует как информацию и/или сведения о бенефициарном владельце, представленные клиентом, так и информацию и/или сведения о бенефициарном владельце клиента, установленные некредитной финансовой организацией при использовании иных доступных ей на законных основаниях источников информации.».
Согласно пояснительной записки к проекту указания документ призван способствовать обеспечению единообразной реализации некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, требований, установленных Федеральным законом от 23.06.2016 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Проект предусматривает фиксирование в анкете (досье) клиента как информации и/или сведений о бенефициарном владельце, представленных клиентом, так и информации и/или сведений о бенефициарном владельце клиента, установленных некредитной финансовой организацией при использовании иных доступных ей на законных основаниях источников информации.
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Для некредитных финансовых организаций утверждены требования к ПВК в целях ПОД/ФТ
Правила внутреннего контроля (ПВК), осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПВК по ПОД/ФТ), являются комплексным документом (комплектом документов), регламентирующим деятельность организации по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых мер и процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
ПВК должны включать в себя, в частности, такие программы как: идентификация клиента (его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца), управление риском легализации «преступных» доходов, выявление операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, приостановление операций и др.
При реализации ПВК по ПОД/ФТ некредитная финансовая организация должна обеспечить документальное фиксирование соответствующей информации, сохранение конфиденциальности о принимаемых мерах в целях ПОД/ФТ, а также своевременное направление сведений в уполномоченный орган.
Требования к ПВК по ПОД/ФТ, содержащиеся в Положении Банка России, дифференцированы в зависимости от вида, к которому относится НФО. Таких видов два:
управляющие компании, НПФ, кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды и др., соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям;
организации, указанные выше, не соответствующие таким критериям, а также страховые организации и профессиональные участники.
Положением предусматривается срок приведения ПВК организации в соответствие с новыми требованиями — не позднее трех месяцев со дня принятия изменений в нормативно-правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ.
Требования к СДЛ, ответственным за реализацию ПВК в целях ПОД/ФТ в НФО
Банк России разработал проект указания «О внесении изменения в Указание Банка России от 5 декабря 2014 года № 3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях». Проект разработан на основании полномочий, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Проект подготовлен в целях корректировки нормы пункта 10 Указания Банка России от 05.12.2014 № 3470-У в части квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ответственный сотрудник, ПОД/ФТ, соответственно) в некредитных финансовых организациях (НФО), и сотрудникам подразделений по ПОД/ФТ в НФО.
Внесение изменений обусловлено Федеральным законом от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций» (далее – Федеральный закон № 281-ФЗ).
Указанным законом вносятся изменения, в частности, в Федеральный закон № 115-ФЗ и ряд законодательных актов Российской Федерации, регулирующих деятельность отдельных видов НФО.
Так, Федеральным законом № 281-ФЗ, вступающим в силу с 28.01.2018, устанавливается перечень оснований, при наличии которых лицо, являющееся кандидатом на должность ответственного сотрудника в страховой организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), негосударственном пенсионном фонде, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой организации (далее – отдельные НФО), считается не соответствующим требованиям к деловой репутации.
Одним из таких оснований является наличие у кандидата на должность ответственного сотрудника факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 7 или 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, Проектом корректируются нормы Указания Банка России № 3470-У о квалификационном соответствии ответственного сотрудника НФО (за исключением ответственных сотрудников отдельных НФО) и сотрудников структурного подразделения по ПОД/ФТ в НФО с учетом расширения перечня оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, которые могут являться фактом признания их несоответствия квалификационным требованиям.
Действие Проекта будет распространяться на деятельность НФО, поднадзорных Банку России и являющихся субъектами исполнения требований по ПОД/ФТ.
Подробно ознакомиться с документом можно по ссылке >>>.
Новые требования к ПВК некредитных финансовых организаций вступают в силу 06.05.2018
Указанием Банка России от 30.03.2018 N 4759-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены существенные изменения в требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ всех некредитных финансовых организаций.
Указание опубликовано на официальном сайте Банка России 25.04.2018 и вступает в силу 06 мая 2018 г.
Что необходимо сделать НФО и в какие сроки, разъясняет Пинигина Елена Евгеньевна эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ, учредитель, руководитель МЭЦФМ «Межрегиональный экспертный центр финансового мониторинга «Национальное достояние», ООО «Юридический центр «ТЛТ», главный редактор информационного издания «ВЕСТИ 115-ФЗ», 12 лет помогает субъектам закона 115-ФЗ соблюдать требования.
Внесенные изменения в Положение Банка России 445-П оказались очень существенными. Правила внутреннего контроля всех некредитных финансовых организаций должны быть дополнены новой программой «Программа организации в некредитной финансовой организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии». Требования к содержанию программы изложены в Положении Банка России 445-П в новой редакции.
Так же к Программе организации работы по отказу в выполнении распоряжения клиента о совершении операции предъявляются новые требования.
В связи с изменениями у НФО возникает ряд обязанностей:
1. Правила внутреннего контроля потребуют обязательного приведения их в соответствии с новыми требованиями. В связи с тем, что начиная с 30 марта 2018 года, в законодательство о ПОД/ФТ вносилось множество изменений, в срок до 30 июня 2018 НФО необходимо утвердить новую редакцию ПВК в связи с изменениями от 30 марта 2018 года, отразив и изменения, внесенные Указанием Банка России №4759-У.
Организации, находящиеся на абонентском обслуживании в ООО «Юридический Центр «ТЛТ» («Межрегиональный экспертный центр финансового мониторинга «Национальное достояние»), ПВК в новой редакции с учетом всех изменений март-апрель-май получат в электронном виде в срок до 30.06.2018. Остальные НФО могут заказать новую редакцию ПВК с учетом всех изменений. Заказать ПВК в новой редакции.
2. Провести целевой (внеплановый) инструктаж с сотрудниками и руководителем НФО в срок не позднее 10 мая 2018 т.к. согласно Указанию Банка России от 5 декабря 2014 г. N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации, проводится ответственным сотрудником в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности некредитных финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов.
РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (ПВК) В СФЕРЕ ПОД/ФТ В РАМКАХ ФЗ № 115 ОТ 07.08.2001. КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЗАТЬ РАЗРАБОТКУ ПВК
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115 ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (полный перечень таких организаций определяется ст. 5 ФЗ № 115) обязаны в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — ПОД/ФТ ) разработать Правила внутреннего контроля (ПВК).
На что стоит обращать внимание при выборе исполнителя для разработки ПВК в целях ПОД/Ф Т? Почему не нужно гнаться за низкой ценой ? Почему качество услуги, действительно, имеет значение ? И зачем нужны гарантии на оказанную юридическую услугу?
При этом, п. 2 ст. 7 ФЗ № 115 также определено, что Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований , утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций ( НФО ): профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов — Центральным банком РФ (Банком России) по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации .
Таким образом, при разработке Правил внутреннего контроля кредитные организации учитывают требования Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», некредитные финансовые организации руководствуются Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а остальные организации , осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, в отношении которых действует ФЗ № 115, обязаны разработать ПВК в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Это означает, что любая организация, попадающая по действие ФЗ № 115, обязана иметь не только разработанные, но и актуальные, то есть соответствующием всем требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, Правила внутреннего контроля.
Несоблюдение указанного требования, в том числе непроведение своевременной актуализации ПВК, влечет привлечение организации и ее должнотсных лиц к административной ответственности согласно п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, а именно: «Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб. ; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб .
Правила внутреннего контроля — это внутренний документ, который запрашивается надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Банком России, Росфинмониторингом, Пробирной палатой РФ, Прокуратурой РФ) в рамках проведения проверки (камеральной или выездной, или запроса о представлении отдельных сведений) деятельности организации на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в первую очередь . Таким образом, любая проверка в сфере ПОД/ФТ надзорного органа начинается именно с проверки наличия в организации актуальной редакции Правил внутреннего контроля.
ВАЖНО! По этой причине формальный подход при разработки ПВК не приемлем. Скаченный из Интернета или позаимственный у «дружественной» компании шаблонный вариант Правил внутреннего контроля не дает гарантий его актуальности и соответствия существующим в организации внутренним процедурам, бизнес-процессам и организационной структуре, что неминуемо приведет к признанию ПВК несоответствующих требованиям и, как следствие, к административному штрафу, предписанию надзорного органа о разработке или приведению в соответствие Правил внутренного контроля.
Именно поэтому, организациям, попадающим под действие ФЗ № 115, необходимо уделять особое внимание наличию разработанных и актуальных Правил внутреннего контроля.
В случае отсутствия в штате организации высококвалифированного юриста, разбирающегося в вопросах ПОД/ФТ, рекомендуется доверять разработку и обновление Правил внутреннего контроля юридической компании , которая специализируется именно в сфере ПОД/ФТ, имеет достаточный практический опыт, а также может гарантировать, что разработанные ПВК соответствуют последним требованиям законодательства РФ по ПОД/ФТ и смогут пройти проверку надзорного органа без штрафов.
ВАЖНО! Отдельно стоит отметить, что на рынке существуют множество предложений по разработке Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, зачастую, по очень низким ценам. Как правила, компании, которые предлагают такую услугу, имеют поверхностное представление о требованиях законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, о том, что из себя должны представлять Правила внутреннего контроля, на что следует обратить внимание при их разработке для успешного прохождения проверки надзорного органа. Такие компании привлекают клиентов низкой ценой, не давая никаких гарантий в отношении разработанных ПВК. Кроме этого, в связи с тем, что услуги в сфере ПОД/ФТ не являются профильным направлением таких компаний, их предложения ограничиваются только разработкой ПВК. При этом такие консалтинговые компании предлагают своим клиентам либо устаревшие ПВК, либо купленные у профессиональных юридических компаний, которые специализируются на вопросах в сфере ПОД/ФТ. Очевидно, что такой подход приводит к получению клиентами некачественной услуги, а также создает для клиентов риск наложения штрафа (до 100 тыс. руб.) со стороны надзорного органа в сфере ПОД/ФТ.
Все это приводит к тому, что организациям приходиться переплачивать на повторной разработке ПВК и штрафах по причине несоответствия их Правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, а также специфики их деятельности и организационной структуре. Как говорится, скупой платит дважды.
ВАЖНО! В вопросе разработки ПВК определяющим фактором должна быть НЕ цена, а качество разработанного документа.
Имея многолетний опыт в сфере ПОД/ФТ с 2007 года Юридическая компания «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») предлагает участникам рынка комплексную услугу (услугу «под ключ») по разработке полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ , в том числе Правил внутреннего контроля, строго в соответствии с действующими требованиями законодательства РФ и учетом индивидуальной специфики деятельности заказчика.
В вопросе разработки ПВК ЮК «ДЕКАРТ» исходит из того, что для соблюдения всех требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, в том числе нормативных актов Банка России и Росфинмониторинга, и успешного прохождения проверки надзорного органа нельзя ограничиваться только разработкой ПВК . Кроме Правил внутреннего контроля в организации должны присутствовать и другие внутренние документы по ПОД/ФТ , а также организация на регулряной основе должна выполнять целый комплекс обязательных мероприятий в сфере ПОД/ФТ, например, составление отчета специального должностного лица (СДЛ), ответственного за соблюдение ПВК, регулярное направление через личный кабинет в Росфинмониторинг отчета о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и многое другое.
Именно для этого, чтобы организация, осуществляющая операции с денежными средствами и имуществом, смогла полностью закрыть вопрос, связанный с осуществлением внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, ЮК «ДЕКАРТ» предлагает своим клиент комплексную услугу в сфере ПОД/ФТ, не ограничиваясь только разработкой ПВК. При этом стоимость такой услуги в ЮК «ДЕКАРТ» сопоставима со стоимостью разработки только ПВК в других компаниях. Для сравнения мы приводим перечень документов в сфере ПОД/ФТ, которые получают клиенты ЮК «ДЕКАРТ» в рамках оказываемой услуги.
В стоимость комплексной услуги по разработке полного пакета документов по ПОД/ФТ входит:
1. Разработка Правил внутреннего контроля ( ПВК ) в целях ПОД/ФТ со всеми приложениями ( более 100 стр. ).
2. Подготовка более 20 шаблонов документов , необходимых для организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:
- отчет специального должностного лица (СДЛ);
- анкета физического лица;
- анкета юридического лица;
- анкета ИП;
- внутренние сообщения работника о выявленной операции (три формы сообщения в зависимости от типа операции);
- журнал взаимодействия с клиентами;
- реестр клиентов с высокой степенью (уровнем) риска;
- журнал учета выявленных операций клиентов;
- журнал учета приостановленных операций клиентов;
- журнал учета отказов от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;
- журнал учета замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества клиента;
- журнал учета получения работниками информации, размещенной на сайте Росфинмониторинга (РФМ) в сети Интернет;
- журнал учета выданных денежных средств клиентам – физическим лицам;
- журнал учета прохождения работниками обучения в сфере ПОД/ФТ;
- журнал учета результатов проверок наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремисткой деятельности или терроризму;
- приказ об утверждении ПВК или новой редакции ПВК;
- приказ о назначении специального должностного лица (СДЛ), ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля;
- перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в в сфере ПОД/ФТ;
- порядок учета прохождения работниками обучения в сфере ПОД/ФТ;
- перечень документов и сведений, подлежащих предоставлению организации заинтересованными лицами для заключения договора;
- должнастная инструкция СДЛ;
- положение об отделе финансового мониторинга (отдельного структурного подразделения, осуществляющего функции по обеспечению реализации в организации ПВК);
- должнотсная инструкция второго работника отдела финансового мониторинга;
- перечень вопросов для проведения первичной проверки знаний работника в сфере ПОД/ФТ по итогам проведения вводного (первичного) инструктажа (20 вопросов);
- форма уведомления территориальное учреждение Банка России о назначении СДЛ (только для НФО);
- таблица с указанием требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и сроки их выполнения.
3. Подборка более 15 нормативных правовых актов РФ (НПА) в действующей редакции в сфере ПОД/ФТ.
4. Подготовка подробных рекомендаций (пошаговой инструкции) на 16 стр., основанных на практическом опыте ЮК «ДЕКАРТ», по постановке внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ с «нуля», соблюдению требований ПВК и прохождению проверки надзорных органов в части ПОД/ФТ.
Данная услуга позволит клиенту оперативно изучить основы законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, самостоятельно организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ в соответствии с требованиями законодательства о ПОД/ФТ, разобраться в вопросах выявления сделок, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операциях и направления соответствующих сведений в Росфинмониторинг.
Стоимость разработки полного пакета документов в сфере ПОД/ФТ «под ключ» , в том числе Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ , в ЮК «ДЕКАРТ» начинается от 8 000 руб.
Правила в нутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (ПВК) разрабатываются ЮК «ДЕКАРТ» индивидуально , с учетом специфики и особенностей деятельности каждого клиента, строго в соответствии с действующим законодательством РФ и подразделяются на:
- Правила внутреннего контроля микрофинансовой организации (МФО).
- Правила внутреннего контроля микрокредитной компании (МКК).
- Правила внутреннего контроля кредитного потребительского кооператива (КПК).
- Правила внутреннего контроля ломбарда.
- Правила внутреннего контроя лизинговой компании.
- Правила внутреннего контроля агентства недвижимости (риэлтора) (организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества).
- Правила внутреннего контроля оператора по приему платежей.
- Правила внутреннего контроля ювелирной организации ( организации, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий ).
- Правила внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг.
- Правила внутреннего контроля управляющие компании инвестиционных фондов (ПИФ), паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
- Правила внутреннего контроля негосударственного пенсионного фонда (НПФ) (имеющего лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию).
- Правила внутреннего контроля страховой компании.
- Правила внутреннего контроля страхового брокера.
- Правила внутреннего контроля букмекерской конторы.
- Правила внутреннего контроля факторинговой компании.
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), являющегося страховым брокером.
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), осуществляющего скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
- Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя (ИП), оказывающего посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
- Правила внутреннего контроля лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
- Правила внутреннего контроля нотариуса.
- Правила внутреннего контроля адвоката.
- Правила внутреннего контроля аудитора (аудиторской организации).
Разработанные ЮК «ДЕКАРТ» Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ регулярно проходят п роверки Банка России, Росфинмониторинга, Пробирной палаты России, Прокуратуры РФ.
Дополнительные сведения об услугах в сфере ПОД/ФТ представлены в соответствующем разделе сайта ЮК «ДЕКАРТ».