Приказ о тарификаций учителей рк

В Казахстане должны наказывать за привлечение учителей к несвойственной им работе – МОН

Должностные лица должны привлекаться к ответственности за привлечение учителей к несвойственным им видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей. Об этом сообщило Министерство образования и науки РК на официальный запрос Zakon.kz .

В начале прошлого года министр Ерлан Сагадиев отмечал , что в профильном ведомстве знают о том, что учителей заставляют выполнять несвойственные им функции — собирать разную информацию, распространять проездные билеты, делать обходы. В этом году жалобы учителей на принуждение участвовать в субботниках, отчётных встречах акимов с населением и обязанность подписываться на печатные СМИ, дошли до депутатов мажилиса .

В МОН РК уточнили, что права, обязанности и ответственность педагогического работника определены в статье 51 Закона РК « Об образовании ».

«В 2012 году министерством были внесены изменения в закон в части недопущения привлечения педагогических работников к видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. В случае нарушения закона, должностные лица должны привлекаться к ответственности соответствующими правоохранительными органами», — говорится в ответе ведомства.

Кроме того, добавили в министерстве, приказом и.о. министра образования и науки от 26 января 2018 года № 32, утвержден перечень документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования.

Так, учитель должен вести классный журнал, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование или краткосрочный план, документы по критериальному оцениванию (суммативное и формативное оценивание) и дневники учеников.

Учитель, выполняющий функции классного руководителя, ведет классный журнал, личные дела учеников (в том числе табель успеваемости), план воспитательной работы (заполняется один раз в начале учебного года), протоколы родительских собраний и дневники учеников.

Заместитель директора (по учебной, воспитательной работе) отвечает за общешкольный план работы на учебный год, рабочий учебный план, тарификацию, расчет часов, табель учета рабочего времени, расписание занятий, протоколы итогов экзаменов, общешкольных родительских собраний, журнал учета трудоустройства выпускников, книгу учета выдачи похвальных листов и похвальных грамот, табелей успеваемости обучающихся, журнал учета пропущенных и замещенных уроков, документы по учебно-методической работе, внутришкольному контролю и материалы по аттестации педагогов.

При подключении организации среднего образования к электронной системе, некоторые из вышеперечисленных документов заполняются только в электронном формате, заполнение в бумажном варианте не требуется.

Учителя ведущие факультативные занятия или обучение на дому, заполняют журналы факультативных занятий и журналы по обучению на дому. При наличии предшкольных классов заполняются журналы предшкольных классов.

Приказ о тарификаций учителей рк

Для некоторых категорий педагогических работников, осуществляющих преподавание (например: учителя, преподаватели, педагоги дополнительного образования и др.), норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой является лишь нормируемой частью рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы. Например, принятая за расчетную единицу при оплате труда учителя норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю не означает, что вся другая педагогическая работа (работа с родителями, внеурочная воспитательная работа, методическая работа и пр.) не оплачивается.

Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками.

После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и др. учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет являться установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.

Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.

Следует отметить, что характер большей части педагогической работы позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено.

О некоторых вопросах учебной нагрузки учителей

Основополагающими законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при установлении учебной нагрузки учителям образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, являются:

— Трудовой кодекс РК;

— Закон РК «Об образовании».

Необходимость указания в трудовом договоре педагогических работников объема учебной нагрузки определена Законом РК «Об образовании» (п.7 ст.52) и Трудовым кодексом РК (п.п. 2) п. 1 ст. 28).

Это означает, что при заключении трудового договора учитель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать учителю предусмотренный в нем объем учебной нагрузки.

Учебная нагрузка является количественной обязательной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора с вытекающими отсюда правовыми последствиями. Так, согласно п.3 ст.10 ТК РК условия трудового договора не могут быть изменены в одностороннем порядке.

Если трудовой договор с учителем в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует, либо в нем не указан объем учебной нагрузки, то считается, что учитель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу, а изменение учебной нагрузки в текущем учебном году или на последующий период по инициативе работодателя допускается только в определенных случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Комплектование кадров учителей в образовательных учреждениях имеет характерную особенность, которая заключается в том, что ни утвержденные типовые штаты для общеобразовательных учреждений, ни штатные расписания учреждений не предусматривают нормативов для определения числа учителей различных специальностей.

В каждом образовательном учреждении, осуществляющем обучение по общеобразовательным программам, количество учителей устанавливается не на основе штатного расписания, как это имеет место при определении числа служащих в любом учреждении, в т.ч. в образовательных учреждениях при определении числа работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (математике, истории, казахскому языку и литературе, географии и т.д.).

Такая особенность вызвана тем, что учителям устанавливаются не должностные оклады, а ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в неделю, являющиеся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.

Верхний предел учебной нагрузки

Действующим законодательством Республики Казахстан не устанавливается верхний предел учебной нагрузки. Это означает, что какие-либо решения органов управления образованием, иных органов исполнительной власти, предусматривающие для учителей ограничения при установлении учебной нагрузки, являются неправомерными.

Согласно ст.111 Трудового кодекса Республики Казахстан работники имеют право выполнять в одной и той же организации, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по занимаемой должности (расширение зоны обслуживания) либо по другой должности. Трудовое законодательство дает право работнику заключать трудовой договор о работе по совместительству как с одним работодателем, с которым он уже состоит в трудовых отношениях (по месту основной работы), так и с несколькими работодателями. Нагрузка учителя, превышающая нормативную, скорее всего, должна рассматриваться как работа на условиях совместительства, так как дополнительную работу в этом случае учитель выполняет за пределами рабочего времени по своей основной работе.

В соответствии с Правилами исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года №40, учебная нагрузка среди педагогических работников распределяется, исходя из объема учебного времени по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в соответствующей организации образования.

Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника, так как являются одним из существенных условий трудового договора.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах. (Данное условие содержится в соглашениях о социальном партнерстве и коллективных договорах).

Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.

Согласно требованиям п.3 Правил исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года №40, определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях и преподавателей профессиональных лицеев, колледжей, производится один раз в год раздельно по полугодиям.

В соответствии с п.4 указанных Правил учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях определяются дважды в год к началу первого и к началу второго учебных полугодий.

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества классов, то есть в связи с изменениями условий труда. При этом изменение условий труда производится в порядке, установленном ст.46 ТК РК.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) у учителей объема учебной нагрузки по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в письменной форме трудового договора, либо по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки), а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Таким образом, руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия учителей допускать уменьшение их учебной нагрузки, например, в связи с приемом на работу других учителей, в т.ч. по совместительству, либо путем перераспределения учебной нагрузки между учителями, либо при предоставлении преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей).

В соответствии со статьей 46 ТК РК изменения условий труда могут производиться в связи с изменениями в организации производства и сокращения объема работы у работодателя.

В образовательных учреждениях для учителей такими причинами, влекущими за собою изменение условий труда, могут быть уменьшение учебной нагрузки, вызванное уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов.

Принимая во внимание, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за один месяц, определение учителям объема учебной нагрузки на новый учебный год также необходимо осуществлять не менее чем за один месяц до его начала.

Для обеспечения соблюдения установленных сроков предупреждения учителей о возможном уменьшении объема учебной нагрузки по указанным причинам наиболее приемлемым является распределение учебной нагрузки учителей до ухода их в отпуск с тем, чтобы учителя знали, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебного году.

Если на новый учебный год устанавливать учителям учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после выхода учителей из отпуска, то при невозможности обеспечения учителям в новом учебном году прежнего объема учебной нагрузки по указанным выше причинам работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее одного месяца (т.е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении условий труда).

Установление учебной нагрузки учителям,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

В соответствии со статьей 100 ТК РК на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Поскольку выполнение трудовой функции по должности учителя характеризуется наличием учебной нагрузки, то обеспечение сохранения их должности на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возможно только путем установления им на общих основаниях объема учебной нагрузки на очередной учебный год, которая затем может быть передана для выполнения другим учителям временно на период нахождения работника в соответствующем отпуске.

Установление учебной нагрузки учителям на определенный срок

Учебная нагрузка на определенный срок, в т.ч. только на учебный год, может быть установлена в следующих случаях:

— для выполнения учебной нагрузки учителей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;

— для выполнения учебной нагрузки учителей, отсутствующих в связи с болезнью и по другим причинам;

— для выполнения временно преподавательской работы, которая ранее выполнялась постоянным учителем, с которым прекращены трудовые отношения, и на место которого работодатель намерен пригласить другого постоянного работника.

При этом необходимо учитывать, что увеличение учителю учебной нагрузки для замещения временно отсутствующего работника нельзя рассматривать как совмещение должностей или расширение зоны обслуживания, ведь в этом случае общая продолжительность рабочего времени увеличивается. Фактически это является изменением условий труда и требует согласия работника.

Без согласия работника замещение временно отсутствующего работника на срок до одного месяца допускается только в том случае, если это вызвано производственной необходимостью. При этом согласно ст.41 ТК РК совмещение может продолжаться не более одного месяца.

Гарантии отдельных категорий учителей, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в полном объеме, а также при ее уменьшении в течение учебного года

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, могут выплачиваться тарифные ставки в месяц в полном размере при условии дополнения учебной нагрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям начальных классов общеобразовательных школ, в которых созданы условия для передачи учителям-специалистам уроков изобразительного искусства, музыки, пения и физкультуры;

учителям начальных классов общеобразовательных школ, которые не могут вести уроки физического воспитания и пения по состоянию здоровья и другим причинам;

учителям начальных классов школ с углубленным изучением иностранного языка, учителям сельских школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки иностранного, казахского и русского языков;

учителям казахского языка сельских школ с русским и другими национальными (не казахскими) языками обучения;

учителям русского языка сельских начальных школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения;

учителям физической культуры сельских школ, учителям иностранного языка школ, расположенных в отдаленных местностях, при возложении на них в счет выплачиваемой полной ставки учителя обязанностей (части обязанностей) по организации внеклассной работы по физическому воспитанию (для учителей физической культуры) и по проверке письменных работ, классному руководству (для учителей иностранного языка).

К другой педагогической работе относятся:

— проведение занятий на дому с учащимися, освобожденными от посещения школы по состоянию здоровья;

— замена временно отсутствующих учителей;

— воспитательная работа в группе продленного дня;

— иная учебно-воспитательная работа.

Во всех указанных случаях освобождение учителя от ведения занятий и выплата заработной платы в размере не ниже тарифной ставки в месяц обязательным дополнением учебной нагрузки до установленной нормы часов оформляется приказом директора школы с указанием причин и оснований освобождения от занятий и указанием дополнительной учебной нагрузки.

В случаях, когда учителям и преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшилась по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

1) если оставшаяся нагрузка выше установленной тарифной ставки в месяц — заработная плата за фактическое число часов;

2) если оставшаяся нагрузка ниже установленной тарифной ставки в месяц — тарифная ставка в месяц;

3) если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже тарифной ставки в месяц — заработная плата, установленная при тарификации.
В случаях, когда учебная нагрузка во втором полугодии уменьшается в соответствии с учебным планом, этот пункт не применяется.

Гарантии сохранения заработной платы за учителями в указанных случаях фактически означают, что с этими работниками до конца учебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объеме оставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.

Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомлены работодателем в письменной форме не позднее чем за месяц, в течение которого работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомления выполняться уже не будет).

Участие выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении учебной нагрузки учителям

Объем учебной нагрузки учителей является основой для определения размера оплаты их труда и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.

Установление учебной нагрузки на новый учебный год т.е. определение ее конкретного объема по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы, осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации. Это условие должно обязательно включаться в соглашения и коллективные договоры.

Порядок учета мнения или согласования выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта определен статьей 12 ТК РК, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РК, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему представителям работников, в нашем случаев в профсоюзный комитет.

Профсоюзный комитет не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта выносит протокольное решение, в котором выражается согласие (несогласие) с проектом и вносятся соответствующие предложения. В случае отказа работодателем принять предложения профсоюзной стороны, профсоюзный комитет вправе начать процедуру коллективного трудового спора.

Что такое тарификация учителя?

В Гор ОО считают, что тарификация это 27 часов, независимо от фактической нагрузки данной в начале учебного года.Например, педагогу дали 37 часов: 27ч.- это затарифицированные, а остальные 10 вакантные.(значит 10 часов будут целый год вакантные. ) И как следствие, Гор ОО требует начислять зарплату педагогов в каникулярное время за 27 часов и леч.пособие тоже за 27 часов.Просмотрела все соответствующие документы, везде пишут: оплата производится за фактически отработанные часы.Может я не правильно что-то понимаю? Из приказа Министра Образования и науки от 29 января 2008 года №40: пункт 1,2, 9, 11. Спасибо

Согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 января 2008 года № 40 «Об утверждении Правил исчисления заработной платы работникам государственных организаций образования, финансируемых за счет средств бюджета» учебная нагрузка среди педагогических работников распределяется, исходя из объема учебного времени по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в соответствующей организации образования.

Право распределять педагогическую учебную нагрузку предоставлено первому руководителю организации образования, который несет ответственность согласно Закону за ее реальность и качественное выполнение установленного объема каждым учителем, преподавателем, воспитателем и другим педагогическим работником.

Согласно Кодексу тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

Из этого следует, что размер должностного оклада работника зависит от выполнения нормы труда, то есть он может варьироваться в зависимости от объема работы, в данном случае от учебной нагрузки.

Пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, устанавливаемого и выплачиваемого каждому работнику индивидуально в зависимости от количества его труда, занимаемой должности, выполняемой работы и др., в частности, от продолжительности рабочего времени.

Таким образом, педагогическим работникам пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, устанавливаемого исходя из их фактической учебной нагрузки (согласно тарификации).

За дополнительной информацией по данному вопросу рекомендуем обратиться в уполномоченный орган – Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Алтынбекова А. – эксперт Управления оплаты труда

Новости Усть-Каменогорска и ВКО

  • Главная
  • Рубрики
    • Город
    • Область
    • Республика
    • Мир
    • Социум
    • Криминал
    • Происшествия
    • Спорт
    • Культура
    • Я очевидец
  • Спец. проекты
    • Справочное бюро
    • Вакансии в УК
    • Рухани жаңғыру
    • Официально
  • Медиа
    • Галерея
    • Видео
    • Опрос
    • Афиша
    • Курсы валют
    • Прогноз погоды
  • Отдых 2018
    • Бухтарма 2018
    • Алаколь 2018

В Казахстане учителей избавили от лишних нагрузок

Казахстанские педагоги задыхаются от перегрузки, вызванной тем, что на них возлагают функции, не связанные с обучением. Министерство образования после ряда жалоб из школ наконец утвердило перечень обязанностей, которые отныне должны выполнять учителя. По сравнению с прежним безразмерным списком нынешние требования к преподавателям значительно ужались, передает корреспондент YK-news.kz.

Люди, далекие от школьных проблем, удивляются, когда слышат жалобы учителей на огромный объём работы. Разве это много — провести 18 уроков в неделю (такова учебная ставка педагога)? Профсоюз работников образования Усть-Каменогорска подсчитал, сколько видов нагрузки лежит на учителе помимо проведения уроков. Оказалось, что учитель-предметник выполняет 41 функцию. Если он к тому же классный руководитель, добавляется ещё 33 обязанности. А если он имеет несчастье аттестоваться в текущем учебном году, то сверх того должен реализовать еще 11 нагрузок. И всё это не разовые мероприятия, а обязанности, выполняемые систематически.

К дополнительным работам учителя привлекают ещё 15 раз. Он осуществляет поквартирные обходы своего микрорайона, сверяя списки детей, подлежащих обучению. Силами школы проводятся совместные мероприятия с КМС, праздники, поздравления ветеранов. Учителя и дети регулярно создают массовку на спартакиадах, шествиях, торжественных собраниях.

Примерный список обязанностей, возложенных на педагога, был передан в Министерство образования и науки РК. Кроме того, его выслали депутату Мажилиса Ирине Смирновой — члену Комитета по финансам и бюджету. Данные шокировали депутата:

А ведь и правда, это все мы делаем. Какой ужас! Будем пытаться что-то изменить.

Стараниями Ирины Владимировны сведения о бедственном положении учителей дошли до аппарата президента РК. И последовала реакция. 26 января 2018 года вышел приказ министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева № 32 «Об определении перечня документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования». В этом приказе содержится требование «о недопущении привлечения учителей к несвойственным видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей» со ссылкой на статью 51 Закона об образовании Республики Казахстан.

Согласно этому приказу, учитель-предметник отныне должен вести:

  • классный журнал;
  • календарно-тематическое планирование;
  • поурочное планирование или краткосрочный план;
  • документы по критериальному оцениванию (формативному и суммативному);
  • дневники учащихся.

В обязанности классного руководителя входят:

  • классный журнал;
  • личное дело обучающегося (в том числе табель успеваемости);
  • план воспитательной работы;
  • протоколы родительских собраний;
  • дневники обучающихся.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе ведут более широкий перечень документов:

  • общешкольный план работы на учебный год;
  • рабочий учебный план;
  • тарификацию;
  • расчёт часов;
  • табель учёта рабочего времени;
  • расписание занятий;
  • протоколы итогов экзаменов;
  • протоколы общешкольных родительских собраний;
  • журнал учёта трудоустройства выпускников;
  • книгу учёта выдачи похвальных листов, похвальных грамот, табелей успеваемости учащихся;
  • журнал пропущенных и замещённых уроков;
  • документы по учебно-методической работе;
  • документы по внутришкольному контролю;
  • материалы по аттестации педагогов.

Учителя, работающие на дому и ведущие факультативные занятия, должны заполнять соответствующие журналы. Снижению нагрузки должно способствовать и то, что педагог не обязан вести некоторые документы в бумажном виде, если существует электронный вариант.

Тарификация учителей в Казахстане

Оплата труда педагогических работников государственных организаций образования производится, исходя из установленных тарифных ставок (должностных окладов) в месяц с учетом повышений, доплат и фактического объема педагогической работы.

Читайте другие полезные статьи в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Учебная нагрузка среди педагогических работников распределяется, исходя из объема учебного времени по учебному плану, обеспеченности педагогическими кадрами и других конкретных условий в соответствующей организации образования.

Право распределять педагогическую учебную нагрузку предоставлено первому руководителю организации образования, который несет ответственность согласно Закону Республики Казахстан от 27 июля 2007 года « Об образовании » (далее – Закон) за ее реальность и качественное выполнение установленного объема каждым учителем, преподавателем, и другим педагогическим работником.

Объем педагогической работы определяется с учетом нормативной нагрузки в неделю и устанавливается с согласия работника коллективными, трудовыми договорами , в соответствии с трудовым законодательством РК.

Определение объема учебной нагрузки учителей школ, школ-интернатов (кроме учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях) и преподавателей профессиональных лицеев, колледжей производится один раз в год раздельно по полугодиям.

Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в лечебно-профилактических организациях определяются дважды в год к началу первого и к началу второго учебных полугодий.

Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Подготовлен с учетом изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан и одобрен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

Изменение размеров тарифных ставок (должностных окладов), отдельных доплат и надбавок в месяц, за исключением доплат, устанавливаемых учителям прошедшим уровневые курсы повышения квалификаций, работникам государственных организаций образования производится:

  • с 1 сентября учебного года, если иное не предусмотрено Правилами и условиями проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правилами и условиями проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом МОН РК от 27.01.2016 г. № 83. при присвоении квалификационной категории;
  • со дня увеличения стажа работы;
  • со дня присвоения почетного звания;
  • при получении образования (техническое и профессиональное, послесреднее, высшее) или восстановлении документа об образовании – со дня представления соответствующего документа;
  • при присуждении ученой степени – со дня вынесения решения Президиума или Коллегии Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК о выдаче диплома.

При изменении тарифной ставки (должностного оклада) в месяц у работника в период пребывания его в оплачиваемом ежегодном трудовом, дополнительном оплачиваемом ежегодном трудовом, социальном отпусках и ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске по зонам экологического бедствия и радиационного риска, а также в период его временной нетрудоспособности (в том числе по беременности и родам) выплата заработной платы, исходя из новой тарифной ставки (должностного оклада) в месяц, производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

Тарифные ставки (должностные оклады) в месяц учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников организаций образования выплачиваются в соответствии с нормативной учебной нагрузкой в неделю и устанавливаются, исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями, лекциями) являются рабочим временем учителя (преподавателя, педагога дополнительного образования и других педагогических работников).

Продолжительность рабочего времени работников организаций образования, для которых не установлена нормативная учебная нагрузка, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РК.

★АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА★

Повышение заработной платы учителям школ в рамках обновления системы образования

Ш. Т. Каринова

директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК

В чем, по Вашему мнению, заключаются основные отличия обновленной программы от старой и каковы ее цели?

На сегодняшний день на уровне международных стандартов в республике успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы (далее – НИШ). Их опыт успешен, и важно, чтобы лучшие образовательные практики были доступны всем детям страны.

Переход на обновление содержания образования в организациях образования страны по опыту НИШ начат в 2016/2017 учебном году, проводится системно и поэтапно и касается всей системы образования: стандартов образования, учебных программ, учебников, подготовки и переподготовки педагогических кадров, аттестации и контроля, а также самого процесса обучения и воспитания.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих обучающихся, он уже не уподобляется пустому кувшину, который должен наполнить учитель. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся. Цели обучения становятся общими для ученика и учителя.

В рамках обновления содержания образования предусмотрен переход на критериальную систему оценивания. В 2017/2018 учебном году на новую систему оценивания перешли 1, 5, 7 классы.

В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, к сожалению, отметка превратилась в инструмент абсолютной власти учителя.

Порядок исчисления заработной платы педагогических работников организаций начального, основного среднего, общего среднего образования

При исчислении заработной платы педагогических работников организаций начального, основного среднего, общего среднего образования применяется месячная заработная плата.

Месячная заработная плата педагогических работников определяется путем умножения тарифной ставки (должностного оклада) в месяц на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на нормативную учебную нагрузку в неделю, установленную Законом.

Установленная при тарификации месячная заработная плата выплачивается независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Во время каникул между учебными четвертями и до начала учебного года, за исключением дней отпуска, работникам организаций образования, ведущим педагогическую работу по основному месту работы, оплата труда производится из расчета месячной заработной платы, установленной при тарификации, предшествовавшей началу каникул.

Лицам, принятым на работу в качестве руководящих и педагогических работников во время летних каникул учащихся, месячная заработная плата за период до начала учебного года выплачивается из расчета тарифной ставки (должностного оклада), определяемой с учетом их квалификационных категорий, уровня образования и стажа работы, установленных в соответствии с законодательством РК.

Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»

Учителям вечерних (сменных) общеобразовательных школ и отдельных классов вечернего (заочного) обучения при общеобразовательных школах, где занятия ведутся по учебному плану, рассчитанному на 28 недель, месячная заработная плата выплачивается в течение учебного года, а также за одну неделю до начала и за одну неделю после окончания учебного года.

Почасовая оплата труда педагогических работников в организациях образования по основному месту работы допускается за учебные часы при выполнении обязанностей временно отсутствующего по болезни или другим причинам учителей (преподавателей), продолжающегося не свыше двух месяцев подряд.

Если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника продолжалось свыше двух месяцев подряд, оплата труда педагогического работника производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в общем порядке, указанном в пункте 9 настоящих Правил.

Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты труда и не ведущим занятия во время каникул, оплата за это время не производится.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, могут выплачиваться тарифные ставки в месяц в полном размере при условии дополнения учебной нагрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

  • учителям начальных классов общеобразовательных школ, в которых созданы условия для передачи учителям-специалистам уроков изобразительного искусства, музыки, пения и физкультуры;
  • учителям начальных классов общеобразовательных школ, которые не могут вести уроки физического воспитания и пения по состоянию здоровья и другим причинам;
  • учителям начальных классов школ с углубленным изучением иностранного языка, учителям сельских школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки иностранного, казахского и русского языков;
  • учителям казахского языка сельских школ с русским и другими национальными (не казахскими) языками обучения;
  • учителям русского языка сельских начальных школ с казахским и другими национальными (не русскими) языками обучения;
  • учителям физической культуры сельских школ, учителям иностранного языка школ, расположенных в отдаленных местностях, при возложении на них в счет выплачиваемой полной ставки учителя обязанностей (части обязанностей) по организации внеклассной работы по физическому воспитанию (для учителей физической культуры) и по проверке письменных работ, классному руководству (для учителей иностранного языка).

К другой педагогической работе относятся:

  • проведение занятий на дому с учащимися, освобожденными от посещения школы по состоянию здоровья;
  • замена временно отсутствующих учителей;
  • воспитательная работа в группе продленного дня;
  • иная учебно-воспитательная работа.

Во всех указанных случаях освобождение учителя от ведения занятий и выплата заработной платы в размере не ниже тарифной ставки в месяц обязательным дополнением учебной нагрузки до установленной нормы часов оформляется приказом директора школы с указанием причин и оснований освобождения от занятий и указанием дополнительной учебной нагрузки.

В случаях, когда учителям и преподавателям, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшилась по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

  • если оставшаяся нагрузка выше установленной тарифной ставки в месяц – заработная плата за фактическое число часов;
  • если оставшаяся нагрузка ниже установленной тарифной ставки в месяц – тарифная ставка в месяц;
  • если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже тарифной ставки в месяц – заработная плата, установленная при тарификации.

В случаях, когда учебная нагрузка во втором полугодии уменьшается в соответствии с учебным планом, этот пункт не применяется.

Педагогам дополнительного образования, для которых работа в организациях дополнительного образования, в общеобразовательных школах и в других организациях образования является местом основной работы, месячная заработная плата определяется в порядке, предусмотренном в пункте 9 настоящих Правил, если не является местом основной работы, то месячная заработная плата определяется, исходя из фактического количества часов занятий с кружками и часовой ставки, исчисленной путем деления ставки на среднемесячную норму часов.