Дисциплинарная ответственность прокуроров

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей

Дисциплинарные взыскания налагаются за неисполнение или ненадлежащее исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника (ст. 41 7 Закона о прокуратуре).

Виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме на прокурорских работников, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре РФ в полном объеме.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности – двух лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров и следователей закреплены в Законе о прокуратуре.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится имущество указанных лиц. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Прокуратура РФ имеет службу обеспечения собственной безопасности и физической защиты работников.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации”

В целях совершенствования деятельности по организации и проведению служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

2. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору определить порядок проведения служебных проверок в органах военной прокуратуры.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур один раз в полугодие анализировать:

состояние дисциплины в органах прокуратуры Российской Федерации, меры, направленные на профилактику совершения проступков прокурорскими работниками;

итоги служебных проверок, причины и условия, способствовавшие совершению проступков прокурорскими работниками, эффективность принятых мер реагирования.

Не позднее 25 января и 25 июля текущего года представлять аналитические справки в Главное управление кадров и Главную военную прокуратуру.

Главному управлению кадров и Главной военной прокуратуре по итогам каждого полугодия к 1 марта и 1 сентября текущего года анализировать, обобщать дисциплинарную практику в органах прокуратуры Российской Федерации и докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации.

4. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего работу с кадрами.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных прокурорских работников.

Инструкция
о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации
(утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255)

1. Общие положения

1.1. Настоящей Инструкцией регламентируются основания и процедура проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее — прокурорские работники).

1.2. Действие настоящей Инструкции не распространяется на отношения, связанные с проведением проверок достоверности и полноты сведений, представленных прокурорскими работниками органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее — органы (организации) прокуратуры), и соблюдения установленных запретов, ограничений, а также исполнения ими обязанностей в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Такие проверки проводятся в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

1.3. По фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах (организациях) прокуратуры проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

1.4. Действие настоящей Инструкции не распространяется на проверки, проводимые в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

1.5. В ходе служебных проверок запрещается сбор сведений о частной жизни прокурорских работников, не имеющих отношения к предмету проводимой служебной проверки.

2. Организация проведения служебных проверок

2.1. Служебные проверки проводятся при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) прокурорского работника имеются признаки дисциплинарного проступка (далее — проступок), в том числе:

а) нарушения Присяги прокурора;

б) совершения проступка, порочащего честь прокурорского работника, в том числе связанного с нарушением норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации;

в) нарушения трудовой дисциплины;

г) неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей;

д) обнаружения недостачи дел, материалов, оружия, патронов к нему, специальных средств, а также имущества;

е) утраты служебного удостоверения;

ж) распространения сведений, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.

2.2. Служебные проверки могут проводиться и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

Служебные проверки в отношении работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, в случаях, предусмотренных организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, проводятся в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

2.3. Поводами к проведению служебных проверок являются:

информация, представленная в письменном виде гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами МВД России, ФСБ России, другими правоохранительными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, или информация из иных источников о совершении прокурорским работником проступка;

рапорт (докладная записка) руководителя органа (организации) прокуратуры (заместителя руководителя) или руководителя подразделения органа (организации) прокуратуры;

рапорт прокурорского работника.

2.4. Решения о проведении служебных проверок принимают:

Генеральный прокурор Российской Федерации, должностное лицо, исполняющее его обязанности, а также заместители Генерального прокурора Российской Федерации — в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур и их заместителей, прокурорских работников ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», ректора, проректоров, директоров институтов, институтов (филиалов) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их заместителей и других прокурорских работников, назначение на должность которых осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, за исключением прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуратур;

прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур, исполняющие обязанности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, — в отношении прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, а также назначаемых ими на должности прокурорских работников;

ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации или должностное лицо, исполняющее его обязанности, — в отношении прокурорских работников, назначаемых им на должность.

2.5. Генеральный прокурор Российской Федерации, лицо, исполняющее его обязанности, при наличии оснований, предусмотренных в пункте 2.1 настоящей Инструкции, вправе принять решение о проведении служебной проверки в отношении любого прокурорского работника.

2.6. На основании решения Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченных им должностных лиц проведение служебных проверок возлагается:

2.6.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) на управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров в случаях, указанных в подпунктах «а», «б» и «ж» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур и их заместителей, прокуроров ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», прокурорских работников по обеспечению собственной безопасности и физической защиты прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, ректора, проректоров, директоров институтов, институтов (филиалов) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их заместителей и других прокурорских работников, назначение на должность которых осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, если иное не установлено настоящей Инструкцией и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;

б) на структурные подразделения (главные управления, управления и отделы (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации в случаях, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур и их заместителей, ректора, проректоров, директоров институтов, институтов (филиалов) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, их заместителей, прокуроров ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»;

в) на управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры Главного управления кадров в случаях, указанных в подпунктах «в» и «е» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур и их заместителей, прокуроров ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»;

г) на управление штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров в случаях, указанных в подпунктах «в» и «е» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении ректора, проректоров, директоров институтов, институтов (филиалов) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

2.6.2. В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратурах:

а) на подразделения (должностных лиц) по обеспечению собственной безопасности и физической защиты в случаях, указанных в подпунктах «а», «б» и «ж» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, за исключением прокурорских работников, перечисленных в подпункте «а» пункта 2.6.1 настоящей Инструкции;

б) на структурные подразделения (управления, отделы (на правах управления) в случаях, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, за исключением прокурорских работников, перечисленных в подпункте «а» пункта 2.6.1 настоящей Инструкции;

в) на кадровые подразделения (должностных лиц) в случаях, указанных в подпунктах «в» и «е» пункта 2.1 настоящей Инструкции, в отношении прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, за исключением прокурорских работников, перечисленных в подпункте «а» пункта 2.6.1 настоящей Инструкции.

2.6.3. В Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации — на кадровые подразделения Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ее институтов (филиалов).

2.6.4. В прокуратурах комплекса «Байконур» и ЗАТО г. Межгорье — на прокурора или должностное лицо, исполняющее его обязанности, по поручению руководителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, принявшего решение о проведении служебной проверки.

2.7. В зависимости от сложности служебной проверки ее проведение поручается прокурорскому работнику или специально создаваемой комиссии.

2.8. Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции руководителя органа (организации) прокуратуры, имеющего право ее назначить, на документе (докладной записке, рапорте) о наличии оснований для ее проведения с обязательным проставлением даты, которая является началом служебной проверки.

2.9. Поручение конкретному прокурорскому работнику о проведении служебной проверки дается с учетом замещаемой должности прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка. Назначение председателя комиссии для проведения служебной проверки осуществляется с учетом замещаемой должности прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка.

2.10. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается посредством издания распоряжения руководителя органа (организации) прокуратуры, которое должно содержать основание для ее проведения, дату назначения и состав комиссии по проведению служебной проверки.

Комиссия формируется в составе трех и более прокурорских работников. В состав комиссии, как правило, включаются представители кадрового подразделения, подразделения, осуществляющего представительство интересов органа (организации) в судах, и подразделения, в котором проходит службу прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка.

2.11. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

факт, дата, время, место, обстоятельства, мотивы совершения прокурорским работником проступка;

вина прокурорского работника, а также степень вины каждого прокурорского работника в случае совершения проступка несколькими прокурорскими работниками;

обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению прокурорским работником проступка;

характер и размер вреда (ущерба), причиненного прокурорским работником в результате совершения проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для рапорта прокурорского работника о проведении служебной проверки;

деловые и личные качества прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, иные данные, характеризующие его личность.

2.12. Проведение служебной проверки не может быть поручено прокурорскому работнику при наличии следующих оснований:

если он состоит в близком родстве или свойстве с прокурорским работником, в отношении которого проводится служебная проверка;

если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в результатах служебной проверки, либо иные основания, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

При наличии одного из указанных оснований прокурорский работник обязан обратиться к руководителю, назначившему служебную проверку, с рапортом об освобождении от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении данного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

2.13. Прокурорский работник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан незамедлительно проинформировать руководителя, если в ходе служебной проверки возникает конфликт интересов.

3. Порядок проведения служебной проверки и полномочия ее участников

3.1. Прокурорский работник (член комиссии по проведению служебной проверки), которому поручено проведение служебной проверки, имеет право:

получать от прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, письменные объяснения и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету служебной проверки (в случае уклонения работника от явки для дачи письменного объяснения либо отказа от дачи письменного объяснения составляется акт, который приобщается к материалам служебной проверки);

получать от прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, иных работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, а также от граждан, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, письменные объяснения;

истребовать необходимую информацию, документы, заключения из подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, иных органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и знакомиться с документами и материалами, относящимися к предмету служебной проверки;

получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний. Результаты консультаций оформляются в виде справок;

выезжать на место совершения проступка в случае необходимости по согласованию с руководителем, назначившим проведение служебной проверки;

готовить проекты запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные федеральные государственные органы, их территориальные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, организации и общественные объединения о представлении сведений, документов и материалов по вопросам, относящимся к предмету служебной проверки, приобщать полученные материалы и документы либо их копии к материалам служебной проверки с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных и законодательством Российской Федерации об охране государственной тайны или иной охраняемой тайны. Указанные запросы направляются за подписью руководителя органа (организации) прокуратуры, принявшего решение о проведении проверки, его заместителей либо уполномоченных ими должностных лиц (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации за подписью Генерального прокурора Российской Федерации, лица, исполняющего его обязанности, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, начальника структурного подразделения, которому поручено проведение служебной проверки);

применять технические средства аудио- и видеозаписи с согласия прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка (иного лица, от которого получают объяснения). В этом случае в объяснении должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей техники и носителя, на который эта запись осуществляется. Носители записи приобщаются к материалам служебной проверки.

3.2. Прокурорский работник, которому поручено проведение служебной проверки, председатель комиссии по проведению служебной проверки обязан:

уведомить под расписку прокурорского работника об организации и основаниях проведения в отношении его служебной проверки не позднее 2 рабочих дней со дня ее назначения, разъяснить его права и обязанности, а при отсутствии такой возможности по объективным причинам — направить уведомление заказным письмом по месту жительства прокурорского работника, в отношении которого назначена служебная проверка;

доложить руководителю, назначившему служебную проверку, о поступивших заявлениях об отводе прокурорских работников, которым поручено проведение служебной проверки, и проинформировать заинтересованных лиц об их разрешении не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такого заявления в орган (организацию) прокуратуры;

обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, информации о персональных данных лиц, участвовавших в служебной проверке, а также не разглашать сведения о результатах проведения служебной проверки.

За разглашение конфиденциальной информации работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.3. Прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать письменные объяснения с изложением своего мнения по основаниям проводимой служебной проверки (либо отказаться от дачи объяснений);

знать об основаниях проведения в отношении его служебной проверки;

представлять письменные заявления и другие документы по существу вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения служебной проверки, которые приобщаются к материалам данной проверки;

заявлять мотивированные отводы прокурорским работникам, которым поручено проведение служебной проверки;

обжаловать руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, действия (бездействие) работников, проводящих служебную проверку, а также ее результаты;

ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, а также по его просьбе с иными материалами служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;

пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

3.4. Прокурорский работник, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Отстранение от должности производится на основании письменного распоряжения руководителя органа (организации) прокуратуры, наделенного правом назначать прокурорского работника на соответствующую должность.

3.5. Служебная проверка должна быть завершена в срок, установленный руководителем, ее назначившим, но не позднее 15 рабочих дней со дня назначения служебной проверки.

В срок проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности прокурорского работника, в отношении которого проводится служебная проверка, пребывания его в отпуске.

3.6. При проведении служебной проверки в отношении нескольких прокурорских работников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих прокурорских работников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается руководителем, ее назначившим, на основании мотивированного рапорта прокурорского работника (председателя комиссии), проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

3.7. Заявления об отводе прокурорских работников, которым поручено проведение служебной проверки, рассматриваются и разрешаются должностным лицом органа (организации) прокуратуры, назначившим служебную проверку.

4. Оформление результатов служебной проверки

4.1. По результатам служебной проверки составляется письменное заключение, которое подписывается прокурорским работником (членами комиссии), проводившим (проводившими) служебную проверку.

Заключение по результатам служебной проверки утверждается руководителем, назначившим проведение служебной проверки (в случае ее проведения специально создаваемой комиссией), либо уполномоченным им руководителем подразделения, работником которого проводилась служебная проверка. В случае утверждения заключения уполномоченным руководителем подразделения результаты служебной проверки докладываются руководителю, назначившему ее проведение.

Заключение должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной и содержать следующую информацию:

дата и место составления;

данные прокурорского работника (работников), проводившего (проводивших) служебную проверку и прокурорского работника, в отношении которого она проводилась;

основания проведения служебной проверки;

обстоятельства и факты, установленные в ходе служебной проверки;

ссылки на нормы законодательства Российской Федерации и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации и (или) организационно-распорядительных документов органов (организаций) прокуратуры, которые были нарушены лицом, в отношении которого проводилась служебная проверка;

доводы прокурорского работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, в свою защиту, а также оценка этих доводов и выводы, к которым пришел прокурорский работник, проводивший служебную проверку, выводы членов комиссии;

материалы, подтверждающие (исключающие) вину прокурорского работника, иные сведения о виновности либо невиновности прокурорского работника;

выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению проступка;

предложения о применении (неприменении) к прокурорскому работнику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

4.2. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения. Если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания проверки считается следующий за ним рабочий день.

4.3. Не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки прокурорскому работнику, в отношении которого проводилась служебная проверка, прокурорским работником, проводившим служебную проверку, вручается (а в случае отсутствия прокурорского работника на службе по уважительной причине — направляется заказным письмом) уведомление об окончании служебной проверки и ее результатах, где одновременно разъясняется порядок ознакомления с заключением и материалами служебной проверки.

В случае невозможности письменно уведомить прокурорского работника об окончании служебной проверки либо его отказа от проставления подписи, свидетельствующей об ознакомлении с заключением проверки, составляется акт в произвольной форме. При этом факт отказа от подписания уведомления заверяется не менее чем тремя прокурорскими работниками.

4.4. По просьбе прокурорского работника, в отношении которого проводилась служебная проверка, осуществляется его ознакомление с материалами проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Ознакомление с материалами служебной проверки производится в срок не более 2 рабочих дней.

4.5. При установлении в ходе служебной проверки в действиях (бездействии) прокурорского работника признаков преступления материалы докладываются руководителю органа (организации) прокуратуры и направляются руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета Российской Федерации для принятия решения в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

5. Порядок привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки

5.1. Результаты служебной проверки докладываются руководителю, наделенному правом привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности.

5.2. При наличии оснований для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности работником структурного подразделения, проводившим служебную проверку (председателем комиссии), подготавливается проект приказа, который вместе с материалами служебной проверки представляется в кадровое подразделение (должностному лицу, осуществляющему кадровую работу) для согласования. При этом кадровым подразделением проверяются в том числе вопросы соблюдения сроков привлечения к ответственности, правильности указания наименования подразделения органа прокуратуры, упомянутого в приказе, и данных прокурорского работника, подлежащего привлечению к ответственности. Проект приказа вместе с необходимыми материалами представляется в срок не позднее 5 рабочих дней до истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проекты приказов представляются для согласования в управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры Главного управления кадров, а в отношении работников Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указанных в подпункте «г» пункта 2.6.1 настоящей Инструкции, — в управление штатов, методического обеспечения и подготовки кадров Главного управления кадров.

5.3. Привлечение к дисциплинарной ответственности прокурорских работников управлений (отделов) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и прокурорских работников по обеспечению собственной безопасности и физической защиты прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур (за исключением увольнения со службы) производится на основании приказов прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по согласованию с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, курирующим работу управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по названным направлениям деятельности.

5.4. Увольнение прокуроров городов, районов, других территориальных и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур в качестве дисциплинарного взыскания относится к исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации.

5.5. Проект приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде увольнения прокурорских работников в случаях, указанных в пунктах 5.3 и 5.4 настоящей Инструкции, вместе с материалами служебной проверки представляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленном порядке.

5.6. Дисциплинарные взыскания налагаются на прокурорских работников в соответствии с требованиями статьи 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни прокурорского работника и пребывания его в отпуске.

Днем обнаружения проступка, с которого начинается исчисление месячного срока, считается день, когда руководителю, которому по службе подчинен прокурорский работник, стало известно о совершении им проступка.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

5.7. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется прокурорскому работнику под роспись в течение 3 рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия прокурорского работника на службе.

В случае отказа прокурорского работника от ознакомления под роспись с приказом составляется соответствующий акт.

Копия приказа о применении дисциплинарного взыскания приобщается к материалам личного дела прокурорского работника.

Взыскание может быть обжаловано прокурорским работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5.8. Материалы служебной проверки постранично нумеруются и формируются в номенклатурное дело, которое хранится в подразделении органа (организации) прокуратуры, проводившем служебную проверку.

Обзор документа

Регламентирован порядок проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников.

Они назначаются при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) сотрудника имеются признаки дисциплинарного проступка (в т. ч. нарушение Присяги прокурора или трудовой дисциплины, утрата служебного удостоверения, недостача дел, материалов, оружия, патронов к нему, спецсредств).

Поводом является информация, поступившая, в частности, от граждан, СМИ, органов, а также рапорт прокурорского работника или руководителя структуры.

Поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции руководителя органа (организации) прокуратуры, имеющего право ее назначить, на документе (докладной записке, рапорте) о наличии оснований для ее проведения с обязательным проставлением даты, которая является началом служебной проверки.

При проведении проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены факт, дата, время, место, обстоятельства, мотивы совершения прокурорским работником проступка, его вина, характер и размер причиненного вреда (ущерба), деловые и личные качества работника и пр.

Прописаны полномочия участников служебной проверки, порядок оформления ее результатов.

Урегулированы вопросы привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дисциплина в прокуратуре

(Стрельников В.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 29) Текст документа

ДИСЦИПЛИНА В ПРОКУРАТУРЕ

Владилен Стрельников, кандидат юридических наук, г. Саратов.

Дисциплинарная ответственность — это основной вид ответственности государственных служащих. Привлечение к ней сотрудников прокуратуры не только является важным с точки зрения обеспечения соблюдения дисциплины среди них, но и опосредованно влияет на обеспечение законности в стране. Рассмотрим особенности привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников.

Особый статус — особые наказания

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и выступает в качестве основного вида ответственности государственных служащих. Ей присущи две основные особенности. Во-первых, она распространяется только на физических лиц. Во-вторых, характерной чертой дисциплинарной ответственности является наличие специальной связи между лицом, совершившим дисциплинарный проступок, и лицом, юридически обязанным на этот проступок реагировать . ——————————— Сорокин В. Д. Административный процесс. СПб., 2000.

В литературе специалисты отмечают, что дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) . ——————————— Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996.

Говоря конкретно об ответственности служащих прокуратуры, можно утверждать, что дисциплинарная ответственность является одним из составляющих элементов правового статуса сотрудника прокуратуры и важным средством обеспечения законности и дисциплины. Согласно ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: — замечание; — выговор; — строгий выговор; — понижение в классном чине; — лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; — лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; — предупреждение о неполном служебном соответствии; — увольнение из органов прокуратуры. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: — замечание; — выговор; — увольнение по соответствующим основаниям. Как видно, Закон N 2202-1 предусматривает более широкий круг дисциплинарных взысканий. Это обусловлено спецификой службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Из содержания приведенных дисциплинарных взысканий усматривается, что большинство из них за исключением увольнения носят моральный характер и оказывают воздействие исключительно на лицо, подвергнутое им.

Общепризнанно, что основанием для применения любого вида юридической ответственности является совершение виновным субъектом правонарушения. Основанием для применения мер дисциплинарной ответственности будет совершение должностным лицом специфического правонарушения — должностного проступка. В ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей (ст. 192). Рассматривая имеющиеся в юридической литературе подходы к определению понятия дисциплинарного проступка, можно заключить, что дисциплинарный проступок — это не влекущее уголовной ответственности противоправное, виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение должностным лицом обязанностей по службе. ——————————— Старилов Ю. Н. Служебное право. М., 1996; Бахрах Д. Н. Дисциплинарное принуждение // Правоведение. 1985. N 3. С. 17 — 23; Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1998.

На наш взгляд, содержание дисциплинарной ответственности тесно связано с морально-этическими требованиями, предъявляемыми к государственному служащему, к числу которых относится дисциплинированность. Еще в 1888 году Н. Куплевасский писал: «Дисциплинарное разбирательство часто не имеет в виду взыскание за проступок, а имеет в виду разрешение спорного вопроса — совместимо ли данное положение служащего лица с обязанностями службы или же нет. Под дисциплинарными взысканиями разумеются такие, которые налагаются или для того, чтобы направить данное должностное лицо на путь, требуемый его долгом, то есть с целью улучшения его для государственной службы, или же в крайних случаях для того, чтобы очистить среду должностных лиц путем удаления из нее лиц, по нравственным качествам непригодных» . ——————————— Куплевасский Н. О. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии. Харьков, 1888.

По справедливому замечанию В. Кулапова и И. Сенякина, дисциплина в отличие от законности содержит требования не только правовых, но и моральных, этических норм . Кроме того, данное положение корреспондирует с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , где отмечается, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. ——————————— Кулапов В. Л., Сенякин И. Н. Теория государства и права. Саратов, 1999. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30.

Нарушение законности и дисциплины сотрудниками прокуратуры оказывает негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности органов прокуратуры, дискредитирует прокуратуру в глазах населения. Поэтому первостепенное значение придается вопросам соблюдения сотрудниками служебной дисциплины и законности, от решения которых во многом зависит степень доверия граждан к данной структуре. Как уже отмечалось, в качестве одного из видов дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам органов и учреждений прокуратуры, является понижение в классном чине. Классный чин работника прокуратуры характеризует должность и все то, что с нею связано, например такое существенное условие труда, как оплата. По сути дела, понижение в классном чине ведет к переводу на нижеоплачиваемую работу, которая совершается без согласия работника. Однако понижение в должности (то есть фактически перевод на другую работу) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) считается в соответствии с международными нормами формой принудительного труда. Так, в ст. 2 Конвенции Международной организации труда N 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (Женева, 28 июня 1930 г.) под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Статья 1 Конвенции Международной организации труда N 105 «Об упразднении принудительного труда» (Женева, 25 июня 1957 г.) обязывает каждого члена Международной организации труда, ратифицировавшего настоящую Конвенцию, упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины. Кроме того, в Российской Федерации принудительный труд запрещен Конституцией (п. 2 ст. 37). В. Тимофеев, рассматривая вопрос о дисциплинарных наказаниях, отмечает, что такая мера, как понижение в классном чине, либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. Действующие нормативные акты, регламентирующие прохождение службы в прокуратуре, не закрепляют механизма его реализации. Законодательно не закреплено, вправе ли прокурор субъекта Федерации понижать классный чин работника, если он присвоен не его приказом, а приказом Генерального прокурора РФ. Также не установлено, на какой срок действует данный вид взыскания, возможно ли его применение к лицу, имеющему самый низший классный чин. Автором предлагается исключить данный вид дисциплинарной ответственности из перечня, приведенного в ст. 41.7 Закона N 2202-1, и предусмотреть в качестве дисциплинарного наказания понижение в должности, разработав при этом порядок его применения . ——————————— Тимофеев В. Нужен новый вид дисциплинарной ответственности // Законность. 2006. N 3.

На наш взгляд, можно согласиться с мнением В. Тимофеева об исключении из данного Закона указанного вида дисциплинарного наказания, поскольку эффективность его применения в действительности сомнительна. Приведенный выше перечень дисциплинарных взысканий способен объективно влиять на регулирование служебных отношений в современных органах и учреждениях прокуратуры, снижение количества проступков. Однако нам представляется, что нет необходимости законодательно закреплять такой вид дисциплинарной ответственности, как понижение в должности, поскольку это противоречит международным нормам.

Кто и как полномочен наказывать

Рассматривая вопрос о наложении дисциплинарных взысканий, необходимо определить круг должностных лиц, обладающих соответствующими полномочиями. Так, в соответствии со ст. 41.7 Закона N 2202-1 организационно полномочия по привлечению к дисциплинарной ответственности распределены следующим образом. Генеральный прокурор РФ имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, им определяются полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры и директора научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации». В соответствии с п. 2.1 ст. 41.7 данного Закона председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания на работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в полном объеме. Он определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» в соответствии со ст. 41.7 Закона N 2202-1 допускается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Лишение названного нагрудного знака допускается только по приказу Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность. Как правило, данная их компетенция распространяется на технический персонал прокуратур. Полномочия этих прокуроров по привлечению к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников реализуются следующим образом. При обнаружении совершения этими лицами проступка прокурор составляет рапорт, в котором излагает сущность допущенного нарушения с предложением о привлечении к дисциплинарной ответственности. Данный рапорт направляется прокурору субъекта Федерации, к нему могут быть приобщены материалы, подтверждающие совершение дисциплинарного проступка. Необходимо отметить, что наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», может быть применено только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации (п. 5 ст. 41.7 Закона N 2202-1). Прокурор, разрешающий вопрос о наложении дисциплинарного взыскания, обязан лично разобраться в совершенном проступке и получить письменное объяснение от совершившего его лица. Дисциплинарные взыскания применяются, когда исчерпаны или в связи с тяжестью проступка не могут быть применены другие меры воздействия . ——————————— Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Под ред. Ю. И. Скуратова. М., 1996.

Дисциплинарное взыскание на прокурорского работника налагается непосредственно после обнаружения проступка. Однако понятие должностного проступка применительно к работникам прокуратуры Закон N 2202-1, к сожалению, не определяет. Как показывает практика, привлечение к дисциплинарной ответственности оперативных работников прокуратуры допускается не столько за нарушение прокурорской этики, сколько за ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей, выразившихся в недостатках и упущениях при осуществлении того или иного вида надзора, поддержании государственного обвинения в суде, а также за нарушения действующего законодательства в работе.